Карта империи инков и испанского завоевания 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Карта империи инков и испанского завоевания



 

 

 

 


[1] Поясняющие текст авторов XVI в. слова, добавленные переводчиком, помещены в квадратных скобках, оригинальное авторское написание испанских слов – в круглых скобках. Имена и названия приводятся в том варианте, который дает Гарсиласо и цитируемые им авторы. Индейские слова выделены курсивом самим Гарсиласо. Краткие пояснения к встречающимся в тексте испанским и индейским терминам, именам, географическим и этническим названиям даны в указателях

 

[2] Колон – испанский вариант фамилии Колумба. Упомянутой Гарсиласо надписи в гербе Колумба не было (как известно, сам он отнюдь не считал открытые им земли Новым Светом). Ходившие среди конкистадоров слухи об открытии Америки неким Алонсо Санчесом объясняются, вероятно, тем, что во время тяжбы между кастильской короной и наследниками Колумба (1510–1550) королевские чиновники всячески старались приписать честь открытия заморских земель не Колумбу, а иным лицам (Путешествия Христофора Колумба. М. 1956. Я. Свет. Колумб. М. 1973)

 

[3] «Флорида» – написанная Гарсиласо де ла Вега история завоевания испанцами Флориды

 

[4] Эрнандес де Кордова высадился не на мысе, а на острове, где нашел храм со статуями богинь. Поэтому он назвал его «Остров Женщин»

 

[5] Имена родоначальников племени приведены у Гарсиласо в народном осмыслении: «соль», «перец», «радость». Сиеса де Леон (1959, 31) перечисляет несколько иные имена: Манко, Качи, Авга (=«Савка»), Око (="Учу"). Традиция подразделения племени на четыре «рода» отразилась в разделении государства инков на четыре (весьма неравные) «провинции», управлявшиеся полномочными наместниками («вице‑королями»)

 

[6] Дон Франсиско Альварес де Толедо‑и‑Пачеко, вице‑король Перу (1569–1589), приказал согнать индейцев в большие селения для удобства взимания податей и наблюдения за принудительными работами. В результате этой операции («редукция») погибло около 300 000 жителей

 

[7] Государство инков возникло в середине XV в. при царе Пача‑кутеке. Древность в 400 лет относится, вероятно, к предшествующему государству аймара Кольа, возникшему в XII в. (столица Хатун‑Кольа на берегу озера Тити‑кака). Древность в 600 лет относится к более раннему государству аймара со столицей в Тиа‑ванаку (Тиауанако) на берегу того же озера, возникшему в Х в.

 

[8] Миссионеры усиленно разыскивали у индейцев верования, сходные с христианскими, для облегчения проповеди. В том числе утверждалось, что индейцы уже были обращены в христианство апостолом Варфоломеем (отождествлявшимся с богом Вира‑кочей), но в дальнейшем дьявол совратил их опять в язычество. Таким образом, христианские проповедники доказывали индейцам, что не навязывают им новую веру, а только восстанавливают древнюю истинную религию

 

[9] Косой («андреевский») крест был у инков символом божества, помогавшего при родах и защищавшего от ночных привидений, как сообщает хронист Мартин де Моруа

 

[10] Епископ Чиапа (совр. штат Чиапас в Мексике) Бартоломе Лас Касас пытался отыскать у индейцев майя верования, сходные с христианскими, в частности троицу. В виде креста у древних майя изображалось мировое дерево. Перечислены божества майя (некоторые имена сильно искажены); Икона (у Лас Касаса Исона написано с седильей) = Ицам‑на (бог неба), Бакаб (бог дождя), Эструак = Ек'Чууах (бог купцов), Чирипия = Иш Че‑бел‑йаш (богиня растительности), Исчен = Иш Чел (богиня радуги), Эоцук = Ах Пуч (бог смерти), и астеков: Тласолтеутл == Тласол‑теотл (богиня земли), Ометочтли = Оме Точтли (календарное имя богини плодородия и опьяняющего напитка Майавед), Вицило‑почтли (бог солнца и войны), Тлалок (бог дождя), Кецал‑коатл (бог мудрости и наук)

 

[11] Древние мексиканцы пользовались в хронологии 52‑летним циклом. 52 таких цикла (2704 года) составляли великий цикл, который подразделялся на 4 эпохи («солнца») по 676 лет. Астеки («ацтеки») начинали текущую эпоху («солнце») с 1143 г.

