Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву
Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Государственное регулирование в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуацийСодержание книги
Поиск на нашем сайте Государственное регулирование – это воздействие государства в лице государственных органов на экономические объекты и процессы и участвующих Применительно к рассматриваемой проблематике, государственное регулирование – это целенаправленное воздействие государства на организацию защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций путем издания законов и других нормативных правовых актов, определяющих предлагаемые государством правила деятельности в этой сфере. Государственное регулирование предполагает, с одной стороны, формирование механизмов и стимулов определенной организации деятельности, а с другой Государственное регулирование в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций включает в себя следующие взаимосвязанные направления деятельности: нормативное правовое регулирование: государственную разрешительную деятельность (техническое регулирование, сертификация и т.п.); федеральный государственный надзор и др. Нормативное правовое регулирование реализуется в принятии законодательных и иных нормативных правовых актов, определяющих организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации (население), всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды (территории) от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (чрезвычайные ситуации) и регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (организации) и населения в данной области. Законодательные и иные нормативные правовые акты в данном случае являются юридической формой, в которую облекаются различные методы и средства государственного воздействия. Эти методы и средства представляют собой сложную систему. В соответствии со статьей 5 Конституции Российской Федерации наша страна имеет федеративное устройство, которое основано на единстве системы государственной власти, но при разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации. На основе статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Конституция Российской Федерации также закрепила положение о том, что органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти (ст. 12) и, следовательно, они не участвуют в государственном регулировании, включая нормативное правовое регулирование, в области защиты населения Таким образом, нормативную правовую основу защиты населения Конституция Российской Федерации; федеральные законы; указы Президента Российской Федерации; постановления Правительства Российской Федерации; приказы федеральных органов исполнительной власти; законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации. Конституция Российской Федерации является основным законом Российской Федерации. С точки зрения рассматриваемой проблематики в Конституции Российской Федерации установлены следующие права: каждый имеет право на жизнь (ст. 20, п.1); каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь (статья 41, п. 1); каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о её состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением (статья 42). Положения Конституции конкретизируются в федеральных законах. Федеральный закон «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ определяет общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы Действие настоящего Федерального закона распространяется на отношения, возникающие в процессе деятельности органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, а также предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовой формы (организации) и населения Правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется настоящим Федеральным законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи Целями настоящего Федерального закона являются: предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций; снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций; разграничение полномочий в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями. Закон Российской Федерации «О безопасности» от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества Безопасность – состояние защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз. Жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства. К основным объектам безопасности относятся: личность – её права и свободы; общество – его материальные и духовные ценности; государство – его конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность. Основным субъектом обеспечения безопасности является государство, осуществляющее функции в этой области через органы законодательной, исполнительной и судебной властей. Государство в соответствии с действующим законодательством обеспечивает безопасность каждого гражданина на территории Российской Федерации. Гражданам Российской Федерации, находящимся за её пределами, государством гарантируется защита и покровительство. Угроза безопасности – совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства. Реальная и потенциальная угроза объектам безопасности, исходящая от внутренних и внешних источников опасности, определяет содержание деятельности по обеспечению внутренней и внешней безопасности. Безопасность достигается проведением единой государственной политики Для создания и поддержания необходимого уровня защищенности объектов безопасности в Российской Федерации разрабатывается система правовых норм, регулирующих отношения в сфере безопасности, определяются основные направления деятельности органов государственной власти и управления в данной области, формируются или преобразуются органы обеспечения безопасности Для непосредственного выполнения функций по обеспечению безопасности личности, общества и государства в системе исполнительной власти в соответствии Основными принципами обеспечения