Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Модели социального государства и социальной политики в гдр и фрг
Со времен после окончания Второй мировой войны и до момента объединения страны 3 октября 1990 года Германия была разделена на две части, находившиеся в жесткой идеологической конкуренции – Федеративную Республику Германия (ФРГ) и Германскую Демократическую Республику (ГДР). ФРГ была провозглашена в 1949 году, столицей государства стал город Бонн. В её состав вошли такие земли как Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия, Шлезвиг-Гольштейн, свободные города Гамбург и Бремен, Бавария, Гессен, Баден-Вюртемберг, Рейнланд-Пфальц и Вюртемберг-Гогенцоллерн. Примечательно, что Конституция ФРГ распространяла своё действие на весь Берлин, который на самом деле не входил в состав Западной Германии. Содержалась и оговорка о возможности распространения действия Конституции на всю территорию Германии. Таким образом, был заложен механизм, способствовавший дальнейшему объединению Западной и Восточной Германии. Что же касается строительства социального государства в ФРГ, то, переходя к этому вопросу, следует непременно упомянуть знаковую фигуру в германской истории, первого федерального канцлера ФРГ Конрада Аденауэра. Именно он выдвинул концепцию социальной рыночной экономики и начал внедрять её на практике в ФРГ. Эта концепция стала главной идеей Христианско-демократической партии, председателем которой Аденауэр стал в 1950 году. Суть данной концепции заключается в саморегуляции рынка. То есть, рынок существует на принципах свободного взаимодействия независимых частных производителей и свободных индивидуальных потребителей. При этом, важно, чтобы ни государство, ни частный бизнес не получали чрезмерного контроля над экономикой и служили интересам людей. Таким образом, только решения самих потребителей, поставщиков и частных фирм определяют структуру распределения ресурсов. Одновременно стоит иметь ввиду, что при таком строе у экономически сильных субъектов появляется обязанность поддерживать экономически более слабых субъектов. То есть, вступает в действие принцип солидарности, важный принцип социального государства, о котором неоднократно упоминалось в разделе 1.1. Речь идёт, например, об уплате обязательных налогов и сборов – крупные предприятия с большими доходами уплачивают полноценные налоги, в то время, как малые (особенно молодые) предприятия могут получать налоговые льготы. Государство компенсирует предоставление этих льгот за счёт перераспределения доходов, полученных от крупных компаний.
Роль государства также связана с развитием чувства солидарности и взаимной ответственности. Кроме того, государство вносит коррективы в складывающиеся на рынке несправедливые тенденции (при их наличии). Под такими тенденциями могут иметься ввиду: диспропорции в конкуренции и угроза возникновения монополии, диспропорции в торговле и распределении доходов, грозящие усугублением имущественного расслоения[5]. Именно такая концепция и была воплощена в ФРГ. В результате, основными характеристиками ФРГ как социального государства стали: - обеспечение максимальной занятости и низкого уровня безработицы; - социальная безопасность, социальный прогресс и социальная справедливость (достигаемая, например, путём проведения государством политики по оказанию социальной помощи малообеспеченным слоям); - частная собственность на средства производства и свободное ценообразование; - создание комфортных условий для справедливой конкуренции (в частности, принятие мер по недопущению монополизации, по пресечению недобросовестной конкуренции); - политика по укреплению экономики и формирования условий для экономического роста; - политика свободной торговли; - обеспечение валютной стабильности. Можно сделать вывод, что социальная политика ФРГ, скорее, подходит под активную модель, раскрытую в предыдущем разделе, а также имеет много общего с «бевериджским» подходом. То есть, западногерманское государство придерживалось достаточно активной политики в отношении социальной сферы. При Аденауэре также серьёзные изменения претерпела пенсионная система. Пенсии стали привязываться к зарплатам и расти более динамично. Это привело к росту пенсий на величину от 40 до 90%. При Вилли Брандте пенсионный возраст для мужчин был установлен в 63 года (вместо 65), а для женщин – с 60. При этом в 1970-1975 гг. расходы на пенсионное обеспечение выросли почти вдвое. Пенсионная система ФРГ была и остаётся до сих пор «трёхстолпной» и состоит из государственного пенсионного обеспечения, профессиональных пенсий и частного пенсионного обеспечения (за счёт, например, страхования и банковских вкладов)[6].
