Економічна психологія як галузь психологічної науки 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Економічна психологія як галузь психологічної науки



Предмет, об'єкт економічної психології

Предмет ЭП — психологические закономерности экономического поведения человека, связанного с производством, распределением, обменом и потреблением товаров и услуг. (ПЭП)

Предметом экономической психологии (по О. Дейнека) является отражение хозяйственных отношений в сознании и поведении человека. В рамках этой дисциплины изучаются эффекты и феномены экономического поведения, механизмы и закономерности экономической деятельности, алгоритмы и модели, описывающие экономические предпочтения, выбор, решения и факторы, влияющие на опыт хозяйствования.

Объект ЭП — экономико-психологические феномены во всей их совокупности: процессы, свойства и состояния различных субъектов. Главные из них – экономическое сознание и экономическое поведение. В последнее время чаще стали пользоваться более общими понятиями «экономическая активность» или «экономическая жизнедеятельность». (ПЭП)

Традиционными для экономической психологии субъектами экономической активности являются:

1. личность (человек);

2. малые группы, например, бригады;

3. большие социальные группы, среди которых, как правило, изучаются различные социально-экономические (имущественные) и социально-демографические.

4. Экономическим поведением обычно называют поведение, вызванное экономическими стимулами, и деятельность хозяйствующего субъекта. Экономическая психология направлена на исследование процессов и ме­ханизмов, лежащих в основе потребления или других типов экономиче­ского поведения, и прежде всего предпочтений, выборов, принятий реше­ния и влияющих на них факторов.

5. Любому поступку человека обычно предшествует восприятие, ос­мысление, понимание ситуации и себя в ней, т.е. когнитивные (познава­тельные) компоненты; субъективное отношение, окрашенное чувствами, т.е. афффективные (эмоциональные) компоненты, и, наконец, действие или, наоборот, его сдерживание, т.е. конативные (действенно-динами­ческие) компоненты. Рассматривая экономическое поведение, ученые, как правило, выделяют для его анализа эти три очень тесно взаимосвязанные составляющие.

6. Существуют некоторые расхождения в более конкретном определе­нии своего предмета молодой отечественной экономической психологией и достаточно зрелыми и практически ориентированными западноевропей­ской и американской. Представители последней, как правило, остаются на необихевиористической позиции и ставят во главу угла экономическое поведение. Предостерегая от потери собственного специфического пред­мета и превращения экономической психологии в психологическую эко­номику, А.В.Филиппов и С.В.Ковалев подчеркивают, что экономическое сознание должно быть предметом рассмотрения экономической психоло­гии[1]. Сталкиваясь здесь с расхождением на теоретико-методологическом уровне, мы не видим резкого расхождения на эмпирическом уровне, ибо западноевропейские и американские исследования обычно охватывают когнитивные и аффективные, а не только действенно-динамические ком­поненты экономического поведения, ими накоплен к настоящему времени богатый эмпирический материал, представлены ценные наблюдения и обобщения о восприятии и понимании экономических явлений (economic mind) и отношениях к ним.

 

Економічна соціалізація особистості

Понятие социализации

В «Психологическом словаре» АПН СССР, вышедшем в 1983 году под редакцией В.В.Давыдова, А.В.Запорожца и др., социализация понимается как «процесс усвоения и активного воспроизводства индивидом социального опыта, системы социальных связей и отношений в его собственном опыте».

В отечественной психологии не существует единого мнения по этой проблеме. Так

Возраст 1-3 лет

Первые проявления экономических отношений – чувство собственности, отношение к «моим» игрушкам. Попытки присвоения предметов. С родителями выясняют, где чье. Потом – в детском саду с другими детьми. Ближе к 4 годам проявляется возможность обмена.

В этот период проявляется и первичная оценка благосостояния семьи.

Возраст 4-7 лет

На настоящий момент ни в зарубежной, ни в отечественной социальной психологии нет единого мнения об институтах и стадиях прохождения социализации детьми старшего дошкольного возраста, но все авторы сходятся на том, что существуют значимые отличия социализации детей от социализации взрослых, выражающиеся в качественном протекании процесса.

Дети старшего дошкольного возраста уже могут выступать самостоятельными потребителями и покупателями некоторых товаров и услуг, что в ряде случаев не одно и тоже, так как дети старшего дошкольного возраста не всегда владеют собственными денежными средствами для выполнения роли покупателя.

