Просвещение и школа в белорусских землях в составе великого княжества Литовского (вторая половина XIII В. –1569 Г. ). 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Просвещение и школа в белорусских землях в составе великого княжества Литовского (вторая половина XIII В. –1569 Г. ).



О расширении просвещения и развитии письменности на белорусских землях в этот период свидетельствуют рукописные памятники, которые сохранились и дошли до наших дней: «Пинская грамота» (юридический документ Пинского княжества XIV в.), Оршанское рукописное «Евангелие», а также белорусское летописание XIV–XV вв. «Хроника Быховца». Преобладающую часть всей белорусской славянской письменности по-прежнему составляла церковно-религиозная и богослужебная литература. Светская книга было очень редким явлением. 

В период ВКЛ на белорусские земли активно проникали идеи Возрождения и Реформации, вследствие этого, здесь получили развитие разные по своей идейной направленности школы: православные, католические, протестантские (возникшие на закате ВКЛ и активизировавшие свою деятельность в конце XVI в.).

Православные школы были церковно-приходскими, монастырскими, а также частными, открываемыми при княжеских дворах. Церковные и монастырские школы содержались за счет церкви и находились под властью епископов. В основном в них учились дети духовенства и знатных горожан, которые готовились стать служителями клира. В этих школах учили элементарной грамоте, греческому языку, религиозным наукам. Школы при княжеских дворах готовили грамотных людей для хозяйственной и общественной деятельности, ведения летописей. В них также обучали элементарной грамоте, а в некоторых – древним языкам.

Помимо школьного, получило распространение и индивидуальное обучение с помощью мастеров грамоты.

Католические школы на территории Беларуси открываются с XIV в. Однако длительное время влияние католической школы на белорусов было незначительным. В Восточной Беларуси до XVI в. костелы практически отсутствовали. При костелах открывались соборные или кафедральные школы. Первой кафедральной католической школой была Виленская, которая открылась в 1387 г., она имела повышенный уровень. Аналогичные школы были созданы в Полоцке, Витебске, Бресте, Минске. Они состояли из трех классов и находились в подчинении капитула. В них изучались латинский язык, грамматика, греческий и польский языки, арифметика, музыка, сочинения древних философов. Некоторые школы полностью использовали программу «семи свободных искусств». Эти школы были общеобразовательными, готовили не только служителей культа, но и грамотных людей для государственной службы.

В развитие просвещения на белорусских землях того периода внесли вклад ряд выдающихся людей – писателей, поэтов, общественных деятелей. В их числе Николай Гусовский (ок. 1480–1533) – белорусско-польский поэт-гуманист, автор поэмы «Песня о зубре» (1523). Поэма была написана на латыни, а затем, по причине популярности, была переведена на польский, чешский, литовский и др. европейские языки. Н. Гусовский как представитель эпохи Возрождения, создал эту поэму как гимн родной земле, как гимн личности, всесторонне и гармонично развитой, свободной. Поэт выступал за классическое латинское образование на основе «семи свободных искусств», считал необходимым освоение античной культуры и философии, интеллектуального опыта Европы. Он выступал за идеи патриотизма, гармоничных отношений человека и природы. С большой любовью он писал о природе родного края, о народных традициях, о жизненных трудностях простого народа.

О развитии уровня культуры Литовско-Белорусского государства в то время свидетельствует развитие книгопечатания. Его возникновение было связано с деятельностью выдающегося белорусского первопечатника, просветителя и гуманиста Франциска Скорины (ок. 1490–1551).

Ф. Скорина уроженец Полоцка, выходец из купеческой семьи. Он закончил Краковский университет в 1506 г. со степенью бакалавра, первый из славян получил степень доктора медицинских наук в Падуанском университете (1512). Печатную деятельность он начал в 1517 г. в Праге. Им было напечатано 23 книги под общим названием «Библия русская», которая включала Псалтирь, Шестоднев и др. книги. В 1521 г. он основывает типографию в Вильно и издает «Малую подорожную книжицу», включающую 13 богослужебных книг и «Апостол» (1525). Издавая библейские книги, Скорина ставил перед собой просветительские, а не религиозные цели. Библию он расценивал как учебное пособие, которое учит людей читать, думать, отличать добро и зло.