Что касается системы страховых выплат, то в ФРГ была предусмотрена медицинская страховка, выплаты по нетрудоспособности, выплата пособий по безработице, оплата больничного. Учитывая вышеизложенное, причисление системы социального государства, действовавшей в ФРГ, к «бевериджской» модели выглядит обоснованным. В случае с ГДР ситуация, само собой, имела определенные особенности, так как в Германской Демократической Республике был иной строй и иная идеология. ГДР была создана в ответ на формирование ФРГ, так как восточногерманские земли, находившиеся под советским контролем, не признали принятую в Бонне Конституцию ФРГ. Политический союз восточногерманских земель был оформлен в том же 1949 году. В состав ГДР вошли современные территории федеральных земель Мекленбург-Передняя Померания, Бранденбург, Саксония и Тюрингия. ГДР стала частью социалистического блока, возглавляемого СССР и идеологически противостоявшего западному капитализму. С 1955 года ГДР стала членом Организации Варшавского договора. В ГДР всячески подчеркивали отличие Восточной Германии от Западной. В частности, в 1974 году в Конституцию была внесена поправка, дающая определение термину «социалистической немецкой нации». Было провозглашено, что граждане ГДР имеют все основные демократические права и свободы. ГДР была особой страной всего соцлагеря – ей суждено было быть настоящей «витриной» социализма, конкурировавшей с ФРГ и показывавшей преимущества социалистического государства. Но, при этом, в плане политического устройства ГДР существенно отличалась от ФРГ хотя бы потому, что в Западной Германии существовала настоящая демократическая многопартийность, чего не наблюдалось в ГДР. В восточногерманской конституции была закреплена ведущая роль Социалистической единой партии Германии (СЕПГ) – коммунистической партии, аналогичной КПСС в Советском Союзе. Что касается непосредственно модели социальной политики в ГДР, то здесь серьезную роль играл внешний фактор, с оглядкой на который данная модель и была выстроена. В данном случае имеется ввиду пример Советского Союза – многие элементы советской социальной политики были перенесены на восточногерманскую почву. Так, при введении в ГДР минимальной пенсии был полностью скопирован советский опыт – об этом пишет, например, М.Л. Реккер[7]. Социальная политика ГДР имела патерналистский характер со стороны государства и в ней, в частности, прослеживались следы прежней политики, уходившие корнями ещё в кайзеровские времена. Характерной чертой ГДР было отсутствие разветвленной системы страховых фондов – был лишь один страховой фонд. Система страхования включала в себя медицинское страхование, страхование от инвалидности, страхование от старости и страхование от несчастных случаев. Эта система была всеохватывающей. Надо сказать, что страхование по безработице в ГДР отсутствовало, поскольку каждому было предоставлено конституционное право на трудоустройство.
Пенсии в ГДР уступали таковым в ФРГ по величине. Отчасти это было связано с коротким периодом уплаты взносов по сравнению с периодом выплаты пособий. В течение первых нескольких лет существования системы доходы соответствовали расходам; однако по мере изменения количества взносов по отношению к пенсионерам деньги выплачивались из государственных средств. В 1976 году правительство субсидировало большую часть расходов на социальное страхование. Причин для государственного субсидирования было много. Во-первых, значительная часть доходов не облагалась налогом, а во-вторых, пенсии периодически повышались. Поскольку взносы не выплачивались по доходам выше 600 остмарок, а бенефициары получали пенсии в процентах от дохода, это несоответствие вызвало нехватку средств. Пенсии также повышались независимо от изменения взносов или экономики; поэтому правительство финансировало разницу в социальных расходах и доходах. Короткий период уплаты взносов по отношению к длительному периоду изъятия средств был еще одной причиной государственных выплат в социальный бюджет. После 1968 года пенсии повышались не на основе индекса, а через определенные промежутки времени в связи с ростом производительности труда. Разница в зарплатах у рабочих в ГДР была существенная, так как зарплата была привязана к количеству и качеству выполненной работы. Соответственно, такая же разница была и в пенсиях[8]. Этот факт вступал в противоречие с теоретическими положениями о равной оплате труда в социалистическом государстве и обуславливал зависимость социального обеспечения от того, как работает человек. Зарплаты в ФРГ формировались таким образом, чтобы максимально уравнять положение работников. Само собой, за успешную и плодотворную работу могли начисляться премии и надбавки, но при формировании пенсий учитывался стабильный оклад, который был зафиксирован за работником. Система социального страхования в ГДР была предназначена, скорее, для оказания помощи большинству, а не отдельным лицам. Социалистическая централизация помогла ей быть более эффективной. Большая часть населения была охвачена страхованием по старости, инвалидности и болезням. Однако недостаточное финансирование пенсионной системы создавало большую финансовую нагрузку на государство. Как уже было отмечено, обеспечение граждан в ГДР, во многом, зависело от их трудовых результатов, что позволяет, пусть и с некоторыми оговорками, назвать социальную модель ГДР близкой к «бисмарковской» модели. В пользу этого говорит и тот факт, что социальная система Восточной Германии строилась не только на основе советского опыта, но и на основе прежних принципов внутренней политики кайзеровской Германии.