Дети старшего дошкольного возраста (по Пиаже это первая стадия потребительской социализации), на наш взгляд, могут выступать в роли потребителей товаров и услуг, т.к. их познавательная и речевая деятельность готова к выбору и оценке товара. Дети дошкольного возраста способны активно исполнять роли потребителей товаров и услуг, и лишь в ряде случаев, при наличии определенных социально-экономических условий, а именно самостоятельно распоряжаться имеющимся доходом, могут выступать в роли покупателя. (Фенько)

Дети начинают понимать, что такое деньги, приблизительно в возрасте 4-5 лет, однако лишь половина детей этого возраста более или менее разбирается в достоинстве монет; к 9-10 годам ребенок усваивает представления о «цене» денег. Именно личный опыт обращения ребенка с деньгами, а не возраст, интеллект или социоэкономические условия, в которых находится семья, оказывает главное влияние на развитие экономических представлений ребенка.

Влияние экономического образования на ценностные ориентации личности младших школьников:

Полученные в исследовании результаты показали, что эко­номическое образование, как целенаправленный организован­ный процесс формирования экономических представлений, ока­зывает значимое влияние, в первую очередь, на группу волевых ЦО личности. Формирование таких волевых качеств личности школьников как решительность, уверенность, целеустремлен­ность, настойчивость позволит им в будущем не только лучше адаптироваться в новых социально-экономических условиях, но и, с большой вероятностью, полнее реализовать свой личност­ный потенциал.

Возраст 8-12 лет

Усвоение процессов купли-продажи. Проявление зачатков коммерческой деятельности.

Формируется понятие стоимости.

Понимание трудовой деятельности как средства получения денег.

Отнесение себя и своей семьи к определенному экономическому классу.

Возраст 13-17 лет

Идет активная трудовая социализация. Подростки работают за зарплату. Но у них нет представления о своей работе – труде - как рыночной стоимости.

Системи економічних уявлень

Социально-экономическая система — это целостная совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих социальных и экономических институтов (субъектов) и отношений по поводу распределения и потребления материальных и нематериальных ресурсов, производства, распределения, обмена и потребления товаров и услуг.

Социально-экономическую систему, как, впрочем, и всякую другую, характеризуют системные качества. В их ряду можно отметить особое экономическое отношение, которое связывает единством происхождения все остальные, из которого затем развиваются все более сложные отношения. Оно представляет собой самый простой для данных условий способ распределения ресурсов и поддержания пропорций.

Э. Ильенковымй под экономической системой подразумевает «совокупность экономических форм, связанных в единую, развившуюся из одного основания систему»и составляющих «специфическую природу экономического организма».

Социально-экономическая система неизбежно локализована в экономическом времени и пространстве, а также по отношению к ее альтернативным вариантам. Она имеет определенные исторические, географические, этнические, духовные, политические и экономические границы. Это в свою очередь означает, что она может воплощаться в конкретных государственно-политических образованиях или в форме иных, меньших по масштабу, общественно-хозяйственных организаций. По мере усиления эффекта глобализации в качестве социально-экономической системы правомерно рассматривать все человечество. Этим обусловливается историчность исследования: любая изучаемая система, с одной стороны, неизбежно исторически обусловлена, а, с другой, исторически обусловлены все категории и законы этой системы.

Економічна депривація

Под депривацией следует понимать любое состояние, которое порождает или может породить у индивида или группы ощущение собственной обездоленности в сравнении с другими индивидами (или группами), или с интернализованным набором стандартов. Ощущение депривации может быть сознательным, когда индивиды и группы, переживающие депривацию, могут понимать причины своего состояния. Но возможно и такое развитие ситуации, когда депривация переживается как что-то иное, т.е. индивиды и группы воспринимают свое состояние в превращенной форме, не сознавая его подлинных причин. В обоих случаях, однако, депривация сопровождается острым желанием ее преодолеть. Исключением могут быть только ситуации, когда депривация оправдывается системой ценностей данного общества, например кастовая иерархия в Индии.

Затяжные и острые фазы кризисов всегда проявляются в виде острой и длительной депривации (лишений). При этом сама депривация обнаруживается во множестве форм, в разных комбинациях: низкий доход, плохое жилье, тяжелая работа или безработица, отсутсвие социальной поддержки, недоедание, переутомление, болезни, истощение сил, наконец, голод.

