Искусство Древних цивилизаций: Древний Египет и Древний Восток. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Искусство Древних цивилизаций: Древний Египет и Древний Восток.



Искусство Древних цивилизаций: Древний Египет и Древний Восток.

Время существования древних цивилизаций примерно с III тыс. до н. е. – до I тыс. н. е. Все древние цивилизации очень непохожие одна на другую, в этом их отличие от первобытной культуры, которая мало различалась по регионам.

Древние цивилизации на основе коренного различия материальной и духовной культуры разделяют на цивилизации Востока и античную цивилизацию Запада.

Наиболее важным событием в развитии культуры древних цивилизаций стало появление письменности. Мифы, предания, историческая хроника – все становилось достоянием последующих поколений без существенных искажений. Еще большее значение появление письменности имело для науки. Существенной чертой культуры древних цивилизаций стала трансформация примитивных верований в целостные религиозные системы с четко определенной идеей, разработанному ритуалу, обрядностью. В это время возникают религии, существующие до настоящего времени: буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, зороастризм, иудаизм, христианство.

Важным достижением эпохи древних цивилизаций было возникновение философии как самостоятельной отрасли знания, развитие науки, формирование почти всех видов искусства, дошедших до современности: архитектуры, скульптуры, живописи, литературы, театра и т.д.

В эту эпоху духовная культура приобретает автономность, становится самостоятельной ценностью. Живопись, архитектура, скульптура теряют свое утилитарно-практическое значение и начинают служить воспитанию чувства прекрасного, вызывают эстетическое наслаждение. Началась эпоха духовной деятельности, выработки мировоззрений, определились основные моральные, религиозные понятия человечества вплоть до сегодняшнего дня. Почти одновременно формируются четыре очага культуры: Древняя Греция, Иран, Китай и Индия.

Первая особенность Востока состоит в устойчивости его цивилизации. Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (древность, Средневековье и т.д.) сопровождается крушением старой системы ценностей, а также политических и экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации. Напротив, они органично вписываются в старое.

Культуры древнего Востока: Месопотамия, Древняя Палестина, Египет, Древняя Индия, Древний Китай.

Месопотамия

Цивилизация Древней Месопотамии была другим давним и наиболее важным центром культуры, имела сильное влияние на развитие Средиземноморья и всего мира. Она развивалась с IV-Ш тыс. до н. э. На ее территории (ныне Ирак) возник ряд деспотических государств: Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия.

Именно Месопотамию можно считать родиной письменности. Ее изобрели, чтобы облегчить бухгалтерию, что значительно осложнилась в развитом городском и храмовом хозяйстве. Письменность имела большое значение в становлении и закреплении новой культуры древнего общества. В музеях и научных учреждениях хранится ныне свыше 1,5 млн. клинописных текстов. Месопотамская письменность в своей древнейшей пиктографической форме появилась на рубеже 4-3 тыс. до н.э. Клинописное письмо на глиняных табличках с середины II тыс. до н.э. стало средством международного общения на Ближнем Востоке, а впоследствии было положено в основу финикийского, на базе которого была создана греческая азбука. Одним из выдающихся достижений вавилонской ассирийской культуры было создание библиотек и архивов. Одна из крупнейших библиотек того периода – библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала (669 г.–около 633 г. до н.э.), содержавшая около 25 тыс. глиняных табличек с записями важнейших исторических событий и законов, литературных и научных текстов.

Огромным достижением народов Месопотамии было создание мифологических образов и сюжетов: "Сказание о Гильгамеше", о "золотом веке", всемирном потопе, о создании людей, райской жизни и другие, которые стали предшественниками многих библейских сюжетов.

К высшим достижениям культуры Древней Месопотамии следует отнести успехи в сооружении дворцов и храмовых комплексов. Еще в шумерский период сформировался определенный тип храмового зодчества, связанный с применением искусственных платформ, на которых устанавливался центральный храм. Знаменитая Вавилонская башня, на вершине которой было расположено святилище верховного бога Мардука. Одним из семи чудес света были висячие сады при дворце вавилонского царя Навуходоносора II (605-562 гг. до н.э.) В области архитектуры важным достижением народов Месопотамии стало создание арки.

