Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Методи економічної психології
Методологические принципы экономической психологии конкретизируют принципы научной психологии применительно к особенностям ее предмета: — принцип культурно-исторической обусловленности экономической жизнедеятельности означает, что законы экономического поведения не являются абсолютно универсальными, внеисторическими; психологические особенности экономического поведения носят культурно обусловленный характер и определяются особенностями исторического развития общности; — принцип субъектности означает, что человек выступает не пассивным объектом экономических воздействий и влияний экономических условий, но активным субъектом, реализующим различные виды экономического поведения, вступающим в экономическое взаимодействие и экономические отношения с другими экономическими субъектами (индивидуальными и групповыми); основными признаками субъектности являются: активность, сознательность действия, целостность и избирательность; — принцип диалектического единства (а не тождества) сознания и поведения экономических субъектов предполагает возможность не только сходства, согласованности, но и различий, противоречий между экономическим поведением субъекта и его сознанием; — принцип взаимной связи и взаимного влияния экономических и социально-психологических явлений предполагает наличие взаимодействия экономических и социально-психологических факторов в детерминации психологических явлений, связанных с отражением различных сторон экономической жизни и регуляцией экономического поведения субъектов; — принцип единства теории, эксперимента (эмпирического исследования) и практики применительно к экономической психологии означает тесную связь развития теории экономической психологии как с проведением эмпирических, в том числе экспериментальных, исследований, так и с практической психологической деятельностью в разных сферах экономической жизни; он также предполагает обращение психологов-практиков к теории и методам научной психологии и постановку задач эмпирических исследований, исходя из запросов и проблем социально-экономической жизни общества. (ПЭП. А. Б. Купрейченко) Методы экономической психологии: заимствованы из социологии, эконометрики, общей и социальной психологии. Все методы по конечному результату можно разделить на четыре большие группы.
1. Эмпирические (обсервационные) методы Возможность наблюдать за собой или окружающими дает нам наличие субъективного мира – познания и самопознания, рефлексивного сознания, мышления (cogito ego sum), пристрастного отношения (все наши образы и представления окрашены личным восприятием и чувством) и т.д. К эмпирическим методам относятся самонаблюдение (интроспекция) и наблюдение. а) Самонаблюдение – это исследование человеком собственного душевного мира. Естественно, что исторически это первый метод. В экономической психологии можно поручить провести самонаблюдение группе людей, подобранных по одинаковым параметрам (темперамент, характер, социальная среда, уровень материального достатка, семейное положение, успешность обучения или продвижения по службе и т.п.) и зафиксировать свои наблюдения по отношению, например, к собственности. б) Наблюдение - метод, состоящий в преднамеренном, систематическом, целенаправленном и фиксируемом восприятии внешних проявлений психики другого человека. Наблюдателем также должен быть специально обученный человек. 2.Организационные методы а) Сравнительный - метод поперечного среза, заключающийся в сопоставлении различных групп населения на определенный момент времени по каким-либо признакам (социальное положение, род деятельности, материальный достаток, возраст, образование). Можно сравнивать отдельных людей, разные группы. Например, студенческие группы в потоке, только 1 курса прошлых лет обучения. На практике с помощью метода можно корректировать состав групп, уровень знаний, наблюдать динамику отношения к экономическим изменениям, политическим явлениям и др. Так, сравнение сегодняшних первокурсников и их родителей в бытность их студентами первого курса иллюстрирует картину произошедших изменений в отношении к имущественному неравенству, рыночным ценам, духовным ценностям. Старшему поколению, конечно, сложнее привыкнуть к изменениям, поскольку его опыт связан со знанием прошлых цен, ощущением относительного имущественного равенства, приоритетом духовных ценностей, давящим на восприятие изменений. Молодые же не знали “той” жизни, им не с чем сравнивать. Сказывается и гибкость восприятия ими жизни, отсутствие стереотипов. Немаловажным фактором является отсутствие канонов “как должно быть”.
