Родителям слабослышащего ребенка 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Родителям слабослышащего ребенка



 

ü Необходимо помнить о полном принятии ребѐнка таким, какой он есть — родители должны понимать и принимать состояние ребенка.

ü Нужно относиться к ребенку с любовью и теплотой. Такой тип отношений способствует формированию у ребенка высокой самооценки и адекватной личности.

ü Ребенок должен развиваться, как обычный ребенок, и не чувствовать своего отличия, ущемлѐнности.

ü Одной из возможностей компенсировать потерю слуха у ребенка является протезирование современными слуховыми аппаратами. Поэтому желательно иметь слуховые аппараты на оба уха, которые в обиходе называются «заушинами». С ними ребенок будет познавать звуки окружающего мира. Если у вас один аппарат, то надевайте сегодня на левое ухо, завтра — на правое.

ü Не всегда легко приучить ребенка к аппарату. Главное здесь — никакого насилия, а только поощрение игрой и общением со взрослым. Тогда ребенок с большим желанием будет носить то, с чем связаны положительные эмоции.

ü Важно понять, что слуховой аппарат является сложным техническим устройством, которое необходимо приобретать и настраивать индивидуально. Правильно настроенный он позволит вашему ребенку ощутить мир звуков, научиться различать речь окружающих людей и даст возможность полноценного и гармоничного развития.

ü Слуховые аппараты необходимы для ориентации в пространстве (вовремя услышать сигнал опасности), для общения со слышащими (в учреждениях, транспорте, магазине), для получения полноценного образования.

ü Ребенка, с нарушением слуха, необходимо обучать чтению с губ, уделять много внимания развитию его речи. Старайтесь говорить с ним на доступном его слуху расстоянии, членораздельно и четко произнося обращенные к нему слова. Ребенок всегда должен смотреть в лицо говорящего

и следить за движениями его губ. Чтобы он не утомлялся и не избегал занятий, придавайте им вид игры. Он будет слышать, но не на всех расстояниях одинаково. Часто низкие частоты слышны на более дальних расстояниях (стук, шорох, бас). Чем выше частоты, тем они должны быть ближе.

 

ü Главная задача: говорить все на ушко не один раз, а минимум десять (меняя правое — левое), в промежутках показывая, как при этом двигаются губы. На ушко — это чисто слуховое восприятие, губы — это слухо-зрительное


восприятие. Ни в коем случае не нужно кричать, лучше сказать много раз обычным голосом на самое ушко.

 

ü Дома необходимы резиновые игрушки-пищалки, свистульки, бубен, игрушечная балалайка, гитара, гармошка. Необходимо знакомить со всем окружающим, издающим звук. Сначала это игрушки, потом окружающие предметы: холодильник, музыкальный центр, машина.

ü Нельзя внезапно появляться перед плохо слышащим ребѐнком. Вы можете сильно испугать его. Старайтесь подходить к нему осторожно и издавать при этом шум или звуки.

 

 

СОН

 

Как уложить детей спать и сохранить хорошее настроение?

 

Восемь часов вечера. Дети спокойно играют, или смотрят телевизор, или делают уроки. Вы надеетесь, что сегодня, наконец, вечер пройдет спокойно, и вы сможете расслабиться и отдохнуть после долгого рабочего дня. Однако весь ваш прошлый опыт свидетельствует о том, что все будет проходить не так уж гладко.

 

Перед сном дети с удовольствием занимаются своими делами, а вас просто игнорируют. Это происходит до тех пор, пока вы, обращаясь к ним, не повысите голос. Тогда они неохотно отрываются от своих занятий, но пройдет еще вечность, прежде чем они умоются, разденутся и лягут в постель. Родителям в это время очень трудно сохранять терпение. Наконец, дети в кроватях и готовы слушать вечернюю сказку. Вы думаете, что надо еще немного продержаться, и эта ежевечерняя пытка закончится. Вы встаете, целуете детей, поправляете одеяла, гасите свет – тут-то все и начинается. «Я хочу водички попить», «А мне в туалет надо»; «Мам, мне страшно одной спать,

 

я к вам хочу» - и тут вы понимаете, что это продолжается бесконечно, и вы мечтаете только о том, чтобы дети как можно скорее заснули.

