Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Жизненный путь и общественно-педагогические взгляды Яна Амоса Коменского.
Среди педагогов начала Нового времени особая роль принадлежит Яну Амосу Коменскому (1592 – 1670). Педагог, философ-гуманист, общественный деятель, он занял видное место в борьбе против отживших норм, принятых средневековьем в науке и культуре, в воспитании и образовании. Жизненный путь Коменского тесно связан с трагической борьбой чешского народа за свою национальную независимость. Он был выходцем из семьи, входившей в общину «Чешских (богемских) братьев», которые отрицали сословное и имущественное неравенство, проповедовали отказ от насильственной борьбы, поддерживали протестантство, отстаивали право на национальную независимость. В 1604 г. случилось большое горе – эпидемия унесла всю его семью. Мальчика забрали родственники в г. Стражнице. Начальное образование Коменский получил в братской школе этого города. В 16 лет он поступил в городскую латинскую школу в г. Пршерове, которую блестяще закончил. За счет общины он в дальнейшем был отправлен в Герборнский университет, где он закончил богословский факультет, а затем отправился в Голландию. Свое образование он завершил в Гейдельбергском университете. После возвращения домой в 1614 г. он принял руководство школой в Пршерове, затем стал протестантским проповедником в г. Фульнек, где также руководил братской школой. В 1616 г. напечатана его первая книга – латинская грамматика. В 1618 г. началась 30-летняя война в Европе (Крестовый поход Ватикана в Западной Европе – репрессии против протестантов). В 1622 г. протестанты, ведущие освободительную борьбу Чехии против австро-венгерской империи Габсбургов, были разгромлены. В огне войны сгорел дом Коменского, его богатая библиотека, погибли его жена и двое детей. Жизнь самого Коменского была в опасности. К власти пришло католичество и протестантам предлагалось покинуть страну. Более ста общин «чешских братьев» покинули страну и выехали в Польшу, Пруссию, Венгрию. С 1628 по 1656 г.г. Коменский и его община находят приют в г. Лешно (Польша). Здесь он становится руководителем общины и возглавляет гимназию в качестве ректора. В 1628 г. он написал на чешском языке книгу «Материнская школа» (издана впервые в 1657 г.), руководство по воспитанию детей дошкольного возраста. В 1631 г. Коменский создает знаменитый учебник «Открытая дверь языков» (1631 г.), где предлагал новые легкие пути усвоения древних языков. Книга была переведена на 12 европейских языков и на многие азиатские: арабский, турецкий, персидский, монгольский и др.
Коменский создает новую семью, терпит нужду и по-прежнему много работает. В 1632 г. он завершает свой главный педагогический труд «Великая дидактика». В книге рассмотрены вопросы не только обучения, но и умственного, физического, эстетического воспитания; сформулированы сенсуалистические педагогические принципы, призывающие обогащать сознание ребенка, знакомя его с предметами и явлениями чувственно воспринимаемого мира. В 1641–1642 гг. Коменский активно сотрудничает с последователями Ф. Бэкона в Англии: разрабатывает обширные планы улучшения общества посредством реформ школы. Здесь ему было поручено составить обширную педагогическую энциклопедию – «Пансофию» (всемудрие). Парламент одобрил его план работы, однако осуществить его не удалось из-за возникших в Англии внутренних смут. В 1642 г. Каменский пишет «Новейший метод изучения языков» (в основе его метода следующий алгоритм: 1) пример – правило; 2) предмет – слово; 3) свободное и осмысленное освоение). Впоследствии в 1648 г. он отправляется в Швецию в надежде получить помощь в борьбе против Габсбургов. В обмен он предложил свои услуги по подготовке учебников для шведских городских школ. В 1648 г. скончался главный епископ «Чешских братьев» и Коменскому предложили эту должность. Он вернулся в Лешно. В 1650–1654 г.г. Коменский пребывает в Венгрии, желая там реализовать свои педагогические замыслы. Это, однако, не удается по причине почти повсеместной неграмотности. Поэтому все усилия приходится направлять на организацию в Венгрии начального обучения. Здесь он написал труд «Пансофическая школа» и знаменитое сочинение «Мир чувственных вещей в картинках», которое до сих пор используется в качестве пособия в Южной Германии. Это был по тем временам первый учебник, реализующий принцип наглядности. Всего в Венгрии им было создано около 10 педагогических и методических работ. С 1654 г. он опять живет в Лешно.
