Вопрос 56. Государство и политика: соотношение, роль государства в регулировании политических отношений в обществе. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос 56. Государство и политика: соотношение, роль государства в регулировании политических отношений в обществе.



Политика -борьба за завоевание и удержание власти, а также ее организация. Политическая система - целостная упорядоченная совокупность политических институтов общества, политических отношений, процессов, норм, традициям и полит режим данного общества.

Политическая система общества - это совокупность государственного аппарата, социальных объединений и отдельных граждан, принимающих участие в политической жизни общества.Т.о., политическая система имеет трехзвенную структуру: 1) Государственный аппарат; 2) Социальные объединения; 3) Граждане.В свою очередь, эти субъекты выступают представителями более общих, неформализованных групп людей - классов, элит, наций, массовых социальных общностей. Кпоследним относятся, например, религиозные конфессии, трудовые коллективы, так называемый средний класс, нации и народности и многие другие неформализованные сообщества.

Функции политической системы общества:

1. организация в обществе эффективного механизма государственного и общественного управления. На первом месте здесь всегда стоит вопрос о государственной власти, ее завоевании, удержании и осуществлении.

2. организация эффективной экономической жизни общества, выгодное сотрудничество с другими государствами и народами, обеспечение интеллектуального потенциала общества, разумного соотношения интересов индивида и коллектива, интересов различного рода меньшинств и национального большинства, выживание в условиях экологического, демографического, сырьевого и иных кризисов.

3. оформление и представительство интересов различных социальных групп населения, обеспечиваются интеграция общества, его стабильность и жизнеспособность.

Социальные объединения - это формализованные, добровольные, самоуправляемые объединения граждан на основе единства интересов для реализации общих целей коммерческого или некоммерческого характера.

Государство занимает особое место в политической системе общества, т.к.:

1. Управленческие акты государства обладают приоритетом перед предписаниями любых социальных объединений и обеспечиваются разветвленной правоохранительной системой.

2. Оно официально объединяет и представляет в пределах государственных границ все население страны.

3. Государство выражает не локальные интересы отдельной социальной группы, слоя, класса населения, а публичные интересы всего общества.

4. Взаимосвязи государства и социальных объединений достаточно многообразны.

5. Государство обладает монополией на правотворчество, устанавливает единый правопорядок в обществе, одинаковые условия осуществления деятельности для всех участников политической жизни.

Государство поддерживает и гарантирует равенство правового статуса однородных социальных объединений – политических партий, избирательных объединений, профсоюзов, коммерческих организаций. Социальные объединения формируют, представляют и защищают частные интересы различных слоев населения. На основе обобщения данных о таком представительстве государство формирует общие, коренные, долговременные цели всего общества, так называемое общее благо. Государство регистрирует социальные объединения, легализует их деятельность. Вместе с тем запрещается государственное вмешательство в деятельность общественных объединений, равно как и вмешательство последних в деятельность органов государства и их должностных лиц.

Взаимный контроль государства и социальных объединений. Государство контролирует законность создания и деятельности последних, при выявлении правонарушений применяет меры принуждения вплоть до ликвидации социального объединения. Функции государственного контроля выполняют прокуратура, суды, органы юстиции, полиция, налоговые службы и другие органы. В свою очередь, социальные объединения осуществляют общественный контроль за законностью и эффективностью государственного управления. Государство гарантирует соблюдение прав и свобод общественных объединений, оказывает поддержку их деятельности, законодательно регулирует предоставление им налоговых льгот, учитывает предложения объединений по совершенствованию государственного управления, привлекает их к реализации отдельных государственных программ. Общественные объединения участвуют в выработке и реализации государственной политики.

Политическая партия - это общественное объединение, созданное в целях участия граждан в политической жизни общества посредством формирования и выражения их политической воли, участия в общественных и политических акциях, в выборах и референдумах, а также в целях представления интересов граждан в органах государственной власти и органах местного самоуправления. Функции политических партий:

1. Электоральная -  ведут борьбу за избирателей

2. Организуют стихийную борьбу социальных групп.

3. Консенсуальная.

4. Контроль оппозиции за правящей партией.

Виды политических партий: легальные и нелегальные. Правящие и оппозиционные. Правящие монопольно и в коалиции.

