Разгадка иероглифов Древнего Египта 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Разгадка иероглифов Древнего Египта



 

Первые шаги в разгадке иероглифов помог сделать, как не странно, Наполеон. Когда он решил пойти по пути Александра Македонского и завоевать Восток, то на кораблях французской эскадры отправились в Египет не только тридцать восемь тысяч солдат, но и двести художников и ученых.

Но хоть экспедиция провалилась и Азии Наполеон не завоевал, а тайком покинул свои войска и убежал во Францию, где решалось, кто будет править страной, ученые сделали свое дело – Северная Африка перестала быть таинственной страной. Ее исследовали географы, ботаники, физики, геологи… Но одна тайна осталась – тайна пирамид, тайна египетских древностей.

И хоть художники не только зарисовали пирамиды и храмы, но еще и скопировали барельефы и иероглифы в храмах и гробницах, понять, кто и когда написал и нарисовал эти письмена, что означают тщательно изображенные, выбитые на камне фигурки львов и орлов, петли и лопаты, они не смогли.

Правда, среди трофеев французской экспедиции, впоследствии отобранных у них англичанами, была большая плоская плита черного базальта, на которой египетскими иероглифами был изображен текст, под ним тот же текст – неизвестным письмом, а внизу – перевод на греческий. Плиту назвали Розеттским камнем, по месту ее находки. Греческую надпись ученые прочли сразу, и, казалось бы, сделай один шажок, посмотри, как соответствуют иероглифы греческим словам…

Но обнаружилось, что никак не соответствуют! Иероглифы занимали четырнадцать строк, а греческая надпись – пятьдесят четыре строки! Как их сличить?

И тут вспомнили об ученом римского времени, который полторы тысячи лет тому назад изучал египетские иероглифы, беседовал со жрецами и объявил, что каждый рисунок, каждый иероглиф обозначает символ, понятие. Например, если ты видишь нарисованного льва, то и читай – «лев»! А можно истолковать этот символ, как слово «смелый».

Никаких сомнений в правоте древнего ученого, которого звали Гораполлоном, ни у кого не возникало. Ведь даже при беглом взгляде на Розеттский камень становилось ясно – то, что египтяне изображали одним иероглифом, греки записывали словом или даже несколькими словами – вчетверо длиннее.

А дальше каждый, кто хотел, расшифровывал египетские иероглифы в свое удовольствие. Что конечно же не имело ни малейшего отношения к действительности. А наиболее мудрые ученые вообще утверждали, что разгадать иероглифы не удастся никогда.

Но французскому ученому все же удалось сдвинуться с мертвой точки. Жизнь дала Жану Шампольону возможность провести несколько месяцев наедине с египетскими текстами и позволила сделать решительный шаг к разгадке тайны египетской письменности.

Шампольону стало ясно, что по пути, указанному Гораполлоном, с которого до сих пор не сошел ни один исследователь, надо уйти немедленно.

И в этом заключалось основное открытие.

Как только Шампольон сделал первый шаг, дальше все стало просто. То есть для нас с вами просто, потому что мы знаем ход мысли ученого. Шампольону же пришлось двадцать лет изучать языки Востока и решать задачи шифровальщика. И кроме него, никто до такой простой штуки не додумался.

Шампольон предположил: а вдруг иероглифы означали не картинки и не понятия, а были просто буквами?

Как это проверить?

Шампольон обратил внимание на то, что некоторые слова в египетском тексте Розеттского камня обведены овалами. Тщательно высчитав, какие слова могли им соответствовать, он сказал себе: «А что, если это имена фараонов?»

Вернее, царей и цариц Египта, ибо в эллинистические и римские времена правителей этой страны фараонами уже не называли.

«Если я прав, – рассуждал Шампольон, – то возьмем овал, который можно считать именем Птолемея. Будем считать иероглиф буквой. Тогда квадратик будет буквой «п», половинка круга‑ «т», веревка с петлей‑ буквой «о», лев – буквой «л» и так далее».

Как проверить свою правоту? Очень просто – взять овал, в котором, судя по греческому переводу, может находиться имя Клеопатры, и посмотреть, не встретятся ли там буквы из слова «Птолемей».