 

[12] Завоеватель Мексики Эрнандо (Эрнан) Кортес написал пять обширных писем императору Карлу V

 

[13] Гарсиласо, по‑видимому, не встречался с индейскими знатоками календаря и сильно преуменьшает их астрономические знания. Древние перуанцы несомненно знали зодиакальный пояс созвездий

 

[14] Астрономические башни явно предназначались для определения и равноденствий, и солнцестояний (к которым были приурочены четыре главных праздника), т. е. ограничивали для наблюдателя дугу на горизонте, в концах которой солнце находилось в дни солнцестояний, а в центре– в дни равноденствий. Независимо от этих наблюдений перуанцы определили продолжительность солнечного года в 365 1/4 дня и лунного в 354 дня.

 

[15] По‑видимому, Гарсиласо не был знаком с индейскими врачами. Древнюю перуанскую медицину он явно недооценивает. Перуанцы имели весьма развитую хирургию, в частности, делали трепанацию черепа. На высоком уровне была военная хирургия и способы залечивания ран и ушибов (в том числе с применением пластырей). При лечении болезней широко применялось кровопускание (стр. 125). Индейские врачи применяли лекарственные (например, при лечении дизентерии) и наркотические (для погружения пациента в сон) клизмы. Древние перуанцы делали клизмы в виде баллона из кожи или пузыря (такие клизмы найдены в древних погребениях, есть статуэтки, изображающие врача с клизмой в руке). Индейцы долины Амазонки делали аналогичные резиновые клизмы, которые (через португальцев) получили всеобщее распространение. Некоторые перуанские лекарства (напр., хинин) стали общеизвестными.

 

[16] Гарсиласо неоднократно утверждает, что перуанцы не знали письма. Индейцы кечва и аймара до настоящего времени пользуются местным иероглифическим письмом для записи католических молитв. Однако ни одной записи доколониального периода до сих пор не опубликовано. Имеются сведения о запрещении письма основателем государства инков царем Пача‑кутеком. Письмо было запрещено будто бы, чтобы прекратить начавшуюся эпидемию, по указанию оракула бога Вира‑кочи. Следует отметить, что основатель государства инков Пача‑кутек был весьма заинтересован в прекращении исторической традиции, по которой дикарями были скорее инки, чем их предшественники аймара.

В качестве мнемотехнических средств, как указывает Гарсиласо, широко употреблялись разноцветные зерна несъедобной фасоли (чуй) или камешки («фишки»), а также связки разноцветных шнурков (кипу), которым Гарсиласо посвятил специальные главы. Использование зерен фасоли с естественными узорами и символическими знаками восходит к древней культуре мочика. Так, на сосудах встречаются изображения двух персонажей, сидящих друг против друга с фасолинами в руках; между ними кучки песка и фасолины с различным узором, Некоторые персонажи имеют голову и хвост хищного зверя и отождествляются о божествами мочика. В этих сценах фасолины с различными узорами и знаками.явно имели важный символический смысл; возможно, изображено ритуальное гадание. Перуанский археолог Хулио Тельо открыл некрополь Паракас (III–II вв. до н. э.) с 429 мумиями умерших, завернутых в хорошо сохранившуюся яркую шерстяную ткань. На 41 куске ткани (из 13 погребений) есть изображения фасолин с различными узорами и знаками, расположенные группами. Изображения фасолин с символическими знаками обнаружены на тканях и керамике культур паракас и наска и почти синхронной им культуре мочика (в последнем случае ткани почти не сохранились по климатическим условиям). В более поздней культуре тиауанако изображения 'символических фасолин не встречаются. Перуанская исследовательница Виктория де ла Хара опубликовала изображения 298 различных символических фасолин из Паракаса.

На одежде и сосудах времен государства инков часто встречаются символические знаки, обычно вписанные в квадрат и довольно сильно отличающиеся от древних узорных фасолин. Виктория де ла Хара опубликовала каталог 294 символических знаков. На деревянных сосудах (керо) времен инков встречаются большие группы символов в несколько рядов, часто сопровождающие сцены. Виктория де ла Хара считает некоторые знаки символами богов и т. д.

