Забытое изобретение средневековой алхимии – геополимерный бетон египетских пирамид, храмов и статуй. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Забытое изобретение средневековой алхимии – геополимерный бетон египетских пирамид, храмов и статуй.



 

Как мы уже говорили, французский ученый химик Иосиф (Джозеф) Давидович доказал, что не только пирамида Хеопса, но и многие другие каменные монументы и изделия «древнего» Египта, например, саркофаги, статуи, амфоры и т. п., были сделаны на самом деле из особого бетона. Впоследствии способ его производства был забыт и лишь недавно был открыт заново И.Давидовичем. В настоящее время он успешно используется европейскими и американскими производителями по патентам И.Давидовича.

Слово БЕТОН не должно вводить читателя в заблуждение. Не надо думать, что «древне»‑египетский бетон был обязательно похож на бетон современный, который мы привыкли видеть в современном строительстве. Бетон – это искусственный камень, созданный из измельченной и специально подготовленной горной породы, цемента. Он может быть достаточно мягким, как песчаник. Именно такой мягкий бетон применялся при строительстве пирамид. Бетон пирамид можно легко расковырять перочинным ножом. Но, оказывается, искусственный бетон может быть и гораздо тверже привычного нам бетона. Как обнаружил И.Давидович, он может быть столь же твердым, как гранит или диорит. И при этом будет практически неотличим от них.

Джозеф (Иосиф) Давидович является известным ученым химиком, специалистом в области низкотемпературного синтеза минералов. В 1972 году он основал частную исследовательскую компанию CORDI во Франции, а в 1979 году – Институт геополимеров (Geopolymer Institute), тоже во Франции. Он основал новую отрасль прикладной химии, названную геополимеризацией. В результате геополимеризации создается бетон, практически неотличимый от некоторых натуральных каменных пород. И.Давидович пишет: «Любая горная порода может быть в измельченном виде использована, и получающийся из нее геополимерный бетон практически неотличим от естественного камня. Геологи, незнакомые с возможностями геополимеризации… принимают геополимерный бетон за естественный камень… Ни высоких температур, ни высоких давлений не требуется для производства такого искусственного камня. Геополимерный бетон быстро садится при комнатной температуре и превращается в красивый искусственный камень». Таким образом, по утверждению И.Давидовича, открытый им геополимерный бетон не требует для своего производства ни высокотемпературной обработки, ни современных технологий.

Вот, например, египетские каменные амфоры. Речь идет о многочисленных каменных сосудах, обнаруженных в «древнем» Египте. Они сделаны из наиболее твердых сортов камня, в частности, из диорита. Некоторые из них тверже железа. «Диорит считается одним из самых твердых камней. Современные скульпторы даже не пытаются использовать эти сорта камня» [48], с.8. Что же мы видим в «древнем» Египте? ДИОРИТОВЫЕ АМФОРЫ ИМЕЮТ УЗКОЕ ВЫСОКОЕ ГОРЛЫШКО И РАСШИРЯЮТСЯ ВНИЗУ. ПРИ ЭТОМ, ТОЛЩИНА СТЕНОК ВАЗЫ ПРАКТИЧЕСКИ ОДИНАКОВА ВО ВСЕХ ЕЕ МЕСТАХ. На их поверхности нет никаких следов обработки твердым инструментом. Археологи убеждают нас, будто эти амфоры были ВЫСВЕРЛЕНЫ. Спрашивается, как можно высверлить амфору из исключительно твердого диорита через узкое горлышко так, чтобы толщина стенок была всюду одинакова? И так, чтобы даже на ее внутренней поверхности не осталось следов сверла! Египтологи не могут объяснить, как были изготовлены эти сосуды. Взамен этого они уверяют нас, будто мастер тратил всю свою жизнь на изготовление одной такой амфоры. По нашему мнению это нелепость. Но даже если это было так, все равно вопрос о том, как именно был изготовлен такой, например, диоритовый, сосуд остается абсолютно нерешенным.

Открытие И.Давидовича полностью решает эту загадку. Сосуды были сделаны из искусственного камня на обычном гончарном круге. То есть, как из глины. Еще не застывший геополимерный бетон обрабатывался как мягкая глина. Из него делали амфоры, в том числе и с узкими горлышками. Стенки, конечно, делались одинаковой толщины. На гончарном круге это делается легко, при наличии, конечно, определенного навыка. После застывания, такие изделия превращались в амфоры из твердого диорита или кварцита. Или других очень твердых камней. Никто ничего в них не высверливал.