В 1656 г. Лешно оказался в центре военных действий, община братьев распалась, сам Коменский вместе с другими спасся бегством. Последние годы жизни Коменский провел в Амстердаме. В Нидерландах ему удалось издать в 1657 г. многие его сочинения при поддержке сената и одного из покровителей, в том числе и «Великую дидактику» на латинском языке. Главный труд его жизни – «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», где ученый выразил идею универсального воспитания, которое приведет человечество к миру без войн, к социальной справедливости и процветанию.
3. Теоретические основы педагогики Я.А. Коменского. Важнейшие черты педагогической теории Коменского – демократизм, гуманизм, народность. В «Великой дидактике» это подтверждается конкретными принципами, на которых должно базироваться создание школы: – образование должно получить все юношество… – юношество обучалось бы всему тому, что может сделать человека мудрым, добродетельным, благочестивым; – образование должно быть закончено еще до наступления зрелости; – образование должно происходить весьма легко и мягко, как бы само собою – без побоев и суровости или какого-либо принуждения; – юношество должно получить образование не кажущееся, а истинное, не поверхностное, а основательное. Ступени школьной системы по Я.А. Коменскому: 1) материнская школа – для детей (до 6 лет); 2) школа родного языка, элементарная – для отрочества (до 12 лет); 3) латинская школа – для юношества (до 18 лет); 4) академия – для зрелости (до 24 лет). На первой ступени в семье должны развиваться органы чувств ребенка, обогащаться его представления об окружающей жизни, осуществляться развитие речи и первоначальных ручных умений. В целом, структуру процесса усвоения знаний Коменский трактовал на основе позиции Ф. Бэкона, опирающегося на чувственный опыт: при восприятии информации сначала действуют органы чувств (ощущения), затем вступают в действие ум и память (осмысление и запоминание), завершают действие язык и руки (объяснение, рассказ, применение знаний на практике и т.д.). На второй ступени дети должны учиться читать на родном языке, писать, считать, петь; усваивать этику, исторические факты и элементарные сведения о государственной и экономической жизни; знакомиться с ремеслами. На третьей ступени помимо родного языка необходимо изучать иностранные языки, физику, географию, естествознание, математику, мораль (традиционные семь искусств). Каждый из шести классов имеет в латинской школе свои названия: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический. На четвертой ступени обучаются самые одаренные, заканчивая в академии один из следующих факультетов: богословский, юридический, медицинский. Классно-урочная система как основа коллективной формы обучения. – четкое распределение содержания всех видов школьной работы по годам, месяцам, дням обучения; – обучение детей одного возраста и приблизительно одного уровня знаний; – под общим руководством учителя класс с постоянным составом учащихся продвигается к единой для всех цели; – определенная продолжительность учебного года, четверти, дня с учетом каникул, работа в течение учебного дня в соответствии с расписанием.
