Жизненный путь и общественно-педагогические взгляды Яна Амоса Коменского. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Жизненный путь и общественно-педагогические взгляды Яна Амоса Коменского.



Среди педагогов начала Нового времени особая роль принадлежит Яну Амосу Коменскому (1592 – 1670).  Педагог, философ-гуманист, общественный деятель, он занял видное место в борьбе против отживших норм, принятых средневековьем в науке и культуре, в воспитании и образовании.

Жизненный путь Коменского тесно связан с трагической борьбой чешского народа за свою национальную независимость. Он был выходцем из семьи, входившей в общину «Чешских (богемских) братьев», которые отрицали сословное и имущественное неравенство, проповедовали отказ от насильственной борьбы, поддерживали протестантство, отстаивали право на национальную независимость.

В 1604 г. случилось большое горе – эпидемия унесла всю его семью. Мальчика забрали родственники в г. Стражнице. Начальное образование Коменский получил в братской школе этого города. В 16 лет он поступил в городскую латинскую школу в г. Пршерове, которую блестяще закончил. За счет общины он в дальнейшем был отправлен в Герборнский университет, где он закончил богословский факультет, а затем отправился в Голландию. Свое образование он завершил в Гейдельбергском университете. После возвращения домой в 1614 г. он принял руководство школой в Пршерове, затем стал протестантским проповедником в г. Фульнек, где также руководил братской школой. В 1616 г. напечатана его первая книга – латинская грамматика.

В 1618 г. началась 30-летняя война в Европе (Крестовый поход Ватикана в Западной Европе – репрессии против протестантов). В 1622 г. протестанты, ведущие освободительную борьбу Чехии против австро-венгерской империи Габсбургов, были разгромлены. В огне войны сгорел дом Коменского, его богатая библиотека, погибли его жена и двое детей. Жизнь самого Коменского была в опасности. К власти пришло католичество и протестантам предлагалось покинуть страну. Более ста общин «чешских братьев» покинули страну и выехали в Польшу, Пруссию, Венгрию.

С 1628 по 1656 г.г. Коменский и его община находят приют в г. Лешно (Польша). Здесь он становится руководителем общины и возглавляет гимназию в качестве ректора. В 1628 г. он написал на чешском языке книгу «Материнская школа» (издана впервые в 1657 г.), руководство по воспитанию детей дошкольного возраста. В 1631 г. Коменский создает знаменитый учебник «Открытая дверь языков» (1631 г.), где предлагал новые легкие пути усвоения древних языков. Книга была переведена на 12 европейских языков и на многие азиатские: арабский, турецкий, персидский, монгольский и др.

Коменский создает новую семью, терпит нужду и по-прежнему много работает. В 1632 г. он завершает свой главный педагогический труд «Великая дидактика». В книге рассмотрены вопросы не только обучения, но и умственного, физического, эстетического воспитания; сформулированы сенсуалистические педагогические принципы, призывающие обогащать сознание ребенка, знакомя его с предметами и явлениями чувственно воспринимаемого мира.

В 1641–1642 гг. Коменский активно сотрудничает с последователями Ф. Бэкона в Англии: разрабатывает обширные планы улучшения общества посредством реформ школы. Здесь ему было поручено составить обширную педагогическую энциклопедию – «Пансофию» (всемудрие). Парламент одобрил его план работы, однако осуществить его не удалось из-за возникших в Англии внутренних смут. В 1642 г. Каменский пишет «Новейший метод изучения языков» (в основе его метода следующий алгоритм: 1) пример – правило; 2) предмет – слово; 3) свободное и осмысленное освоение). Впоследствии в 1648 г. он отправляется в Швецию в надежде получить помощь в борьбе против Габсбургов. В обмен он предложил свои услуги по подготовке учебников для шведских городских школ. В 1648 г. скончался главный епископ «Чешских братьев» и Коменскому предложили эту должность. Он вернулся в Лешно.

В 1650–1654 г.г. Коменский пребывает в Венгрии, желая там реализовать свои педагогические замыслы. Это, однако, не удается по причине почти повсеместной неграмотности. Поэтому все усилия приходится направлять на организацию в Венгрии начального обучения. Здесь он написал труд «Пансофическая школа» и знаменитое сочинение «Мир чувственных вещей в картинках», которое до сих пор используется в качестве пособия в Южной Германии. Это был по тем временам первый учебник, реализующий принцип наглядности. Всего в Венгрии им было создано около 10 педагогических и методических работ. С 1654 г. он опять живет в Лешно.

