Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Подробнее см. И.Карнух Радуга характеров ⇐ ПредыдущаяСтр 5 из 5
ТИПЫ ЛИЧНОСТИ, ВЫДЕЛЕННЫЕ НА ОСНОВЕ ТРАНСАКТНОГО АНАЛИЗА Э.БЁРНА Более подробно см. Бёрн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1997. Эрик Бёрн (1902—1970) — американский психотерапевт и психолог. Является создателем транзактного анализа. В полемике с психоаналитиками, которые прослеживали ранние детские травмы пациентов, Бёрн доводил анализ до истории жизни их родителей и других предков. В ходе анализа Бёрн выделял сценарии (жизненные программы и формы поведения) индивида, как бы запланированные предками (например, отец хочет видеть своего сына профессором, а тот мечтает о карьере банкира). Система транзакций Расшифровывая структуру психики, Бёрн выделяет три состояния: 1) Родитель (поведенческие схемы индивида, воспроизводящие схемы родителей); 2) Взрослый (способный объективно и зрело оценивать реальность); 3) Ребенок (архаические пережитки детства, спонтанность поведения и т.д.). Эти состояния могут складываться в разных ситуациях межличностного общения и формировать конкретную структуру транзакций (единиц общения). Выявлению структуры служит «игра» (система транзакций со скрытой мотивацией, предсказуемым исходом). Анализу огромного разнообразия житейских игр, которые люди постоянно используют в своих коммуникативных стратегиях, посвящены основные работы Бёрна. Эго-состояния — строительные кирпичики транзактного анализа (ТА).
Эго-состояние Родитель — это объединение того, что получено от родителей или людей, заменяющих их, и та информация о воспитании, которую человек узнал или воспринял. Люди ведут себя так, как вели себя их родители, и мысленно посылают себе сообщения о поведении, мыслях и чувствах — сообщения, как полученные от других, так и сформулированные самостоятельно. Эго-состояние Ребенок — это та часть человека, которая думает, чувствует и ведет себя так, как он вел себя в прошлом… чаще всего в детстве. Каждый человек хранит в своем внутреннем мире ту спонтанность, непредсказуемость, которой располагал в детстве. Важно сохранить в себе ребенка. К примеру, О.П. Табаков в советские годы на официальных приемах облизывал тарелки. Е.А. Евстигнеев во многих жизненных ситуациях выглядел повзрослевшим ребенком.
А И.М. Смоктуновский вряд ли смог бы сыграть в фильме «Берегись автомобиля» такого человека, как Деточкин, если бы не обладал «детскостью». Эго-состояние Взрослый — это часть думающая, накапливающая и восстанавливающая информацию, ведущая себя безэмоционально. Эго-состояние Ребенок Некоторые ТА-терапевты уверены, что эго-состояние Ребенок прекращает развиваться уже в раннем детстве. Мы рассматриваем Ребенка как эго-состояние, которое находится в постоянном развитии и росте, как общую сумму всех впечатлений, которые он получал в прошлом и имеет в настоящем. 45-летний мужчина ведет себя в соответствии со своим возрастом, пока не увидит человека, похожего на мучителя, в плену которого он был во Вьетнаме. Он внезапно съеживается в ужасе, слышит бешеный стук своего сердца, его ладони потеют. Он объят страхом. 50-летняя женщина может лихо гонять в большой тяжелой машине, но, пересев в маленький фиатик, чувствует себя так, как будто каждый проезжающий грузовик — реальная угроза. Она снова переживает аварию, которую пережила в 40 лет. Взрослый знает, что ситуация сейчас другая, но она все равно чувствует себя как в той старой машине перед аварией. Эго-состояние Ребенок развивается. Мы подчеркивали, что Ребенок не беспомощен, он проделывает работу: ощущает и копирует, а затем встраивает в себя. Никто ему ничего не сделает, если он сам не захочет сделать что-нибудь с тем, что хранит и ощущает. Таким образом, если он что-то изначально воспринял, но продолжает воспринимать, когда растет, мужает и стареет, он может меняться и перестраиваться в соответствии с собственными и новыми решениями. Эго-состояние Родитель Мы считаем, что Родитель складывается как из всех убеждений, эмоций и схем поведения, которые человек выбирает для встраивания на вербальном уровне, уровне своей памяти, так и из Родителя, которого она или он создает и продолжает создавать всю жизнь. Эго-состояние Родитель есть нечто большее, чем просто серия интроектированных «записей в голове». Он составлен из выбранных записей из творческих процессов ребенка и взрослого. Здесь мы снова отличаемся от Бёрна, который рассматривал эго-состояние Родитель скорее как автоматический, чем активный выбор развивающегося человека. Мы думаем, что человек фильтрует и выбирает, к чему прислушиваться, в зависимости от того, в каком психологическом и физическом состоянии он находится и какие дополнительные системы поддержки ему доступны (братья и сестры, бабушки и дедушки, близкие друзья). Люди достраивают Родителя всю жизнь, используя как материал и настоящих родителей, и значимых для них людей, и даже людей, созданных своим воображением. Мы часто видим людей, которые достраивают своего Родителя из данных, собранных их Взрослым для исправления предыдущих искажений.