Мы обнаружили ПРЯМОЕ ДОКАЗАТЕЛЬСТВО того, что многие «древне»‑египетские статуи действительно были изготовлены из искусственного камня. Который сначала был мягким, а затем, после застывания, превращался в исключительно твердый камень. Почти неотличимый от натурального. На рис. 10.18 мы приводим «незаконченную кварцитовую голову царицы Нефертити». Считается, что она изготовлена из НАТУРАЛЬНОГО кварцита. Якобы, «древне»‑египетский мастер с помощью медного долота высек из куска твердого кварцита эту прекрасную скульптуру. Но не закончил свою работу. И что же мы видим? В точности по линии симметрии головы Нефертити, вдоль середины лба, через кончик носа и вдоль середины подбородка идет ШОВ. Очень хорошо видный на фотографии. Такой шов мог возникнуть только одним путем. ЕСЛИ ЭТА СКУЛЬПТУРА БЫЛА ОТЛИТА В ЗАРАНЕЕ ИЗГОТОВЛЕННОЙ ФОРМЕ. Любая форма, напомним мы, состоит из двух разъемных половинок. Внутрь формы наливался жидкий геополимерный бетон. После застывания, форму разнимали на две, или более части, из которых она состояла. В результате на поверхности скульптуры остаются небольшие швы вдоль мест стыка частей формы. Их можно затем зашлифовать. Как это и делается сегодня на отлитых изделиях. В случае скульптуры Нефертити работа не была завершена. Шов не зашлифован и хорош виден.

Отметим, что тут нам повезло – мы нашли редкую фотографию незаконченной «древне»‑египетской статуи. Законченные скульптуры, естественно, имеют зашлифованные швы. Поверхности таких скульптур отполированы до зеркального блеска.

Отметим, кстати, любопытную деталь. Обычно историки помещают в альбомы о Египте эту статую Нефертити таким образом, чтобы шов на ее лице виден не был. Например, в очень хорошем альбоме, скульптура Нефертити сфотографирована очень грамотно, СБОКУ. Так, что никакого шва не видно. И никаких вопросов, неприятных для скалигеровской египтологии, не возникает.

На рисунке мы приводим образец египетской якобы «резьбы» по твердому граниту. Эта глубокая «резьба» обладает удивительными и воистину загадочными качествами. Под увеличительным стеклом, как сообщает И.Давидович, поразительность подобной «резьбы» становится еще более шокирующей. Оказывается, «резец» шел в камне настолько спокойно и уверенно, что «не дрожал». Более того, встречая на своем пути особо твердое вкрапление, «резец» не уходил слегка в сторону, как это следовало бы ожидать, а продолжал идти прямо. Вкрапление при этом всегда оказывается неповрежденным. Это обстоятельство привело в шок первых европейцев, прибывших в Египет с Наполеоном. Они были вынуждены признать, что надписи делались каким‑то загадочным, неизвестным науке способом. Отметим, кстати, что «древний» Египет буквально переполнен подобными надписями, нанесенными на твердые породы камня. Очень многие из надписей – глубокие.

На самом деле, ничего загадочного тут нет. Надписи не вырезались, а выдавливались в еще мягком геополимерном бетоне. Поэтому и попавшиеся в иероглифе особо твердые вкрапления, БЫЛИ ПРОСТО ВДАВЛЕНЫ В МЯГКИЙ КАМЕНЬ БЕЗ ВСЯКОГО ПОВРЕЖДЕНИЯ. Через некоторое время бетон застывал и превращался в твердейший гранит. Который в твердом состоянии с трудом поддается обработке даже самыми современными инструментами.

Открытие И.Давидовича объясняет также и следующую загадку «древне»‑египетского строительства. В пирамиде Хеопса стоит большой гранитный саркофаг, который по своим размерам не мог пройти сквозь более узкие ходы и двери, ведущие в помещение, где стоит саркофаг. Историки придумывают на этот счет разные «теории». Одна остроумнее и забавнее другой. Например, что сначала на площадку установили саркофаг, а затем вокруг него возвели пирамиду. Однако существуют и другие «древне»‑египетские загадки такого рода, объяснение которым не придумано до сих пор. Например, во время экспедиции Наполеона в Египет, европейцы обнаружили Долину Царей с многочисленными саркофагами, в частности из гранита. Долина Царей представляет собой чашу внутри высоких гор. Единственный вход в нее был прорублен в скалах египтянами. Других входов нет. Некоторые саркофаги оказались целыми. По сообщению участника наполеоновской экспедиции Котаза (Cotaz), огромный саркофаг из розового гранита, в котором человек мог поместиться с головой, ГУДЕЛ ОТ УДАРА МОЛОТКОМ, КАК КОЛОКОЛ. То есть, был совершенно цельным, без трещин. ОДНАКО ЕГО РАЗМЕР БЫЛ БОЛЬШЕ, ЧЕМ ВХОД В ДОЛИНУ. Как подобные саркофаги попали в долину, остается для египтологов загадкой до сих пор Неужели их тащили через отвесные горы и скалы? Но тогда почему не расширили немного вход в долину?