 

На самом деле, каждому ребенку необходимо установить свое время, когда он укладывается спать – нет общих правил, когда спать ложатся шестилетние, семилетние или восьмилетние дети. Основываясь на своих личных наблюдениях, вы можете установить, примерно к какому часу ваш ребенок устает вечером и когда он просыпается утром. К 12 – 14 годам вы сможете предложить ребенку самому выбирать время отхода ко сну, но устанавливаете самый поздний час, когда ребенок должен отправиться спать, а также время, когда он уходит в свою комнату, тем самым предоставляя родителям время для личного отдыха.

 

Чем счастливее становятся родители по мере приближения заветного времени, тем более несчастными чувствуют себя дети. Они получают


удовольствие от своих занятий и укладываться спать вовсе не собираются. Причем дети, действительно, не понимают, что их завтрашнее самочувствие будет зависеть от того, во сколько они лягут спать сегодня. Они не понимают и того, что родители нуждаются в отдыхе. Неудивительно, что у детей возникают жалобы и капризы всякий раз, когда время подходит ко сну.

 

Специалисты утверждают, что для ребенка дошкольного и младшего школьного возраста вполне достаточно получаса, чтобы он успел вымыться и подготовиться ко сну. Вероятно, детям до 7 лет потребуется некоторая помощь родителей, дети постарше в состоянии проделать все самостоятельно. Ребенку важно, чтобы родители уделили ему внимание перед отходом ко сну. Некоторые дети любят слушать сказки, некоторые любят, чтобы им пели, а некоторые любят поговорить. Видимо, родителям стоит спланировать некоторое время перед сном, которое они проведут с каждым из детей, прежде чем их поцелуют и пожелают спокойной ночи.

 

Как только вы вышли из детской, вам стоит полностью переключиться на другие занятия, несмотря ни на какие провокации со стороны ребенка. Вам не нужно возвращаться, чтобы дать попить, или проводить в туалет, или чтобы прогонять страшных чудовищ, которые появляются спустя 5 минут после того, как вы захлопнули книгу. Все эти манипуляции используются для того, чтобы вы провели с детьми еще немножко времени.

 

Редко, очень редко ребенку могут сниться кошмары, и тогда ему действительно требуется, чтобы родители его приласкали и успокоили. Если ночные кошмары учащаются, не следует больше внимания уделять ребенку. Вам стоит научить его постепенно справляться с неприятными снами самостоятельно – так, как это делают все взрослые.

 

Есть еще несколько рекомендаций, которые помогут вашей семье пережить время отхода детей ко сну. Эти рекомендации могут способствовать уменьшению возможных детских кошмаров и неприятных переживаний.

 

- Попробуйте каждый вечер, например, когда вся семья собирается за столом или перед телевизором, обсуждать приятные события, которые произошли с каждым из членов семьи. Таким образом, во-первых, вы научите детей обращать внимание на то, чем занимаются окружающие; во-вторых, научите их выражать свои чувства по поводу происходящего в их жизни. Дети видят, как заняты их родители, но не умеют высказать ни свое понимание, ни свою благодарность. Когда вечер завершается хорошими словами в адрес друг друга, то дети и родители ложатся спать спокойными и умиротворенными.

 

- В течение вечера происходит смена деятельности у всех членов семьи, и детей надо к этому готовить. Примерно за 15 минут предупреждайте детей о том, что будет происходить – ужин ли, уборка, просмотр телевизионной


программы или подготовка ко сну. Это позволит ребенку вовремя закончить свои занятия и не жаловаться, что он чего-то не успел. Вы увидите, насколько легче взаимодействовать с ребенком, когда от него не требуется «сделать что-то немедленно».

 

СТРАХИ

 

Все дети периодически испытывают страх, и это нормально. В

 

возникновении страхов велика роль инстинкта самосохранения, предписывающего остерегаться неведомого, непонятного и реализующегося через страх чего-либо или кого-либо. Большинство страхов обусловлено возрастными особенностями детей и носят временный характер, если к ним правильно относиться. Существует определенная норма страхов для каждого возраста, совместимая с нормальным развитием психики ребенка. Эта норма несколько различна для девочек и мальчиков. Информацию о среднем количестве страхов в зависимости от возраста можно найти в публикациях известного санкт-петербургского психиатра, специалиста по детским страхам А.И. Захарова. Например, в возрасте 3-х лет нормой для мальчиков будет 9 страхов, для девочек – 7, в 4 года для мальчиков 7, для девочек 9 страхов, в 5 лет для мальчиков 8 страхов, для девочек 11 страхов, в 6 лет для мальчиков 9 страхов, для девочек 10.