Первая буква Шампольону еще не встречалась. Он решил, что четверть круга – это буква «к». Следующей должна была быть буква «л». А что стояло в овале? Лев! Дальше? Дальше – тесак. А по слову «Птолемей» ученый знал, что он означал букву «е». Дальнее? А дальше уже знакомая петля, которую Шампольон счел буквой «о»… Постойте! Что получилось? «К‑л‑е‑о…»

И вскоре Шампольон не только прочел все имена царей Египта в той надписи, но и получил основу алфавита.

Дальше дело оказалось не таким простым. В овалах имена была показаны буквами, а в других местах надписей эти знаки могли означать слоги, а то и целые слова.

И снова потянулись месяцы и годы труда, прежде чем Шампольон смог уверенно сказать: «Я могу читать любой текст, написанный иероглифами».

У Шампольона было слабое здоровье и он сгорел от чахотки, так и не успев опубликовать свой основной труд «Египетскую грамматику». Ее издали через несколько лет после смерти ученого.

Только не думайте, что после этого все принялись кричать: «Какой гений Шампольон!»

Ничего подобного. Еще лет пятьдесят находилось немало скептиков и завистников, которые считали, что Шампольон ничего не раскрыл. И только после того, как по его методу были прочитаны новые надписи, к великому ученому пришло настоящее признание.

 

Обелиски Древнего Египта

 

Обелиски, высокие и узкие каменные монументы, установлены обычно парами перед храмами Солнца. Благодаря своей высоте, варьирующейся между 10 и 32 метрами, монолитной природе и великолепной гармонии с архитектурой храма, обелиски производят очень сильное впечатление, хотя их самая эффектная черта – отражение и рассеяние солнечных лучей от покрытых золотом остроконечных вершин – утеряна за прошедшие тысячелетия. Обелиски были посвящены культу Солнца. Они произошли от более низкого и массивного бен – бена, который служил главным культовым объектом бога Солнца в Гелиополе. Египетские обелиски были особенно популярны среди более поздних правителей всего мира, и сегодня большинство из них находится за пределами Египта, украшая Рим, Стамбул, Лондон, Париж, Нью‑Йорк. Обелиски изготавливались из единой твёрдой каменной плиты (из гранита, кварцита или базальта) и устанавливались на тяжёлые базы, создающие прекрасный баланс высокому и узкому монументу. Их стороны гладко полировались и украшались монументальными надписями, восхваляющими правителя, в честь которого создан данный обелиск. Несколько фигур павианов, выполненных в высоком рельефе, приветствующих встающее Солнце, украшали базы обелисков. Камень для обелиска отбивался от скалы, и при помощи мокрых деревянных клиньев плита откалывалась, и тысячи рабочих затем тащили этот груз по заранее сооружённой насыпи к Нилу, откуда он переносился на баржу, которую тащила флотилия лодок. Все эти организационные работы по изготовлению обелиска изображены на стенных рельефах храма Хатшепсут в Деир эль – Бахри. Для установления монумента требовалось сделать воронку вокруг его базы. На неё постепенно опускали камень путём постоянного удаления песка, которым была заполнена воронка. В решающий момент к верхней части обелиска прикреплялись верёвки, для того, чтобы проверить его равновесие – конечный этап в сооружении монумента.

 

Папирус Древнего Египта

 

Египетское слово «папирус» первоначально означало «то, что принадлежит дому». В приблизительно то же самое время, когда древние египтяне перешли от предыстории к истории, развивая письменный язык, они обнаружили, что возникла потребность не только в камне, но и местах для более широкой письменности. Они смогли решить эту проблему благодаря растению папируса, треугольного тростника, который символизировал Древний Низкий Египет. Растение было легким, сильным, тонким, и легким для переноски, и в течение тысяч лет, не было изобретено ничего лучше для письма и документирования. Самый ранний существующий зарегистрированный папирус датируется 1‑ой Династией Египта, но предполагается, что папирус уже, возможно, использовался 4 000 лет до н. э.

Помимо использования для письма, папирус также использовался для матрацев на кроватях, для сооружения стульев, столов, и другой мебели, а также для циновок, корзин, коробок, сандалий, посуды, веревок и лодок. Кроме того, корень папируса был источником для пищи, медицины и духов. Папирус производился, и продолжает сегодня производится из тростника папируса, который растет в пресноводных болотах вдоль реки Нил.

