Автоматизированные обучающие системы и системы контроля знаний 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Автоматизированные обучающие системы и системы контроля знаний



Плохому учатся и без учителя.
Античный афоризм

Автоматизированные обучающие системы предназначены для обучения пользователей какой-либо предметной области с последующей проверкой знаний. Наиболее эффективная форма проверки знаний - общение пользователя с компьютером на естественном языке, поэтому такие системы должны включать блоки анализа естественно-языковых высказываний. Рассмотрим наиболее интересные подходы к реализации семантических анализаторов высказываний в автоматизированных обучающих системах (АОС) [Искусственный 1990].

  • АОС "Катехизис". Семантический анализатор в системе "Катехизис" был основан на разборе семантической маски ожидаемого высказывания. Здесь маска высказывания задавалась обратной польской записью. Причем, в этой записи сначала были записаны негативные дескрипторы, т. е. те, которые не должны быть найдены в ответе пользователя, а потом позитивные. На введенной пользователем строке высказывания разбиралась одна семантическая маска. Если высказывание в целом не соответствовало маске, то оно считалось неверным в контексте заданного вопроса.
  • Разработанная в начале 80-х годов XX века "ОН Микро" была одной из первых автоматизированных обучающих систем, имеющих семантический анализатор ответа обучаемого. Она предназначалась для создания автоматизированных обучающих и контролирующих программ по различным дисциплинам и диагностическим тестам. Семантический анализатор основывался на семантической маске (интегральном образе возможных ответов обучаемого). В этой системе форма записи маски была в виде суперпозиции логических функций, аргументами которых являлись одноместные предикаты наличия или отсутствия в строке ответа обучаемого маскируемых дескрипторов. В маске в качестве аргументов записывались не значения предикатов, а сами дескрипторы, а значения предикатов наличия или отсутствия дескрипторов в строке ответа высчитывались непосредственно при разборе логического выражения. Для повышения скорости разбора логического выражения и минимизации оперативной и дисковой памяти форма записи логического выражения была нетрадиционной. Данная форма представляла некоторый синтез приемов записи полной скобочной и польской обратной записи.
  • Системы учебного назначения "Адонис", "Сценарий", "Hypermethod". Эти системы предназначены для создания мультимедийных обучающих программ. В анализаторе свободно конструируемых ответов применялся эталонный метод и анализ по ключевым словам. Эталонный метод основан на сравнении ответа с заранее подготовленными эталонами. В зависимости от совпадения ответа с одним из эталонов выбирается управляющее воздействие. При анализе по ключевым словам определялось наличие или отсутствие перечисленных в списке дескрипторов в строке ответа. Анализ синонимов в каждой из этих систем реализован посредством оператора "ИЛИ". При анализе ответа пользователя на вопрос, система накладывает на ответ заданную маску и определяет, удовлетворяет ли ответ такой маске или нет. Если ответ удовлетворяет маске, то такой ответ считается верным, и наоборот.
  • Система автоматической верстки обучающих программных средств "Виртуальный клон". Одна из последних разработок в этой области создана в Тульском политехническом университете. Система предназначена для создания мультимедийных обучающих и контролирующих программ. Кроме визуальных компонентов (меню, списка, выборки и т. д.) в системе существует блок семантического анализа. Автор (учитель) задает семантическую маску путем перечисления дескрипторов (слов), назначения перечисленных дескрипторов в определенные рубрики, присваивание дескрипторам определенных семантических весов и определение связок между дескрипторами. Существует понятие жесткой и мягкой связи между дескрипторами. Жесткая связь определяет, что между дескрипторами, следующими в высказывании в определенном порядке, не должно существовать других слов. Мягкая связь определяет то, что дескрипторы должны находиться один после другого, независимо от того, есть ли между ними какие-либо другие слова или нет. Порядок анализа следующий: система берет первый дескриптор с наибольшим семантическим весом из наиболее важной рубрики, которую определяет преподаватель. Отыскивает этот дескриптор в строке ответа, смотрит, существует ли жесткая или мягкая связь с другими дескрипторами, и ищет дескриптор, который находится в связи с этим. И так до тех пор, пока не будет найден дескриптор, который не имеет семантической связи. В этом случае берется дескриптор наиболее значимый по семантическому весу, в наиболее значимой рубрике. Результат определяется по суммарному семантическому весу найденных дескрипторов.


Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-08; просмотров: 100; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.17.150.89 (0.004 с.)