 

Определенные страхи являются нормальным явлением для конкретного возраста и связаны они с познанием ребенком окружающего мира и себя в этом мире:

 

8 месяцев – боязнь незнакомых людей,

 

1,5 года – боязнь незнакомых детей (проходит к 2 – 2,5 годам), грозы, темноты, больших водных поверхностей, врачей, уколов.

 

До 2-х лет, ребенок задает вопросы взрослым: «что это?», «кто это?», он хочет знать: опасны для него эти «кто» и «что». В 2 года дети боятся неожиданных (непонятных) звуков, наказания со стороны родителей, поездов, транспорта, животных. Дети боятся засыпать в одиночестве.

 

С 2-х до 3-х лет дети задают вопросы: «где?», «куда?», «откуда?», «когда?». Возникают страхи, связанные с пространством. Дети боятся темного времени суток, одиночества, высоты. Дети боятся унитаза, ванной, бытовых приборов, теней на стене.

 

К 5-ти – 6-ти годам дети начинают испытывать страх за последствия своих поступков, задают вопросы: «Что будет?». К этому возрасту дети начинают понимать сложность окружающего мира и осознавать свою беспомощность в нем. Формируются категории времени и пространства. Возникает страх смерти, дети могут задавать вопросы родителям: «А ты не


состаришься?», «А я не умру?».

 

От 5-ти до 7-ми лет - страх смерти, страх смерти родителей, страх животных, сказочных персонажей, страх страшных снов, глубины, огня, пожаров, войны, страх нападения, заболеть, страх перед засыпанием, страх наказания.

 

Младший школьный возраст (7 – 11 лет) страх опоздания в школу, порицания, сделать что-нибудь не так, страх несчастья.

 

Большинство детских страхов исчезает по мере взросления ребенка, повышения уровня осведомленности, накопления жизненного опыта, дети как бы «перерастают» их. Но, тем не менее, родителям всегда следует обращать внимание на проявление страхов у ребенка. Отсутствие внимания к проблеме и помощи в нужное время может привести к болезненной заостренности страхов. Родителям необходимо владеть элементарными приемами психологической работы с детскими страхами и знать, как не усугубить состояние ребенка, а наоборот, помочь ему справиться со своими переживаниями.

 

Рекомендации родителям:

 

1. Отнеситесь к страху ребенка серьезно и адекватно. Избегайте преуменьшения значимости страха и наоборот – преувеличения его значимости. Родители никогда не должны смеяться над признанием ребенка в том, что он чего-то боится, а уж тем более стыдить ребенка за испытываемый им страх. В первом случае ребенок будет испытывать обиду и разочарование в вас, как в родителях, во втором случае из чувства стыда ребенок начинает скрывать свой страх, и страх усиливается.

 

2. Недооценивайте влияние страха на психику ребенка. Помните, что страх подчиняет себе такие психические процессы, как мышление, воображение, память и речь.

 

3. Пугающий объект перестает вызывать страх, если с ним поближе познакомиться. Малыши иной раз боятся незнакомых звуков, но, увидев источник этих звуков, тут же перестают обращать на них внимание.

 

4. Если страх выражен слабо или только что проявил себя, не надо фиксировать внимание ребенка на таком страхе. Займите ребенка интересной для него деятельностью, игрой, отвлеките его. В зависимости от возраста ребенка, через некоторое время можно завести с ребенком разговор о том, что люди испытывают разные чувства: радость, грусть, удивление, страх и т. д. Обсудите с ребенком, все ли чувства приносят пользу человеку. Сделайте совместный вывод о том, что и страх полезен, он помогает ребенку быть осторожным в некоторых ситуациях, мобилизовать организм на борьбу с неприятелем. Приведите в пример страх высоты, который помогает держать равновесие, придает удивительную устойчивость ногам, цепкость рукам,


заставляет мозг по нескольку раз оценивать расстояние между высотой бревна, перекладины и землей.

