Качественные характеристики финансовой информации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Качественные характеристики финансовой информации



Базовые характеристики
                                                      
Достоверное представление

Расширенные характеристики

Сопоставимость

 

 

Проверяемость

 

 

Своевременность

 

 

Понятность

           

Затраты

 

Основное ограничение

 

Качественные характеристики полезной финансовой информации устанавливают отличительные признаки информации наиболее полезной для существующих и потенциальных инвесторов, заимодавцев и прочих кредиторов для принятия решений по поводу отчитывающейся компании на базе ее финансовой отчетности.

 

6.1 Уместность

 

Уместная финансовая информация способна оказывать влияние на решения пользователей. Финансовая информация способна повлиять на решения пользователей, если она содержит прогностическую ценность, подтверждающие данные или и то, и другое.

 

Материальность

 

Материальность рассматривается в качестве компонента уместности, который определяет уровень, которому должна соответствовать информация для того, чтобы рассматриваться в качестве уместной.

Информация является материальной, если ее пропуск или искажение может повлиять на экономическое решение пользователей, принятое на основании финансовой отчетности.

Материальность – это специфическое для конкретной компании проявление уместности, выражающееся в природе статьи, абсолютной величине или и в том, и другом.

Материальность показывает порог или точку отсчета и не является основной качественной характеристикой информации.

 

6.2. Достоверное представление

 

Достоверное представление означает, что финансовая информация отражает сущность экономических явлений, а не просто представляет их юридическую форму.

 

Финансовая информация, которая достоверно представляет экономические явления, должна обладать тремя характеристиками:

► Полнота

► Нейтральность

► Отсутствие ошибок

 

6.2.1. Полнота отражения информации

 

Полнота отражения включает всю информацию, необходимую пользователю для понимания представляемого явления, включая все необходимые описания и объяснения.

 

6.2.2. Нейтральность

 

Нейтральное отражение не содержит предубеждения в выборе или представлении финансовой информации.

 

6.2.3. Отсутствие ошибок

 

Отсутствие ошибок означает то, что нет ошибок и пропусков в описании явлений, в выборе и применении процедур по формированию отчетной информации.

 

6.2.4. Отдельные ситуации

 

Иногда на практике хозяйственные сделки оформляются таким образом, что их правовая форма не отражает экономического содержания. Однако любая сделка должна отражаться в финансовой отчетности, составленной по МСФО, в соответствии с ее экономическим содержанием. Таким образом, финансовая отчетность может правдиво отражать деятельность компании только в том случае, если она отражает сущность ее операций.

 

 

Распространенные признаки, которые могут указывать на то, что сущность операции (или последовательности операций) отличается от ее юридической формы:

a) Когда право собственности на актив не остается у стороны, которая будет нести риски и получать выгоды, сопутствующие владению активом (т.е. контролировать  актив).

b) Когда  операция  связана  с  другими  смежными  операциями.  Необходимо  оценивать сущность всей группы связанных операций как единое целое.

c) Использование опционов в контрактах. Может быть так, что опционы почти достоверно будут (или не будут) исполнены.

d) Когда активы продаются по стоимости, отличной от справедливой стоимости (по цене выше или ниже справедливой стоимости).

 

 

Наиболее часто встречаемые виды подобных сделок

1. Запасы, предназначенные для консигнации

 

Товары, предназначенные для консигнации, признаются на балансе той стороны, которая несет риски, связанные с неходовыми товарами.

 

Иллюстрация 1.

Основной деятельностью компании А является продажа автомобилей населению через дилерскую сеть. Компания приобретает большую часть новых автомобилей напрямую у производителя на следующих условиях:

► Компания А платит производителю за автомобили в день их реализации конечному потребителю или спустя шесть месяцев с момента доставки автомобилей дилерам, в зависимости от того, что наступит раньше.

► Выплата производителю составляет 80% от розничной цены, установленной производителем на дату отправки товара.

► Компания А платит производителю 1.5% в месяц (от закупочной цены) за демонстрацию автомобилей до момента их полной оплаты.

► Компания А может вернуть автомобили производителю в любое время до того момента, когда они должны быть оплачены. Компания А несет все транспортные расходы, связанные с такими возвратами. A никогда не использовал возможность вернуть автомобили производителю.

► Производитель может отозвать автомобили или попросить перенаправить их другому дилеру в любой момент, до тех пор, пока они не оплачены компанией Компания А.

 

Задание:

Обсудить, какая сторона несет риски и преимущества владения активами в вышеописанной ситуации, и прийти к выводу, каким образом эти операции должны учитываться каждой стороной.

 

С точки зрения компании A основным вопросом является то, в какой момент времени товары были куплены и, поэтому, должны быть признаны в отчете о финансовом положении. Как часто бывает в соглашениях такого типа, здесь есть противоречие в том, какая из сторон несет риски и выгоды, связанные с владением автомобилями. У производителя остается юридическое право собственности на товары до тех пор, пока они не оплачены компанией A. Следуя этой логике, производитель также имеет право вернуть эти товары или перенаправить их другому дилеру. Тот факт, что A имеет возможность вернуть товары производителю, указывает на то, что производитель подвержен риску морального износа или потери стоимости автомобилей. Эти факторы, казалось бы, говорят о том, что автомобили, которые не были проданы, должны оставаться в числе запасов производителя и не фигурировать в бухгалтерских записях компании A.

 

Однако существуют признаки, указывающие на противоположную точку зрения. Цена на товары закреплена на дату передачи автомобилей, а не на дату, когда они считаются «проданными». Это означает, что A защищен от любого повышения цен производителем.

