Увеличение продолжительности 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Увеличение продолжительности



53. Затем постоянно он должен делать себя свободным, практиковать в течение трех гхари (полтора часа времени, он должен быть способным сдерживать дыхание в этот период). Вследствие этого йог несомненно приобретает все многочисленные силы.

 

СИДДХИ ИЛИ СОВЕРШЕНСТВА

54. йог приобретает следующие силы: вакья‑сиддхи (пророчество), силу переносить себя куда угодно по желанию (камачари), ясновидение (дурадришти), яснослышание (дурашрути), тонкое зрение (сукшма‑дришти), силу вхождения в тело другого (паракая‑правешана), превращения основы металлов в золото, натирая их своими экскрементами и мочой и силу становления невидимым, и последняя – сила движения по воздуху.

 

ГХАТА АВАСТХА

55. Когда практикой пранаямы йог достигает уровня Гхата (водяной белки), тогда для него не существует ничего в этом круге мира, чего бы он не смог достичь.

56. Гхата, сказано, является ступенью, в которой прана и апана, вайю нада и винду, дживатма (человеческий дух) и Параматма (Мировой Дух) соединяются и сливаются.

57. Когда он достигает силы удержания дыхания (т. е. быть в трансе) в течение трех часов, тогда, несомненно прекрасный уровень Пратьяхара достигается без падения.

58. Какой бы объект йог ни воспринимал, пусть он рассматривает его как дух. Когда образы действия различных чувств известны, тогда они могут быть побеждены.

59. Когда, благодаря великой практике, йог может выполнять одну кумбхаку в течение полных трех часов, когда на восемь данд (три часа) дыхание йога приостановлено, тогда этот мудрый может удерживаться на большом пальце, но другим он кажется сумасшедшим.

 

ПАРИЧАЙЯ

60. После этого йог достигает Паричайя‑авастхи. Когда воздух, покидающий солнце и луну (правую и левую ноздри) остается неподвижным и прикрепленным к пространству Сушумны, тогда этот уровень Паричайя.

61. Когда он практикой йоги, приобретает силу действия (крийя‑шакти) и проходит через шесть чакр и достигаются уверенно условия Паричайи, тогда йог, определенно, видит тройственные (трехчастные) результаты кармы.

62. Тогда пусть йог разрушит многочисленные кармы посредством пранавы Ом, пусть он достигнет кайя‑вьюхи (мистического процесса приведения в порядок различных скандх тела), для того, чтобы радоваться и страдать от последствий всех его действий в одной жизни, без необходимости возрождения.

63. В это время пусть великий йог практикует пятичастную дхарану форм концентрации на Всевышнего Господа, который достигается управление пятью элементами и страх, исходящий от любого из них удаляется (земля, вода, огонь, воздух и акаша не могут повредить ему.)

64. Пусть мудрый йог практикует дхарану таким образом: 5 гхати (3 часа) в адхара‑лотосе – Муладхаре, 5 гхати в месте линги – Свадхиштхане, тоже в области над ней в солнечном сплетении – Манипуре, также – в сердце – Анахате, тоже в горле – Вишуддхе и в пространстве между бровей – Аджнапуре. Этой практикой элементы прекращают причинять всякий вред великому йогу.

65. Мудрый йог, который таким образом практикует концентрацию (дхарану), никогда не умирает в сотнях циклах великого Брахмы.

 

НИШПАТТИ

66. После этого, благодаря постепенному упражнению, йог достигает Нишпатти‑авастхи – условия осуществления. йог, разрушив все семена кармы, которые существовали от начала, пьет воды бессмертия.

67. Когда спокойный йог достигает, благодаря практике, дживамукти – освобождения в этой жизни, осуществляется Самадхи‑медитация, и когда этот уровень совершенного самадхи может быть произвольно вызван, тогда пусть йог удерживает Четану – сознательный рассудок, вместе с воздухом и силой (крийя‑шакти) побеждает шесть колес и поглощает это в силу, называемую Джняна‑шакти.

