Элементы обороны: заметки о российском оружии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Элементы обороны: заметки о российском оружии



Иван Павлович Коновалов

Элементы обороны: заметки о российском оружии

 

 

 

И.П. Коновалов

Элементы обороны: заметки о российском оружии

 

 

 

В книге публикуются фотографии Виталия Кузьмина http://vitalykuzmin.net

 

Огонь по площадям: современные РСЗО

 

 

ФОТО: Батарея РСЗО «Град» из состава реактивного артиллерийского дивизиона бригады

 

50 лет назад – 28 марта 1963 года совместным Постановлением Центрального Комитета КПСС и Совета министров СССР № 372/130 на вооружение Советской армии была принята реактивная система залпового огня (РСЗО) БМ‑21 «Град». Высочайший технологический уровень этой РСЗО и ее наследниц на долгое время вывел Советский Союз, и без того являвшийся законодателем мод в области реактивной артиллерии с момента создания легендарной катюши, в бесспорные лидеры. Россия и сейчас остается одним из ведущих игроков этого сегмента международного рынка вооружений. Однако начавшийся пару лет назад процесс перевооружения Российской армии на современные мощные РСЗО «Торнадо», который шел достаточно медленно, забуксовал окончательно. Позиция Министерства обороны РФ по отношению к новейшим системам реактивной артиллерии остается все еще несколько невнятной.

*D – дальность (км)

** Нет данных

*** По возможности указаны минимальная и максимальная дальности (1–9,8)

Источник: Военно‑промышленный курьер. № 13 (481). 03.04.2013.

 

 

Дальше и точнее

 

Главные достоинства РСЗО – внезапность атаки, высокая плотность огневого поражения по значительным площадям, быстрый отстрел боеприпасов, высокая мобильность (выход из‑под ответного удара – несколько минут), малогабаритность, соответствие критерию «простота в управлении – эффективность», способность работать в любое время суток и при любой погоде, относительно низкая стоимость. Основные недостатки РСЗО – значительное рассеивание снарядов, демаскирующая (высокие клубы дыма, пыли и языки пламени) стрельба, невысокая масса боевой части ракеты, ограниченная возможность огневого маневра на небольших дальностях стрельбы. Главными тенденциями в развитии современных реактивных систем залпового огня остаются разработки в области увеличения калибра боеприпасов, расширения спектра решаемых задач, повышения скорости перезарядки, дальности и точности стрельбы. Последнее направление на Западе провозглашено одним из главных критериев развития РСЗО, поскольку, как считается, ведет к снижению «сопутствующих потерь» среди мирного населения.

Во многих европейских странах вообще существует тенденция определения систем реактивной артиллерии как оружия массового поражения. Еще в 1980 году ООН была принята Конвенция о конкретных видах обычного оружия, запрещающая или ограничивающая применение видов оружия, которые могут считаться наносящими чрезмерные повреждения или имеющими неизбирательное действие. К данному типу вооружений, безусловно, можно отнести и РСЗО. Исходя из этого в ВС Дании и Нидерландов, например, данные системы не так давно были сняты с вооружения.

В то же время РСЗО, учитывая все их вышеперечисленные боевые характеристики, остаются одним из самых востребованных видов вооружений в большинстве армий мира. Спрос на них увеличился еще больше после гражданской войны в Ливии, где подразделения регулярной армии и отряды сторонников Муамара Каддафи во многом благодаря РСЗО советского производства успешно оказывали сопротивление более многочисленным отрядам мятежников, которых поддерживала боевая авиация НАТО.

 

 

От Катюши до «Смерча»

 

С того момента, как 16 июля 1941 года батарея реактивных 132‑мм установок БМ‑13‑16 (катюша) под командованием капитана Ивана Флерова разгромила железнодорожный узел Орши вместе с немецкими эшелонами с войсками и техникой, началась эпоха советской реактивной артиллерии. Примерно через год в бой уже вступила модификация гвардейского реактивного миномета катюша – 300‑мм БМ‑31‑12 («Андрюша») с направляющими сотового типа.

