Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Теория «постиндустриального общества»

Поиск

Теория «постиндустриального общества» - это социаль­но-политическая концепция, объясняющая основные законо­мерности развития человеческого общества на основе анализа его технологического базиса и применяемой для обозначения высшей стадии эволюции современного западного общества.

Термин «постиндустриальное общество» впервые был применен в 1917 году теоретиком английского либерального социализма А.Пенти. В 1958 году это понятие появилось в ста­тье американского социолога Д.Рисмена «Отдых и труд в постиндустриальном обществе». Но основоположником теории постиндустриального общества является Д.Белл, который опи­сал основные элементы этой теории в книгах «Грядущее по­стиндустриальное общество» (1973) и «Культурные противоре­чия капитализма» (1978).

Согласно теории постиндустриального общества историче­ское развитие было разделено на три этапа. Первый этап - доиндустриальный, характеризующийся преобладанием аграрно­го сектора в экономике, традиционных социальных отношений и политических институтов. Второй этап - индустриальный, спецификой которого является доминирование промышленного сектора и модернизация социальных и политических институ­тов общества. Третий этап — постиндустриальный, который от­личается выдвижением на первый план сферы услуг и произ­водства знания. По мнению Д.Белла, этап постиндустриализма относится к концу XX века.

Концепция постиндустриального общества Д.Белла осно­вана на законе Энгеля, согласно которому человек склонен ранжировать собственные потребности и удовлетворять их в определенной последовательности. Сначала потребление това­ров первой необходимости (пища, одежда), потом товары дол­госрочного пользования, затем затраты на предметы роскоши и досуг.

Повышение благосостояния членов общества, утверждал Д.Белл, приводит к увеличению спроса на личные услуги, чем и обусловливается быстрое расширение третичного сектора в экономике, где решающее значение имеет широкое примене­ние информационных технологий, превращение знания в само­стоятельную отрасль экономики, а университета в основное место этого производства, распространение гибких форм мел­косерийного производства промышленной продукции, прихо­дящего на смену стандартизированному массовому производ­ству. Собственность как критерий социальной стратификации общества утрачивает былое значение, уступая место уровню образования, накопленным знаниям. В политической сфере по­стиндустриальное общество характеризуется утверждением плюралистической демократии при повышении эффективности работы государственных институтов и структур. Будучи сто­ронниками рассмотрения знания в качестве основного ресурса, обеспечивающего социальный прогресс, Д.Белл и его последо­ватели не являются приверженцами идеи свободного рынка. Они отмечают, что формирующееся общество ставит во главу угла интересы человека как целостного субъекта, зачастую подчиняя таковым требования непосредственной экономиче­ской целесообразности.

Белловская теория постиндустриального общества вызвала критику' со стороны ряда западных экономистов и социологов. Отмечалось, что само понятие «постиндустриальное общество» не несет положительного определения нового социального со­стояния. В этой связи ряд исследователей ввели понятие «ин­формационное общество». Теория информационного общества рассматривалась ими как развитие теории постиндустриально­го общества. В частности, так называлась работа И.Масуды «Информационное общество как постиндустриальное общест­во» (1980). Збигнев Бжезинский в книге «Между двух эпох» (1970) выдвинул концепцию «технотронного общества», кото­рая обосновывала возникновение нового класса, представители которого на политическом уровне выступают в качестве техно­кратов.

Теория информационного общества описывает постинду­стриальное общество в контексте информационной революции.

Понятие «информационное общество» введено японским ученым К.Коямой, на основании работ которого в Японии в 1972 году был принят «План информационного общества: на­циональная цель к 2000 г.». В концептуальном отношении из теории постиндустриального общества была заимствована схе­ма исторического развития человечества, прошедшего этапы доиндустриального, индустриального и постиндустриального прогресса. Каждому из перечисленных этапов, по мнению сто­ронников информационного общества, соответствовал свой доминирующий сектор экономики. Для аграрного этапа было характерно доминирование первичного сектора (сельского хо­зяйства). Для индустриального - вторичного сектора (промыш­ленности). Для постиндустриального - третичного сектора (сфера услуг и досуга). В теории информационного общества к третичному сектору постиндустриализма был добавлен еще один - информационный сектор, который являлся системооб­разующим.

Информация объявляется в рамках этой теории ключевым фактором производства, превосходящим по значимости все виды материального производства, производства энергии и ус­луг. Информационные технологии приводят к качественным переменам. Они открывают возможности в поиске оптималь­ных приемов и методов рационально-технического решения различных, в том числе социальных, экономических проблем, внедрения основ своего рода социальной инженерии при раз­решении комплексных вопросов социального и политического планирования и прогнозирования39. Информационные техноло­гии позволяют осуществить децентрализацию и деурбанизацию производства, возврат к «домашней индустрии» на основе современной электронной техники. На смену массовому произ­водству приходит гибкое, мелкосерийное производство това­ров, требующее высококвалифицированной рабочей силы и значительных научно-исследовательских затрат.

 

39 Информационное общество. Новая философская энциклопедия. М., 2001. Т. 2, с. 142.