В 1656 г. Лешно оказался в центре военных действий, община братьев распалась, сам Коменский вместе с другими спасся бегством. Последние годы жизни Коменский провел в Амстердаме. В Нидерландах ему удалось издать в 1657 г. многие его сочинения при поддержке сената и одного из покровителей, в том числе и «Великую дидактику» на латинском языке. Главный труд его жизни – «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих», где ученый выразил идею универсального воспитания, которое приведет человечество к миру без войн, к социальной справедливости и процветанию.

 

    3. Теоретические основы педагогики Я.А. Коменского.        

Важнейшие черты педагогической теории Коменского – демократизм, гуманизм, народность. В «Великой дидактике» это подтверждается конкретными принципами, на которых должно базироваться создание школы:

– образование должно получить все юношество…

– юношество обучалось бы всему тому, что может сделать человека мудрым, добродетельным, благочестивым;

– образование должно быть закончено еще до наступления зрелости;

– образование должно происходить весьма легко и мягко, как бы само собою – без побоев и суровости или какого-либо принуждения;

– юношество должно получить образование не кажущееся, а истинное, не поверхностное, а основательное.

    Ступени школьной системы по Я.А. Коменскому:

1) материнская школа – для детей (до 6 лет);

2) школа родного языка, элементарная – для отрочества (до 12 лет);

3) латинская школа – для юношества (до 18 лет);

4) академия – для зрелости (до 24 лет).

На первой ступени в семье должны развиваться органы чувств ребенка, обогащаться его представления об окружающей жизни, осуществляться развитие речи и первоначальных ручных умений. В целом, структуру процесса усвоения знаний Коменский трактовал на основе позиции Ф. Бэкона, опирающегося на чувственный опыт: при восприятии информации сначала действуют органы чувств (ощущения), затем вступают в действие ум и память (осмысление и запоминание), завершают действие язык и руки (объяснение, рассказ, применение знаний на практике и т.д.). 

На второй ступени дети должны учиться читать на родном языке, писать, считать, петь; усваивать этику, исторические факты и элементарные сведения о государственной и экономической жизни; знакомиться с ремеслами.

На третьей ступени помимо родного языка необходимо изучать иностранные языки, физику, географию, естествознание, математику, мораль (традиционные семь искусств). Каждый из шести классов имеет в латинской школе свои названия: грамматический, физический, математический, этический, диалектический и риторический.

На четвертой ступени обучаются самые одаренные, заканчивая в академии один из следующих факультетов: богословский, юридический, медицинский.

Классно-урочная система как основа коллективной формы обучения.

– четкое распределение содержания всех видов школьной работы по годам, месяцам, дням обучения;

– обучение детей одного возраста и приблизительно одного уровня знаний;

– под общим руководством учителя класс с постоянным составом учащихся продвигается к единой для всех цели;

– определенная продолжительность учебного года, четверти, дня с учетом каникул, работа в течение учебного дня в соответствии с расписанием.

    В «Великой дидактике» определены четыре основных требования к процессу обучения:

1) успешность обучения, которая достигается путем усвоения материала от простого к сложному по книгам, соответствующим возрасту;

    2) легкость обучения, если усваивать материал, начиная с раннего возраста, но не перегружаться знаниями; изучаемое в школе увязывать с жизнью;

    3) основательность обучения, которая предполагает взаимосвязь всех изучаемых материалов, при изучении последующего будут основываться на предыдущем; изучаемый материал будет закрепляться практическими упражнениями;

    4) быстрота обучения, когда обучение осуществляется в неразрывной последовательности.

    Важнейшие звенья педагогики Коменского – дидактические принципы. Он выделяет следующие принципы обучения:

· непосредственные принципы (наглядности; последовательности и систематичности; прочности усвоения учебного материала; самостоятельности и активности учащихся;

· общедидактические (природосообразности обучения, связи обучения с жизнью, воспитывающий характер обьучения).