И.Давидович дает совершенно четкий и простой ответ. Большой саркофаг, как и другие саркофаги Долины Царей, был отлит на месте из геополимерного бетона. Никуда его не тащили.

И.Давидович приводит также много других серьезных доводов, доказывающих искусственное происхождение камня, из которого изготовлены пирамиды и многие статуи «древнего» Египта. Пытаясь расширить свои исследования, и в частности, разобраться – из чего сделана голова Большого Сфинкса, Давидович в 1984 году обратился в Египетское Управление Древностей с просьбой разрешить ему исследования на месте. Получить образцы, взять на анализ камни пирамид, Сфинкса и египетских каменных карьеров. Ему было отказано. Причину выставили следующую. «Ваша гипотеза представляет лишь личную точку зрения, которая не соответствует археологическим и геологическим фактам». Таким образом, по мнению египтологов, научные точки зрения бывают личные и неличные. На личные точки зрения, даже ученых‑профессионалов, внимания можно не обращать. Такая позиция превращает науку просто в идеологию.

Вот еще одно исследование:

Проведенным исследованием и анализ полученных при осмотрах и исследовании данных можно прийти выводу, что практически все несущие элементы конструкций древнего Египта выполнены из осадочных пород (из гипса – «алебастр»). Данный материал перемалывался и заливался в опалубку в составе раствора. Это категорический вывод эксперта. Здесь необходимо особо подчеркнуть форму вывода. Вывод «категорический», а не «вероятный».

Применение частично обожженного гипса вероятнее всего является следствием того, что летом в Египте наблюдаются чрезвычайно высокая температура и полное отсутствие осадков. Дождей не бывает иногда по нескольку лет. Вероятно, что для обезвоживания гипса не применялось никаких дополнительных технических средств и материал обезвоживался естественным образом при нагреве под солнечными лучами. Что касается применения добавок, то, вероятно, они были, т. к. для проведения строительных работ необходимо увеличивать время застывания материала. Одна из подобных технологий – добавление молочной сыворотки в гипсовый раствор увеличивает время застывания и, возможно, что нечто подобное применялось и в Египте.

В древнем Египте широко применялся искусственный гранит из натуральной каменной крошки. Искусственный гранит использовался не только для литья всего элемента конструкции, но и как декоративное, защитное покрытие для отлитых из осадочных пород различных конструктивных и декоративных элементов строений, а так же для украшения интерьеров в качестве покрытий.

При проведении строительных работ широко применялись гипсовые штукатурки и растворы на основе песка. Помимо вышеперечисленного, применялась так же и обработка камня.

Вероятно, выбор той или иной технологии при строительстве и изготовлении скульптур зависел от желаний заказчика и его материальных возможностей. Архитекторы использовали весь комплекс технологий и достигали необходимых заказчику результатов. Всё это свидетельствует об очень высоком развитии ремёсел в древнем Египте.

Проведенным исследованием установлены основные технологии строительства, применявшиеся в Древнем Египте. Используя результаты исследования необходимо пересмотреть применяющиеся технологии для консервации памятников архитектуры. Памятники дошли до наших дней благодаря тому, что они были долгое время закрыты песком и не подвергались атмосферным осадкам в засушливом египетском климате. В 20 веке много экспонатов было вывезено из Египта и извлечено из под песка в самом Египте. Условия эксплуатации памятников изменились, необходимо со всей ответственностью пересмотреть достаточность принимаемых мер для их сохранности. В начале статьи приведены версии о том, кто и как построил пирамиды. Проведенное исследование не обнаружило никаких аномальных технологий и потому надо считать, что пирамиды построили обычные египтяне – мастера своего дела.

 

Древний Египет

 

Слово «египет» – грецизированное. Сами египтяне называли свою страну «Та‑Кемет» – «Черная земля» (плодородная, живая) в противоположность «Красной земле» (пустыне).