68. Сейчас мы описали управление воздухом для того, чтобы устранить беспокойства, которые ожидают йога, но благодаря этому знанию вайю‑садханы исчезают все страдания и наслаждения в круге этого мира.

 

Часть 5

Вялые, имеющие право на мантру  

11 Люди малой смелости, рассеянные, нездоровые и находящие ошибки у своих учителей, жадные, грешные обжоры, беспомощно привязанные к своим женам, непостоянные, робкие, болезненные, зависимые, жестокие, те, чьи характеры плохи и которые слабы – знай, все они вялые садхаки. С великими усилиями они добиваются успеха за 12 лет, их учитель должен знать как подходящих для Мантры‑йоги.

 

Средние, имеющие право на лайя‑йогу  

12 Либеральные, милосердные, желающие добродетели, приятные в речах, те, кто не идут на крайности в любом предприятии – это средние. Они инициируются в Лайя‑йогу.

 

Горячие, предназначенные для хатха‑йоги  

13 Устойчивого ума, знающие Лайя‑йогу, независимые, полные энергии, великодушные, полные симпатии, продвинутые, правдивые, смелые, полные веры, поклоняющиеся лотосным стопам Гуру, всегда вовлеченные в практику йоги – знай таких людей как адхикари. Они достигают успеха в практике за шесть лет и должны инициироваться в практику Хатха‑йоги и ее ответвления.

 

Наиболее горячие, предназначенные для всех йог  

14 Те, кто имеет величайшее количество энергии, предприимчивы, обаятельны, смелы, которые знают Шастры, свободны от влияния слепых эмоций и нелегко смущаются, которые в цвете своей молодости, ограниченные в своем питании, правители своих чувств, бесстрашные, чистые, искусные, щедрые, помогающие всем, сведущие, крепкие, талантливые, удовлетворенные, всепрощающие, с хорошей натурой, религиозные, кто держит свои попытки в тайне, приятной речи, мирные, которые имеют веру и поклоняются Богу и Гуру, свободны от любых горестных болезней, которые ознакомлены с обязанностями адхикары, и практикующие любой вид йоги – несомненно, они достигнут успеха за три года, они имеют право быть инициированы во все виды йоги, без всяких колебаний.

 

 

Хатха йога Прадипика

ПРАНАЯМА

3. Сила движется в теле – это жизнь. Истечением Силы из тела знаменуется смерть. Потому дыхание необходимо ограничивать, накапливая Силу внутри.

4. Потоки забиты нечистотами – Сила не пойдет по серединному пути.

5. Все потоки от нечистот избавлены – йогин обретает способность управлять Силой.

6. Потому ежедневно практикуется пранаяма – дыхание Силы. Ум отрешен и спокоен. Этим срединный путь от нечистот будет избавлен.

7. Сидя в падмасане, пусть наполняется Силой сквозь луну, и, внутри задержав сообразно своим способностям, сквозь солнце пусть выдыхает.

8. После вдыхает солнечной, и, внутри задержав, как раньше, медленно выдыхает лунной.

9. Так, вдыхая той, которой выдыхал, и сколько сможет задерживая внутри, выдыхает сквозь другую – медленно и никогда не сильно.

10. Воздух входит слева и выходит с другой стороны, и, входя справа, выходит слева, будучи остановленным там в промежутке. Поступая так, стороны меняет местами справа налево и слева направо, и в три месяца очистит все потоки.

11. Постепенно четырежды в день – утром и в полдень, на закате и в полночь – пока не достигнет восьмидесяти за один раз и трехсот двадцати всего.

12. В самом начале будет обильный пот, после – дрожание, и в конце – устойчивость. Затем дыхание останавливается, и движение его прекращается.

13. Пот, который обильно выделяется во время практики, должно втереть обратно в тело. Это придаст ему твердость и силу.

14. В начале практики нужно много молока и топленого масла – ими хорошо питаются. Для того, кто утвердился в пранаяме, необходимости в таких ограничениях нет.

