Как помочь родителям выявить глазную патологию ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Как помочь родителям выявить глазную патологию ребенка



 

На возможную близорукость может указывать следующие поведенческие особенности:

 

ü Ребенок держит игрушки (особенно мелкие) и рассматривает картинки, поднося их очень близко к лицу.

ü Ребенок, рисуя, рассматривая рисунки или играя с конструктором, «водит носом по столу».

ü На прогулке ребенок с трудом узнает удаленные предметы людей, детали объектов, которые вблизи легко идентифицирует.

На возможную дальнозоркость могут указывать такие факторы:

ü Быстрая утомляемость при работе с мелкими предметами.

ü В возрасте 5-6 лет начинающий читать ребѐнок, при чтении отодвигает от себя текст.

На возможный астигматизм указывают:

ü Неправильная поза при работе за столом, сильный наклон головы.

ü Неправильное положение листа бумаги при работе (слишком сильный наклон бумаги).

ü Сложности, возникающие у ребѐнка, при выполнении задания провести прямую линию, нарисовать квадрат или круг. Вместо нужных фигур получаются вытянутый четырѐхугольник или фигура эллипсообразной формы.

Следует обратить внимание на симметричное положение глаз ребѐнка во время работы и в общении. Иногда неправильное положение головы во время рисования и игры может свидетельствовать об анизотропии или косоглазии.

Гимнастика для глаз

По статистике у каждого третьего взрослого и у каждого четвертого маленького жителя планеты существуют проблемы со зрением. Это и немудрено, ведь 90% всей информации об окружающем мире человек получает именно с помощью зрения. Сложно представить, какая это колоссальная нагрузка, и особенно для малышей, ведь отдыхают глазки только тогда, когда малыш спит. Поэтому так важно беречь зрение смолоду. Чтобы сохранить «зоркость», стоит уделять своим глазам особое внимание с раннего детства. Один из наиболее удобных и проверенных способов – детская гимнастика для глаз.


Медики разработали тысячи комплексов, которые помогут укрепить и сохранить зрение малыша. Все они направлены на снятие напряжения с детских глазок, что особенно важно в современное время, когда ребенок с малых лет сидит за компьютером.

 

Большинство гимнастик для глаз детей предусматривают движение глазного яблока во всех направлениях.

 

ü Пусть малыш подвигает глазками вверх-вниз, влево-вправо. Попросите ребенка зажмуриться, снять напряжение, считая до десяти. Если умеет – пусть считает сам. Если нет – помогите ему.

ü Чтобы снять напряжение в глазках, малыш должен один раз в 1-2 часа переключать зрение. Для этого попросите его посмотреть вдаль в течение 5-10 минут. Немаловажно, чтобы он периодически еще и закрывал глазки для отдыха на 1-2 минуты.

ü Предложите малышу представить себя Буратино. Ребенок должен закрыть глаза и посмотреть, таким образом, на кончик своего носика, а взрослый в это время пусть посчитает до 8. Малышу нужно представить, что его носик растет, а он следит за этим занимательным процессом с закрытыми глазками. Потом нос также должен уменьшаться – считайте в этот раз наоборот: от 8 до 1.

ü Попросите малыша не поворачивать головы, но при этом пусть он смотрит сначала медленно вправо, потом – прямо, потом – медленно повернет глаза влево и снова прямо. Следует проделать то же самое, только вверх и вниз. Два раза повторить.

ü Отличная гимнастика для глаз детей - упражнение и одновременно разрядка - построить рожицы. Спародируйте ежика. Пусть он вытянет губки, а глазками поведет вперѐд-влево-вправо-вверх- вниз. А потом глазками по кругу

- сначала влево, потом - вправо.

 

ü Еще одно хорошее упражнение – закрыть веки, помассировать их круговыми движениями пальцев. Верхнее веко от носа к наружному краю глаз, а нижнее веко от наружного края к носу, потом – наоборот. Такое упражнение для глаз детей расслабляет мышцы и улучшает кровообращение

ü Поиграйте со своим ребенком. Пусть он представит себе большой круг и глазками начнет обводить его сначала по часовой, а потом – против часовой стрелки.

ü Предложите ему представить себе квадрат. Пусть он переводит взгляд из правого верхнего угла в левый нижний – в левый верхний, в правый нижний. И так – дважды.

