Приёмы организации учебной деятельности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Приёмы организации учебной деятельности



«Столкновение противоречий» Необходимость преодолеть противоречие - самый мощный двигатель мысли. Например, между электронами и протонами в атоме (внутреннее противоречие); между обществом и природой, организмом и средой (внешнее); антагонистические противоречия. Пример языковой: противоречие в написании В пустую банку – говорить впустую; касательная – коснуться и т.д.
«Вопросы, требующие установления сходства и различия» Чем менее очевидно это различие или сходство, тем интереснее его обнаружить. В автобиографических трилогиях Л. Толстого и М. Горького герой-повествователь делится воспоминаниями о детстве, отрочестве и юности «с высоты возраста». В чём состоит различие между принципами изложения у Толстого и Горького?
«Вопросы по установлению причинно-следственных связей» («Фишбоун») Остов предстоящего исследования — рыбий скелет — должен представлять собой такую модель: на верхних косточках выписываются различные аспекты рассматриваемой проблемы, а на нижних — причины ее возникновения. В голове записывается главная проблема, которую в ходе исследования необходимо решить. Хвост — общее и конечное решение всей группы. Записи должны быть краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть, реальные факты. Конечным этапом станет презентация заполненной схемы, которая продемонстрирует взаимосвязь проблем, их комплексный характер. Технология работы по данной стратегии может варьироваться:   Работаем с текстом «Кошки»
«Вопрос к тексту» Перед изучением учебного текста ребятам ставится задача: составить к нему ряд вопросов. Заранее оговаривается цель, которую нужно достичь. Необходимо оговорить количество вопросов. Например: 2 тонких, не менее 3 толстых (развивающих) вопросов.
«Лови ошибку» Учитель предлагает поработать с текстом по предыдущей теме, заведомо внеся в него ошибочные утверждения. Исправление ошибок и объяснение правильного утверждения учащиеся осуществляют индивидуально, а затем проводится обсуждение найденных ошибок и объяснение, как их можно избежать.Работа с текстом. См. примеры.
   