15. Как постепенно приручают львов, слонов и тигров – так же шаг за шагом учатся управлять дыханием. Иначе Сила убьет практикующего.

16. Правильной пранаямой все недуги разрушаются, неправильной – порождаются.

37. Некоторые Мастера полагают, что пранаяма самодостаточна, что ею устраняются все шлаки в Нади, и никакие другие практики не нужны.

71. Говоря о вдохе, выдохе и задержке, скажу, что пранаяма бывает трех типов. Но если считать, что вдох и выдох – одно, тогда двух типов: сахита – с вдохом и выдохом, и кевала – без них.

72. Сахиту практикуют, пока кевала не возникнет сама собой. Последняя же есть просто свободная остановка дыхания без вдоха и без выдоха.

73. Успех в кевала‑пранаяме достигнут, когда дыхание само собой останавливается независимо от вдоха и выдоха. Это кевала‑кумбхака – свободная задержка.

74. В трех мирах нет ничего недостижимого для того, кто способен удерживать кевала‑кумбхаку сколь угодно долго в свое удовольствие.

75. Несомненно, он достигает состояния раджа‑йоги. Змеиная Сила – Кундалини – пробуждается и Сушумна Нади освобождается от нечистот.

77. Остановка дыхания останавливает ум. Так достигается состояние раджа‑йоги.

78. Признаки того, что потоки чисты и успех в хатха‑йоге достигнут, следующие: худощавое и легкое мускулистое тело, гладкая плотная кожа, слышание внутреннего звука, ясный взгляд, освобождение от всех 68. В практике йоги – множество путей. Однако, по какому бы из них не двигался йогин, он всегда проходит четыре ступени. Первая – начало. Вторая – состояние полого кувшина. Третья – наполнение. Четвертая – прорыв.

 

САМАДХИ

69. Вот состояние начала. Брахма‑грантхи – сердечный узел потоков – пронзен Силой вследствие практики Дыхания Силы – пранаямы. В пустоте сердца – блаженство, в теле слышны звуки анахата‑нада, подобные тонкому звону колокольчиков.

70. Тело йогина божественно прекрасно, сияет здоровьем и дивный сладковатый аромат источает. В сердце – пустота.

71. Вот состояние полого кувшина. Потоки Силы слиты воедино и текут по серединному пути. йогин владеет асанами в совершенстве и делается божественно мудр.

72. Вишну‑грантхи – узел потоков в горле – пронзен Силой. йогин испытывает высочайшее блаженство и слышит в пустоте горла звук, подобный барабанной дроби, – это звук бхери‑нада.

73. Вот состояние наполнения. На третьей ступени звук барабанов слышен в пустоте между бровями. Воздух достигает Великой Пустоты – вместилища всех магических сил.

74. Уловки ума преодолены, блаженство приходит само собой и делается устойчивым. йогин свободен от невзгод, боли, старости, болезней, голода и необходимости спать.

75. Пронзив Рудра‑грантхи – узел Шивы в межбровье, Сила вступает в обитель Единого. Совершенный звук, подобный звучанию флейты.

76. Соединение внутреннего звука и разума – это раджа‑йога. Йогин делается подобным Господу и способен творить и разрушать вселенную.

77. Этим порождается нескончаемое счастье. И не имеет значения, достигнуто освобождение или нет. Это счастье – результат растворения в Едином посредством раджа‑йоги.

78. Кто не стремится к раджа‑йоге и практикует хатху для здоровья – впустую искушает Силу. Я так считаю.

 

Приложение 8

Питание

 

Питание представляет собой одну из важнейших, если не самую важную процедуру в человеческой жизни – по крайней мере до тех пор, пока человек не достиг способности обходится без питания (речь здесь, естественно, о питании физическом, плотноматериальном, при помощи органов пищеварения).

В процессе овладения Силой (Христовой) человек проходит чрезвычайно глубокую трансформацию всего своего существа – вернее, его существо очищается от всего лишнего, чуждого и болезненного. Одним из болезненных проявлений нашего неочищенного тела является чувство голода. По мере преуспеяния подвижника чувство голода постепенно трансформируется в ощущение приятной легкости и пустоты в области пищеварительных органов.