Свои просветительские взгляды Скорина изложил в 49 предисловиях и 62 послесловиях к книгам, которые им были введены впервые. Новшество его книг также в том, что им были напечатаны «аргуманты» – краткие содержания и пояснения к каждой главе Библии, а на полях книг Скорина давал толкование малознакомых греческих и церковных слов. Все книги Скорины были украшены великолепными гравюрами, заставками и иллюстрациями, автором которых был он сам. Скорина проповедовал любовь к Родине. В предисловии к своим книгам он обращался к читателям: «Братья Русь», говоря тем самым о единстве славянских народов. Идеалом Скорина считал мыслящего, интеллектуального, целенаправленного человека. Важнейшим моральным качеством человека в соответствии с христианской моралью он считал «любовь к ближнему».

Скорина положил начало распространению книгопечатания. В XVI в. по подобию его типографий были основаны типографии в Гродно, Полоцке, Минске, Пинске, Могилеве, Ошмянах, Заславье, Белиничах. Печаталась грамматика, буквари.

Выдающимся деятелем Реформации в Белорусских и Литовских землях был Симон Будный (ок. 1530–1593) – философ, педагог, историк, переводчик, автор многочисленных литературных, философско-публицистических и учебных произведений. Занимался проблемами совершенствования школьного образования, выступал за право на получение образования простым народом. Он выступал против схоластической школы, которая отрицательно относилась к национальному языку и признавала только латынь. Родному языку он придавал большое значение. Исходя из устоев народной педагогики, Будный считал основой воспитания трудовую деятельность. С. Будный – автор первого школьного учебника на белорусском языке – Катехизиса (Несвиж, 1562), по которому учащиеся протестантских школ изучали кальвинистское вероучение и белорусский язык.

Василий Тяпинский (ок. 1540–1603) – также известный белорусский деятель Реформации, переводчик, издатель. Перевел на белорусский язык и издал в своей типографии «Евангелие» от Матфея, Марка, Луки. В. Тяпинский поддерживал взгляды гуманистов эпохи Возрождения: отстаивал право белорусского народа на просвещение и образование на родном языке, призывал власти открывать национальные школы, развивать печатание книг на родном языке, пробуждать национальную гордость и самобытность белорусского народа путем развития своей культуры, поддержания традиций и культурных достижений славян.

Николай Радзивилл (1515–1565) – выдающийся государственный и религиозный деятель, меценат науки и культуры. Один из самых знаменитых представителей известного магнатского рода. Занимал должности виленского воеводы, канцлера. Играл первые роли в политической жизни Великого княжества Литовского. Содействовал развитию и укреплению реформационного движения на белорусских землях и в Литве, особенно распространению кальвинизма. Своим авторитетом повлек массовый переход шляхты в протестантизм. Основал типографии в Бресте, Несвиже. Напечатал на свои средства Библию (1563). Оказывал покровительство деятелям культуры, в том числе С. Будному.    

Как мы видим, выдающиеся просветители этого периода обращают особое внимание на становление национальной культуры и развитие своего родного языка, его изучение. В это исторический период происходило окончательное формирование лексического фонда белорусского языка (русского – для европейских государств), который трансформировался из общеславянского древнерусского языка. Его быстрому распространению на всей этнической территории Беларуси содействовало то, что он был официальным государственным языком в ВКЛ, куда входили белорусские земли.

Одновременно с формированием белорусского языка в XIV– первой половине XVI вв. происходит процесс становления материальной и духовной культуры белорусского народа, вследствие появления новых способов организации земледелия, белорусской народной одежды, национальной кухни, развития архитектуры и литературы, особенно устного поэтического народного творчества. В этом отношении особенно выделяются литовско-белорусские летописи, содержащие отдельные произведения, например, панегирик «Похвала Витовту». В этот период в ВКЛ появляется переводная литература, как церковного содержания (например, «Повесть о Варлааме и Иосафе»), так и светского (например, «Александрия», «Повесть о Трое» и др). Также в этот период развивается ткачество, вышивка, живопись, скульптура, графика и гравюра, которая активно используется в книгопечатании. 

