Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Теория «постиндустриального общества»Содержание книги
Поиск на нашем сайте
Теория «постиндустриального общества» - это социально-политическая концепция, объясняющая основные закономерности развития человеческого общества на основе анализа его технологического базиса и применяемой для обозначения высшей стадии эволюции современного западного общества. Термин «постиндустриальное общество» впервые был применен в 1917 году теоретиком английского либерального социализма А.Пенти. В 1958 году это понятие появилось в статье американского социолога Д.Рисмена «Отдых и труд в постиндустриальном обществе». Но основоположником теории постиндустриального общества является Д.Белл, который описал основные элементы этой теории в книгах «Грядущее постиндустриальное общество» (1973) и «Культурные противоречия капитализма» (1978). Согласно теории постиндустриального общества историческое развитие было разделено на три этапа. Первый этап - доиндустриальный, характеризующийся преобладанием аграрного сектора в экономике, традиционных социальных отношений и политических институтов. Второй этап - индустриальный, спецификой которого является доминирование промышленного сектора и модернизация социальных и политических институтов общества. Третий этап — постиндустриальный, который отличается выдвижением на первый план сферы услуг и производства знания. По мнению Д.Белла, этап постиндустриализма относится к концу XX века. Концепция постиндустриального общества Д.Белла основана на законе Энгеля, согласно которому человек склонен ранжировать собственные потребности и удовлетворять их в определенной последовательности. Сначала потребление товаров первой необходимости (пища, одежда), потом товары долгосрочного пользования, затем затраты на предметы роскоши и досуг. Повышение благосостояния членов общества, утверждал Д.Белл, приводит к увеличению спроса на личные услуги, чем и обусловливается быстрое расширение третичного сектора в экономике, где решающее значение имеет широкое применение информационных технологий, превращение знания в самостоятельную отрасль экономики, а университета в основное место этого производства, распространение гибких форм мелкосерийного производства промышленной продукции, приходящего на смену стандартизированному массовому производству. Собственность как критерий социальной стратификации общества утрачивает былое значение, уступая место уровню образования, накопленным знаниям. В политической сфере постиндустриальное общество характеризуется утверждением плюралистической демократии при повышении эффективности работы государственных институтов и структур. Будучи сторонниками рассмотрения знания в качестве основного ресурса, обеспечивающего социальный прогресс, Д.Белл и его последователи не являются приверженцами идеи свободного рынка. Они отмечают, что формирующееся общество ставит во главу угла интересы человека как целостного субъекта, зачастую подчиняя таковым требования непосредственной экономической целесообразности. Белловская теория постиндустриального общества вызвала критику' со стороны ряда западных экономистов и социологов. Отмечалось, что само понятие «постиндустриальное общество» не несет положительного определения нового социального состояния. В этой связи ряд исследователей ввели понятие «информационное общество». Теория информационного общества рассматривалась ими как развитие теории постиндустриального общества. В частности, так называлась работа И.Масуды «Информационное общество как постиндустриальное общество» (1980). Збигнев Бжезинский в книге «Между двух эпох» (1970) выдвинул концепцию «технотронного общества», которая обосновывала возникновение нового класса, представители которого на политическом уровне выступают в качестве технократов. Теория информационного общества описывает постиндустриальное общество в контексте информационной революции. Понятие «информационное общество» введено японским ученым К.Коямой, на основании работ которого в Японии в 1972 году был принят «План информационного общества: национальная цель к 2000 г.». В концептуальном отношении из теории постиндустриального общества была заимствована схема исторического развития человечества, прошедшего этапы доиндустриального, индустриального и постиндустриального прогресса. Каждому из перечисленных этапов, по мнению сторонников информационного общества, соответствовал свой доминирующий сектор экономики. Для аграрного этапа было характерно доминирование первичного сектора (сельского хозяйства). Для индустриального - вторичного сектора (промышленности). Для постиндустриального - третичного сектора (сфера услуг и досуга). В теории информационного общества к третичному сектору постиндустриализма был добавлен еще один - информационный сектор, который являлся системообразующим. Информация объявляется в рамках этой теории ключевым фактором производства, превосходящим по значимости все виды материального производства, производства энергии и услуг. Информационные технологии приводят к качественным переменам. Они открывают возможности в поиске оптимальных приемов и методов рационально-технического решения различных, в том числе социальных, экономических проблем, внедрения основ своего рода социальной инженерии при разрешении комплексных вопросов социального и политического планирования и прогнозирования39. Информационные технологии позволяют осуществить децентрализацию и деурбанизацию производства, возврат к «домашней индустрии» на основе современной электронной техники. На смену массовому производству приходит гибкое, мелкосерийное производство товаров, требующее высококвалифицированной рабочей силы и значительных научно-исследовательских затрат.
39 Информационное общество. Новая философская энциклопедия. М., 2001. Т. 2, с. 142.