На определенном этапе очищения Сила в нашем теле достигает таких показателей, что нам уже становится совершенно безразлично, придерживаться или нет каких‑либо правил в нашем питании. До тех же пор мы вынуждены соблюдать определенные разумные ограничения в пище, впрочем, постепенно все менее и менее строгие по мере того, как мы становимся сильнее.

Ниже приводятся выдержки из книги «Начала Хатха Йоги», касающиеся правил питания. я позволил себе снабдить их некоторыми комментариями, касающимися практики остановки дыхания.

Сюда же хочу добавить несколько правил, отсутствующих там в явном виде.

1. Никогда нельзя пить раньше, чем через час после еды. Вполне допустимо пить до еды или в процессе еды (запивать). При этом необходимо соблюдать правило: продукты (блюда) должны поступать в желудок начиная с наиболее жидких и кончая наиболее твердыми. (Что, конечно, не отменяет необходимости разжевывать всю твердую пищу до жидкого равномерного состояния)

2. Необходимо тщательнейшим образом отслеживать поступление сигнала от желудка о насыщении. Этот сигнал поступает только один раз. Обычный взрослый человек его как правило не чувствует – отчасти из‑за сниженной чувствительности к тонкоэнергетическим процессам, отчасти из‑за невнимательности. Для этого требуется своего рода тренировка. С момента, как вы перестали ощущать чувство голода, необходимо тщательнейшим образом прислушиваться к ощущениям, идущим от желудка. Буквально после каждой ложки надо задавать себе вопрос: а не будет ли следующая ложка уже лишней? Надо иметь ввиду, что «зазор» между чувством голода – алканием, и чувством переедания – отягощением, весьма незначителен, и составляет не более 100–150 мл объема принимаемой пищи. Со временем вы научитесь распознавать легкую волну, указывающую на достижение оптимального уровня наполненности желудка. Главный критерий правильного его наполнения – полное отсутствие хотя бы малейшей тяжести в животе. Если мы пропускаем этот сигнал, следующий приходит только тогда, когда мы уже объелись.

Что касается церковных постов, для православных я бы рекомендовал следующее. На подготовительной стадии соблюдать все церковные посты как можно строже, вплоть до одноразового приема пищи, голодания один или два дня в неделю и т. д. От начала практики задержки дыхания и до открытия царского пути – отказаться от поста в отношении молочных продуктов. Всю остальную скоромную пищу, кроме рыбы, не есть вообще, а не только постом. После открытия царского пути, по силе, начинать постится обычным порядком. Вначале отказ от молочного во время поста может быть слишком тяжел. Через некоторое время сил прибавится, и пост вообще перестанет замечаться. Вам станет совершенно все равно – есть скоромное или нет.

Не следует считать то время, которое будет как бы нарушатся пост, проведенным во грехе. Трехразовые ежедневные тренировки на задержку дыхания являются гораздо «большим» постом, чем общепринятый церковный. С того дня, как вы приступите к этой практике, вы поститесь всегда, более того, принимаете участие в трехразовом ежедневном Богослужении и трижды в день причащаетесь Христовых Таин[189] (что, в прочем, не должно мешать делать это и обычным порядком).

 

 

Правила питания

"Вы – то, что Вы едите", – считают йоги, и вполне обоснованно. Съедаемая пища не только является строительным материалом для нашего тела и источником биохимической энергии. Характер пищи в известной мере влияет и на интеллектуальные способности, эмоциональный фон, общее самочувствие и настроение. Вопросы культуры питания сегодня особенно актуальны. Можно считать, что девять человек из десяти питаются неправильно и страдают в связи с этим различными нарушениями со стороны желудочно‑кишечного тракта, и как следствие, приобретают целый букет хронических болезней.

