Вопрос о функциях государства является одним из важнейших в общей теории государства. Это обусловлено тем, что в функциях проявляется сущность государства, его социальное назначение. 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Вопрос о функциях государства является одним из важнейших в общей теории государства. Это обусловлено тем, что в функциях проявляется сущность государства, его социальное назначение.



Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Общая характеристика функций государства. Внутренние функции государства……………………………………………………………..………….6

1.1 Основные внутренние функций государства………………………………..6

1.2 Экономическая функция современного государства……………………….7

1.3 Деятельность государства по охране конституционных прав и свобод человека…………………………………………………………………………..13

2. Основные внешние функции………………………………………………....28

2.1 Общая характеристика внешней функции государства…………………...28

2.2 Функция обороны страны и обеспечения мира и поддержки мирового порядка…………………………………………………………………………...29

2.3 Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ и интеграции в мировую экономику……………………………………………...30

Заключение……………………………………………………………………….35

Список использованных источников…………………………………………...37


Введение

 

Российская Федерация – есть демократическое правовое государство с республиканской формой правления[1]. Самой большой ценностью в государстве является человек. Обеспечение прав и свободы является обязанностью государства.

Для обеспечения этих прав и свобод государство использует определенные средства и методы. В своей курсовой работе я хочу рассмотреть функции государства.

Основная цель данной курсовой работы – изложение функций государства применительно к интересам общества, их реализации в государственно-правовой жизни общества.

Наше современное общество должно глубоко познать основные закономерности эволюции функций государства и активно использовать эти познания для преобразования общества и государства.

Предметом рассмотрения и анализа является категория «функция государства». Обратимся к понятию смысла термина «функция»: в философии под функциями понимается внешнее направление свойств какого – либо объекта в определенной системе отношений. В юридической литературе нет единства мнений относительно категорий «функций государства». Под ним подразумеваются основные направления (стороны, виды) деятельности государства; его практическая деятельность, имеющая предметно – политический и социальный характер; социальное направление деятельности внутри и вне государства. Однако можно признать, что в функциях государства выражаются его сущность и социальное значение, цели и задачи функции не могут реализовываться внутри самой государственной организации: они реализуются в воздействии на общественные отношения.

Функция государства – особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы, охватывающий основные направления деятельности государства по управлению обществом.

Актуальность темы предопределена современными тенденциями общественно-политического развития России, т.к. при развитии на определенном этапе функции государства могут изменяться.

Общая характеристика функций государства. Внутренние функции государства

Реализация права на судебную защиту во многом зависит от надлежащего правового механизма. Поэтому законодательство, регулирующее судебную защиту субъективных прав граждан, значительно расширяется и совершенствуется на основе Конституции РФ.

Проблема защиты прав и свобод человека и гражданина в сфере исполнительной власти неразрывно связана с административно-правовым статусом гражданина как субъекта многообразных административных правоотношений.[15] Этот статус необходимо рассматривать в связи с реализацией в сфере исполнительной власти прав и свобод, а также обязанностей граждан, предусмотренных Конституцией РФ. Речь идет о создании органами исполнительной власти необходимых правовых, организационных и материальных условий для осуществления гражданином его конституционных прав и свобод.

Организация системы охраны здоровья, образования, социальное обеспечения, жилищно-коммунального хозяйства; соблюдение требований о неприкосновенности жилища, тайне переписки, неприкосновенности частной жизни; охрана частной собственности; защита от безработицы; контроль за соблюдением законодательства о труде, об охране окружающей среды – вот далеко не полный перечень предметов ведения органов исполнительной власти. К этому нужно добавить обязанность органов исполнительной власти создавать необходимые условия для участия граждан в управлении делами государства (реализация их права на объединение в общественные организации, на свободу совести и вероисповедания, на демонстрации, митинги, собрания, на информацию и т.д.).