Понятно, что депривация бывает в зависимости от ее степени полной (абсолютной) и относительной (неполной). Когда жизненные рессурсы резко уменьшаются, то мы имеем дело с усиливающейся депривацией. В кризисные периоды разные види лишений наслаиваются, накапливаются, то есть образуется кумулятивная депривация.
Кризисы, по сути, являются ситуацией коллективного дистресса, группового лишения. Некоторые профессиональные группы или некоторые регионы терпят лишения в большей мере, чем другие группы и регионы. Анализ коллективной депривации важен не только потому, что значительное число людей терпит бедствие, но и потому, что осознание групповой, коллективной депривации представляет собой очень серьезную предпосылку для крупных организованных действий.

Інвестиційна поведінка

Наиболее подробное и полное определение инвестиций, дает И. Бланк. Раскрывая экономическую сущность инвестиций, он приводит следующие аргументы.
1. В современной литературе термин «инвестиции» иногда трактуется ошибочно или слишком узко.

2. Наиболее типичная ошибка, что под инвестированием понимается любое вложение средств, которое может и не приводить ни к росту капитала, ни к получению прибыли. Например, «потребительские инвестиции» собственно к инвестициям не относятся, так как средства на приобретение движимого и недвижимого имущества расходуются, в конечном итоге, на долгосрочное потребление.

3. Неправомерна идентификация терминов «инвестиции» и «капитальные вложения», так как капитальные вложения могут рассматриваться лишь как одна из форм инвестиций, но не как их аналог.

4. Во многих определениях инвестиций отмечается, что они являются вложением денежных средств. Однако инвестирование капитала может осуществляться и в других формах: в форме движимого и недвижимого имущества, различных финансовых инструментов (прежде всего ценных бумаг), а также нематериальных активов.

В связи с этим дается следующее определение: инвестициями являются все виды имущественных и интеллектуальных ценностей, вкладываемые в объекты предпринимательской и других видов деятельности, в результате которой создается прибыль (доход) или достигается социальный эффект. Такими ценностями могут быть:
• денежные средства, целевые банковские вклады, акции и другие ценные бумаги;
• движимое и недвижимое имущество (здания, сооружения, оборудование и другие материальные ценности);

• имущественные права, вытекающие из авторского права, опыт и другие интеллектуальные ценности;

• совокупность технических, технологических, коммерческих и других знаний, оформленных в виде технической документации, навыков и производственного опыта, необходимых для организации того или иного производства, но не запатентованных («ноу-хау»);

• права пользования землей, водой, ресурсами, зданиями, оборудованием, а также другие имущественные права;

• другие ценности.

В инвестиционный цикл втянута огромная масса субъектов рынка, которые, дифференцируются и специализируются по различным основаниям. Следует отметить, что значительная их часть включена в этот процесс на непрофессиональной основе. Прежде всего, это относится к различным категориям населения, которые, являясь собственниками своих сбережений, выступают в качестве принципалов этих средств, помещаемых на различных условиях в различные активы с целью сохранения и получения фиксированного дохода. Они могут реализовывать различные стратегии и тактики сберегательного поведения в зависимости от уровня и регулярности их дохода, стандартов и качества потребления и других факторов.

Вся многочисленная категория пассивных инвесторов, несмотря на их дифференциацию, характеризуется одним общим признаком – они являются фидуциариями (доверителями). Фидуциарии не осуществляют операций с инвестиционными активами, а передают их на контрактной основе профессиональным инвесторам и пассивно ожидают выполнения их обязательств. Это касается как мелких депозитариев банков, так и крупных рантье, оперирующих большими свободными капиталами.

Активные инвесторы – другая категория. Для них это сфера профессиональной занятости, требующая высокой квалификации и длительного опыта. В этом смысле инвестиционное поведение здесь можно рассматривать как определенный вид трудового поведения различной специализации и квалификации, которым занято множество людей: менеджеров банков, страховых обществ, инвестиционных компаний и фондов, функционеров фондовых рынков (брокеров, маклеров и дилеров), лиц, профессионально занимающихся консалтингом инвестиционных потоков, прогнозом поведения ценных бумаг и т.п.