Разумеется, рациональное питание является лишь одной слагаемой здорового образа жизни. Только при комплексном применении законов Ямы и Ниямы, асан, пранаям, соблюдении правил питания и гигиены, нормализации всех физиологических отправлений возможно достижение и сохранение полного здоровья. При этом вовсе не обязательно с завтрашнего дня разом отказаться от всех вредных привычек, стать вегетарианцем и выполнять многочасовые комплексы, что и невозможно. Вступивший на путь йоги и посвящающий упражнениям хотя бы 20–30 минут в день, со временем сам почувствует потребность увеличить объем занятий, применять все более тонкие способы очищения. Это автоматически скажется и на характере питания. Очень быстро появится отвращение к табаку и спиртному, а со временем и ко всем вредным продуктам. Занимающийся обнаружит, что ему достаточно меньшего количества пищи, чем раньше. Упорный ученик сам придет к преимущественно молочно‑растительной диете как наилучшей. Разумеется, некоторые волевые усилия здесь необходимы, но йога – отнюдь не аскетизм, как считают многие[190].

Ниже приводятся основные правила для начинающих, соблюдать которые не составляет никакого труда, если вы "едите, чтобы жить, а не живете, чтобы есть".

1. Основа основ – совершенное разжевывание. Разумеется, не стоит подсчитывать, сколько произведено жевательных движений – а в некоторых книгах их рекомендуют делать от 30 до 80 на каждый кусочек. Пережевывать твердую пищу нужно до тех пор, пока она не станет жидкой. Молоко, кефир, соки – тоже пища, только жидкая, которая нуждается в пережевывании. Йоги говорят, что "твердую пищу надлежит пить, а жидкую – есть", При совершенном разжевывании даже самая грубая пища, например жареное сало, усваивается относительно легко[191].

2. За стол стоит садиться, лишь будучи по‑настоящему голодным. Если есть не очень хочется, лучше пропустить этот прием пищи. Никогда не надо перекусывать в промежутках между едой. Вообще придерживаться режима в отношении питания целесообразно при установившемся ритме труда и отдыха. В противном случае лучше руководствоваться появлением хорошего аппетита[192].

Никогда нельзя есть в состоянии усталости, раздражения, сильной радости и других стрессов, сразу после перегревания или переохлаждения. Сначала необходимо немного отойти, отдохнуть минут 15–20, а уж потом садиться за стол.

Во время еды не позволяйте никому портить вам аппетит неприятными разговорами или отвлекать делами. Чрезвычайно вредно читать за едой, вернее есть за чтением, или смотреть телевизор.

3. Очень полезны овощи, зелень и фрукты. Они являются динамическими регуляторами процессов пищеварения, источниками витаминов и других биологически ценных веществ и по объему должны составлять не менее половины рациона.

4. Обязательно нужно пить достаточно воды. Йоги выпивают в день не менее 15 стаканов (около 3 литров). Разумеется, объем потребляемой воды зависит от климатических условий и времени года. Перед употреблением воду следует аэрировать – перелить несколько раз из одной чаши в другую. При этом она насыщается кислородом, а по воззрениям йогов – Праной. Вода должна быть приятной температуры – горячей, но не обжигающей. Пить рекомендуется мелкими глотками, представляя, что каждая порция приносит определенную пользу.

Обязательные приемы воды: вечером, перед сном, утром, после пробуждения, и в течение дня за полчаса до еды, примерно по стакану каждый раз. Промежуток времени между окончанием трапезы и первым приемом воды зависит от характера съеденного и варьируется от получаса до 3–4 часов.

Ограничивать прием воды следует только при некоторых нарушениях водно‑солевого обмена, например при беременности. Причина отеков при таких нарушениях – не сама вода, а избыток поваренной соли. Недостаток же потребляемой жидкости проявляется своеобразным синдромом. Йоги говорят про таких людей: "высохший человек". Причем пить такому "высохшему" не хочется, да и внешний вид отнюдь не "сухой", поэтому человек никак и не связывает свои недомогания с недостаточным орошением[193].