Перуанцы, как указывает Гарсиласо, широко применяли географические карты я макеты. Художественные изображения представлены керамическими статуэтками и рисунками на сосудах (большие статуи и картины не сохранились)

 

[17] Тиа‑ванаку (Тиауанако) – столица могущественного государства аймара {X–XII вв.). До государства инков в Перу сменилось несколько цивилизаций (В. А. Башилов. Древние цивилизации Перу и Боливии. М., 1972).

 

[18] Как следует из описания Гарсиласо и других источников, Храм Солнца {Инти васи, «дом Солнца»), помимо зала бога Солнца с мумиями царей, имел особые помещения богини Луны, бога громовника и его сестры, богини радуги, а также звездных божеств (созвездие Плеяд, планета Венера). Храм имел 12 дверей, по числу месяцев в году.

 

[19] Храм на островке Тити‑кака был построен во времена древнего царства аймара (X–XII вв.)

 

[20] Земледельческие народы поклонялись хищникам из семейства кошачьих, которые защищали посевы от травоядных животных. Божества‑хищники (включая оленью кошку оскольо и ягуара) почитались в Перу уже древнейшими земледельцами.

 

[21] В официальной версии, излагаемой Гарсиласо, события освещены весьма тенденциозно, что неудивительно, так как речь идет о создании государства инков при довольно смутных обстоятельствах. По‑видимому, в действительности Вира‑коча (одноименный с богом) был наместником города Куско при Чучи‑капаке, последнем царе государства аимара Кольа со столицей в Хатун‑Кольа (на берегу озера Тити‑кака). Когда началась война с соседним царством Чинча‑чанка (расположенным к югу от Лимы), Вира‑коча перешел на сторону врагов. Его сын, впоследствии прозванный Пача‑кутек (реформатор), выступил на стороне Чучи‑капака, победил чанков и был назначен наместником Куско. В дальнейшем он неожиданно напал на Чучи‑капака и захватил его в плен, а себя объявил царем и перенес столицу в Куско, где принес в жертву пленного царя. Далее он приказал уничтожить исторические записи и перебить их знатоков (амаута), чтобы уничтожить память о государствах до инков.

У Гарсиласо принц Вира‑коча соответствует историческому Пача‑кутеку, т. е. сын назван именем отца, а в образе царя Йавар Вакак (плачущего кровью), свергнутого сыном, слиты исторические Вира‑коча, наместник Куско, и последний царь аимара Чучи‑капак. В официальной версии царство Кольа, естественно, вообще не упоминается, а захват власти подан как устранение неспособного царя нежно любящим сыном

 

[22] Вира‑Коча первоначально был богом вулканов. Его полное имя К'оньи Тикси‑вира К'оча, букв. «озеро горячей лавы», сокр. Тикси‑вира К'оча, букв. «озеро лавы». Словосочетание тикси‑вира означает «лава», букв. «жир основы (земли)». При дальнейших сокращениях имя бога утратило смысл – Вира‑к'оча, букв. «озеро жира» (стр. 316), 'К'оньи‑тикси (Кон‑тики), букв. «горячая основа», Вира‑коча считался в западной (горной) зоне богом‑творцом. Поэтому в песне о небесной деве (стр. 133) он назван Пача‑рурак («создатель мира») и Пача‑камак («оживитель мира»), хотя Гарсиласо, в отличие от Валеры (см. латинский перевод), счел это наименованиями разных богов.

 

[23] Местный бог Ирма, храм которого прославился оракулом, был отождествлен инками с богом Пача‑камаком.

 

[24] Индейские хронисты считали, что должно быть ровно 12 царей от Манко Капака до гибели государства инков. Гарсиласо считает последним 12‑м царем Вайна Капака, а другие авторы – его сына Васкара, свергнутого Ата‑вальпой. Поэтому у Гарсиласо Инка Йупанки и Тупак Инка Йупанки – два разных царя (отец и сын), а у других авторов (см. рисунки Пома де Аияла) – один и тот же царь.