Древние египтяне селились на восточном берегу Нила. Западный берег был отдан «вечности» – потусторонней жизни: там строили пирамиды, мастабы и гробницы. Обычай имел в основе символику – Солнце рождается на восточном берегу небесной реки и умирает на западном, – люди, «скот Ра», проводят свою земную жизнь на востоке, а после смерти переселяются на запад, в «Поля Камыша» – загробный «рай», место вечной жизни.

Древнеегипетские тексты дошли до нас большей частью во фрагментах, часть же их сохранилась лишь в пересказах античных авторов.

 

Фараоны

 

Фараон играл в жизни египтян особую роль. Это слово нельзя перевести как царь, король или император. Фараон был верховным правителем и одновременно верховным жрецом. Фараон был богом на земле и богом после смерти. К нему относились как к богу. Его имя не произносилось всуе. Сам термин «фараон» появился из словосочетания двух египетских слов пер – аа, что означало дом великий. Так говорили о фараоне иносказательно, чтобы не называть его по имени. По верованиям египтян первым фараоном был сам бог Ра. За ним правили другие боги. Позже на престоле появляется сын Осириса и Исиды, бог Хор. Хор считался прообразом всех египетских фараонов, а сами фараоны его земным воплощением. Каждый реальный фараон считался потомком и Ра и Хора. Полное имя фараона состояло из пяти частей, так называемая титулатура. Первой частью титулатуры было имя фараона как воплошение бога Хора. Второй частью было имя фараона как воплошения двух владычиц – богини Верхнего Египта Нехбет (изображалась в образе коршуна) и богини Нижнего Египта Уаджет (в образе кобры). Иногда здесь добавлялось «устойчивое явление Ра». Третьей частью имени было имя фараона как «золотого Хора». В четвертую часть входило личное имя царя Верхнего и Нижнего Египта. К примеру личное имя фараона Тутмоса 3 было Мен – Хепер – Ра. И наконец пятой частью титулатуры было то, что можно примерно перевести как отчество. Оно предварялось словами «сын Ра», а затем следовало второе имя фараона, например Тутмос – Нефер – Хепер. Именно оно обычно и служило официальным именем фараона. Также считалось, что фараоны появляются от брака царицы, жены фараона с каким – либо божеством. Родство в династии фараонов велось по материнской линии. Правили не только мужчины – фараоны. В истории известна царица Хатшепсут. В всех египетских храмах живого фараона воспевали как бога, молились за его здравие и благополучие. С молитвами к богам обращался и сам фараон. В представлении самих египтян фараон представлялся как богочеловек. Считалось, что между богами и фараонами существовал нерушимый договор. Согласно нему боги даровали фараону долголетие, личное благополучие и процветание государства, а фараон со своей стороны обеспечивал богам соблюдение культа, строительство храмов и тому подобное. Единственный из смертных он имел доступ к богам. Иногда фараон лично участвовал в начале земледельческих работ, что носило священный характер. Он бросал в Нил свиток с приказом начать разлив, он начинает подготовку почвы для посева, первым срезает первый сноп на празднике жатвы и возносит благодарственную жертву богине урожая Рененут. В Египте постоянно велась борьба за престол Верхнего и Нижнего Египта. Важную роль в ней играли жрецы. Иногда они основывали новую династию фараонов. Часто фараоны были марионетками в руках верховного жреца. Борьба шла почти без перерыва. При ослаблении государства сразу подымали голову сепаратистские настроения во различных областях Египта.

Фараон – это сын бога. Его главная обязанность – приносить дары богам и строить им храмы. Рамсес III так обращался к богам: «Я ваш сын, сотворенный вашими руками… Вы сотворили для меня совершенство на земле. Я исполню свой долг с миром. Сердце мое без устали ищет, что нужно сделать для ваших святилищ». Далее Рамсес III рассказывает, какие храмы он построил, а какие восстановил. Каждый фараон строил себе гробницу – пирамиду. Фараон также назначал наместников номов (номархов), главных чиновников, главного жреца Амона. Во время войны фараон возглавлял войско. По традиции из дальних походов фараоны привозили неизвестные египтянам деревья и кустарники. Огромное внимание фараоны уделяли сооружению оросительных систем и лично следили за строительством каналов.

 

Награды лучшим

 

Фараоны ценили и всячески поощряли своих военачальников и чиновников, служивших главной опорой их власти и могущества и добывавших им богатства. После похода отличившимся раздавались награды. Иногда вознаграждение получал один человек. В честь победы устраивалось большое празднество. Роскошные подарки раскладывались на столах. На торжество допускалась только высшая знать.

