Есть ли вина организации. Организационные причины 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Есть ли вина организации. Организационные причины



 

По своей сути «Синдром белого воротничка» является следствием пребывания человека в состоянии длительного психологического и физиологического пика. На практике, это состояние проявляется тогда, когда специалист работает на износ и ресурсы его организма тратятся не восстанавливаясь.

В нормальном состоянии, в результате работы естественных механизмов саморегуляции психики и организма, на смену затраченным ресурсам приходят новые. Как, по замкнутому кругу происходит постоянное восстановление. Когда же действие этого естественного механизма нарушается, психика и организм перестают нормально работать. Вот поэтому «Синдром белого воротничка» по своей сути и не является заболеванием, это лишь следствие работы психики и организма свыше своих ресурсных возможностей. Переход через точку полного исчерпания ресурсов нарушает нормальное функционирование психики и организма, приводит к патологии, которая и составляет суть «Синдрома белого воротничка».

Как показывает практика, постоянно увеличивается количество организаций, персонал которых подвержен «Синдрому белого воротничка», распространение его уже похоже на эпидемию. Объясняется это достаточно просто: по сравнению с «Профессиональным выгоранием» и трудоголизмом, формирование «Синдрома белого воротничка» происходит наиболее быстро и может происходить под влиянием, на первый взгляд, незначительных факторов. А последствия, всем известны, практически каждый самоотверженный специалист с ними сталкивался, даже не будучи топ–менеджером. Явными признаками наличия «Синдрома белого воротничка» являются:

1) потеря интереса к работе;

2) хроническая усталость;

3) раздражительность.

Действительно, в отдельности все эти следствия могут свидетельствовать о чем, угодно: о проблемах в личной жизни, в учебе, с соседями и многом другом. Выступая в совокупности, они говорят о том, что с персоналом что–то не так. Вы наверняка замечали, что, заходя в одни офисы, Вы видите улыбающиеся и жизнерадостные лица, а в других складывается такое ощущение что, кто–то только что умер. Конечно, в первую очередь можно подумать о том, что, у одних установлен кондиционер, а у других его нет или все дело в разнице заработной платы. Но, когда все ключевые параметры примерно равны, становится понятно, что дело то совершенно не в бытовых условиях, а ВТО внутренней атмосфере в коллективе. Вот тут‑то и нужно провести диагностику на предмет обнаружения «Синдрома белого воротничка».

Если Вы, в качестве менеджера по управлению персоналом столкнулись с тем, что персонал по какой‑то причине совершенно не заинтересован в работе, и даже сложная система мотивации (бонусов) совершенно не меняет ситуации – нужно бить тревогу. Понятно, что в круг Ваших прямых интересов входит наладить работу персонала, поэтому необходимо предпринимать кардинальные меры, а именно провести диагностику на предмет обнаружения имеющей место ПД и дать рекомендации к действию. Сузить круг поисков возможно, зная основную особенность, состоящую в том, что у персонала чаще всего в массовом порядке развивается «Синдром белого воротничка». Поэтому, в первую очередь, нужно диагностировать персонал на предмет обнаружения именно этой ПД, а уже если ее наличие не подтвердится, то выяснять, не имеет ли место массовая форма трудоголизма или «Профессионального выгорания».

В действительности, с позиции менеджера по управлению персоналом, провести диагностику «Синдрома белого воротничка» достаточно просто, несмотря на всю сложность этой ПД. На практике, это можно сделать с помощью наблюдения – отследить то, как работает персонал и как он себя ведет. Не всегда есть возможность использовать психологические методы углубленной диагностики, значит наблюдение может стать хоть и не совсем объективным, но вполне приемлемым способом диагностики.

Понятно, что на практике набор индикаторов, по которым будет отслеживаться наличие или отсутствие «Синдрома белого воротничка» будет различным. Во время выбора индикаторов нужно учесть специфику конкретной ситуации, а также Ваши возможности, как наблюдателя.

