Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Просветительские взгляды Ж.-Ж. Руссо.Содержание книги
Поиск на нашем сайте
В ряду деятелей французского Просвещения выделяется фигура Жан-Жакка Руссо (1712–1778) – философа, писателя, композитора, педагога. Ж.Ж. Руссо родился в Женеве (Швейцария). Рано лишившись матери, он рос как сирота, хоть и имел отца (часовых дел мастера), так как тот им не занимался. Мальчик все время проводил за чтением книг. С 13 лет начал обучаться ремеслу клерка, затем был учеником в мастерской гравера. Из-за грубого с ним обращения он ушел из мастерской. С 1728 г. начинается период скитаний: Руссо пешком обошел Швейцарию, Францию, Италию; перепробовал разные занятия. Десятилетнее странствие дало ему много знаний о реальной жизни простых людей. Важную роль в его жизни сыграла встреча с настоятелем монастыря в Аннеси, который определил его на воспитание к известной меценатке госпоже де Варанс, пользовавшейся покровительством папы и долгие годы помогавшей Руссо. Сначала она пыталась обратить его в католичество и поместила в католическую школу, но эта попытка закончилась неудачей. Тогда, видя способности Руссо к музыке, она определила его в музыкальную школу. Здесь он добился значительных успехов и начал сочинять музыку. Далее в течение 10 лет под руководством своей покровительницы, Руссо занимается самообразованием и изучает астрономию, химию, ботанику, физику, философию, историю, географию. В конце 1730-х гг. Руссо служит в Лионе домашним учителем двух сыновей местного судьи. Этот опыт он обобщил в трактате «Проект воспитания де Сент-Мари» (1743–1745). В нем он резко осудил схоластическую школу, дал рекомендации относительно преподавания естественнонаучных предметов, нравственное воспитание назвал главнейшей педагогической задачей. В 1740-х гг. Руссо пишет сочинения по теории музыки, создает музыкальные и поэтические произведения. Он знакомится с авторами «Энциклопедии, или Толкового словаря наук, искусств и ремесел» Д. Дидро, К. Гельвецием и др. По просьбе Дидро он пишет для этого труда статьи. В 1750 г. Руссо пишет трактат «Рассуждение о науках и искусствах», где выражает идеи, к которым пришел в 1740 гг. о гармонии воспитания с природной сущностью ребенка. Роман «Юлия, или Новая Элоиза» Руссо написал в 1758 г. (опубликован в 1761). Это был сентиментальная история о средневековых влюбленных. В 1753 г. автор начинает работать над романом «Эмиль, или О воспитании» (опубликован в 1762 г.), вызвавшем ярый гнев церкви. Против Руссо было возбуждено церковью уголовное дело, и ему пришлось скрываться в Швейцарии, Германии, Англии. В романе имели место нападки на аристократию и церковь, за что те на него ополчились. Руссо опровергал догматы церкви, обличал неискренность священников, чем и вызывал их гнев. Начался конфликт с обществом, до этого признававшим автора. Однако появились и сторонники воспитания Руссо, желающие претворить его идеи на практике.
