Дракон – это дух изменения, а потому дух самой жизни 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Дракон – это дух изменения, а потому дух самой жизни



 

Вначале этот символ был полностью благоприятным и означал воды, несущие жизнь (змея), и дыхание жизни (птица). В Средневековье, чтобы изобразить дракона, «заимствовали» разные части тела и элементы у семи или девяти различных животных, и, подобно сфинксу, дракон был символом единения четырех стихий.

На востоке извивающийся дракон рассказывал о созидательных ритмах и циклах природы, жемчужное зерно в его рту означало силу начинания. «Весной он подымается в небо, а в августе хоронит себя в толщах воды. Дракон покрывает себя грязью в осеннее равноденствие и появляется весной, своим пробуждением возвещая возрождение природы». Он обладает способностью по своему желанию становиться видимым или невидимым, может преображаться.

Два дракона, играющие с жемчужиной, – это символ взаимного созидательного действия сил инь и ян, порождающих мир, символ всех противоположных и взаимодополняющих сил, символ целостности вселенной (именно дракон‑лошадь передал императору рисунок круга дао, в котором отражена взаимосвязь инь и ян). В даосизме и буддизме это жемчужина совершенства, мудрость, духовная суть вселенной, знак Высшего предела. По легенде, китайский монарх, обладавший жемчужиной, мог превратить ночь в день. Дракон вместе с фениксом (в Китае) или орлом (в алхимии) – символ союза неба и земли, божественной потенциальности, взаимодействия макро– и микрокосма, ритмов эволюции и инволюции, рождения и смерти.

 

* * *

 

Сила у него не в зубах, а в хвосте, и убивает он скорее дыханием, чем укусом.

Один из наиболее распространенных мифологических сюжетов – сражение с драконом: герой, благодаря своей отваге, побеждает дракона, завладевает его сокровищами либо освобождает пленную принцессу. Этот сюжет рассказывает о двойственности природы человека, о внутреннем конфликте между светом и тьмой, о силах бессознательного, которые могут быть использованы для достижения как созидательных, так и разрушительных целей. Битва с драконом символизирует те трудности, которые человеку необходимо преодолеть, чтобы овладеть сокровищами внутреннего знания, одержать победу над своей низменной, темной природой и достичь самообладания. Только выполнив это условие, герой мог нести истинный свет и спасение миру.

Спасти непорочную девицу из лап дракона значит освободить чистые силы, сокрушив злые. Подвиги Геракла, освобождение Андромеды Персеем, бой Ясона с драконом в сказании об аргонавтах, легенда о скандинавском герое Сигурде и его победе над драконом Фафниром, бой святого Георгия с драконом – лишь некоторые тому примеры. Каждый из них дает свой совет, как сражаться с собственной тьмой: например, Геракл до тех пор не мог победить многоголовую гидру, у которой на месте каждой отрубленной головы тут же вырастала новая, пока не догадался прижигать рану факелом. Не то же ли происходит с человеком, пока он сражается с проявлениями и последствиями своих недостатков, но не находит их корней? И хотя дракон, подобно египетскому Сету, причиняет жестокую боль, он помогает человеку познать себя.

 

* * *

 

Дракон не был бы драконом, если бы не умел летать. И человек не был бы человеком, если бы, веруя в драконов, не попытался такого летающего дракона сделать.

С древнейших времен люди запускают в небо воздушных змеев. А в Японии когда‑то драконов запускали даже в городах, с крыш домов. Почему? Возможно, сами того не осознавая, мы не представляем себе жизни без летающего дракона, великого покровителя и защитника. Драконы были символами могущественных богов, дающих жизнь: Кецалькоатля, бога утренней звезды, Атума, бога вечности, Сераписа, «Дракона мудрости». А также – земных «детей» этих богов: Учителей, мудрецов – хранителей Центра мира, его сокровищ и тайн. Этот символ бесконечен, как бесконечен вечно развивающийся мир, охраняемый кольцом уробороса. Драконы и сейчас населяют страницы наших книг. Клиффорд Саймак, Роберт Желязны, Евгений Шварц, Ричард Бах, Джон Рональд Толкиен рассказывают нам о драконах. О нашей слепоте и лени. О пульсе и дыхании жизни. О знаках на нашем пути. И о том, что все великие битвы и победы – лишь результат маленьких, ежедневных сражений.

 

 

Единорог

Анна Кривошеина

 

Никто не сможет поставить их в упряжь,

Никто не сможет смирить их пулей,

Их копыта не оставляют следа,

Они глядят вслед движущейся звезде.

Б. Г.

 

 

 

Звездный единорог, битва льва и единорога, единорог и прекрасная дева… Какое дело нам, ныне живущим, до странного мифического существа, то ли созданного воображением людей, то ли реально существовавшего в незапамятные времена? Почему вдруг в XX веке образ единорога так увлек многих художников, писателей, поэтов? К этой теме обратились Йейтс и Рильке, Лорка и Элиот, Тенесси Уильямс, Желязны, Шекли… Совсем недавно мы видели единорога в заколдованном лесу вместе с Гарри Поттером. А оглянувшись назад, встретим его у Шекспира, Босха, Кэрролла, Рабле. В мировой культуре этот удивительный зверь уступает по популярности, пожалуй, только дракону. Что же в нем такого особенного?