ü Порисуйте... носиком. Детки закрывают глазки и представляют себе, как нос становится длиннючим - предлиннючим. Когда он достигнет нужной


воображаемой длины, пусть нарисуют им какой-нибудь предмет, букву, любимую игрушку.

 

ü Превращайте любые упражнения для детских глаз в занимательную игру. Можно просто закрыть глаза, досчитать до 5 и широко их открыть, чтобы снять глазное напряжение, а можно сделать это, приговаривая веселое четверостишие:

По четвергам мы смотрим вдаль, На это времени не жаль, Что вблизи и что вдали!

Глазки рассмотреть должны.

ü Чтобы малыш тренировал зрение, ему полезно играть с яркими, подвижными игрушками. Пусть они прыгают, катаются, кувыркаются и вертятся.

И помните - зрение нарушается медленно. И также медленно оно восстанавливается. Это, конечно, если естественным путем. Есть еще, безусловно, хирургическая, лазерная и контактная коррекция. Но ведь никто из нас не хочет исправлять малышу зрение именно таким путем.

 

Вот почему гимнастика, которую малыш будет регулярно выполнять, натренирует его зрение, сохранит и улучшит его, обезопасит от близорукости и других заболеваний глазок.

 

Рекомендации по воспитанию детей с нарушениями зрения совместно со зрячими детьми

 

(Ольга Петровна Фоменко,учитель-дефектолог;Муниципальное дошкольноеобразовательное учреждение детский сад комбинированного вида №374 Красноармейского района г. Волгограда)

 

Прежде всего, необходимо создание психологического настроя ребѐнка с нарушением зрения на преодоление трудностей. Остальных же детей следует познакомить с особенностями слабовидящего, создать доброжелательную обстановку и сформировать доброе отношение к такому ребѐнку. Однако действия, направленные на достижение этой цели, должны быть обдуманны и тактичны, так как излишняя опека нового ученика может развить у него эгоистические установки, а у окружающих детей – снисходительное отношение.

 

Дети порой бывают, жестоки и могут дразнить и издеваться над слабовидящим ребенком. В тактичной форме педагог должен объяснить детям, что нельзя сосредотачивать внимание на дефекте больного ребенка, тем более дразнить и обижать его. Педагогу следует показать многие положительные


стороны ребѐнка с нарушением зрения, чувствовать себя на равных со зрячими детьми.

 

Принимая ребенка с нарушением зрения в свой коллектив, педагог должен тщательно обдумать, где его можно посадить на занятиях. Если ребенок слабовидящий, т.е. острота зрения более 0,05, и он не имеет выраженной светобоязни, его следует посадить в первом ряду.

 

В новом коллективе зрячих ребенку с нарушением зрения приходится преодолевать ряд комплексов, таких как боязнь пространства и новых людей, неуверенность в себе. В этом ему надо помочь, предоставив возможность побыть лидером, например капитаном команды по шашкам или шахматам, ведущим сюжетно-ролевой игры, литературной композиции, викторины и т.п.

 

Необходимо включать его в различные походы и экскурсии. Если подготовить ребенка с патологией зрения в качестве гида, то это послужит и его самоутверждению, и признанию со стороны других детей. При этом он должен соблюдать те же нормы и правила поведения, что и остальные дети. Однако его следует поощрять при успешном следовании этим правилам.

 

Улыбка или кивок головы как способ поощрения не всегда доступны ребенку с нарушением зрения. Лучше всего положить руку на плечо или погладить его, но словесная похвала еще важнее, так как ее слышат и другие дети.

 

Некоторые дети с нарушением зрения из-за имеющихся комплексов стараются не привлекать внимания к своим проблемам и стесняются попросить помощи у взрослого или у ребят. В таких случаях нужно постоянно держать ребенка в поле своего зрения и постараться увидеть и почувствовать, когда ему нужна помощь. Ребенок должен научиться спрашивать и принимать помощь от сверстников. Очень важно, чтобы в этой ситуации ребенок сохранял чувство собственного достоинства и стремился сам оказывать помощь в соответствующей его возможностям ситуации.

 

Рекомендации родителям слабовидящего ребенка:

 

1. Способствуйте формированию коммуникативных навыков через чтение, беседы, игры.

 

2. Информируйте ребенка о трудностях, которые могут вызвать з атруднения при ориентировке в пространстве.

