Достижения египтян в области астрономии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Достижения египтян в области астрономии



 

Составление солнечного календаря, состоящего из 365 дней и подразделявшегося на периоды: «половодья», «выхождение» и «сухость»;

Изобретение водяных часов с градуировкой времени на внутренней стенке сосуда;

«Привязка» календарного нового года к астрономическому явлению (появление Сириуса на утреннем небе) и началу разлива Нила 19 июля;

Группировка звёзд в созвездия, получившие наименования по животным, контуры которых они напоминали («быка», «скорпиона», «крокодила» и т. п.);

Установление дневного времени по солнечным часам;

Создание звёздным таблиц, с помощью которых определялось время ночью;

Определение ночного времени по звёздам с помощью визирного инструмента;

Создание справочника с комментариями к изображенным на потолках гробниц, дворцов и храмов небесным картам.

 

Астрология Древнего Египта

 

Свой расцвет астрология приобретает в древнем Египте. Это не случайно: его природные условия были таковы, что в них ярко выражалась цикличность – время наводнений сменялось временем роста посеянных зёрен, а затем наступало время зноя, вновь сменяющееся наводнением. Это и привело людей к наблюдениям за этими периодичными явлениями (в том числе и за цикличностью звёзд).

Изучение звёзд и планет осуществлялось высшей кастой жрецов. Именно они сделали открытие, что восхождение различных созвездий на небе составляет определённый цикл. Например, восхождение звезды Сириус (у египтян она носила название Сотис) свидетельствовало о том, что скоро произойдёт разлив Нила. Такие знания позволяли египтянам вовремя принимать меры, чтобы избежать большого ущерба государству.

Обитатели долины Нила, где нет значительных перепадов температуры в течение года, делили год на три сезона, которые зависели от поведения реки. Первый сезон – «ахет» (что в переводе с языка древних египтян означает «наводнение») – совпадал с разливом Нила. В то время, с июля по октябрь, река затопляла низины. Следующий сезон, длившийся тоже около 4х месяцев, назывался «перет» («появление суши»). Вода спадала, увлажнив землю и удобрив её илом; сезон начинался севом и заканчивался сбором урожая. В марте, когда со стороны Сахары начинали дуть иссушающие ветры, наступал последний сезон года, «тему» («отсутствие воды»). Этот сезон длился 1,5 месяца. С изучения Нила, от которого зависела вся жизнь египтян, и началась астрономия этой древней цивилизации. «Египет – это дар Нила», – писал древнегреческий историк Геродот.

Уже тогда, в древнем Египте составлялись персональные гороскопы. Это делалось в строгих рамках: право на личный гороскоп имели только фараоны и жрецы. Примечательно: начертания гороскопов исследователи‑ археологи обнаружили на крышках саркофагов. Любопытно, что зодиакальные созвездия современности соответствуют созвездиям так называемого дендерского календаря, который был найден при раскопках в Египте.

В Древнем Египте получили развитие представления о благоприятных и злотворных днях календаря, в хронометрических целях велись наблюдения звёзд (в частности, были выделены т. наз. деканы – 36 групп ярких звёзд, расположенных вдоль эклиптики).

Страну пирамид зачастую называю колыбелью астрономии. К сожалению, нам не так уж много известно об астрономии древних египтян. Мы знаем, что они связывали разливы Нила с первым восхождением самой яркой звезды – Сириуса. Наблюдения за движением небесных тел – это начало астрономических знаний, которые помогли созданию календаря. Ученые предполагают, что он появился в Древнем Египте около 6 тысяч лет назад. Счет дней там шел по десятидневиям, в конце года добавлялось еще пять дней.

Нельзя с уверенностью говорить о том, что в ориентировке и пропорциях древних пирамид, Сфинкса, храмов зашифрованы различные астрономические сведения и символы. Точных научных данных об этом пока нет. Но меньше всего известно о звездных картах древних египтян, о названиях, которые они давали звездам и созвездиям. И даже сохранившиеся изображения неба мало помогают понять это.

 

Архитектура Древнего Египта

 

Египтяне верили, что если тело усопшего мумифицировать, наделить посмертно всем нажитым и поместить его в «пирамиду», то дух тела Ка, вернувшись из страны мертвых, навестить потомков узнает «себя» и войдет в свое тело.

Поэтому дошедшие до нас памятники – это храмы, дворцы и гробницы, т. е. монументальные сооружения, призванные олицетворять собой Вечность. Хотя стиль просуществовал на протяжении 4000 лет, традиции декорирования практически не изменялись.

Стены, пилоны, колонны как правило испещрялись иероглифическими письменами и сценами погребальных ритуалов, где фигуры людей изображались в характерной «египетской» позе – голова и нижняя часть тела – в профиль, а туловище и руки – в фас.