б)Лонгитюдный - метод продольного среза, состоящий в многократных обследованиях одних и тех же лиц (групп) на протяжении длительного времени. Он позволяет выяснить, как психическое состояние человека в юном возрасте, зрелости впоследствии сказываются на его жизненных результатах. Так, американские ученые выяснили, что в студенческой группе примерно 3% студентов имеют перед собой жизненные цели. Исследование, проведенное через 20 лет, показало, что именно эти 3% достигли по сравнению со сверстниками более существенных результатов в деловой и семейной жизни. в) Комплексный метод - способ изучения, при котором в исследовании участвуют представители разных наук. Это позволяет установить связи и взаимозависимости между явлениями разного рода, а также включить элементы сравнительного и лонгитюдного методов. Он применяется в связи с недостаточностью изучения явлений психики каким-либо одним методом. 3. Экспериментальные методы. Они отличаются от наблюдения (эмпирического метода) активным вмешательством в ситуацию со стороны наблюдателя. В экспериментальном методе факты получают из специально проведенного эксперимента, опыта. Только экспериментально можно установить (или подтвердить теоретические построения), как поведут себя люди в условиях экономических преобразований или как отреагируют на пирамиды. Экспериментальные методы разнообразны по организации их проведения. а) Лабораторный эксперимент В общей психологии с помощью этого метода в специально оборудованных лабораториях исследуются память, восприятие, внимание, время протекания психических процессов, быстрота реакции и многое другое с помощью специальных приборов. Суть метода заключается в сравнении результатов с субъективными, существующими в сознании человека эталонами (экспертными оценками громкости, яркости, интереса) и объективными, находящимися вне сознания человека (порогами сенсорной чувствительности и др.). Метод корректен, но испытуемый знает, что он идет на исследование, и результаты могут быть не слишком достоверными, поскольку существует магия прибора, перед которым одни ведут себя собранно, как в экстремальной обстановке, другие расслабляются и показывают худшие результаты. Испытуемого может смущать и искусственность среды. В экономической психологии этим методом можно измерять скорость приобретения трудовых навыков, реакцию на информацию, специфику поведения в рисковых ситуациях. Испытания могут проводиться в условиях игры. б) Естественный эксперимент Проводится в естественных условиях. Испытуемый не подозревает, что над ним совершается эксперимент, и ведет себя обычно. Его можно применять для индивидуального наблюдения за кем-либо, для изучения возможностей коллектива. Издавна известен способ проверки на честность работника: ему подбрасываются деньги или вещи. Работодатель нередко незаметно проверяет, какую нагрузку может вынести работник – по количеству часов рабочего дня, по времени работы без перерывов, по реакции на неожиданные ситуации. С помощью этого метода можно создавать рабочие коллективы.
в) Искусственный эксперимент. Испытуемые знают, что участвуют в эксперименте. Метод корректен, но результат может быть искажен тем, что испытуемые нередко стараются вести себя согласно ожиданиям экспериментатора. Возможно и другое поведение. Так, если люди участвуют в эксперименте по изучению реакции на рекламу, то в зависимости от личных качеств экспериментатора и испытуемых, они могут с одинаковым успехом показать и то, что реклама нравится и то, что не нравится. Если люди участвуют в игре, то вовлеченность в нее, может заставить их забыть об эксперименте. Тогда они ведут себя естественно. Но возможны случаи, когда испытуемый проявляет активность просто, как участник эксперимента. 4. Психодигностические методы. а) Интервью, беседа. Это - вспомогательные методы разговора с индивидом, применяемые в особых условиях (разговор с глазу на глаз уместен в ситуации, когда человек “выбит из колеи” - расстроен, потерял работу и т.п.). С их помощью определяют остроту тех или иных социальных проблем, экономических ситуаций. Чаще используются в социологии. Обычно в интервью можно проследить реакции, отношение к тем или иным событиям в условиях особой доверительности, которые не могут быть отражены, например, при тестировании. б) Тестирование – операция, с помощью которой можно выявить индивидуальные различия для выяснения сфер, где человек может себя реализовать. Тестирование проводится с помощью тестов – заданий стандартной формы, по которым и идут испытания. Существуют сложные методики их составления, проверки на валидность (то есть мерность) и надежность (получение одинаковых результатов при повторном измерении), достоверность и многое другое.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.252.201 (0.007 с.) |