Ювелирное искусство Древнего Египта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ювелирное искусство Древнего Египта



 

Что касается ювелирного искусства этого народа прежде всего хотелось бы пояснить, что для древних ювелирные изделия имели совсем не ту ценность, которую имеют сегодня для нас. Они верили, что драгоценности несут определенный магический смысл, что они каким‑то образом защищают нас от злых чар, от огорчений и даже от физических нападений. Частично эта традиция сохранилась и по сей день. Но древние, особенно египтяне, намного яснее чувствовали, что драгоценности должны быть связаны с силами природы, помогающими тому, кто носит их. То есть драгоценности не были просто украшениями. Все народы чувствовали это.

Пример тому – этрусское кольцо. Это кольцо царского дома Этрурии, в Тарквинии. Правители Тарквинии не носили ни золотых колец с драгоценными камнями, ни чего‑либо еще в этом роде – их кольца были из бронзы и не служили украшениями. Сегодня, конечно же, носят нечто пышное, роскошное, однако для древних драгоценности имели магический смысл. Древние люди создавали свои ювелирные изделия как магические предметы, как предметы для защиты людей, и живых, и уже умерших.

В Египте ювелирные изделия по форме обычно представляют собой божеств, в которых верили египтяне. Самым распространенным изделием был, пожалуй, скарабей, Кефер. Конечно же, существовало много ювелирных изделий разных форм, с Древнего царства и до эпохи Клеопатры египетское ювелирное искусство накопило столько богатств, что его практически невозможно классифицировать. Через тысячелетия (официально три, четыре или пять тысяч лет) Египет пронес всю свою магически‑религиозную силу, воплощенную в ювелирных изделиях, которые носили в определенный момент и на определенных частях тела.

Есть особые, скрытые места, которые ощущались как священные, например грудь. Талисман или ювелирное изделие, которое носили на груди, всегда защищало сердце. Древние египтяне были убеждены в том, что сердце гораздо важнее головного мозга, что оно является источником жизни, источником всех вещей. В «Книге Мертвых» (она никогда так не называлась, просто этим текстам дали такое название, поскольку нашли их рядом с мумиями) говорится: «Сердце мое – мать моя, сердце мое – отец мой». Рядом с сердцем носили символ самого сердца или образы, связанные с возрождением, в особенности скарабея. Скарабей был символом жизненной силы, воскрешения, символом движения вперед: этот жук очень быстро бегает по песку и потому считается символом динамичности, подвижности. Кроме того, у скарабея видны только надкрылья, а крылья сложены внутрь, и тот, кто не знает этого, не верит, что этот жук умеет летать; тем не менее он удивляет нас своими полетами. Древние говорили, что такие же крылья мы можем создать в нашем сердце, крылья духовности, крылья силы, и что мы сами удивимся, почувствовав их. Внутри нашего тела, этого футляра из плоти и крови, мы можем обрести и расправить свои крылья.

Древние ювелиры делали украшения и для других частей тела, помимо сердца. Например, некоторые драгоценности располагали в середине лба. Об этой точке любят писать на Западе в популярных книгах, называют ее третьим глазом или, как говорят индусы, глазом Дангма. Древние египтяне также отводили важную роль этой точке и по мере возможности стремились закрыть ее символами воли и могущества. Таким символом была, в частности, змея Буто, которую мы называем Урей, если этот символ используется применительно к фараону.

Некоторые изделия носили на запястьях, плечах и лодыжках. На древнеегипетских изображениях нас порой изумляет образ какого‑нибудь воинственного человека, например Рамсеса II, внушающего страх, с мечом, на коне, но в то же время со множеством драгоценностей. Сегодня мы считаем все это женскими атрибутами и, видя мужчину с украшением на шее, сразу же называем его хиппи. На запястья и на плечи надевали красивые металлические браслеты, в основном украшенные символом Уджат, то есть Оком Гора. Кстати, до сих пор носы некоторых египетских лодок украшает это Око – считается, что оно помогает хорошо видеть.

Между магией и красотой существует связь, хотя мы, западные люди, не чувствуем ее и не придаем ей значения. Есть связь между магией и прекрасным, которую ощущал тот народ, ощущали жители тех мест и которую они чувствуют до сих пор. И по сей день в Верхнем Египте на закате можно увидеть людей в лодках, с трепетом готовящихся к молитве и обращенных в сторону Мекки. Они выбирают самое красивое место на середине реки, где идет мощное течение, а глубина достигает 50 метров, и останавливаются, убрав весла и большую часть парусов. Они долго молчат, а потом, среди массивных гранитных скал по берегам, созерцая красоту пейзажа, начинают свою молитву. Для них существует прямая связь между религией и красотой.