 

5. Первым шагом на пути преодоления страха является рассказ ребенка о страхе. Когда ребенок проговаривает вслух свои переживания, его тревога уменьшается. Задача взрослого – «правильно» послушать малыша, то есть применить навыки активного слушания и эмоционально поддержать его.

 

6. Рисование страха. Ребенок не всегда может рассказать о своем страхе в силу недостаточного речевого развития (особенно при задержке речевого развития), к тому же страх может вызвать блокировку спонтанной речи ребенка. Рисовать ребенок зачастую начинает раньше, чем хорошо говорить и для него это естественный способ общения с миром. Попросите ребенка нарисовать то, что его напугало. Посредством рисунка ребенок может безболезненно соприкоснуться с пугающими образами и ситуациями, как-то повлиять на них, что значительно снижает детскую тревогу (например, нарисованный страх можно разорвать, сжечь, можно сделать его смешным или жалким). Для вас как для родителя рисунок будет нести информацию о том, с какой сферой жизни ребенка связан страх, с каким объектом он связан и т. д.

 

7. Проигрывайте страхи. Игра для ребенка является наиболее адекватным способом выражения чувств, познания мира, отношений между людьми. Игра является самой привычной деятельностью для ребенка и несет много информации для наблюдательного взрослого. Игра терапевтична сама по себе, в игре ребенок может стать хозяином положения, устанавливать свои правила, он властелин в этом мире, а значит сильнейший. Играя, ребенок в условном, символическом смысле переживает травмирующие жизненные обстоятельства, происходит их эмоциональное отреагирование и снижается напряжение. Если у ребенка есть возможность поиграть, он становится сам себе психотерапевтом.

 

8. Используйте сказки в борьбе со страхами. Язык метафор, встречающийся в сказках, - мощный инструмент воздействия на психику с целью помочь ребенку наладить отношения с окружающим миром. Родители могут использовать как готовые сказки, так и сочинять сказки сами. Каждая сказка содержит в себе главную проблему и пути ее решения. Сочиняя сказку, родители должны сделать так, что бы ребенок отожествил себя с героем сказки, который побеждает свои страхи тем или иным способом. Предложите ребенку несколько сюжетов, что бы он мог выбрать для себя близкий по духу.

 

9. Всегда старайтесь найти истинную причину детского страха. Причины могут крыться как в возрастных особенностях ребенка, так и в событиях, происходящих внутри семьи или ближайшем окружении ребенка. Отсутствие должного внимания к причине страха может свести на нет все попытки


избавить ребенка от него. Причины страхов могут быть самыми разнообразными: излишняя строгость по отношению к ребенку в семье, внушение страхов взрослыми или сверстниками, испуг, ранняя интеллектуализация ребенка, психотравма (развод родителей, смерть близкого человека, насилие).

 

Что же могут сделать родители для профилактики детских страхов?

 

Общаясь с ребенком необходимо соблюдать несколько важных правил:

 

ü Детей никогда не следует пугать ради послушания. По мере развития ребенка ему указывают на реальные опасности, но никогда не запугивают мнимыми коллизиями.

ü Не следует оставлять маленького ребенка одного в незнакомой ему обстановке, в ситуации, когда возможно появление чего-то неожиданного для ребенка. Ребенок должен оказаться в неизвестной еще ему ситуации только рядом с взрослым.

ü Не берите с собой ребенка на «взрослые» мероприятия – на стадионы, многочасовые шоу, эмоционально окрашенные зрелища, в гости, где будет большое скопление людей: чужие эмоции возбуждают и не дают возможности успокоиться.

ü Следите за своим эмоциональным состоянием. Дети с самого рождения очень чувствительны к эмоциональному состоянию мамы и других близких. Ваше раздражение, напряжение, беспокойство легко передается малышу. Даже если причины вашего беспокойства связаны, например, с работой, ребенок просто «считает» эту эмоцию и тоже начнет беспокоиться.

ü Следите за своей речью, за тем, что вы говорите в присутствии ребенка. Многие слова взрослых дети понимают буквально, это связано с особенностями детской психики. Например, девочка четырех лет услышала слова бабушки, которая разговаривала по телефону: «В этом году муравьи на даче просто с ума сошли, пожирают все, что попадается на их пути». У девочки появился панический страх муравьев.

