Подробнее см. И.Карнух Радуга характеров 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Подробнее см. И.Карнух Радуга характеров



ТИПЫ ЛИЧНОСТИ, ВЫДЕЛЕННЫЕ НА ОСНОВЕ ТРАНСАКТНОГО АНАЛИЗА Э.БЁРНА

Более подробно см. Бёрн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. М., 1997.

Эрик Бёрн (1902—1970) — американский психотерапевт и психолог. Является создателем транзактного анализа. В полемике с психоаналитиками, которые прослеживали ранние детские травмы пациентов, Бёрн доводил анализ до истории жизни их родителей и других предков. В ходе анализа Бёрн выделял сценарии (жизненные программы и формы поведения) индивида, как бы запланированные предками (например, отец хочет видеть своего сына профессором, а тот мечтает о карьере банкира).

Система транзакций

Расшифровывая структуру психики, Бёрн выделяет три состояния:

1) Родитель (поведенческие схемы индивида, воспроизводящие схемы родителей);

2) Взрослый (способный объективно и зрело оценивать реальность);

3) Ребенок (архаические пережитки детства, спонтанность поведения и т.д.).

Эти состояния могут складываться в разных ситуациях межличностного общения и формировать конкретную структуру транзакций (единиц общения). Выявлению структуры служит «игра» (система транзакций со скрытой мотивацией, предсказуемым исходом).

Анализу огромного разнообразия житейских игр, которые люди постоянно используют в своих коммуникативных стратегиях, посвящены основные работы Бёрна.

Эго-состояния — строительные кирпичики транзактного анализа (ТА).

 

Эго-состояние Родитель — это объединение того, что получено от родителей или людей, заменяющих их, и та информация о воспитании, которую человек узнал или воспринял. Люди ведут себя так, как вели себя их родители, и мысленно посылают себе сообщения о поведении, мыслях и чувствах — сообщения, как полученные от других, так и сформулированные самостоятельно.

Эго-состояние Ребенок — это та часть человека, которая думает, чувствует и ведет себя так, как он вел себя в прошлом… чаще всего в детстве. Каждый человек хранит в своем внутреннем мире ту спонтанность, непредсказуемость, которой располагал в детстве. Важно сохранить в себе ребенка. К примеру, О.П. Табаков в советские годы на официальных приемах облизывал тарелки. Е.А. Евстигнеев во многих жизненных ситуациях выглядел повзрослевшим ребенком.

А И.М. Смоктуновский вряд ли смог бы сыграть в фильме «Берегись автомобиля» такого человека, как Деточкин, если бы не обладал «детскостью».

Эго-состояние Взрослый — это часть думающая, накапливающая и восстанавливающая информацию, ведущая себя безэмоционально.

Эго-состояние Ребенок

Некоторые ТА-терапевты уверены, что эго-состояние Ребенок прекращает развиваться уже в раннем детстве. Мы рассматриваем Ребенка как эго-состояние, которое находится в постоянном развитии и росте, как общую сумму всех впечатлений, которые он получал в прошлом и имеет в настоящем. 45-летний мужчина ведет себя в соответствии со своим возрастом, пока не увидит человека, похожего на мучителя, в плену которого он был во Вьетнаме. Он внезапно съеживается в ужасе, слышит бешеный стук своего сердца, его ладони потеют. Он объят страхом. 50-летняя женщина может лихо гонять в большой тяжелой машине, но, пересев в маленький фиатик, чувствует себя так, как будто каждый проезжающий грузовик — реальная угроза. Она снова переживает аварию, которую пережила в 40 лет. Взрослый знает, что ситуация сейчас другая, но она все равно чувствует себя как в той старой машине перед аварией.

Эго-состояние Ребенок развивается. Мы подчеркивали, что Ребенок не беспомощен, он проделывает работу: ощущает и копирует, а затем встраивает в себя. Никто ему ничего не сделает, если он сам не захочет сделать что-нибудь с тем, что хранит и ощущает. Таким образом, если он что-то изначально воспринял, но продолжает воспринимать, когда растет, мужает и стареет, он может меняться и перестраиваться в соответствии с собственными и новыми решениями.

Эго-состояние Родитель

Мы считаем, что Родитель складывается как из всех убеждений, эмоций и схем поведения, которые человек выбирает для встраивания на вербальном уровне, уровне своей памяти, так и из Родителя, которого она или он создает и продолжает создавать всю жизнь.