С окончанием Великой Отечественной войны Советская армия получила на вооружение целый ряд систем полевой реактивной артиллерии – 240‑мм БМ‑24, 140‑мм БМ‑14, 200‑мм БМД‑20 «Шторм‑1», буксируемую 140‑мм РПУ‑14. Эти совсем старые, но надежные установки до сих пор находятся на вооружении некоторых армий мира. Но они мало отличаются от катюши – полевой РСЗО. Их максимальная дальность стрельбы не превышает десяти километров (исключение БМД‑20 – 18,7 км).

Перелом наступил в 1963 году с появлением 122‑мм БМ‑21 «Град» (разработчик – тульский НИИ‑147, ныне ГНПП «СПЛАВ») с максимальной дальностью стрельбы 20,4 километра, которая в результате модернизаций была доведена до 40. На базе БМ‑21 был создан целый ряд отечественных РСЗО – «Прима», десантируемая «Град‑В», «Град‑ВД», «Град‑П» (легкая одноствольная переносная), «Град‑1», корабельная «Град‑М», береговой самоходный бомбометный комплекс «Дамба». Великолепные технические характеристики машины и ее гигантский модернизационный потенциал стали причиной ее копирования и бесчисленных доработок по всему миру.

В 1976 году Советская армия получила на вооружение более мощную 220‑мм систему залпового огня «Ураган» (разработчик – НПО «СПЛАВ») с максимальной дальностью стрельбы 35 километров. Количество направляющих – 16 (у «Града» – 40). Финальным аккордом советских времен стало появление 300‑мм РСЗО «Смерч» того же разработчика, долгое время остававшейся самой дальнобойной системой реактивной артиллерии. Максимальная дальность стрельбы – 90 километров, количество направляющих – от четырех до 12. Реактивный снаряд корректируется в полете газодинамическими рулями, рассеивание – 0,21 процента от дальности стрельбы. Залп одной боевой машины накрывает площадь 672 тысячи квадратных метров. Система заряжания полностью механизирована. Используются одноразовые транспортно‑пусковые контейнеры (ТПК). РСЗО «Смерч» была принята на вооружение в 1987‑м, хотя ее разработка началась еще в 60‑е годы.

 

 

История с «Торнадо»

 

Государственное научно‑производственное предприятие (ныне ОАО) «СПЛАВ» приступило к модернизации «Града» в начале 90‑х годов. Итогом этих работ стало появление РСЗО «Торнадо‑Г», история принятия на вооружение которой напоминает телесериал «Обманутые надежды». С декабря 2011‑го несколько раз объявлялось о передаче в войска 36 «Торнадо‑Г» (производство – Мотовилихинские заводы), затем эта информация последовательно опровергалась. В феврале 2012 года прежний министр обороны РФ Анатолий Сердюков заявил, что эти машины (на сумму 1,16 миллиарда рублей) в гособоронзаказ не включены, однако он пообещал рассмотреть возможность восстановления этого заказа в случае успешного завершения госиспытаний системы.

В сентябре 2012 года Минобороны и ОАО «Мотовилихинские заводы» наконец подписали договор на все те же 36 машин, но продвижение контракта вновь застопорилось. В итоге, по официальным данным, в Вооруженных Силах РФ на данный момент насчитывается всего 30 «Торнадо‑Г».

Как недавно заявил в прессе генеральный директор Мотовилихинских заводов Николай Бухвалов, ситуация сложилась непонятная, РСЗО «Торнадо‑Г» готова к серийному производству, но военное ведомство ее не принимает. Причина в том, что, по мнению производителей, военные предъявляют 122‑мм системе завышенные требования по дальности стрельбы. Максимальная дальность осталась «градовской» – 40 километров. Отличия «Торнадо‑Г» от «Града» – сокращен экипаж (с трех до двух человек), уменьшено время развертывания на позиции, огонь ведется без топогеодезической подготовки. Полуавтоматическое наведение пакета направляющих без выхода экипажа из кабины. Новые боеприпасы повышенного могущества – кассетные снаряды с отделяемой головной частью и самоприцеливающимися кумулятивными боевыми элементами.

