Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Экономическая функция современного государства
Как отмечает Ю.А. Тихомиров, «каждая страна пытается определить свой курс в отношении экономики. Пассивное наблюдение, контроль, огосударствление, содействие и поддержка – вот спектр используемых средств».[5] В России экономическая функция государства проявляется в трех ипостасях: регулирование, контроль, использование государственной собственности. При этом, по мнению В.Ф. Яковлева, государство, внедряя гражданское право в экономику, «ослабляет свою роль, потому, что переводит экономику в значительной степени на начала саморегулирования, но не может самоустраниться от экономики». Собственно введение гражданско-правовых норм, общих для всех субъектов экономической деятельности, не ослабляет роли государства, но создает и для государственных структур определенные рамки. Существуют следующие основные нормативно –правовые направления реализации экономической функции государства: 1) Фиксация правового статуса собственности. 2) Определение видов субъектов хозяйственной деятельности, а также их государственная регистрация. 3) Лицензирование отдельных видов хозяйственной деятельности. 4) Контроль за деятельностью хозяйствующих субъектов (противопожарный, санитарный и жр.). 5) Установление основ налоговой системы. 6) Обеспечение общего правового режима хозяйствования. Они должны быть сориентированы на организационно-политическую основу, выраженную в стратегии, доктрине экономического развития страны. Названные направления обеспечиваются деятельностью всех трех ветвей государственной власти. Законодательная власть создала целый блок экономического законодательства (Гражданский кодекс, Законы о конкуренции, о валютном регулировании, о лицензировании, о пожарной безопасности, Налоговый кодекс). Законодательному регулированию придается сложность и федеративным устройством России. Как известно, часть вопросов отнесена к ведению Федерации, другая – в совместному ведению РФ и ее субъектов, а вопросы, требующие ступенчатого урегулирования (основы – в Федерации, конкретизация – в субъектах РФ), подчас вообще никак не определены. На исполнительную власть обычно ложится бремя непосредственно исполнения экономического законодательства. Судебная же власть выступает арбитром в различного рода спорах, вытекающих из экономических отношений.
В конечном итоге «государство по характеру своей деятельности становится одновременно и составляющим элементом рыночного устройства, и стабилизирующим фактором общественного развития в целом».[6] Дихотомия процесса взаимоотношений в системе «государство – экономика» обусловлена самим фактом их существования. По утверждению Г. Еллинека, «связь между хозяйством и государством проявляется прежде всего в том, что государство, это самая развитая форма общежития, возможно только на определенной экономической ступени».[7] Можно сказать, что государство и экономика не выбирают друг друга, а предопределены развитием общества. Обозначив подобным образом некую «постулатность» проблемы, обратимся непосредственно к экономической функции Российского государства. Поскольку на современное законодательство неизменно оказывает воздействие недавнее прошлое нашей страны, вопрос об экономической функции государства не может быть основательно исследован без обращения к истории. В бытность советского государства и право было принято называть экономическую функцию государства главной ввиду тотального огосударствления экономики. Развитие марксисткой теории базиса и надстройки привело к слиянию государственной власти и собственности, что нашло выражение в создании единого фонда государственной собственности, установлении приоритета государственной собственности над другими ее видами, изначально, в силу закона более слабыми формами собственности. В экономическом аспекте данное явление вызывало нерациональное использование материальных ресурсов, а в политическом – признание государственной собственности основой социалистического государства. При осуществлении государством собственнических полномочий происходит неизбежное смешение власти политической и власти собственника. В конечном итоге это порождает специфику института государственной собственности. Разумеется, у государственной власти и власти государства как собственника – разные назначения и цели, но трудно представить ситуацию, когда даже по мотивам экономической целесообразности произойдет поглощение вещной властью государства власти политической. Сущность государства выражается в его политическом назначении, потому в любой сфере деятельности, в том числе в экономике, государство будет преследовать прежде всего публичные, политические цели.