Законодательные акты:

1. Конституция.

2. Закон об общественных объединениях.

3. Закон о политических партиях.

4. Закон о правительстве.

5. Закон о президенте РФ и т.д.


Вопрос 57. Современные формы государственного строительства (устройства). Унитаризм, федерация, автономия.

Форма государственного устройства – это способ территориальной организации власти. Выделяют следующие формы государственного устройства:

1. Унитарное государство.

2. Федерация.

3. Конфедерация – временный союз суверенных государств, образуемый ими для достижения определенных целей, сама по себе государством не является. Конфедерации присущи общие органы власти, решения которых будут иметь рекомендательный характер для государств, входящих в данный союз.

4. Протекторат – основывается на международном договоре, по которому одно государство обязывается оказывать покровительство другому, как правило, более слабому. Первое государство осуществляет представительство второго государства во внешних отношениях, обеспечивает его вооруженную защиту, оказывает экономическую и культурную помощь. Примером данной формы государственного устройства является протекторат Франции над Тунисом до 1990 года. Также в качестве примера можно отметить Конфедерация Египта и Сирии во время Арабо-Израильского конфликта, США в период с 1781 по 1787 годы, Швейцария до 1848 года (после стала федерацией).

5. Уния: 1) реальная; 2) персональная, личная. Уния – союз, объединение, общность государств, территорий. Является разновидностью сложного государства. Личной унией называется объединение двух или нескольких государств под властью единого главы государства. Субъектом международного права выступает не уния, а каждое союзное государство. Реальная уния характеризуется объединением государств не только под властью единого главы государства, но и общими органами власти управления. Реальная уния также не является субъектом международно-правовых отношений. Наиболее известным историческим примером унии является Австро-Венгрия (1867-1918 годы), Польско-Литовская уния (1386 – 1669 годы) – историческое название «Речь Посполитая».

6. Фузия – слияние государств (например, воссоединение ФРГ и ГДР).

7. Инкорпорация – присоединение, внешне оформляемое как слияние одного государства с другим (например, включение в состав Германии Судетской области).

8. Содружество – редкое, еще более аморфное, чем конфедерация, организационное объединение государств, характеризуемое наличием общих признаков, которые касаются экономики, права, языка, культуры, религии.

9. Империя – сложное государство, созданное насильственным путем, объединение под началом жесткой централизованной власти этнических и административно-территориальных образований по типу «метрополия – колонии». Для империи всегда характерно стремление к экспансии и разнородный этнический и культурный состав, обширные территории.

Унитарное государство – целостное централизованное государство, которое делится на административно-территориальные единицы, не имеющие статуса государственных образований, не обладающих суверенными правами. Признаки унитарного государства:

· Единая конституция.

· Единая система высших органов государственной власти (глава, судебная система, парламент, правительство).

· Единое гражданство.

· Единая правовая система.

· Единая территория, которая делится на административно-территориальные единицы.

Классификация унитарных государств:

1. Централизованные (характерен прямой контроль центра за регионами, во главе местных органов государственной власти стоят чиновники, назначаемые из центра, которым подчинены органы местного самоуправления, например, Финляндия).

2. Децентрализованные (характерен косвенный контроль центра за регионами, Турция, Япония):

a. С политической автономией – характерно наличие самостоятельных представительных органов и собственного законодательства

b. С административной автономией – характерно использование национального языка в учебных заведениях, судах, СМИ, у таких субъектов имеются некоторые права во внешнеэкономических отношениях, приоритет в использовании местных ресурсов на территории автономии.

 

Автономия – самоуправление определенной части территории государства, которая отличается национальными, бытовыми, а иногда и географическими условиями; населению автономии могут быть присущи определенные исторически сложившиеся традиции и особенности.

Федерация – сложное союзное государство, части которого являются государствами или государственными образованиями, обладающими в той или иной мере государственным суверенитетом, часть которых делегирована федерации (ее органам).

Признаки федеративного государства:

1. Территория федерации состоит из территорий ее субъектов.

2. Бикамерализм – двухпалатная структура парламента.

3. Субъекты федерации наделяются учредительными полномочиями для принятия своей Конституции или Устава; могут создавать свои органы власти, включая и судебную систему; субъекты федерации могут иметь свою правовую систему, свое гражданство.

