Итоги трансформации и проблемы 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Итоги трансформации и проблемы



 

Трансформация, по сути, заключалась в насаждении социальной системы ФРГ в новые федеральные земли бывшей ГДР. Как мы уже знаем, это насаждение было безальтернативным, а политические силы бывшей ГДР были либо слабы, либо дискредитированы, что привело к невозможности отстаивания каких-либо своих подходов к социальной политике.

Итогом стал полный перенос социальной системы ФРГ в новые земли и отмена ранее существующей системы. Социальная система ФРГ считалась более успешной и прогрессивной, потому как:

- она обеспечивала разнообразие и конкурентную среду;

- она предусматривала более равномерное распределение доходов и более высокие социальные выплаты;

- с её помощью в ФРГ удалось добиться заметно более высокого уровня жизни, нежели на территории восточного соседа.

Результатом стала попытка быстрой перестройки социальной системы Восточной Германии на новый лад и достижения показателей ФРГ.

Сроки такой перестройки и адаптации новых федеральных земель были сильно недооценены. Изначально по зарплатам предполагалось достичь приблизительно того же уровня к 1994 году, но вскоре стало понятно, что в такие краткие сроки достичь этого результата не представляется возможным.

Проблема заключалась в значительных институциональных различиях между западом и востоком страны и необходимостью адаптации к этим различиям - главным образом, со стороны населения.

Что же касается именно населения Восточной Германии, то поначалу для него было характерно опасное состояние эйфории. Оно было вызвано долгожданным воссоединением земель и избавлением от непопулярного социалистического режима.

Опасность настроения эйфории заключалась в слишком больших надеждах, которые восточные немцы возлагали на объединение и, в частности, на внедрение новой социальной системы.

Население бывшей ГДР рассчитывало на решительные и стремительные перемены в уровне и качестве жизни в результате перехода на стандарты ФРГ. Вероятно, в этом и была ещё одна причина, почему институты ФРГ были полностью и без каких-либо корректив внедрены и приняты на территории бывшей ГДР.

Но в дальнейшей, когда стало ясно, что экономического чуда не происходит и, напротив, западногерманские стандарты и институты не всегда приживаются на новой почве хорошо и приводят к определенным издержкам, имело место некоторое разочарование. Это была одна из важных причин неблагоприятной миграционной обстановки на востоке Германии в первые годы, последовавшие за объединением.

Представители западно- и восточногерманских элит по-разному оценивали проведенные реформы.

Например, на западе основной ошибкой было названо распространение на территории ГДР западногерманской марки по курсу       1 к 1. При этом, на востоке Германии очень небольшой процент людей считали, что это действительно была серьёзная ошибка[23].

На востоке Германии же считали, что основная ошибка реформ заключалась в перераспределении собственности, которая была проведена слишком быстро и к которой бывшая ГДР оказалась не готова. Это повлекло негативные последствия, такие как экономическая неопределенность и безработица.

Помимо этого, существенный процент восточных немцев указывали на тот факт, что в связи с объединением не была принята новая Конституция страны - это могла быть одна из серьёзных ошибок. В целом, как мы знаем, законы и институты ФРГ были перенесены в ГДР фактически в неизменном виде. Это привело к неучету местной специфики и особенностей.

Пенсионная система, которая была также перенесена с запада на восток, практически всеми на западе страны считалась удачной и целесообразной к переносу на восток. В то же время, на востоке порядка 9% опрошенных людей считали западную пенсионную систему несправедливой[24].

Здесь, вероятно, сказалось наследие социалистического государства. Восточные немцы привыкли к тому, что оплата труда, а равно и оплата пенсий зависела от результативности труда - из-за чего и могло возникать неравенство в доходах. Для западногерманской системы подобное было неактуально - соответственно, работники, чей труд был менее результативен и производителен, оказались в таком же или почти в таком же материальном положении.

По предположению автора работы, это могло быть одной из причин частичного неудовлетворения новой пенсионной системой на востоке Германии. Впрочем, 9% - не такая уж большая доля населения, что позволяет предположить, что, в основном, пенсионная система западной Германии устраивала подавляющее большинство опрошенных в восточных землях.