Мы не должны видеть в египетском ювелирном искусстве, как бы нас ни ослеплял его блеск, только эстетическую и декоративную функцию. Ведь в Каирском музее или в музее Метрополитен есть коллекции, например сокровища Тутмоса III, которые поражают наше воображение. За всем этим стоит нечто большее. Египтяне верили, что камни и металлы связаны с определенными звездами. Ювелиры Древнего Египта использовали в своих изделиях в основном золото, серебро и электрум. Электрум – самый сложный сплав, это соединение золота, серебра и других металлов (в настоящее время его практически невозможно получить), которое похоже на серебро, но блеском напоминает платину. Серебро для древних египтян имело ценность даже большую, нежели золото, потому что было связано с Исидой, с практическими мистериями, то есть с таинствами и магией; серебро использовалось в сочетании с золотом и камнями, которым египтяне приписывали священную силу. Египтяне часто использовали ляпис‑лазурь, которая была одним из магических камней. Также они применяли сердолик, минерал красного цвета, горный хрусталь, стекло.

Для древнеегипетского мастера‑ювелира было очень важно, чтобы стеклянное или керамическое изделие внутри было такого же цвета, как и снаружи. Для нас это не имеет никакого значения: если нам нужна чаша или ваза синего цвета, нам достаточно, чтобы она была синей снаружи. Наше западное мышление не может сегодня понять, почему симпатичные кресла в этом зале, обшитые зеленой тканью, должны быть зелеными и внутри, там, где никто не увидит. Но древние египтяне мыслили по‑другому. В работах высокого качества, тех, которые освящались в храмах (ведь в те времена, как и сейчас, были великие мастера и простые ремесленники, создававшие изделия для широкой публики), мы видим, что цвет материала внутри такой же, как и снаружи.

Мы также можем отметить высокую практичность ювелирных изделий древних египтян. Некоторые драгоценности, которыми украшали мертвых, имеют менее прочную оправу, чем те, что носят живые люди. Почему? Видимо, потому что мертвые не двигаются, украшения не портятся. Из тех же практических соображений эти изделия не подвешивали, а лишь клали сверху. Несколько дней назад, пытаясь классифицировать одно изделие, по форме напоминавшее скарабея, я столкнулся с проблемой, поскольку отверстие в нем не было сквозным. Дело в том, что если мы встречаем скарабея, пластину или любой предмет, в котором отверстие не сквозное, то это наверняка копия. И ты никогда не узнаешь точно, что в Египте было копией, потому что возможности копирования столь велики, что западные археологи теряются. Иногда даже продавцы копий и оригиналов путаются и выкладывают все на один прилавок. Единственное, что не удается скопировать в большинстве случаев, так это сквозное отверстие, которое образует двойной конус в центре изделия. С другой же стороны, на некоторых погребальных изделиях не предусмотрено сквозное отверстие, потому что их всего лишь клали сверху на умершего. Например, скарабей‑сердце, которого помещали на место сердца умершего, не имел такого отверстия, он просто делался с двумя расправленными крыльями, символизирующими воскрешение, полет.

 

Быт и нравы Древнего Египта

 

Как же жили древние египтяне? У этого народа, так тщательно соблюдавшего многочисленные сложные церемонии, связанные с поклонением божествам и загробной жизнью, оказывается, и в повседневной жизни существовали вечные, незыблемые правила. Распорядок каждого дня был строго расписан и состоял из мелких событий, большинство из которых можно рассматривать как своеобразные ритуальные действия. Это отложило отпечаток на быт и нравы египтян.

 

Одежда и украшения

 

В жаркую пору одежда мужчины состояла из одной набедренной повязки. Но выйти из дому без браслетов и других украшений было немыслимо. На пальцы надевались бесчисленные кольца, шею украшали несколько рядов бус. Сандалии были большой редкостью и ценились очень высоко. Плели обувь чаще всего из папируса, реже из кожи, иногда ее даже изготовляли из золота. Простой египтянин основной путь проделывал, неся свои сандалии в руках. Наряд знатных египтян был практически одинаков и у мужчин, и у женщин. Их полупрозрачные платья надевались прямо на рубашку. Строгость длинной юбки скрашивал обязательный разрез до пояса. Как мужчины, так и женщины носили парики, в которых блестели украшения. В одно из головных украшений вкладывали благовония.