 

3. Формируйте позитивные свойства личности, мотивацию общения, которая обеспечит успешную адаптацию.

 

4. Развивайте мимику ребенка, учите контролировать ее с помощью пения. В данном процессе мышцы лица тренируются, и человек учится ими обладать в большей мере.


ИГРА

 

Как правило, дети с недостатками развития не умеют играть. У них не возникает замысла игровой деятельности, в лучшем случае они переставляют игрушки с места на место, бессмысленно манипулируя ими. Проявить живой интерес к чему-либо, воссоздать несложную жизненную ситуацию они не могут. Ваша задача – научить ребенка играть.

 

Игра важна не только потому, что ребенок интересно проводит свободное время. В процессе игровой деятельности происходит коррекция психических функций ребенка (внимания, памяти, мышления и т.д.), развивается эмоционально-волевая сфера.

 

Какими бы ни были размеры вашей квартиры, обязательно отведите ребенку специальный уголок, где на коврике расставьте игрушечные мебель, разложите посуду, предметы быта, одежду и т. д. Чтобы привлечь внимание малыша, подберите яркие, красочные предметы. Играя вместе с ним, вы заметите, что у него возникает желание высказаться, проявить чувства. Поддержите его желания и инициативу. Например, медвежонок вывалился из машины – его надо пожалеть, приласкать; лошадка долго скакала – ее необходимо напоить водой, накормить. В течение дня как можно больше времени играйте с ребенком, периодически меняйте игрушки, чтобы поддерживать к ним интерес.

 

Приучайте ребенка бережно относиться к игрушкам, содержать их в порядке, убирать на место. Когда он еще слишком мал, убирайте игрушки сами,

 

а малыш пусть их подает. Со временем ребенок все будет делать сам, но под вашим контролем и руководством. И наконец, когда вы научите его всему необходимому, он справится с заданием самостоятельно.

 

Если ребенок знаком с хозяйственно-бытовым трудом членов семьи, его заинтересует игра «Кому что нужно?». Предложите подобрать картинки с изображением тех предметов, которые потребуются матери для приготовления обеда (продукты, кухонная посуда, мясорубка), отцу в работе по дому (молоток, пила, гвозди), бабушке при вязании (спицы, моток шерсти) и т.д.

 

В игровой форме вам будет проще познакомить ребенка с цветом, формой, величиной предметов, привить навыки пространственной ориентировки. Если вы знакомите малыша с цветом предметов, то попросите его сначала разложить предметы на две группы и объясните значения слов «цвет», «такой же», «разные». Материалом послужат цветные палочки или карандаши: красный – синий, желтый – зеленый, синий – белый и т.д.

 

У ребенка может вызвать интерес раскладывание палочек двух цветов в разные стороны. Сначала покажите малышу, как это делается, не забывая одновременно спрашивать, куда положить предмет того или иного цвета.


Например, вы показываете ребенку желтую палочку и спрашиваете его: «Где лежит палочка такого же цвета? Куда ее положить?» Ребенок отвечает или чаще всего указывает жестом. Вы кладете желтую палочку рядом с желтыми и поясняете, что они одинаковые. Так раскладываются несколько пар палочек. Далее ребенок, по возможности самостоятельно, показывает, куда надо положить палочки.

 

Помните, что занятия по ознакомлению с цветом следует проводить при естественном освещении. Пособия размещайте на белом фоне. Если вы используете карандаши, то лучше, чтобы они были не заточенными. Желательно, чтобы ребенок научился группировать карандаши (палочки) двух цветов. Если малыш не может выполнить задание, то вместе с ним раскладывайте карандаши и палочки.

 

Как правило, дети с недостатками развития неуклюжи, поэтому в режиме дня отведите определенное время подвижным играм. Приучайте ребенка лазать, бегать, ходить по выложенным на полу из веревок квадрату, кругу, различным линиям. Такие занятия помогут координации движений, восстановят нормальную походку. Научите малыша бросать мяч, доставать различные вещи, находящиеся в труднодоступных местах (встать на стул и достать со шкафа куклу). Постепенно, по мере развития ребенка, игры усложняйте, увеличивая расстояния пробега, число играющих.