Формируется новая культура потребления - установка на приобретение вещей одноразового использования, ускоренное обновление товаров, считавшихся товарами длительного пользования. Отличительным признаком информационного общества считается изменение характера межличностных отношений, которые становятся все менее стабильными. Развитие коммуникаций и увеличение благосостояния дает возможность свободно менять место жительства. В политической сфере прогнозируется ослабление роли национального государства, усиление роли этнических, культурных, религиозных меньшинств, а также ожидается постепенный переход от представительной к плебисцитарной форме демократии. Информационное общество ожидает обострение ряда противоречий. Ускоренная трансформация ценностных систем повышает вероятность значительных расхождений между индивидуальными и социальными ценностными ориентациями. Утрачивается согласие, теряются единые стандарты поведения, общие правила, язык. Калейдоскоп ценностных ориентации и предпочтений порождает резкий рост субкультур, что приведет к усилению конфликтогенности общества. Теория информационного общества активно использовалась в глобальном моделировании, прогнозировании социально-политических сдвигов в западных странах и изменений в мировой экономической системе и системе международных отношений.
Глобализм и антиглобализм Современный мир явил рождение очень многих политических и идеологических феноменов. К этим феноменам следует отнести такие идеологии, как глобализм и антиглобализм. Сегодня о глобализации говорят и пишут много. С одной стороны, подчеркивается, что глобализация есть процесс необходимый, обусловленный экономической взаимозависимостью стран, развитием средств коммуникации и информатизации, распространением образования и знания, что ведет к переходу от простого взаимодействия народов и государств к формированию единого, целостного мира. С другой стороны, указывается на негативный характер глобализации, поскольку она ведет к эксплуатации слабых сильными, к нивелировке культур и унификации образа жизни, к политике двойных стандартов и однополюсному миру. Отсюда делается вывод, что надо сохранить позитивные и отсечь негативные тенденции в глобализации и тогда, дескать, глобализация будет протекать в интересах всего человечества. При такой оценке глобализации смешиваются два принципиально разных явления - глобализация и интеграция. Идеологи глобализации, прикрываясь объективными интеграционными процессами, называя их глобальными, на самом деле всячески противодействуют интеграционному вектору развития мировой цивилизации. Глобализация является антинтеграционной идеологией, смысл которой в «консервации современного варианта распределения общего природного достояния человечества между богатыми и бедными странами», когда «богатые страны потребляют четыре пятых общего природного достояния человечества бесплатно»40. Бесплатное присвоение природных, трудовых, интеллектуальных ресурсов человечества в интересах западных корпораций и потребителей - вот истинный мотив навязывания незападному миру свободного рынка и глобального либерализма. В известной степени это вынужден признать лауреат Нобелевской премии по экономике за 2002 год Джозеф Стиглиц, который отмечает, что существует большой массив фактических данных и аналитических построений, подтверждающих, что глобализация усиливает экономическую нестабильность, а экономическая нестабильность способствует ослаблению чувства защищенности и увеличению масштабов нищеты41. По замечанию российского философа Б.Н.Бессонова, «концепция глобализации - свидетельство кризиса западного фшюсофско-исторического, политического и тому подобного сознания. Все ее модели: рыночные, либеральные, демократические, все апелляции к свободе личности, к частной собственности и т.д., по сути, терпят крах. Глобализация - очередная попытка Запада навязать миру, с одной стороны, свое фальсифицированное мировоззрение, с другой - укрепить свое, пока еще весьма ощутимое, господство над многими странами мира»42. Один из самых интересных и значительных идеологических феноменов современного мира - антиглобализм. Формально за дату рождения антиглобализма можно принять 1994 год. В этот год субкоманданте Инсурхенте Маркое (подчеркивая своим званием преемственность дела Эрнесто Че Гевары), во главе небольшого отряда индейцев попытался захватить четыре главных города штата Чиапас на юге Мексики. Правительственным войскам удалось уничтожить основную часть повстанцев, но уцелевшие во главе с Маркосом ушли в джунгли, где набрали новых сторонников и заявили о себе на весь мир. За последние годы Маркое смог добиться многого: были приняты законы касательно этнических меньшинств, ликвидирован целый ряд военных блокпостов-крепостей, сам Маркое выступил с главной трибуны страны. Сейчас повстанческие группы действуют не только в Мексике и Латинской Америке, отдельные отряды существуют даже в Океании. Партизанское движение - далеко не единственная форма антиглобализма. Пожалуй, самая известная мировой общественности антиглобалистская деятельность - это огромные митинги, демонстрации и манифестации, которыми сопровождаются, в первую очередь, саммиты большой восьмерки, всемирного экономического форума, Европейского союза, заседания МВФ, ВБ, ВТО. За последние несколько лет антиглобалистские демонстрации прогремели в Праге, Монреале, Ницце, Квебеке, Барселоне, Лондоне, Вашингтоне, Давосе, Сеуле, Париже, Генуе, Нью-Йорке, Эвиане, Салониках. Так, в Генуе в 2001 году на саммите большой восьмерки общее количество антиглобалистов превысило 150 тысяч человек, и внимание журналистов привлекал отнюдь не этот саммит. Под общим названием «антиглобалист» группируются марксисты, «зеленые», анархисты, изоляционисты, хиппующие студенты, представители профсоюзов, сторонники религиозных организаций и экзотических культов, безработные. 42 Бессонов Б.Н. Глобализация и Россия. / Единство и этнокультурное разнообразие мира. Диалог мировоззрений. Нижний Новгород, 2001, с. 122.