5. Физиологическая норма поваренной соли для взрослого человека, не занимающегося тяжелым физическим трудом – от 1 до 3 г в день. Соль содержится во всех продуктах питания, в 100 г черного хлеба, например, ее около 1 г. При нормальном питании требуемое количество соли человек получает автоматически, не подсаливая специально пищу. Избыток соли задерживает в организме воду, способствуя образованию отеков, нарушает обмен веществ и является одной из причин гипертонии и атеросклероза.

6. Хуже всего усваивается жареная пища, она же наиболее раздражает желудок и кишечник. Жиры, особенно растительные, при температурной обработке, разлагаются, выделяя ядовитые вещества (акролеин и др.). Наименее вредны продукты, жаренные на топленом масле. Маргарин, несмотря на рекламируемые достоинства, желудок принимает с трудом в любом виде. Вообще жареного следует избегать, это поможет не допустить или одолеть язвы, гастриты, колиты и т. д.

Приведенные шесть правил очень просты. Следуя им, даже без серьезных самоограничений можно существенно поправить здоровье, повысить работоспособность и отдалить старость. Остальные рекомендации предназначены для тех, кто укрепился в намерении питаться правильно.

1. Нельзя делать из еды культ. При этом имеются в виду любые излишества, как в увлечении застольями, так и в следовании модным диетам. Смешно подсчитывать число витаминов в супе или калорийность бутерброда. Представление об этих вещах надо, конечно, иметь, но не доводить дело до абсурда.

2. Многие широко распространенные продукты питания обладают особой вредностью, от их употребления лучше воздерживаться. Это все колбасы, мясные и рыбные консервы, особенно шпроты, майонез, маргарин, кулинарные жиры, кофе, специи. С развитием правильного вкуса все они вызывают отвращение.

Не рекомендуется употреблять также белый сахар, кондитерские изделия, продукты из высокосортной белой муки, рафинированные масла, черный чай, какао, напитки "фанта" и "пепси‑кола", столовый уксус.

3. Питаются йоги, как правило, два или три раза в день. При рациональном питании и установившихся ритмах труда и отдыха желудок исправно, в назначенные часы подает сигналы голода.

Последний прием пищи должен быть не позднее чем за три часа до сна. Завтракать желательно не ранее чем через 3–4 часа после пробуждения, лучше около 12 часов. При этом основная пищевая нагрузка должна приходиться не на завтрак, как принято считать, а напротив, на ужин. Это более соответствует характеру обменных процессов и многими практикуется инстинктивно.

4. Молоко и молочные продукты – существенные компоненты рациона йогов. К сожалению, у многих взрослых молочный сахар – лактоза, усваивается с трудом и прием молока сопровождается газообразованием. В этом случае молоко можно с успехом заменить кисломолочными продуктами, которые содержат полный набор аминокислот, витамины, великолепно усваиваются и нормализуют состав микрофлоры кишечника.

Шри Йогендра, например, рекомендует молоко и молочные продукты в качестве основного продукта питания, советуя придерживаться в остальном вегетарианской диеты[194].

5. Во многих ашрамах (школах йоги) ученикам йогам запрещается: горькое, острое, соленое, кислое, сладкое, чай (черный – Пр. Авт.), кофе, какао, мясо, рыба, яйца. Таким образом, диета ученика сводится к молоку и молочным продуктам, злакам, орехам и другим вегетарианским блюдам. Но это применимо для людей, привыкших к подобному питанию и самых ревностных учеников. Как уже говорилось, к такой диете подходят совершенно безболезненно после долговременного систематического занятия Хатха‑йогой.

6. Как ненасилие считается главной среди Ям, так и умеренность в еде – лучшая из Ниям. Существуют следующие предписания относительно количества съедаемого за один раз: "восемь глотков для странствующего монаха, 16 – для отшельника, 30 – для семьянина и любое количество для ученика". Такая умеренность достигается сама собой. В нормальных условиях вставать из‑за стола нужно с чувством, что можно было бы съесть еще. Имеется очень простой критерий истинной сытости: если хочется съесть кусочек черного хлеба, значит человек голоден, а если уж нет – пора прекращать еду. Следует помнить, что человека питает не то, что он съел, а то, что усвоил. Следовательно, чем меньшим количеством пищи довольствуется человек, тем совершеннее у него обмен.