При этом, в восточногерманских землях практически все считали, что зарплаты на западе и востоке необходимо выровнять. На западе же порядка 14% представителей западногерманской элиты считали обоснованным более низкие зарплаты в новых федеральных землях.

Из этого следует очень важный вывод: на западе и на востоке Германии по-разному воспринимали проблемы трансформации: если западные элиты ставили во главу угла экономические просчёты, которые, по их мнению, спровоцировали коллапс экономики бывшей ГДР, то на востоке склонны винить во всем меры, приведшие к социальной несправедливости между востоком и западном, а также отсутствие у восточных немцев права голоса при выстраивании новой системы единого государства.

К реформам на западе и востоке предъявлялись разные требования и ожидания, что наводит на мысль, что недовольство их проведением имело бы место в любом случае, даже и при более удачном раскладе.

Отсутствие границы между бывшими ФРГ и ГДР было, с одной стороны, благоприятным фактором для запада, так как больше ничто не препятствовало распространению власти западных элит на восток. С другой стороны, ничто и не препятствовало бегству восточных немцев на запад, стремившихся к более высокому уровню жизни.

Данный факт вынуждал руководство ФРГ принимать меры по повышению уровня жизни на востоке - даже при обстоятельствах, не вполне выгодных немецкой экономике.

Мы имеем парадоксальную ситуацию, когда, вроде бы, воссоединение двух Германий представляло собой более удобную, упрощённую ситуацию становления бывшей социалистической страны на рыночные рельсы и постепенного роста уровня жизни до западных стандартов. На первый взгляд, эта ситуация была намного выгоднее, нежели необходимость проводить реформы самостоятельно, с которой столкнулись многие страны Центральной и Восточной Европы.

Но при более глубоком анализе выясняется, что формат присоединения ГДР к ФРГ имел целый ряд сложностей, а процедура переноса западногерманских законов и институтов на восточногерманскую почву далеко не всегда происходила гладко.

Это вылилось в формирование ряда сложностей, повлекших отставание восточных земель от западных, а также приведших к фактическому отсутствию у восточных немцев "права голоса" в политической жизни.

Ключевые проблемы, которые хотелось бы выделить в землях бывшей ГДР, были и, отчасти, остаются следующими.

Во-первых, это более низкий уровень жизни. Разумеется, восточные немцы рассчитывали на выравнивание уровня жизни, но, как нам уже известно из параграфа 2.1., по уровню заработных плат выравнивание не является полностью достигнутым до сих пор.

Вполне возможно, что большая ошибка восточных немцев заключается в том, что они сравнивают свой современный уровень жизни не с тем, как они жили раньше, а с тем, как живут западные немцы, или же с уровнем жизни в других странах Западной Европы (таких как Испания или Франция). Вместе с тем, затруднительно за относительно короткий исторический период, который прошёл с момента объединения, полностью достичь уровня жизни западных соседей, особенно с учётом того, что восточные немцы более 40 лет прожили при совсем другой системе. При этой системе выросло целое поколение, сформировались свои нормы производительности труда, отличающиеся от западных – и это необходимо учитывать.

Нужно учитывать, что расходы на выравнивание уровня жизни были огромны и оцениваются в несколько триллионов евро. Они выражались как в уплате немцами "налога на солидарность" в целях поддержки восточных земель, так и в прямой, адресной помощи.

Западные федеральные земли – наиболее богатые в Германии; по состоянию на 2018 год наибольший доход получила земля Северный Рейн-Вестфалия (свыше 700 млрд. евро)[25]. Затем, с небольшим отрывом, следуют Бавария (625 млрд.) и Баден-Вюртемберг (511 млрд.). Это вполне объяснимо, так как в этих федеральных землях сосредоточена большая часть крупных производств и бизнеса.

Все остальные земли следуют уже с большим отрывом – например, далее следуют Нижняя Саксония и Гессен с показателями 296 и 292 млрд. соответственно. Стоит подчеркнуть, что все перечисленные нами земли относятся к Западной Германии.

Доход наиболее состоятельной земли Восточной Германии (это Саксония) за 2018 год составил 126, 3 млрд., что серьёзно уступает любой из западных земель.