Инвестиционное поведение как разновидность экономического поведения необходимо предполагает свой предмет – конкретный вариант максимизирующего выбора, решения и действия, в рамках которых достигается определенная выгода. В системе инвестиционного цикла модель максимизации выгоды включает четыре основных элемента: безопасность, доходность активов, рост их капитальной стоимости и ликвидность. Эти четыре мотива значимы для всех субъектов инвестиционного поведения, правда, в разной степени. В зависимости от обстоятельств, а также от конкретной цели того или иного инвестора акцент может делаться только на одном из этих компонентов, например, на ликвидности или доходности, в других же случаях конструируются различные их комбинации. В конечном счете, указанные мотивации являются интегрирующим фактором, равнодействующим результатам рационального выбора в конкретных ситуациях.

Интересы «чистых» (реальных) инвесторов ориентированы на среднюю или максимальную норму прибыли от оборота материальных и иных активов, которые являются их собственностью или в различных долях принадлежат им и внутренним или внешним инвесторам. Выход на фондовый финансовый рынок для реальных инвесторов связан с потребностью привлечения дополнительных средств, с выполнением, в соответствии с этим, обязательств по погашению долгов, а также с увеличением прибыльности и капитальной стоимости эмитируемых ими ценных бумаг.

Интересы массовых внешних инвесторов-сберегателей в различной степени ориентированы на надежность вкладов, ликвидность и гарантированную доходность сбережений, а также на их целевое использование в соответствии с иерархией краткосрочных, среднесрочных и долгосрочных потребностей.

Интересы массовых внутренних инвесторов – рядовых работников фирм, корпораций и предприятий, являющихся владельцами их акций могут быть ориентированы, как на долгосрочную, так и на краткосрочную перспективу. В первом случае эти интересы связаны с отложенной компенсацией затрат на более или менее длительный промежуток времени в связи с уверенностью, что долгосрочные инвестиции в производство окупятся в будущем. Во втором случае эти интересы носят краткосрочный характер и ориентированы на сиюминутную выгоду, связанную со «стрижкой купонов» и получением дивидендов и процентов.

Интересы рантье, которые, являясь владельцами различных материальных, финансовых и нематериальных активов, не принимают непосредственного участия в их обороте, но пользуются правом преимущественного распоряжения и использования доходов со своих активов, направлены на стабильность и возрастание этих доходов.

Интересы институциональных финансовых и нефинансовых посредников, с помощью которых ликвидные средства перераспределяются из рук кредиторов в руки заемщиков, ориентированы на получения выгоды, которая исчисляется, как плата за услуги: 1) по минимизации трансакционных издержек клиентов; 2) по предоставлению конфиденциальной информации; 3) по управлению находящимися в распоряжении активами. В данной связи следует отделять институциональный, контрактный экономический интерес посредников, исходя из их функций и обязательств перед клиентами, и их личный профессиональный интерес, которые могут совпадать или существенно отличаться.

Функционально-конъюнктурные интересы агентов фондового и финансового рынка (индивидуальных и институциональных) заключаются в получении прибыли от игры на колебаниях курса и котировок финансовых активов путем их скупки и продажи.

Интересы государства заключаются в том, чтобы с помощью специальных институтов, правил и контролирующих организаций обеспечить необходимый (оптимальный) баланс интересов всех агентов рынка. Эта регулятивная система способствует: 1) сохранению благоприятной экономической конъюнктуры путем определения жестких правил поведения, особенно для инсайдеров; 2) минимизации риска и диспропорций в распределении доходов; 3) привлечению свободных средств населения в инвестиционный цикл и защите их сбережений и инвестиционных возможностей; 4) устранению монопольных эффектов.

Праця і відпочинок

Совместный труд требует единства при распределении труда по времени - по часам суток, дням недели и более длительными отрезками времени.

В процессе труда работоспособность, т.е. спо­соб­ность че­ло­века к трудовой деятельности опреде­лен­ного рода, а соответ­ственно, и функ­циональное состоя­ние ор­га­низма подвергаются из­менениям. Под­дер­жа­ние ра­ботоспо­соб­ности на опти­мальном уровне - основная цель ра­цио­нального режима труда и от­дыха.

