Олпорт подчеркивал, что темперамент и личность часто смешивают. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Олпорт подчеркивал, что темперамент и личность часто смешивают.



ТЕМА 8. ТИПОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

 

ТИПОЛОГИЯ ГИППОКРАТА

Давным-давно было замечено, что люди не похожи друг на друга не только по внешности, но и по поведению, по внутреннему миру.

Возникло естественное стремление каким-то образом выделить наиболее характерные типы. Но что взять в качестве основания для такой типологии.

Размышляя над этой проблемой, античные ученые ввели понятие темперамента. У каждого человека свой темп и ритм психических процессов. Один, к примеру, вялый, другой, наоборот, всегда активный, динамичный. Стало быть, у них разный темперамент.

Известно, что с древних времен делались неоднократные попытки свести многочисленные различия между человеческими индивидуальностями к определенным категориям. В то же время, наблюдались усилия отойти от единообразия в характеристике свойств человека путем заострения определенных типических различий.

Наиболее важной была классификация, предложенная Клавдием Галеном, греческим доктором, жившим во II в. н.э. Он выделял четыре основных темперамента: сангвиник, флегматик, холерик и меланхолик. Идея, лежащая в основе такого деления, восходит к V в. до н.э., к учению Гиппократа о том, что человеческое тело состоит из четырех элементов: воздуха, воды, огня и земли. В соответствии с этими элементами выделялись четыре субстанции: кровь, флегма, желтая и черная желчь.

Холерик — носитель определенного характера, выделяемого по типу темперамента.

Нестабильная личность, обидчив, возбужден, несдержан. Человек быстрый, порывистый, способный отдаваться делу с исключительной страстностью, склонный к бурным эмоциональным вспышкам, резким сменам настроений. Может быть иногда агрессивен, но работоспособность и настроение нестабильны, цикличны.

У холерика, по мнению Канта, преобладает чувство того возвышенного, которое можно назвать великолепием. Собственно говоря, это только обманчивый блеск возвышенного и лишь яркая окраска, скрывающая внутреннее содержание вещи или лица, быть может, плохое и пошлое, — окраска, своей внешностью вводящая в заблуждение и умиляющая. Подобно тому как здание, на котором изображены как бы высеченные камни, холерик производит столь же благородное впечатление, как если бы оно действительно было сложено из таких камней, а прилепленные карнизы и пилястры создают видимость прочности, хотя они не имеют опоры и ничего не поддерживают, точно так же блистают и показные добродетели, мишура мудрости и приукрашенные заслуги.

Холерик, считает Кант, судит о собственном значении и значении своих дел и поступков по тому, как они бросаются в глаза. К внутреннему качеству и движущим причинам, содержащимся в самом предмете, он равнодушен, его не греет искренняя доброжелательность и не трогает уважение. Его поведение неестественно. Он должен уметь становиться на самые различные точки зрения, чтобы с позиции разных наблюдателей судить о своем положении: ведь ему важно не то, что он есть, а то, чем он кажется. Поэтому он должен хорошо знать, как его поведение действует на общепринятые вкусы и каковы впечатления, которые он создает о себе у других. Так как в этой хитрой внимательности он должен непременно оставаться хладнокровным и не давать ослепить себя любовью, состраданием и отзывчивостью, то он не сможет избежать также и многих глупостей, которые совершает сангвиник, находящийся во власти непосредственных чувств, и многих неприятностей, которые испытывает тот же сангвиник.

Поэтому холерик обычно кажется более рассудительным, чем он есть на самом деле. Его благорасположение есть в сущности, по мнению Канта, вежливость, проявляемое им уважение — церемония, его любовь — надуманная лесть. Он всегда полон самим собой, принимает ли он вид возлюбленного или друга (в действительности он ни тот ни другой). Он старается блистать, следуя моде; но так как все в нем неестественно и деланно, то он остается неуклюжим и неповоротливым. Он действует по принципам в гораздо большей мере, чем сангвиник, побуждаемый лишь случайными впечатлениями; но это принципы не добродетели, а чести; он лишен чувства красоты или достоинства поступков и считается лишь с мнением окружающих. Впрочем, так как поведение его, поскольку не обращают внимания на то, чем оно вызвано, почти столь же общеполезно, как и сама добродетель, то обыкновенная публика его столь же глубоко уважает, как и человека добродетельного.