 

Еда и питье древних египтян

 

Кухня древних египтян отличалась разнообразием. Они любили мясо и ели его достаточно много. Добывалось мясо в основном охотой. По праздникам употребляли жертвенных быков и коров. Египтяне разводили уток, гусей и кур. Рыбу они отваживались пробовать не сразу, поскольку долгое время рыболовство считалось опасным промыслом: река изобиловала крокодилами. Из овощей больше всего ценился чеснок. Египтяне любили дыни и бананы. Груши, персики и вишни египтяне впервые попробовали только во время римского владычества. Впрочем, могли себе позволить вкушать эти сладости только богатые. Бедняки же часто вынуждены были жевать сердцевину стеблей папируса. Самой ценной и сытной пищей был хлеб с разными добавками. В пирожки и булочки добавляли фрукты или яйца. Мука тоже была разной: ячменная, полба и пшеничная. Лидером среди напитков было пиво. Его делали из ячменя или пшеницы. Любили египтяне и вино, особенно в районе дельты Нила, где выращивали виноград.

 

Утренний туалет

 

Утро египтянина начиналось с умывания. Для этого существовал специальный тазик – «шаути». В специальный кувшин для полоскания рта насыпали очищающую соль. Затем наступала очередь парикмахера. При дворе фараона утренний туалет был божественным ритуалом. Правители номов и крупные чиновники подражали фараону, собирая родственников во время утренних церемоний. Затем приходила очередь специалистов по благовониям. Речь шла не только о красоте, но и здоровье в жарком климате. Необходимым в утреннем туалете как женщин, так и мужчин было подведение глаз. Для этого применяли зеленый порошок – малахит и черный – галенит. Делали это не только ради красоты, макияж защищал глаза и нежную кожу век от насекомых и палящего солнца.

 

Пиры

 

Египтяне очень любили устраивать пирушки, на которых обычно забивали быка. На вертелах жарили гусей, выстраивалась целая вереница кувшинов с винами и ликерами. Фрукты раскладывали в корзины и на подставки, вода заранее охлаждалась в кувшинах. Все было укрыто покрывалами, защищавшими яства от пыли и насекомых. Гостей встречал и провожал сам хозяин дома. Перед пиром произносили молитву, первым воздавали дань Амону. Самым почетным гостям предлагали кресла, инкрустированные золотом и серебром. Людям попроще доставались простые табуретки, а беднякам – циновки. Обычно мужчины и женщины садились друг против друга, супругам дозволялось сидеть рядом. Красивые молодые служанки в прозрачных одеждах разносили угощение, и начиналось пиршество.

 

Повседневный досуг. Игры

 

Повседневный досуг египтян заполняла игра. По вечерам супруги часто играли в шашки. Прямоугольная доска была разделена на тридцать три поля, ходили белыми и черными фигурами. Однако о правилах этой игры ничего не известно. Мальчики предпочитали силовые игры. Интересным было и соревнование в скорости: устраивали скачки на коленях, скрещивая ноги и удерживая их руками. Нередко соревновались в меткости. Египетские мальчишки куда суровей своих нынешних сверстников относились к нечестной игре. Они связывали нечестного игрока и угощали его палками. Девочки любили жонглировать. Но главным и любимым занятием у них были танцы. Этим искусством должна была владеть каждая египтянка.

 

Музыка

 

Ни один праздник не обходился без музыки. Когда музыкальных инструментов еще не существовало, ритм отбивали ладонями. Уже в эпоху Древнего царства появились арфа, флейта и гобой. Неизменной для египетских музыкантов была тема смерти: «Думай только о радости, когда надо причалить к земле, любящей молчание».

 

Семья и свадьба

 

Понятие «семья» для египтянина означало «дом». Выражения «взять в жены» и «построить себе дом» – синонимы. Если молодые люди были влюблены друг в друга, то родители чаще всего не препятствовали им. Свадьба для египтянина – это переход невесты из дома отца в дом мужа. Свадебный кортеж старались украсить побогаче. Брак заключался по строгим правилам. Продумана была и его юридическая сторона. Чиновник записывал имена супругов и регистрировал их общее имущество. Женщина при обретала второе, «дополнительное», имя – супруга такого‑то. В общее имущество муж вносил две трети, жена – одну. После этого устраивался пир, на который приглашались родственники. После смерти одного из супругов оставшийся в живых мог пользоваться всем имуществом, но продавать или дарить только одну его часть.