Осуществление свободы предпринимательства также во многом зависит от органов исполнительной власти и их должностных лиц. Достаточно упомянуть о государственной регистрации предпринимательской деятельности, лицензировании ее отдельных видов и о защите прав и законных интересов граждан-предпринимателей.

Органы исполнительной власти обязаны своевременно и объективно рассматривать обращения граждан, обеспечивать реализацию конституционных прав и свобод человека и гражданина при применении мер административного принуждения.

Вместе с тем органы государственной власти и, прежде всего, органы управления признаны создавать условия для выполнения гражданами возложенных на них Конституцией обязанностей.

Таким образом, в отношениях с органами исполнительной власти гражданин выступает как правомочная сторона, когда его правам соответствует обязанность органа управления (должностного лица).[16] Вместе с тем в ряде случаев гражданин является стороной, обязанной выполнять или соблюдать определенные правила, предусмотренный административно-правовой нормой.

Защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность абсолютно всех органов государственной власти, всех органов местного самоуправления, всех должностных лиц. Каждый их этих органов, действуя в рамках своих полномочий, обязан решать задачу защиты прав и свобод личности присущими ему методами, опираясь, прежде всего, на требования Конституции РФ, на нормы международно-правового актов, на федеральные законы.

Как уже указывалось, гражданин в его взаимоотношениях с органами исполнительной власти может, во-первых, выступать в качестве стороны, управомоченной законом требовать по отношению к нему от государственных органов и их должностных лиц выполнения определенных обязанностей (предоставить медицинскую помощь, принять ребенка в школу, назначить государственную помощь, пенсию или социальное пособие, обеспечить охрану природной среды, собственности и т.п.). Во-вторых, гражданин выступает и обязанной стороной, поскольку закон возлагает на него определенные обязанности и уполномочивает соответствующие государственные органы следить за выполнением этих обязанностей, создавая необходимые для этого условия (обязанность сохранять природу, окружающую среду, нести военную службу, заботиться о воспитании детей, не нарушать права и свободы других лиц, соблюдать общественный порядок и т.п.).

Если орган исполнительной власти или его должностное лицо не выполняет своих обязанностей и нарушают права и свободы личности, гражданин должен иметь реальную возможность использовать правовой механизм судебного или административного обжалования решений и действий «обидчика», что и предусмотрено Конституцией РФ, а также федеральными и республиканскими законами.[17]

Вместе с тем невыполнение гражданином его обязанности, в том числе обязанности административно-правовой, влечет для него определенные негативные последствия путем применения административного (без обращения в суд) и судебного принуждения. Имеется в виду возможность применения пресекательных мер административного принуждения и наложения административных взысканий. Однако определенные меры административного воздействия, связанные, например, с временным ограничением личной свободы, вправе применять только суд.

Наряду с механизмом правового регулирования и закреплением обязанностей органов управления (исполнительной власти) по отношению к гражданам, необходимы и иные способы защиты прав граждан в сфере исполнительной власти. Одним из таких способов является институт ответственности государства, его органов перед гражданином в случаях нарушения его прав и свобод и возмещения причиненного ему вреда.[18]

Конституция РФ провозгласила ответственность государства перед гражданином, подтвердив право каждого на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти и их должностных лиц.

 


Заключение

 

Проблеме функции государства в научной литературе уделено довольно много внимания. Тем не менее многие вопросы остаются дискуссионными или их решение вызывает сомнения.

Наиболее распространено понятие функций как основных направлений деятельности государства, в которых выражается его социальное назначение и классовая сущность.

Недостатком в разработке проблем функции государства является и то, что многие вопросы рассматриваются изолированно, в рамках отдельных типов государства.

Через право государство происходит в жизнь свои функции, свои экономические, политические, идеологические задачи. В одних случаях государство издает юридические нормы, в других – организует их исполнение, в третьих – обеспечивает, охраняет их. В зависимости от этого и различают основные формы осуществления функций: правотворческая и правообеспечительная (правоохранительная).

Функции государства обычно классифицируются по следующим основаниям:

1. По сферам деятельности государства: внутренние и внешние.