 

Коронация

 

Ритуал коронации фараонов был подчинен установленным правилам. Но вместе с тем существовали He которые различия в зависимости от дня проведения ритуала. Это зависело от того, какому богу был посвящен день коронации. Например, коронация Рамсеса III проходила в праздник бога Мина – владыки пустыни и плодородия. Сам фараон возглавлял торжественную процессию. Он появился в кресле, которое несли на носилках царские сыновья и высшие чиновники, что считалось великой честью. Перед носилками шел старший сын, наследник. Жрецы несли курильницу с благовониями. Свиток в руках одного из жрецов представлял программу праздника. Подойдя к жилищу Мина, фараон совершил обряд воскурения и возлияния. Затем появилась царица. Рядом с нею шел белый бык с солнечным диском между рогами – символическое олицетворение бога. Его также окуривали благовониями. Процессия исполняла гимны. Жрецы несли деревянные статуи различных фараонов. Запрещено было «появляться» на празднике только одному из них – вероотступнику Эхнатону. Фараон направил четыре стрелы в каждую из сторон света: тем самым он символически поразил всех своих врагов. Под пение гимнов церемония подходит к заключительной стадии: правитель благодарит Мина и приносит ему дары. Затем процессия удалилась во дворец фараона.

 

Личная жизнь фараона

 

Отношение к женам и семьям у фараонов было разным. Например, Эхнатон почти не покидал свой дворец. Он нежно любил свою жену, мать и дочерей. До нас дошли рельефы, запечатлевшие его семью во время прогулок. Они вместе ходили в храм, вся семья принимала участие даже в приемах иноземных послов. Если у Эхнатона была одна жена, то у Рамзеса II их было пять, и все они носили титул «великой царской супруги». Учитывая, что этот фараон правил шестьдесят семь лет, это не так уж и много. Однако, кроме официальных жен, он имел еще немало наложниц. От тех и других у него осталось 162 отпрыска.

 

Жилище вечности

 

Какими бы важными ни были житейские заботы, фараон заранее должен был подумать, каким будет его жилище вечности. Постройка даже небольшой пирамиды была непростым делом. Гранитные или алебастровые блоки, пригодные для этого, были только в двух местах – на плато Гиза и Саккара. Позже для упокоения фараонов в фиванских горах стали вырубать целые залы, соединявшиеся переходами. Главным в погребальной церемонии считался саркофаг. Фараон лично посещал мастерскую, где для него изготавливали саркофаг, и придирчиво наблюдал за работой. Он заботился не только о месте захоронения, но и о предметах, которые будут сопровождать его в загробном царстве. Богатство и разнообразие утвари поражает. Ведь и в мире Осириса фараон должен был продолжать привычную жизнь.

 

В последний путь

 

Похороны фараона представляли особенное зрелище. Родственники рыдали и горестно заламывали руки. Несомненно, они искренне скорбели по ушедшему. Но считалось, что этого мало. Специально приглашались профессиональные плакальщики и плакальщицы, которые были прекрасными актерами. Вымазав лицо илом и обнажившись до пояса, они разрывали на себе одежды, рыдали, стонали и били себя по голове. Погребальная процессия символизировала переселение из одного дома в другой. В мире ином фараон не должен был ни в чем нуждаться. Впереди процессии несли пирожки, цветы и кувшины с вином. Дальше следовали погребальная мебель, кресла, кровати, а также личные вещи, утварь, ящики, трости и многое другое. Заключала процессию длинная череда драгоценностей. И вот мумия фараона в гробнице. Жена падает на колени и обнимает его руками. А в это время жрецы выполняют важную миссию: они расставляют на столах «тризмы» – хлебцы и кружки с пивом. Затем кладут тесло, тесак в форме страусового пера, муляж бычьей ноги, палитру с двумя завитками на краях: эти предметы нужны, чтобы устранить последствия бальзамирования и дать усопшему возможность двигаться. После исполнения всех обрядов мумия погружается в каменную «могилу», чтобы перейти в лучший мир и вести новую жизнь.

