Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Учебные рукописные книги Древней и Средневековой Руси. Возникновение книгопечатания.
Книги, бытовавшие на Руси в домонгольское время, принадлежат к трем большим группам: богослужебные книги; религиозные «четьи»; полусветская и светская литература. Первой книгой для обучения чтению в Древней и Средневековой Руси был «Псалтирь» – библейская книга, сборник псалмов, переведенный с древнегреческого языка еще Кириллом и Мефодием. С середины XVI в. появилась другая редакция «Псалтири», которую стали называть толковой, так как в ней кроме псалмов помещались и краткие их истолкования, позднее получившие название комментариев. Самой доступной в обучении книгой после «Псалтири» был «Шестоднев» или «Беседы на Шестоднев», библейская книга, в которой содержалось шесть трактатов о создании мира по числу шести дней, в которые был сотворен мир: от Космоса – до Земли и человека. Главной целью этих трактатов было толкование древних текстов с точки зрения современного православия. Существовало семь вариантов «Шестоднева», по содержанию отличавшихся друг от друга, но каждый из них, а иногда и несколько сразу могли быть учебными книгами для овладения азами грамоты. Так, в «Шестодневе» Василия Великого из Кесарии (IV в.), Вселенского отца и учителя Церкви, приводятся верные объяснения происхождения дождя и снега, сведения о физиологии растений, о происхождении янтаря, метеоритов, дается классификация пород рыб и пресмыкающихся. «Шестоднев» же дьякона Софийского собора, византийского поэта VII в. Георгия Писиды более напоминает поэму, а не богословский трактат, в нем цитируется не только Ветхий Завет, но и сочинения древних ученых и философов. На Руси наиболее распространенным был «Шестоднев» Иоанна, экзарха Болгарского, составленный еще в Х в. В нем содержались не только традиционные сюжеты о сотворении мира, но и критика учений Аристотеля, а также интересные исторические сведения о Болгарии Дунайской и Булгарии Волжской, о хазарах и славянах. Другой богослужебной книгой, предназначенной для церковных чтецов и певчих, а чаще мирян-прихожан был «Часослов». Он заключал в себе повседневные молитвы, совершаемые в определенные часы, и другие песнопения. «Часослов» был двух видов – большой и малый. Читать учились по малому, он был проще, с появлением книгопечатания он часто издавался специально с учебной целью.
«Служебник» – сложная по содержанию церковная учебная книга, которая в основном использовалась в духовных семинариях, со времени их открытия. Она содержала описание главных церковных служб-литургий, что дало ей второе название «Литургион». Впоследствии «Часослов» и «Служебник» могли печататься вместе в одной книге и дополняться уставом, «како служити диакону со священником Великую вечернюю и утреню». «Святцы» – также богослужебная и учебная книга, содержащая списки канонизированных православной церковью святых, последовательно по дням и месяцам от первого до последнего дня года. Здесь же содержались специальные дополнения, разъясняющие как определять подвижные церковные праздники, например, Пасху. К первым небогослужебным светским книгам относятся «Азбуковники», которые появились на Руси еще в XIII в. Это были рукописные сборники, состоящие из коротких статей учебного, энциклопедического и нравственного характера. «Азбуковники» представляли собой толковые словари «неудобопознаваемых речей», т.е. непонятных слов, часто встречающихся в церковных книгах, слова располагались в них в алфавитном порядке. Отсюда и такое название этих книг – «Азбуковники». Толкование каждого слова начиналось с его происхождения, затем шел перевод, и в заключение давалось разъяснение смысла, а иногда и подробный комментарий, помогающий понять как утраченный смысл, так и современное понимание объясняемого термина, имени, события и т.п. Кроме того, в «Азбуковниках» помещалась и сама азбука со слогами и прописями, т.е. образцами красиво написанных букв, по-гречески называемых «каллиграфия». По объему «Азбуковники» делились на «краткие» и «пространные». Соответственно количество слов в них располагалось от 1000 до 5500. По типу содержания выделялось четыре вида «Азбуковников»: толкователи иностранных слов, энциклопедические, наставительные, общие. Все представленные книги использовались для обучения в рукописном виде буквально до середины XVI в., и даже и появлением книгопечатания рукописные варианты не сразу выходят из употребления.
