Типы гребных и гребно-парусных шлюпок 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Типы гребных и гребно-парусных шлюпок



Морские корабельные шлюпки классифицируются:

1. по роду движения – на гребные, гребно-парусные, гребно-парусно-моторные;

2. по материалу корпуса – на деревянные, металлические, пластмассовые, резиновые и композитные (набор и обшивка из разных материалов);

3. по кормовому образованию корпуса – на транцевые (с тупой срезанной кормой – транцем) и вельботного типа (с острым образованием кормы)(1);

4. по роду движителя – на весельные, парусные и винтовые.

 

В Военно-Морском Флоте используется несколько типов гребных и гребно-парусных шлюпок.

 

Катера десятивесельные предназначены для учебно-спортивных целей. Они имеют деревянный корпус с транцевой кормой и двухмачтовое рейковое парусное вооружение.

 

Ялы шести-, четырех- и двухвесельные многоцелевого назначения. Имеют деревянный корпус (пластмассовый) с транцевой кормой. Шести- и четырехвесельные ялы имеют одномачтовое рейково-разрезное парусное вооружение и подвесной мотор.

 

Тузики – самые малые гребные шлюпки с транцевой кормой и парными веслами. Имеются на малых кораблях, используются на закрытых рейдах.

 

Надувные шлюпки резинотканевые. Используются на подводных лодках и в морской авиации. Снабжаются веслами и иногда парусным вооружением.

 

Пассажирские и транспортные суда, а также вспомогательные плавучие средства ВМФ снабжаются вельботами и спасательными шлюпками.

 

Вельботы шестивесельные (разъездные или спасательные) имеют деревянный корпус с острым образованием кормы, распашные весла(2) и одномачтовое парусное вооружение (гребно-парусные вельботы). Могут быть также и гребно-парусно-моторные вельботы.

 

Спасательные шлюпки – бестранцевые, вельботного типа. Расположенные вдоль бортов и в носовой части корпуса герметичные воздушные ящики улучшают непотопляемость шлюпки. На скулах корпуса имеются киль-поручни, а по бортам – спасательные леера с поплавками, за которые могут держаться находящиеся в воде люди. Весла распашные. Парусное вооружение одномачтовое люгерное. Спасательные шлюпки вместимостью до 60 человек бывают гребными, от 60 до 100 – моторными или оборудованными средствами механического движения (приводными), свыше 100 человек – только моторными.

 

(1) Транцевые шлюпки часто заливает попутная волна. Вельботы и спасательные шлюпки, имеющие острую корму, этого недостатка не имеют

 

(2)В отличие от вальковых распашные весла имеют больший внутренний рычаг, но без валька. Гребец сидит на банке один и гребет с противоположного от своего места борта.

 

Нормы эксплуатации

Одно из главных условий безопасности плавания – соблюдение норм эксплуатации, определенных для каждого типа шлюпок. Знание этих норм для командиров и старшин шлюпок обязательно.

 

На катерах, идущих на веслах или буксире по закрытым рейдам или гаваням при ветре < 5 баллов, допускается перевозить:

· на барказах – не более 5 человек на одно весло;

· на катерах – не более 5 человек на одну банку.

 

В число перевозимых людей входят и гребцы шлюпки.

 

При перевозках людей на катерах при той же обстановке под парусами указанные нормы уменьшаются вдвое. Ялам и вельботам на закрытых рейдах и в гаванях определены следующие нормы:

· шестивесельным ялам при ветре < 5 баллов и движении на веслах – 13 человек, при движении под парусами – 8 человек, при движении под мотором – 7 человек; при ветре < 3 баллов под мотором – не более 13 человек. Эксплуатация яла под мотором при ветре > 5 баллов запрещается;

· четырехвесельным ялам при ветре < 4 баллов и движении на веслах – 9 человек, при движении под парусами– 6 человек; при волнении моря < 2 баллам и движении под мотором – 9 человек. При ветре > 4 баллов эти нормы снижаются сообразно обстановке. Эксплуатация яла под мотором запрещается;

· двухвесельным ялам при ветре < 2 баллов – 3 человека. При волнении моря >2 баллов эксплуатация яла запрещается;

· вельботам при ветре < 5 баллов и движении на веслах – 13 человек, при движении под парусами – 8 человек.

 

Спасательным шлюпкам мореходность не ограничена. Предельная нагрузка шлюпок при перевозках компактных и малоемких грузов определяется из расчета 80 кг груза вместо одного человека.

 

При перевозках жидких и сыпучих грузов в условиях благоприятной погоды приняты следующие нормы:

· на катерах – 4–6 т;

· на шестивесельных вельботах – 3 т;

· на шестивесельных ялах – 2,5 т.

 

При ветре > 5 баллов и зыби, а также при перевозках на открытых рейдах и в море приводимые нормы снижаются сообразно обстановке.

 

Ответственность за соблюдение норм эксплуатации несет старший из присутствующих на шлюпке офицеров корабельного состава, а при отсутствии офицеров – старшина шлюпки. При отправлении шлюпки с корабля ответственность возлагается на вахтенного офицера.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 83; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.239.231 (0.008 с.)