 

Пирамиды Древнего Египта

 

Почти каждый человек при упоминании Древнего Египта вспоминает в первую очередь конечно пирамиды. Что же они из себя представляли? Сначала рассмотрим чисто архитектурное строение пирамид. В додинастический период в Египте были распространены сооружения, которые были позже названы мастаба (в переводе с арабского – скамья). Это было прямоугольное, трапециевидное сооружение, сужающееся к верху. В них хоронили племенных вождей, жрецов. Уже тогда сложились основные положения расположения данного сооружения. Оно было ориентировано по сторонам света. Это связано с первобытными верованиями. Люди считали, что также как восходит и заходит солнце, так и человек, если положить его лицом или головой на восход или на запад, то он сможет воскреснуть. Затем погребальные помещения также стали ориентировать по сторонам света.

Мастаба представляла собой кирпичную надстройку над скрытым под поверхностью захоронением. Надстройка сооружалась иногда из плит известняка. Сверху этот прямоугольник был совершенно плоским. Под этой надстройкой, под землей, находилась погребальная камера с саркофагом. В камеру вела сверху вертикальная шахта глубиной от трех до тридцати метров – вход. В части надстройки, обращенной к востоку, в очень неглубокой нище сооружалась «ложная дверь» – якобы вход в мастаба. В этой нище был специальный плоский жертвенник, на котором родственники умершего клали приношения и перед которым читали заупокойные молитвы. Этот вечный дом умершего мог иметь различные размеры, в зависимости от социального положения умершего. В специальном помещении (сердабе) хранились скульптурные портреты умершего. Они были как бы заместителями мумии умершего на случай ее уничтожения или повреждения. На стенах мастаба обычно наносились различные художественные изображения; это была как бы жизнь умершего в рисунках. Перед захоронением тело умершего бальзамировалось.

Вскоре на территории Древнего Египта стали появляться небольшие государства, в которых стали править местные цари. Они захотели чем – то выделить свои погребения от погребений своих подданых. Появились так называемые ступенчатые пирамиды. Самая древняя пирамида такого типа – это пирамида Джосера. Древнеегипетский зодчий поставил друг на друга шесть мастаба, то есть на большую мастаба ставилась меньшая мастаба, и так было поставлено шесть мастаба. Фараон мог быть доволен, его гробница отличалась от всех других гробниц. Затем кто – то из египетских зодчих догадался заполнить промежутки между мастаба таким образом, что получилась уже известная нам пирамида. Эта форма была удобна еще потому, что при строительстве не требовалось особо трудных расчетов для сохранения устойчивости сооружения.

До сих пор не известно точно почему, но внутри пирамиды, ориентированной по сторонам света проявляется эффект мумификации любой органики. Тела мелких животных, умерших в пирамиде даже без бальзамирования мумифицируются и сохраняются очень длительное время. Кроме того, в пирамиде тупые лезвия бритвы, положенные с сохранением ориентировки по сторонам света, в короткое время затачиваются. При этом совершенно не важно из чего сделана пирамида и какие она имеет размеры. Можно даже сделать пирамиду из картона и она все равно будет создавать эффект мумификации. Важно заметить, что данный эффект мумификации наиболее сильно наблюдается в центре пирамиды, примерно на высоте 1/3 всей высоты пирамиды. Захоронения фараонов в пирамиде находились примерно на этой высоте. Там находилось несколько комнат, в которых находилась мумия фараона, различные предметы культа, священные рукописи, очень часто рядом с саркофагом с мумией фараона стояла запасной саркофаг. В комнату с мумией фараона вел подземный ход, обычно он делался с восточной стороны пирамиды.

Пирамиды строились в период с 1‑й половины 3 тыс. до н. э. по 18 век до н. э. Наиболее известны три пирамиды в Гизе, так называемые большие пирамиды, которые были построены фараонами 4 династии. Они вошли в состав семи чудес света. Самая большая пирамида – Хуфу (греческое название Хеопс), за ней следует пирамида Хафра (греческое название Хефрен), а затем пирамида Менкаура (греч. Микерин). Высота пирамиды Хеопса – 146 метров, длина стороны основания – 230 метров. На ее сооружение ушло 2.000.000 каменных блоков, каждый из которых весом 2,5 тонн. Греческий историк Геродот сообщал, что эта пирамида строилась 20 лет и на ее строительстве было занято около 100.000 человек, которые сменялись каждые три месяца.