Однако от более проницательных глаз холерик тщательно скрывается, потому что хорошо знает, что если раскроются тайные пружины его честолюбия, он потеряет всякое к себе уважение. Поэтому он весьма склонен притворяться, в религии лицемерен, в обращении льстив, в политических делах непостоянен. Он охотно раболепствует перед великими мира сего, дабы тем самым стать тираном по отношению к нижестоящим. Наивность, эта благородная или прекрасная простота, носящая на себе печать природы, а не искусства, совершенно чужда ему.

Поэтому, когда его вкус портится, ложный блеск его становится кричащим, т.е. отвратительно ярким. Тогда и в стиле его, и в наряде все утрированно — своего рода гримасы, представляющие собой по отношению к великолепному то же, что причудливое или чудаческое по отношению к серьезно-возвышенному. В случае оскорбления он прибегает к дуэли или судебному процессу, а в гражданских делах ссылается на предков, привилегии и чины. Покуда он только тщеславен, т.е. честолюбив, и старается попадаться на глаза, он еще терпим, но если он чванлив, не имея решительно никаких достоинств и талантов, то он является тем, кем меньше всего хотел бы прослыть, т.е. глупцом.

Холерик может быть неплохим политиком, если бы не его пресловутая импульсивность. В период хорошего настроения — он великолепный оратор, способный управлять толпой. Но уже через некоторое время — резкий скачок настроения и горячий борец за идею уже готов отказаться от своих слов, произнесенных минуту назад. Такой же нестабильностью вкусов и пристрастий отличаются избиратели-холерики. Человек такого типа может пойти на выборы с твердым убеждением проголосовать за какого-то кандидата, а крестик в бюллетене поставит возле фамилии другого человека. Так может случиться потому, что в самый последний момент холерик услышал от кого-то (совершенно не важно от кого) нелестные слова, сказанные по адресу кандидата. Эмоции мгновенно захлестывают холерика. Он не считает нужным проверить информацию, поразмышлять над ней. Все меняется под влиянием настроения.

Литературный пример — старый князь Болконский из «Войны и мира» Л.Н. Толстого. Исторические личности — А.С. Пушкин, А.В. Суворов, Людвиг Бетховен.

Положительные стороны — активность, страстность, энергия. Отрицательные — несдержанность, резкость,склонность к эмоциональным взрывам.

Сангвиник — носитель определенного характера, выделяемого по типу темперамента. Человек живой, быстро отзывающийся на окружающие события, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности. Стабильная личность, направленная к внешнему миру, общителен, порой излишне болтлив. Часто беззаботный, любит лидерство, дружелюбен, имеет широкий круг друзей, оптимистичен.

Люди такого склада могут быть хорошими политиками. Они способны заразить своим оптимизмом и яркой образной речью многих.

Сангвиники могут легко увлечь народ, массы. Именно от такого политика, носителя такого темперамента можно ожидать стабильности. Он не склонен менять свое мнение, всегда стремится выполнять данное обещание и вовсе не из принципа, а потому что не склонен кривить душой. Он всегда говорит то, что чувствует. Поэтому он умеет отстаивать свои мысли и чувства, как никто другой.

В то же время сангвиник не станет использовать агрессивные формы убеждения. Его главное оружие — безмерное обаяние оптимистичного и уверенного в себе человека.

У человека сангвинического склада души, как показывает Кант, преобладает чувство прекрасного. Его радости поэтому полны веселья и жизни. Если он не весел, то он уже в дурном настроении, а пребывание в тиши ему мало знакомо. Разнообразие прекрасно, и он любит перемены. Он ищет радости в себе и вокруг себя и веселит других. Он хороший собеседник. У него много моральной симпатии.

Радость других доставляет ему удовольствие, а их страдание делает его мягкосердечным. Его нравственное чувство прекрасно, но лишено принципов и всегда зависит непосредственно от данного впечатления, производимого на него окружающими предметами.

Он всем людям друг или, что то же самое, в сущности, никому не друг, хотя добросердечен и доброжелателен. Сангвиник, по мнению Канта, не притворяется. Сегодня он покорит вас своей любезностью и хорошими манерами, завтра, если вы больны или вас постигло несчастье, он будет вам искренне и непритворно сочувствовать, пока обстоятельства не переменятся.