В естественном развитии или во время терапии они создают тип Родителя, соответствующий их идеалу. Сравните: ребенок строит невербальное, довербальное эгосостояние ранний Родитель, встраивая черты окружающих его людей. Это эго-состояние составлено из картинок, звуков и интерпретации значения этих картинок и звуков. Позже они превратятся в слова: критикующие, воспитывающие, требующие, а также веселые, любящие, радостные. Вербальный родитель, по нашему мнению, строится позже и включает в себя, кроме скопированных поведения и чувств, родительские убеждения и правила жизни. Религия, философия и мораль — часть Родителя. По структуре эго-состояние Родитель разделено на три части: Родитель, Взрослый и Ребенок реальных родителей. Например, клиент, слушающий пленку, на которой записано его общение со своими детьми, мгновенно узнает голос, интонации маминого Родителя, а позже слышит в своем голосе утомленный голос отцовского Ребенка, проявлявшийся, когда отец приходил с работы утомленным. Функционально Родитель делится на критикующего и воспитывающего. Эго-состояние Взрослый Чем отличается Взрослый от Эго. Взрослый — это видимая извне сущность человека. Когда вы читаете книгу «Клиническая психология», вы накапливаете данные, отделяя то, что нужно вам. Вы действуете изнутри вашего Взрослого. Но — «Он сам не понимает, о чем он пишет» — вы перешли из Взрослого в критикующего Родителя или гневного Ребенка. Мы четко видим и слышим, что такое эго-состояние Взрослый, когда инженер разрабатывает проект, юрист толкует закон или врач ставит диагноз. Это наблюдаемое, безэмоциональное состояние существования, находясь в котором, мы накапливаем данные, оцениваем их и действуем в соответствии с ними. Патология эго-состояния Взрослый может быть результатом нехватки адекватной информации, вроде того, когда образованные люди основывали свои расчеты на «факте», что земля плоская. Термин Взрослый используется, чтобы объяснить проникновение одного эго-состояния в другое. Человек принимает Родителя или Ребенка за Взрослого. Подумайте о высказываниях «Все мужчины хотят только секса» или «Женщины непрактичны». Какой-то мужчина может хотеть только секса, какая-то женщина может быть непрактичной, но здесь убеждения рассматриваются как факты, чтобы поддержать предубежденность. В случае вторжения Ребенка во Взрослого страх может рассматриваться как факт: человек, боящийся летать самолетом, помнит все аварии, но забывает о самолетах, которые благополучно летают и благополучно прилетают. Он говорит: «Если я полечу, я разобьюсь». Ребенок что-то реальное, например тень на стене, превращает в паука. Э. Бёрн не писал о сложных контаминациях. На Ребенке все его эго-состояния контаминированы, включая Родителя, проникающего в Ребенка. Такая ситуация наблюдается у шизофреников, когда Ребенку пациента кажется, что родительский голос звучит у него в голове и что отец на самом деле гоняет шары на соседней дорожке, повторяя: «Ты, парень, с причудами». Одновременно с этим пациент может слышать и психиатра, говорящего: «голос вашего отца — это галлюцинация, ведь как ни крути, а он мертв», и продолжать, как ни в чем ни бывало, запускать шары в кегли. На этой стадии он действует еще не с позиции Взрослого, а с позиции недавно встроенного Родителя (психиатра). Позже он начнет деконтаминацию, по мере того как мы будем работать с ним над определением того, является ли факт фактом на самом деле или он все-таки фантазия.
|
||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.95 (0.005 с.) |