7. Людям старше 50 лет рекомендуется употреблять животную пищу не чаще, чем один‑два раза в неделю, более молодым – до трех раз в неделю. К животной пище относятся мясо, рыба, яйца и блюда из них[195].

В конце лета – начале осени, в период обилия овощей и фруктов, от животной пищи можно вообще отказаться, зимой и в начале весны – несколько увеличить ее потребление.

 

Бывает, что отказаться от мяса очень тяжело. В этом случае отвыкать лучше постепенно. Скажем, на протяжении месяца – двух есть животную пищу только один раз в день. Затем устраивать раз в неделю разгрузочный день – есть обычную пищу, но без мяса, рыбы, колбасы, яиц, бульонов. Когда этот этап будет пройден – примерно через два месяца, перейти на два разгрузочных дня в неделю и т. д., в соответствии с поставленными задачами.

Все сказанное относится только к взрослым старше 14–15 лет. До этого возраста организм сам регулирует характер съедаемых продуктов и их количество, главное тут – разнообразие и естественность пищи.

Хорошая замена животным продуктам – молоко и все изделия из него, особенно творог и сыр, кроме того орехи, семечки, в известной мере сухие горох и фасоль, злаки. Правда, в горохе, фасоли и злаках отсутствуют некоторые незаменимые аминокислоты, но они есть в других продуктах. В одном литре молока или кисломолочных продуктах содержится половина количества белков, необходимого человеку в сутки, и эти белки полноценны по своему составу. Полный набор аминокислот можно получить, комбинируя различные продукты растительного происхождения, но тут необходим опыт.

8. Чистое вегетарианство вряд ли целесообразно в наших климатических условиях. Правильнее будет дополнять растительную пищу молоком и молочными продуктами[196].

При составлении меню лучше ориентироваться на те продукты, которые произрастают в данной местности, но не на "заморские" дары природы. Картошка с капустой для нас гораздо ближе и полезней бананов и апельсинов.

"Вы сами являетесь лучшим судьей в отношении вашей пищи и напитков. Вы должны знать особенности своего организма и климатические условия, и видеть, какой вид пищи и напитки устраивают вас больше всего и поддерживают ваше умственное и физическое здоровье в нормальном состоянии. Избегайте пищи (напитков), которые вызывают ненормальный жар или холод (в организме) и не могут быть легко и должным образом переварены. Избегайте такой пищи, которая вызывает чувственное возбуждение или сонливость. В очень холодном климате производящая тепло пища и напитки могут быть необходимы, но в очень жарком климате только охлаждающая пища и напитки благоприятны… Природа сама снабдила различные страны различной фауной и флорой при различных сезонах. Учитесь у природы и не производите путаницы в отношении пищи и напитков." (Шри Свами Нарайянананда)

9. Очень важны в питании различные каши – гречневая, овсяная, пшенная и т. д. Их полезно есть каждый день. Но каши должны вариться на воде, без сахара и молока.

10. Готовить желательно на один раз. При хранении и повторном разогревании остаются только "чистые калории", биологически ценные компоненты разрушаются. Кроме того, на кухне обычно не соблюдаются правила асептики и в приготовленной пище при хранении неизбежно начинаются процессы гниения и брожения.

11. Следует помнить, что вредна как очень горячая, так и очень холодная пища. При этом зимой лучше ориентироваться на горячее, а летом – на пищу комнатной температуры.

12. После еды около получаса надо отдохнуть, но не лежать и не спать. Можно применить ускоренный метод: принять Ваджарасану и сидеть от 10 до 15 минут, прижав большим пальцем левой руки левую ноздрю. Можно также принять Тадасану у стены, чтобы пятки, ягодицы, спина и голова прижимались к стене. Дышать также через правую ноздрю (женщины должны прижимать правую ноздрю и дышать через левую).

