Учебные рукописные книги Древней и Средневековой Руси. Возникновение книгопечатания. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Учебные рукописные книги Древней и Средневековой Руси. Возникновение книгопечатания.



Книги, бытовавшие на Руси в домонгольское время, принадлежат к трем большим группам: богослужебные книги; религиозные «четьи»; полусветская и светская литература.

Первой книгой для обучения чтению в Древней и Средневековой Руси был «Псалтирь» – библейская книга, сборник псалмов, переведенный с древнегреческого языка еще Кириллом и Мефодием. С середины XVI в. появилась другая редакция «Псалтири», которую стали называть толковой, так как в ней кроме псалмов помещались и краткие их истолкования, позднее получившие название комментариев.

Самой доступной в обучении книгой после «Псалтири» был «Шестоднев» или «Беседы на Шестоднев», библейская книга, в которой содержалось шесть трактатов о создании мира по числу шести дней, в которые был сотворен мир: от Космоса – до Земли и человека. Главной целью этих трактатов было толкование древних текстов с точки зрения современного православия. Существовало семь вариантов «Шестоднева», по содержанию отличавшихся друг от друга, но каждый из них, а иногда и несколько сразу могли быть учебными книгами для овладения азами грамоты. 

Так, в «Шестодневе» Василия Великого из Кесарии (IV в.), Вселенского отца и учителя Церкви, приводятся верные объяснения происхождения дождя и снега, сведения о физиологии растений, о происхождении янтаря, метеоритов, дается классификация пород рыб и пресмыкающихся. «Шестоднев» же дьякона Софийского собора, византийского поэта VII в. Георгия Писиды более напоминает поэму, а не богословский трактат, в нем цитируется не только Ветхий Завет, но и сочинения древних ученых и философов. На Руси наиболее распространенным был «Шестоднев» Иоанна, экзарха Болгарского, составленный еще в Х в. В нем содержались не только традиционные сюжеты о сотворении мира, но и критика учений Аристотеля, а также интересные исторические сведения о Болгарии Дунайской и Булгарии Волжской, о хазарах и славянах.

Другой богослужебной книгой, предназначенной для церковных чтецов и певчих, а чаще мирян-прихожан был «Часослов». Он заключал в себе повседневные молитвы, совершаемые в определенные часы, и другие песнопения. «Часослов» был двух видов – большой и малый. Читать учились по малому, он был проще, с появлением книгопечатания он часто издавался специально с учебной целью.

«Служебник» – сложная по содержанию церковная учебная книга, которая в основном использовалась в духовных семинариях, со времени их открытия. Она содержала описание главных церковных служб-литургий, что дало ей второе название «Литургион». Впоследствии «Часослов» и «Служебник» могли печататься вместе в одной книге и дополняться уставом, «како служити диакону со священником Великую вечернюю и утреню».

«Святцы» – также богослужебная и учебная книга, содержащая списки канонизированных православной церковью святых, последовательно по дням и месяцам от первого до последнего дня года. Здесь же содержались специальные дополнения, разъясняющие как определять подвижные церковные праздники, например, Пасху.

К первым небогослужебным светским книгам относятся «Азбуковники», которые появились на Руси еще в XIII в. Это были рукописные сборники, состоящие из коротких статей учебного, энциклопедического и нравственного характера. «Азбуковники» представляли собой толковые словари «неудобопознаваемых речей», т.е. непонятных слов, часто встречающихся в церковных книгах, слова располагались в них в алфавитном порядке. Отсюда и такое название этих книг – «Азбуковники».

Толкование каждого слова начиналось с его происхождения, затем шел перевод, и в заключение давалось разъяснение смысла, а иногда и подробный комментарий, помогающий понять как утраченный смысл, так и современное понимание объясняемого термина, имени, события и т.п.

Кроме того, в «Азбуковниках» помещалась и сама азбука со слогами и прописями, т.е. образцами красиво написанных букв, по-гречески называемых «каллиграфия». По объему «Азбуковники» делились на «краткие» и «пространные». Соответственно количество слов в них располагалось от 1000 до 5500. По типу содержания выделялось четыре вида «Азбуковников»: толкователи иностранных слов, энциклопедические, наставительные, общие.   

Все представленные книги использовались для обучения в рукописном виде буквально до середины XVI в., и даже и появлением книгопечатания рукописные варианты не сразу выходят из употребления.

В школах XVI в. уже учились, используя иллюстрированный «Псалтырь» Федора Климова, затем печатную «Азбуку», созданную Иваном Федоровым (1510–1583).

