Економічна соціалізація особистості 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Економічна соціалізація особистості



Понятие социализации

В «Психологическом словаре» АПН СССР, вышедшем в 1983 году под редакцией В.В.Давыдова, А.В.Запорожца и др., социализация понимается как «процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте».

В отечественной психологии не существует единого мнения по этой проблеме. Так

Виды экономической социализации

В экономической социализации различают

1. трудовую социализацию

Прежде всего, усвоение в процессе социализации социального опыта происходит в трудовой деятельности. На основании этого исследователи выделяют три стадии социализации: дотрудовую, трудовую и послетрудовую. (Г.М. Андреева, А.В.Мудрик)

Целью трудовой социализации детей становится формальное отношение к труду через поведенческие аспекты в различных сферах (домашний труд, учебная деятельность и др.).

2. собственно экономическую социализацию. Собственно экономическая социализация в детстве направлена на усвоение специфики функционирования и проявление таких социоэкономических феноменов, как богатство – бедность, банк, реклама и др.

3. потребительскую социализацию. Целью потребительской социализации в детстве является приобретение навыков потребительского поведения и усвоение знаний об экономических понятиях, характеризующих различные аспекты потребления: деньги, покупка, место покупки и др. Содержание потребительской социализации может быть разделено на прямо относимое к объекту и не прямо относимое. Прямо относимые аспекты потребительской социализации — это те, что необходимы для собственно покупки и потребления. К ним относятся конкретные навыки — как покупать, как сравнивать сходные марки, как распоряжаться имеющимся доходом. К прямо относимым аспектам относятся знания и суждения о магазинах, продуктах, марках, продавцах, средствах рекламы.

Не прямо относимое содержание социализации связано с освоени­ем мотивации покупочного и потребительского поведения. Это знание, отношения и ценности, побуждающие людей хотеть конкретные товары или услуги и позволяющие им давать оценки продуктам и маркам.

Этапы экономической социализации:

До 4-5 лет: формируется первое представление о понятии собственности: мое и чужое.

6-10 лет: понятие о деньгах, купля-продажа

11-15 лет: понятие труда, умение зарабатывать, представление о долге, игры на деньги

16-24 лет: представление о бюджете, формирование личных счетов, знакомство с банковской системой, трудовыми отношениями,

25-34 лет: ведение семейных финансов, инвестиции и кредиты, предпринимательство,

35-55 лет: увеличение капиталов,

56 и старше: адаптация к пенсии, изменение хозяйства, проблемы наследования.

 

Економічна соціалізація дітей і підлітків

Особенности экономической социализации детей как вида социализации

Помимо общих социально-демографических условий, огромную роль в формировании экономического поведения и установок по отношению к деньгам играют следующие особенности:

• семейные ценности и установки, транслируемые детям в виде «родительских напутствий»,

• общая социально-экономическая ситуация, в которую помещен ребенок (в частности, экономический кризис),

• основная система распределения, принятая в данном обществе (социалистическая или рыночная),

• непосредственный опыт участия в экономической деятельности (осуществление купли-продажи, собственные заработки, карманные деньги). (Фенько)

На ранних возрастных этапах основную роль в экономической социализации играет семья как психологическая структура, которая позволяет вовлекать ребенка в реальное взаимодействие со взрослым.

Экономическая социализация детей

Возраст 1-3 лет

Первые проявления экономических отношений – чувство собственности, отношение к «моим» игрушкам. Попытки присвоения предметов. С родителями выясняют, где чье. Потом – в детском саду с другими детьми. Ближе к 4 годам проявляется возможность обмена.

В этот период проявляется и первичная оценка благосостояния семьи.

Возраст 4-7 лет

На настоящий момент ни в зарубежной, ни в отечественной социальной психологии нет единого мнения об институтах и стадиях прохождения социализации детьми старшего дошкольного возраста, но все авторы сходятся на том, что существуют значимые отличия социализации детей от социализации взрослых, выражающиеся в качественном протекании процесса.

Дети старшего дошкольного возраста уже могут выступать самостоятельными потребителями и покупателями некоторых товаров и услуг, что в ряде случаев не одно и тоже, так как дети старшего дошкольного возраста не всегда владеют собственными денежными средствами для выполнения роли покупателя.

Дети старшего дошкольного возраста (по Пиаже это первая стадия потребительской социализации), на наш взгляд, могут выступать в роли потребителей товаров и услуг, т.к. их познавательная и речевая деятельность готова к выбору и оценке товара. Дети дошкольного возраста способны активно исполнять роли потребителей товаров и услуг, и лишь в ряде случаев, при наличии определенных социально-экономических условий, а именно самостоятельно распоряжаться имеющимся доходом, могут выступать в роли покупателя. (Фенько)

Дети начинают понимать, что такое деньги, приблизительно в возрасте 4-5 лет, однако лишь половина детей этого возраста более или менее разбирается в достоинстве монет; к 9-10 годам ребенок усваивает представления о «цене» денег. Именно личный опыт обращения ребенка с деньгами, а не возраст, интеллект или социоэкономические условия, в которых находится семья, оказывает главное влияние на развитие экономических представлений ребенка.

Влияние экономического образования на ценностные ориентации личности младших школьников:

Полученные в исследовании результаты показали, что эко­номическое образование, как целенаправленный организован­ный процесс формирования экономических представлений, ока­зывает значимое влияние, в первую очередь, на группу волевых ЦО личности. Формирование таких волевых качеств личности школьников как решительность, уверенность, целеустремлен­ность, настойчивость позволит им в будущем не только лучше адаптироваться в новых социально-экономических условиях, но и, с большой вероятностью, полнее реализовать свой личност­ный потенциал.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 72; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.63.136 (0.005 с.)