 

Ребенок с ограниченными возможностями, как и любой другой, нуждается в контактах со сверстниками. Если в семье есть еще дети, это, как правило, благоприятно отражается на малыше, он легче общается с окружающими. Если у него братьев и сестер нет, то он нередко лишается детского общества. В этом случае познакомьте сына или дочь со здоровым ребенком младшего возраста и постарайтесь организовать их совместную игру. Старайтесь вовлечь его в игру с другими детьми.

 

Рекомендации родителям по организации игры детей с ограниченными возможностями

 

Несмотря на значительную степень индивидуализации, организация игры для детей с ограниченными возможностями требует от нас, родителей, знания определенных общих принципов, закономерностей и правил. Еще до начала организации игровой деятельности детей с особыми потребностями необходимо знать уровень развития нашего ребенка:

 

- Что умеет наш ребенок, и какие игры ему нравятся?

 

- Какие проблемы есть у ребенка?

 

- Что ему пока не удается, в чем заключается его отличие от детей с нормальным развитием?


- Что получается хорошо, в чем ребенок достигает требований нормального развития или во многом опережает сверстников?

 

- На какие навыки можно опереться?

 

- В чем проявляется повышенный интерес ребенка, что ему больше нравится, что вызывает положительные эмоции?

 

- Объем внимания ребенка.

 

- Качество речи, объем лексики, тяга к общению.

 

- Состояние опорно-двигательного аппарата.

 

- Степень интеллектуального развития.

 

- Состояние эмоционально-волевой сферы.

 

Состояние ребенка перед игрой:

 

- Какое общее физическое состояние?

 

- Степень возбуждения ребенка.

 

- Способность сконцентрироваться на игре.

 

- Общее настроение перед игрой.

 

Цель игры для детей с ограниченными возможностями

 

- Предоставить определенный объем знаний, умений и навыков.

 

- Отвлекать от негативных раздражителей.

 

- Занять свободное время и т.д.

 

Если нам уже известен уровень развития ребенка, его состояние перед игрой и с какой целью мы проводим игру, то следует перейти к практическим действиям и поставить себе такие вопросы: Где? Когда? С чем? С кем?

 

То есть определить:

 

- Место, где будет играть наш малыш (где?)

 

- Время, когда будет организовываться игра (когда?)

 

- Материалы (игрушки), которые нужны для игры (с чем?)

 

- Кто будет играть с ребенком, определить его партнеров по игре (с

 

кем?).

 

Место, где будет играть наш малыш, должно соответствовать характеру игры, ее целям, быть соответственно оборудовано и безопасно. Чаще всего игра организуется в комнате ребенка, в его уголке или на дворе, на детской площадке. Вполне понятно, что в комнате игры детей с ограниченными возможностями будут более спокойными, а на дворе — подвижными. Но в каждом отдельном случае место для игры должно быть подготовленным.

 

Для этого необходимо:

 

- Обеспечить его гигиену;

 

- Сделать его, по возможности, просторным;

 

- Изъять ненужные предметы;


- Провести подготовку к конкретной игре: принести необходимые игрушки, вещи, расположить их так, как требует игра;

 

- Принять меры, убедиться в исправности игрушек и оборудования.

 

Если игру планируем проводить на свежем воздухе, то в таком случае следует исключить:

 

- Возможность попадания в зону игры транспортных средств, бродячих животных, острых предметов, других вредных факторов;

 

- Возможность загрязнения воздуха.

 

Учитывайте такие факторы, как солнечное излучение, ветер, снег и т.п.

 

 

КАПРИЗЫ

 

Что такое каприз для ребенка? Это требование получить желаемый предмет или «вкусненькое» немедленно, или наоборот - нежелание выполнять требование взрослого, например, ложиться спать, ведь так хочется еще поиграть. Желание ребенка при этом никак не совпадает с желанием взрослого. Помимо капризов, есть и другие способы у детей, которыми они пытаются добиться своего – это истерика, нытье, шантаж, давайте рассмотрим их подробнее и то, как на них реагировать родителям, чтобы достичь дипломатического компромисса во взаимоотношениях с ребенком. Начнем все-таки с каприза. Часто его причиной становится голод, недомогание, усталость ребенка или желание противостоять требованиям взрослых. Если не бороться с детскими капризами, то ребенок будет расти тревожным и легко возбудимым. Что может помочь решить проблему? Постарайтесь выяснить, что вызвало неудовольствие ребенка, и помогите ему справиться с ситуацией. Придите на помощь и успокойте ребѐнка, если он капризничает, ему нужна ваша поддержка.