 

Отношение к женщине

 

Египетское общество к женщине относилось сурово. За супружескую измену женщину ждала смерть. Если муж был неверен, его за это никогда не карали, мужчинам разрешалось иметь наложниц, которые считались членами его семьи. По египетским законам, муж имел право бить свою жену, брат – сестру. Если разошедшийся муж поколотил супругу так, что она стала инвалидом, он вызывался в суд, где давал клятву, что больше никогда ее не тронет. Если же супруг не держал данного обещания, то получал сто палочных ударов и навсегда лишался права на совместно приобретенное имущество. Суровые авторы (конечно же, мужчины) считали женщин капризными, легкомысленными, не умеющими хранить тайну. Мужчина же, согласно тем же авторам, наоборот, всегда добр, заботлив, верен жене даже после ее смерти и всегда держит свое слово. Писец Ани советует: «Берегись женщины, которая выходит тайком. Не следуй за ней: она станет утверждать, что это была не она. Жена, чей муж далеко, посылает тебе записки и зовет каждый день, когда нет свидетелей. Если она завлечет тебя в свои сети – это преступление…»

 

Отношение к детям

 

Египтяне любили детей, но особенно радовались рождению сына‑наследника. Если в семье не было сыновей, то обращались за помощью к жрецам. Рамсес И гордился тем, что у него было более 160 детей. И никто: ни фараон, ни простой египтянин – не боялись, что ребенок умрет от голода. Дети бегали нагишом, лишь с бусами на шее, и ели стебли папируса. Сын обязан был достойно похоронить отца и продолжить его дело. Однако рады египтяне были и девочкам. На всех изображениях фараона Эхнатона его с супругой сопровождают: v. все шесть их дочерей. Египтянам всегда хотелось знать, что ждет их детей впереди, поэтому в тревоге за будущее обращались к богине Хатхор. Имя ребенку давали сами родители, но его надо было обязательно зарегистрировать. Покровительницей семьи, материнства и деторождения считалась богиня Исида. Именно ей поклонялись бездетные женщины и мужчины, а также семьи, в которых не было сыновей.

 

Отношение к старикам

 

Египтяне хорошо относились не только к детям, но и к старикам. Каждый мечтал дожить до старости, сохранив при этом ясность мысли и физическое здоровье – такими людьми восхищались. Достигший звания «имаху» («почитаемый») имел не только пищу каждый день, но и рассчитывал на пышные похороны. Старость уважалась даже фараонами, которые переводили своих состарившихся верных слуг на более легкие должности. Их примеру старались следовать правители городов и номов.

 

Особенности Древнего Египта

 

Поэтика древнеегипетской мифологии, в отличие от античной, чужда мировосприятию человека, воспитанного на европейской культуре из‑за ее алогичности: противоречивость мешает систематизировать материал с целью если не объяснить, то хотя бы классифицировать разрозненные факты. В религии Египта долгое время не существовало ни обязательных догматов, ни догматов, отрицавшихся как «ересь». В каждом номе (административном округе) страны вырабатывались собственные версии одних и тех же сказаний. Легенды влияли друг на друга, в результате чего боги меняли свою иконографию, роли, отождествлялись между собой из‑за сходства в облике, идентичности функций, созвучия имен, либо образ божества распадался на ипостаси. Основной причиной отождествления богов друг с другом являлось стремление жрецов провинции придать культу своего божества большую значимость в государственной религии. В египетской мифологии над рациональностью доминирует поэтичность, что выражается в ее большей символичности, по сравнению с мифологией Античного мира. В мифах преобладают философские рассуждения богов и величественные монологи. Главное содержание составляют не события, а философский подтекст, стоящий за ними. Мифы египтян, как и мифы других народов, символически передают представления о законах природы и смысле жизни, но иными способами. Монументальный, статичный миф Древнего Египта, в отличие от эллинского, воспевающего возможности человека, зовет человека слиться с природой, принять заведенный мудрый порядок, подчиниться ему и не пытаться что‑либо изменить, ибо любые перемены будут только к худшему. В древнеегипетской мифологии героев, подобных Гераклу, нет ни среди людей, ни среди богов. Египетский миф прославляет не воинскую доблесть, а творца, созидателя, хранителя и защитника стабильности в мире. Господство богов в большинстве случаев зависело от веры правящего фараона, но определенной иерархии не было – иногда боги правили совместно. Египетские боги, в отличие от олимпийских, не имели строго определенных функций. Наряду с богами, аналоги которых существуют в античной мифологии, в религии египтян существовало множество абстракций – Ху, Сиа, Сихем, Хех («воля», «разум», «энергия», «вечность»), Хор Хекенский (олицетворение одной из фаз суточного движения Солнца), некоторые боги являлись воплощениями воли других богов, воплощениями законов. Другое отличие египетских богов от олимпийских в том, что они в меньшей степени заняты какой бы то ни было деятельностью и почти никогда не вмешиваются в людские споры.