Полосы из растения папируса вымачивались в воде, чтобы удалить сахарное содержание. Затем, полосы просушивались и раскладывались. Второй набор полос помещался под прямым углом к первому, снова накладываясь немного. Затем, сырой лист папируса пропускался еще раз, и оставлялся под тяжелым весом (обычно каменная плита), чтобы высохнуть в течение приблизительно шести дней. Остающийся сахар в пределах этой смеси запечатывает полосы вместе. Наконец, после высыхания поверхности листа полируется к гладкому концу при протирке (например, с раковиной или частью гладкой слоновой кости). Хотя во время различных периодов египетской истории, этот процесс мог быть немного различным. Например, Плиний, во время греческого периода, описывает процесс несколько по‑другому и предлагает информацию относительно различных сортов папируса.

Практически, папирус был ограничен стандартным размером 47 см в длину максимум (29–33 см в среднем), и 22 см в ширину. Для более длинных документов страницы соединялись друг с другом, чтобы создать рулон папируса (свиток). Фактически, листы папируса обычно не продавались индивидуально, а в рулонах (приблизительно 20 листов), с волокнами, бегущими в том же самом направлении, за исключением последних листов. Однако, в более поздние периоды, были найдены также книги из папируса, названные старинной рукописью, которая, наконец, одержала победу над рулоном.

Точно так же как есть много различных видов и качеств бумаги сегодня, то же самое было верно для папируса. Каждый тип использовался для различных целей. Очень дешево сделанный грубый папирус использовался торговцами, чтобы обертывать различные предметы. Самые прекрасные и самые дорогие варианты были сохранены для религиозных или литературных работ. Качество зависело от многих факторов: где растения папируса были выращены, возраст растений, сезон, когда они были собраны, и др. Самый лучший папирус был сделан, используя самые внутренние слои стебля растения. Типичный рулон обычно строился из листов папируса переменного качества. Лучшие листы использовались для окончания рулона, так как они были наиболее подвержены износу, а худшие по качеству листы использовались для внутренних секций рулонов.

Различные варианты и размеры папируса часто называли в честь императоров или чиновников. Эта информация, особенно во время римских и Византийских периодов, была написана на первом листе рулона и была названа протоколом. Дополнительно, протокол часто включал дату и место изготовления папируса. Однако, для юридических документов, эта практика была запрещена согласно Законам Юстиниана. Практика добавления протокола к законченному рулону папируса продолжалась в Исламские времена. Обычно, древние Египтяне писали только на одной стороне папируса, с ориентируемым листом так, чтобы волокна шли горизонтально (лицевая сторона листа). Египетские правители, понимающие важность Папируса, сделали его производство государственной монополией, и охраняли тайну Папируса. Египтяне даже экспортировали свой папирус «бумагу» за пределы Египта.

 

Религия Древнего Египта

 

Примерно с 3000 г. до н. э. официальная религия Египта признавала фараона сыном солнечного бога Ра и таким образом самим богом. В египетском пантеоне существовало множество других богов и богинь, под властью которых находилось все: от явлений природы, подобно воздуху (бог Шу), до явлений культуры, подобных письменности (богиня Саф). Многие боги были представлены в виде животных или полулюдей‑полуживотных. Хорошо организованная и могущественная жреческая каста создавала семейные группы различных божеств, многие из которых, вероятно, были первоначально местными богами.

Но в религии Египта долгое время не существовало ни обязательных догматов, ни догматов, отрицавшихся как «ересь». Легенды, создававшиеся в разных административных округах, влияли друг на друга, в результате чего боги меняли свою иконографию, роли, отождествлялись между собой из‑за сходства в облике, идентичности функций, созвучия имен, либо образ божества распадался на ипостаси.

 

Имена в Древнем Египте

 

Имени и вообще любым произнесенным вслух или записанным на папирусе словам египтяне придавали сакральное значение. Большинство богов имело пять имен, каждое из которых было связано с одним из элементов, с астрономическими телами, или заключал в себе описание бога, как сильного или величественного. Некоторые боги не имели постоянных имен: имена менялись в зависимости от времени суток, от действия, которое бог совершал в данный момент, и т. п.