В постройках встречается 3 типа колонн – лотосовидная (капитель (см. справочник) в виде цветка или бутона лотоса), папирусовидная (капитель в виде связки папируса) и гаторическая (капитель с изображением головы богини Гатор – женщины с головой собаки).

Исключение составляет Амарнский период – период правления Аменхотепа IV (1368–1351 гг. До н. э.). Запрет многочисленных старых культов и провозглашение истинным богом самого солнца дало толчок развитию искусств «в сторону человека».

Погребальные сцены сменили изображения бассейнов с плавающими рыбками, порхающих бабочек, трогательно‑чувственных сцен из жизни.

Скульптура тоже приобрела новые неканонические формы (вспомните бюст его жены Нефертити). Впоследствии на элементах стиля базируется весь Ампир и отчасти Ар‑Деко.

Что же касательно жилой архитектуры, то египтяне, независимо от своего социального положения, строили свои дома из непрочных материалов – тростника, дерева, глины или кирпича‑сырца и никогда не использовали камень. Среди немногочисленных сохранившихся жилищ большинство составляют деревенские лачуги бедняков, и лишь в столичном городе Ахетатоне обнаружены дома представителей знати. Древнейшие дома додинастического периода зачастую представляли собой просто убежища для защиты от ветра и солнца, вполне пригодные для жизни в условиях сухого и жаркого климата. Усадьбы знати являли собой сложные сооружения с ванными комнатами, канализацией и просторными общими комнатами с высокими потолками и небольшими окнами, тесными спальнями и отдельно стоящими кухнями, скотными дворами и зернохранилищами. Общие комнаты часто украшали настенными росписями. Лестница вела на крышу, где семья проводила значительную часть времени, или на второй этаж. При жилище имелась молельня для поклонения одному или нескольким богам (в Ахетатоне – исключительно Атону), обычно представлявшая собой отдельное сооружение во внутреннем дворе дома. Поскольку большинство египтян, за исключением фараонов, имели по одной жене, в обычном жилище отсутствовали специальные женские помещения.

В отличие от храмов и гробниц, в основном хорошо сохранившихся, большинство частных домов и даже царских дворцов было разрушено. Произошло это потому, что они были построены из кирпича, часто из кирпича – сырца, тогда как храмы и гробницы – из камня. Плодородная земля, пригодная для занятий сельским хозяйством, в районе которой находились египетские города и деревни, была слишком драгоценна, чтобы допускать сохранение древних поселении после их разрушения или после того, как население покинуло их. К сожалению, число сохранившихся жилищных построек древнего Египта очень мало. Отчасти этот пробел помогают восполнить многочисленные изображения домов, несколько уменьшенных их моделей и письменные описания. Лучше всего сохранились постройки рабочей деревни в Дейр эль‑Медина и в эль‑Амарне, но даже в этих случаях можно полагаться лишь на археологические данные и на археологическую реконструкцию построек на базе тех развалин, которые были раскопаны.

Крыльцо с колоннами перед домом создавало тень и украшало его. Крышу больших комнат поддерживали деревянные колонны с капителями в виде цветов. Окна были квадратной формы и относительно небольшого размера. На плоских крышах спали в жаркое время года. На некоторых из них был силос, сложенный куполом.

Кухня с печью находилась обычно на открытом дворе в задней части дома. Лестницы вели в подземные погреба, в которых продукты могли храниться при относительно низкой температуре. В дворах домов высшего чиновничества был пруд, и дома были окружены прекрасными садами. На нескольких сохранившихся изображениях домов видна система вентиляции, состоящая из шахты, открывающейся на крыше и выходных отверстии для воздуха в наиболее важных комнатах. Некоторые крыши были сделаны из рогожи, пальмовых веток и слипшейся высохшей земли.

 

Скульптура Древнего Египта

 

Скульптура в Египте появилась в связи с религиозными требованиями и развивалась в зависимости от них. Культовые требования обусловили появление того или иного типа статуй, их иконографию и место установки. Основные правила для скульптуры окончательно складываются во времена Раннего царства: симметрия и фронтальность в построении фигур, четкость и спокойствие поз наилучшим образом соответствовали культовому назначению статуй. Эти черты облика статуй были обусловлены и расположением их у стены или в нише. Преобладающие позы – сидячая с положенными на колени руками и стоячая с выдвинутой вперед левой ногой – складываются очень рано. Немного позже появляется «поза писца» – сидящего на скрещенных ногах человека. Сначала в позе писца изображали только царских сыновей. Рано появляются и семейные группы. Ряд правил был обязателен для всей скульптуры: прямая постановка головы, некоторые атрибуты власти или профессии, определенная раскраска (мужские тела была кирпичного цвета, женские – желтого, волосы – черного). Глаза часто инкрустировали бронзой и камнями.