 

Произношение

 

За редкими исключениями, произношение древнеегипетских слов неизвестно. Транслитерация их на русский язык носит условный характер и не претендует на фонетическую точность. Ударения в транслитерациях изначально было принято делать на предпоследнем слоге. В древнеегипетском языке, наряду с грамматическими формами единственного и множественного числа, существовала форма двойственного числа. Оно употреблялось, когда речь шла о парных предметах: глаза, руки, сандалии и т. п., либо в тех случаях, когда два понятия или образа в контексте произведения составляли смысловую пару: «два бога» (Хор и Сет), «два брата», «(два) Рути».

 

Экономика Древнего Египта

 

Основу экономики Древнего Египта составляли земледелие и ремесла. Главную роль в хозяйственной жизни страны играл Нил. После его разливов на полях оставался ил, который, смешиваясь с почвой, давал прекрасный урожай. Египтяне научились строить вдоль берегов реки плотины, в которых делали специальные отверстия с отводами воды на поля. Большой прогресс в развитии ирригационной системы и оросительных работ произошел в эпоху Среднего царства. Площадь орошаемых земель заметно увеличилась, что сразу же повлияло на количество собираемого урожая. Наивысшего подъема земледелие достигло в период Нового царства.

 

Ирригация

 

Фараоны уделяли большое внимание проведению ирригационных работ, благодаря чему система орошения f достигла в Египте высокого развития. Долина Нила была покрыта каналами, плотинами и дамбами. Египтяне сумели освоить даже высокие поля – те земли нильской долины, куда вода не поднималась при разливе реки. Они придумали простые устройства, позволявшие поднимать воду выше уровня реки.

 

Садоводство

 

Из военных походов фараоны обязательно привозили неизвестные в Египте растения (кустарники, деревья) и пытались акклиматизировать их. Так в Египте появились гранатовое, мирровое дерево, яблоня, некоторые масличные. Прогресс в садоводстве был бы невозможен без изобретения шадуфа, представлявшего собой столб высотой в два человеческих роста с длинным шестом, вращавшимся в разных направлениях, с камнем и глиняным сосудом на концах. Шадуф значительно облегчил крестьянам полив садов.

 

Ремесло в Древнем царстве

 

Уже в период Древнего царства большое значение приобрели ремесла. Землепашцы быстро поняли преимущество медных орудий труда. Для добычи и обработки камня требовались не только мастера, но и соответствующие инструменты, производившиеся другими ремесленниками. Постепенно становится массовым производство керамики. Гончарный круг сделал прежде дорогие сосуды более доступными для простолюдинов. Развивалось и кораблестроение. На стене одной из гробниц нарисовано, как восемь мастеров работают над постройкой лодки.

 

Бронзовый век Египта

 

Период Среднего царства – время прогресса в металлургии. Необходимую для изготовления меди руду добывали в восточной части Синайского полуострова и в Аравийской пустыне. Египтянам были известны способы холодной ковки и литья меди. Осваивается производство бронзы – сплава более твердого, чем медь. Изготовленные из бронзы орудия труда были надежными и удобными. В эпоху Нового царства бронза окончательно вытесняет медь. Со временем ремесленник должен был покупать нужный ему товар у своего собрата – такого же ремесленника. В связи с этим все больше развивается торговля. Однако денег еще не было. В одной из надписей того времени есть упоминание о том, что дом был обменян на несколько предметов, цена которых определена в 10 слитков металла. Такие сделки совершались при свидетелях, имена которых записывались в особом документе.