 

Истерика

 

Истерика – это уже целая буря негативных чувств и эмоций у ребенка. В состоянии истерики ребенок уже и не помнит чего хотел, а просто выплескивает накопившиеся эмоции наружу: топает ногами, визжит, кидается на пол. Чтобы успокоить ребенка, возьмите его, обнимите, отнесите его в ванную, умойте, предложите попить воды. Постарайтесь держать себя в руках и не реагировать на истерику слишком эмоционально, это только усугубит ситуацию. Не кричите на ребенка, крик ребенок не услышит, он, обычно, пролетает мимо ушей. Опять же попробуйте его отвлечь. Можно попробовать сделать вид, что вы заняты своими делами, и не обращать на ребенка внимания, иногда, это тоже помогает. Если же истерика случилась в магазине из-за не купленной игрушки, постарайтесь как можно быстрее покинуть людное место, предложите ему попить, печенье, яблоко, оботрите влажной салфеткой. Как


только ребенок успокоится, поговорите с ним о том, что произошло. Объясните, что вы очень удивлены и расстроены его поведением, что в следующий раз он будет наказан, но не забывайте и о поощрении за хорошее поведение.

 

Нытье

 

Многие дети любят помногу раз повторять одну и туже просьбу плаксивым голосом в надежде, что взрослый не выдержит и уступит ему. Нытье – одна из самых действенных манипуляций, редкий взрослый не сдаст своих позиций, перед такой настойчивой осадой. Как ее выдержать? Постарайтесь объяснить ребенку, что просьбы и пожелания, высказанные в таком тоне выполняться не будут. Время от времени делайте ребенку подарки просто так, без повода, чтобы он понял, что приятные вещи от родителей можно получить и не прибегая к нытью.

 

Шантаж

 

Этот способ манипуляции является, пожалуй, одним из самых некрасивых. «Если ты мне дашь посмотреть мультфильм, то потом, я почитаю книжку» или «Если ты не купишь мне машинку, я расскажу папе, что ты брала его телефон» – к такого рода хитростям может прибегнуть ребенок, и стоит начать идти ему на уступки, как дальше это может только усугубиться, перерасти в обман. Так что старайтесь в принципах воспитания придерживаться одной и той же позиции. Разбирая какой-нибудь проступок ребенка, будьте корректны, объясните, что он сделал не так, объясните, как нужно поступить правильно, чтобы избежать неприятной ситуации. Ребенок – это прежде всего личность, поэтому всегда нужно считаться с его желаниями и удовлетворят их, когда они не противоречат нормам воспитательных требований в семье и правилам поведения в обществе, а чтобы ребенок знал эти нормы и правила, ваша задача правильно их донести до него. Будьте последовательны в своих действиях, доброжелательны, объясняйте ребенку, какого поведения вы от него ждете. Малыш должен четко понимать, что в его поведении правильно, а что – нет. Конечно, совсем капризов избежать не удастся, но свести их к минимуму для того, чтобы не травмировать психику ребенка под силу каждому любящему родителю.

 

Как бы мы ни любили своих детей, приходится признать, дети – отличные манипуляторы. Они придумывают самые изощренные способы, чтобы получить от родителей желаемое (конфеты, внимание, деньги – нужное подчеркнуть...) При этом дети отлично знают, когда мама и папа сдадутся. Прекрасный пример тому – истерика в супермаркете, где папа наверняка купит конфету, потому что ему станет стыдно перед другими покупателями. Бац! И заветная конфета у малыша в кармане - 1:0, дорогие родители. Если в какой-то


момент поведение малыша сработало, он будет пользоваться этим приѐмом и дальше.

 

Есть и у науки свой взгляд на детские капризы. Благодаря недавним исследованиям американских ученых выяснилось, что истерика – отнюдь не хаотичный процесс, что все эти крики, вопли, катания по полу происходят по определенным законам и подчиняются некоему ритму. Что же советуют ученые мужи? Парадоксально! Но ничего. Совет, который дают взрослым авторы исследования, звучит очень кратко – не делайте ничего. То есть вообще ничего

 

– молчите, не задавайте находящемуся в истерике ребенку никаких вопросов, так как это только усилит ярость и, соответственно, продлит приступ.