40 Отчет по человеческому развитию. Нью-Йорк, 1994, с. 19, 21. 41 Доклад о развитии человека за 2003 год. Минск, 2003, с. 80.
В настоящее время насчитывается более 500 антиглобалистских организаций самого разного толка. Антиглобалисты протестуют против глобализации на благо богатых и во вред бедным, против глобализации, думающей и отвергающей демократию, против глобализации, разрушающей экологию планеты. На глазах возникает новая символика, культура, идеология антиглобализма. Книги политолога Ноама Хомски, романы Сюзен Джордж и Стюарта Хоума, эссе и стихи команданте Маркоса, наконец, «Империя» Тони Негри - фундаментальное исследование финальной фазы рыночного строя, написанное итальянским профессором в тюрьме, формируют сознание миллионов молодых людей, несогласных с политикой глобализации. Естественно, что такое разнообразное явление заключает в себе несколько центров. Мощнейшее ядро движения - марксизм, вокруг которого концентрируются все левые силы. Как известно, в настоящее время Западная Европа переживает один из самых сильных всплесков левого движения с 1968 года. Это самое многообещающее и далеко идущее движение антиглобалистов. Другое, достаточно сильное течение антиглобализма — «зеленые». Их деятельность не ограничивается крупными форумами. «Зеленые» очень часто шокируют, заявляя о себе единичными разгромами магазинов, занимающихся продажей меховых изделий и другими эпатирующими способами. Это движение вызывает больше всего сочувствия в обществе. Между и рядом с этими основными центрами антиглобализма вращается чрезвычайно яркий и разномастный поток идей различного юлка, что не только не выбивается из общей картины, но даже придает антиглобализму определенный выигрышный образ собрания неординарных, интеллектуальных и творческих людей. Некоторые исследователи подчеркивают инновационность антиглобалистов, указывая на их использование передовых технологий, разнообразие в средствах протеста. Действительно, разобрать в колоннах антиглобалистов, гда панк, анархист или марксист - практически невозможно, зачастую это одно и то же лицо. Многие исследователи считают, что это действительно постмодернисткий признак бурного протеста, называемого антиглобализмом.
Этнополитические идеологии Этнополитическая идеология обосновывает свободу, политическое самоопределение этнообщности вплоть до требования политической независимости. Главным проявлением идеологически формируемого чувства национальной принадлежности участников этнополитического движения становится солидарность, поддержка требований этнолидеров и этнопартий. Подобная идеология широко распространена в обществах, где этнокультурным различиям придается особая значимость, вплоть до ее официальной регистрации государством и даже построения государственности на этнической основе. В последнем случае это отчетливо проявляется в Латвии и Эстонии, где государственное строительство осуществляется на принципах агрессивного национализма. Особую разновидность этнополитической идеологии представляет сионизм с его идеей переселения всех евреев на «землю обетованную» (государство Израиль). Как всякий агрессивный национализм, сионизм включает презрение и ненависть к другим народам. Идеология сионизма базируется на мифе о «богоизбранности» евреев и некоторых догматах иудаизма. Сионизм интегрировал идеи «национальной чистоты», «жизненного пространства», «двойного гражданства» (преданности и службы израильскому «отечеству» граждан иных государств)»43. В зависимости от обстоятельств сионизм инициирует применение военной силы для подавления «интифады» («войны камней») на оккупированных землях Палестины, милитаризацию всей жизни (всеобщая воинская служба для всех мужчин и женщин), оккупацию захваченных палестинских земель, национальную вражду между арабами и евреями. Сионизм, как агрессивный национализм, не разрешает, а обостряет национальный вопрос. 3 Сионизм. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993, с. 353.
Этнополитическая идеология имеет два варианта развития: либо двигаться в тупиковом направлении агрессивного национализма (Латвия, Эстония), либо развиваться на путях защиты права этнообщности на самобытный стиль жизни, признания этнообщности в федеративном государстве, в определенных случаях даже требования создания независимого национального государства (к примеру, этнополитическое движение басков в Испании), международного сотрудничества и гарантий равенства гражданских и политических прав для представителей других наций.
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 130; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.135.184.136 (0.014 с.) |