В отличие от древних египтян, которые рассматривали жизнь как подготовку к смерти в надежде на вечную жизнь, мировоззрение народов Месопотамии более реалистичное, ориентированное на земные интересы. Средством достижения земного счастья считалось подчинение божественной и царской воле; высшими ценностями были успех, уважение, слава.

Достижение Месопотамии в области математики, медицины, литературы, архитектуры стали значительным вкладом в сокровищницу мировой культуры.

Древний Китай

Культура Древнего Китая сформировалась в III тыс. до н.э. и развивается почти непрерывно в течение 5 тысяч лет. Китайский этнос создал особый тип культуры, который отличается от культуры других народов. Крупнейшими, общепризнанными пророками здесь считались те, кто учил жить достойно в соответствии с принятыми нормами. Жить ради жизни, а не ради блаженства на том свете или спасения от страданий.

Важной чертой древней китайской культуры было, в отличие от европейской, недостижение практических целей, а личное самосовершенствование человека.

Характерными особенностями китайской культуры выступают: традиционализм – ориентация на поддержку образа жизни предков, на подчинение индивида социальному порядку; религиозно-поэтическое отношение к природе, которая была предметом поклонения; китайская церемония – наличие фиксированных норм поведения и мышления, которые сложились на основе культа древности, и которые были положены в основу нового типа городской рациональной культуры: "растворение" религиозного начала в социальном, что нашло яркое отражение и выражение в конфуцианстве.

Основными видами искусства в Китае выступают архитектура, литература, музыка, живопись, прикладное искусство. Уже в XV веке до н.э. в Китаесуществовала развитая система иероглифического письма, насчитывающая околодвух тысяч иероглифов. Чрезвычайно бурное развитие китайской письменностихарактерно для первых веков нашей эры: так, во II веке число иероглифов составляло более 10 тыс., в III веке – более 18 тыс. При императорских дворах создаются большие библиотеки. К началу I тыс. до н.э. относятся наиболее ранние памятники древнекитайской литературы: «Книга песен», содержащая около 300 песен и стихов, и «Книга перемен».

Широко известны древние китайские монументальные сооружения:

– Большой канал, который строился на протяжении многих веков;

– Великая китайская стена, строительство которой осуществлялось в период

объединения страны в единое централизованное государство (221-207гг. до н.э.) и

которая должна была защитить Китай от внешних врагов.

В культурной жизни Китая важны буддийские монастыри, которые были украшены скульптурными изображениями Будды и буддийских божеств, императорские дворцы (в III веке до н.э. их было построено более 7000).

В VII-XVIII веках основное место среди других видов искусства заняла живопись, которая отразила преклонение людей перед красотами Вселенной, природы. Самостоятельными жанрами были "люди", "цветы-птицы", "горы-воды" ставшие традиционными на многие века. Кроме того, им принадлежит изобретение бумаги, книгопечатания, пороха, фарфора и т.д.

Культура Древнего Китая сохранила собственную самобытность на протяжении тысяч лет, поэтому её можно по праву отнести к "вечным цивилизациям".

 