 

3. Просвещение и образование на белорусских землях в период Речи Посполитой. Педагогические взгляды белорусских просветителей XVII в.

В середине XVI в. между ВКЛ и Московским государством возник конфликт за право обладания прибалтийскими землями (Ливонией). В 1558 г. царь Иван Грозный начал войну с Ливонией, Ливонский орден оказался на грани краха и обратился за помощью к сейму ВКЛ. В ответ на это Иван Грозный направил свои силы на ВКЛ и в 1563 г. был взят Полоцк, русские войска стали угрожать Вильно. ВКЛ оказалось в сложном положении, выход был один – обратиться за помощью к Польше. 

1 июля 1569 г. была подписана уния, в соответствии с которой Польское королевство и Великое княжество Литовское объединялись в одно государство – Речь Посполитую под властью одного государя – польского короля и великого князя литовского с общим органом законодательной власти – сеймом, единой внешней политикой и денежной единицей. Однако ВКЛ сохраняло свое войско, судебную систему, административный аппарат, печать с «Погоней», свой государственный язык – белорусский.

Основные события этого периода (Брестская церковная уния 1596 г., Реформация, Контрреформация и др.) оказали на судьбу белорусского народа огромное влияние, в том числе и на развитие просвещения. В связи с этим на белорусских землях в этот период существовали различные типы школ: протестантские, униатские, католические, домашние и самые прогрессивные – братские.

Протестантские школы создавались общинами протестантов, которые начали образовываться на территории Беларуси в начале XVI в. (в Бресте, Несвиже, Витебске, Полоцке, Минске и др.). Помимо школ при каждой общине открывалась церковь, госпиталь, при некоторых типография. На первом месте в протестантских школах было религиозное обучение, которое велось на белорусском или польском (родном) языке.

Протестантские школы были нескольких типов: лютеранские, кальвинистские, арианские. В лютеранских школах изучали катехизис, грамматику, арифметику, древние языки. Однако лютеранство было на белорусских землях меньше распространено, чем кальвинизм (лютеранство – одно из направлений реформации, утверждающее спасение человека через обращение к Богу без помощи церкви, источником веры считалась Библия, которую каждый верующий мог истолковывать по-своему; кальвинизм – основное направление реформации на белорусских землях с середины XVI в. в основе которого – учение о божественном предопределении, упрощенный религиозный культ без алтаря, икон, святых, таинств, кроме причастия и крещения).

Кальвинистские школы были начальными (чтение, счет, письмо, религия) и повышенного уровня. Среди школ повышенного уровня выделялись Виленская и Слуцкая, которая имела филологический уклон. Здесь изучались древние языки и литература, польский, немецкий, староеврейский языки, риторика, этика, история и др. предметы.

В 60-е гг. XVI в. на белорусских землях появляется новое течение реформации – арианство, приверженцы которого также стали открывать свои школы (арианство – радикальное направление реформации, проповедовавшее общность имущества, осуждающее крепостничество, выступающее против государственной власти). Арианские школы были также двух видов: начальные и средние (гимназии). В гимназиях изучали древние языки, философию, риторику, право, теорию музыки, историю, этику, географию, природоведение, физику, математику, медицину. Такой обширной программы не было в школах других общин.

Братские школы. В XVI в. на территории Беларуси и Украины возникли братства – православные религиозные организации. Братства стали открывать свои школы. Первая возникла в Вильне в 1584 г., вторая – во Львове в 1586. Затем в Могилеве (1590), Бресте и Минске (1591) и др. городах. В Полоцке мощное братство создалось при Богоявленской церкви (1633). При ней была построена братская школа. Во второй половине XVII в. в ней обучал детей выдающийся белорусский педагог, философ и писатель Симеон Полоцкий.