ü Избегайте переноса на ребенка своих страхов и переживаний. Много детских страхов возникает по вине взрослых. Страхами, как и вирусами, можно заразиться от людей, с которыми общаешься очень близко. Как показывает практика психологического консультирования, у детей часто бывают страхи их родителей (страхи, которые у родителей были в детстве и те, которые существуют в настоящий момент). Чаще всего это страхи животных, одиночества, детского сада. Будьте критичны к собственному состоянию и собственным страхам, чтобы оградить детей от переноса на них своих переживаний. Если вы сможете отделять свои чувства от чувств ребенка, этим вы облегчите жизнь и себе и ему.


ü Ребенок должен достаточно (по возрасту) ориентироваться в окружающем его мире. Неведение, низкий уровень ориентации ребенка в окружающем его мире провоцируют многие страхи. С другой стороны, излишняя информация (фильмы, художественные произведения), которую ребенок еще не в силах понять также может стимулировать возникновение страхов.

ü Не стремитесь к ранней интеллектуальной нагрузке ребенка, игнорирующей возрастные нормы восприятия и переработки информации (раннее чтение, письмо, математика): перегрузка, ситуация неуспеха ослабляет психологическую устойчивость и добавляет новые страхи.

ü Обратите особое внимание на развитие самостоятельности ребенка, она впрямую связана с уверенностью ребенка в себе и помогает бороться с робостью и тревожностью.

ü Не допускайте слишком большого напряжения внутрисемейных событий, не увлекайтесь порицаниями на повышенных тонах – это усиливает тревожность ребенка.

Что делать, если ребенок боится врачей.

Поддержать ребенка перед походом к доктору – это святая обязанность любящих родителей. Что бы ребенок чувствовал себя максимально комфортно при общении с доктором, вам надо уделить для этого некоторое время и снять лишнее напряжение.

• Перед тем, как отправиться к врачу, следует подробно объяснить малышу, зачем он туда идет и чем ему это грозит. Очень важно честно рассказать о предстоящей процедуре и главное не обманывать его, например, обещая укол как укус комарика. Никакие уговоры не помогут отправиться на очередной плановый осмотр, если ребенок перестанет вам доверять.

• Для совсем маленьких детей основной страх заключается в одиночестве. Дети больше всего на свете боятся остаться вдали от мамы. Потому, не отпускайте ребенка с собственных рук. Современные врачи, работающие с детьми, напротив, стараются привлекать маму к процессу диагностики и проведения процедур в отличие от практики двадцатилетней давности.

• В соответствии с возрастом следует доходчиво разъяснить суть и необходимость процедуры. Можно придумать историю о заболевшей кукле, которой врач назначил анализы и уколы. Показать, как кукла плакала, но после назначенного лечения стала здоровой и веселой. Наглядный пример для детей самый понятный.

• Никогда не запугивайте свою кроху врачами, такие угрозы не сделают его шелковым. Как часто можно услышать от родителей: «Если ты не будешь


меня слушаться, то позову злого доктора и он сделает тебе укол». Впоследствии каждое посещение для малыша оказывается наказанием за неповиновение, и вполне логично, что он начинается бояться всех медиков.

 

Бывает, что малыш стойко переносит все болевые ощущения, а вот непосредственно белый халат вызывает у него нехорошие ассоциации. В этом случае, можно купить белый халат и поиграть с ребенком в игру «врач – пациент». Поиграв и пообщавшись с ненастоящим врачом в непринужденной домашней атмосфере, ваше чадо обязательно привыкнет и перестанет бояться.

 

Что должны делать родители в кабинете врача:

 

• морально поддерживать и хвалить малыша во время осмотра врача и проведения процедур. Если медицинские работники разрешат, во время процедур держите его на руках, если это невозможно – стойте поблизости, гладьте малыша по головке, подбадривайте, дайте свою руку. Не следует ругать ребенка или проводить воспитательные беседы в присутствии медицинских работников. Наоборот, если малыш мужественно и стойко держится в поликлинике, обязательно похвалите его и подумайте, чем его наградить;

 

• дать малышу несколько минут, чтобы он осмотрелся в кабинете врача. Не следует с порога начинать нервозно раздевать ребенка. Как правило, врач всегда сначала спокойно разговаривает с родителями, а только потом осматривает маленького пациента. Самая «неприятная» часть консультации врача – осмотр зева. Она должна проводиться в самом конце приема;

 

• уточнить у врача все его рекомендации. Не следует бояться выглядеть при этом назойливым. Обязательно нужно четко знать дозирование лекарств, очередность их приема, сочетание с другими медикаментами и продуктами питания. Желательно завести специальный блокнот для записи своих вопросов

 

и ответов медиков, вносить в него данные о состоянии ребенка во время болезни и лечения;

 

• постараться сохранить «присутствие духа» и тем самым дать малышу пример спокойного поведения.