Сангвиник, считает Кант, никогда не должен быть судьей. Законы ему кажутся слишком строгими, и он дает подкупить себя слезами. Из него святой не получится. Он никогда не бывает понастоящему добрым или по-настоящему злым. Он часто предается беспутству и бывает безнравствен, впрочем, больше из услужливости, чем по склонности. Он щедр и благосклонен к благотворительности, но забывает о своих долгах. Сангвиник, правда, довольно восприимчив к добру, но мало — к справедливости. Никто не имеет такого хорошего мнения о собственном сердце, как он. И хотя вы и не очень уважаете его, все же не можете его не любить. Если его характер портится, он становится пошлым, мелочным и ребячливым.

Если с возрастом не убавится его живость и не прибавится рассудительность, то ему грозит опасность сделаться старым фатом.

Если сангвиник участвует в избирательной компании, то он ни за что не пропустит выборы. Более того, он придет на участок с уже продуманным решением. Эти люди всегда нацелены на общение с людьми, поэтому они чаще всего голосуют за самого известного политика, который заведомо имеет высокий рейтинг. В то же время сангвиники свято верят в то, что именно их голос окажется решающим…

Литературные герои-сангвиники — Стива Облонский из «Анны Карениной» Л.Н. Толстого, выдающиеся личности — М.Ю. Лермонтов, Моцарт, Наполеон.

Отрицательные черты сангвиников — легкомыслие, недостаточная глубина и устойчивость чувств.

Меланхолик — носитель определенного характера, выделяемого по типу темперамента. Человек легко ранимый, склонный глубоко переживать даже незначительные неудачи, но внешне вяло реагирующий на окружающее. Нестабильная личность, тревожен, пессимистичен, весьма сдержан внешне, но чувствителен и эмоционален внутри. Обычно человек интеллектуальный, склонный к рефлексии.

В стрессовой ситуации обнаруживает тревогу, впадает в депрессию.

По словам немецкого философа, меланхолик мало заботится о том, каково суждение других, что они считают хорошим или истинным.

Он опирается при этом только на свое собственное разумение.

Поскольку побудительные мотивы принимают у него характер принципов, то нелегко внушить ему новые мысли. Его постоянство иногда превращается в упрямство. На перемену в модах меланхолик смотрит с равнодушием, а на их блеск — с презрением.

Дружба меланхолика возвышенна и потому соответствует его чувству.

Сам может, конечно, потерять непостоянного друга, но этот последний не так легко потеряет его. Даже память об угасшей дружбе для него все еще священна. Красноречие прекрасно, молчание, исполненное мыслей, возвышенно. Меланхолик хорошо хранит свои и чужие тайны. Правдивость возвышенна — и он ненавидит ложь и притворство. У меланхолика глубокое чувство человеческого достоинства.

«Он знает себе цену и считает человека существом, заслуживающим уважения. Никакой подлой покорности он не терпит, и его благородство дышит свободой. Все цепи — от позолоченных, которые носят при дворе, до тяжелых железных цепей рабов на галерах — внушают ему отвращение. Он строгий судья себе и другим, и нередко он недоволен как самим собой, так и миром»1.

Если этот характер портится, то серьезность переходит в мрачность, благоговение — в экзальтацию, любовь к свободе — в восторженность.

Оскорбление и несправедливость воспламеняют в нем жажду мести. В таком случае его следует, как предупреждает Кант, остерегаться. Он пренебрегает опасностью и презирает смерть. Если чувство его извращено и ум его недостаточно ясен, он впадает в причуды — наущения, видения, искушения. Меланхолика посещают вещие сны, предчувствия, знамения. Ему грозит опасность превратиться в фантазера и стать чудаком.

Меланхолики-политики встречаются крайне редко. Для того чтобы оказаться на политическом поприще, им не хватает ни силы характера, ни воли к власти, ни эмоционального подъема. Меланхолики весьма захвачены своим внутренним миром, поэтому им трудно вживаться в «мелочи» политической жизни. Избиратели данного типа редко ходят на выборы. Часто меланхолики бывают прирожденными пессимистами. Они абсолютно убеждены в том, что от них лично ничего не зависит. Стало быть, предпринимать какие-то усилия не стоит.

Литературные персонажи — княжна Мери из «Войны и мира».

Исторические личности — Н.В. Гоголь, П.И. Чайковский. Положительные черты — глубина и устойчивость чувств; отрицательные — излишняя замкнутость и застенчивость, склонность к погружению в собственные переживания.