В романе Руссо представляет разумное воспитание как способ общественного переустройства. В современном автору обществе воспитание понималось как переделывание ребенка взрослыми по установленному образцу с помощью литературы, религии и т.д.; превращение его путем обучения в такого человека, который нужен для соответствующего места в обществе, согласно положению его родителей (военный, адвокат, служитель церкви, ремесленник и т.д.). Руссо противопоставил такому воспитанию личность, воспитанную средствами природы, с собственными естественными интересами, руководствующуюся в жизни своими природными способностями. В романе Руссо Эмиль – главный герой книги, живет и воспитывается в загородном доме, вдали от соблазнов городской жизни на лоне природы. Его воспитатель – хороший друг семьи, помогающий ему развиваться в соответствии с его собственными интересами. Такой подход автора вызывал противоречие в обществе, ибо воспитанный человек для существующего света – это человек, изучивший этикет; воспитанный человек для Руссо – это глубоко человечная личность, добившаяся развития своих способностей и дарований с помощью трех источников воспитания: природы, окружающих людей и вещей (причем результат воспитания обусловлен согласованным влиянием всех трех источников). Роман Руссо состоит из пяти книг. Каждая книга раскрывает определенный период в жизни Эмиля. Таким образом, Руссо представил в романе периодизацию развития личности и специфику ее воспитания на каждом возрастном этапе. Особое место в романе Руссо отводит физическому воспитанию. Ученый видел в нем средство для установления гармонии между человеком, природой и социальным окружением, для преодоления пагубных наклонностей, для формирования нравственно чистых идеалов и помыслов, для развития всего организма. Физическое воспитание автор считал ведущим в период развития личности ребенка до 2-х лет (первый период развития личности, которому посвящена первая книга романа). Вторая книга посвящена второму периоду развития личности – от 2 до 12 лет, который характеризуется развитием «внешних чувств» ребенка (систематическое формирование знаний здесь отсутствует, из книг можно предлагать для чтения только роман Д. Дефо «Робинзон Крузо». Задача воспитателя – учить ребенка жизни, удовлетворять пытливый ум ребенка). Третья книга представляет третий период – от 12 до 15 лет, когда ведущим является умственное воспитание (воспитанник получает научные знания, преимущественно связанные с природой – география, естествознание и т.д.; учится труду, ремеслам, сельскохозяйственным работам). Четвертый период «бурь и страстей» – с 15 лет до совершеннолетия, преимущественно осуществляется нравственное воспитание (воспитание добрых чувств, суждений и воли), на этом же этапе должно происходить первое знакомство с религией.
Пятая книга романа посвящена невесте Эмиля – Софии. Здесь Руссо выражает свои взгляды на женское воспитание. В этом отношении Руссо весьма консервативен, он полагает, что женщине научное образование как таковое не нужно, только в плане ведения хозяйства. Суть воспитания же женщины заключается в том, чтобы она смотрела на жизнь глазами мужа. В 1767 г. Руссо возвращается во Францию, но живет под чужим именем. В последние годы жизни пишет еще несколько работ: «Прогулки одинокого мечтателя», «Рассуждение об управлении Польшей»; философское осмысление жизни и собственное жизнеописание – «Исповедь». Тема 6. Школа и педагогиЧЕСКАЯ МЫСЛЬ в РОССИИ в XVII – Х VIII вв. 1. Воспитание и обучение в Русском государстве ХVII в. 2. Школьные реформы и учебные заведения первой половины ХVIII в. 3. Просветительская деятельность М.В. Ломоносова в России. 4. Школа и педагогическая мысль второй половины ХVIII в.
Рекомендуемая литература
1. Капранова, В.А. История педагогики: учеб. пособие / В.А. Капранова. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Новое знание, 2005. – С. 40–42; 88–94. 2. Латышина, Д.И. История педагогики (История образования и пед-ой мысли): учеб. пособие / Д.И. Латышина – М.: Гардарики, 2002. – С. 217–290. 3. Лебедев, Е.Н. Ломоносов / Е.Н. Лебедев. – М.: Мол. гвардия, 1990. – 602 с. (Жизнь замечательных людей. Сер. биогр. Вып. 705). 4. Модзалевский, Л.Н. Очерк истории воспитания и обучения с древ-нейших до наших времен. – СПб.: Алетейя, 2000. – Ч.1. – 429 с.; –Ч.2. – 496 с. 5. Орлова, А.П. История педагогики: учеб. пособие для ст-в высш. учеб. заведений по пед. спец-м / А.П. Орлова, Н.К. Зинькова, В.В. Тетерина; под общ. ред. А.П. Орловой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. – С. 121–143.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 180; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.168.40 (0.011 с.) |