Методологический подход и принципы исследования 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Методологический подход и принципы исследования



Семья является фундаментальным базовым условием функционирования общества, важнейшим элементом его самоорганизации. Современное общество заинтересовано в людях, которые осваивают конкретные роли мужчин и женщин, успешно выполняют их, усваивают социальные нормы и культурные ценности, оставаясь при этом уникальными представителями своего пола при выполнении нормативных ролей, формирование женского (мужского) «я», культуры человеческих отношений.

Для ребенка семья является основной естественной школой группового поведения, школой духовного развития и воспитания. В этом случае необходимо обратить внимание на то, что духовно-нравственное развитие и воспитание учащихся начальной школы является одной из самых сложных учебно-воспитательных задач в современном образовательном процессе. Младший школьный возраст характеризуется повышенной чувствительностью к усвоению моральных правил и норм. Образование, определяющее нравственное развитие человека младшего школьного возраста, представляет собой формирование гуманистического отношения, основанного на чувствах и эмоциональной отзывчивости детей.

По мнению В.А. Сухомлинского[8], раскрытие универсальных нравственных норм детям должно происходить именно в младшем школьном возрасте, когда душа ребенка очень «податлива» к эмоциональным воздействиям. Школа и семья являются наиболее важными институтами, которые способствуют развитию личности, сохраняя моральный облик, развитие духовности. Исследования современной педагогической практики показывают, что большинство родителей и учителей начальных школ в настоящее время пытаются найти эффективные способы воспитания семейных ценностей и воспитания качеств будущего семьянина.

В связи с этим особое внимание уделяется системно-деятельностному подходу к проблеме формирования отношения к семейным ценностям у младших школьников. Семья как система характеризуется не только наличием связей и отношений (брак, кровные отношения и т.д.) между образующими  ее элементами (членами семьи), но и неразрывным единством с окружающей средой (социокультурная реальность), во взаимодействии с которой семья проявляет свою целостность. Целостное функционирование семьи как системы является результатом взаимодействия всех ее сторон и уровней. Методологическими ориентирами в построении концепции формирования у младших школьников отношения к семейным ценностям явились также аксиологический, личностно-деятельностный, гендерный, фамилистический и нормовозрастной подходы.

Аксиологический подход - это такой уровень методологии, функции которого выполняет вся система философских знаний. Аксиологический подход рассматривает семейные ценности как человеческие значения, социально одобряемые и передаваемые из поколения в поколение, как культурные образцы, включенные в культурные образцы жизни, взаимодействия между поколениями[9]. Гендерный подход предполагает гармонизацию гендерно-ролевого взаимодействия на основе эгалитаризма как принципа равных прав и возможностей человека независимо от пола. Непосредственно в воспитании семейных ценностей гендерный подход направлен на создание таких условий для воспитания молодого поколения, в которых, по мнению А. Мудрика, их «развитие и ориентация на духовные ценности будут способствовать проявлению и к положительному формированию индивидуальных мужских, женских и андрогинных черт; относительно безболезненная адаптация молодого поколения к реалиям полоролевых отношений в обществе и эффективному полоролевому обособлению в социуме. Фамилистический подход играет роль интегрирующего  подхода (семейная социология, семейное право, социальная психология, социология здоровья, семейная демография, гендерное образование, педагогика семейного воспитания), потому что именно фамилистика изучает систему ценностей на уровне семьи, где наибольшее значение уделяется семье и детям.

Выше следующие  методологические подходы позволяют выделить не воображаемые, но реальные проблемы, чтобы сформировать отношение школьников к семейным ценностям и таким образом определить стратегию и основные средства их решения; позволяют в диалектическом единстве проанализировать все наиболее значимые образовательные проблемы и установить их иерархию.

Обучение отношения школьников к семейным ценностям предполагает следующие образовательные принципы:

- отношение эмоциональной ценности к семье, ее традициям, обычаям, образу жизни и родительским обязанностям;

- психологическая и воспитательная поддержка семьи и школьника;

- толерантные семейные отношения;

- умелое использование требования в сочетании с уважением и гуманным отношением к детям;

- создание рабочей атмосферы и развитие профессиональных навыков в семье.

Важным шагом в моделировании концептуальной модели формирования отношения к семейным ценностям у учащихся начальной школы является распределение функций, позволяющих успешно сформулировать отношение к семейным ценностям у младших школьников. Следует отметить следующие функции:

- аналитико-исследовательская, проявляющееся в организации анализа возникающих проблем семьи и ребенка в процессе их взаимодействия и поиска конструктивных и этических путей разрешения проблем;

- ценностно-смысловая, в том числе ценностные отношения субъектов образовательного процесса, способствующие овладению культурными ценностями, повышение качеств семьянина;

- гуманно-ориентированная, способствующие ознакомлению всех предметов, участвующих в формировании отношения к семейным ценностям среди учащихся начальной школы; 

- коммуникативно – управленческие, способствующие развитию эффективной системы управления, основанной на моральном анализе и самооценке субъектов образовательного взаимодействия.

Совокупность вышеуказанных функций обеспечивает целостность ценностно-целевой направленности формирования у младших школьников отношения к семейным ценностям.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 230; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.147.215 (0.005 с.)