Древний Египет

Культура Древнего Египта – одна из самых древних культур мира. Наиболее существенной чертой культуры был ее сакральный теократический характер, выраженный в культе обожествленного фараона и культе загробной жизни, то есть в вере в возможность бессмертия. Вера в загробную жизнь связывалась египтянами с умирающим и воскресающим богом Осирисом. Теологическое обоснование получил и культ фараона, который считался сыном главного бога египтян Ра, божественным, сверхъестественным существом, что правит не только своей страной, но и всем миром. Искусство Древнего Египта было неразрывно связано с культом и выражало основные идеи религии: безграничного могущества богов, включая бога-фараона, тему смерти, подготовки к ней и дальнейшего загробного существования. Для увековечения души и тела служило искусство бальзамирования и строительство гробниц – домов вечности. Искусству, как и письму, приписывалась огромная магическая сила в плане сохранения жизни. С религиозным характером искусства была связана его каноничность, монументальность, симметричность, выражавших представление о незыблемости существующих порядков и веру в сверхъестественную сущность фараона. Индивидуальная воля художника была ограничена. Его задача было творить и оберегать священные каноны. Наиболее впечатляющих результатов египтяне достигли в архитектуре, которая была тесно связана с их религиозными представлениями и политическим строем. Были выработаны четкие архитектурные формы и типы монументальных сооружений: пирамида, обелиск, колонна. Канон в изобразительном искусстве предполагал одновременное сочетание при изображении фигуры на плоскости элементов в фас (глаза, плечи) и профиль (лицо, грудь, ноги), разномасштабность фигур как выражение градации значимости изображаемых лиц. Большое развитие получило создание скульптурных портретов. По представлениям египтян, портретные статуи играли роль двойников умерших и служили вместилищем их душ. Древнеегипетские статуи всегда строго пропорциональны, фронтальные и статические. Среди египетских скульптур наиболее известной является большой сфинкс. Богата и разнообразна литература Древнего Египта. Важнейшие литературные тексты – записи мифов, истории о богах. Важное место здесь занимает "Книга мертвых", которая носила сакральный характер. Египтяне были одним из первых народов, который изобрел письменность. Древнее письмо появилось здесь уже в конце IV тысячелетия до н.э. Это иероглифическое письмо. Достижения древних египтян, в частности их религиозно-мифологические представления, произведенные здесь монументальные архитектурные строения, достижения в области математики и медицины, религиозно-мифологические сюжеты в литературе, имели большое значение и влияние на развитие других культур, в том числе и античной.

Цивилизации Древнего Востока внесли огромный вклад в мировую культуру. Это были первые, по-настоящему твердые шаги на пути к овладению и осмыслению окружающего мира и осознания своего места в нём.

Древний Египет. Земля возлюбленная.

 

 

Искусство Древнего Египта

 

«Та-Мери – «Возлюбленная страна». Так называли свою землю древние египтяне. И у них были все основания любить свою страну и восхищаться ею. Уникальная природа позволила уже в глубочайшей древности возникнуть на берегах Нила очень ранней цивилизации. Эта цивилизация, развиваясь на протяжении многих веков, создала высочайшую культуру, подарившую человечеству замечательные произведения архитектуры, литературы, искусства».

Искусство Древнего Египта принято разделять на такие периоды:

• Искусство Древнего Царства (32-24 века до н. э.): отличалось монументальностью (масштабность и возвышенность форм), постоянством сложившихся норм, тесной связью с верованиями;

• Искусство Среднего Царства (21-18 века до н. э.): традиции сохраняются, но монументальность снижается, произведения искусства начинают приобретать индивидуальность, активно развивается ювелирное дело;

• Искусство Нового Царства (17-11 века до н. э.): нормы утрачивают значимость, традиционные формы дополняются элементами, передающими личностные переживания; появлялись отдельные произведения искусства, показывающие человеческие чувства; в конце этого периода все снова вернулось к монументальному стилю, но он перестал быть таким естественным как на первом этапе.

В период Древнего Царства были возведены самые грандиозные сооружения – Великие Пирамиды, Большой Сфинкс, которые продолжают оставаться одним из чудес цивилизации, привлекая загадкой своего создания.

Известно, что культура Древнего Египта является одной из самых ранних. В конце 4 века до н. э. уже появилась древнеегипетская письменность. Основным видом письма были иероглифы, которые наносили на камень или папирус (изготовляли из одноименного растения).

На древнеегипетскую культуру сильно влияла религия. Единого верования не было, в разных местностях поклонялись определенному божеству, признавая существование других.

Специфическим было отношение египтян к потустороннему миру. Они считали, что человек должен быть обеспечен всем необходимым, вступая в загробную жизнь. Также существовал особый символ Анх, обозначающий вечную жизнь. На земле являлся сильным оберегом, а после – ключом к царству мертвых (бессмертию).