 

 

Соратники «Торнадо‑Г»

 

Идущая на смену «Смерчу» новая РСЗО «Торнадо‑С» прошла модернизацию в сегментах автоматизации наведения и прицеливания, увеличения дальности стрельбы реактивных снарядов (РС) до 120 километров, повышения точности стрельбы за счет инерци‑альной системы наведения и системы ГЛОНАСС. Время готовности сокращено в 2,5 раза по сравнению с базовой системой.

Модульная бикалиберная (ТПК с 2x15 – 220‑мм РС или 2х6 – 300‑мм РС) система «Ураган‑1М» – принципиально новая РСЗО с дальностью стрельбы 80 километров. Начальник ракетных войск и артиллерии СВ в 2009–2010 годах генерал‑лейтенант Сергей Богатинов отметил, что пакетное заряжание «Ураган‑1М» позволит применять весь комплект штатных и разрабатываемых реактивных снарядов РСЗО «Ураган» и «Смерч». Спектр боевых частей ракет широк – кумулятивные, осколочно‑фугасные, противотанковые РС и противопехотные мины. Однако пока не было заявлений ни от разработчиков, ни от военных, что новые РСЗО в перспективе станут универсальными и помимо реактивных снарядов будут стрелять оперативно‑тактическими ракетами (ОТР). Во всяком случае прежнее руководство Минобороны такой задачи перед разработчиками не ставило.

Концепция стрельбы РС и ОТР реализована в американских и израильских системах реактивной артиллерии. Возможно, в Российской армии для расширения круга решаемых боевых задач в будущем новые РСЗО будут работать совместно с оперативно‑тактическими ракетными комплексами «Искандер».

 

 

Реактивные универсалы

 

С американских пусковых установок РСЗО М270 MLRS (на гусеничной базе, начало эксплуатации – 1983 год) и HIMARS (на колесном шасси, в войсках – с 2005 года) разработки фирмы Lockheed Martin Missile and Fire Control запускают 240‑мм реактивные снаряды и тактические твердотопливные ракеты семейства ATACMS с инерциальной системой наведения и дальностью стрельбы от 140 до 300 километров в зависимости от модификации.

Стандартная дальность стрельбы РС – 40 километров, но для управляемых РС (инерциальная система и GPS) она доведена с 70 до 120 километров. В системах нет постоянных направляющих, отстрел идет из одноразовых контейнеров (М270 – 12 ракет, HIMARS – шесть). M270 MLRS – самая массовая РСЗО в армиях НАТО и других союзников США.

Модульная израильская РСЗО Lynx разработки компании Israel Military Industries (IMI) превзошла американский аналог по универсальности. Она способна применять очень широкий спектр боеприпасов – реактивные снаряды советской РСЗО «Град» и израильской 160‑мм установки LAR‑160 (принята на вооружение в 1984 году), высокоточные тактические ракеты Extra (дальность стрельбы – 150 км) и крылатые ракеты Delilah (200 км), запускать беспилотные летательные аппараты. Два пусковых контейнера, тип загруженного боеприпаса определяется автоматически и ведется расчет данных управления огнем.

Принципы подобной совместимости реализовывались и в казахстанской РСЗО «Найза» (совместная разработка IMI и ОАО «Петропавловский завод тяжелого машиностроения»). Однако в ходе испытаний выяснилось, что стрелять израильскими РС «Найза» («Копье») не в состоянии, помимо этого было выявлено немало других конструктивных недостатков. Дело закончилось одним из самых громких оружейных скандалов.

В 1983 году бразильская армия приняла на вооружение РСЗО Astros‑II разработки фирмы Avibras, которая ведет огонь пятью типами реактивных снарядов (калибр – от 127 до 300 мм) на максимальную дальность до 90 километров.