Режим труда и отдыха - это устанавливаемые для каж­дого вида работ поря­док чередования периодов работы и от­дыха и их продолжительность. Рацио­нальный режим - такое соотношение и со­держа­ние перио­дов работы и от­дыха, при кото­рых высокая произ­води­тель­ность труда со­четается с вы­сокой и устойчи­вой рабо­то­способ­ностью че­ловека без приз­на­ков чрезмерного утомления в те­че­ние дли­тельного вре­мени. Такое чередование периодов труда и отды­ха соблю­дается в раз­личные отрезки времени: в те­че­ние рабо­чей смены, суток, недели, года в соот­ветствии с режимом ра­боты предприятия.

Установление общественно необходимой продолжительности рабочего времени и распределение его по календарным периодам на предприятии достигаются при разработке правил, в которых предусматривается порядок чередования и продолжительность периода работы и отдыха. Этот порядок принято называть режимом труда и отдыха.

Один из основных вопросов установления рациональных режимов труда и отдыха - это выявление принципов их разработки. Таких принципов три;

· удовлетворение потребности производства;

· обеспечение наибольшей работоспособности человека;

· сочетание общественных и личных интересов.

Первый принцип заключается в том, что при выборе оптимального режима труда и отдыха требуется определить такие параметры, которые способствуют лучшему использованию производственных фондов и обеспечивают наибольшую эффективность производства. Режимы труда и отдыха строятся применительно к наиболее рациональному производственному режиму, с тем чтобы обеспечить нормальное течение технологического процесса, выполнение заданных объемов производства, качественное и своевременное проведение планово-профилактического ремонта и осмотра оборудования при сокращении его простоев в рабочее время.

Второй принцип гласит, что нельзя строить режимы труда и отдыха без учета работоспособности человека и объективной потребности организма в отдыхе в отдельные периоды его трудовой деятельности. В целях учета физиологических возможностей человека (в рамках установленных законом предписаний по охране труда и продолжительности рабочего времени) следует разрабатывать такой порядок чередования времени труда и отдыха, определять такую их длительность, которые обеспечивали бы наибольшую работоспособность и производительность труда.

Третий принцип предполагает, что режим труда и отдыха должен быть ориентирован на учет и обеспечение в определенной степени удовлетворения личных интересов трудящихся и отдельные категорий работников (женщин, молодежи, учащихся и т.д.).

Таким образом, при выборе оптимального режима труда и отдыха нужен комплексный социально-экономический подход. Целью подобного подхода является полная и всесторонняя оценка его оптимизации с точки зрения учета личных и общественных интересов, интересов производства и физиологических возможностей человека.

Виды режима труда и отдыха.

Продолжительность отдыха в течении смены (регламентирован­ные пере­рывы) зависит в основном от тяжести труда и условий его осущест­вления. В соответствии с рекомендациями НИИ труда при определении продолжительности отдыха в течение рабочего времени необходимо учитывать следующие десять производственных факторов, вызывающих утомление: физические усилия, нервное напряжение, темп работы, рабочее положение, монотонность работы, микроклимат, загрязненность воздуха, производственный шум, вибрация, освещение. В зависимости от силы влияния каждого из этих факторов на организм человека устанавливается время на отдых.

Внутрисменный режим труда и отдыха должен включать в себя пе­ре­рыв на обед и кратковременные перерывы на отдых. Отдых должен быть регламентиро­ванным, так как он более эффективен, чем пере­рывы, возникающие нерегулярно, по усмотрению работника.

Обеденный перерыв связан с естественной необходимостью организма в отдыхе после нескольких часов работы и потребностью в приеме пищи. Он предотвращает или уменьшает снижение работоспособности, отмечающееся в середине рабочего дня в связи с утомлением, накопившимся за первую половину смены. Эффективность его зависит от правильного выбора времени для перерыва, длительности, содержания и организации.

Кратковременные перерывы на отдых предназначены для умень­ше­ния разви­вающегося в процессе труда утомления. В отличие от обе­ден­ного перерыва и пе­ре­рывов на личные надобности они являются частью рабочего времени и назна­ча­ются одновременно для коллек­тива всего цеха или участка. При их разработке предварительно необходимо в каждом случае решать следующие вопросы: общее время на регламентированные перерывы; длительность одного перерыва; время назначения перерывов; содержание отдыха (активный, пассивный, смешанный).