Именно благодаря особенностям погребального культа (оснащение гробниц предметами быта, драгоценностями, надписями, рисунками, статуями) сохранилось большое количество свидетельств развитости древнеегипетской культуры и искусства.

Если говорить кратко о изобразительном искусстве Древнего Египта, то оно было представлено такими видами:

• Живопись: изображения были яркими, поверхность для покраски предварительно обрабатывали (мягким гипсом, известняком), сверху покрывали лаком; картины в основном должны были облегчить человеку загробную жизнь, изображая переход в потусторонний мир; использовались простые линии и плоская проекция фигур;

• Скульптура: наиболее строго соблюдались нормы, были установлены четкие правила передачи образов божеств и фараонов, использовались цельные каменные глыбы, небольшие деревянные статуэтки могли передавать изображение простых египтян;

• Декоративно-прикладное: активно развивалось ювелирное направление (различные формы придавали золоту, умели менять его цвет, украшения дополняли цветными стеклами и поделочными камнями, современные драгоценные не использовались); создан стекловидный материал (фаянс), из которого изготовляли керамические изделия, бижутерию.

В древнеегипетском искусстве также активно развивались:

• Архитектура: была масштабной, но довольно однообразной; применялись пирамиды, пилоны (усеченные башни-пирамиды), колонны для строительства гробниц, дворцов, храмов; стены зданий украшали иероглифами и символическими изображениями;

• Литература: в основном представлена религиозными и погребальными гимнами, текстами, стихами, биографиями; в Среднем Царстве добавились повествовательные произведения;

• Музыка: основные инструменты – арфа, флейта; позже добавились бубны, лиры, барабаны; существовали профессиональные музыканты;

• Театр: представления были массовыми, разыгрывались религиозные сценки, мистерии о борьбе добра и зла.

Достижения древнеегипетской культуры и искусства Египта заметно повлияли на потомков и дошли до нас. Многие художественные сюжеты в видоизмененной форме перешли от египтян к другим народам. Образ сфинкса стал классическим в европейском искусстве.

 

ИСКУССТВОДРЕВНЕГОВОСТОКА

ДРЕВНЯЯ ИНДИЯ

Ступа в Санчи

(III-IIв до н.э.).

Первые ступы появились в Индии еще в добуддийские времена и изначально являлись памятниками на могилах правителей античной Индии. Часто такие могильные холмы сооружались вокруг деревьев. Само санскритское слово «ступа» означает «узел из волос» или «макушка», верхняя часть головы, а также «куча камней и земли».

Ступа в Санчи представляет собой грандиозный полусферический земляной холм, облицованный кирпичом или камнем. Поставленный на высоком барабане, он завершался реликварием (хранилище религиозных реликвий) и священными дисками.

Храм Кайласанатха (Шивы) в Эллоре

На стене одной из пещер изображён прекрасный юноша в высокой короне и с голубым цветком лотоса в руке. Это бодисатва – высшее божество. На его одухотворённом лице читаются мудрость и сострадание к людям. Согласно преданию, бодисатва, осенённый идеей спасения людей от страданий, отрёкся от всех земных благ и радостей жизни. Вокруг него небесные девы – апсары – и божественные певцы, но бодисатва не замечает их, он погружён в собственные мысли и переживания.

Миниатюрная живопись Индии.

Миниатюра — это изящный вид живописи Индии. Изюминкой этого искусства является сложная и деликатная манера письма. Краски для написания миниатюр традиционно делали из натуральных материалов: минералов, растений, драгоценных камней, золота, серебра, раковин моллюсков. Написание миниатюрных картин является очень сложным, кропотливым искусством, где без внимания не остается ни одна из деталей.

Мамаки (12 в) Бахубали (14в) Портрет и рисунки животных (16 в) император Акбар (17в)

Музыкальная культура Индии

Музыка занимала одно из важнейших мест в системе искусств Древней Индии. Ее истоки восходят к народным и культовым обрядам. Музыку связывали с началом творения мира, его продолжением и концом. Музыкантам отводилась роль пророков, так как считалось, что только посредством музыки можно вознести душу над рамками земной жизни.