Среди множества символов, сопровождавших человека на протяжении всей истории, единорог, или моноцерос, занимает особое место. Самые ранние его изображения относятся к III тысячелетию до н. э. – они обнаружены на печатях городов долины Инда. Единорог – один из самых священных символов древней эпохи. Это мифическое существо появляется в древнеиндийских, иудейских, персидских священных писаниях – в «Атхарваведе» (в мифе о потопе говорится, что «отец человечества» Ману привязал свой корабль к рогу единорога), в «Махабхарате», «Рамаяне», в Ветхом Завете и т. д. Его внешность меняется – он то бык, то громадная рыба, неизменным остается лишь огромный рог. В греко‑римской традиции его изображали с «телом лошади, головой оленя, ногами слона и туловищем кабана».

Но как бы единорог ни выглядел, он был символом присутствия в нашем мире особой силы, невидимой, подспудной, держащей и хранящей его в изначальной целостности. В древнерусской «Голубиной книге» единорогу посвящены такие строки:

 

Живет единорог во святой горе,

Он проход имеет по подземелью,

Прочищает все ключи источные:

Когда единорог‑зверь поворотится,

Вскипят ключи все подземные,

Потому единорог‑зверь всем зверям царь.

 

В России единорога еще называли инорогом, инрогом, ипроком и индрик‑зверем. В русских азбуковниках XVI–XVII веков его представляли так: «Зверь подобен есть коню, имать рог велик, тело его медяно, в розе имать всю силу… Подружия себе не имать, живет 532 лета».

Это сказочное животное было у нас столь популярным, что его изображения появлялись даже на артиллерийских орудиях, одна из разновидностей которых получила название «единорог».

Став благодаря своему величию, справедливости, мудрости, благородству одной из любимых геральдических фигур, единорог украсил гербы королевских династий и личные гербы многих замечательных людей прошлого. Он был символом Елизаветы I, короля Якова I, а в России – графа П. И. Шувалова, некоторых великих князей.

Его рог, «растущий из середины лба, тверже железа» – это ось мира, точка опоры, необходимая для существования. Винтовой, «закрученный, подобно пылающей шпаге», он рассказывает о циклах, по которым развивается мир вокруг этой оси. Его сравнивали с лучом солнца, соединяющим земное и небесное. Два рога, слитые в один, символизируют изначальное единство, гармонию противоположностей – вечного и тленного, земного и небесного, инь и ян. Единорог принадлежит целостности мира, а двойственность – это свойство земного. В Китае единорога называли ци‑линь (ци означало мужское начало, линь – женское) и почитали как символ совершенного добра. Белый цвет, цвет полноты, породившей все остальные цвета спектра, ставит его над временем, над земной реальностью. «Все вещи исходят из Единорога», – говорится в древнем герметическом трактате.

В средние века и эпоху Возрождения меняется представление об облике единорога: это белая или серебряная лошадь с длинной гривой и винтовым рогом, – теперь он осмысляется еще и как символ чистоты и непорочности. Поэтому в поэзии трубадуров и искусстве Ренессанса одним из любимых становится сюжет о прекрасной деве и единороге.

Как говорят легенды, этот зверь, которого невозможно ни укротить, ни поймать – хотя тысячи людей охотились за ним в жажде заполучить очень дорого ценившийся рог, – завидев чистую, непорочную девушку, доверчиво подходил к ней, клал голову на ее колени и так засыпал. Ему нужно было на земле что‑то, что приняло бы его свет – не запачкав, не уничтожив. Этим таинственным «нечто» становилась душа Прекрасной дамы, глубины которой, как спокойное озеро, могли принять в себя звездный свет и наполнить все вокруг особой красотой – красотой, сокровенные истоки которой в глубоких таинствах мира. Чистота дамы – это чистота сердца, способного отразить свет, и благодаря этому в душе дамы вечно живет магия прекрасного, небесное очарование.

От изображения девы с единорогом трудно оторвать взгляд – это как мандала мира, его вечная формула, свет льющийся и свет хранимый… На память приходят чаша Грааля и копье короля, фиал и Авалон – все принадлежащее и не принадлежащее этому миру, частица Вечного, частица Неба, того, что никогда не будет загрязнено и никогда не умрет.

Человек все‑таки придумал, как ловить единорогов… Те же из них, что уцелели, ушли к далеким горам. С тех пор люди ищут этих красивых животных – уже не ради денег, обращаются к их образам снова и снова, будто пытаясь найти то, что когда‑то было потеряно, и восстановить утраченные связи.

 

Железо

Наталья Аднорал, кандидат медицинских наук

 

Почему наш век называется железным? Связано ли это с физическими свойствами металла? Возможно, знакомство с историей освоения железа, с его природой и символикой облегчит понимание нашего времени и нашего места в нем.