 На первое место в братских школах ставилось обучение национальному языку. Педагогами братских школ в XVI – XVII в.в. были разработаны славянские грамматики: «Граматыка доброглаголевого эллинословенского языка» (1591 г.– Львов), грамматика Лаврентия Зизания (1596 г.– Вильня), грамматика Мелетия Смотрицкого (Киев). В братских школах преподавались также греческий и латинский языки, грамматика, красноречие, история, диалектика, основы арифметики, геометрии, астрономии, музыка, житие святых. Обучение в школах осуществлялось на родном языке.        

Братские школы стали самым распространенным типом учебных заведений. В них обучались бесплатно, в основном дети ремесленников, торговцев и православной шляхты. Каждая школа имела свой устав (статут). В нем подробно были представлены требования к учителям, к родителям учащихся; организация школьного рабочего дня и т.д. Деятельность братских школ осуществлялась на основе классно-урочной системы, которая была разработана Коменским и начинала распространяться по Европе.

Создание братских школ завершило формирование в Беларуси трех основных форм организации школьного обучения: государственной или элитарной, церковной и демократичной. Государственные школы – «Школы учения книжного» создавались за счет княжеской казны и служили интересам княжеских семей. Пример церковной школы – евангелическая школа (гимназия) в Слуцке. В 1617 г. Януш Радивил основал в Слуцке евангелический собор и при нем мужское училище, которое готовило учителей. В нем учились дети горожан, селян и белорусской шляхты. Они изучали закон божий, латинский, польский и греческий языки, арифметику, риторику, историю, математику, законоведение. Демократичные школы существовали в виде домашних училищ. Они были основаны «добровольцами», чаще всего людьми богатыми. В них учили чтению, письму, счету, молитвенному песнопению. За обучение бралась плата (100 –150 руб. в год).

К середине XVII в. большинство православных школ были переданы униатам. Брестская церковная уния 1596 г. – соглашение, подписанное на церковном соборе об объединении на территории Речи Посполитой православной и католической церкви, признающее верховную власть Ватикана и католических догматов при сохранении православной обрядности и богослужения на церковно-славянском и родном языках. Это привело к созданию еще одного направления в христианстве – униатства, которое учитывало национальные особенности белорусов в языке, культуре и т.д., а также привело к созданию униатских школ, деятельностью которых руководила униатская коллегия, созданная в Риме.

Униатские школы были также двух типов. В начальных школах давали элементарное образование, в школах повышенного типа изучали риторику, право, философию и богословие, историю. В основном школы предназначались для бедного населения. В деятельности униатских школ активное участие принимал орден базилиан, который в плане образования масс во многом был сходен с орденом иезуитов, также активно открывавшем на белорусских землях школы.

Первые иезуитские школы были открыты в Вильно (1570), Полоцке (1581), Несвиже (1584) и др. городах, всего 20 коллегий с XVI по начало XVIII вв. Иезуитские школы были двух типов: низшие и коллегии. Низшие имели три класса, коллегия имела пять классов (низший – 3 года, средний и высший), где изучали этику, богословие, физику, математику, а также древние языки, риторику, логику, философию и др. Обучение было бесплатным, принимали учащихся с разным вероисповеданием. В XVII в. иезуиты имели ведущую роль в распространении образования на территории Речи Посполитой.  

На развитие просвещения на белорусских землях в этот период оказывали значительное влияние выдающиеся общественные деятели.

Выдающейся личностью этого периода был Лаврентий Зизаний (ок.1560–1634) – известный церковный деятель, языковед, переводчик, учитель братских школ во Львове и Вильно, автор ряда учебников для школ: «Азбука» (1596), «Грамматика словенска» (1596). Грамматика словенска» – первый учебник по славянской грамматике, сыграл важную роль в развитии белорусского языка. Написан он в форме вопросов и ответов, на каждое правило давалось множество примеров и упражнения для закрепления. Учебник был популярен во многих странах: в Сербии, Болгарии, Польше и др. Л. Зизанием в 1627 г. был издан «Катехизис», где не только излагалась сущность православия, но и давались сведения из истории, астрономии, природоведения. Л. Зизаний является автором и первой славянской энциклопедии «Лексис», где давалось толкование 1061 слова. Научно-педагогическая литература Л. Зизания имела огромное значения для распространения светского образования.    