 

 

Сочетание продуктов

Большую роль для хорошего пищеварения и уменьшения интоксикации организма от процессов гниения и брожения в желудке и кишечнике играет правильное сочетание продуктов, употребляемых за один раз. Дело в том, что на каждый вид пищи выделяются пищеварительные соки определенного состава, способствующие наиболее эффективному перевариванию данного продукта. При смешанном питании часто возникают такие сочетания продуктов, когда один вид пищи препятствует усвоению другого.

Герберт Шелтон писал: "Мы не получаем пользы от пищи, которая не усваивается. Есть ив то же время портить пищу в пищеварительном тракте – напрасная трата пищи. Но еще хуже – испорченная пища приводит к образованию ядов, которые очень вредны… Поразительное количество случаев пищевой аллергии исчезает полностью, когда больные научатся есть пищу в правильных сочетаниях. Такие люди страдают не от аллергии, а от неусваивания пищи. Аллергия – это термин, применяемый к белковому отравлению. Ненормальное пищеварение несет в кровеносный поток не питательные вещества, а яды.

Ниже приводится классификация пищевых продуктов с указаниями на правильные и неправильные их сочетания. Все продукты подразделяются на 10 групп.

 

Группа 1. Сладкие фрукты

Бананы, финики, хурма, инжир, все сухофрукты.

Идеально сочетаются друг с другом (бананы с инжиром), с полукислыми фруктами (хурма с яблоком) и с кисломолочными продуктами (финики с простоквашей).

Допустимо сочетать с орехами, молоком, умеренно крахмалистыми и крахмалистыми овощами, зеленью и некрахмалистыми овощами.

Будучи соединенными со всеми другими продуктами, вызывают брожение.

 

Примечание

Все фрукты очень полезны, если употребляются как самостоятельная еда. Нельзя употреблять фрукты и фруктовые соки в качестве десерта. Соки лучше пить за полчаса – час до еды.

 

 

Группа 2. Полукислые фрукты

Абрикосы, манго, арбузы, дыни, черника, голубика; сладкие на вкус: яблоки, груши, виноград, вишня, слива, персики и т. д. К этой же группе по своим свойствам относятся помидоры.

Отлично сочетаются между собой (яблоко со сливой), со сладкими фруктами (груша с хурмой), с кислыми фруктами (персик с апельсином), с кисломолочными продуктами (яблоко с кефиром).

Совместимы с белковыми продуктами, содержащими много жиров – с сыром, орехами, жирным творогом (вишня с сыром, груша с орехами), с зеленью и некрахмалистыми овощами (огурец со сливами).

Сочетания с другими белковыми продуктами вредны (яблоко с мясом, абрикосы с яйцом).

В соединении с крахмалами (виноградный сок с хлебом) и с полукрахмалистыми овощами (слива с тыквой) вызывают брожение.

 

Примечание. Дыня, черника и голубика несовместимы ни с одним другим продуктом. Они великолепно перевариваются, если их съедать не в дополнение к еде, а в качестве еды (или в небольшом количестве за час до еды).

 

 

Группа 3. Кислые фрукты

Апельсины, мандарины, грейпфруты, ананасы, гранаты, лимоны; кислые на вкус: яблоки, груши, вишня, слива, персики, виноград; смородина, ежевика, клюква и т. д.

Хорошо сочетаются с полукислыми фруктами (грейпфрут с яблоком), с кисломолочными продуктами (ряженка с апельсином).

Допустимы в сочетании с жирным творогом, орехами, семечками, сырами, с зеленью и некрахмалистыми овощами (смородина с салатом). С другими белковыми продуктами несовместимы (мандарин с яйцом, клюква с рыбой).

Несовместимы с крахмалами (апельсин с картошкой), со сладкими фруктами (ананас с финиками) и с полукрахмалистыми овощами (лимон с зеленым горошком).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 87; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.237.122 (0.108 с.)