Тела статуй делали преувеличенно мощными и развитыми, сообщая статуе торжественную приподнятость. Лица в некоторых случаях, напротив, должны были передавать индивидуальные черты умершего. Отсюда раннее появление в Египте скульптурного портрета. Самые замечательные, ставшие теперь прославленными портреты были скрыты в гробницах, некоторые из них – в замурованных помещениях, где их никто не мог видеть. Напротив, сами статуи могли, по верованиям египтян, наблюдать за жизнью через небольшие отверстия на уровне глаз.

Овладению скульптором портретным искусством, вероятно, способствовало одно из средств, при помощи которого пытались спасти труп от тления: иногда его покрывали гипсом. При этом на лице получалось подобие гипсовой маски. Однако, поскольку глаза должны были быть открытыми, чтобы изображать лицо живого человека, такая маска требовала дополнительной обработки. По‑видимому, этот прием снятия маски и отливки с нее использовали скульпторы при работе над портретами. В некоторых гробницах находят два типа статуй: одну – передающую индивидуальные черты человека, изображающую его без парика и одетым по моде своего времени; другую – с лицом, трактованным значительно более идеализированно, одетым в короткое официальное опоясание и в пышном парике. Такое же явление наблюдается и в рельефе. Пока еще нельзя с достоверностью объяснить это, несомненно лишь, что эти статуи отображали различные аспекты заупокойного культа. В ряде гробниц были обнаружены деревянные статуи, которые, возможно, были связаны с одним из моментов заупокойного ритуала, когда статую несколько раз поднимали и опускали. Над статуей совершали обряд «отверзания уст и очей», после чего она считалась ожившей и получала возможность есть и говорить.

Помимо статуй умерших в гробницу, особенно в Среднем царстве, помещали также фигурки работников, которые, как верили, должны были обеспечить загробное существование умершего. Отсюда проистекают и другие требования к скульпторам – изобразить людей, занятых самой разнообразной работой. В полном соответствии с общим требованием египетского искусства для каждого занятия выбирается характерный момент, который становится каноничным для этого типа. Общие же правила, например фронтальность и принятая раскраска, сохраняются и здесь.

Статуи играли большую роль в архитектурном оформлении храмов: окаймляли дороги, ведущие в храм, стояли у пилонов, во дворах и внутренних помещениях. Статуи, имевшие большую архитектурно‑декоративную нагрузку, отличались от чисто культовых. Их делали крупных размеров, трактовали обобщенно, без большой детализации.

Задачи скульпторов, работавших над культовыми изображениями богов, царей и частных лиц, были иными. Большую группу составляли царские статуи, посвященные фараонами в храм для того, чтобы навеки поставить себя под защиту божества. Молитвы на таких статуях обычно содержат просьбы о здоровье, благополучии, иногда просьбы политического характера. Изменения в области идеологии, происшедшие после падения Древнего царства, приведи к изменениям в сфере искусства: фараон, стремясь прославить свое могущество, ставил свои статуи не только в заупокойных святилищах, но и в храмах различных божеств; такие фигуры должны были прославлять живущего правителя и максимально конкретно передавать портретное сходство.

В знак особой милости фараона в храм посвящались и статуи вельмож, в частности архитекторов, строивших данный храм. Посвятить свою статую в храм можно было сначала лишь с позволения фараона, но с изменением религиозных представлений и распространением некоторых царских обрядов на знать, а затем и на средние слои общества привилегия посвящать свои статуи в храм перешла к частным лицам.

Еще к концу Древнего царства выделяются области, памятники которых отличаются своеобразием. В Среднем царстве определяются центры (в частности, мастерские Среднего Египта) со своими особенностями и традициями. Легкие фигуры с удлиненными пропорциями, происходящие из Сиута (совр. Асьют), отличаются от меирских с их короткими головами и подчеркнутой мускулатурой груди; мягко трактованные формы тел, отсутствие резких линий характерны для абидосской скульптуры.

Период XVIII династии – время расцвета египетского искусства, в частности и в области скульптуры. Особое направление появилось в конце этого периода под влиянием нового религиозно‑философского учения и государственного культа, созданных Аменхетепом IV (Эхнатоном). Порвав со старым каноном, царские скульпторы этого времени вырабатывали новые художественные принципы. При этом, стремясь к передаче характерных черт модели, они чрезмерно заостряли и подчеркивали их. Стал вырабатываться новый канон на основе иконографии самого фараона‑реформатора. Однако более поздние статуи амарнского периода отличаются большей отработанностью образа, отсутствием преувеличений. Всемирно известны скульптурные портреты Эхнатона и царицы Нефертити из мастерской скульптора Джехутимесу. В период XIX династии происходит возврат к прежним традициям, особенно в Фивах. Политическая ситуация, сложившаяся во второй половине Нового царства, привела к выделению северных мастерских. Статуи с могучими торсами, толстыми руками и ногами, широкими плоскими лицами противопоставлялись внешней нарядности и изяществу скульптуры с удлиненными пропорциями.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 233; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.41.187 (0.012 с.)