2. По значимости (важности) для государства и общества: главные (основные) и неглавные.

3. По времени (продолжительности) существования — постоянные, и временные.

Представляется весьма затруднительным привести исчерпывающий перечень функций государства, а тем более отдать предпочтение какой-либо из них. Функции государства имеют свойство меняться, выступать на первый план в определенные исторические периоды, предаваться забвению и прочее.

Функции государства многообразны и классифицировать их можно по различным основаниям. Так, в соответствии с принципом разделения властей функции можно разделить на правотворческие, управленческие, судебные; по их масштабу и направленности – на внутренние и внешние.

Таким образом, деятельность государства по охране прав и свобод человека и гражданина – это деятельность его органов, их должностных лиц по предупреждению и пресечению конституционных прав и свобод человека и гражданина, а также возмещению причиненного вреда в случае, если предупредить эти нарушения и ограничения не удалось.

В своей работе мы изучили и изложили различные аспекты такой деятельности, которая осуществляется посредством уголовного и гражданского судопроизводства, обращения в Конституционный Суд РФ, к исполнительным органам государства.

По результатам исследования можно сделать вывод, что эффективность охраны прав и свобод личности зависит от четкости, детальности правового закрепления не только прав граждан, но и корреспондирующим этим правам обязанностей соответствующих государственных органов. Роль регулятора в этой сфере призван выполнять закон, который должен в полной мере соответствовать нормам Конституции РФ.

Деятельность государства широка и многообразна. Для того чтобы охватить, охарактеризовать ее в целом, требуется высокий уровень научной абстракции и соответствующие ему понятия. Они позволяют увидеть, что с момента возникновения и до настоящих дней задачи государства не остаются неизменными. Одни осуществляются до конца, на смену им приходят другие, более сложные.

 


Нормативные правовые акты

 

1. Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. //Российская газета, 1993. № 237

2. Гражданский кодекс РФ. Часть первая. № 51-ФЗ (с изм. И доп. от 01. 03. 2013 г.)// Собрание законодательства РФ, 2013 г. № 42. Ст. 3307

Научная и учебная литература

3. Бабаев В.К., Бабаев С.В./Функции современного российского государства/В.К. Бабаев//.- Н. Новгород, 2011.

4. Баглай М.В./ О функции социальной деятельности империалистического государства.//М.В.Баглай - М., 2008

5. Баранов В.М., Толстик В.А., Бабаев В.К. Теория права и государства в схемах и определениях./В.М.Баранов//- М., 2009

6. Бахрах Д.Н. Административное право. /Д.Н.Бахрах//-М., 2008.

7. Бойцова Л. Гражданин против государства // Общественные науки и современность, 2010 № 4.

8. Выдря М.М. Функция защиты в российском уголовном процессе/М.М. Выдря //Государство и право. 2007 г. №3

9. Еллинек Г. Общее учение о государстве./Г.Еллинек//- СПб, 2008.

10. Ильин И.А. Общее учение о праве и государстве // Правоведение 2012г. № 3.

11. Бачило И.Л./Исполнительная власть в РФ. Проблемы развития / Отв. ред. И.Л. Бачило. М., 2008.

12. Кудрявцев В.Н., Казимирчук В.П. Современная социология права./В.Н. Кудрявцев// М., 2010 г.

13. Лившиц Р.З. Государство и право в современном обществе: необходимость новых подходов // Современное государство и право. № 10. 2009

14. Новиков Б.И.//Мировая экономика и международные отношения. 2011 № 9

15. Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе/ Л.А. Морозова//Государство и право 2011 № 6.

16. Нефедов С.И. Экономическая функция государства в современных условиях и роль ОВД в ее осуществлении./С.И. Нефедов//- М.,2006.

17. Е.А. Лукашева Общая теория прав человека. /Под ред. Лукашева Е.А.// М.,изд-во Норма, 2006.