1.5%, которые компания A платит производителю, по сути, являются финансовыми расходами, несмотря на то, что эта сумма называется «платой за демонстрацию автомобилей». Наличие финансовых расходов указывает на то, что A имеет обязательство перед производителем. В действительности, это обязательство является кредиторской задолженностью в размере стоимости автомобилей. И хотя компания A имеет право вернуть автомобили, она не может реализовать это право без затрат. В договоре с производителем четко сформулировано, что A несет транспортные расходы в случае возврата, и это могут быть не единственные расходы. Может быть и так, что A будет терпеть убытки от будущих недопоставок со стороны производителя, если будет возвращать товары. В задании сказано, что A никогда не пользовался возможностью возврата автомобилей, в связи с чем, можно предположить, что эту опцию можно не принимать во внимание.

Вывод:

Можно предположить, что сущностью этой операции является то, что компания A покупает товары и платит проценты за финансирование. Таким образом, автомобили должны признаваться в отчете о финансовом положении компании A вместе с соответствующим обязательством.

1. Соглашения о продаже с обратной покупкой

 

Основным вопросом является оценка экономической эффективности сделки – продать актив с целью его последующего выкупа или взять заем под залог этого актива.

Сделка по заимствованию средств под обеспечение обычно имеет следующие характеристики:

► Продавец страхует доступ ко всем будущим выгодам, присущим активу (часто через опцион

«колл»)

► Покупатель страхует требуемую рентабельность покупки (проценты по займу, часто посредством корректировки цены обратной покупки) и получает соответствующую защиту от потери стоимости купленного актива (часто через опцион «пут»).

Иллюстрация 2.

Компания Б продала земельный участок инвестиционной компании В. Цена сделки составила

20 млн. долларов, текущая рыночная стоимость 30 млн. долларов. Компания Б может выкупить землю обратно в любой момент в течение пяти лет по первоначальной продажной цене плюс годовая комиссия в размере текущей банковской базовой ссудной ставки + 1%. Компания В не может требовать, чтобы Б выкупила землю в любое время.

Помощник финансового директора Б предлагает отразить эту операцию в финансовой отчетности как продажу.

 

Задание:

Обсудить предложенную помощником трактовку и отражение в финансовой отчетности данной сделки.

 

Ответ: Это пример соглашения о продаже с обратной покупкой.

Компания Б имеет возможность выкупить земельный участок в любой момент в течение пяти лет, но не обязана делать этого, и поэтому защищена от любого падения стоимости земли ниже 20 млн. долларов. Этот риск, таким образом, был передан компании В обмен на комиссионное вознаграждение в размере текущей банковской базовой ссудной ставки + 1%. Однако, компания Б сохранила за собой преимущества владения активом и может получать выгоду от любого повышения стоимости земли, исполнив свой опцион. На момент заключения соглашения, должно быть, обе стороны ожидали, что опцион будет исполнен. Компания Б, вероятно, не продаст землю по цене ниже рыночной. Компания В, должно быть, ожидала, что любой доход по контракту будет получен от

«комиссионных» платежей от Б. Маловероятно, что земля упадет в стоимости более чем на треть своей текущей стоимости и, таким образом, уровень риска, переданного В, минимален.

По своей сути контракт является договором займа на 20 млн. долларов, обеспеченного залогом в виде земельного участка, которым владеет компания Б. Качественные характеристики финансовой отчетности: приоритет экономического содержания над юридической формой предписывает отразить в финансовой отчетности экономическую сущность этой операции как сделки по финансированию, а не юридическую форму сделки (куплю-продажу).

1. Факторинг дебиторской задолженности

 

Ключевым фактором в анализе дебиторской задолженности является то, кто несет риски неисправных платежей и получает выгоду от ранней оплаты. Если стоимость факторинга отражает события после переуступки права требования (будущее требование), то такая переуступка равноценна привлечению финансирования, поскольку продавец несет риски и выгоды, связанные с дебиторской задолженностью. Если же стоимость факторинга определяется на момент переуступки права требования (существующее требование), без учета последующих событий, то эта переуступка может расцениваться как прямая продажа.

 

6.3. Расширенные качественные характеристики

 

Сопоставимость, проверяемость, своевременность и понятность повышают полезность уместной и достоверно представленной информации.

 

6.3.1. Сопоставимость

 

Информация об отчитывающейся компании является более полезной, если она может быть сопоставлена:

► с аналогичной информацией других компаний и

► с аналогичной информацией той же компании

► за различные периоды или

► на различные даты.

 

6.3.2. Проверяемость

 

Проверяемость означает возможность различными информированными и независимыми наблюдателями достигнуть соглашения о том, что рассматриваемое представление информации является достоверным.

 

6.3.3. Своевременность

 

Своевременность означает доступность информации для принятия решений в срок, чтобы оказать влияние на принятие решений.

 

6.3.4. Понятность

 

Классификация, описание и представление информации четко и лаконично делает ее понятной для пользователя. Финансовая отчетность составляется с учетом того, что пользователи:

► Имеют достаточные знания в сфере деловой и экономической деятельности, а также

► Старательно изучают и анализируют информацию.

 

Основное ограничение

Затраты являются основным ограничением по предоставлению информации в финансовой отчетности. Затраты возникают при составлении финансовой отчетности, и важно, чтобы они были оправданы получаемыми от информации выгодами.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 85; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.024 с.)