Вполне прогнозируемо, наибольшие затраты на социальную сферу строятся абсолютно пропорционально доходам земель. Проиллюстрируем это на следующем графике.

Рис. 1. Расходы на социальную сферу по землям Германии в млрд. евро[26].

 

Очевидно, что затраты на социальную сферу земель, ранее входивших в ГДР (а это, например, Саксония, Бранденбург, Мекленбург-Передняя Померания) скромны в сравнении с таковыми у земель Западной Германии. Расходы на социальную сферу, во многом, обусловлены бюджетом земель – примерно так же они распределены и по общим доходам.

Тем не менее, по сравнению с прежним уровнем жизни в ГДР сделан существенный шаг вперед.

Во-вторых, среди восточных немцев существовало недовольство некоторыми элементами западногерманской системы. Хорошим примером является детское воспитание. В частности, в ГДР детские сады и ясли были бесплатными, а после объединения данные учреждения перестали быть таковыми.

Изменились подходы к воспитанию, на одного работника детского учреждения теперь приходилось больше детей. Это дало восточным немцам повод для критики новой системы детского воспитания, которая, по их мнению, уступала предыдущей.

Данная проблематика проистекала из принципиальных различий рыночной и административно-командной систем экономики - в условиях рыночной экономики детские сады превратились в частные учреждения, для которых важен заработок, поэтому и имел место их переход на платную основу. Во времена ГДР, разумеется, такой сценарий был исключен.

Наследием социалистической системы было и разное отношение к необходимости детских садов. В бывшей ГДР намного больший процент женщин стремился работать полный рабочий день. Для женщин в бывшей ГДР было вполне нормально предполагать, что труд и карьера являются приоритетом в жизни, в то время, как на западе такой точки зрения придерживалась лишь каждая третья женщина. Соответственно, для Восточной Германии в связи с большей женской занятостью услуги детских садов были весьма актуальны.

В-третьих, в отношении пенсий тоже существовали определенные проблемы, о которых отчасти упоминалось в части 2.1. Ранее упоминался проект пенсионной реформы, который реализуется ХДС/ХСС и СДПГ. Проект означает, что выплачиваемая в настоящий момент населению новых федеральных земель пенсия возрастет, но переход к единой системе расчета пенсионных выплат окажется невыгодным для будущих восточногерманских пенсионеров, так как достижение в ближайшем будущем единого уровня заработных плат на западе и востоке страны представляется маловероятным.

Наконец, ещё одной важной проблемой является то, что западногерманская социальная система отчасти оказалась не вполне понятной для восточных немцев - в том числе, и в части медицинского страхования. Вероятно, данную проблему будет возможно преодолеть со временем.

Стоит отдельно подчеркнуть, что с тех пор, как произошло воссоединение Германии, проблемы ФРГ, по сути, стали общими проблемами страны и были, в частности, перенесены на почву ГДР. Этому способствовал тот факт, что законодательство и принципы государственного устройства ФРГ были без каких-либо существенных изменений распространены на новые федеральные земли.

В целом, механизм переноса действительно предполагал отказ от ранее действовавшей системы в пользу новой. Именно поэтому воссоединение Германии иногда раскрывают как процесс присоединения ГДР к ФРГ.

Перспективы преодоления перечисленных проблем лежат, как представляется, в плоскости дальнейшей интеграции запада и востока страны, в логичном завершении ранее взятого курса на выравнивание уровня жизни. Это непростой процесс и даже 30 лет спустя он ещё не завершен.

Тем не менее, стоит признать, что достигнуты определенные результаты и уровень жизни на востоке страны значительно вырос, если сопоставлять его с временами ГДР.

Разница обусловлена, в том числе, развитиями в менталитете. Поколению, которое прожило целую жизнь в ГДР при совершенно других порядках, разумеется, сложно адаптироваться к изменениям политической повестки и стандартов построения социальной системы по западным стандартам. Вероятно, к новой системе будет легче адаптироваться молодежи, которая уже не видела социалистического государства и живёт в новой реальности. Тем не менее, очевидно, что перестроить новые земли под совершенно иную социально-экономическую систему - это не вопрос нескольких лет, это более сложный и масштабный процесс, который будет завершен, по прогнозам автора, примерно в 2030-2035 гг.