 

 

Тотальная замена

 

Германские 110‑мм системы реактивной артиллерии LARS‑2 (36 реактивных снарядов, максимальная дальность стрельбы – 25 км) производились с 1980 по 1983 год, всего выпущено 200 машин. В настоящий момент бундесвер полностью снял их с вооружения, заменив на РСЗО MARS – американскую MLRS с немецкими доработками.

Италия тоже в обмен на MLRS избавилась от собственных РСЗО FIROS 25/30 (калибра 70 и 122 мм, дальность стрельбы – 34 км) разработки фирмы BPD Difesa e Spazio Spa. Министерство обороны Испании в 2011 году решило точно так же поступить со 140‑мм системой реактивной артиллерии Teruel‑3 разработки испанской компании Santa Barbara (сейчас – часть General Dynamics European Land Systems) с дальностью стрельбы до 28 километров.

Японские силы самообороны вступили в этот «клуб», заменив все свои 130‑мм системы Type 75 (дальность поражения – 15 км) разработки компании Nissan Motor в середине 70‑х годов на М270 MLRS.

 

 

Реактивный Китай

 

На данный момент обладателем самой мощной РСЗО в мире является Китай. Принятая на вооружение в 2004 году 425‑мм WS‑2D (шесть направляющих) разработки компании Sichuan Aerospace Industries бьет на 200 километров. Этого, кстати, достаточно, чтобы накрыть побережье Тайваня. Дальность стрельбы ее базовой 302‑мм платформы WS‑1 – до 180 километров. 300‑мм система PHL‑03 (12 направляющих, дальность стрельбы – 130 км) разработки корпорации Norinco – почти полная копия советского «Смерча». Скопирована со «Смерча» и РСЗО А‑100 с дальностью стрельбы до 50 километров. Основной РСЗО Народно‑освободительной армии Китая остается 122‑мм Type 81 (копия советского «Града»). Эта система и ее модификации (на гусеничной и колесной базе) активно продвигаются Китаем на международном рынке вооружений. Всего же НОАК имеет на вооружении до десятка различных собственных систем реактивной артиллерии.

03.04.2013

 

Ил‑112В: закрыли‑открыли

 

 

ФОТО: Ил‑112В (IL‑112V)

 

Российское военное ведомство развило бурную деятельность по решению одного из острейших для Военно‑воздушных сил РФ вопросов – обновлению стремительно стареющего парка военно‑транспортной авиации (ВТА).

В сегменте тяжелых военно‑транспортных самолетов (ВТС) на финишную прямую вышла программа Ил‑476. В феврале 2013 года на ульяновском заводе «Авиастар‑СП» началась серийная сборка первых трех машин. От сверхтяжелого Ан‑124 «Руслан» Минобороны отказалось. Недавно стало известно, что от среднего Ан‑70 тоже (хотя сначала военным «предложили сверху» политически выверенный вариант закупки российско‑украинского самолета).

Дошла очередь до того, чтобы определиться и с легкими транспортниками. Фактически закрытая три года назад программа создания ВТС Ил‑112В вновь получила сдержанную поддержку военных, однако при этом министерство пока не отказывается и от альтернативного варианта – Ан‑140Т, созданного на базе украинского пассажирского лайнера. Учитывая нынешний тренд в области ВТА – ставка на один проект в одном классе, видимо, все‑таки со временем для массового производства будет выбран единственный проект. Пока же общими для двух программ являются технические недоработки и постоянная критика со стороны военных (самарским заводом «Авиакор» в отличие от ситуации с Ил‑112В уже выпущено семь серийных Ан‑140‑100. Три машины числятся за авиакомпанией «Якутия», три эксплуатируются в ВВС и ВМФ – в авиации флота борт RF‑08851. Четвертый самолет для военных проходит летные испытания. – Прим. ред.).

 

 

Вместо «рабочей лошадки» Ан‑26

 

В 2013 году программа Ил‑112 отмечает двадцатилетний юбилей. И за все эти годы она так и не дошла до стадии создания летного образца. По своей затянутости этот проект превзошел даже российско‑индийский «авиадолгострой» по созданию многоцелевого среднего военного транспортника МТА. Впервые легкий военно‑транспортный самолет Ил‑112В и его гражданский вариант были представлены в 1993‑м. Разработка началась в ОКБ имени С. В. Ильюшина через год после появления соответствующего постановления правительства РФ от 13 сентября 1994 года.