В «Великой дидактике» определены четыре основных требования к процессу обучения: 1) успешность обучения, которая достигается путем усвоения материала от простого к сложному по книгам, соответствующим возрасту; 2) легкость обучения, если усваивать материал, начиная с раннего возраста, но не перегружаться знаниями; изучаемое в школе увязывать с жизнью; 3) основательность обучения, которая предполагает взаимосвязь всех изучаемых материалов, при изучении последующего будут основываться на предыдущем; изучаемый материал будет закрепляться практическими упражнениями; 4) быстрота обучения, когда обучение осуществляется в неразрывной последовательности. Важнейшие звенья педагогики Коменского – дидактические принципы. Он выделяет следующие принципы обучения: · непосредственные принципы (наглядности; последовательности и систематичности; прочности усвоения учебного материала; самостоятельности и активности учащихся; · общедидактические (природосообразности обучения, связи обучения с жизнью, воспитывающий характер обьучения). Коменский был первым, кто сформулировал принцип природосообразности в воспитании и обучении. Он считал, что природное в человеке обладает самодеятельной и самодвижущейся силой. Коменский провозгласил понимание, волю и деятельность воспитанника как основные составляющие педагогического процесса. Эту идею он отразил в работе «Выход из школьных лабиринтов». Ученый был глубоко убежден, что в области обучения и воспитания действуют законы, общие для природы, следовательно, методы школьного обучения должны на эти законы опираться, т.е. быть природосообразными. Закономерности формирования личности, по мнению Коменского, тесно связаны с глобальными изменениями в природе (детство – весна, молодость – лето, зрелость – осень, старость – зима). В то же время воспитание ребенка должно идти сообразно с его, ребенка, природой. Природосообразность означала для чешского ученого и признание природного равенства людей, при этом он не отрицал наличие у каждого индивидуальных задатков. Коменский мечтал о приобщении всех людей к мудрости, подлинному знанию – пансофии. В работе «Лабиринт света и рай сердца» (1625), в трактате «О развитии природных дарований» (1650) он говорит о роли знаний в жизни человека. «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» – труд, который Коменскому завершить не удалось. Он состоит из семи частей: «Панегерсия» – всеобщее пробуждение; «Панавгия» – всеобщее озарение; «Пансофия» – всеобщая мудрость; «Пампедия» – всеобщее воспитание; «Панглоттия» – всеобщий язык; «Панортосия» – всеобщее исправление; «Паннутесия» – всеобщее побуждение. Первые две части были опубликованы при жизни автора, оставшиеся в незавершенном виде были обнаружены в середине 30-х г. ХХ в. и опубликованы в 50-х г.
Я.А. Коменский уделял особое внимание нравственному воспитанию и роли учителя в воспитании и обучении детей. Три коренные задачи воспитания по Коменскому: – научное образование; – добродетель или нравственность; – религиозность или благочестие. Особое внимание Коменский уделял вопросам нравственного воспитания. Идеи формирования человека в соответствии с идеалами добра и общественной пользы отражены им в «Великой дидактике», «Всеобщем совете об исправлении дел человеческих». Следуя Платону и Аристотелю, Коменский считал основными добродетелями мудрость, умеренность, мужество, справедливость. Он также обращал внимание на необходимость воспитания в детях скромности, послушания, аккуратности, вежливости, почтительности к старшим и трудолюбия. Средства нравственного воспитания по Коменскому: пример родителей, учителей, товарищей; наставления и беседы с детьми; упражнения детей в нравственном поведении, выработка положительных привычек; борьба с распущенность, ленью, недисциплинированностью. Коменский, уделяя особое внимание дисциплине, выступал против палочной дисциплины и рекомендовал гуманный подход к детям. Вместе с тем он требовал, чтобы учитель поддерживал дисциплину «хорошими примерами, ласковыми словами и всегда искренним и откровенным благорасположением». Однако физические наказания Коменский все-таки предлагал использовать по отношению к учащимся, проявляющим богохульство и строптивость. В работе «Законы хорошо организованной школы» ученый сформулировал свод правил, касающихся правильной организации школьного режима, управления школой, обязанностей учителей, обязанностей и поведения учащихся. Большое внимание уделял Коменский личности учителя: «Следующий век будет именно таким, каким будут воспитанные для него будущие граждане»; учителям «вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем». Учитель, по мнению ученого, должен обладать следующими качествами: любовь к своему делу, трудолюбие, достойное выполнение своих обязанностей, отеческое и сердечное отношение к ученикам, отличное знание своей науки. Огромное значение для воспитания детей, по мнению Коменского, имеет пример учителя. Следовательно, учитель должен быть образцом добродетели, трудолюбия, скромности, благонравия, благоразумия. Коменский считал, что общество должно с уважением относиться к учителям, и в то же время сам учитель должен осознавать какую важную функцию он выполняет в обществе и не ронять собственное достоинство. Я.А. Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Его учебники, переведенные на многие языки мира, являлись лучшими книгами для начального обучения в течение 150 лет.
|
||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.157 (0.014 с.) |