Эго-состояние Родитель есть нечто большее, чем просто серия интроектированных «записей в голове». Он составлен из выбранных записей из творческих процессов ребенка и взрослого. Здесь мы снова отличаемся от Бёрна, который рассматривал эго-состояние Родитель скорее как автоматический, чем активный выбор развивающегося человека. Мы думаем, что человек фильтрует и выбирает, к чему прислушиваться, в зависимости от того, в каком психологическом и физическом состоянии он находится и какие дополнительные системы поддержки ему доступны (братья и сестры, бабушки и дедушки, близкие друзья). Люди достраивают Родителя всю жизнь, используя как материал и настоящих родителей, и значимых для них людей, и даже людей, созданных своим воображением. Мы часто видим людей, которые достраивают своего Родителя из данных, собранных их Взрослым для исправления предыдущих искажений.

В естественном развитии или во время терапии они создают тип Родителя, соответствующий их идеалу.

Сравните: ребенок строит невербальное, довербальное эгосостояние ранний Родитель, встраивая черты окружающих его людей. Это эго-состояние составлено из картинок, звуков и интерпретации значения этих картинок и звуков. Позже они превратятся в слова: критикующие, воспитывающие, требующие, а также веселые, любящие, радостные. Вербальный родитель, по нашему мнению, строится позже и включает в себя, кроме скопированных поведения и чувств, родительские убеждения и правила жизни. Религия, философия и мораль — часть Родителя.

По структуре эго-состояние Родитель разделено на три части: Родитель, Взрослый и Ребенок реальных родителей. Например, клиент, слушающий пленку, на которой записано его общение со своими детьми, мгновенно узнает голос, интонации маминого Родителя, а позже слышит в своем голосе утомленный голос отцовского Ребенка, проявлявшийся, когда отец приходил с работы утомленным. Функционально Родитель делится на критикующего и воспитывающего.

Эго-состояние Взрослый

Чем отличается Взрослый от Эго. Взрослый — это видимая извне сущность человека. Когда вы читаете книгу «Клиническая психология», вы накапливаете данные, отделяя то, что нужно вам. Вы действуете изнутри вашего Взрослого. Но — «Он сам не понимает, о чем он пишет» — вы перешли из Взрослого в критикующего Родителя или гневного Ребенка. Мы четко видим и слышим, что такое эго-состояние Взрослый, когда инженер разрабатывает проект, юрист толкует закон или врач ставит диагноз. Это наблюдаемое, безэмоциональное состояние существования, находясь в котором, мы накапливаем данные, оцениваем их и действуем в соответствии с ними.

Патология эго-состояния Взрослый может быть результатом нехватки адекватной информации, вроде того, когда образованные люди основывали свои расчеты на «факте», что земля плоская. Термин Взрослый используется, чтобы объяснить проникновение одного эго-состояния в другое. Человек принимает Родителя или Ребенка за Взрослого. Подумайте о высказываниях «Все мужчины хотят только секса» или «Женщины непрактичны». Какой-то мужчина может хотеть только секса, какая-то женщина может быть непрактичной, но здесь убеждения рассматриваются как факты, чтобы поддержать предубежденность.

В случае вторжения Ребенка во Взрослого страх может рассматриваться как факт: человек, боящийся летать самолетом, помнит все аварии, но забывает о самолетах, которые благополучно летают и благополучно прилетают. Он говорит: «Если я полечу, я разобьюсь». Ребенок что-то реальное, например тень на стене, превращает в паука.

Э. Бёрн не писал о сложных контаминациях. На Ребенке все его эго-состояния контаминированы, включая Родителя, проникающего в Ребенка. Такая ситуация наблюдается у шизофреников, когда Ребенку пациента кажется, что родительский голос звучит у него в голове и что отец на самом деле гоняет шары на соседней дорожке, повторяя: «Ты, парень, с причудами». Одновременно с этим пациент может слышать и психиатра, говорящего: «голос вашего отца — это галлюцинация, ведь как ни крути, а он мертв», и продолжать, как ни в чем ни бывало, запускать шары в кегли. На этой стадии он действует еще не с позиции Взрослого, а с позиции недавно встроенного Родителя (психиатра). Позже он начнет деконтаминацию, по мере того как мы будем работать с ним над определением того, является ли факт фактом на самом деле или он все-таки фантазия.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 53; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.227.228.95 (0.005 с.)