Тема № 1. Особенности работы вожатого в отрядах младшего возраста. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Тема № 1. Особенности работы вожатого в отрядах младшего возраста.



К младшему школьному возрасту относят детей в возрасте 6-9 (10) лет. В данном возрасте ребенок часто впервые так надолго уезжает из дома и разлучается с родителями и своими друзьями. Он отрывается от привычных домашних условий и должен самостоятельно заботиться о себе, общаться с незнакомыми людьми. Большинство детей такого возраста любознательны, подвижны, непоседливы, имеют гибкую психику и достаточно хорошо адаптируются к новым условиям. Однако дети пока не могут долго концентрироваться на определенной деятельности, поэтому время их занятий ограничивается 30 мин, а также требуется чередование видов деятельности с включением игры как обязательного элемента. Кроме того, следует учитывать анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста при организации игр и других видов работы. Дети быстро утомляются, у них слабая мышечная мускулатура, прочность опорного аппарата тоже пока невелика. Поэтому при организации подвижных игр надо избегать особых нагрузок.

Ребенок младшего школьного возраста может выполнять в отряде как отдельные поручения, так и серьезное дело для коллектива, знает и старается соблюдать распорядок. Когда вожатый дает ребенку поручение, он должен сначала разъяснить суть деятельности (если необходимо организовать уборку помещения или территории, то вожатому надо показать, как это делается, и объяснить, для чего это нужно). Также надо, чтобы ребенок, получив задание, сразу повторил его, чтобы лучше понять содержание поручения и зафиксировать его в своей памяти. Можно предложить ребенку сразу спланировать пошагово свои действия и решить, нужна ли ему помощь других ребят или взрослых.

У детей 6—9 лет пока не сформировано чувство дружбы, но ребята болезненно воспринимают, если товарищ, с которым они постоянно общаются, заводит нового друга. Дети такого возраста, как правило, стремятся к общению со сверстниками и завязыванию дружеских отношений, но при формировании межличностных отношений младших школьников значительная роль отводится взрослому (в данном случае — вожатому). Не обладая опытом коллективных взаимоотношений, дети не всегда сами могут организовать совместную игру или коллективную деятельность.

Вожатый для младшего школьника чаще всего является авторитетом. У детей в данном возрасте пока не сложилось четкое представление о себе как о личности, и они часто безоговорочно принимают и усваивают оценки значимого для них взрослого, особенно если он вызывает у детей симпатию или эмоциональный отклик. Если же вожатый проявит непрофессионализм и будет навешивать ярлыки отдельным детям и давать им негативную характеристику, то другие дети будут так же негативно относиться к ним и не принимать в свои игры, деятельность и т.д. Также недопустимо постоянно хвалить одних и тех же детей и противопоставлять их всему отряду, что может привести к нескрываемой неприязни по отношению к любимчику и избеганию общения с ним других детей в отряде.

Поэтому задача вожатого — создать благоприятный психологический климат в отряде, научить детей заботиться друг о друге, бережно относиться к собственности лагеря, выполнять разнообразные поручения в отряде, участвовать в совместной деятельности, соблюдать режим дня и дисциплину.

В число дезадаптированных рискуют попасть дети, отстающие в своем индивидуальном развитии от сверстников как в области интеллекта (возможности мышления), так и в области характера (сохранение инфантильных интересов).

Конфликты в младшем школьном возрасте могут возникнуть по следующим причинам:

· • желание ребенка привлечь к себе внимание;

· • непроизвольные реакции в виде различных поступков, плача, обиды, восторга;

· • упрямство, неусидчивость, желание обращаться к взрослому за помощью, неспособность сосредоточиться на выполнении задания, поручения, какой-либо деятельности;

· • неумение устанавливать положительные контакты со сверстниками.

Могут возникать конфликты и между детьми с высокой и низкой самооценкой; между мальчиками и девочками; авторитетными и неавторитетными детьми.

Отрядный вожатый должен с первых дней смены в лагере познакомить детей друг с другом, территорией лагеря, разъяснить распорядок дня. В режиме дня младших школьников есть свои особенности, связанные с организацией отдыха: подъем для всех отрядов общий, отбой для младших детей обычно более ранний, а также обязательный дневной сон. Вожатый, работающий с младшими школьниками, должен представлять себе, что многие дети не могут сразу быстро и четко выполнять новые для них обязанности (успевать за определенное время умыться и заправить свою кровать, собраться всем вместе в определенное время без опозданий, съесть свой обед за отведенные 30 мин, не разбрасывать и не забывать свои вещи и т.д.), поэтому все сложные режимные моменты можно организовать через игру или соревнование. Также стоит вспомнить хорошие традиции пионерских лагерей, а именно — шефство. Дети старших отрядов могут взять шефство над младшими и помочь им не только в организации режимных моментов, но и в коллективной жизнедеятельности.

Особое внимание следует уделять десятилетним детям, которые, по мнению современных психологов, уже относятся к младшим подросткам. К этому возрасту дети накапливают определенный жизненный опыт и опыт работы в коллективе сверстников, что способствует проявлению у них определенной самостоятельности. Такие дети активны, жизнерадостны, заинтересовано относятся к роли, которую занимают в отряде, охотно поддерживают товарищеские взаимоотношения, помогают друг другу в выполнении различных поручений, ценят в сверстниках силу, ловкость, верность дружбе.

Дети в возрасте 10 лет охотно общаются со сверстниками, считают друзьями тех, кто им помогает, разделяет их интерес, подсказывает решение конфликтных ситуаций. Для мальчиков, чтобы стать популярными у сверстников, становится важным физическое развитие, для девочек важны привлекательная внешность, красивая одежда, принадлежность к лидерской группе. Младшие подростки проявляют активность в тех видах деятельности, где могут быть успешными. А обсуждение личностных качеств и поведения ребенка в присутствии коллектива сверстников может стать травмирующим фактором и привести к нежелательным последствиям, психологическим травмам.

Итак, дадим некоторые советы вожатому по работе с младшими школьниками:

· 1) организуйте различные виды игр для детей, не давайте им скучать;

· 2) используйте ритмические виды деятельности, пение, музыкальные занятия, театральные постановки;

· 3) обучайте правильным навыкам труда, прививайте трудолюбие;

· 4) давайте детям конкретные поручения и возможность их творческой реализации;

· 5) развивайте способности детей, позвольте им самореализоваться.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.006 с.)