безопасности являются: законность; соблюдение баланса жизненно важных интересов личности, общества и государства; взаимная ответственность личности, общества и государства по обеспечению безопасности; интеграция с международными системами безопасности. Законодательные основы обеспечения безопасности составляют Конституция Российской Федерации, законы и иные нормативные акты Российской Федерации, регулирующие отношения в области безопасности, законы и иные нормативные акты субъектов Российской Федерации Федеральный закон «О радиационной безопасности населения» от 9 января 1996 г. № 3-ФЗопределяет правовые основы обеспечения радиационной безопасности населения в целях охраны его здоровья. Основными принципами обеспечения радиационной безопасности являются: принцип нормирования – непревышение допустимых пределов индивидуальных доз облучения граждан от всех источников ионизирующего излучения; принцип обоснования – запрещение всех видов деятельности по использованию источников ионизирующего излучения, при которых полученная для человека и общества польза не превышает риск возможного вреда, причиненного дополнительным к естественному радиационному фону облучением; принцип оптимизации – поддержание на возможно низком и достижимом уровне с учетом экономических и социальных факторов индивидуальных доз облучения и числа облучаемых лиц при использовании любого источника ионизирующего излучения. При радиационной аварии система радиационной безопасности населения основывается на следующих принципах: предполагаемые мероприятия по ликвидации последствий радиационной аварии должны приносить больше пользы, чем вреда; виды и масштаб деятельности по ликвидации последствий радиационной аварии должны быть реализованы таким образом, чтобы польза от снижения дозы ионизирующего излучения, за исключением вреда, причиненного указанной деятельностью, была максимальной.
Радиационная безопасность обеспечивается: проведением комплекса мер правового, организационного, инженерно-технического, санитарно-гигиенического, медико-профилактического, воспитательного и образовательного характера; осуществлением федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями, другими юридическими лицами информированием населения о радиационной обстановке и мерах по обеспечению радиационной безопасности; обучением населения в области обеспечения радиационной безопасности. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 116-ФЗ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов»определяет правовые, экономические и социальные основы обеспечения безопасной эксплуатации опасных производственных объектов и направлен на предупреждение аварий на опасных производственных объектах и обеспечение готовности организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, к локализации и ликвидации последствий указанных аварий. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. № 117-ФЗ«О безопасности гидротехнических сооружений» регулирует отношения, возникающие при осуществлении деятельности по обеспечению безопасности при проектировании, строительстве, вводе в эксплуатацию, эксплуатации, реконструкции, восстановлении, консервации и ликвидации гидротехнических сооружений, устанавливает обязанности органов государственной власти, собственников гидротехнических сооружений и эксплуатирующих организаций по обеспечению безопасности гидротехнических сооружений. Настоящий Федеральный закон распространяется на гидротехнические сооружения, повреждения которых могут привести Федеральный закон от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей»: определяет общие организационно-правовые и экономические основы создания и деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований на территории Российской Федерации, регулирует отношения в этой области между органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также предприятиями, учреждениями, организациями, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, иными юридическими лицами независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности, общественными объединениями, должностными лицами и гражданами Российской Федерации; устанавливает права, обязанности и ответственность спасателей; определяет основы государственной политики в области правовой Основными принципами деятельностиаварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателейявляются: принцип гуманизма и милосердия, предусматривающий приоритетность задач спасения жизни и сохранения здоровья людей, защиты природной среды при возникновении чрезвычайных ситуаций; принцип единоначалия руководства аварийно-спасательными службами, аварийно-спасательными формированиями; принцип оправданного риска и обеспечения безопасности при проведении аварийно-спасательных и неотложных работ; принцип постоянной готовности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации. Основными задачами аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, которые в обязательном порядке возлагаются на них, являются: поддержание органов управления, сил и средств аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований в постоянной готовности к выдвижению контроль за готовностью обслуживаемых объектов и территорий к проведению на них работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций; ликвидация чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах или территориях. Кроме того, в соответствии с законодательством Российской Федерации на аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования могут возлагаться следующие задачи: участие в разработке планов предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций на обслуживаемых объектах и территориях, планов взаимодействия при ликвидации чрезвычайных ситуаций на других объектах и территориях; участие в подготовке решений по созданию, размещению, определению номенклатурного состава и объемов резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций; пропаганда знаний в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; участие в подготовке населения и работников организаций к действиям участие в разработке нормативных документов по вопросам организации выработка предложений органам государственной власти по вопросам правового и технического обеспечения деятельности аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, социальной защиты спасателей и других работников аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований. Постановление Правительства РФ от 30 декабря 2003 г. № 794 «О единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций» определяет порядок организации и функционирования единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (РСЧС). РСЧС объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, и осуществляет свою деятельность в целях выполнения задач, предусмотренных Федеральным законом «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». РСЧС, состоящая из функциональных и территориальных подсистем, действует на федеральном, региональном, муниципальном и объектовом уровнях. Функциональные подсистемы единой системы создаются федеральными органами исполнительной власти и уполномоченными для организации работы в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере деятельности этих органов и уполномоченных организаций. Организация, состав сил и средств функциональных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми руководителями федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций по согласованию с МЧС России. Положение о функциональной подсистеме реагирования и ликвидации последствий аварий с ядерным оружием в Российской Федерации, а также положения о других функциональных подсистемах РСЧС, создаваемых федеральными органами исполнительной власти в соответствии с решениями Правительства Российской Федерации, утверждаются Правительством Российской Федерации по представлениям федеральных органов исполнительной власти, согласованным с МЧС России. Территориальные подсистемы единой системы создаются в субъектах Российской Федерации для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Организация, состав сил и средств территориальных подсистем, а также порядок их деятельности определяются положениями о них, утверждаемыми На каждом уровне РСЧС создаются координационные органы, постоянно действующие органы управления, органы повседневного управления, силы 1.2. Основные факторы, влияющие на состояние защиты населения К основным факторам, влияющим на состояние защиты населения финансово-экономические риски – недофинансирование мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций со стороны бюджетов бюджетной системы Российской Федерации. Финансово-экономические риски связаны с возможным недофинансированием ряда мероприятий, в которых предполагается софинансирование деятельности по достижению целей защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Минимизация этих рисков возможна через заключение договоров о реализации мероприятий, направленных на достижение указанных целей, через институционализацию механизмов софинансирования; нормативные правовые риски – непринятие или несвоевременное принятие необходимых нормативных актов, внесение в них существенных изменений, влияющих на мероприятия защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Нормативные риски связаны с внесением изменением изменений организационные и управленческие риски – недостаточная проработка вопросов защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций со стороны органов управления, слабость управленческого потенциала, неадекватность системы мониторинга, несоблюдение сроков реализации мероприятий. Ошибочная организационная схема и слабый управленческий потенциал (в том числе недостаточный уровень его квалификации) могут приводить к неэффективному управлению процессом реализации государственной политики, несогласованности действий основного исполнителя, соисполнителей и участников государственной программы, низкому качеству реализации программных мероприятий на федеральном и территориальном уровнях. Устранение данного риска возможно за счет обеспечения постоянного и оперативного мониторинга реализации Государственной программы и ее подпрограмм, а также за счет корректировки программы на основе анализа данных мониторинга; социальные риски, связанные с сопротивлением населения и общественных организаций, целям и реализации мероприятий по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Эти риски могут возникать из-за недостаточного освещения риски, связанные с региональными особенностями – недостаточное финансирование со стороны субъектов Российской Федерации необходимых для достижения поставленных целей защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также непонимание региональными органами исполнительной власти задач и приоритетов государственной политики в области обеспечения национальной безопасности. Существующие различия регионов обуславливают разный уровень финансовых и управленческих возможностей субъектов Российской Федерации по реализации мероприятий государственной программы. Ситуация может быть усугублена проблемами, связанными с недостаточной межуровневой координацией органов исполнительной власти, осуществляющих управление в сфере национальной безопасности, недостаточным пониманием задач государственной политики. Снижение риска недостаточного финансирования возможно при обеспечении правильного расчета необходимых объемов средств регионального бюджета Выполнение государственной программы происходит в условиях геополитической нестабильности и реализации новых угроз национальной безопасности, имеющих комплексный характер. Вместе с тем, вызовы и угрозы
|
||
|
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 279; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 216.73.216.214 (0.013 с.) |