Мелетий Смотрицкий (ок. 1572–1633). Максим Григорьевич Смотрицкий – белорусский церковный и общественный деятель, ученый-филолог, педагог Виленской братской школы, сыгравший важную роль в объединении патриотических сил против католической и униатской реакции в белорусских землях. Учился в Острожской академии, затем в Виленской иезуитской академии, университетах Германии (Лепцигском, Нюрнбергском, Виттенбергском), получил ученую степень доктора медицины. В 1620 г. стал православным архиепископом Полоцким, Витебским, Мстиславским. Автор книг «Верификация», «Фринос» и др. религиозно-церковного содержания. Главный труд М. Смотрицкого – «Грамматика словенския правильная синтагма» (1619) стала ведущим учебником по грамматике в период XVII – первой половины XVIII вв., неоднократно переиздавалась в Вильно, Кременце, Москве. Всю жизнь боролся против церковной унии, которую признал под конец жизни.

Епифаний Славинецкий (?–1675) – церковный и литературный деятель, переводчик, филолог, педагог. Биографические данные первого периода жизни неизвестны. Имя Епифания получил при пострижении в монахи в Киево-Печерском монастыре. Существует предположение, что образование он получил в Киевской братской школе, затем в Киево-Могилянской академии. Учился в европейских университетах (Краковском?). С 1642 по 1649 гг. преподавал в Киево-братской коллегии греческий и латинский языки. Выдающееся педагогическое произведение Е. Славинецкого – «Гражданство обычаев детских».

Симеон Полоцкий (1629–1680). Самуил Емельянович Петровский – Ситнианович – поэт, драматург, переводчик, публицист, общественный деятель. Родился в Полоцке. В 1640–1650 гг. учился в Киево-Могилянской академии, в 1653 г. закончил Виленскую иезуитскую академию. В 1656 г. принял иночество с именем Симеон и стал преподавателем в Полоцкой братской школе. Одни из произведений, затрагивающие вопросы воспитания – «Обед душевный» и «Вечеря душевная».

Казимир Лыщинский (1634–1689) – белорусский политический деятель, атеист, сторонник идей утопического социализма, педагог. В своем поместье открыл школу для детей разных сословий, в которой сам преподавал языки и основы семи свободных искусств, отвергал религиозное обучение. Оставив орден иезуитов, он написал трактат «О несуществовании Бога», где утверждал, что Бог не существует, а является только иллюзией, рожденной фантазией людей. За свои атеистические взгляды он был арестован католическим духовенством и сожжен на костре в Варшаве.

Илья Копиевич (1651–1714) – П.Ф. Копиевский – известный белорусский просветитель, книгоиздатель, преподаватель Слуцкой кальвинистской школы, автор многих учебников, активный проводник реформ Петра I. Изведав гонения он жил в Амстердаме, затем получил приглашение в Москву. Им было написано и издано более 20 учебников по грамматике, риторике и т.д., словарей, научных пособий. Особое внимание он уделял природоведению, математике, астрономии, географии и литературе. Им также был разработан первый шрифт – гражданская кириллица – в котором, в отличие от церковного шрифта, буквы были округлыми.    

Во второй половине XVII в. резко усилилась полонизация и окатоличивание населения восточных земель Речи Посполитой. Белорусский язык постепенно вытеснялся из государственного делопроизводства и официального употребления. Несмотря на имевшиеся достижения в науке и культуре, интеллектуальная жизнь в этот период характеризовалась регрессией, забывались достижения эпохи Возрождения и Реформации, усиливались религиозные идеи периода Средневековья.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 380; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.182.179 (0.025 с.)