Кратковременность перерывов позволяет не только задерживать развитие утомления, но и сохранять рабочую установку. При глубоком утомлении необходимо идти как по линии увеличения количества перерывов, так и по линии увеличения их длительности. Но перерывы длительностью более 20 минут нарушают уже сложившееся состояние врабатывания.

Гибкое рабочее время (ГРВ)

В последнее время находят себе применение нестандартные ре­жимы труда и отдыха, и в частности режим гибкого рабочего времени (ГРВ). Их особенностью и ценностью является то, что они способ­ствуют опти­мального сочетанию обще­ственных и личных интересов, повышению содержательности и улучшению усло­вий труда, более полной реализа­ции резервов роста эффективности производ­ства.

Режим гибкого рабочего времени - это такая форма организации ра­бочего времени, при которой для отдельных работников или кол­лекти­вов подразделе­ний устанавливают единое время ежедневного обязатель­ного их присутствия на своих рабочих местах и интервалы рабочего времени, продолжительность кото­рых ра­ботник определяет по своему усмотрению. Вместе с тем обязательным условием является полная отра­ботка установленного законом суммарного коли­чества рабо­чих часов в течение определенного учетного периода (дня, не­дели, месяца и др.). Особенностью ГРВ является предоставление работающим опреде­лен­ной са­мо­стоятельности в регулировании времени начала, оконча­ния и общей продол­жи­тельности рабочего дня при одновременном обеспече­нии нормального хода произ­водства.

Рабочее время при ГРВ делится на две части: гибкий (скользящий)и фиксированный периоды рабочего времени. Гибкий - в начале и конце рабочего дня, когда работник может самостоятельно изменять время на­чала и окончания работы, обеспечивая, однако, наработку общего ба­ланса отработанного времени за учетный период. Фиксированный пе­риод рабочего времени - часть рабочего дня (смены), когда все работ­ники обязаны трудиться на своих рабочих местах. Это позволяет обеспе­чить нормальную деятельность подразделений, поддерживать необходи­мые контакты между работниками.

Скользящий (гибкий) график может применяться для работниц как при пятидневной, шестидневной рабочей неделе, так и при других режимах работы на предприятиях всех отраслей народного хозяйства. Единого режима использования графика не существует. Его применение зависит от производственных и местных. условий. Он может быть введен в различных вариантах с различными режимами рабочего времени и времени отдыха. Однако непременным условием для всех графиков должно быть соблюдение годового баланса рабочего, времени, рассчитанного из семичасового рабочего дня при шестидневной рабочей неделе.

Психологія безробіття

 Безработица – социально-экономическая ситуация, при которой часть активного, трудоспособного населения не может найти работу, которую эти люди способны выполнить. Достижение высокого уровня занятости - одна из основных целей макроэкономической политики государства.

Безработица обусловлена превышением количества людей, желающих найти работу, над количеством имеющихся рабочих мест, соответствующих профилю и квалификации претендентов на эти места. Безработными считаются трудоспособные граждане, ищущие работу, зарегистрированные на бирже труда и не имеющие реальной возможности получить работу в соответствии со своим образованием, профилем, трудовыми навыками. Существует множество форм и причин безработицы. Принято выделять несколько разновидностей безработицы.

Фрикционная безработица охватывает ту часть безработных, которая меняет место работы и находится в поисках новой вследствие добровольного увольнения с прежней работы. Сезонная безработица порождается вследствие сезонного характера производства в ряде отраслей сферы материального производства (земледелие, рыболовство и т.д.).

Технологическая безработица связана с научно техническим прогрессом, переходом к новой технике, технологии, механизации и автоматизации ручного труда, возникает при ликвидации рабочего места в связи с модернизацией производства. Высвобождаемые по этой причине работников приходится или заново переучивать, либо занимать в процессах, не требующих высокой квалификации. Эта проблема решается преимущественно в рамках данного предприятия и за его счёт.

Структурная безработица охватывает тех, чья квалификация, навыки, уменья не соответствуют новым изменившимся потребностям рынка. Она связана с закрытием устаревших предприятий производств, сокращением выпуска продукции тех или иных отраслей материального производства. Эта форма безработицы особенно резко возрастает в период глубокой структурной перестройки, перехода к ресурсосберегающему типу воспроизводства. В этих условиях уже силами самих предприятий задачу переквалификации рабочих не решить. Возникает необходимость в разработке государственной программы по переподготовке и перераспределению кадров, выплате пособий на период переподготовки трудоустройства.