В число основных факторов, по которым можно отследить наличие «Синдрома белого воротничка», входят:

1) повышение времени выполнения той или иной трудовой деятельности;

2) резкое повышение результативности трудовой деятельности;

3) повышенная нервозность персонала;

4) повышенная агрессивность персонала;

5) апатия персонала к профессиональной деятельности;

6) резкие перепады настроения;

7) неустойчивые результаты профессиональной деятельности;

8) увеличение количества перекуров и пауз на кофе или чай.

Этот основной набор индикаторов, позволяющий отследить наличие «Синдрома белого воротничка». На практике он должен быть изменен для решения конкретных проблем, с целью наиболее полного учета специфики имеющей место ситуации. Например, состояние такого индикатора, как апатия можно проследить только при личном наблюдении, а повышение или понижение результативности трудовой деятельности, можно отследить и по отзывам вышестоящего руководства, в чьем непосредственном должностном подчинении находится данный персонал. Самое главное, на что следует обратить внимание, это то, что каждый из индикаторов достаточно специфичен не только в анализе, но и в части методики его измерения.

Резкое повышение результативности трудовой деятельности

Процесс развития «Синдрома белого воротничка» приводит к тому, что на первых этапах он оказывает положительное воздействие на все функционирование организации в целом. Персонал, находясь в состоянии психофизиологического пика, вполне естественно показывает более высокие результаты трудовой деятельности. Вот и радуется руководство – персонал работает все лучше и лучше. Но, не все так просто. Работа в режиме «Нон–стоп» только на сравнительно небольшом промежутке времени дает положительный результат. Чаще всего это длится примерно от месяца до полугода, но редко более года. Руководство может пропустить «Синдром белого воротничка» на первых его этапах, приняв большую результативность работы персонала за благо. Но не все так просто. После того, как психика и организм проедят все свои ресурсы, неизбежно наступает период спада, результатом которого становится, и, «Синдром хронической усталости» и многие другие последствия, которые и составляют негативный букет «Синдрома белого воротничка».

Поэтому, если Вы реально понимаете, что персонал начал давать в несколько раз большие результаты, чем раньше, стоит задуматься: «А все ли так хорошо?» Если прогрессу нет объективных предпосылок, то считайте что Ваш персонал, все же «заболел» «Синдром белого воротничка».

Повышение времени выполнения той или иной трудовой деятельности

Когда у персонала увеличивается время, необходимое для осуществления трудовой деятельности, то тут можно с уверенностью говорить о том, что имеет место одна из ПД. Если же увеличение времени выполнения работы происходит после пика трудовой активности, то это однозначный сигнал к тому, что развивается «Синдром белого воротничка». Пребывание в состоянии психофизиологического пика не может продолжаться бесконечно, за ним неизбежно следует спад трудовой активности.

Повышенная нервозность персонала

По сути, нервозность персонала является следствием развития «Синдрома белого воротничка». Нервозность, сама по себе, может являться следствием различных причин. Вот только если нервозность присутствует в массовом состоянии, то пора бить тревогу. Нервозность можно отследить даже простым наблюдением, посмотрев на то, как персонала реагирует на те или иные ситуации, как ведет себя в рядовых ситуациях. Если даже на пустяковую нестандартную ситуацию, он реагирует раздражением то, скорее всего это является следствием прогрессирования «Синдрома белого воротничка». Все дело в том, что пребывание в состоянии психофизиологического пика делает психику более восприимчивой к внешней среде. Такое снижение защиты организма и провидит к повышенной нервозности, то есть повышению степени реакции на внешние факторы. Параметр нервозности легче всего отследить на сотрудниках, которые постоянно находятся в контакте с большим количеством людей. Учитывая то, что «Синдром белого воротничка» есть само по себе пребывание в состоянии психофизиологического пика, становится понятным почему именно нервозность является основным его симптомом.