Новая машина должна была заменить самое массовое семейство военно‑транспортных самолетов советского производства разработки КБ Антонова – Ан‑26 (базовая гражданская модель – Ан‑24Т) грузоподъемностью 5,5 тонны и его усиленной модификации – Ан‑32, которых в общей сложности, начиная с середины 70‑х годов, было выпущено почти 1,8 тысячи единиц (треть из них для Минобороны и других силовых ведомств СССР). После распада Советского Союза и раздела его Вооруженных Сил в Российской армии осталось примерно 120 Ан‑26, сейчас их вполовину меньше, а замены до сих пор нет.

Эксплуатационный ресурс легких транспортников достигает 30–35 лет, при «щадящей» эксплуатации по техническому состоянию его можно продлить максимум еще на десять лет. В настоящий момент авиапарк легких ВТС отечественного МО составляет чуть больше 160 самолетов – Ан‑24/26, Ан‑32 и Ан‑72/74 (грузоподъемность – от 7,5 до 10 тонн в зависимости от модификации).

Самые «молодые» (примерно четверть, в основном Ан‑74) из них отработали по 25 лет, остальные – «глубокие старики». Так что появление новой машины более чем актуально. Через пять – десять лет легких ВТС в войсках просто не останется. Кроме того, заявленные универсальные характеристики этих самолетов укороченного взлета и посадки позволяют использовать необорудованные и небольшие аэродромы, что необходимо и другим силовым ведомствам России (прежде всего Пограничной службе ФСБ и МЧС).

 

 

Очередной фальстарт

 

Острая нужда в такой машине не добавила скорости ее разработке. Гражданский вариант предполагалось собирать на Кумертауском авиационном производственном предприятии (КумАПП), заняв часть мощностей по производству камовских вертолетов. Финансирование программы должно было осуществляться за счет доходов, полученных от продажи башкирской нефти, для чего было создано акционерное общество «Ил‑Башкирия». Ничего из этой затеи не вышло.

В 2000 году руководство Авиационного комплекса (АК) имени Ильюшина приняло решение развернуть серийное производство военно‑транспортного варианта машины на площадке Воронежского акционерного самолетостроительного общества (ВАСО). В том же году началось проектирование самолета, но отсутствие финансирования вновь остановило работу. В 2003‑м ильюшинский проект победил на конкурсе российских ВВС на создание универсального легкого ВТС грузоподъемностью до шести тонн. Помимо него в конкурсе принимали участие С‑80ТД разработки АО «ОКБ Сухого», Ту‑136T от АНТК имени Туполева и МиГ‑110ВТ от РСК «МиГ», а также М‑60 Экспериментального машиностроительного завода имени В.М. Мясищева.

В конце 2004 года Министерству обороны был представлен эскизный проект самолета. Через полгода командующий 61‑й воздушной армией (ныне ВТА) генерал‑лейтенант Виктор Денисов оптимистично заявил прессе, что первый военный Ил‑112 совершит полет в 2006‑м, а через год будет произведена установочная партия новейших транспортников. Данные планы также оказались несбыточными. Денег у Минобороны вновь не оказалось.

Далее АК имени Ильюшина вел разработку за счет собственного финансирования. Но вскоре проект был включен в гособоронзаказ и Госпрограмму вооружения до 2015 года. Казалось, дело сдвинулось с мертвой точки. Взлет первой машины планировался Объединенной авиастроительной корпорацией (куда входит ВАСО) сначала в 2008‑м, затем был перенесен на конец 2010 года. Серийное производство намеревались быстро довести до 18 машин в год. Прежний министр обороны Анатолий Сердюков в августе 2010‑го финансирование проекта остановил, отметив, что много самолетов такого класса Российской армии не нужно, и предложил разработчикам самим поискать внебюджетные средства (800 миллионов рублей) на изготовление четырех опытных Ил‑112В.