 

Формируется новая культура потребления - установка на приобретение вещей одноразового использования, ускоренное обновление то­варов, считавшихся товарами длительного пользования.

Отличительным признаком информационного общества считается изменение характера межличностных отношений, которые становятся все менее стабильными. Развитие комму­никаций и увеличение благосостояния дает возможность сво­бодно менять место жительства. В политической сфере прогно­зируется ослабление роли национального государства, усиле­ние роли этнических, культурных, религиозных меньшинств, а также ожидается постепенный переход от представительной к плебисцитарной форме демократии.

Информационное общество ожидает обострение ряда про­тиворечий. Ускоренная трансформация ценностных систем по­вышает вероятность значительных расхождений между инди­видуальными и социальными ценностными ориентациями. Ут­рачивается согласие, теряются единые стандарты поведения, общие правила, язык. Калейдоскоп ценностных ориентации и предпочтений порождает резкий рост субкультур, что приведет к усилению конфликтогенности общества.

Теория информационного общества активно использова­лась в глобальном моделировании, прогнозировании социаль­но-политических сдвигов в западных странах и изменений в мировой экономической системе и системе международных отношений.

 

Глобализм и антиглобализм

Современный мир явил рождение очень многих политиче­ских и идеологических феноменов. К этим феноменам следует отнести такие идеологии, как глобализм и антиглобализм.

Сегодня о глобализации говорят и пишут много. С одной стороны, подчеркивается, что глобализация есть процесс необ­ходимый, обусловленный экономической взаимозависимостью стран, развитием средств коммуникации и информатизации, распространением образования и знания, что ведет к переходу от простого взаимодействия народов и государств к формиро­ванию единого, целостного мира. С другой стороны, указыва­ется на негативный характер глобализации, поскольку она ведет к эксплуатации слабых сильными, к нивелировке культур и унификации образа жизни, к политике двойных стандартов и однополюсному миру. Отсюда делается вывод, что надо сохра­нить позитивные и отсечь негативные тенденции в глобализа­ции и тогда, дескать, глобализация будет протекать в интересах всего человечества.

При такой оценке глобализации смешиваются два принци­пиально разных явления - глобализация и интеграция. Идеоло­ги глобализации, прикрываясь объективными интеграционны­ми процессами, называя их глобальными, на самом деле всяче­ски противодействуют интеграционному вектору развития ми­ровой цивилизации. Глобализация является антинтеграционной идеологией, смысл которой в «консервации современного ва­рианта распределения общего природного достояния человече­ства между богатыми и бедными странами», когда «богатые страны потребляют четыре пятых общего природного достоя­ния человечества бесплатно»40. Бесплатное присвоение при­родных, трудовых, интеллектуальных ресурсов человечества в интересах западных корпораций и потребителей - вот истин­ный мотив навязывания незападному миру свободного рынка и глобального либерализма. В известной степени это вынужден признать лауреат Нобелевской премии по экономике за 2002 год Джозеф Стиглиц, который отмечает, что существует боль­шой массив фактических данных и аналитических построений, подтверждающих, что глобализация усиливает экономическую нестабильность, а экономическая нестабильность способствует ослаблению чувства защищенности и увеличению масштабов нищеты41. По замечанию российского философа Б.Н.Бессонова, «концепция глобализации - свидетельство кризиса западного фшюсофско-исторического, политического и тому подобного сознания. Все ее модели: рыночные, либеральные, демократи­ческие, все апелляции к свободе личности, к частной собствен­ности и т.д., по сути, терпят крах.

Глобализация - очередная попытка Запада навязать миру, с одной стороны, свое фальси­фицированное мировоззрение, с другой - укрепить свое, пока еще весьма ощутимое, господство над многими странами мира»42.

Один из самых интересных и значительных идеологиче­ских феноменов современного мира - антиглобализм. Фор­мально за дату рождения антиглобализма можно принять 1994 год. В этот год субкоманданте Инсурхенте Маркое (подчерки­вая своим званием преемственность дела Эрнесто Че Гевары), во главе небольшого отряда индейцев попытался захватить че­тыре главных города штата Чиапас на юге Мексики. Прави­тельственным войскам удалось уничтожить основную часть повстанцев, но уцелевшие во главе с Маркосом ушли в джунг­ли, где набрали новых сторонников и заявили о себе на весь мир. За последние годы Маркое смог добиться многого: были приняты законы касательно этнических меньшинств, ликвиди­рован целый ряд военных блокпостов-крепостей, сам Маркое выступил с главной трибуны страны. Сейчас повстанческие группы действуют не только в Мексике и Латинской Америке, отдельные отряды существуют даже в Океании.

Партизанское движение - далеко не единственная форма антиглобализма. Пожалуй, самая известная мировой общест­венности антиглобалистская деятельность - это огромные ми­тинги, демонстрации и манифестации, которыми сопровожда­ются, в первую очередь, саммиты большой восьмерки, всемир­ного экономического форума, Европейского союза, заседания МВФ, ВБ, ВТО. За последние несколько лет антиглобалистские демонстрации прогремели в Праге, Монреале, Ницце, Квебеке, Барселоне, Лондоне, Вашингтоне, Давосе, Сеуле, Париже, Ге­нуе, Нью-Йорке, Эвиане, Салониках. Так, в Генуе в 2001 году на саммите большой восьмерки общее количество антиглоба­листов превысило 150 тысяч человек, и внимание журналистов привлекал отнюдь не этот саммит.