Резюмируя изложенное в параграфе, подчеркнем, что итогом трансформации стал полный и безоговорочный перенос социальной системы Западной Германии в новые федеральные земли и именно в этом и заключается одна из ключевых проблем. Восточные немцы, по сути, были лишены права голоса и в результате кардинальной перестройки оказались лицом к лицу с совершенно новой и плохо знакомой для них системой.

Проблемы работы новой системы на востоке страны, по мнению автора, глубинны и происходят из различий в менталитете. Это неизбежно - ведь целые поколения восточных немцев прожили при социализме и им тяжело адаптироваться к новым реалиям.

Точечные проблемы - такие как неудовлетворение новой системой воспитания детей, сложности с системой медицинского страхования - происходят как раз из этого. Различия в заработной плате, до сих пор наблюдающиеся в Германии, обусловлены различием в производительности труда, разрывом, который изначально был между западными и восточными землями и объективной неготовностью Восточной Германии быстро преодолеть этот разрыв.

Перестроение новых земель под совершенно иную социально-экономическую систему - это не вопрос нескольких лет, это более сложный и масштабный процесс, который будет завершен, по прогнозам автора, примерно в 2030-2035 гг.


 

Заключение

 

В настоящей работе рассмотрена трансформация социальной политики на территории бывшей ГДР под влиянием присоединения к ФРГ в 90-е годы ХХ века.

По итогам работы сделаны выводы, что социальная политика, непосредственным объектом которой является положение индивида, реализуется современным государством и является одним из приоритетных направлений выстраивания прогрессивной модели развития для социального государства.

Подходы к изучению такой политики могут существенно различаться. Так, в Евросоюзе принято выделять «бисмарковскую» и «бевериджскую» модель социальной политики.

Г. Эспин-Адерсен предлагает выделять неолиберальную, консервативно-корпоративистскую и социально-демократическую (скандинавскую) модели.

Кроме того, социальная политика может рассматриваться как активная, или как пассивная.

Методы проведения той или иной политики существенно различаются. Формирование модели для конкретного государства – это индивидуальный вопрос, требующий учёта национальной специфики.

Далее подчеркнуто, что между социальными государствами в ФРГ и ГДР выявлены существенные различия.

Социальная политика ФРГ опиралась на рыночные институты и следовала активной «бевериджской» модели.

Социальная политика ГДР, хоть и также отчасти опиралась на прежний исторический опыт Германии, но, всё же, многое позаимствовала из советской социальной системы (в частности, систему пенсий). В некоторых вопросах организации жизни (например, в снабжении населения) ГДР удалось даже превзойти Советский Союз. Тем не менее, издержки социалистической системы не позволили выстроить действительно конкурентоспособную социальную модель.

Сама социальная модель ГДР оказалась близка к «бисмарковской» по причине зависимости обеспечения граждан от их трудовых результатов.

В результате дальнейшего исследования выявлено, что касательно социальной системы (как и многих других сфер жизни) западногерманская система была полностью перенесена в новые федеральные земли после объединения.

Фактически, эта система осталась неизменной, а все восточногерманские элементы социальной политики были упразднены, хотя среди них встречались и весьма прогрессивные решения. Причина такой ситуации заключалась в крайней политической слабости ГДР в тот период, что не позволяло отстоять даже минимальные поправки в западногерманскую социальную систему.

В целом, западногерманская социальная система привела к росту уровня жизни в бывшей ГДР, но не обошлось и без некоторых издержек и перегибов. Следствием стало повышение безработицы в восточных землях из-за проведения приватизации, а также торможение роста зарплат из-за объективной неспособности предпринимателей быстро привести их уровень к западногерманскому.

Общим итогом трансформации стал полный и безоговорочный перенос социальной системы Западной Германии в новые федеральные земли и именно в этом и заключается одна из ключевых проблем. Восточные немцы, по сути, были лишены права голоса и в результате кардинальной перестройки оказались лицом к лицу с совершенно новой и плохо знакомой для них системой.