Повышенная агрессивность персонала

Агрессия сама по себе является средством защиты от каких–либо внешних факторов. Всем понятно, что считается нормальным, когда человек защищается – это один из основных естественных рефлексов. По отношению ко всем ПД, их развитие приводит к сбоям в работе естественного механизма. Неизбежным результатом прогрессирования ПД является повышение агрессивности по отношению к внешней среде, в том, числе и к сотрудникам. Каждый выбирает свой способ сброса накопившегося напряжения, будь то спорт, охота или что–то другое. Если этой накопленной агрессии не давать выхода, то получится эффект чайника – закрываем носик и крышку и пар обязательно найдет выход, но только тогда это будет уже непоправимо. Резкое увеличение степени агрессии служит явным признаком того, что у персонала идет активное развитие «Синдрома белого воротничка». Этот показатель, достаточно просто отследить в результате наблюдения за работой персонала, только стоит учесть, что повышенная агрессивность может быть вызвана и другими объективными факторами.

Апатия персонала к профессиональной деятельности

Апатия является одним из тех механизмов, с помощью которых психика защищается. Сотрудник, у которого имеет место быть «Синдром белого воротничка», на определенном этапе начинает воспринимать работу, как главную причину своих проблем. Согласитесь это вполне естественно, но в действительности это выглядит как полное безразличие к профессиональной деятельности. Результат не заставит себя ждать и обязательно проявится в виде резкого снижения эффективности и результативности профессиональной деятельности. Наступление состояния апатии персонала также легко отследить даже не специалисту, просто наблюдая какое‑то время за работой персонала. Если, Вы понимаете, что персонал находится в состоянии апатии к работе, то, скорее всего, это «Синдром белого воротничка». Тут главное не ошибиться, ведь апатия может возникать и при «Профессиональном выгорании». Только в случае с «Профессиональным выгоранием» апатия развивается в более облегченной форме и является следствием неудовлетворенности результатами собственного труда. С учетом этой особенности, апатия персонала служит прекрасным, причем вполне объективным, индикатором при диагностике «Синдрома белого воротничка».

Резкие перепады настроения

Когда персонал в течение рабочего дня переходит из состояния угнетенности к бурному веселью, можно говорить о том, что это не просто оригинальный стиль делового поведения. Когда симптом имеет место, применительно к большинству членов коллектива, можно с определенной долей уверенности сказать, что персонал находится в состоянии психофизиологического пика. Все дело в том, что неустойчивое эмоциональное состояние является неизбежным побочным результатам психофизиологического пика. К тому же неустойчивое психо‑эмоциональное состояние является симптомом только «Синдрома белого воротничка». В случае с «Профессиональным выгоранием» или трудоголизмом присутствуют такие симптомы как:

1) устойчивое депрессивное состояние;

2) угнетенность;

3) подавленность.

Все перечисленные симптомы имеют постоянный характер. Напротив, «Синдром белого воротничка» может приводить к тому, что, на протяжении рабочего дня несколько раз кардинально меняется настроение, от безудержного смеха до полной подавленности. На практике даже элементарное наблюдение позволит сделать правильный вывод и поставить диагноз.

Неустойчивые результаты профессиональной деятельности

Основным признаком высокого уровня профессионализма является устойчивая результативность деятельности. Получается, что когда все идет нормально то и результаты будут ровными, а, если нет, то и результаты нестабильны. Дело в том, что у каждого человека, есть определенный режим трудовой профессиональной деятельности, следовательно, и степень его устойчивости служит индикатором состояния в профессиональной области. На практике, отследить изменения результативности трудовой деятельность можно, например, по отзывам коллег, топ–менеджеров. Главное определить, меняется ли результативность профессиональной деятельности. Если, имеет место постоянная и устойчивая тенденция увеличения объемов профессиональной деятельности, то это может свидетельствовать о повышении профессионализма конкретного сотрудника – вполне естественное явление. В противовес этому, нестабильность результатов, например, в течение двух дней сотрудник показывает высокие результаты, а в следующие два дня результаты его работы снижаются. Соответственно, их неустойчивость однозначно свидетельствует о наличии «Синдрома белого воротничка».