Флегматик — носитель определенного характера, выделяемого по типу темперамента. Обычно это медлительный, невозмутимый человек с устойчивыми стремлениями и более или менее постоянным настроением, со слабым внешним выражением душевных состояний.

Стабильная личность. Медлителен, спокоен, пассивен, невозмутим, осторожен, задумчив. Почти всегда — мирный, сдержанный, надежный, спокойный в общении с другими людьми. Способен выдержать длительные невзгоды без срывов здоровья и настроения.

У флегматика, по мнению Канта, никакие компоненты возвышенного или прекрасного обычно не встречаются в особенно заметной степени. Поэтому данный душевный склад и не стал предметом особых рассуждений. Человек спокойный и преисполненный корыстолюбивых устремлений вообще не имеет, так сказать, органов для восприятия благородных черт в стихотворении или добродетели героя. И даже если душевный склад таких людей и не совсем лишен более тонкого гармонического чувства, то степень его восприимчивости все же весьма различна. Мы видим, что один считает благородным и благопристойным, то другому кажется хотя и незначительным, но причудливым.

Флегматики, как правило, хорошие политики, но в то же время их отличает консерватизм. Их тугодумие, неповоротливость, косность, отвращение к новому часто не позволяют им сделать удачную политическую карьеру. Флегматик редко бывает лидером партии.

В то же время он незаменимый исполнитель. Нет оснований ждать от флегматика неожиданных решений, определенной предприимчивости.

Избиратели-флегматики голосуют обычно за того кандидата, который внушает им наибольшее доверие. Но для этого кандидат должен быть сам похожим на флегматика. Флегматики выбирают своего кандидата, они не опираются на собственный выбор, а доверяют мнению значимого для них человека (начальника, известного лидера или олигарха). При этом изменить политическую ориентацию флегматика практически невозможно.

Литературные примеры — князь Безухов из «Войны и мира».

Исторические личности — И.А. Крылов, М.И. Кутузов.

Отрицательные стороны флегматиков — вялость, инертность, часто безразличие.

 

ТИПОЛОГИЯ К.Г.ЮНГА

 

Более полная типология разработана в ХХ в. швейцарским психологом К.-Г. Юнгом (1875—1961). Прежде всего, он разделил людей на экстравертов (экстра — вне и верто — обращение) и интровертов (интро — внутрь). Но он выделил не ярко выраженный промежуточный тип — амбавертов.

Экстраверты общительны, легко вступают в контакт, нуждаются в компании. Интроверты погружены в себя, одиноки, нелюдимы, рассудительны. Кстати, вы лично кто — интроверт или экстраверт? Этот вопрос я задаю в любой аудитории. Прошу поднять руку интровертов. Никто не рискует. Экстраверты, где вы? Молчат, затрудняются. Возможно, полагают, что они промежуточный, не ярко выраженный тип — амбаверты. Ничего подобного... Основная масса опрашиваемых убеждена, что она не имеет никакого отношения к этой выдумке Юнга. Лично он — не «экстра» и не «интро». Он вообще настолько самобытен..

Известный английский психолог Г. Айзенк считает, что экстравертивность, интровертивность складываются в зависимости от расположения звезд.

Гипотеза об интроверсии и экстраверсии позволяет нам прежде всего различать две обширные группы психологических личностей.

Но подобное группирование носит, однако, столь поверхностный и общий характер, что допускает лишь самое общее различение. Более внимательное исследование индивидуальной психологии представителей любой из этих групп тотчас же показывает громадное различие между отдельными индивидами, принадлежащими, несмотря на это, к одной и той же группе.

Опыт убедил Юнга в том, что индивидов можно распределить не только по их универсальному признаку экстраверсии и интроверсии, но и по их отдельным основным психологическим функциям.

Внешние обстоятельства и внутренняя диспозиция не только вызывают преобладание экстраверсии или интроверсии, но способствуют, кроме того, преобладанию одной из основных функций над другими. Основными психологическими функциями Юнг назвал мышление, чувство, ощущение и интуицию. Юнг различает мыслительный, чувствующий, ощущающий и интуитивный типы.

Итак, экстраверт характеризуется обращенностью на окружающий мир. Он человек контактный, живой, подвижный, весьма зависимый от других людей. Ему свойственна импульсивность, инициативность, общительность, гибкость поведения. Интроверт, напротив, сосредоточен на явлениях собственного внутреннего мира, погружен в себя. Он созерцателен, медлителен, доверяет больше собственному ощущению, чем другим людям.