ИСКУССТВО КИТАЯ

Великая Китайская стена.

ПАГОДА ДАЯНЬТА

Пагода – это мемориальная башня, возведённая в честь деяний знаменитых людей. Строгая, почти лишённая украшений 64-метровая пагода Даяньта (или Большая Пагода Диких Гусей). Название пагоды восходит к легенде о знаменитом паломнике, которому во время странствий, помогли найти путь дикие гуси.

Монастырь Юньган

Пещерный храм. Почти на 2км тянется скала высотой в 60м, в которой на различной высоте находится свыше 20 пещер. Каждая из пещер посвящена определённому буддийскому божеству. Внутри они заполнены множеством скульптурных изображений святых. Снаружи скала украшена барельефами и колоссальными статуями Будды.

пещерный храм принадлежащий к шедеврам мировой архитектуры. Почти на 2км тянется скала высотой в 60м, в которой на различной высоте находится свыше 20 пещер. Каждая из пещер посвящена определённому буддийскому божеству. Внутри они заполнены множеством скульптурных изображений святых. Снаружи скала украшена барельефами и колоссальными статуями Будды,

СКУЛЬПТУРА

«Терракотовая армия» -принятое название захоронения по меньшей мере 8099 полноразмерных терракотовых статуй китайских воинов и их лошадей у мавзолея императора Цинь Шихуанди в Сиане.

В период династии Шань захоронения рабовладельческой знати сначала сопровождалось погребением живых рабов, потом вместо живых людей стали класть просто деревянные, а впоследствии глиняные фигурки. Известные терракотовые цинские погребальные статуи воина с конем обычно имели высоту в метр 85 сантиметров, а скульптуры лошади полтора метра. В одном захоронении иногда было несколько тысяч таких фигур. Каменные скульптуры создавались для олицетворения власти и могущества китайских императоров и дворцовой знати

КАМЕННАЯ СКУЛЬПТУРА

Статуя Будды Вайрочаны

Будда представляет собой не бога, «посредника между людьми и высшими силами» или спасителя, а учителя, обладающего способностью вывести разумные существа из сансары (неблагоприятное положение).

25-метровая статуя Будды Вайрочаны (Владыки Космического Света), высеченная высоко в горах в пещерном монастыре Лунмэнь.

Будда, согласно базовым представлениям буддизма, представляет собой не бога, «посредника между людьми и высшими силами» [5] или спасителя [6], а учителя, обладающего способностью вывести разумные существа из сансары.

ИСКУССТВО ДРЕВНЕЙ ЯПОНИИ

Весь павильон, кроме первого этажа, покрыт тончайшими пластинами из чистого золота, а его крышу венчает фигура феникса из позолоченной меди. История Золотого павильона восходит к 1394-1397 гг., когда военно-феодальный правитель Японии — сёгун Асикага Ёсимицу — неожиданно отрёкся от власти и поселился на окраине Киото. По образцу декоративных китайских павильонов, возводившихся на берегах озёр, сёгун построил дворцовую виллу.

Для традиционной японской архитектуры характерны сооружения из дерева с массивными крышами и относительно слабыми стенами. Это не удивительно, если учесть, что в Японии теплый климат и часто идут обильные, сильные дожди. Кроме того, японские строители всегда должны были считаться с опасностью землетрясения. Из числа дошедших до нас сооружений древней Японии примечательны синтоистские храмы Исэ и Идзумо. Оба деревянные, с практически плоскими двускатными крышами, далеко выступающими…

ЯПОНСКИЕ ЗАМКИ

Сад камней Рёандзи в Киото

Представляет собой небольшую площадку, засыпанную белым гравием. На площадке расположено 15 черных необработанных камней, они организованы в пять групп. Вокруг каждой группы, как обрамление, посажен зелёный мох. Гравий «расчесан» граблями на тонкие бороздки. С трех сторон сад огорожен невысоким глинобитным забором.