Согласно версии, записанной Педро Сармиенто де Гамбоа со слов 85‑летнего старика Урко Баранка, Тупак Инка Йупанки, завоевав берег области Манта, остров Пуна и Тумпис, встретил купцов, которые приплыли с запада на плотах под парусами. Из расспросов выяснилось, что купцы прибыли с островов Ава‑чумби и Нинья‑чумби (=Нина‑чумпи, «огненный пояс»), где жило много людей и было много золота. Царь проверил рассказ купцов с помощью волшебника, который чудесным образом посетил эти острова (очевидно, в шаманском трансе) и подтвердил рассказ купцов. После этого царь отправился в морской поход на множестве плотов с 20 000 войска, оставив на берегу часть войск под начальством апу Йупанки. Царь отсутствовал более 9 месяцев или год и возвратился, привезя с этих островов черных людей, много золота, бронзовый трон, а также шкуру и челюсть «лошади», которые в дальнейшем хранились в Куско. Сармиенто де Гамбоа категорически утверждает, что речь идет о Соломоновых островах в Меланезии, открытых им в 1567 г.

Жители Тумписа и острова Пуна действительно вели оживленную морскую торговлю с другими портами на побережье. Чтобы покинуть Гуаякильский залив действительно нужно было плыть сначала на запад, тем более что перуанские моряки предпочитали плавать на большом расстоянии от берега. Упомянутые в рассказе купцы могли прибыть в Тумпис только с севера, вероятно из Колумбии, где действительно много золота, так как побережье к югу было уже завоевано инками. По‑видимому, царь, стремившийся к завоеваниям на севере, предпринял морской поход (чтобы избежать трудностей сухопутного пути) к берегам Колумбии (дальше, на Панамском перешейке и в Мексике, царь не нашел бы «много золота»). Привезенная царем шкура и челюсть принадлежали одному из крупных животных, неизвестных в Перу. Усмотреть в рассказе старика сообщение о морской экспедиции в Полинезию или Меланезию, как это сделал Сармиенто де Гамбоа, решительно невозможно

 

[25] Обычай сплющивать череп у грудных младенцев был распространен в Мексике (ольмеки, майя)

 

[26] Перуанские морские плоты, управлялись с помощью специальных «выдвижных килей», кеч. вара (исп. гуара)

 

[27] В легенде о гигантах обращают на себя внимание некоторые подробности, позволяющие предполагать, что речь идет о разведывательной экспедиции полинезийцев. Последние направляли такие экспедиции во все стороны, отыскивая новые земли, причем в этих случаях ездили только мужчины (в легенде «гиганты» прибыли без женщин, т. е. не были переселенцами). Полинезийская разведывательная экспедиция скорее всего могла достичь американского берега вблизи экватора, пользуясь экваториальным противотечением, а затем двинуться вдоль побережья на юг до зоны южного пассатного течения, с которым было очень удобно возвратиться в Полинезию, подождав благоприятного ветра (в легенде «гиганты» жили довольно долго на берегу). Мыс св. Елены на северном конце Гуаякильского залива вполне подходил для стоянки полинезийских разведчиков, ожидавших попутного ветра. «Гиганты» прибыли на лодках, что совершенно необычно для прибрежных индейцев, плававших на плотах. Полинезийцы вполне могли сойти за великанов у низкорослых прибрежных индейцев. «Гиганты» не стремились завоевать индейцев, но и не боялись их, захватывали женщин и, очевидно, познакомились с местной культурой. Полинезийское название сладкого картофеля совпадает с местным названием (кумар), употреблявшимся только в этой провинции. Кости ископаемых животных – обычное доказательство существования великанов, в порядке «материализации» легенды.

 

[28] 

Согласно древним инкским поверьям, сожжение трупа лишало умершего возможности воскресения.

 

 

[29] 

Игра слов: Койлюр, кроме имени принцессы, означает «звезда»

 

 

[30] 

Значение этой фразы неясно. Это одно из «темных мест», свидетельствующих о древнем происхождении драмы.

 

 

[31] 

Птица из семейства куриных

 

 

[32] 

вождь племени чанков.

 

 

[33] 

Саксайваман – инкская крепость, прикрывавшая Куско. Ее развалины свидетельствуют о грандиозности этого сооружения.

 

 

[34] 

Льяуту (в виде повязки на лбу) – символ царской власти.

 

 

[35] 

Чампи – боевое оружие, напоминающее топор.

 

 

[36] 

Тамбо – склад продовольствия или одежды.

 

 

[37] 

Ауки – здесь военный титул.

 

 

[38] 

Путуту – сигнальный инструмент из большой морской раковины.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 111; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.117.196.184 (0.039 с.)