18. Петров В.С. Тип и формы государства./В.С. Петров// Изд. ЛбУ 2007.

19. Пистокин М.И. К вопросу о функциях российского государства в современный период./М.И. Пистокин//- М, 2008.

20. Пороховский А. Экономически эффективное государство: американский опыт/А. Пороховский // Вопросы экономики. 2010, № 3.

21. Р.С. Раянов Права человека и гражданина в РФ. /Раянов Р.С., Тимершина Х.А.// – Уфа, Минюст, 2008.

22. Сальникова В.П. Социально-правовая защита конституционных прав и свобод граждан: теория и практика /Под ред.В.П. Сальникова// – СПб, 2011.

23. Тихомиров Ю.А. Государство на рубеже столетий /Ю. А. Тихомиров// Государство и право, 2009 № 2.

24. Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса./ Ю. А. Тихомиров//- М., 2011.


[1] Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. //Российская газета, 1993. № 237

 

[2] Морозова Л.А. Функции Российского государства на современном этапе //Государство и право. 2009. № 6. с 98

[3] См.: Морозова Л.А. Указ. Соч. С. 98-108

[4] Тихомиров Ю.А. Государство на рубеже столетий // Государство и право. 2007..№ 2. с 31.

[5] Тихомиров Ю.А. Курс административного права и процесса. М., 2008 с 581.

[6] Пороховский А. Экономически эффективное государство: американский опыт // Вопросы экономики. 2008. № 3. с 85.

[7] Еллинек Г. Общее учение о государстве. СПб. 2008. С. 77.

[8] Конституция Российской Федерации: принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г. //Российская газета, 1993. № 237

 

[9] Общая теория прав человека. /Под ред. Лукашева Е.А. М. Изд-во «Норма», 2010.с 149.

 

[11] Выдря М.М. Функция защиты в российском уголовном процессе // Государство и право. 2008. №1.

 

 

[12] Мировая экономика и международные отношения. 2011 № 11. с 27.

[13] Гражданское право //Под ред. Ю.К. Толстого, А.П. Сергеева СПб.: ТЕИС, 2011. с 245.

[14] Общая теория прав человека //Под ред. Е.А. Лукашева М. Норма, 2011. с 228.

[15] Новоселов В.И. Правовое положение граждан в современном государственном управлении. Саратов, 2008. с 37.

[16] Бахрах Д.Н. Административное право//Д.Н. Бахрах. М., 2003. с 54-55.

[17] Раянова Р.С., Тимершин Х.А/ Права человека и гражданина в РФ.,Минюст, 2008. с 35.

[18] Бойцова Л. Гражданин против государства // Общественные науки и своременность, 2009 № 4.

[19] Милякина Е. В. Проблемы борьбы с экономическими преступлениями в сфере внешнеэкономической деятельности // Проблемы борьбы с преступностью в современных условиях: Материалы международной научно-практической конференции. Иркутск, 20011. с 67.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Общая характеристика функций государства. Внутренние функции государства……………………………………………………………..………….6

1.1 Основные внутренние функций государства………………………………..6

1.2 Экономическая функция современного государства……………………….7

1.3 Деятельность государства по охране конституционных прав и свобод человека…………………………………………………………………………..13

2. Основные внешние функции………………………………………………....28

2.1 Общая характеристика внешней функции государства…………………...28

2.2 Функция обороны страны и обеспечения мира и поддержки мирового порядка…………………………………………………………………………...29

2.3 Функция сотрудничества и укрепления связей со странами СНГ и интеграции в мировую экономику……………………………………………...30

Заключение……………………………………………………………………….35

Список использованных источников…………………………………………...37


Введение

 

Российская Федерация – есть демократическое правовое государство с республиканской формой правления[1]. Самой большой ценностью в государстве является человек. Обеспечение прав и свободы является обязанностью государства.

Для обеспечения этих прав и свобод государство использует определенные средства и методы. В своей курсовой работе я хочу рассмотреть функции государства.