С какой бы точки ни рассматривал посетитель сада эту композицию, пятнадцатый камень всегда оказывается вне поля его зрения, загороженный другими камнями. Иногда, однако, создаётся впечатление, что видны 15 камней, так как отдельные камни, из-за своей неправильной формы, воспринимаются как два. Полностью наблюдать все камни можно, только воспарив в воздухе над садом и посмотрев на него сверху. Считается, что увидеть все 15 камней может только «достигший просветления».

НЭЦКЕ

ЯПОНСКИЙ ТЕАТР КАБУКИ

(歌舞伎, букв. «песня, танец, мастерство», «искусное пение и танцы») — один из видов традиционного театра Японии. Представляет собой синтез пения, музыки, танца и драмы. Исполнители кабуки используют сложный грим и костюмы с большой символической нагрузкой.

Домашнее задание

Подготовить сообщение об одном из  памятников истории Древнего Египта или Древнего Востока,  используя интернет ресурсы.

 

 

Искусство Древних цивилизаций: Древний Египет и Древний Восток.

Время существования древних цивилизаций примерно с III тыс. до н. е. – до I тыс. н. е. Все древние цивилизации очень непохожие одна на другую, в этом их отличие от первобытной культуры, которая мало различалась по регионам.

Древние цивилизации на основе коренного различия материальной и духовной культуры разделяют на цивилизации Востока и античную цивилизацию Запада.

Наиболее важным событием в развитии культуры древних цивилизаций стало появление письменности. Мифы, предания, историческая хроника – все становилось достоянием последующих поколений без существенных искажений. Еще большее значение появление письменности имело для науки. Существенной чертой культуры древних цивилизаций стала трансформация примитивных верований в целостные религиозные системы с четко определенной идеей, разработанному ритуалу, обрядностью. В это время возникают религии, существующие до настоящего времени: буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, зороастризм, иудаизм, христианство.

Важным достижением эпохи древних цивилизаций было возникновение философии как самостоятельной отрасли знания, развитие науки, формирование почти всех видов искусства, дошедших до современности: архитектуры, скульптуры, живописи, литературы, театра и т.д.

В эту эпоху духовная культура приобретает автономность, становится самостоятельной ценностью. Живопись, архитектура, скульптура теряют свое утилитарно-практическое значение и начинают служить воспитанию чувства прекрасного, вызывают эстетическое наслаждение. Началась эпоха духовной деятельности, выработки мировоззрений, определились основные моральные, религиозные понятия человечества вплоть до сегодняшнего дня. Почти одновременно формируются четыре очага культуры: Древняя Греция, Иран, Китай и Индия.

Первая особенность Востока состоит в устойчивости его цивилизации. Запад движется вперед как бы рывками. И каждый рывок (древность, Средневековье и т.д.) сопровождается крушением старой системы ценностей, а также политических и экономических структур. Развитие Востока, напротив, предстает как сплошная линия. Новые веяния здесь не разрушают устои цивилизации. Напротив, они органично вписываются в старое.

Культуры древнего Востока: Месопотамия, Древняя Палестина, Египет, Древняя Индия, Древний Китай.

Месопотамия

Цивилизация Древней Месопотамии была другим давним и наиболее важным центром культуры, имела сильное влияние на развитие Средиземноморья и всего мира. Она развивалась с IV-Ш тыс. до н. э. На ее территории (ныне Ирак) возник ряд деспотических государств: Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия.

Именно Месопотамию можно считать родиной письменности. Ее изобрели, чтобы облегчить бухгалтерию, что значительно осложнилась в развитом городском и храмовом хозяйстве. Письменность имела большое значение в становлении и закреплении новой культуры древнего общества. В музеях и научных учреждениях хранится ныне свыше 1,5 млн. клинописных текстов. Месопотамская письменность в своей древнейшей пиктографической форме появилась на рубеже 4-3 тыс. до н.э. Клинописное письмо на глиняных табличках с середины II тыс. до н.э. стало средством международного общения на Ближнем Востоке, а впоследствии было положено в основу финикийского, на базе которого была создана греческая азбука. Одним из выдающихся достижений вавилонской ассирийской культуры было создание библиотек и архивов. Одна из крупнейших библиотек того периода – библиотека ассирийского царя Ашшурбанипала (669 г.–около 633 г. до н.э.), содержавшая около 25 тыс. глиняных табличек с записями важнейших исторических событий и законов, литературных и научных текстов.