 

Изобретения и открытия

 

В эпоху Нового царства в Египте бурно развивается техника. Причем касается это не только ремесел. Были значительно усовершенствованы сельскохозяйственные орудия, что привело к повышению производительности труда. Конструкция сохи претерпела изменения, в новой упряжке стало комфортней животному, что, разумеется, сказалось на скорости, с которой бык мог пахать землю. Египтяне научились изготавливать фанеру, а также изобрели способ фанеровки изделий. Поистине революционным открытием египтян стало изготовление стекла. Отдельные вещи из стекла были известны и раньше, однако во время Нового царства появляются технически усовершенствованные мастерские и производство стекла становится массовым.

 

Египетские ткачи

 

Совершенствуется и ткацкое мастерство. Из льна уже умели делать буквально все: и плотную ткань для парусов, и тончайшие ткани, в которые одевались знать и жрецы. Умели делать даже плиссированные ткани. Ткачи работали не вручную, а на низких горизонтальных станках. При раскопках одного из храмов археологами были найдены модели прядильной и ткацкой мастерских. Позже появляется вертикальный ткацкий станок, на котором производили более плотные ткани, используемые для парусов. Они требовались для больших кораблей, потребность в которых росла все больше – египтяне стали ходить теперь не только по Нилу, но и по морям в другие страны, открывая для себя новые земли, а для торговцев новые рынки сбыта товаров.

 

Развитие торговли

 

Несмотря на технические достижения, экономика все еще сохраняла натуральный характер. Египет нуждался в сырье, которого у него не было. Подавляющая масса товаров поступала не торговым путем, а в виде дани или военной добычи. Обмен товаров с другими странами совершался редко. Зато внутренняя торговля становилась все оживленнее. Слово «торговец» появилось именно в эпоху Нового царства. До нас дошел уникальный документ времен XVIII династии – торговый дневник, в котором записано, какое количество хлеба, пирогов, мяса, вина, печенья предлагал храм торговцам ежедневно. Интересно, что в обязанности одного из жрецов входил контроль за действиями торговцев. Появились первые мерила стоимости, дебены – куски серебра (в Египте оно ценилось дороже золота), имевшие стандартный вес. В один дебен составлял около 91 грамма. Таким образом, в эпоху Нового царства была заложена основа товарно‑денежных отношений.

 

История Древнего Египта

 

Вся история Древнего Египта делится на периоды:

Додинастический период (до 3000 г. до н. э.). Древнее царство (2900–2270 годы до н. э.) – эпоха правления І‑VІ династий. Это время строителей пирамид в Гизе, царей: Хеопса (Хуфу), Хефрена (Хафра) и Микерина (Менкаура), принадлежавших к ІV династии. Время, когда египетская религия занимает достаточное место в жизни египтян. В этот период никаких изменений, по сравнению с додинастическим периодом и ранее, не произошло. Это время зарождения очень многих культурных традиций Египта и, потому изучение религии именно этого периода очень важно.

Первый переходный период(2270–2100 гг. до н. э.), который начался после катастрофического распада «Древнего царства» (в Мемфисе еще сохранялось призрачное царство). Это, возможно являлось переходным этапом к своего рода феодализму. За это время сменилось 4 династии, с VІІ по X, и около 30 царей.

Среднее царсво (2100–1700 гг. до н. э.). Оно было основано фиванскими правителями, которые свергли Гераклеопольских царей и вновь объединили страну. Этот период‑время царствования XІ‑XІІІ династий, эпоха расцвета культуры, время правления четырех царей, носивших имя Амемхет, и трех по имени Сесострис (Сенусерт), период создания многих выдающихся произведений зодчества.

Второй переходный период(1700–1555 гг. до н. э.), который проходил под знаком господства гиксов («царей‑пастухов»); это время царствования XІV–XVІ династий. Кочевые племена гиксов вторглись в пределы Египта, покорили его и удерживали в своих руках на протяжении целого столетия, до тех пор, пока их не изгнали правители Фив (XVІІ династии). В этот период египетская религия еще не достигает наивысшей точки своего развития, когда изменения уже закончились, и, потому этот период тоже очень важен для изучения.