Основная цель данной курсовой работы – изложение функций государства применительно к интересам общества, их реализации в государственно-правовой жизни общества.

Наше современное общество должно глубоко познать основные закономерности эволюции функций государства и активно использовать эти познания для преобразования общества и государства.

Предметом рассмотрения и анализа является категория «функция государства». Обратимся к понятию смысла термина «функция»: в философии под функциями понимается внешнее направление свойств какого – либо объекта в определенной системе отношений. В юридической литературе нет единства мнений относительно категорий «функций государства». Под ним подразумеваются основные направления (стороны, виды) деятельности государства; его практическая деятельность, имеющая предметно – политический и социальный характер; социальное направление деятельности внутри и вне государства. Однако можно признать, что в функциях государства выражаются его сущность и социальное значение, цели и задачи функции не могут реализовываться внутри самой государственной организации: они реализуются в воздействии на общественные отношения.

Функция государства – особый механизм государственного воздействия на общественные отношения и процессы, охватывающий основные направления деятельности государства по управлению обществом.

Актуальность темы предопределена современными тенденциями общественно-политического развития России, т.к. при развитии на определенном этапе функции государства могут изменяться.

Вопрос о функциях государства является одним из важнейших в общей теории государства. Это обусловлено тем, что в функциях проявляется сущность государства, его социальное назначение.

Как явление социальной жизни государство характеризуется чрезвычайным многообразием непосредственно наблюдаемых и воспринимаемых проявлений. Это обусловлено как разнообразием задач, решаемых государством в различных областях жизни общества, так и разнообразием органов, форм, методов и средств осуществления государственной деятельности. При этом различные направления деятельности государства определенным образом взаимодействуют между собой, а все они вместе так или иначе зависят от множества факторов внутренней и внешней жизни общества.

Все это делает государство весьма сложным социальным явлением, путь к познанию сущности которого проходит прежде всего через познание его функций.

Функция какого-либо объекта – это внешнее проявление его свойств, способ его поведения в определенной системе отношений. Поэтому познание функции является предпосылкой познания главного и определяющего в государстве, выявления его социального смысла, того что оно есть само по себе в отличии от других социальных явлений, т.е. иначе говоря, его сущности.

Значение вопроса о функциях государства обусловлено также тем, что функции определяют его структуру, т.е. способы, закономерности организации элементов государства как сложной системы.

Структура любой системы (биологической, технической или социальной) определяется его функциями. Безотносительно к функциям вообще невозможно сказать что-либо о разумности, целесообразности и эффективности структуры какого-нибудь объекта. Изменение функций неизбежно ведет к изменению структуры. Поэтому функциональный метод познания (от анализа поведения системы и раскрытию ее структуры) всегда является исходным, первичным по сравнению со структурным методом (от анализа структуры и выявлению поведения), что особенно наглядно продемонстрировала кибернетика.

Те или иные формы социальных организаций возникают не беспричинно, они создаются для решения определенных задач, точнее, для выполнения определенных функций, обеспечивающих решение этих задач.

Для определения совокупности функций существует оптимальная структура, поэтому эффективность, например, какой-нибудь социальной организаций самым непосредственным образом зависит от того, насколько точно и четко выявлены ее функции.

Так же, с проблемой функции государства тесно связаны вопросы о закономерностях его возникновения, развития и отмирания.

В общей теории государства понятия функции и структуры как соотносительные и взаимосвязанные, соответствующие двум общенаучным методам познания, практически не употребляются. Хотя понятие функции и применяются для характеристики деятельности государства, но его смысл и значение при исследовании соответствующих проблем оказываются в некоторой мере нераскрытыми без привлечения понятия структуры.

Данной проблемой занимались следующие авторы: М.В. Баглай, С.В. Бабаев, В.К. Бабаев, Н.В. Черноголовкин, М.И. Пискотин, С.И. Нефедов, Л.И. Наск, Л.А. Морозова и другие.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 79; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.31.209 (0.053 с.)