Иван Федоров считается первым русским книгопечатником. В настоящее время существует предположение, что он был родом из местечка, находящегося неподалеку от белорусского г. Бобруйска и имел настоящую фамилию Федорович. Достоверно известно, что он обучался в Кракове в Ягеллонском университете, закончил его в 1532 г. со степенью бакалавра. Ученые полагают, что в 1550-х гг. Федоров уже находился в Москве и работал в «анонимной» типографии, которая выпускала книги без выходных данных. Федоров был известен также как дьякон Николо-Гостунской церкви в Кремле. В 1563 г. по велению Ивана Грозного была открыта первая государственная типография и во главе ее поставлен Иван Федоров, а помощником назначен Петр Тимофеевич Мстиславец. 1 марта 1564 г. в типографии была издана первая богослужебная книга «Апостол», раскрывающая деяния и послания апостолов. В следующем году был напечатан «Часослов».

Вскоре оба книгопечатника из-за начавшихся на них гонений покинули Москву, обосновались в польском г. Заблудове и стали работать в местной типографии, принадлежащей бургомистру города Григорию Алексеевичу Ходкевичу. В 1569 г. они печатают «Учительное евангелие», направленное «на поучение христоименитым людям ко исправлению душевному и телесному» и представлявшее собой сборник поучений и толкований евангельских текстов. Этот сборник был составлен Константином Преславским, учеником Кирилла и Мефодия, между 890 и 894 гг. В рукописном варианте он появился на Руси в XII в.

После смерти своего покровителя Федоров открывает подобную типографию во Львове (1573 г.) и в 1574 г. печатает «Азбуку» – первый печатный учебник на славянском языке. Затем в 1578 г. Федоров открывает типографию в г. Острожек, где печатает «Азбуку» повторно. Его «Азбука» состоит из двух частей. В первой части были представлены буквы, затем слоги и короткие слова, удобные для обучения чтению. Во второй части представлен краткий очерк славянской грамматики. В «Азбуке» подобно «Домострою» Федоров поместил нравственные поучения, из-за сложившейся авторитарной традиции воспитания выступал в защиту детей, призывал родителей воспитывать детей «в милости, благоразумии, в смиренномудрии, в кротости, в долготерпении, приемлющее друг друга и прощение дарующее». Его поучения пронизаны глубоким гуманизмом и сочувствием к сирым и убогим.

В 1582 г. Федоров возвращается во Львов, а затем совершает поездку по Европе, побывав в Польше, Австрии, Германии. Возвращается он во Львов в конце 1583 г., где внезапно заболевает и умирает.

Таким образом, книгопечатание, как величайшее достижение цивилизации, появляется, по сути, уже в средневековой Руси, однако развитие его идет медленно из-за устоявшегося тогда на Руси мнения, распространяемого церковниками, что читать «Апостол» и «Евангелие» простым людям грех, и что нравственные недуги людей происходят оттого, что они читают книги, не будучи способными понять их смысл и правильно истолковывать прочитанное.

 

 

Тема 4. ВОСПИТАНИЕ, ШКОЛА И ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ МЫСЛЬ В БЕЛАРУСИ С IX ПО XVIII вв.

1. Просвещение и воспитание в древнебелорусских княжествах с IX по XIII вв.

2. Просвещение и школа на белорусских землях в составе Великого Княжества Литовского (вторая половина XIII в. –1569 г.).  

3. Просвещение и образование на белорусских землях в период Речи Посполитой. Педагогические взгляды белорусских просветителей   XVII в.

4. Просвещение и педагогическая мысль на белорусских землях в XVIII в.

 

Рекомендуемая литература

 

1. Асвета i педагагiчная думка на Беларусi: Са старажытнасцi да пачатку ХХ ст.: Бiблiягр. паказ: У 2 частках / Пад рэд. Снапкоўскай С.В. (адк. рэд.), Сянькевiч Г.Р., Паўловiч С.I., Марчанкi М.Р. – Мiнск: Нац. iн-т адукацыi, 1995. – Ч.1. – 172 с.; Ч. 2. – 205 с.

2. Кулiнковiч, К.А. Гiсторыя педагогiкi: падруч. для студэнтаў пед. спец. выш. навуч. устаноў. / К.А. Кулiнковiч, А.А. Грымаць – Мiнск: Выд. У.М. Скакун, 2000. – 256 с.

3. Орлова, А.П. История педагогики: учеб. пособие для ст-в высш. учеб. заведений по пед. спец-м / А.П. Орлова, Н.К. Зинькова, В.В. Тетерина; под общ. ред. А.П. Орловой. – Минск: ИВЦ Минфина, 2008. –380 с.

4. Сегянюк, Г.В. Гiсторыя педагогiкi: вучэбны дапаможнiк. – Мазыр: РВФ «Белы вецер», 2000. – 432 с. 

5. Хрестоматия по истории педагогики / Сост. И.Е. Лакин, М.В. Макаревич, А.Х. Рычагов. – Минск: Вышэйшая школа, 1971. – 608 с.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-02-07; просмотров: 123; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.203.68 (0.007 с.)