Новое царство(1555–1090 гг. до н. э.). Эпоха царей XVІІІ‑XX династий. Завоевания Тутмоса ІІІ привели к установлению связей с Передней Азией. Были воздвигнуты роскошные здания. Аменофис (Аменхотеп) ІІІ устанавил связи с царями Вавилона и Ассирии. Его приемник Аменофис (Аменхотеп) ІV (его женой была Нефертити) был великим реформатором религии: вместо прежнего культа бога Амона он ввел культ солнца – Атона – и с того времени начал именовать себя Эхнатоном. Он основал в песках пустыни новую столицу: на смену Фивам пришла Тель – Амарна. Но новая религия не пережила своего основателя – она погибла во время гражданских войн. При зяте (есть предположения, что он приходился ему сыном) Аменофиса – Тутанхамоне – царская резиденция вновь бала перенесена в Фивы.

Но своего высшего политического расцвета Египет достиг, при царях XІX династии. Рамсес ІІ, позднее прозванный Великим, царствовал 36 лет. Памятниками его могущества являются воздвигнутые им монументальные, вернее колоссальные, строения в Абу‑Симбеле, Карнаке, Луксоре, Абидосе, Мемфисе.(Рис. 2)

После его смерти наступает период анархии. Рамсес ІІІ, царствование которого продолжалось 21 год вновь устанавливает в стране мир, покой и порядок. Затем Египет попадает под власть жрецов Амона.

Третий переходный период (1090‑712 гг. до н. э.) – период успехов и неудач, подъема и упадка. Из царей XXІ‑XXІV династий может представить интерес покоритель Иерусалима – Шешонк І, разграбивший храм Соломона. При XXІV династии весь Египет временно попал под власть эфиопов.

В Позднее время(712–525 гг. до н. э.), которое шло далее, при XXV династии Египет был завоеван ассирийцами, под предводительством Асархаддона. XXVІ династии удалось еще раз объединить Египет (но без Эфиопии). Последний из царей этой династии – Псаметих ІІІ – был побежден персидским царем Камбизом у Пелузия: Египет превратился в персидскую провинцию. На этом, в 525 году до н. э., история Древнего Египта и история египетской цивилизации заканчивается.

Далее Египет находился сначала под персидским господством (525–332 гг. до н. э.). Оно было утверждено при Камбизе, Дарии І Гистаспе и Ксерксе І;при Дарии ІІ оно приходит в упадок. Египетская культура в этот период жила традицией, страна становится «добычей более сильных народов».

После персидского господства Египет попал под греко‑римское господство (332 г. до н. э.‑638 г. н. э.).

В 332 году Александр Македонский завоевал Египет и основал Александрию, которая стала центром эллинистической культуры. При Птолемее ІІІ Египет вновь обретает политическую самостоятельность. Последующие два века вплоть до рождества Христова заполнены династическими распрями Птолемеев. Египет все более попадал под влияние Рима. Христианство рано получает распространение в Египте. С 640 года н. э. Египет попадает в полную зависимость от арабской державы, позднее – под власть Османской империи и в европейскую историю входит уже во времена Наполеона (т. е. его похода в Египет).

 

Кухня Египта

 

Располaгаясь на перепутье Африки и Азии, Египет может предложить много вкусного и оригинального. Египетская кухня вобрала в себя блюда других восточных стран, египетские кулинары адаптировали под египетские вкусы рецепты турецкой, ливанской, сирийской и греческой кухонь. Простые национальные блюда готовят с большим количеством свежих и спелых фруктов и овощей, и приправляют небольшим количеством пряностей, хотя египетские блюда редко бывают острыми.

К каждой трапезе обязательно подают хлеб, который называют «aish». Традиционный хлеб «aish baladi» (баладийский хлеб) – круглая и ароматная лепешка из непросеянной муки, обваленная в молотой пшенице. Она разделяется пополам, как греческая пита, и наполняется различными начинками. И уж конечно, он является неотъемленной частью mezze – закусок, которые вы можете заказать во многих ресторанах. Окунайте кусочки хлеба в baba ghannuugh (баклажанный дип с оливковым маслом и чесноком), hummus (паста из турецкого гороха) и tahina (паста из кунжутных семечек). Затем попробуйте холодные или горячие wara inab – рулетики из виноградных листьев с начинкой из фарша и риса. И закусите разными салатами: torshi (салат из маринованных овощей) и tabulah (салат булгур, из петрушки, помидоров и лука, заправленный лимонным соком и оливковым маслом). Возможно, после таких закусок остальные блюда можно будет и не заказывать.