 

Конечно, не каждой маме под силу «считать овец», когда ребенок в припадке бьется головой о полку с игрушками в детском магазине. Но здесь возникает закономерный вопрос: «Может быть, не стоило его туда брать?»

 

Учите ребенка договариваться вместо того, чтобы требовать и упрашивать. Нужно научить обсуждать: будет покупка или нет, если нет, то по какой причине, чтобы ребенок не чувствовал себя просто отвергнутым. А именно так чаще всего дети и воспринимают отказ в покупке: «Раз не покупают, значит, я плохой».

 

Разрешите Его величеству начать истерику: «Ты собираешься плакать? Можно, я разрешаю». Факт дозволенности сбивает ребенка с толку.

 

Выводы: в начале истерики попробуйте «разрешить плакать», а чуть позже обсудите, что игрушка не куплена вовсе не потому, что малыш плохой.

 

В целом, большинство детских истерик можно предугадать и не допустить. Чаще всего капризы возникают на фоне переутомления, в некомфортной обстановке, если у ребенка неудобная одежда или он плохо себя чувствует. Если капризы постоянны, это может говорить о заболеваниях нервной системы - тогда ребенка стоит показать невропатологу.

 

Если же со здоровьем все в порядке, и истерики при одном из родителей ребенок себе не позволяет, то корень проблемы стоит искать в реакциях родителей на капризы.

 

При внимательном разборе таких ситуаций оказывается, что детям нужно не более, чем ваше внимание. Они хотят чувствовать, что в данный момент они важны для родителей. Ведь даже наказание - это возможность получить свою порцию внимания. Для предотвращения истерик нельзя отмахиваться от ребенка: получили «запрос» на внимание, скажите, когда и как вы его дадите и обязательно выполните обещание. Совет: старайтесь, по мере возможности, уделить малышу внимание, когда он просит поиграть или поговорить с ним.

 

Тем не менее, «внимание вниманию рознь», ребенку оно, безусловно, необходимо, но не должно быть связано с фактом истерики. Если ребенок


систематически разыгрывает подобные концерты, то, скорее всего, каждый раз они оказываются действенными. Глупо было бы постоянно делать то, что не приносит результата, правда? Здесь важно прервать порочный круг «истерика-внимание» или «истерика - получил то, что хотел».

 

Если самое страшное уже началось, Вам необходимо просто проследить, чтобы ребенок находился в безопасном пространстве, но Ваша эмоциональная включенность в процесс должна быть минимальной.

 

Можно озвучить ребенку его состояние: «Ты сейчас злишься, потому что

 

я не купила тебе то, что ты хотел» и мягко предложить ему поговорить после того, как он успокоится. Капризы и истерики, связанные с «некупленной» игрушкой можно предотвратить, заранее сказав ребенку, что Вы можете купить ему одну игрушку в месяц и не дороже определенной суммы, но при этом он сам ее сможет себе выбрать.

 

Итак, заранее предупреждаем - стоит ли рассчитывать на покупку. Если не сработало - комментируем чувства ребенка, не включаясь эмоционально.

 

Не рекомендуется стоять в сторонке, пока ребенок бьется головой о пол и советует как можно скорее остановить истерику. Потому что ребенок в этом состоянии теряет много сил - физических и психологических. В качестве скорой помощи при истериках рекомендуется удалить зрителей и совершить действие, которое удивит ребенка (например, с грохотом уронить предмет). Если такое действие совершить не удается, то сидите рядом с ребенком, держите его за руку, поглаживайте по голове, но не вступайте с ним в беседу или, тем более, в спор.

 

После того, как истерика пошла на спад, говорите короткими фразами, уверенным, но доброжелательным тоном («Выпей воды», «Умойся»).

 

Вывод: В самом начале истерики попробуйте сделать какое-нибудь из ряда вон необычное действие.

 

Корень детских манипуляций в мести или шантаже по отношению к родителям. К истерикам приводит нелогичное поведение папы и мамы. Нелогичность заключается, во-первых, в не приучении ребѐнка к отказу как таковому. И, когда малыш сталкивается с отказом («Не куплю»), он воспринимает это, как нечто обидное. И борется с этим самым жѐстким образом. Во-вторых, ошибка в том, что скорее всего, при других обстоятельствах, в другое время ему разрешалось то, что запрещается в этот раз.