Юнг показал, что человек может приспособиться к окружающему миру с помощью четырех функций: ощущения, мышления, эмоция (чувства) и интуиции.

Эта классификация самодостаточна, никаких других возможностей адаптироваться к реальности у людей нет.

Итак, в психике человека мы можем обнаружить четыре функции, но они играют неравноценную роль в жизни, в поведении человека. Одна из функций всегда укоренена в сознании. Поэтому данную функцию Юнг называет ведущей, или главной. Ведущая функция во многом определяет тот способ освоения мира, который присущ данному человеку. Когда встречаются два мыслящих человека, в базовой модели которых мышление играет ведущую роль, они обмениваются мыслями. Если у двух собеседников ведущие функции чувствования, то эти люди посылают друг другу эмоциональные оценки, перебрасываются аффектами. Когда беседуют два ощущающих типа, они толкуют о ценах, об огородах и квартирах, о моде. Они укоренены в быте. Наконец, когда встречаются два интуитивна, они делятся провозвестиями и пророчествами.

Итак, функция — форма психической активности, которая остается принципиально неизменной в новых условиях. Ощущение устанавливает, что происходит фактически. Мышление позволяет нам распознать значение, чувство рассказывает, какова его ценность и, наконец, интуиция указывает на возможные «откуда» и «куда», заключенные в том, что в данный момент имеется.

Для эмоционального и мыслительного типа важно опереться на прошлое (было), но для первого на свой или чужой личный опыт, второй же — на отвлеченный исторический опыт. Ощущающий тип верит тому, что есть, а интуитивный тип любит размышлять о том, что будет. Ниже в таблице представлены психологические типы и присущие им характеристики.

 

Психологические типы К.Юнга

Эмоциональный Мыслительный Ощущающий Интуитивный
Неуверенно чувствует себяв новой обстановке, старается избегать решений, которые могут порвать связи с прошлым или сильно изменить его жизнь. В молодости, когда личного опыта мало, способны на авантюру, риск. Позже становятся консервативными личностями. Предпочитают сильные, даже неприятные переживания. Винят в бедах себя, долго извиняются изза пустяков. Медленно меняют мнение о людях. Все рассматривают с позиции личных отношений (кто, кому что сделал…) Любую проблему может понять, выяснив ее возникновение, развитие, и возможный результат. Располагает события в их последовательности Его интересует целостный процесс. Живет в соответствии с принципами. Не торопится действовать, предпочитает обдумать, прийти к логическому решению. Умеет планировать во времени, старается избегать изменений в намеченном. Время для него — серьезный фактор. Отвергает факты, противоречащие его теории. Неумные представители этого типа догматичны, придирчивы, самоуверенны, надменны Интересуются тем, что происходит сейчас. При этом не важно, откуда, куда идет жизнь, важно, что она идет. Для него вещь существует, если ее можно потрогать, видеть, слышать… Для него узнать, хорошо ли это, — испытать на себе. Предпочитает любое ощущение его отсутствию. Не ленив, активен. Хорошо справляется с неожиданной, даже кризисной ситуацией. Действует без колебания, не задумывается над реакцией окружающих Для него настоящее — бледная тень, прошлое – туманность. Он часто производит впечатление легкомысленного, непрактичного человека. Нетерпелив, так как важно не то, что есть, а то, что будет. Быстро, легко перескакивают с одной на другую деятельность. Любопытен, непунктуален, увлекающаяся натура. Ему все равно, что думают другие. Не перед чем не остановится, чтобы изменить мир в соответствии со своими убеждениями

Хотя каждый человек располагает всеми четырьмя функциями, одна функция всегда и неизменно более развита и более сознательна, чем все остальные.

Именно ведущая функция помогает нам реализовать свой потенциал, выявить свои возможности. Но здесь кроется опасность односторонности, что зачастую приводит к неврозу.

Предположим, у человека хорошо развита мыслительная функция.