Вместе с хлебом в ежедневный рацион входят бобовые, fuul. Готовят их по‑разному, например в fuul midamess, когда фасоль отваривают с овощами и делают фасолевое пюре с помидорами, луком и специями. Такое блюдо подают с яйцом на завтрак, а без яйца – на обед или ужин. Вы можете купить хлеб с начинкой Fuul с лотков на улице.

Нут и фасоль входит в множество национальных блюд, их размалывают или растирают в пасту и добавляют в тахини и хумус с большим количеством чеснока.

Не бывает египетского обеда без риса и хлеба. Большинство египтян используют мясо в небольших количествах, и готовят его с овощами или подают с рисом. С бараниной или говядиной делают torly, овощной гуляш с луком, майораном и лимонным соком. Очень популярна kofta – тефтели из мясного фарша со специями и луком, которые надевают на шампуры и подают с традиционными гарнирами: с рисом, чечевицей, зеленью, томатным салатом, соусом тахини и хлебом.

 

Сказания о сотворении мира

 

 

Миф о сотворении Земли

 

Давным‑давно, много миллионов лет назад был Хаос – бескрайний и бездонный океан. Этот океан назывался Нун.

Мрачное он представлял зрелище! Окаменевшие холодные воды Нуна, казалось, навечно застыли в неподвижности. Ничто не нарушало покоя. Проходили столетия, тысячелетия, а океан Нун оставался неподвижным. Но однажды свершилось чудо. Вода вдруг заплескалась, заколыхалась, и на поверхности появился великий бог Атум.

– Я существую! Я сотворю мир! Нет у меня отца и нет матери; я – первый бог во Вселенной, и я сотворю других богов! С неимоверным усилием Атум оторвался от воды, воспарил над бездной и, воздев руки, произнес волшебное заклинание. В тот же миг раздался оглушительный грохот, и среди пенных брызг из пучины вырос холм Бен‑Бен. Атум опустился на холм и стал размышлять, что ему делать дальше. Я создам ветер – так размышлял Атум. Без ветра этот океан вновь замрет и останется навсегда неподвижным.

И ещё я создам богиню дождя и влаги – чтоб вода океана подчинялась ей. И Атум создал бога ветра Шу и богиню Тефнут – женщину с головой свирепой львицы. Это была первая божественная пара на земле. Но тут случилось несчастье. Непроглядный мрак все ещё окутывал Вселенную, и в темноте Хаоса Атум потерял своих детей. Сколько он ни звал их, сколько ни кричал, оглушая водную пустыню плачем и стенаниями, ответом ему было безмолвие.

В полном отчаянии Атум вырвал свой Глаз и, обращаясь к нему, воскликнул: – Глаз мой! Сделай то, что я тебе скажу. Иди в океан, разыщи моих детей Шу и Тефнут и верни их мне.

Глаз отправился в океан, а Атум уселся и стал дожидаться его возвращения Потеряв наконец всякую надежду вновь увидеть своих детей, Атум закричал: – О горе! Что же делать мне? Мало того, что я навеки потерял своего сына Шу и свою дочь Тефнут, я вдобавок ещё лишился Глаза! И он создал новый Глаз и поместил его в свою пустую глазницу. Верный Глаз после многолетних поисков все‑таки нашел их в океане.

Едва Шу и Тефнут ступили на холм, бог бросился им навстречу, чтобы поскорей их обнять, как вдруг Глаз, весь пылая от ярости, подскочил к Атуму и гневно прохрипел: – Что это значит?! Не по твоему ли слову я отправился в океан Нун и вернул тебе потерянных детей! Я сослужил тебе великую службу, а ты… – Не гневайся, – сказал Атум. – Я помещу тебя на лоб, и ты оттуда будешь созерцать мир, который я создам, будешь любоваться его красотой. Но оскорбленный Глаз не желал слушать никаких оправданий.

Стремясь во что бы то ни стало наказать бога за предательство, он превратился в ядовитую змею кобру. С угрожающим шипением кобра раздула шею и обнажила смертоносные зубы, нацеленные прямо в Атума. Однако бог взял спокойно змею в руки и поместил к себе на лоб. С тех пор глаз‑змея украшает короны богов и фараонов. Называется эта змея урей. Из вод океана вырос белый лотос. Бутон раскрылся, и оттуда вылетел бог солнца Ра, который принес миру долгожданный свет.

Увидев Атума и его детей, Ра заплакал от радости. Его слезы упали на землю и превратились в людей.

 

Гелиопольская космогония

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 250; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.143.4.181 (0.083 с.)