Коменский был первым, кто сформулировал принцип природосообразности в воспитании и обучении. Он считал, что природное в человеке обладает самодеятельной и самодвижущейся силой. Коменский провозгласил понимание, волю и деятельность воспитанника как основные составляющие педагогического процесса. Эту идею он отразил в работе «Выход из школьных лабиринтов». Ученый был глубоко убежден, что в области обучения и воспитания действуют законы, общие для природы, следовательно, методы школьного обучения должны на эти законы опираться, т.е. быть природосообразными. Закономерности формирования личности, по мнению Коменского, тесно связаны с глобальными изменениями в природе (детство – весна, молодость – лето, зрелость – осень, старость – зима). В то же время воспитание ребенка должно идти сообразно с его, ребенка, природой. Природосообразность означала для чешского ученого и признание природного равенства людей, при этом он не отрицал наличие у каждого индивидуальных задатков.

Коменский мечтал о приобщении всех людей к мудрости, подлинному знанию – пансофии. В работе «Лабиринт света и рай сердца» (1625), в трактате «О развитии природных дарований» (1650) он говорит о роли знаний в жизни человека.      

     «Всеобщий совет об исправлении дел человеческих» – труд, который Коменскому завершить не удалось. Он состоит из семи частей: «Панегерсия» – всеобщее пробуждение; «Панавгия» – всеобщее озарение; «Пансофия» – всеобщая мудрость; «Пампедия» – всеобщее воспитание; «Панглоттия» – всеобщий язык; «Панортосия» – всеобщее исправление; «Паннутесия» – всеобщее побуждение. Первые две части были опубликованы при жизни автора, оставшиеся в незавершенном виде были обнаружены в середине 30-х г. ХХ в. и опубликованы в 50-х г. 

Я.А. Коменский уделял особое внимание нравственному воспитанию и роли учителя в воспитании и обучении детей.

Три коренные задачи воспитания по Коменскому:

– научное образование;

– добродетель или нравственность;

– религиозность или благочестие.

    Особое внимание Коменский уделял вопросам нравственного воспитания. Идеи формирования человека в соответствии с идеалами добра и общественной пользы отражены им в «Великой дидактике», «Всеобщем совете об исправлении дел человеческих».

Следуя Платону и Аристотелю, Коменский считал основными добродетелями мудрость, умеренность, мужество, справедливость. Он также обращал внимание на необходимость воспитания в детях скромности, послушания, аккуратности, вежливости, почтительности к старшим и трудолюбия. Средства нравственного воспитания по Коменскому: пример родителей, учителей, товарищей; наставления и беседы с детьми; упражнения детей в нравственном поведении, выработка положительных привычек; борьба с распущенность, ленью, недисциплинированностью.

Коменский, уделяя особое внимание дисциплине, выступал против палочной дисциплины и рекомендовал гуманный подход к детям. Вместе с тем он требовал, чтобы учитель поддерживал дисциплину «хорошими примерами, ласковыми словами и всегда искренним и откровенным благорасположением». Однако физические наказания Коменский все-таки предлагал использовать по отношению к учащимся, проявляющим богохульство и строптивость.

В работе «Законы хорошо организованной школы» ученый сформулировал свод правил, касающихся правильной организации школьного режима, управления школой, обязанностей учителей, обязанностей и поведения учащихся.

Большое внимание уделял Коменский личности учителя: «Следующий век будет именно таким, каким будут воспитанные для него будущие граждане»; учителям «вручена превосходная должность, выше которой ничего не может быть под солнцем». Учитель, по мнению ученого, должен обладать следующими качествами: любовь к своему делу, трудолюбие, достойное выполнение своих обязанностей, отеческое и сердечное отношение к ученикам, отличное знание своей науки.

Огромное значение для воспитания детей, по мнению Коменского, имеет пример учителя. Следовательно, учитель должен быть образцом добродетели, трудолюбия, скромности, благонравия, благоразумия.

Коменский считал, что общество должно с уважением относиться к учителям, и в то же время сам учитель должен осознавать какую важную функцию он выполняет в обществе и не ронять собственное достоинство.

Я.А. Коменский оказал огромное влияние на развитие педагогической мысли и школы во всем мире. Его учебники, переведенные на многие языки мира, являлись лучшими книгами для начального обучения в течение 150 лет.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 280; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.129.70.157 (0.014 с.)