Огромным достижением народов Месопотамии было создание мифологических образов и сюжетов: "Сказание о Гильгамеше", о "золотом веке", всемирном потопе, о создании людей, райской жизни и другие, которые стали предшественниками многих библейских сюжетов.

К высшим достижениям культуры Древней Месопотамии следует отнести успехи в сооружении дворцов и храмовых комплексов. Еще в шумерский период сформировался определенный тип храмового зодчества, связанный с применением искусственных платформ, на которых устанавливался центральный храм. Знаменитая Вавилонская башня, на вершине которой было расположено святилище верховного бога Мардука. Одним из семи чудес света были висячие сады при дворце вавилонского царя Навуходоносора II (605-562 гг. до н.э.) В области архитектуры важным достижением народов Месопотамии стало создание арки.

В отличие от древних египтян, которые рассматривали жизнь как подготовку к смерти в надежде на вечную жизнь, мировоззрение народов Месопотамии более реалистичное, ориентированное на земные интересы. Средством достижения земного счастья считалось подчинение божественной и царской воле; высшими ценностями были успех, уважение, слава.

Достижение Месопотамии в области математики, медицины, литературы, архитектуры стали значительным вкладом в сокровищницу мировой культуры.

Древний Китай

Культура Древнего Китая сформировалась в III тыс. до н.э. и развивается почти непрерывно в течение 5 тысяч лет. Китайский этнос создал особый тип культуры, который отличается от культуры других народов. Крупнейшими, общепризнанными пророками здесь считались те, кто учил жить достойно в соответствии с принятыми нормами. Жить ради жизни, а не ради блаженства на том свете или спасения от страданий.

Важной чертой древней китайской культуры было, в отличие от европейской, недостижение практических целей, а личное самосовершенствование человека.

Характерными особенностями китайской культуры выступают: традиционализм – ориентация на поддержку образа жизни предков, на подчинение индивида социальному порядку; религиозно-поэтическое отношение к природе, которая была предметом поклонения; китайская церемония – наличие фиксированных норм поведения и мышления, которые сложились на основе культа древности, и которые были положены в основу нового типа городской рациональной культуры: "растворение" религиозного начала в социальном, что нашло яркое отражение и выражение в конфуцианстве.

Основными видами искусства в Китае выступают архитектура, литература, музыка, живопись, прикладное искусство. Уже в XV веке до н.э. в Китаесуществовала развитая система иероглифического письма, насчитывающая околодвух тысяч иероглифов. Чрезвычайно бурное развитие китайской письменностихарактерно для первых веков нашей эры: так, во II веке число иероглифов составляло более 10 тыс., в III веке – более 18 тыс. При императорских дворах создаются большие библиотеки. К началу I тыс. до н.э. относятся наиболее ранние памятники древнекитайской литературы: «Книга песен», содержащая около 300 песен и стихов, и «Книга перемен».

Широко известны древние китайские монументальные сооружения:

– Большой канал, который строился на протяжении многих веков;

– Великая китайская стена, строительство которой осуществлялось в период

объединения страны в единое централизованное государство (221-207гг. до н.э.) и

которая должна была защитить Китай от внешних врагов.

В культурной жизни Китая важны буддийские монастыри, которые были украшены скульптурными изображениями Будды и буддийских божеств, императорские дворцы (в III веке до н.э. их было построено более 7000).

В VII-XVIII веках основное место среди других видов искусства заняла живопись, которая отразила преклонение людей перед красотами Вселенной, природы. Самостоятельными жанрами были "люди", "цветы-птицы", "горы-воды" ставшие традиционными на многие века. Кроме того, им принадлежит изобретение бумаги, книгопечатания, пороха, фарфора и т.д.