 

Ребенок, скорее всего, уже сталкивался с тем, что если надавить на родителя, то он может и поддаться. И, если в какой-то момент ребенок получает жѐсткий и окончательный отказ в чѐм-либо, он злится на родителей и начинает им мстить.


Вывод: четкое «нет» - залог вашего успеха. И, единожды отказав, никогда не позволяйте Вас «продавить».

 

Детские провокации - это упущенные родителями границы и непоследовательность. Если истерика все же началась, стоит ограничиться фразой: «Я понимаю, что сейчас ты хочешь еще гулять, но нам уже пора домой». Вывод: ребенку важно показать, что его слышат, но при этом ему также важно увидеть, что последнее слово осталось за старшими.

 

Итак, в первую очередь научитесь предупреждать истерические вспышки (не стоит идти в магазин, если малыш не спал днем). Чтобы отвлечь, давайте четкие и конкретные команды («Умойся») вместо того, чтобы требовать прекратить плакать. Назовите малышу его чувства и объясните, что с ним происходит. Если истерика уже началась, постарайтесь отвлечь каким-то необычным действием, а, главное, оставить шоу без зрителей. Всегда помните о том, что дети быстро растут и чем старше они становятся - тем более «адекватно» становится поведение.

 

КОМПЬЮТЕР

 

Современный ребенок рано знакомится с компьютером. Занятия на компьютере оказывают положительное влияние на психическое и речевое развитие ребенка, при условии, что пользуется он умной машиной в соответствии с существующими правилами. Поэтому родители должны освоить компьютер вместе с ребенком; помогать ему искать сайты о животных, природе, технике, обо всем, что ребенку интересно. Нужно показать ребенку, что с помощью компьютера можно писать письма, искать нужную для жизни информацию, переводить тексты, делать чертежи. Однако при работе на компьютере организм человека испытывает определенные нагрузки, характеризующиеся умственным, зрительным и физическим напряжением. В следствие этого, нужно научить ребенка соблюдать элементарные правила безопасности при работе за компьютером, чтобы не портилось зрение, и не искривлялся позвоночник. Влияние компьютера на зрение можно снизить, купив хороший современный монитор с высокой разрешающей способностью и высокой частотой развертки изображения, которая существенно снижает эффект мерцания. Чтобы не произошло искривление позвоночника, родителям

 

необходимо правильно подобрать рабочую мебель. Именно специализированная детская мебель поможет уменьшить нагрузку и сохранить правильно положение при работе за компьютером.

 

Несмотря на то, что рабочее место ребенка оборудовано правильно, полностью исключить вредное воздействие компьютера вряд ли удастся,


особенно если чадо целыми днями играет в полюбившуюся игрушку. Поэтому, если в жизнь ребенка прочно вошел компьютер, не стоит забывать о необходимой физической активности и о том, что даже самые лучшие компьютерные игры делают жизнь однобокой, а развитие неполноценным, если играть в них постоянно.

 

Мы все знаем рекомендации врачей: дети не должны проводить больше 1-2 часов в день перед любым электронным прибором. Мы прекрасно понимаем, что это разумно и правильно. Но последние исследования показывают, что большинство подростков проводит за компьютером от 25 до 30 часов в неделю. В то время как родители уверены, что они строго ограничивают онлайн-время, дети живут в Сети своей жизнью.

 

Сейчас гораздо сложнее определить, сколько наши дети проводят в Сети. Мы уже не говорим о вреде телевизора - любой родитель может легко его выключить. Теперь у наших детей есть смартфоны, ноутбуки, планшеты, айподы, которые они все время носят с собой. Если вы подсчитаете реальное время, которое наши дети проводят в Сети, то неприятно удивитесь. Средний подросток в возрасте от 10 до 18 лет проводит в компании какого-нибудь электронного прибора в среднем... 5 часов в день. И эти цифры продолжают уверенно расти.

 

Ученые начали активно изучать все побочные эффекты, которые вызывает подобное явление. Большинство из них настораживает.

 

Постоянное пребывание в Сети может привести к осложнениям кризисов подросткового возраста, ухудшению поведения, а повышенная активность в социальных сетях - стать причиной перепадов настроения и даже депрессии. Но есть и хорошие новости. Умеренное использование компьютера способствует развитию когнитивных и социальных навыков ребенка.