Как же строились пирамиды? Сначала считалось, что каменные блоки подымались наверх с помощью деревянных рычагов. Но теперь все это объясняют по другому. Как только на престол всходил новый фараон, то он сразу начинал готовиться… к смерти. То есть строить свое заупокойное жилище – пирамиду. Находили место для пирамиды. Затем в горах начинали заготавливать каменные блоки. Сверху в камне высверливались отверстия по периметру будущего блока и в них вбивались деревянные брусья. Брусья каждый день поливались водой, дерево разбухало и камень трескался по нужному периметру. Затем блок длительное время очень тщательно обрабатывался и затем его начинали транспортировать к месту постройки пирамиды. Тянули его на специальных деревянных полозьях, и тянули его только люди, животные почти не применялись. Для более быстрой транспортировки к пирамиде от места добычи камня прокладывалась дорога. Когда на место доставлялись первые камни, из них складывался первый ряд. Затем он засыпался песком таким образом, чтобы на поверхности оставался верх первого ряда. Затем по песчаной насыпи доставлялся второй ряд блоков. Так, с каждым рядом все выше и выше становилась песчаная насыпь. Каменные блоки устанавливались с большой точностью. Между ними нельзя было даже просунуть лезвие ножа. Как только пирамида была готова, ее покрывали гранитными плитами и убирали песчаную насыпь. Обычно возле каждой пирамиды строился заупокойный храм умершего фараона. Иногда возле пирамиды фараона строились небольшие пирамиды для его близких, а также для знати.

Большие каменные пирамиды строились в период наибольшего могущества древнеегипетского государства. Затем стали строить пирамиды из глиняных кирпичей, а после стали делать захоронения в вырубленных в скалах гробницах.

В популярной литературе часто можно встретить упоминание о так называемом «проклятии фараона». Считается, что человек, проникший в гробницу фараона, подвергается проклятию фараона и вскоре умирает. По всей видимости, египетские жрецы перед закрытием гробницы оставляли какие – то специальные вещества, в которых содержались болезнетворные легочные бактерии. В пирамиде под влиянием эффекта мумифицирования они как бы засыпали, но не умирали. Однако, когда какой – либо человек проникал в пирамиду, чаще всего с целью грабежа, он выносил на себе эти бактерии наружу и там эти бактерии просыпались и заражали грабителя неизлечимой болезнью. Замечено, что большая часть так называемых «проклятых» умерла от болезней связанных с дыхательной системой. Вот такая интересная версия. Пока она еще не доказана.

 

Золотая пектораль

 

Наследие Древнего Египта огромно. Но чтобы осознать его, не обязательно обращаться к колоссальным архитектурным сооружениям или древним текстам. Можно открыть целый мир в том, что для нас сегодня – всего лишь украшения.

Гробница Тутанхамона, найденная Говардом Картером в 1922 году, по праву считается одним из величайших археологических открытий. В ходе раскопок тысячи вещей, сопровождавших царя в ином мире, вновь увидели солнечный свет – чтобы рассказать потомкам о своем владельце и о той эпохе, в которую он жил.

Сокровища Тутанхамона – и, прежде всего, многочисленные золотые украшения – сделали его одним из самых известных египетских правителей. Однако обилие драгоценных материалов и совершенство ювелирных техник зачастую отвлекают нас от самого главного – от того замысла, который воплощали в украшениях древние мастера. Ведь в каждой из пекторалей (нагрудных украшений), браслетов или ожерелий Тутанхамона нет ни одного лишнего элемента. Все они состоят из множества символов‑слов, которые соединяются в рассказ о фараоне и его предназначении.

Так, в знаменитой пекторали со скарабеем зашифровано имя Тутанхамона – Небхепрура, «Владыка превращений солнца». Это тронное имя, дававшееся царю при восшествии на престол и отражавшее основную идею его правления. Полукруглая корзинка под задними лапками священного жука – это иероглиф неб, «владыка». Скарабей с тремя вертикальными черточками читался как хепру, «превращения», а солнечный диск над головой жука передавал слово ра, «солнце».

…Родителями Тутанхамона были Эхнатон и царица Кийа. Эхнатон правил всего 17 лет, но эти годы стали временем глубочайшего кризиса в миропонимании древних египтян: фараон возвысил единственного бога – Атона, солнечный диск, во имя его уничтожая имена всех прежних богов и разрушая их храмы. Когда Тутанхамон унаследовал престол, ему было всего 6–7 лет. Видимо, под воздействием советников Эйе и Хоремхеба, в 4‑й год царствования юный фараон отменил реформы своего отца, вернув Египту прежних богов и восстановив их храмы. Эти события означали возвращение культуры в традиционное русло и давали надежду на возрождение страны: «…Боги и богини, находящиеся в этой стране! Их сердца в радости. Владыки святилищ в ликовании… Веселье по всей земле. Свершились добрые замыслы…»