Разве это плохо? Можно сказать, да, если эта функция поддерживается другими, которые не являются ведущими. Мыслительный человек может стать фанатиком идеи. В истории человечества было немало энтузиастов, которые навязывали людям разного рода утопические идеи, демонстрировали схематизм или упрощенность мысли. В той же мере носитель ощущающей функции может превратиться в мещанина, в «домашнюю курицу», знающую только императивы обыденности. Чувствующая функция, не обогащенная рефлексией, способна породить экзальтацию, плаксивость. А интуитив (человек, обладающий хорошей интуицией) может оказаться слепым пророком, поскольку не сможет сколько-нибудь рассудочно обосновать свои прогнозы…

Для полной ориентации все четыре функции должны внести одинаковый вклад. Мышление обязано облегчить опознание и осмысление, чувство расскажет нам о том, в какой степени те или ные вещи оказываются важными или неважными для нас, ощущение сообщает о конкретной реальности посредством зрения, слуха, вкуса и других органов, а интуиция делает нас способными к предугадыванию скрытых возможностей, гнездящихся в подоплеке явлений, на заднем плане, поскольку последние также принадлежат целостной картине данной ситуации.

Иерархия функций

Представим себе человека первобытной эпохи. Чтобы выжить, он обязан развить в себе ощущение. Иначе как можно узнать о свойствах дерева, силе огня, плодородии земли или о преимуществах пещеры, где можно укрыться от диких зверей. Этот человек должен быть смышленым. Ведь это тоже вопрос жизни и смерти. В любой ситуации надо проявить себя не столько человекообразной обезьяной, сколько разумным человеком. Невозможно также выжить, если не развить в себе чувственную функцию. Не только ум, но и тонкость чувствований делает человека человеком. Создать культ предков может только человек, которому доступны благородные чувства.

Наконец, как обойтись без интуиции, если обстоятельства постоянно меняются и нужно предугадать развитие событий. Сейчас пещера хороша для обитания. Но что будет, к примеру, зимой…

Человек традиционной культуры тоже поставлен перед необходимостью развивать все функции. Надо с пониманием потрогать чернозем, бросить в него нужное зерно, полить умеючи и с пользой.

Это требует развития ощущающей функции. Но ведь на одном ощущении не выбьешься из нужды. Покумекать надо, подумать. У крестьянина есть скот. Что проку от коровы, от лошади или собаки, если у хозяина плохо с чувствами? А уж прикинуть возможности бытия, опереться на интуицию сам Бог велел.

И все-таки развить в себе все четыре функции никому не удается. В деревне, в общине всегда есть специализация. Есть знаток земли, а есть и предсказатель погоды или даже свой пророк. Есть и кузнец, способный разрешить любую жизненную проблему, демонстрируя любовь, сочувствие, доброту. Есть в общине и голова — тот, кто умеет глубже и последовательнее всех обдумать сложившуюся ситуацию.

Но есть еще одна причина, которая делает невозможной развитие всех функций. Дело в том, что одна из них вообще называется подчиненной. Она плохо развита в целом и потому является проклятием вашей жизни. Подумайте, что в жизни дается вам труднее всего? Отчего каждый раз, оказавшись в одной и той же ситуации, вы терпите полное поражение? Один, к примеру, не располагает развитым мышлением. Для него составляет огромную трудность осмыслить ту или иную проблему, подвергнуть ее разбору.

Другой пример. У кого-то плохо развита функция чувствования. Она в его структуре — подчиненная… И вот этот человек не умеет выразить своих эмоций, кажется холодным, бесчувственным или, наоборот, плаксивым, экзальтированным… А разве вы не встречали людей, про которых говорят: не от мира сего… Они плохо укоренены в реальности, не разбираются в подробностях жизни, не могут обустроить свою жизнь. Что делать: функция ощущающая — подчиненная…

Наконец, многие часто ошибаются в близких людях. Они совершенно лишены интуиции, летят как мотыльки на огонек и гибнут.

Того предала подруга, от той ушел возлюбленный. Впрочем, окружающим это было заметно. Но жертвы плохой интуиции даже не догадывались о таком исходе. Что делать: интуитивная функция — подчиненная…

Дифференциация функций начинается в раннем детстве. Один мальчик преуспевает в математике и шахматах, другой играет Шопена с увлажнившимся глазами. А эта девочка, ну помните, из кинофильма «Доживем до понедельника», мечтает о семье, о детях, о хозяйстве…

Родители часто, разумеется, подмечают, к чему стремится чадо. Предположим, они всемерно содействуют расцвету выявленной наклонности. Хорошо ли это? Не всегда, потому что об односторонности ведущей функции уже говорилось. Она развивается, а остальные функции угасают. Личность выглядит однобокой.