В школах XVI в. уже учились, используя иллюстрированный «Псалтырь» Федора Климова, затем печатную «Азбуку», созданную Иваном Федоровым (1510–1583). Иван Федоров считается первым русским книгопечатником. В настоящее время существует предположение, что он был родом из местечка, находящегося неподалеку от белорусского г. Бобруйска и имел настоящую фамилию Федорович. Достоверно известно, что он обучался в Кракове в Ягеллонском университете, закончил его в 1532 г. со степенью бакалавра. Ученые полагают, что в 1550-х гг. Федоров уже находился в Москве и работал в «анонимной» типографии, которая выпускала книги без выходных данных. Федоров был известен также как дьякон Николо-Гостунской церкви в Кремле. В 1563 г. по велению Ивана Грозного была открыта первая государственная типография и во главе ее поставлен Иван Федоров, а помощником назначен Петр Тимофеевич Мстиславец. 1 марта 1564 г. в типографии была издана первая богослужебная книга «Апостол», раскрывающая деяния и послания апостолов. В следующем году был напечатан «Часослов». Вскоре оба книгопечатника из-за начавшихся на них гонений покинули Москву, обосновались в польском г. Заблудове и стали работать в местной типографии, принадлежащей бургомистру города Григорию Алексеевичу Ходкевичу. В 1569 г. они печатают «Учительное евангелие», направленное «на поучение христоименитым людям ко исправлению душевному и телесному» и представлявшее собой сборник поучений и толкований евангельских текстов. Этот сборник был составлен Константином Преславским, учеником Кирилла и Мефодия, между 890 и 894 гг. В рукописном варианте он появился на Руси в XII в. После смерти своего покровителя Федоров открывает подобную типографию во Львове (1573 г.) и в 1574 г. печатает «Азбуку» – первый печатный учебник на славянском языке. Затем в 1578 г. Федоров открывает типографию в г. Острожек, где печатает «Азбуку» повторно. Его «Азбука» состоит из двух частей. В первой части были представлены буквы, затем слоги и короткие слова, удобные для обучения чтению. Во второй части представлен краткий очерк славянской грамматики. В «Азбуке» подобно «Домострою» Федоров поместил нравственные поучения, из-за сложившейся авторитарной традиции воспитания выступал в защиту детей, призывал родителей воспитывать детей «в милости, благоразумии, в смиренномудрии, в кротости, в долготерпении, приемлющее друг друга и прощение дарующее». Его поучения пронизаны глубоким гуманизмом и сочувствием к сирым и убогим. В 1582 г. Федоров возвращается во Львов, а затем совершает поездку по Европе, побывав в Польше, Австрии, Германии. Возвращается он во Львов в конце 1583 г., где внезапно заболевает и умирает. Таким образом, книгопечатание, как величайшее достижение цивилизации, появляется, по сути, уже в средневековой Руси, однако развитие его идет медленно из-за устоявшегося тогда на Руси мнения, распространяемого церковниками, что читать «Апостол» и «Евангелие» простым людям грех, и что нравственные недуги людей происходят оттого, что они читают книги, не будучи способными понять их смысл и правильно истолковывать прочитанное.
Тема 4. ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В БЕЛАРУСИ С IX ПО XVIII вв. 1. Просвещение и воспитание в древнебелорусских княжествах с IX по XIII вв. 2. Просвещение и школа на белорусских землях в составе Великого Княжества Литовского (вторая половина XIII в. –1569 г.). 3. Просвещение и образование на белорусских землях в период Речи Посполитой. Педагогические взгляды белорусских просветителей XVII в. 4. Просвещение и педагогическая мысль на белорусских землях в XVIII в.
Рекомендуемая литература
1. Асвета i педагагiчная думка на Беларусi: Са старажытнасцi да пачатку ХХ ст.: Бiблiягр. паказ: У 2 частках / Пад рэд. Снапкоўскай С.В. (адк. рэд.), Сянькевiч Г.Р., Паўловiч С.I., Марчанкi М.Р. – Мiнск: Нац. iн-т адукацыi, 1995. – Ч.1. – 172 с.; Ч. 2. – 205 с. 2. Кулiнковiч, К.А. Гiсторыя педагогiкi: падруч. для студэнтаў пед. спец. выш. навуч. устаноў. / К.А. Кулiнковiч, А.А. Грымаць – Мiнск: Выд. У.М. Скакун, 2000. – 256 с. 3. Орлова, А.П. История педагогики: учеб. пособие для ст-в высш. учеб. заведений по пед. спец-м / А.П. Орлова, Н.К. Зинькова, В.В. Тетерина; под общ. ред. А.П. Орловой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. –380 с. 4. Сегянюк, Г.В. Гiсторыя педагогiкi: вучэбны дапаможнiк. – Мазыр: РВФ «Белы вецер», 2000. – 432 с. 5. Хрестоматия по истории педагогики / Сост. И.Е. Лакин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. – Минск: Вышэйшая школа, 1971. – 608 с.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.007 с.) |