Проблемы работы новой системы на востоке страны, по мнению автора, глубинны и происходят из различий в менталитете. Это неизбежно - ведь целые поколения восточных немцев прожили при социализме и им тяжело адаптироваться к новым реалиям.

Точечные проблемы - такие как неудовлетворение новой системой воспитания детей, сложности с системой медицинского страхования - происходят как раз из этого. Различия в заработной плате, до сих пор наблюдающиеся в Германии, обусловлены различием в производительности труда, разрывом, который изначально был между западными и восточными землями и объективной неготовностью Восточной Германии быстро преодолеть этот разрыв.

Перестроение новых земель под совершенно иную социально-экономическую систему - это не вопрос нескольких лет, это более сложный и масштабный процесс, который будет завершен, по прогнозам автора, примерно в 2030-2035 гг.


 

Библиографический список

 

1. Бакалдина Е. С. Теоретические подходы к изучению моделей социальной политики // Вестник государственного и муниципального управления. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-izucheniyu-modeley-sotsialnoy-politiki (дата обращения: 27.01.2020).

2. Бурнасов А.С. Эволюция экономики «старых» и «новых» земель в период объединения Германии // Международные отношения в XIX-XXI веках: Сборник трудов молодых исследователей. – Выпуск 3. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2007. – С. 57.

3. Корнева Л.Н. Социальная политика и социальное государство в Германии ХХ века: континуитет, разрывы, развитие // Вестник КемГУ. 2013. №2 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-politika-i-sotsialnoe-gosudarstvo-v-germanii-hh-veka-kontinuitet-razryvy-razvitie (дата обращения: 18.02.2020).

4. Люблинский В.В., Москвин Л.Б., Пирогов Г.Г., Пронин С.В., Храмцов А.Ф., Цвылев Р.И. Теория и практика современной социальной политики. - М.: Современная экономика и право, 2004. - С. 30.

5. Социальное рыночное хозяйство: концепция, практический опыт и перспективы применения в России / Под ред. Р. М. Нуреева. - М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007.

6. Стратегия макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации / Под ред. А.Г. Гранберга. - М.: Наука, 2004. - С. 105.

7. Хорольская М.В. Германия после объединения: политические проблемы и противоречия интеграционного процесса - дисс. на соискание ученой степени // Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук», Москва, 2019. URL: https://www.imemo.ru/files/File/ru/dis/2019-005-Khorolskaya-DIS.pdf (дата обращения: 14.03.2020).

8. Козенко А. Хрущевки, колбаса, нудизм. Как была устроена жизнь в ГДР, витрине социализма, 9 ноября 2019 г. // BBC. URL: https://www.bbc.com/russian/features-50346201 (дата обращения: 18.02.2020).

9. 25 Jahre Deutsche Einheit. – Wiesbaden: Statistische Ämter des Bundes und der Länder, 2015. – S. 48.

10. Bökenkamp G. Das Ende des Wirtschaftswunders. Geschichte der Sozial-, Wirtschafts- und Finanspolitik in der Bundesrepublik 1969-1998. – Stuttgart: Lucius&Lucius, 2010. – S. 342.

11. Brede F. Gesundheitspolitik und Politikberatung: Eine vergleichende Analyse deutscher und kanadischer Erfahrungen. – Wiesbaden: Deutscher Universitäts-Verlag, 2006. – S. 234.

12. Bruttoinlandsprodukt in Deutschland nach Bundesländern 2018 // Statista. URL: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/36889/umfrage/bruttoinlandsprodukt-nach-bundeslaendern/ (дата обращения: 14.03.2020).

13. Devon A. Essay on German Social Policy // University of Tennessee, Knoxville, 2002. URL: https://trace.tennessee.edu/cgi/viewcontent.cgi?referer=https://www.google.com/&httpsredir=1&article=1078&context=utk_interstp2 (дата обращения: 18.02.2020).

14. Doder, Dusko; Branson, Louise (1990). Gorbachev: Heretic in the Kremlin. London: Futura. p. 212.

15. Helmut Kohl's Ten-Point Plan for German Unity (November 28, 1989) // GHDI. URL: http://germanhistorydocs.ghi-dc.org/sub_document.cfm?document_id=223 (дата обращения: 14.03.2020).