 

Чем больше времени дети проводят за компьютером и другими гаджетами, тем слабее эмоциональная связь с родителями - показало исследование, в котором приняли участие более 3000 подростков. Тогда как дети, которые уделяют больше времени чтению и домашней работе, чувствуют близость со своими мамами и папами. Сильная привязанность к родителям - ключ к пониманию, доверию и любви, это защита от слабого психического здоровья и тенденции к рискованному поведению, так что авторы исследования замечают: волнения по поводу времени, проведенного за компьютером, вполне оправданы.

 

Недостаток движения, постоянное сидение за компьютером может привести к полноте. Недостаток физических упражнений и чрезмерное пребывание перед экраном прибавляют лишние килограммы. Дети чаще всего едят перед экраном компьютера, а там очень много рекламы нездоровой пищи.


Также это может влиять на сон, вызывать бессонницу, раздражительность или, наоборот, стать причиной сонливости и усталости, даже если дети физически активны.

 

Специалисты обнаружили, что подростки, которые много сидят за компьютером (более 2-3 часов в день) на 50% более склонны к опасному поведению (употребление алкоголя и наркотиков, курение, незащищенный секс), чем дети, которые не проводят столько времени перед экраном. Большое количество рекламы перекочевало в онлайн-пространство. И в Сети ее сложнее контролировать, чем на телевидении. В Интернете часто показывают примеры непристойного поведения, которым подражают наши дети.

 

Все это очень настораживает, но, если вы чувствуете, что пора запретить ребенку сидеть в Интернете, имейте в виду и другое. Исследование также показало, что компьютерные игры и посещение соцсетей, таких как «В контакте», могут развить определенные навыки.

 

70% детей 9-10 лет и свыше 90% школьников 13 лет пользуются Интернетом бесконтрольно, кроме того, меньше половины пользователей умеют делать это безопасно.

 

Рекомендации родителям:

 

Компьютер и телевизор обладают как хорошими, так и плохими сторонами, как и все в этом мире. Нет ничего однозначно положительного или отрицательного, у монеты всегда две стороны. Как сделать так, чтобы компьютер влиял только положительно на вашего ребенка? Следуйте советам «Три умных способа контроля» и рекомендациям экспертов.

 

Не знаете, как и когда вмешиваться в отношения вашего ребенка с его электронным другом? Воспользуйтесь этими простыми советами.

 

1. Не устанавливайте лимит использования компьютера или любой другой техники. Специалисты убедились, что посчитать точное время, которое ребенок проводит перед экраном, невозможно, потому что мы не можем следить за ним в течение всего дня. Как учесть те 30 секунд, которые ребенок тратит, чтобы проверить почту в перерыве между уроками? Или сотни СМС-сообщений, которые он посылает днем? Вместо ограничения времени следует установить правило «неиспользования электронных приборов (телефонов, IРаd

 

и т. д.) в определенных местах», например, в машине или на кухне. Никаких компьютеров или телевизора во время ужина. Эти правила распространяются и на родителей. Никаких телефонов, IРаd или плееров во время домашних уроков. За час до сна из комнаты ребенка убирайте все, что издает какие-либо сигналы. Утром возвращайте.

 

2. Следите за поведением вашего ребенка и в Сети, и в реальной жизни. Выполняет ли ваш ребенок свои обязанности и в школе, и дома? Есть ли у него


близкие друзья и в Сети, и в обычной жизни? Вот на что нужно обратить внимание. Это гораздо важнее, чем считать, сколько времени он проводит перед экраном. Безусловно, подросткам, которые ведут себя агрессивно в Сети, например, занимаются виртуальным запугиванием и унижением слабых людей, сложно завести друзей в реальной жизни. Дети, у которых есть друзья в реальной жизни, используют соцсети для того, чтобы укрепить уже существующую дружбу.

 

3. Поговорите со своим ребенком об использовании компьютера и других электронных приборов так, как бы вы поговорили на любую другую жизненно важную тему.

 

Начните с самого раннего возраста. Как только ребенок сможет сидеть напротив экрана, вам нужно сказать о том, что все должно быть в меру, что на другом конце провода сидят такие же люди, которые получают почту, сообщения и так далее. Спросите, как он себя чувствует, когда друзья пишут грубые сообщения, объясните, что это может ранить любого человека.

 

Чем за



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 56; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.15.153.69 (0.152 с.)