Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основные принципы защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций



Основными принципами защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций являются:

мероприятия, направленные на предупреждение ЧС, а также на минимизацию размеров ущерба и потерь в случае их возникновения проводятся заблаговременно;

планирование и осуществление мероприятий в данной области проводится
с учетом экономических, природных и иных характеристик, особенностей территорий и степени реальной опасности возникновения ЧС;

объем и содержание мероприятий по защите населения и территорий от ЧС определяются исходя из принципа необходимой достаточности и максимально возможного использования имеющихся сил и средств, включая силы и средства гражданской обороны;

ликвидация ЧС осуществляется силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, на территориях которых сложилась ЧС. При недостаточности вышеуказанных сил и средств привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти;

силы и средства гражданской обороны привлекаются к организации
и проведению мероприятий по предотвращению и ликвидации ЧС федерального
и регионального характера.

В настоящее время в качестве одного из современных подходов к защите населения осуществляется переход от оперативного реагирования к профилактике
и предупреждению чрезвычайных ситуаций на основе комплексного управления рисками. Для реализации данного подхода на основе анализа возникновения стихийных бедствий, техногенных катастроф и других кризисных ситуаций на территории России, оценки их социальных и экономических последствий была сформирована государственная программа Российской Федерации «Защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, обеспечение пожарной безопасности
и безопасности людей на водных объектах». Это позволило подготовить основной планирующий документ, устанавливающий цели, задачи, этапы их реализации
и предполагаемые конечные результаты, которые обеспечат внедрение эффективных механизмов предупреждения чрезвычайных ситуаций и комплексного управления рисками их возникновения.

Одним из направлений реализации данного подхода является дальнейшее развитие системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, которое направлено, в первую очередь, на решение проблем раннего обнаружения угроз
и опасностей. Этому способствует ускоренное развитие системы космического мониторинга, которая, наряду с контролем за опасными природными явлениями, крупными техногенными катастрофами, должна обеспечивать наблюдение за обнаружением опасных небесных тел из космоса.

На региональном и муниципальном уровне создаются специализированные системы мониторинга за возникновением и развитием опасных природных явлений
и процессов, обеспечивающие своевременное предупреждение о возникновении таких быстропротекающих природных чрезвычайных ситуаций, как наводнения, лесные пожары, ураганы и цунами (по типу систем обнаружения цунами и наводнений на Дальнем Востоке и Краснодарском крае).

На объектовом уровне внедряются локальные системы наблюдения за состоянием критически важных и потенциально опасных объектов, обеспечивающие своевременное предупреждение о чрезвычайных ситуациях техногенного характера на этих объектах, включая возможные террористические проявления.

Для оптимизации состава мероприятий, осуществляемых на разных уровнях управления Государственной системы предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций используется принцип дифференцированности.

На базе использования данного принципа подготовлен и принят Федеральный закон от 1 апреля 2012 г. № 23-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон
«О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного
и техногенного характера», который определяет порядок введения режима повышенной готовности или чрезвычайной ситуации и устанавливает следующие уровни реагирования: объектовый, местный, региональный (межмуниципальный)
и федеральный.

Это позволяет преодолевать возникшие угрозы в зависимости от уровня риска, характера угрозы и степени тяжести последствий, а также повышает эффективность действий различных уровней власти в кризисных ситуациях, конкретизирует планы реагирования на чрезвычайные ситуации, оптимизирует состав сил и специализацию их подготовки, внедряет новые подходы к созданию антикризисных резервов для первоочередного обеспечения пострадавшего населения.

Научно-техническая политика в области развития технического оснащения спасательных сил РСЧС основана на применении принципа технологического развития. Одним из приоритетных направлений этой деятельности становится развитие научных исследований в области высоких технологий, внедрение научно-технических достижений в практическую деятельность по защите и спасению. Это позволяет создать новые образцы, превосходящие по своей эффективности образцы, состоящие на снабжении, не менее чем в 1,5-2 раза.

В связи с усилением информационных потоков, в первую очередь, на муниципальном и региональном уровнях в цепочке «население – Система-112
 – ЦУКС – органы управления», перемещением акцента социально-экономической активности на уровень субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, крайне необходимо применение принципа разграничения полномочий
и ответственности, реализация которого позволит оптимальным образом разграничить полномочия и ответственность всех участников РСЧС, в том числе по финансовому обеспечению функционирования функциональных подсистем
и комплексных систем обеспечения безопасности жизнедеятельности населения субъектов Российской Федерации, входящих в РСЧС.

Эффективное использование современных информационных технологий
и электронных средств массовой информации позволяет решить проблему своевременного и гарантированного информирования населения об угрозе возникновения или о возникновении чрезвычайной ситуации. Взаимное проникновение телевидения и Интернета, замена традиционных носителей информации электронными, современный уровень развития телекоммуникационных и информационных технологий дают возможность вывести на качественно новый технологический уровень оповещение населения, сделав его более оперативным
и информационно насыщенным. В ближайшее время будет разработана новая концепция информационной политики, в которой спектр пропагандистских, образовательных, информационных, эмоциональных форм взаимодействия
с населением будет значительно расширен и актуализирован. Это в свою очередь скажется на повышении темпов формирования массовой культуры безопасности.

Объективная потребность в формировании нового подхода к созданию
и управлению финансовыми и материальными резервами, предназначенными для решения вопросов защиты населения и территорий от опасностей и угроз природного, техногенного, военного и террористического характера, а также использование принципа комплексирования и принципа экономической целесообразности предопределяют создание системы комплексного формирования и управления антикризисными резервами, включающими в себя все виды государственных
и муниципальных ресурсов.

Антикризисные резервы включают:

создаваемые в целях гражданской обороны запасы материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств, накапливаемые федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организациями;

финансовые и материальные резервы, создаваемые для ликвидации ЧС природного и техногенного характера;

материальные резервы, создаваемые Росрезервом;

мобилизационные человеческие ресурсы (например, специальные формирования гражданской обороны, и т.п.) и др.

Дальнейшая работа по внедрению новых принципов защиты населения
и территорий должна быть направлена на системное выявление угроз и реагирование на опасности, обеспечение качественной заблаговременной подготовки населения
и территорий к защите от опасностей, а также выработку единых подходов
и скоординированных действий при решении данных задач.

Реализация данного подхода позволит осуществить на практике активный переход от выявления опасностей и рисков – к превентивным мерам, создать во всех регионах страны комплексные системы обеспечения безопасности жизнедеятельности населения и территорий, обеспечивающие защиту населения от различных опасностей и угроз природного, техногенного, военного и террористического характера, а также создать условия для стабильного социально-экономического развития регионов и улучшения инвестиционного климата на местах.

Контрольные вопросы

1. Основные нормативные правовые акты Российской Федерации, регулирующие деятельность в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

2. Факторы, влияющие на состояние защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

3. Принципы защиты населения от чрезвычайных ситуаций.

4. Принципы обеспечения радиационной безопасности.

5. Принципы деятельности АСС, АСФ и спасателей.


 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 124; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.143.181 (0.006 с.)