16. Jahresbericht der Bundesregierung zum Stand der Deutschen Einheit 2018. – Berlin: Bundesministerium für Wirtschaft und Energie (BMWi), 2018. – S. 19.

17. Jürgen Fodor, Willis Towers Watson. German Pension System 30 June 2018 // WillisTowersWatson. URL: https://www.actuaries.org/IAA/Documents/CMTE_SSC/Meetings/Berlin_2018/Minutes/4_German_Pension_System.pdf (дата обращения: 18.02.2020).

18. Novotna T. How Germany unified and the EU enlarged. Negotiating the Accession through Transplantation and Adaptation. – Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2015. – P. 161.

19. Recker, M.-L. Sozialpolitik im Dritten Reich / M.-L. Recker // Pohl H. (Hrsg.). Staatliche, stadtische, betriebliche und kirchliche Sozialpolitik. - Stuttgart, 1991.

20. The reunification of Germany // Encyclopedia Britannica. URL: https://www.britannica.com/place/Germany/The-reunification-of-Germany (дата обращения: 14.03.2020).

21. Vereintes Land – drei Jahrzehnte nach dem Mauerfall. - Leibniz-Institut für Wirtschaftsforschung Halle, 2019. – S. 11.

22. Vertrag über die Schaffung einer Währungs-, Wirtschafts- und Sozialunion zwischen der Bundesrepublik Deutschland und der Deutschen Demokratischen Republik. Ausfertigungsdatum: 18.05.1990 // Gesetze im Internet. URL: https://www.gesetze-im-internet.de/wwsuvtr/WWSUVtr.pdf (дата обращения: 14.03.2020).


[1] Бакалдина Е. С. Теоретические подходы к изучению моделей социальной политики // Вестник государственного и муниципального управления. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-izucheniyu-modeley-sotsialnoy-politiki (дата обращения: 27.01.2020).

[2] Люблинский В.В., Москвин Л.Б., Пирогов Г.Г., Пронин С.В., Храмцов А.Ф., Цвылев Р.И. Теория и практика современной социальной политики. - М.: Современная экономика и право, 2004. - С. 30.

[3] Бакалдина Е. С. Теоретические подходы к изучению моделей социальной политики // Вестник государственного и муниципального управления. 2012. №2. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/teoreticheskie-podhody-k-izucheniyu-modeley-sotsialnoy-politiki (дата обращения: 27.01.2020).

[4] Стратегия макрорегионов России: методологические подходы, приоритеты и пути реализации / Под ред. А.Г. Гранберга. - М.: Наука, 2004. - С. 105.

[5] Социальное рыночное хозяйство: концепция, практический опыт и перспективы применения в России / Под ред. Р. М. Нуреева. - М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2007.

[6] Jürgen Fodor, Willis Towers Watson. German Pension System 30 June 2018 // WillisTowersWatson. URL: https://www.actuaries.org/IAA/Documents/CMTE_SSC/Meetings/Berlin_2018/Minutes/4_German_Pension_System.pdf (дата обращения: 18.02.2020).

[7] Recker, M.-L. Sozialpolitik im Dritten Reich / M.-L. Recker // Pohl H. (Hrsg.). Staatliche, stadtische, betriebliche und kirchliche Sozialpolitik. - Stuttgart, 1991.

[8] Devon A. Essay on German Social Policy // University of Tennessee, Knoxville, 2002. URL: https://trace.tennessee.edu/cgi/viewcontent.cgi?referer=https://www.google.com/&httpsredir=1&article=1078&context=utk_interstp2 (дата обращения: 18.02.2020).

[9] Корнева Л.Н. Социальная политика и социальное государство в Германии ХХ века: континуитет, разрывы, развитие // Вестник КемГУ. 2013. №2 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-politika-i-sotsialnoe-gosudarstvo-v-germanii-hh-veka-kontinuitet-razryvy-razvitie (дата обращения: 18.02.2020).

[10] Корнева Л.Н. Социальная политика и социальное государство в Германии ХХ века: континуитет, разрывы, развитие // Вестник КемГУ. 2013. №2 (54). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sotsialnaya-politika-i-sotsialnoe-gosudarstvo-v-germanii-hh-veka-kontinuitet-razryvy-razvitie (дата обращения: 18.02.2020).

