Тема № 3. Особенности работы вожатого в отрядах старшего возраста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 3. Особенности работы вожатого в отрядах старшего возраста.



СТАРШИЙ ПОДРОСТКОВЫЙ ВОЗРАСТ (15-17 лет)
Физический рост и развитие:
• наступает зрелость, сопровождаемая физическими и эмоциональными изменениями (у мальчиков в среднем к 15 годам, у девочек к 13);
• завершается рост скелета;
• развивается мужское и женское поведение;
• завершается формирование социальных установок.

Характерные особенности:
• ориентация на мир взрослых;
• достижение личностного самоопределения;
• стремление утвердится в мире взрослых индивидуально;
• желание поставить себя в позицию взрослого;
• мужество, одежда, смелость – важны в связи с социальной позицией;
• девочки начинают интересоваться мальчиками раньше, чем мальчики девочками;
• наблюдается беспокойство о своей внешности;
• рождается первая любовь;
• растет социальная активность;
• появляется стремление к достижению независимости от своей семьи;
• происходит выбор будущей профессии;
• появляются крайности в поведении, например «я все знаю»;
• возникают интимные, эмоциональные отношения между юношами и девушками;
• «пренебрежение» к советам старших;
• кризис независимости;
• проявляется желание понять себя, отвечать за себя, за общее дело;
• проявляется сознательное желание принести благо другим людям.

Несколько сглаживается конфликт мальчиков и девочек. Активизируются межличностные интересы и привязанности, которые все чаще носят ярко выраженную половую окраску (влюбленность, борьба за признание и внимание представителей противоположного пода). Стремление к «взрослости» приводит часто к поиску собственного образа жизни и деятельности. Найдите вместе с подростком новое дело, задание, поручение, которое отличалось бы от всего того, что он делал раньше и по содержанию, и по организации, и по требованиям к личностным умениям, знаниям, навыкам.
Подросток может выполнять не только ту деятельность, которая ему интересна, но и ту, которая полезна и нужна. В этой связи еще более важное значение имеет работа над осознанием цели того или иного действия, поручении, деятельности. Подросток не будет действовать бессмысленно либо лишь как бессловесный исполнитель. Он, так или иначе, заинтересуется назначением и возможным результатом данной деятельности. Кроме того, в этом возрасте подростки могут выполнять многоэтапную деятельность, содержащую препятствия и определенные трудности. При этом также необходима сознательно поставленная цель или принятие подростком определенного решения. Им становятся под силу более значительные дела, чем кажется взрослым. Давайте им больше самостоятельности. Больше доверяйте подросткам, поручайте им все сложные дела, не бойтесь ошибок идет нормальный процесс накопления опыта. Прислушивайтесь к их просьбам, оценкам, желаниям. Они любят осознавать свою нужность, разобраться в собственном я, почувствовать собственные силы. Помните только, что любое дело, поступок должны получить оценку. Не злоупотребляйте собственной оценкой, гораздо более эффективной будет оценка сверстников.
В отличие от младших у подростков в проявлениях активности и действенности нет стремления к получению оценки своей деятельности со стороны взрослых, чаще наоборот, похвала вызывает обратную реакцию. Особенно агрессивно воспринимают нравоучения, нотации, разговоры-разборы. Оценка деятельности должна даваться в той же форме, что и взрослому человеку: благодарность, либо выражение уверенности в том, что при более пристальном анализе сам подросток поймет, что работу надо доделать или переделать. Не пытайтесь все делать сами.
Подросток начинает задавать себе поистине философские вопросы: «Зачем живет человек? В чем смысл жизни? Какова будет жизнь в дальнейшем? Зачем живет он сам? Каким станет, когда будет взрослым?». Формируется мировоззрение и связанное с ним мироощущение. Подростка тянет к анализу, сопоставлению, постижению сути. Предоставьте ему возможность выработать свою точку зрения, поразмышлять над волнующими его вопросами. Используйте для этого все возможные средства и формы: беседуйте наедине, в группе, устраивайте коллективные обсуждения и дискуссии.
Не навязывайте свое суждение ребенку, старайтесь его «втолковать», показать значимость. Отрицательные образцы бесполезно запрещать, им необходимо противопоставить более интересные, насыщенные, привлекательные!
Стремление к философствованию сочетается у подростков с небогатым жизненным опытом и стремлением утвердиться в собственных нормах и ценностях. Как результат односторонность в суждениях и взглядах прямолинейность и нетерпимость, максимализм.

Стремление к максимализму («все или ничего») зачастую приводят к потере чувства реальности. Очень критичны, но преимущественно в позиции со «стороны». Старайтесь отвлечь от критиканства, включив в ход анализируемого процесса или деятельности, обозначив личностные смыслы. Четко разграничивают круг интересов на «хочу», «надо для будущей учебы или работы», «надо формально, что бы закончить школу».
Стоит также учитывать, что выработанная прямолинейная позиция будет использоваться подростком и при оценке поступков своих товарищей, их деятельности и поведения. Зачастую это может породить обиды, конфликты, трагедии. Создавайте условия для погружения ребят в размышление о доброте, гуманности, чуткости. Создавайте ситуации активного использования этих качеств без нанесения ущерба собственной принципиальности. Если в предшествующий период для принятия детьми требований коллектива и подчинения им огромную роль играло стремление сохранить свое положение в коллективе, завоевать авторитет у товарищей, то теперь старший подросток может уже противостоять влиянию окружающих в том случае, когда оно не соответствует его собственным требованиям, убеждениям. Таким образом, подросток начинает автономизироваться от коллектива, освобождается от его непосредственного влияния.

 


СОВЕТЫ ВОЖАТЫМ
- оказывайте помощь подросткам в том, чтобы они были приняты своими сверстниками
руководите поведением подростков так, чтобы оно было без излишнего вмешательства и давления со стороны взрослых
- создавайте необходимые условия для отдыха
- учитывайте возрастные особенностей, проявляющихся в повышенном интересе к другому полу
- учитывайте то обстоятельство, что для мальчиков лучше организовывать спортивные соревнования, а девушек вовлекать в активные дела в помещении, в организацию встреч с друзьями и т. д.

СОВЕТЫ РАЗРЕШЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ СИТУАЦИЙ
Конфликтность, как вызов обществу, упрямство. Мнение сверстников выше мнения взрослых. - Стремление понять подростков, разобраться в мотивах их поведения. Сотрудничество с ними.

Проявление чрезмерной самостоятельности. - Учитывать это и предоставлять подросткам как можно больше подконтрольной самостоятельности.

Несбывающиеся мечты подростков. - Поразмышлять вместе с подростками о будущем.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 621; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.149.233.72 (0.006 с.)