Но бывает иначе. В семье существует культ какой-нибудь профессии, и родители хотят, чтобы их ребенок непременно проследовал по их стопам. Скажем, папа юрист, а чадо явно принадлежит к чувствующему типу, увлекается музыкой. С одной стороны, это явное насилие. Мальчик никогда не станет интеллектуалом, мыслящим типом. Но, с другой стороны, здесь есть нечто положительное.

Ведь мы говорили пока о ведущей и подчиненной функциях. А где еще две из четырех? Они называются подобными, вспомогательными. Вспомогательные функции тяготеют либо к ведущей, либо к подчиненной. Иначе говоря, они могут быть деятельны, неплохо развиты. Иногда аналитики ошибаются и даже принимают побочную функцию за ведущую. Ведь в целом она тоже оказывается рабочей и достаточно дифференцированной. И наоборот, иногда вспомогательная функция тоже подводит: она ближе к подчиненной.

Какие функции хорошие, а какие не очень? Все функции хорошие, они определяют своеобразие нашей личности. Слова «ведущая» или «подчиненная» функция не носят оценочного характера. Просто у одного человека с наибольшей вероятностью используется одна функция, а у другого — иная.

 

Ресурсы мозга

После Юнга многие исследователи пытались соотнести психологическую типологию с разросшимся комплексом знаний о мозге, об органах чувств. Каждый человек воспринимает сигналы окружающего мира, идущую к нему информацию через органы чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Но можно ли предположить, что все каналы, связывающие человека с миром, у всех развиты одинаково?

Итак, вы воспринимаете информацию посредством органов чувств: зрения, слуха, осязания, обоняния и вкуса. Далее, вы мысленно воспроизводите информацию, получаемую от сенсорных систем.

Модели вашего мышления определяют то, как вы «кодируете» свои переживания. Возникает вопрос: умеем ли мы пользоваться пятью органами чувств? Хорошо ли мы это делаем?

Почему люди неодинаковы? Мы уже пытались раскрыть природу той способности, которая обусловлена хорошим развитием того или иного органа чувств. Вы не можете с одинаковой легкостью вызывать зрительные, слуховые или кинестетические образы (т.е. образы, рассчитанные на ощущения). Многие не в состоянии вызвать в своем воображении никакую картину — будь то шторм или радуга, северное сияние или горные высоты. Другие не могут почувствовать запаха морского прибоя, хвойного леса. А третий вообще испытывает муки, потому что не в состоянии вообразить, что за окном промчался мотоцикл. Поэтому человек может использовать активно только собственную репрезентативную систему восприятия. Например, рассказывая о дне, проведенном на берегу моря, визуал (тот, кто в большей степени воспринимает информацию через зрение, скорее всего, для своего описания воспользуется выражениями: яркое солнце, чайки, стремительно летящие над водой, бирюзовая прозрачная вода, желтый песок, яркие купальники отдыхающих…

Для кинестетика важней всего остального окажется горячий песок, по которому трудно ходить — жжет подошвы, прохладная вода, свежий ветерок, духота, зной…

Аудиал (тот, кто воспринимает информацию через слух) отметит шум прибоя, крики чаек, рев мотора подошедшей к причалу лодки, галдеж шумной компании, расположившейся рядом…

Визуал огорчился тому, что его спутники так и не выразили восторга закатом, будучи, вероятно, бесчувственными людьми. Аудиал обиделся, что окружающие пропустили мимо сознания многозвучие вечера, отдав дань каким-то пустякам. Кинестетик никак не возьмет в толк, почему никто из его спутников не насладился в полной мере прохладой ночной воды и не повисел на мощном деревянном сучке…

ТИПОЛОГИЯ Э.ФРОМА

Приведем еще одну интересную попытку представления типологии личности, в основе которой отношение человека к жизни, обществу и нравственным ценностям. Ее вывел Э. Фромм и обозначил как социальную типологию характеров. "Социальный характер, - пишет автор, - содержит... выборку черт, существенное ядро структуры характера большинства членов группы, которое сложилось в результате основного опыта и способа жизни, общего для этой группы". Социальный характер определяет мышление, эмоции и действия индивидов, принадлежащих данному обществу. Различные классы и группы людей, существующие в обществе, обладают своим социальным характером. На его основе развиваются и приобретают силу определенные социальные, национальные и культурные идеи. Однако эти идеи сами по себе пассивны и могут стать реальными силами лишь тогда, когда отвечают особым человеческим потребностям.