 

ТРЕВОЖНОСТЬ

 

В психологии под тревожностью понимается «устойчивое личностное образование, сохраняющееся на протяжении длительного времени», эмоциональный дискомфорт.

 

Виды тревожности

 

Тревожность как качество личности. Присуща ребенку-астенику, который склонен к пессимизму. Чаще всего такой подход к жизни перенимается от близких. Такой ребенок очень похож на своих родителей.


Пример. Мама 7-летней девочки жаловалась, что дочь не может подойти

 

к учительнице что-то спросить, плачет при расставании. Во время разговора речь женщины была тихой и прерывистой, на глазах – слезы.

 

В подобных случаях трудно понять до конца, что в поведении ребенка является результатом воспитания, а что передалось по наследству. Многое зависит от врожденных особенностей характера, например, такая тревожность свойственна детям с темпераментом меланхолика. Такой ребенок всегда будет испытывать некий эмоциональный дискомфорт, он медленно адаптируется к тем или иным ситуациям, а любое изменение в привычной жизни надолго лишает его душевного равновесия.

 

Тревожность ситуативная связана с конкретной ситуацией, является результатом каких-то событий. Например, после болезненной процедуры у врача ребенок начинает бояться всех врачей. Часто дети, независимо от возраста, боятся самостоятельно делать покупки в магазине. Зная о предстоящем походе в магазин, ребенок заранее расстраивается, у него портится настроение, он предпочитает остаться без конфеты, чем покупать ее самостоятельно.

 

Ситуативную тревожность можно свести к минимуму,но совсемизбавиться от нее получается не у всех – у многих взрослых осталась тревога перед посещением врача, или контрольной работой.

 

Школьная тревожность –разновидность ситуативной тревожности.Ребенка волнует и беспокоит все, что связано со школой. Он боится контрольных работ, отвечать у доски, получить двойку, ошибиться. Такая тревожность часто проявляется у детей, родители которых предъявляют завышенные требования и ожидания, у детей, которых сравнивают с более успешными сверстниками. Такая тревожность часто встречается в классах шестилеток – такие маленькие дети могут плакать из-за незначительных затруднений (забыл линейку, не понял, что делать, родители пришли на пять минут позже и т.д.). Становясь старше, ребенок менее эмоционально реагирует на трудности, чувствуя себя более компетентным, он меньше боится перемен и быстрее адаптируется к изменениям.

 

Типы тревожных детей

 

Невротики. Дети с соматическими проявлениями(тики,заикания,энурези т.д.). Проблема таких детей выходит за рамки компетенции психолога, необходима помощь невропатолога, психиатра.

 

Таким детям необходимо давать выговориться, просить родителей не заострять внимание на соматических проявлениях. Необходимо создать для ребенка ситуацию комфорта, принятия и свести к минимуму травмирующий фактор. Таким детям полезно рисовать страхи, разыгрывать их. Им поможет


всякое проявление активности, например, лупить подушку, обниматься с мягкими игрушками.

 

Расторможенные. Очень активные,эмоциональные дети с глубокоспрятанными страхами. Поначалу стараются хорошо учиться, но если это не получается, то они становятся нарушителями дисциплины. Могут специально выставлять себя на посмешище перед классом. На критику реагируют подчеркнуто равнодушно. Своей повышенной активностью пытается заглушить страх. Возможны легкие органические нарушения, которые мешают успешной учебе (проблемы с памятью, вниманием, мелкой моторикой).

 

Таким детям необходимо доброжелательное отношение окружающих, поддержка со стороны учителя и одноклассников. Надо создать у них ощущение успеха, помочь им поверить в собственные силы. На занятиях надо давать выход их активности.