Увеличение количества перекуров и пауз на кофе или чай

Это один из явных признаков того, что с персонал «не здоров». Когда работа интересна, она вызывает положительные эмоции и в целом приносит удовлетворенность, значит, даже количество позывов попить кофе, покурить, существенно снижается. По факту, перекуры и перекусы есть ни что иное, как способ оторваться от работы. Если же работа приносит положительные эмоции, то и отрываться от нее не хочется. Поэтому, просто понаблюдав какое то время за персоналом, Вы сможете понять, все ли в профессиональной деятельности идет хорошо. Если количество перерывов большое, то считайте, что имеет место какая‑либо из ПД. Только по этому индикатору нельзя однозначно определить видовую принадлежность имеющей место ПД. В любом случае, придется проводить дополнительную диагностику и отслеживать состояние многих индикаторов.

Все вышеперечисленные параметры служат удобным и отработанным методом диагностики профессиональной деятельности персонала. Понятно, что на практике, с ходом времени Вы выработаете систему собственных ключевых индикаторов, только всегда следует иметь в виду, что состояние одного из индикаторов не может служить основанием для того, чтобы однозначно сделать вывод о наличии ПД.

 

Цена вопроса

 

Обычно вопрос о том диагностировать или не диагностировать, лечить или не лечить задают люди, которые, просто по факту не сталкивались с ПД и до конца еще не понимают реального финансового урона от этого недуга. Поэтому, когда Вы будете решать вопрос с вышестоящим руководством о том, стоит или не стоит проводить регулярный мониторинг ПД среди персонала, берите магией чисел – посчитайте и покажите реальные, а не номинальные убытки, к которым приводит развитие болезни. После этого даже самый экономный руководитель поймет, чем это грозит его компании.

Еще чаще можно слышать такой ответ от специалистов по управлению персоналом: «Какая нам диагностика и лечение профессиональных дисфункций? Нам бы справиться с текущими делами». Конечно, с этим аргументом поспорить сложно, так как не всегда компания обладает реальными ресурсными возможностями для создания жизнеспособной системы «Диагностика – лечение профессиональных дисфункций». В реальности все не так просто, к примеру, те же самые вакансии, которые приходится замещать, возникают в результате увольнения персонала, в том числе и по вине прогрессирования профессиональных дисфункций. Согласитесь, если бы своевременно были проведены диагностика и лечение, часть персонала была бы сохранена и, естественно, не было необходимости тратить ресурсы организации на поиск и обучение нового персонала. Поставленная и налаженная система «Диагностика – лечение профессиональных дисфункций» может решить большой круг проблем, в том числе «текучку» персонала, снижение эффективности и результативности трудовой деятельности персонала. Основные методики диагностики и лечения ПД требуют привлечения не такого уж и большого количества денег, а в совокупности, с тем, какой реальный урон наносят эти недуги компании, понимаешь, что «Цена вопроса несоизмеримо высока».

 

Основные методики лечения

 

Причины развития ПД могут быть различными. Условно их можно разделить на две основные группы: первой относятся организационные, возникновение которых зависит от организации, а ко второй – неорганизационные. Именно устранение организационных факторов развития находится в прямой компетенции организации.

«Синдром белого воротничка» встречается чаще всего и, по сути, является наиболее массовой ПД. Соответственно и основные причины его развития находятся непосредственно в организации. С одной стороны, это хорошо, ведь можно проводить локальное, эффективное лечение не выходя за пределы офиса, а с другой стороны это потребует серьезных организационных изменений и возможно даже внутренней реструктуризации. Здесь без глобальных организационных изменений не обойтись, косметические процедуры принесут пусть и быстрый, но совершенно несущественный результат. В реальности, от «Синдрома белого воротничка» можно вылечить персонал, причем одновременно и предотвратив саму возможность его повторного возникновения. Все это в первую очередь зависит от высшего руководства компании, и, в меньшей степени от самого персонала. На практике, для лечения «Синдрома белого воротничка» используется большое количество методов. Некоторые из них рассчитаны на использование в так называемых «кустарных условиях», то есть самим человеком, который хочет вылечиться без помощи специалиста. Такие методы ориентированы на точечное использование. Вторая группа методов позволяет проводить лечение «Синдрома белого воротничка» внутри организации. Большая результативность лечения с применением второй группы методов объясняется тем, что в первую очередь именно от организации зависит профессиональное здоровье персонала.

