Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Тема № 1. Особенности работы вожатого в отрядах младшего возраста.
К младшему школьному возрасту относят детей в возрасте 6-9 (10) лет. В данном возрасте ребенок часто впервые так надолго уезжает из дома и разлучается с родителями и своими друзьями. Он отрывается от привычных домашних условий и должен самостоятельно заботиться о себе, общаться с незнакомыми людьми. Большинство детей такого возраста любознательны, подвижны, непоседливы, имеют гибкую психику и достаточно хорошо адаптируются к новым условиям. Однако дети пока не могут долго концентрироваться на определенной деятельности, поэтому время их занятий ограничивается 30 мин, а также требуется чередование видов деятельности с включением игры как обязательного элемента. Кроме того, следует учитывать анатомо-физиологические особенности детей младшего школьного возраста при организации игр и других видов работы. Дети быстро утомляются, у них слабая мышечная мускулатура, прочность опорного аппарата тоже пока невелика. Поэтому при организации подвижных игр надо избегать особых нагрузок. Ребенок младшего школьного возраста может выполнять в отряде как отдельные поручения, так и серьезное дело для коллектива, знает и старается соблюдать распорядок. Когда вожатый дает ребенку поручение, он должен сначала разъяснить суть деятельности (если необходимо организовать уборку помещения или территории, то вожатому надо показать, как это делается, и объяснить, для чего это нужно). Также надо, чтобы ребенок, получив задание, сразу повторил его, чтобы лучше понять содержание поручения и зафиксировать его в своей памяти. Можно предложить ребенку сразу спланировать пошагово свои действия и решить, нужна ли ему помощь других ребят или взрослых. У детей 6—9 лет пока не сформировано чувство дружбы, но ребята болезненно воспринимают, если товарищ, с которым они постоянно общаются, заводит нового друга. Дети такого возраста, как правило, стремятся к общению со сверстниками и завязыванию дружеских отношений, но при формировании межличностных отношений младших школьников значительная роль отводится взрослому (в данном случае — вожатому). Не обладая опытом коллективных взаимоотношений, дети не всегда сами могут организовать совместную игру или коллективную деятельность. Вожатый для младшего школьника чаще всего является авторитетом. У детей в данном возрасте пока не сложилось четкое представление о себе как о личности, и они часто безоговорочно принимают и усваивают оценки значимого для них взрослого, особенно если он вызывает у детей симпатию или эмоциональный отклик. Если же вожатый проявит непрофессионализм и будет навешивать ярлыки отдельным детям и давать им негативную характеристику, то другие дети будут так же негативно относиться к ним и не принимать в свои игры, деятельность и т.д. Также недопустимо постоянно хвалить одних и тех же детей и противопоставлять их всему отряду, что может привести к нескрываемой неприязни по отношению к любимчику и избеганию общения с ним других детей в отряде.
Поэтому задача вожатого — создать благоприятный психологический климат в отряде, научить детей заботиться друг о друге, бережно относиться к собственности лагеря, выполнять разнообразные поручения в отряде, участвовать в совместной деятельности, соблюдать режим дня и дисциплину. В число дезадаптированных рискуют попасть дети, отстающие в своем индивидуальном развитии от сверстников как в области интеллекта (возможности мышления), так и в области характера (сохранение инфантильных интересов). Конфликты в младшем школьном возрасте могут возникнуть по следующим причинам: · • желание ребенка привлечь к себе внимание; · • непроизвольные реакции в виде различных поступков, плача, обиды, восторга; · • упрямство, неусидчивость, желание обращаться к взрослому за помощью, неспособность сосредоточиться на выполнении задания, поручения, какой-либо деятельности; · • неумение устанавливать положительные контакты со сверстниками. Могут возникать конфликты и между детьми с высокой и низкой самооценкой; между мальчиками и девочками; авторитетными и неавторитетными детьми. Отрядный вожатый должен с первых дней смены в лагере познакомить детей друг с другом, территорией лагеря, разъяснить распорядок дня. В режиме дня младших школьников есть свои особенности, связанные с организацией отдыха: подъем для всех отрядов общий, отбой для младших детей обычно более ранний, а также обязательный дневной сон. Вожатый, работающий с младшими школьниками, должен представлять себе, что многие дети не могут сразу быстро и четко выполнять новые для них обязанности (успевать за определенное время умыться и заправить свою кровать, собраться всем вместе в определенное время без опозданий, съесть свой обед за отведенные 30 мин, не разбрасывать и не забывать свои вещи и т.д.), поэтому все сложные режимные моменты можно организовать через игру или соревнование. Также стоит вспомнить хорошие традиции пионерских лагерей, а именно — шефство. Дети старших отрядов могут взять шефство над младшими и помочь им не только в организации режимных моментов, но и в коллективной жизнедеятельности.
Особое внимание следует уделять десятилетним детям, которые, по мнению современных психологов, уже относятся к младшим подросткам. К этому возрасту дети накапливают определенный жизненный опыт и опыт работы в коллективе сверстников, что способствует проявлению у них определенной самостоятельности. Такие дети активны, жизнерадостны, заинтересовано относятся к роли, которую занимают в отряде, охотно поддерживают товарищеские взаимоотношения, помогают друг другу в выполнении различных поручений, ценят в сверстниках силу, ловкость, верность дружбе. Дети в возрасте 10 лет охотно общаются со сверстниками, считают друзьями тех, кто им помогает, разделяет их интерес, подсказывает решение конфликтных ситуаций. Для мальчиков, чтобы стать популярными у сверстников, становится важным физическое развитие, для девочек важны привлекательная внешность, красивая одежда, принадлежность к лидерской группе. Младшие подростки проявляют активность в тех видах деятельности, где могут быть успешными. А обсуждение личностных качеств и поведения ребенка в присутствии коллектива сверстников может стать травмирующим фактором и привести к нежелательным последствиям, психологическим травмам. Итак, дадим некоторые советы вожатому по работе с младшими школьниками: · 1) организуйте различные виды игр для детей, не давайте им скучать; · 2) используйте ритмические виды деятельности, пение, музыкальные занятия, театральные постановки; · 3) обучайте правильным навыкам труда, прививайте трудолюбие; · 4) давайте детям конкретные поручения и возможность их творческой реализации; · 5) развивайте способности детей, позвольте им самореализоваться.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-10; просмотров: 417; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.67.251 (0.006 с.) |