В значительной части собственные имена древних египтян теофорные. Они весьма разнообразны. Наиболее распространены те, составной частью которых являются имена важнейших божеств страны: Пта, Ра, Амона, Хора, Исиды, Монту, Мина, Себека и др. В какой‑то степени эти имена отражали «моду» на то или иное божество в той или иной местности в определенное историческое время. Таковы, например, имена Хетепни‑Пта («да будет милостив ко мне Пта»); Мери‑Пта («любимый [богом] Пта») и т. д. Они выражают благосклонное отношение божества к человеку, или, вернее, надежду человека на подобное отношение. Имена собственные, в состав которых входит имя бога Пта, восходят ко времени Древнего царства, когда Мемфис был столицей страны, а мемфисский бог Пта – одним из важнейших богов египетского пантеона. Имя Пта как компонент собственного имени человека вполне возможно и у других народов. Множество теофорных имен связано с религиозными празднествами, например: Аменемуиа («Амон [путешествующий] в ладье»), Аменеминт («Амон в Долине»). Эти имена давались ребенку в день его рождения, совпадавший с праздниками. Другие имена констатировали факт «появления» божества при рождении ребенка, например: Ментуии («Менту пришел»), Хатхориити («Хатхор пришла») и т. д. Распространены были имена, выражающие взаимоотношения индивидуума и божества, например: Аменемиби («Амон в сердце моем») и т. д. Ряд имен устанавливает ту или иную зависимость от божества: Бакенхонсу («раб [бога] Хонсу»), Саисе («сын Исиды») и т. п. Имена, указывающие на «отцовство» божества (отцовство не мыслилось как реальное и в случае теогамии, о которой говорилось выше), служили как бы талисманами или амулетами для их носителей, например: Саамон («сын Амона»), Сара («сын Ра») и т. п. Весьма любопытны имена, выражающие пророчества богов в отношении носителя имени, например: Джед‑Пта‑Хор‑иуф‑анх («сказали [боги] Пта и Хор: он будет жить»), Джед‑Амен‑иуф‑анх («сказал Амон:.он будет жить») и т. д. Появление таких имен объясняется, видимо, высокой смертностью детей. Если в Египте в 1929 г. н. э. смертность детей в возрасте до четырех лет достигала 58 процентов, то в древнем Египте, разумеется, она была не ниже. Имена‑пророчества – это ответ божества‑оракула на запрос родителей, выживет ли их дитя. Имена‑заклятия имели своей целью предотвращение вредных влияний, защитником от которых являлось божество, например: Чаи‑Исе‑Иму («да схватит Исида их») и т. д. Но не все египетские имена были теофорными. Многие из них имени божества не содержали. Таковы, например, имена людей, являющиеся названиями животных и растений и связанные с религией по линии тотемизма.

Имена, представляющие собой названия предметов, профессий, указывающих на этническую принадлежность, на происхождение из той или иной местности и т. д., к религии отношения не имели. Но наличие таких имен ни в коей мере не лишает египетскую антропонимику ее сакрального характера, ярко иллюстрируемого теофорными именами. Как правило, у египтян было два имени, оба личных, а не групповых: полное и сокращенное (но не обязательно сокращение полного, иногда просто кличка). Имя божества в теофорных именах являлось, естественно, компонентом полного имени. Того, что называется фамилией, у египтян не было.

 

Иконография

 

Религиозные идеи преддинастического Египета были выражены схематично. С возникновением письменности изображения стали нести определенную идею, появились человеческие черты. Для большинства богов нет строгих правил иконографии, предписывающих, как их следует изображать: одного и того же бога изображали то в виде человека, то в виде животного, то в виде человека с головой животного. Символики полны не только религиозные тексты, но и настенные росписи, рельефы, рисунки в папирусах. Изображение в Древнем Египте является не иллюстрацией к конкретным мифологическим эпизодам, как в античной мифологии, а представляет собой метафору.

Теология Древнего Египта. получила большое распространение в религиях античного мира и оказала значительное влияние на христианскую догматику, иконографию, обрядность. Так, например, на христианских иконах встречаются элементы зооморфизма: св. Христофор с головой собаки – потомок Анубиса. Культ Осириса оказал влияние на христианство, в частности на пасхальные обряды; изображение древнеегипетского загробного суда – на христианскую иконографию Страшного суда.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 155; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.222.12 (0.021 с.)