Конверсионная безработица вызвана сокращением численности армии и занятых в отраслях военно-промышленного комплекса. Её характерная черта – временный переходящий характер. По мере реализации программы конверсии будет постепенно в какой-то степени сокращаться число лиц, потерявших работу в этом секторе экономики.

Экономическая безработица носит постоянный характер, обусловленный колебаниями рыночной конъюнктуры, поражением части товаропроизводителей в конкурентной борьбе. Такая безработица является органической составной частью рыночного механизма, развития капиталистического производства, неизбежным продуктом действия его объективных экономических законов.

Молодёжная безработица возникает или по окончании средней школы, или после получения профессионального образования.

Застойная безработица наблюдается среди трудоспособного населения – это те, кто не желает работать.

Существует ещё один вид безработицы – «скрытая». «Скрытая» безработица, или как её ещё называют «сверхзанятость», возникает тогда, когда работников оказывается больше, чем это требуется технологически для выпуска конечной продукции. Вполне очевидно, что существование скрытой формы безработицы порождает расточительное использование живого и овеществленного труда, сдерживает темпы экономического роста. Издержки этого рода связаны с тем, что часто рабочие места создаются исходя из социальных соображений, а не экономической целесообразности.

Для того, чтобы верно оценить ситуацию в сфере занятости необходимо знать не только уровень безработицы, т.е. долю официально зарегистрированных полностью безработных в численности работоспособного населения, но и то, сколько времени они пребывают в таком состоянии. Искусственно низкая безработица, как правило, является следствием ошибочной политики государства, его стремления любой ценой добиться полной занятости. Но цена эта может оказаться слишком высокой. Применяя средства макроэкономического регулирования, государство действует вопреки естественному ходу событий на рынке труда. Конечно, в его обязанности входит помогать каждому, кто хочет и может работать, реализовать свое право на труд. А это совершенно не означает наделение чуть ли ни любого человека гарантированным рабочим местом. В современном рыночном хозяйстве занятость становится по-настоящему полной и эффективной лишь тогда, когда текущий уровень безработицы близок к естественной норме, которая никогда не может быть равной нулю.

Стремление работников сохранить свои реальные доходы приводит к увеличению заработной платы, но это повышение носит сугубо инфляционный характер, так как становится фактором не потому, что, например, увеличился спрос на рабочую силу или сработали иные механизмы рынка труда, а потому что произошел очередной скачёк цен. Возрастут издержки и, следовательно, не все рабочие смогут продолжать работу. Произойдёт рост безработицы.

Таким образом, пытаясь установить полную занятость, государство в состоянии добиться лишь кратковременного снижения уровня безработицы, за которым обязательно следует его рост. При этом продолжается раскрутка инфляционных процессов.

Средств на борьбу с безработицей жалеть не следует по многим причинам. По крайней мере потому что, как показывает мировая практика, предотвратить её разрастание можно с помощью затрат гораздо меньших, чем она потребует потом.

Социально-экономические потери, которые порождает безработица:

– Не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал.

– Снижаются налоговые поступления: рабочий получает доход (заработную плату), которая облагается налогом.

– Снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице гораздо ниже, чем заработная плата.

– Ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье и т.д.

– Безработица не только подрывает материальное положение, но и влечёт за собой тяжёлые социальные явления: преступность, наркоманию, проституцию. Бурно растёт число самоубийств.

Выводы. Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы является ключевым вопросом в рыночной экономике, и, не решив его, невозможно наладить эффективную деятельность экономики. Правительство предпринимает множество всевозможных мер и создает много программ направленных на борьбу с безработицей. Мы видим, что уровень безработицы уменьшается. Особенно остро это ощущается на примере молодежи, так как она стремится получить образование, чтобы в дальнейшем найти работу с соответствующей заработной платой. Именно на этом делает акцент правительство нашей страны.

По нашему мнению, что учиться в современном мире можно и нужно, так как без этого никак не обойдешься. Но зачастую сталкиваешься с такой проблемой, что работодатель не принимает молодого специалиста на работу только по той причине, что у него нет определенного стажа.

Причини безробіття



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 54; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 13.59.36.203 (0.055 с.)