[11] Козенко А. Хрущевки, колбаса, нудизм. Как была устроена жизнь в ГДР, витрине социализма, 9 ноября 2019 г. // BBC. URL: https://www.bbc.com/russian/features-50346201 (дата обращения: 18.02.2020).

[12] The reunification of Germany // Encyclopedia Britannica. URL: https://www.britannica.com/place/Germany/The-reunification-of-Germany (дата обращения: 14.03.2020).

[13] Doder, Dusko; Branson, Louise (1990). Gorbachev: Heretic in the Kremlin. London: Futura. p. 212.

[14] Helmut Kohl's Ten-Point Plan for German Unity (November 28, 1989) // GHDI. URL: http://germanhistorydocs.ghi-dc.org/sub_document.cfm?document_id=223 (дата обращения: 14.03.2020).

[15] Vertrag über die Schaffung einer Währungs-, Wirtschafts- und Sozialunion zwischen der Bundesrepublik Deutschland und der Deutschen Demokratischen Republik. Ausfertigungsdatum: 18.05.1990 // Gesetze im Internet. URL: https://www.gesetze-im-internet.de/wwsuvtr/WWSUVtr.pdf (дата обращения: 14.03.2020).

[16] Хорольская М.В. Германия после объединения: политические проблемы и противоречия интеграционного процесса - дисс. на соискание ученой степени // Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Национальный исследовательский институт мировой экономики и международных отношений имени Е.М. Примакова Российской академии наук», Москва, 2019. URL: https://www.imemo.ru/files/File/ru/dis/2019-005-Khorolskaya-DIS.pdf (дата обращения: 14.03.2020).

[17] Bökenkamp G. Das Ende des Wirtschaftswunders. Geschichte der Sozial-, Wirtschafts- und Finanspolitik in der Bundesrepublik 1969-1998. – Stuttgart: Lucius&Lucius, 2010. – S. 342.

[18] 25 Jahre Deutsche Einheit. – Wiesbaden: Statistische Ämter des Bundes und der Länder, 2015. – S. 48.

[19] Vereintes Land – drei Jahrzehnte nach dem Mauerfall. - Leibniz-Institut für Wirtschaftsforschung

Halle, 2019. – S. 11.

[20] Bökenkamp G. Das Ende des Wirtschaftswunders. Geschichte der Sozial-, Wirtschafts- und Finanspolitik in der Bundesrepublik 1969-1998. – Stuttgart: Lucius&Lucius, 2010. – S. 342.

[21] Бурнасов А.С. Эволюция экономики «старых» и «новых» земель в период объединения Германии // Международные отношения в XIX-XXI веках: Сборник трудов молодых исследователей. – Выпуск 3. – Екатеринбург: Издательство Уральского университета, 2007. – С. 57.

[22] Brede F. Gesundheitspolitik und Politikberatung: Eine vergleichende Analyse deutscher und kanadischer Erfahrungen. – Wiesbaden: Deutscher Universitäts-Verlag, 2006. – S. 234.

[23] Jahresbericht der Bundesregierung zum Stand der Deutschen Einheit 2018. – Berlin: Bundesministerium für Wirtschaft und Energie (BMWi), 2018. – S. 19.

[24] Novotna T. How Germany unified and the EU enlarged. Negotiating the Accession through Transplantation and Adaptation. – Basingstoke: Palgrave Macmillan, 2015. – P. 161.

[25] Bruttoinlandsprodukt in Deutschland nach Bundesländern 2018 // Statista. URL: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/36889/umfrage/bruttoinlandsprodukt-nach-bundeslaendern/ (дата обращения: 14.03.2020).

[26] Netto-Ausgaben für Sozialhilfe (Leistungen nach dem SGB XII) in Deutschland nach Bundesländern im Jahr 2018 // Statidta. URL: https://de.statista.com/statistik/daten/studie/30819/umfrage/ausgaben-fuer-sozialhilfe-nach-bundeslaendern/ (дата обращения: 14.03.2020).



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 49; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.133.228 (0.102 с.)