Основными методиками лечения «Синдрома белого воротничка» внутри организации являются:

1) периодические планерки;

2) переработка и изменение существующей миссии организации;

3) переработка и изменение существующих целей организации;

4) разработка и внедрение должностных инструкций для персонала;

5) систематизация существующей организационно–распорядительной документации;

6) аттестация персонала;

7) разработка системы критериев оценки эффективности и результативности трудовой деятельности персонала;

8) налаживание эффективных коммуникационных связей «Руководитель – подчиненный»;

9) донесение до персонала всех решений вышестоящего руководства.

Этот основной набор методик лечения «Синдрома белого воротничка» может быть реализован только внутри организации. Стоит учесть и то, что не следует использовать лишь одну из этих методик. Более эффективным будет комплексное применение перечисленных методик. Вы наверняка заметили, что часть из этих способов являются практически идентичными. Соответственно и при диагностике и при лечении персонала стоит иметь в виду то, что базовой причиной развития ПД является нестабильность. Эта нестабильность заключается в том, что персонал, не имея четких представлений о целях собственной компании, не понимает своего места и предназначения.

Отсутствие понимания собственного предназначения приводит к тому, что большая часть сотрудников начинает «выгорать» и переходит в состояние психофизиологического пика. В основной своей массе это состояние не приносит ощутимого позитивного результата компании, так как без четких поставленных целей, задач и должностных обязанностей, психологические и физиологические ресурсы тратятся впустую, не участвуя в конечном результате работы компании. Следовательно, ни организация, ни сотрудники не выигрывают от такого положения вещей.

Такое мощное дестабилизирующее воздействие на персонал оказывает поведение вышестоящего руководства. Например, довольно широко распространенная практика оценки сотрудника находящегося на испытательном сроке: «Ты делай, а мы посмотрим на результаты». Сама по себе такая тактика вводит человека в состояние психофизиологического пика и как следствие приводит к развитию ПД.

Нестабильным делают положение сотрудника следующие факторы:

1) отсутствие четко определенных критериев оценки эффективности профессиональной деятельности компании;

2) невозможность открыто и объективно отслеживать эффективность трудовой деятельности.

Сам по себе психофизиологический пик означает, что активизированы психологические и физиологические ресурсы, но траты этих ресурсов происходят крайне нерационально, а работа не приносит сколько–нибудь полезного результата. Вот и получается, что персонал работает вхолостую.

Сами по себе действия вышестоящего руководства формируют «Синдром белого воротничка». Узловая точка его профилактики лежит в построении такой системы организации и управления персоналом, которая бы исключала саму возможность развития Синдрома или сводила ее к минимуму. Одним из действенных способов могут стать такие элементарные приемы как планерки. Сами по себе они несут мощное стабилизирующее воздействие и способствуют налаживанию коммуникационных связей. Они делают более открытыми информационные потоки организации, а, к тому же создают ощущение общности интересов, целей и задач. В действительности, воспользовавшись этим нехитрым способом, Вы очень скоро ощутите положительное воздействие периодических планерок.

В любом случае, быстрого эффекта от мероприятий по лечению и профилактике «Синдрома белого воротничка» ждать, по меньшей мере, глупо, так как центральной причиной его развития являются глобальные нарушения системы управления организацией. По причине чего может пройти достаточно длительный промежуток времени со дня начала лечения и до того времени, когда проявятся реальные результаты. Работе над ПД будет способствовать комплексность и системность всего комплекса мероприятий по диагностике, лечению и профилактики синдрома, то есть представлять собой реальный комплекс действий.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.191.68.50 (0.033 с.)