Украинцы и белорусы в Советском Союзе 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Украинцы и белорусы в Советском Союзе



 

В противоположность тринадцати свободным и независимым странам, свободно развивавшимся между Швецией, Германией и Италией, с одной стороны, и Советским Союзом – с другой, два народа в этом регионе, которые тоже надеялись получить независимость и стать демократическими национальными государствами, были включены в состав СССР и снова оказались под властью России. Это были украинцы и белорусы.

Какие‑то части обоих народов оказались в границах Польши, часть украинцев – в Чехословакии и Румынии, а совсем немного белорусов – в Латвии. Но после окончательного мирного урегулирования огромное большинство обоих народов оказалось в составе советских (социалистических) республик, которые изначально должны были быть независимыми, но под властью коммунистов, контролируемых Москвой. Этот контроль было легко установить в сравнительно небольшой Белорусской республике (БССР – Белорусской Советской Социалистической Республике), где после свержения недолго просуществовавшего демократического правительства 10 февраля 1919 г. была провозглашена советская власть. Эта власть немедленно выступила за федерацию с Россией и менее чем через год 16 января 1920 г. заключила тесный военный и экономический союз с Москвой. Но в гораздо большей Украине (УССР – Украинской Советской Социалистической Республике) Украинская коммунистическая партия под руководством Мануильского и Раковского, которые вообще не были украинцами, полностью подчинили Советской России «независимую» республику, первой столицей которой был Харьков, расположенный рядом с ее границей. 28 декабря 1920 г. во время мирных переговоров с Польшей в Риге между Украинской и Российской Советской Республиками был подписан союзный договор, который предусматривал создание совместного Народного комиссариата в рамках российского правительства, расширившегося за счет представителей Украины.

После заключения мирного договора в Риге идея о настоящем федеративном союзе всех советских республик, уже подготовленная 1 июня 1919 г. специальной комиссией, стала быстро развиваться под давлением России и в связи с почти полным истощением Украины войной, революцией, засухой и тифом. Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика (РСФСР), во много раз бо́льшая по площади и населению, чем все другие республики, включая республики Закавказья и Центральной Азии[90], была, разумеется, ядром этого союза. И именно этому правительству постепенно переходила все бо́льшая власть от союзных республик, включая право представлять их в международных отношениях, как это произошло с Украиной на Генуэзской конференции в апреле 1922 г. В конечном счете 30 декабря этого года «договор о слиянии» объединил РСФСР, Украину (УССР), Белоруссию (БССР) и ЗСФСР (Закавказскую Социалистическую Федеративную Советскую Республику, образованную уже 12 марта 1922 г. Арменией, Азербайджаном и Грузией, Закавказскую Федерацию Социалистических Советских Республик, в декабре изменившую название) в «одно федеративное государство».

Задуманный и утвержденный в 1923 г., этот союз был настолько централизованным, что в окончательной редакции текста первой Конституции СССР от 30 января 1924 г. пришлось сделать некоторые уступки чувствам представителей нерусских национальностей. «Право выхода» из союза, гарантированное всем союзным республикам в статье 4, было просто фикцией и подчинялось праву рабочего класса укреплять свою власть. И хотя суверенитет отдельных республик был ограничен статьей 3 «только в отношении вопросов, относящихся к компетенции Союза», эта конституция передавала так много реальной власти центральным «Всесоюзным Комиссариатам» в Москве, что местной администрации ее оставалось очень мало. В добавление к Совету Союза, в котором делегаты от РСФСР составляли, разумеется, огромное большинство, в качестве второй палаты Верховного Совета был создан Совет национальностей, в котором союзные республики и даже автономные образования внутри этих республик (в основном в РСФСР) имели равное представительство, но эта палата решала по большей части проблемы национальностей.

Что касается этих проблем, то главным принципом, многократно повторяемым Лениным и Сталиным (который был официальным экспертом в этой области), была свобода по форме, но самобытность по содержанию – формулировка, признававшая право каждой национальности на использование своего языка и народных обычаев, но при условии, что все политическое, экономическое и культурное развитие всех народов будет строго следовать коммунистическому образцу. А так как существовала Коммунистическая партия (ВКП(б), одна на весь союз с преобладанием русского большинства, которая реально управляла федерацией, то любые конституционные гарантии, основанные на разделе власти между союзом и отдельными республиками, оставались просто формальностью.

Господство РСФСР сохранялось даже после создания союзных республик в Средней Азии; из них Казахская ССР, созданная в 1936 г., получила территорию более миллиона квадратных миль, но была редко заселена (около 6 миллионов жителей). Две другие советские республики, расположенные на западной границе союза, были самыми большими по населению, но даже Украина (УССР) с ее 35 миллионами человек была в этом отношении в три раза меньше РСФСР; ее площадь 200 тысяч квадратных миль была незначительной по сравнению с 6,5 миллиона квадратных миль площади России. Более того, среди жителей УССР существовало значительное русское меньшинство.