Впрочем, если говорить о первых этапах развития ГДР, о 50-х гг. XX века, то стоит подчеркнуть, что в этот период социальная политика отошла на второй план, уступив место ускоренному социалистическому строительству, проведению советизации, борьбе с пережитками, оставшимися после времен Третьего рейха. Термин «социальная политика», в целом, практически не употреблялся партийным руководством, покинув их риторику. Последствием стала депрофессионализация социально ориентированных учреждений[9]. Имеется ввиду, что такие учреждения не получали должного развития и постепенно деградировали. Затем, в 1960е годы, происходят существенные изменения. В частности, эти изменения были продиктованы расширением дефиниции социальной политики, которая стала рассматриваться как неотъемлемая часть строительства социализма в ГДР. Началась разработка и оформление широких социальных программ, особенно на производстве. Требование научного оснащения социальных программ привело к открытию в 1965 году «Отделения социальной политики» в Высшей школе профсоюзов. Параллельно с этим экономисты, учёные в области трудовых отношений и социологи вместе с министерствами стали разрабатывать планы реформ в пенсионном обеспечении, в производственной и социальной политике, в здравоохранении. Указанные планы реформ, в конечном итоге, привели к постановлению СЕПГ относительно развития профессионализации в немецких профсоюзах. Социальные вопросы, как в организаторском, так и в кадровом ключе, оставались весьма актуальными вплоть до конца существования ГДР. Регулярно возникали новые институты, научные советы, планы по улучшению модели социальной политики. К работе привлекались различные специалисты. Например, в 1966 году в Университете Гумбольдта была введена социальная педагогика – она стала одной из центральных дисциплин. В 1974 г. создаётся Научный совет по социальной политике и демографии, в 1978 г. – Институт социологии и социальной политики в АН ГДР. То есть, происходит динамичное институциональное развитие, которое обеспечивало выполнение целей по социальной политике в ГДР. Акцентируя внимание на большой научной работе и активном институциональном развитии, автор подчеркивает главную особенность социальной политики в ГДР – дело в том, что результаты работы указанных институтов и многочисленных восточногерманских ученых и исследователей по вопросам социальной политики крайне редко доходили до партийного руководства и воплощались им в жизнь, так как последнее нередко оказывалось занято укреплением своей власти. Эта проблема стала особенно актуальна в 70-е и 80-е годы XX века. Если период 60-х был эпохой бурного развития социальных институтов и научной базы, то последующие годы, скорее, можно охарактеризовать как застой, когда все имеющиеся прогрессивные наработки не получили полноценного, должного развития[10].
В результате контроль за планами социальной политики и их исполнением, а также за социальными проблемами ослабевал. Здесь проявились недостатки плановой экономики и патернализма СЕПГ, когда без должного внимания и одобрения со стороны «центра» становилась невозможной реализация практически любого значимого проекта. Стоит сказать, однако, и о некоторых позитивных чертах ГДР, логично исходивших из того факта, что из страны стремились сделать «витрину социализма». Несколько иначе, даже в сравнении с крупнейшими городами СССР, было организовано снабжение продовольственными товарами. По воспоминаниям директора Музея ГДР в Берлине и автора книги «Счастливый мир диктатуры» Ш. Вольфа, сопоставление ассортиментов магазинов в Москве и Восточном Берлине в начале 80-х гг. показывало однозначные преимущества последнего. «Мне в тот момент было непонятно, как вообще в ГДР можно было жаловаться на недостаток продуктов» - пишет Ш. Вольф[11]. То же самое относилось и к ассортименту товаров для дома. Перебои с поставками наблюдались лишь вскоре после падения Берлинской стены – в остальном же, снабжение в ГДР было едва ли не образцовым среди всех стран соцлагеря. В ГДР была выстроена полноценная система высших и научных учреждений. Функционировала Академия наук ГДР, а также ряд крупных университетов, среди которых: Берлинский университет имени Гумбольдта, Галле-Виттенбергский университет, Лейпцигский университет и т.д. Высшее образование было общедоступно, хотя, чтобы поступить в вуз, необходимо было обязательно состоять в пионерской или комсомольской организации. При всех благоприятных чертах социального государства в ГДР негативные последствия для Восточной Германии принесла изолированность соцлагеря от западных стран, которые, казалось бы, были в ближайшей доступности от ГДР. Тем не менее, контакты с ними были весьма серьёзно ограничены, а многие черты их устройства (такие как частное предпринимательство) считались неправильными и нецелесообразными к внедрению в социалистических реалиях. Со временем такая изоляция и нежелание перенимать даже наиболее удачный опыт западной стороны привели к отставанию, в частности, ГДР по показателям уровня жизни от ФРГ. Всё это привело к тому, что к моменту объединения ГДР по многим социальным показателям значительно уступала западному партнёру. В результате «выравнивание» уровня жизни между западной и восточной Германиями заняло не одно десятилетие и не полностью завершено даже по состоянию на сегодня. Резюмируя изложенное, подчеркнем, что между социальными государствами в ФРГ и ГДР выявлены существенные различия. Социальная политика ФРГ опиралась на рыночные институты и следовала активной «бевериджской» модели. Социальная политика ГДР, хоть и также отчасти опиралась на прежний исторический опыт Германии, но, всё же, многое позаимствовала из советской социальной системы (в частности, систему пенсий). В некоторых вопросах организации жизни (например, в снабжении населения) ГДР удалось даже превзойти Советский Союз. Тем не менее, издержки социалистической системы не позволили выстроить действительно конкурентоспособную социальную модель. Сама социальная модель ГДР оказалась близка к «бисмарковской» по причине зависимости обеспечения граждан от их трудовых результатов.
|
|||||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.220.140.5 (0.017 с.) |