На одной из пекторалей Тутанхамона представлен царь, сидящий на троне перед крылатой богиней Маат – воплощением мировой упорядоченности. Символом этой богини было легкое, как истина, страусовое перо, которое украшает голову Маат. Царь протягивает богине знак жизни анх, а та, в свою очередь, распростерла свои крылья в жесте защиты и покровительства. Голову фараона венчает голубая корона хепреш – атрибут военного облачения царя, который напоминает о многочисленных сценах охоты или повержения врагов, представленных на других предметах Тутанхамона. Эти композиции наделены глубоким символическим значением: царь не просто охотится или подчиняет непокорные народы, на космическом уровне он истребляет врагов миропорядка и устанавливает маат – порядок и справедливость. В правой руке Тутанхамона – жезл хека. Он отождествлялся с посохом пастыря, следящего за своим стадом, а иероглиф этого жезла обозначал магическое знание, средство исполнения божественного замысла сиа.

Одно из наиболее впечатляющих украшений юного фараона – золотой корсет, закрывавший верхнюю часть тела царя. Это церемониальное украшение включает три части: ожерелье усех, широкий пояс и две ленты, соединяющие эти элементы. Корсет состоит из множества мелких золотых пластинок, скрепленных подвижными соединениями так, чтобы не стеснять движений царя. Каждая из пластинок инкрустирована различными камнями – бирюзой, лазуритом, сердоликом или кусочками цветного стекла.

Ожерелье усех было одним из наиболее любимых египтянами украшений. Оно представляло собой несколько горизонтальных ниток бус, скрепленных по вертикали в широкий воротник, закрывавший грудь и спину владельца. Египтяне часто сравнивали это украшение с крыльями богинь, обнимавшими и таким образом защищавшими человека. Сплетенное из множества бусин, ожерелье усех было довольно тяжелым украшением, поэтому оно часто сопровождалось противовесом манхет, спускавшимся на спину и удерживавшим усех на уровне груди.

К ожерелью корсета примыкает прямоугольная пектораль, на которой юный правитель представлен стоящим перед Амоном‑Ра, владыкой верхнеегипетских Фив, вернувшимся в свою обитель благодаря Тутанхамону. В одной руке Амона – анх, знак жизни, которой бог одаряет правителя; в другой – длинный посох с идеограммой царского юбилея сед, символическое обозначение долгих лет царствования. Позади Тутанхамона расположены нижнеегипетские боги: Атум – бог с головой сокола, увенчанный двойной короной Верхнего и Нижнего Египта, и богиня Иусаас.

Нижняя часть корсета – широкий пояс – состоит из множества каплевидных элементов, воспроизводящих оперение божественных крыльев, которыми богиня (как правило, Нут, Исида или Нехбет) защищала царя. Этот орнамент, называемый риши, был очень популярен в Египте эпохи Нового царства. Каждое из носившихся при жизни украшений подвешивалось на золотой цепи или ленте, выполненной в том же стиле, что и сама пектораль. Замок одной из лент, поддерживавшей подвеску в виде коршуна, был выполнен в форме двух спящих уточек (завершавших концы ленты и скреплявшихся между собой). Египтяне любили изображения спящих птиц, ибо они символизировали кратковременный сон, за которым следовало радостное пробуждение и продолжение жизни.

Этот мотив становится центральным в одной из пар серег Тутанхамона. В круглом медальоне – центральном элементе украшения – расположены фантастические птицы с головой утки и телом коршуна. Птицы сжимают в лапах знаки бесконечности шен, форму которых повторяют раскрытые крылья птиц. Верхняя часть серег напоминает современные серьги‑гвоздики. Она состоит из двух полых частей, вставляющихся одна в другую. Лицевую сторону гвоздика украшают священные кобры, охраняющие правителя.

Золото Тутанхамона способно рассказать многое о доктрине царской власти, о мировоззрении древних египтян и даже о личной жизни этого царя. Так, в одном из многочисленных ларцов Г.Картер обнаружил пектораль с именем Эхнатона. Эта находка говорит о том, что, несмотря на свои реформы, Тутанхамон сохранил почтение и любовь к своему отцу. В другом ларце было найдено ожерелье Анхесенамон – возлюбленной сестры и супруги юного царя. Обычно в этих украшениях видят лишь драгоценный материал и искусную работу, но пытливый ум увидит в них личность и судьбу правителя.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 161; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.160.61 (0.047 с.)