Принципы образования и функционирования федерации:

1. Добровольность объединения субъектов государства.

2. Равноправие субъектов федерации в отношениях с федерацией.

3. Плюрализм и демократизм в отношениях между собой.

4. Законность и конституционность.

5. Разграничение сфер деятельности и компетенции.

6. Запрет выхода субъектов федерации из ее состава.

Принципы разграничения полномочий федерации и ее субъектов:

1. Выделение предметов исключительного ведения федерации (ст. 71 КРФ).

2. Выделение предметов совместного ведения федерации и субъектов (ст. 72 КРФ).

3. Выделение предметов ведения субъектов федерации (ст. 73 КРФ).

Виды федераций:

1. По статусу субъектов федерации:

a. Симметричные (США – все субъекты являются штатами)

b. Ассиметричные (РФ – различные субъекты: края, области, республики, автономные округа и т.д.).

2. По правовым основаниям возникновения:

a. Договорные (в основе лежит федеральный договор).

b. Конституционные.

c. Конституционно-договорные.

3. По принципу образования:

a. Территориальные.

b. Национальные.

c. Национально-территориальные.

 

Вопрос 58. Современные формы межгосударственного строительства (устройства). Содружества, союзы, объединения.

История знает самые замысловатые формы государственного устройства, самый широкий диапазон принципов межгосударственного объединения и союзов.

Протекторат – это международный договор, по которому одно государство обязывается оказывать покровительство другому, более слабому государству, осуществлять его представительство во внешних делах, обеспечивать вооруженную защиту, оказывать экономическую и культурную помощь.

Уния это союз, соединение, объединение государств. Среди уний различаются конфедерации, федерации, объединения монархических государств в форме реальной и персональной (личной) унии, фузии, инкорпорации и империи. Объединения монархических государств существуют в форме личной или реальной уний. Общим у обеих форм является то, что они возникают вследствие совпадения монархов двух или нескольких государств в одном лице. Личная уния имеет основанием случайное, непреднамеренное совпадение независимых друг от друга прав на корону в нескольких государствах на основе различных порядков престолонаследия. Она продолжается до тех пор, пока эти различные правомочия персонифицированы в одном лице. Как только по закону корона опять переходит к другим лицам, личная уния прекращается. Так было с унией между Великобританией и Ганновером в 1837 г. Политическое значение личных уний может оказаться значительным и привести к полному слиянию разных государств (Англия и Шотландия и др.). Реальная уния возникает в результате соглашения государств, в силу которого у них появляется общий монарх. Члены реальной унии независимы друг от друга, и соединение не ограничивает их суверенитета. Не образуется ни общей территории, ни единого подданства. Реальная уния больше похожа на военный союз. Реальными униями были Норвегия и Швеция (1815г.), Австро-Венгрия.

Империя сложное государство, созданное насильственным путем. Степень зависимости составных частей империи бывает различной. Некоторые государствоведы пришли к выводу, что у составных частей империи никогда не было единого государственно-правового статуса.

Фузия – (слияние государств), примером м служить воссоединение ФРГ и ГДР.

Инкорпорация внешне оформляемое как слияние одного государства с другим (присоединение), примером м служить присоединение к Германии Судетской области; присоединение Эстонии, Латвии, Литвы к СССР.

Содружество – это очень редкое, организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков. Объединяющие их признаки могут касаться, во-первых, экономики; во-вторых, права; в-третьих, языка; в-четвертых, культуры; в-пятых, религии. В основе содружества, как и при конфедерации, могут лежать межгосударственные договоры, уставы, декларации, иные юридические акты. Примером таких содружеств можно назвать СНГ, Британское содружество наций. Сообщество государств. В основе сообщества, как правило, лежит межгосударственный договор. Сообщество является еще одной переходной формой к государственной организации (Европейское сообщество). В сообщество могут входить ассоциированные члены – государства, принимающие те или иные правила, действующие в сообществе. В сообществе м.б. свой бюджет, надгосударственные органы.

На территории Европы существует безвизовый режим и единая денежная система на основе международного Договора о Европейском союзе.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.23.63.252 (0.086 с.)