 

Железный век   (начался около II–I тыс. до н. э.)

В археологии:   исторический период повсеместного распространения железа как материала для изготовления оружия и орудий. Следует за каменным и бронзовым.

В индийской философии   – Кали‑юга: век тьмы, четвертый и последний период в цикле проявленного мира. Следует за Золотым, Серебряным и Бронзовым.

Платон   в «Государстве» также рассказывает о четырех веках человечества.

 

Железный век. Это эпоха перемен, действия и двойственности. Там, где война, – это и жестокость, и героизм. Там, где личность, – это и культ эго, и яркая индивидуальность. Где свобода – это и полное непринятие закона, и абсолютная ответственность. Где власть – это и стремление к захвату и подчинению других, и умение «властвовать собой». Где поиск – это и жажда все новых удовольствий, и любовь к мудрости. Где жизнь – это и выживание, и Путь. Железный век – это этап движения из прошлого в будущее, от старого к новому. Это век, в который живет каждый из нас.

 

Часть первая, археологически‑этимологическая

 

Железо называют металлом могущества цивилизаций. Исторически наступление железного века непосредственно связывают с открытием способа получения железа из руд, залегающих в недрах Земли. Но наряду с железом «земным» существует и его «небесный» собрат – железо метеоритного происхождения. Метеоритное железо химически чистое (не содержит примесей), а значит, и не требует трудоемких технологий их удаления. Железо в составе руд, напротив, нуждается в нескольких этапах очистки. О том, что первым человек узнал именно «небесное» железо, говорят и археология, и этимология, и распространенные у некоторых народов мифы о богах или демонах, сбросивших с неба железные предметы и орудия.

В Древнем Египте железо называлось би‑ни‑пет, что в буквальном переводе означает «небесная руда» или «небесный металл». Древнейшие образцы обработанного железа, найденные в Египте, сделаны из метеоритного железа (они датируются IV тыс. до н. э.). В Месопотамии железо именовали ан‑бар – «небесное железо», в древней Армении – еркат, «капнувшее (упавшее) с неба». Древнегреческое и севернокавказское названия железа происходят от слова sidereus, «звездный».

Первое железо – дар богов, чистое, легкое в обработке – использовалось исключительно для изготовления «чистых» ритуальных предметов: амулетов, талисманов, священных изображений (бусы, браслеты, кольца, очаги). Железным метеоритам поклонялись, на месте их падения создавали культовые сооружения, их растирали в порошок и пили как лекарство от многих недугов, носили с собой в качестве амулетов. Первое оружие из метеоритного железа украшалось золотом и драгоценными камнями и использовалось в погребениях.

Некоторые народы не были знакомы с метеоритным железом. Для них освоение металла началось с рудных месторождений «земного» железа, из которого они изготовляли предметы прикладного назначения. У таких народов (например, у славян) железо называлось по «функциональному» признаку. Так русское железо (южнославянское зализо) имеет корень «лез» (от «лезо» – «лезвие»). Немецкое название металла Eisen некоторые филологи производят от кельтского isara, означающего «крепкий, сильный». Ставшее международным латинское название Ferrum, принятое у романских народов, вероятно, связано с греко‑латинским fars («быть твердым»), которое происходит от санскритского bhars («твердеть»).

 

Часть вторая, практически‑мистическая

 

«Прикладная» двойственность предметов, изготовляемых из железа, очевидна: это и орудие созидания, и оружие разрушения. Даже один и тот же железный предмет может быть использован с диаметрально противоположными целями. Согласно легендам, кузнецы древности умели наделять железные предметы силой той или иной направленности. Потому‑то и относились к кузнецам с почтением и страхом.

Мифологически‑мистические интерпретации свойств железа в разных культурах тоже порой противоположны. В одних случаях железо ассоциировалось с разрушительной, порабощающей силой, в других – с защитой от подобных сил. Так, в исламе железо – символ зла, у тевтонов – символ рабства. Запреты на использование железа были распространены в Ирландии, Шотландии, Финляндии, Китае, Корее, Индии. Без железа строились алтари, с помощью железных инструментов запрещалось собирать лекарственные травы. Индусы верили, что железо в домах способствует распространению эпидемий.

С другой стороны, железо – неотъемлемый атрибут защитных ритуалов: во время эпидемий чумы в стены домов забивали гвозди; булавку прикалывали к одежде как талисман от сглаза; железные подковы прибивали к дверям домов и церквей, прикрепляли к мачтам кораблей. В античности были распространены кольца и другие амулеты из железа, отпугивающие демонов и злых духов. В Древнем Китае железо служило символом справедливости, крепости и целомудрия, изготовленные из него фигурки закапывали в землю для защиты от драконов. Железо как металл‑воин воспевалось в Скандинавии, где воинский культ достиг небывалого развития. Кроме того, некоторые народы почитали железо за способность пробуждать душевные силы и вызывать в жизни кардинальные перемены.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 70; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.221.42.164 (0.022 с.)