«Ориентиры предвосхищения» Перед началом работы с текстом предлагается заполнить первую колонку таблицы, отметив словами «да» или «нет» своё отношение к суждению, стоящему в средней колонке, затем, когда работа с текстом будет завершена, на этапе проверки усвоения нового знания заполнить третью колонку и проверить себя. Например, тема «Кино». Предполагается работа с текстом «Когда появилось кино?»
До начала работы                 с текстом Суждение По окончании работы
  Родина документальных и художественных фильмов – Париж.  
  Родоначальник художественных фильмов неизвестен.  
«Мозговой штурм»  «Мозговой штурм» ставит своей целью сбор как можно большего количеств идей, освобождение учащихся от инерции мышления, активизацию творческого мышления, преодоление привычного хода мыслей при решении поставленной проблемы. «Мозговой штурм» позволяет существенно увеличить эффективность генерирования новых идей в учебной группе. Основные принципы и правила этого метода — абсолютный запрет критики предложенных участниками идей, а также поощрение всевозможных реплик и даже шуток. Например, задача: надо быстро (!) охладить стакан с кипятком. Как быть? Требуется найти решение. После предложенных вариантов решения вопроса выясняется, что уже знаем и  что необходимо узнать сегодня. Например: перед началом изучения темы «Проблемы окружающей среды» озвучить все ассоциации, которые возникают в связи с данной темой.
«Почини цепочку» Задание на определение и восстановление логической связи между написанными в определенном порядке словами и действиями. Например: восстановить последовательность морфологического разбора глагола.
«Да-нет-ка» Универсальный приём технологии ТРИЗ: способен увлечь и маленьких, и взрослых; ставит учащихся в активную позицию. Формирует следующие универсальные учебные действия: умение связывать разрозненные факты в единую картину; умение систематизировать уже имеющуюся информацию; умение слушать и слышать друг друга. Учитель загадывает нечто (число, предмет, литературного героя, историческое лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на которые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет". Пример. На уроке по теме “Планета Земля” загадывается определенная планета, и ребята начинают задавать учителю вопросы: Это планета земной группы? - нет; Это планета – гигант? – да; Эта планета имеет гигантские кольца? – нет; Это самая большая планета? – да. Ребята делают вывод, что это планета Юпитер. Пример. Этот человек придумал способ передвижения, который спас ему жизнь. Но способом этим больше он никогда не пользовался. Кто он? Пример. Глубокая ночь. А в городе открыты магазины, работают люди. Почему?
«Практичность теории» Введение в теорию учитель осуществляет через практическую задачу, полезность решения которой очевидна. Например, вегетативное размножение, полив растений.
«Сравнение» («Кольца Венна») Усвоение нового материала через сравнение двух и более процессов, объектов и т.д. Митоз – мейоз, анаболизм – катаболизм, фотосинтез – дыхание. А. Болконский – Пьер Безухов. Кутузов – Наполеон.
«Просмотр видеофрагментов                     по изучаемым темам» 1) С заданием до просмотра, 2) с заданием после просмотра.
«Глоссарий» Учащиеся работают с карточками (словарь темы предыдущей или новой). 1. По изученной теме: «Раскройте тему с опорой на глоссарий». 2. По новой теме: «Какие понятия, по вашему мнению, не имеют отношения к данной теме?»
«Бег ассоциаций» Этот прием может использоваться на разных этапах урока. Например, при построении проблемного урока может помочь в постановке проблемы. На других уроках приём можно использовать на этапе осмысления нового материала, закрепления. Особенно действенен прием для уроков развития речи, или при использовании для закрепления какой-то языковой формы.  Например, класс делится на пары. Первый ученик называет два слова, которые никак не связаны между собой. Например, молния и дом. Задача другого ученика: составить предложение, где эти два слова будут связаны: Молния попала прямо в дом. (Интерес ещё и в том, что слово «молния» многозначное.)
«Брошенный камень» Технологию "Брошенного камня" предложил известный сказочник и журналист Дж. Родари. Этот прием позволяет "набрать лексические единицы" для сочинения, статьи, рассказа. Суть приема в следующем: дается одно слово по теме. Задача ученика: назвать как можно больше предметов, явлений, эпитетов, связанных с этим словом — те, которые всплывают как ассоциации. Получается, что заданное слово — вроде камня, брошенного в воду, а расходящиеся круги — это и есть те слова и ассоциации, которые всплывают в памяти. В этом отношении прием очень похож на прием свободных ассоциаций, так как предполагает свободный "поток сознания". Далее следует этап анализа: каждое слово нужно соотнести с темой урока и оставить только те, которые понадобятся при составлении рассказа, написании сочинения.
«Раздели на группы» 1.Разделить организмы, процессы, понятия, характеристики. 2. Провести классификацию определений, которые написаны на карточках.
«Дай информацию» Извлечь всю информацию из представленного объекта. Это может быть комнатное растение, таблица, схема, плод, соль…
«Слепой текст» 1.Заполнить «слепой» текст словами или числами. 2. Восстановить текст из перепутанных неполных фрагментов, данных в виде текстов на едином листе 3. Восстановите текст из перепутанных неполных фрагментов, в виде текстов на разных карточках.
«Придумай название» Придумать название к короткому не более 25-30 слов тексту по теме (можно разбить параграф учебника на части и озаглавить их)
«Собери модель» Собрать модель процесса, объекта из подручных материалов.
«Идеал» Стратегия «Идеал» - это метод решения проблем. Стратегия позволяет формировать:                                                                                                                                                                    - умение определять проблему;                                                                                                                                     - умение находить и формулировать пути решения проблемы;                                                                                - умение выбирать сильное решение. Пример. Интересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, если формулировка будет начинаться со слова Как. Давайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагаются все возможные способы и пути решения стоящей проблемы. Есть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных решений хорошие, эффективные. А теперь выберем единственное решение. Выбирается самое сильное решение проблемы. Любопытно, а как это будет выглядеть на практике? Планируется работа по претворению выбранного решения в жизнь.

 Этап 3. Выявление места и причины затруднения

Цели Приёмы УУД
Организовать анализ учащимися возникшей ситуации и на этой основе выявить места и причины затруднения, осознать то, в чем именно состоит недостаточность их знаний, умений или способностей. Для этого необходимо, чтобы учащиеся: проанализировали шаг за шагом с опорой на знаковую запись и проговорили вслух, что и как они делали; зафиксировали операцию, шаг, на котором возникло затруднение (место затруднения);соотнесли свои действия на этом шаге                     с изученными способами и зафиксировали, какого знания или умения недостает для решения исходной задачи. «Составление алгоритма» «Слепая таблица» «Птичий базар» «Цепочка» «Расшифруй!» «Кластер» «Починить цепочку» Личностные: - развитие "Я-концепции" и самооценки личности, - формирование самоидентификации, адекватной позитивной самооценки;                                                                                                         - готовность к самообразованию.                                                                   Коммуникативные: - умение владеть монологической и диалогической речью; - использование речи для регуляции своих действий;                                                   - умение задавать вопросы; - умение выбирать наиболее эффективные способы достижения цели; - умение преодолевать трудности и препятствия в достижении цели.                                                                                                                             Познавательные:                                                                                                             - умение осуществлять анализ, синтез, сравнение, сериацию, классификацию, обобщать, строить аналогии; - использование знаково-символических средств, в том числе моделей и схем для решения задач, - поиск разнообразных способов решения задач, - структурирование знаний, - установление причинно-следственных связей,                                                                      - проведение наблюдений и экспериментов под руководством учителя, - построение рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях, - формулирование проблемы, - создание способов решения проблемы.                                                               Регулятивные:                                                                                                                            - умение преобразовывать практическую задачу в познавательную;                                     - инициативность и самостоятельность в учебной деятельности;                                          - определение препятствий в достижении цели.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 94; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.189.188.36 (0.007 с.)