Под общим названием «антиглобалист» группируются марксисты, «зеленые», анархисты, изоляционисты, хиппующие студенты, представители профсоюзов, сторонники религиозных организаций и экзотических культов, безработные.

42 Бессонов Б.Н. Глобализация и Россия. / Единство и этнокультурное разнообразие мира. Диалог мировоззрений. Нижний Новгород, 2001, с. 122.

 

40      Отчет по человеческому развитию. Нью-Йорк, 1994, с. 19, 21.

41      Доклад о развитии человека за 2003 год. Минск, 2003, с. 80.

 

В на­стоящее время насчитывается более 500 антиглобалистских организаций самого разного толка. Антиглобалисты протесту­ют против глобализации на благо богатых и во вред бедным, против глобализации, думающей и отвергающей демократию, против глобализации, разрушающей экологию планеты. На глазах возникает новая символика, культура, идеология анти­глобализма. Книги политолога Ноама Хомски, романы Сюзен Джордж и Стюарта Хоума, эссе и стихи команданте Маркоса, наконец, «Империя» Тони Негри - фундаментальное исследо­вание финальной фазы рыночного строя, написанное итальян­ским профессором в тюрьме, формируют сознание миллионов молодых людей, несогласных с политикой глобализации.

Естественно, что такое разнообразное явление заключает в себе несколько центров. Мощнейшее ядро движения - мар­ксизм, вокруг которого концентрируются все левые силы. Как известно, в настоящее время Западная Европа переживает один из самых сильных всплесков левого движения с 1968 года. Это самое многообещающее и далеко идущее движение анти­глобалистов.

Другое, достаточно сильное течение антиглобализма — «зе­леные». Их деятельность не ограничивается крупными фору­мами. «Зеленые» очень часто шокируют, заявляя о себе еди­ничными разгромами магазинов, занимающихся продажей ме­ховых изделий и другими эпатирующими способами. Это дви­жение вызывает больше всего сочувствия в обществе. Между и рядом с этими основными центрами антиглобализма вращается чрезвычайно яркий и разномастный поток идей различного юлка, что не только не выбивается из общей картины, но даже придает антиглобализму определенный выигрышный образ собрания неординарных, интеллектуальных и творческих лю­дей. Некоторые исследователи подчеркивают инновационность антиглобалистов, указывая на их использование передовых технологий, разнообразие в средствах протеста. Действитель­но, разобрать в колоннах антиглобалистов, гда панк, анархист или марксист - практически невозможно, зачастую это одно и то же лицо. Многие исследователи считают, что это действи­тельно постмодернисткий признак бурного протеста, называе­мого антиглобализмом.

 

Этнополитические идеологии

Этнополитическая идеология обосновывает свободу, поли­тическое самоопределение этнообщности вплоть до требования политической независимости. Главным проявлением идеологи­чески формируемого чувства национальной принадлежности участников этнополитического движения становится солидар­ность, поддержка требований этнолидеров и этнопартий. По­добная идеология широко распространена в обществах, где эт­нокультурным различиям придается особая значимость, вплоть до ее официальной регистрации государством и даже построе­ния государственности на этнической основе. В последнем случае это отчетливо проявляется в Латвии и Эстонии, где го­сударственное строительство осуществляется на принципах агрессивного национализма.

Особую разновидность этнополитической идеологии пред­ставляет сионизм с его идеей переселения всех евреев на «зем­лю обетованную» (государство Израиль). Как всякий агрессив­ный национализм, сионизм включает презрение и ненависть к другим народам. Идеология сионизма базируется на мифе о «богоизбранности» евреев и некоторых догматах иудаизма. Сионизм интегрировал идеи «национальной чистоты», «жиз­ненного пространства», «двойного гражданства» (преданности и службы израильскому «отечеству» граждан иных госу­дарств)»43. В зависимости от обстоятельств сионизм иницииру­ет применение военной силы для подавления «интифады» («войны камней») на оккупированных землях Палестины, ми­литаризацию всей жизни (всеобщая воинская служба для всех мужчин и женщин), оккупацию захваченных палестинских зе­мель, национальную вражду между арабами и евреями. Сио­низм, как агрессивный национализм, не разрешает, а обостряет национальный вопрос.

3 Сионизм. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993, с. 353.

 

Этнополитическая идеология имеет два варианта развития: либо двигаться в тупиковом направлении агрессивного нацио­нализма (Латвия, Эстония), либо развиваться на путях защиты права этнообщности на самобытный стиль жизни, признания этнообщности в федеративном государстве, в определенных случаях даже требования создания независимого национально­го государства (к примеру, этнополитическое движение басков в Испании), международного сотрудничества и гарантий ра­венства гражданских и политических прав для представителей других наций.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.184.136 (0.014 с.)