И все же именно украинский национализм представлял собой самую большую проблему для национальной политики Советского Союза, и именно на Украине эта политика демонстрировала самую поразительную неустойчивость. В первые годы коммунистической власти украинские язык и культура пользовались официальной поддержкой. Киев, снова ставший столицей республики, превратился в важный интеллектуальный центр с украинскими академией и университетом. Но когда, несмотря на эти официальные уступки, коммунизм не достиг достаточного прогресса, в качестве противопоставления появилась политика стандартизации и унификации под властью Москвы, которая была даже еще более жесткой, чем при царях. Первый пятилетний план, который был введен в действие в 1928 г., стал шансом привлечь в старые и новые промышленные центры Украины большое количество рабочих из России. Русский язык был введен как второй язык во всех школах, и начались репрессии в отношении и интеллектуальных лидеров, обвиненных в реакционном национализме, и крестьян, выступавших против коллективизации сельского хозяйства.

Аресты, суды и депортации, в том числе профессора Михаила Грушевского (1866–1934), сломленного и умершего в ссылке, дезорганизовывали жизнь украинского народа.

Такие насильственные меры не понадобились в гораздо меньшей Белорусской ССР с ее площадью всего лишь около 60 тысяч квадратных миль и 8 миллионами человек населения. Здесь тоже родной язык и культура поощрялись, по крайней мере сначала, и в столице республике Минске был создан интеллектуальный центр со своим Белорусским университетом. Но так как в республике национальное самосознание было менее развито, чем на Украине, а организованное сопротивление коммунизму было еще более затруднено, то на эту формально белорусскую культуру большое влияние оказывала Москва. Подобно украинцам, белорусы тоже имели меньше реальной свободы в своей советской республике, чем в соседней Польше, где, даже будучи меньшинствами, они могли самоорганизоваться политически без какой‑либо навязанной идеологии.

В Советском Союзе тенденция к централизации, растущей в связи с прогрессом экономического планирования, была закреплена в новой конституции 1936 г. в виде нового перераспределения власти, которая передала решение еще большего количества вопросов Союзным комиссариатам или поставила деятельность на местах под руководство федерации. Не было реальной компенсацией то, что изменение в составе Совета национальностей лишило РСФСР большинства в этом органе власти, роль которого все больше уменьшалась, превращаясь в дискуссионную трибуну для нерусских национальностей. Даже это изменение было больше на пользу неславянским народам, чем украинцам и белорусам. Их в целом, несмотря на их сравнительно большую численность и более высокий уровень развития, считали лишь двумя из несметного числа этнических групп (иногда приводятся цифры около 180), которые официально различались в этой, можно сказать, Российской империи с коммунистическим режимом. Защита всех союзных и автономных республик, регионов и областей конституцией 1936 г. – такая же фикция, как и статьи конституции, демонстрировавшие видимость возврата к демократии, в то время как чистки, начавшиеся приблизительно в это же время, сделали диктатуру Сталина еще более абсолютной.

В условиях этой диктатуры и новой системы русификации, более действенной и тонкой, чем при царе, украинцы и белорусы, связанные со всеми национальностями Евразийского субконтинента, были отрезаны от Центрально‑Восточной Европы и западного содружества народов. Оставаясь в границах СССР, они были, несмотря на свое местонахождение на западной окраине Советского Союза, практически забыты западным миром, который продолжал называть всю эту федерацию Россией, как и раньше. Центрально‑Восточная Европа снова сократилась до территории, которую России не удалось присоединить к своей империи или своей новой идеологии.

Не более чем на уровне представлений панславистов о федерации советский федерализм гарантировал нерусским народам этой империи нормальное, свободное развитие, которое, по сталинской терминологии, называлось национал‑мистицизм.

Однако эта терминология не замедлила произвести определенное впечатление в западном мире, который пребывал в иллюзии, что один лишь Советский Союз решил проблему сосуществования многочисленных национальных и языковых групп в одном государстве и создал необычно успешную форму федерализма. В обоих отношениях контролируемая Россией коммунистическая Восточная Европа, казалось, опередила Центрально‑Восточную Европу, где, несмотря на повсеместное применение принципа самоопределения, каждое из «новых» независимых национальных государств имело свои собственные более или менее острые проблемы национальных меньшинств и где никакой федерализм не способствовал по крайней мере экономическому сотрудничеству. Поэтому важно помнить, что свободные народы Центрально‑Восточной Европы как члены Лиги Наций, активным противником которой СССР был на протяжении многих лет и присоединился к ней лишь в 1934 г., имели возможность решать свои проблемы и особенно вступать в региональные соглашения. И снова лишь нехватка времени и тоталитарное давление с обеих сторон помешали этим планам полностью осуществиться.

 

 

Глава 22



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 65; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.19.56.45 (0.006 с.)