 

Застенчивые. Обычно это тихие,обаятельные дети,они боятся отвечать удоски, не поднимают руку, безынициативны, очень старательны в учебе, имеют проблемы в установлении контакта со сверстниками. Боятся о чет-то спросить учителя, очень пугаются, если он повышает голос (даже на другого), часто плачут из-за мелочей, переживают, если чего-то не сделали. Охотно общаются с психологом или педагогом лично (индивидуально).

 

Таким детям поможет группа сверстников, подобранная по интересам. Взрослые должны оказывать поддержку, в случае затруднения спокойно предлагать выходы из ситуаций, больше хвалить, признавать за ребенком право на ошибку.

 

Замкнутые. Мрачные,неприветливые дети.Никак не реагируют накритику, в контакт со взрослыми стараются не вступать, избегают шумных игр, сидят сами по себе. Могут быть проблемы в учебе из-за отсутствия заинтересованности и включенности в процесс. Ведут себя так, как будто ото всех ждут подвоха. Важно найти для таких детей область, которая им интересна (динозавры, компьютер и т.д.) и через обсуждение, беседы на эту тему налаживать общение.

 

Характерные черты тревожных детей

 

После нескольких недель болезни ребенок не хочет идти в школу. Ребенок по несколько раз перечитывает одни и те же книги, смотрит одни

 

и те же фильмы, мультфильмы, отказываясь от всего нового.

 

Ребенок стремится поддерживать идеальный порядок, например, с маниакальным упорством раскладывает ручки в пенале в определенной последовательности.

 

Если ребенок легко возбудимый и эмоциональный, он может «заразиться» тревожностью от близких.


Ребенок сильно нервничает во время контрольных, на уроках постоянно переспрашивает, требует подробного объяснения.

 

Быстро устает, утомляется, тяжело переключается на другую деятельность.

 

Если не удается сразу выполнить задание, отказывается от его дальнейшего выполнения.

 

Склонен винить себя во всех неприятностях, случающихся с близкими Как помочь ребенку преодолеть тревожность?

 

Необходимо понять и принять тревогу ребенка – он имеет на нее полное право. Интересуйтесь его жизнью, мыслями, чувствами, страхами. Научите его говорить об этом, вместе обсуждайте ситуации из школьной жизни, вместе ищите выход. Учите делать полезный вывод из пережитых неприятных ситуаций – приобретается опыт, есть возможность избежать еще больших неприятностей и т.д. Ребенок должен быть уверен, что всегда может обратиться

 

к Вам за помощью и советом. Даже если детские проблемы не кажутся Вам серьезными, признавайте его право на переживания, обязательно посочувствуйте («Да, это неприятно, обидно…»). И только после выражения понимания и сочувствия помогите найти решение выход, увидеть положительные стороны.

 

Помогайте ребенку преодолеть тревогу – создавайте условия, в которых ему будет менее страшно. Если ребенок боится спросить дорогу у прохожих, купить что-то в магазине, то сделайте это вместе с ним. Т.о. вы покажете, как можно решить тревожащую ситуацию.

 

Если в школе ребенок пропустил из-за болезни много дней, попробуйте сделать его возвращение постепенным – например, придите вместе после уроков, узнайте домашнее задание, пусть разговаривает с одноклассниками по телефону; ограничьте время пребывания в школе – не оставляйте первое время на продленку, избегайте перегрузок.

 

В сложных ситуациях не стремитесь все сделать за ребенка – предложите подумать и справиться с проблемой вместе, иногда достаточно просто Вашего присутствия.

 

Если ребенок не говорит открыто о трудностях, но у него наблюдаются симптомы тревожности, поиграйте вместе, обыгрывая через игру с солдатиками, куклами возможные трудные ситуации, может быть ребенок сам предложит сюжет, развитие событий. Через игру можно показать возможные решения той или иной проблемы.

 

Заранее готовьте тревожного ребенка к жизненным переменам и важным событиям – оговаривайте то, что будет происходить.


Не пытайтесь повысить работоспособность такого ребенка, описывая предстоящие трудности в черных красках. Например, подчеркивая, какая серьезная контрольная его ждет.

 

Делиться своей тревогой с ребенком лучше в прошедшем времени:

 

«Сначала я боялась того-то..., но потом произошло то-то и мне удалось...»