Экономическая функция государства зависит от того, осуществляется она в условиях распределительной или рыночной экономики. В условиях распределительной экономики, господства государственной собственностью, а монопольно регулирует экономические отношения, непосредственно определяя объемы производства, товарооборота, распределение ресурсов, устанавливая строго централизованную систему управления экономикой. При рыночных отношениях, свободе предпринимательской деятельности, многообразии и равенстве всех форм собственности, добросовестной конкуренции экономика развивается преимущественно на основе саморегулирования, дополненного целенаправленным регулированием со стороны государства. В этих условиях государство «сбросило» с себя часть обязанностей в экономической сфере. Вмешательство государства в сферу экономики в известной мере сокращается и сводится главным образом к следующим мерам: 1) Выработка экономической политики в масштабе общества. 2) Управление предприятиями и организациями, составляющими государственную собственность. Круг этих объектов должен быть ограничен отраслями, имеющими общегосударственное значение, например, ядерной энергетикой, деятельностью в космосе, общегосударственным транспортом, связью и др. 3) Установление правовых основ рынка и ценовой политики, в частности, стимулирование государственными средствами предпринимательства и свободного труда, обеспечение равноправия всех форм собственности, правовая защита собственника, принятие мер для пресечения недобросовестной конкуренции (монополизма и охрана прав потребителя от недобросовестного производителя). 4) Регулирование внешнеэкономических отношений в целях защиты суверенитета, безопасности, стимулирование развития национальной экономики при реализации внешнеторговой и иной деятельности. Следует иметь в виду, что в периоды экономических кризисов, депрессии, на переходных этапах вмешательство государства в экономику увеличивается. Мировой опыт свидетельствует о том, что в рыночных отношениях недостаточно лишь элементов саморегулирования, а необходимо сочетание саморегулирующих и регулируемых средств и рычагов. В качестве эффективного метода регулирования экономических отношений в странах с развитой экономикой применяется планирование. Опыт зарубежных стран показывает, что рынок не только совместим с планированием процесса экономического развития, но и практически не возможен без определения целей, механизмов их осуществления без расчета, прогноза результатов. А это невозможно без планирования. Однако характер и содержание планирования в условиях рыночной экономики: а) не носит частного характера; б) основано на использовании экономических методов (налогообложение, субсидии, льготное кредитование и др.); в) имеет рекомендательный характер в отношении частных собственников и частных производителей;
г) сочетает взаимные интересы общества, государства, отдельных товаропроизводителей. При характеристике экономической функции государства следует иметь в виду, что рынок – динамичное явление, постоянно меняющееся во времени, поэтому масштабы и методы его регулирования также меняются, иначе такое регулирование теряет свою эффективность. Государственное управление является широким понятием и включает в свою орбиту все три ветви государственной власти. Важно учитывать, что в Российской Федерации, как «в любом федеративном государстве, разделение властей существует не только в классическом варианте, но и между центром и регионами – РФ и субъектами. По Конституции РФ федеральная законодательная власть устанавливает правовые основы единого рынка, федеральные налоги и сборы, осуществляет финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, определяет стандарты, эталоны и пр. (п. «ж», «з», «р» ст. 71 Конституции РФ).[8] В ведении находится и гражданское законодательство – определяющее для экономики страны «п. «о», ст. 71 Конституции РФ). Таким образом, законодательством РФ определяются основы функционирования экономики. Дело субъекта РФ – конкретизировать то или иное направление в общем русле, заданном российским законодательством. Деятельность судебной власти более единообразна, поскольку суды РФ образуют единую систему. Экономические споры разрешаются судами на основе действующего законодательства, с учетом разделения компетенции РФ и ее субъектов. Наиболее проблемной является деятельность исполнительной власти. Прежде всего следует выделить определить «блоки» экономики, требующие внимания государства: а) непосредственно экономические производства (промышленность и строительство); б) агропромышленный комплекс; в) хозяйственно-обслуживающий комплекс (торговля, транспорт, связь и др.); г) финансы, кредит и налоги. Именно по названным блокам создаются и функционируют министерства и ведомства. Поскольку исполнительная власть в Российской Федерации имеет два уровня функционирования – общегосударственный и субъекты РФ, то более половины министерств в сфере экономики являются федеральными: 1) Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства. 2) Министерство по атомной энергии. 3) Министерство государственного имущества. 4) Министерство по налогам и сборам. 5) Министерство природных ресурсов. 6) Министерство путей сообщения. 7) Министерство сельского хозяйства и продовольствия. 8) Министерство топлива и энергетики. 9) Министерство торговли. 10) Министерство транспорта. 11) Министерство труда и социального развития. 12) Министерство финансов. 13) Министерство экономики и т.д.
|
|||||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 67; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.226.4.239 (0.018 с.) |