Обобщив данные наблюдений за социальным поведением различных людей, соотнеся их с практикой работы в клинике (Э. Фромм был врачом-психиатром фрейдистской ориентации), автор представляемой типологии характеров вывел следующие их основные типы:

1. "Мазохист-садист". Это тип человека, который склонен видеть причины своих жизненных успехов и неудач, а также причины наблюдаемых социальных событий не в складывающихся обстоятельствах, а в людях. Стремясь устранить эти причины, он направляет свою агрессию на человека, который представляется ему причиной неудачи. Если речь идет о нем самом, то его агрессивные действия направляются на себя; если в качестве причины выступают другие люди, то они становятся жертвами его агрессивности. Такой человек много занимается самообразованием, самосовершенствованием, "переделкой" людей "в лучшую сторону". Своими настойчивыми действиями, непомерными требованиями и притязаниями он иногда доводит себя и окружающих людей до состояния изнеможения. Особенно опасен для окружающих такой тип тогда, когда он получает над ними власть: он их начинает терроризировать, исходя из "благих намерений".

Характеризуя таких людей как врач-психиатр, Э. Фромм- писал: "Наиболее часто проявляемые мазохистские тенденции - это чувство собственной неполноценности, беспомощности, ничтожности".

Люди-мазохисты проявляют тенденции принижать и ослаблять себя, упиваются самокритикой и самобичеванием, возводят на себя немыслимые напрасные обвинения, во всем и прежде всего стараются взять вину на себя, даже если в случившемся они ни при чем.

Интересно наблюдение Э. Фромма, утверждающего, что в этом типе людей наряду с мазохистскими склонностями почти всегда открываются и садистские тенденции. Они проявляются в стремлении ставить людей в зависимость от себя, приобретать над ними полную и безграничную власть, эксплуатировать их, причинять им боль и страдание, наслаждаться видением того, как они страдают. Такой тип человека называют авторитарной личностью. Э. Фромм показал, что подобные личностные свойства были присущи многим известным в истории деспотам, и включил в их число Гитлера, Сталина, ряд других известных исторических лиц.

2. "Разрушитель". Характеризуется выраженной агрессивностью и активным, стремлением к устранению, уничтожению объекта, вызвавшего фрустрацию, крушение надежд у данного человека. "Разрушительность, - пишет Фромм,- это средство избавления от невыносимого чувства бессилия". К разрушительности как к средству разрешения своих жизненных проблем обычно обращаются люди, которые испытывают чувство тревоги и бессилия, ограничены в реализации своих интеллектуальных и эмоциональных возможностей. В периоды больших социальных потрясений, революций, переворотов они выступают в качестве основной силы, разрушающей старое, в том числе и культуру.

3. "Конформист-автомат". Такой индивид, столкнувшись с трудноразрешимыми социальными и личными жизненными проблемами, перестает "быть самим собой". Он беспрекословно подчиняется обстоятельствам, обществу любого типа, требованиям социальной группы, быстро усваивая тот тип мышления и способ поведения, который свойствен большинству людей в данной ситуации. У такого человека почти никогда нет ни собственного мнения, ни выраженной социальной позиции. Он фактически утрачивает собственное "Я", свою индивидуальность и настолько привык испытывать именно те чувства, какие от него ожидаются в определенных ситуациях, что лишь в порядке исключения мог бы заметить в своих чувствах нечто "чужое". Такой человек всегда готов подчиниться любой новой власти, быстро и без проблем меняет свои убеждения, если обстоятельства этого требуют, не особенно задумываясь над моральной стороной подобного поведения. Это - тип сознательного или бессознательного приспособленца.

Выведенная Э. Фроммом типология реальна в том смысле слова, что действительно напоминает поведение многих людей во время социальных событий, происходящих в нашей стране сейчас или имевших место в прошлом.

 

 

Маршал (ESTP)

Сильные стороны

Отличается лидерским характером. Человек волевой, собранный, энергичный.

Обладает быстрой реакцией, сочетающейся с хорошей выдержкой.

Умеет управлять людьми, хорошо ориентируется в изменившихся об



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 71; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.119.118.99 (0.084 с.)