Понятие и характерные особенности успешности обучения в школе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Понятие и характерные особенности успешности обучения в школе



В качестве необходимого условия построения любой эффективной системы образования на современном этапе развития общества рекомендуется ориентация на успешное ее освоение учениками. Невозможно обучить постоянно совершенствующегося творческого человека, который готов к непрерывному образованию, независимо от его успеха в обучении. Начальная школа является одним из важнейших этапов в образовании современного человека, именно здесь учебный успех закладывает основы саморазвития и обучения личности.

Анализ научной литературы доказал, что проблема определения успеваемости учащихся начальных классов остается актуальной. Такие вопросы все еще возникают перед учителями: как определить успешного ученика и по каким критериям оценить его успех.

Изучение работы современных исследователей позволяет нам предусматривать успехи в учебе по всем трем его составляющим: - педагогическим, отражающим соответствие приобретенных знаний младшего школьника требованиям образовательной программы и выраженным в успеваемости; - психологическая, отражающая удовлетворенность школьника учебной деятельностью и ее результатами (которая выражается в преобладающих эмоциях школьника на уроке, в самооценке его академических результатов и его отношение к школе); - социальные, определяющие особенности взаимодействия школьника с другими (учитель, одноклассники) в рамках образовательной деятельности[3].

Таким образом, можно сделать вывод, что учебный успех - это общая оценка эффективности деятельности школьника по усвоению различных знаний, навыков, ценностей, обеспечение раскрытия его умственных способностей, позитивного отношения к учебной деятельности и удовлетворенность[4]. Учитывая многогранность изучаемого понятия, сегодня очень трудно определить уровень успеха детей, особенно детей младшего школьного возраста.

Изучение научной литературы выявило существование разных точек зрения на определение критериев учебной успешности.. М. Я. Адамский, разрабатывая модель успешного обучения в общеобразовательной школе, приводит такие факторы успеха, как: наличие личного успеха в учебной деятельности, признание этих успехов учителем и удовлетворение школьника относительно своей деятельности и ее результатов. В исследовании Л. Е. Шубиной успех учебно-познавательной деятельности рассматривается как показатель эффективности образовательного процесса, который определяется следующими критериями:

- «критерий знания и понимания предмета»; - критерий использования знаний для решения различных задач; - критерий познавательной самостоятельности; - критерий личного отношения школьника к изучаемому предмету; - критерий степени удовлетворенности личности прогрессом и результатами учебно-познавательной деятельности[5]. О.А. Яшнова в своей работе по воспитанию и обучению учащихся начальной школы выделяет следующие характеристики успешной личности учащегося: - высокий уровень мотивации, интерес к учебе, усердие, обучение, знания и навыки; - интерес в различных областях; - адекватная самооценка результатов своей работы и работы одноклассников; - умение радоваться успехам, терпеть неудачи, проявлять сочувствие к другим; - положительный статус в команде.

Т. Ю. Курапова рассматривает успех обучения как концепцию, которая сочетает в себе оценку результатов деятельности ребенка с учителем и его родителями, эффективное обучение и удовлетворенность учащихся. Автор подразделяет все критерии на образовательные и психологические. Группа образовательных критериев включает в себя: - способность ребенка выражать свои знания и навыки; - Умение осваивать образовательные программы, изучаемые в школе. В группу психологических критериев входят: - позитивное отношение к учебе, позитивная мотивация; - взаимопонимание между учителем и учеником; - дружеская атмосфера в команде; - способность адекватно воспринимать себя, вера в успех; - безопасная обстановка в семье[6].

В исследовании Е. А. Ширяева, посвященном теоретическому анализу существующих подходов для определения показателей учебной  успешности, была разработана модель учебной успешности. В этом модели автор выделяет следующие критерии:

- познавательные (успеваемость школьников, участие в различных мероприятиях - конкурсы, олимпиады, конференции);

- социально-психологический (чувство собственного достоинства, положение в команде, классные и семейные отношения);

- мотивационные (мотивация школьников к учебной деятельности);

- эмоционально-добровольный (отношение в школе, уровень тревожности).

Анализ научной литературы показал, что для выявления учебных успехов детей начальной школы могут использоваться такие критерии, как: умение усваивать материал, позитивное отношение к обучению, усердие, заинтересованность и любопытство, способность познавать успехи и переживать неудачи, чувство самоудовлетворенности в учебе, взаимопонимание между учеником и учителем, дружеская атмосфера в классе и дома.

Успех ученика в современном мире понимается как объективный показатель высоких результатов познавательной деятельности в сочетании с положительной оценкой учителем, положительной самооценкой и самосознанием самого ребенка. Исходя из этого, основным критерием успешного обучения, по мнению автора, будет способность школьника получать наилучшие результаты при минимальных затратах энергии.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 241; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.250.169 (0.006 с.)