 

Старайтесь в любой ситуации искать плюсы («нет худа без добра»): ошибки в контрольной – это важный опыт, ты понял, что нужно повторить, на что обратить внимание...

 

Важно научить ребенка ставить перед собой небольшие конкретные цели и достигать их.

 

Сравнивайте результаты ребенка только с его же предыдущими достижениями/неудачами.

 

Учите ребенка (и учитесь сами) расслабляться (дыхательные упражнения, мысли о хорошем, счет и т.д.) и адекватно выражать негативные эмоции.

 

Помочь ребенку преодолеть чувство тревоги можно с помощью объятий, поцелуев, поглаживания по голове, т.е. телесного контакта.

 

У оптимистичных родителей – оптимистичные дети, а оптимизм – защита от тревожности.

 

Школьная тревожность –это широкое понятие,включающееразличные аспекты устойчивого школьного эмоционального неблагополучия. Она выражается в волнении, повышенном беспокойстве в учебных ситуациях, в классе, ожидании плохого отношения к себе, отрицательной оценки со стороны педагогов, сверстников. Ребенок постоянно чувствует собственную неадекватность, неполноценность, не уверен в правильности своего поведения, своих решений.

 

· Тревожность ребенка во многом зависит от уровня тревожности окружающих его взрослых.

 

· Не пугайте ребенка паническими, гневными реакциями на его' учебные неудачи. Плохая оценка - это не конец света.

 

· Никогда не сравнивайте его с другими детьми: «Как тебе не стыдно, вот Маша прекрасно справляется, а ты вечно ничего не можешь!»

 

· Ведите отсчет от его собственных неудач и достижений.

 

· Корректируя деятельность ребенка, опирайтесь на позитивные моменты: «Ты молодец, ты хорошо постарался, сегодня у тебя получилось, но смотри, здесь можно было бы сделать лучше, правда?»

 

· Шаг за шагом поддерживайте маленькие успехи ребенка.

 

· Уважительно выслушивайте ребенка, рассказывайте о своих собственных прошлых учебных проблемах, делитесь опытом.


· Сделайте семейной традицией доброжелательный откровенный разговор о школьных делах. Чтобы ребенок понял: посоветоваться

 

о трудностях - это нормально, родители не будут ругать, а помогут.

 

· Помогите младшекласснику составить и поддерживать распорядок дня: обязательно структурированный и последовательный.

 

· Не подгоняйте такого ребенка. Без спешки выполненное задание поможет ему справиться с беспокойством, получится оно или нет.

 

А еще можно рекомендовать родителям почаще играть с ребенком в «дурацкие» игры. Не компьютерные, не состязательные, не интеллектуальные и не на ловкость или скорость. А в такие, чтобы посмеяться, покричать, «посуматошиться», подержаться за руки, обняться. В «жмурки», например. Такие игры снимают мышечные зажимы, что крайне необходимо тревожному ребенку.

 

Советы родителям подростков

 

Чтобы существенно снизить тревожность у подростков необходимо: ü обеспечить реальный успех подростка в какой-либо деятельности; ü больше доверять подростку; ü искренне интересоваться делами подростка, верить в его успех;

 

ü меньше ругать, больше хвалить;

 

ü не фокусировать внимание на неудачах. ü обучать навыкам эффективного общения;

 

ü обучать навыкам саморегуляции психических состояний; ü обучать навыкам уверенного поведения; ü устранять негативные последствия критических ситуации.

 

УРОКИ

 

Родители, помогая ребенку готовить уроки, часто совершают две противоположные ошибки: или вообще не занимаются детьми, или чрезмерно опекают их. Что следует делать, а что нет родителям в процессе совместной готовки уроков?

 

Во-первых, проверьте, как ребенок организовал свое рабочее место. Источник света должен быть размещен спереди и слева, на столе не должны стоять посторонние предметы.

 

Во-вторых, уточните распорядок дня. Пусть ваш ребенок делает домашнее задание часика через полтора после школы. Тогда он и успеет отдохнуть и еще не устанет от домашних забот и игр.

 

Тренируйте ребенка, чтобы у него появилось чувство времени. Спросите у него, сколько времени потребуется для выполнения домашне



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-03-09; просмотров: 58; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.134.77.195 (0.169 с.)