Культура Древнего Китая сохранила собственную самобытность на протяжении тысяч лет, поэтому её можно по праву отнести к "вечным цивилизациям".

 

Древний Египет

Культура Древнего Египта – одна из самых древних культур мира. Наиболее существенной чертой культуры был ее сакральный теократический характер, выраженный в культе обожествленного фараона и культе загробной жизни, то есть в вере в возможность бессмертия. Вера в загробную жизнь связывалась египтянами с умирающим и воскресающим богом Осирисом. Теологическое обоснование получил и культ фараона, который считался сыном главного бога египтян Ра, божественным, сверхъестественным существом, что правит не только своей страной, но и всем миром. Искусство Древнего Египта было неразрывно связано с культом и выражало основные идеи религии: безграничного могущества богов, включая бога-фараона, тему смерти, подготовки к ней и дальнейшего загробного существования. Для увековечения души и тела служило искусство бальзамирования и строительство гробниц – домов вечности. Искусству, как и письму, приписывалась огромная магическая сила в плане сохранения жизни. С религиозным характером искусства была связана его каноничность, монументальность, симметричность, выражавших представление о незыблемости существующих порядков и веру в сверхъестественную сущность фараона. Индивидуальная воля художника была ограничена. Его задача было творить и оберегать священные каноны. Наиболее впечатляющих результатов египтяне достигли в архитектуре, которая была тесно связана с их религиозными представлениями и политическим строем. Были выработаны четкие архитектурные формы и типы монументальных сооружений: пирамида, обелиск, колонна. Канон в изобразительном искусстве предполагал одновременное сочетание при изображении фигуры на плоскости элементов в фас (глаза, плечи) и профиль (лицо, грудь, ноги), разномасштабность фигур как выражение градации значимости изображаемых лиц. Большое развитие получило создание скульптурных портретов. По представлениям египтян, портретные статуи играли роль двойников умерших и служили вместилищем их душ. Древнеегипетские статуи всегда строго пропорциональны, фронтальные и статические. Среди египетских скульптур наиболее известной является большой сфинкс. Богата и разнообразна литература Древнего Египта. Важнейшие литературные тексты – записи мифов, истории о богах. Важное место здесь занимает "Книга мертвых", которая носила сакральный характер. Египтяне были одним из первых народов, который изобрел письменность. Древнее письмо появилось здесь уже в конце IV тысячелетия до н.э. Это иероглифическое письмо. Достижения древних египтян, в частности их религиозно-мифологические представления, произведенные здесь монументальные архитектурные строения, достижения в области математики и медицины, религиозно-мифологические сюжеты в литературе, имели большое значение и влияние на развитие других культур, в том числе и античной.

Цивилизации Древнего Востока внесли огромный вклад в мировую культуру. Это были первые, по-настоящему твердые шаги на пути к овладению и осмыслению окружающего мира и осознания своего места в нём.

Древний Египет. Земля возлюбленная.

 

 

Искусство Древнего Египта

 

«Та-Мери – «Возлюбленная страна». Так называли свою землю древние египтяне. И у них были все основания любить свою страну и восхищаться ею. Уникальная природа позволила уже в глубочайшей древности возникнуть на берегах Нила очень ранней цивилизации. Эта цивилизация, развиваясь на протяжении многих веков, создала высочайшую культуру, подарившую человечеству замечательные произведения архитектуры, литературы, искусства».

Искусство Древнего Египта принято разделять на такие периоды:

• Искусство Древнего Царства (32-24 века до н. э.): отличалось монументальностью (масштабность и возвышенность форм), постоянством сложившихся норм, тесной связью с верованиями;

• Искусство Среднего Царства (21-18 века до н. э.): традиции сохраняются, но монументальность снижается, произведения искусства начинают приобретать индивидуальность, активно развивается ювелирное дело;



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 523; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.219.215.75 (0.117 с.)