Источник: Военно‑промышленный курьер. № 11 (479). 20.03.2013.

 

Стоит отметить, что военное ведомство вышло из программы уже на стадии подготовки производства опытных образцов – на ВАСО уже построили стапели и сделали оснастку, было готово 95 процентов конструкторской документации. В мае 2011 года МО РФ официально отказалось от Ил‑112В, ввиду чего сборка первого образца на воронежском авиазаводе была остановлена. Среди причин назывались не только отсутствие лишних средств у заказчика, но и конструктивные проблемы с турбовинтовыми двигателями ТВ7‑117СТ (разработчик – ФГУП «Завод имени В.Я. Климова»), которые не могли развить заявленную мощность в чрезвычайном режиме (давали 2,8 тысячи лошадиных сил против требуемых 3,5).

Вместо воронежского самолета военное ведомство вновь активизировало программу по российско‑украинскому Ан‑140, объявив о намерении приобрести семь таких машин в грузовой модификации (грузоподъемность – шесть‑семь тонн). Обсуждалась также возможность приобретения самого популярного на Западе в этом классе тактического ВТС С‑27J Spartan II разработки итало‑американского консорциума Lockheed Martin Alenia Tactical Transport Systems. Представитель отечественного ОПК сообщил автору, что, по его данным, рассматривался даже вопрос об аренде С‑27J у Вильнюса (в ВВС Литвы три такие машины) для испытаний в российских условиях.

 

 

Концепция поменялась

 

Как только в конце октября – начале ноября минувшего года произошла смена руководства Минобороны, о проекте Ил‑112 немедленно вспомнили. Вице‑премьер Дмитрий Рогозин заявил, что Индия хочет создать на его базе совместный транспортный самолет. А уже в декабре министр обороны Сергей Шойгу ознакомился с предложениями главкомата ВВС по возобновлению работ над проектом.

В итоге конкретного решения по новому легкому ВТС все равно принято не было. Правда, на этот раз от Ил‑112 в Министерстве обороны уже не отказались, а отправили предложения на доработку в Объединенную авиастроительную корпорацию (ОАК). Финансирование опытно‑конструкторских работ по Ил‑112 в 2013 году не предусмотрено. Параллельно военное ведомство продолжило сотрудничество с государственным предприятием (ГП) «Антонов» по российско‑украинскому проекту рампового легкого ВТС Ан‑140.

Позиция военных вполне понятна и логична. Ни один из рассматриваемых проектов развития Ил‑112В не готов. Климовские двигатели не обладают необходимой мощностью. Разработчики силовой установки планировали со временем вместо ТВ7‑117СТ использовать два ВК‑3500 со взлетной мощностью по 3,5 тысячи лошадиных сил, однако выполнение этой программы затянулось. Установка авиадвигателей иностранного производства, например от американской компании Pratt & Wittney, вряд ли возможна, во‑первых, из‑за ограничений законодательства США, а во‑вторых, зарубежная техника в Минобороны с недавних пор больше не в моде. Есть у Ил‑112В и конструктивные недостатки. С другой стороны, иного более нового проекта легкого ВТС, к тому же с такой высокой степенью готовности и без участия украинской стороны нет. Только Вооруженным Силам РФ требуется не менее ста машин данного класса, не считая потребностей ФСБ, МВД, МЧС и Федерального космического агентства. Последним ведомствам необходимо до 70 машин.

 

 

Альтернатива от «Антонова»

 

19 февраля 2013 года ОАО «Авиакор – авиационный завод» передало приемочной комиссии заказчика очередной Ан‑140‑100, изготовленный в рамках контракта с Министерством обороны РФ. Самарский «Авиакор» принадлежит холдингу «Русские машины», входящему в структуру «Базового элемента» Олега Дерипаски. Турбовинтовой пассажирский самолет Ан‑140‑100 разработан АНТК «Антонов». Всего по указанному контракту от 24 апреля 2011 года Минобороны должно получить девять машин. До этого два Ан‑140‑100 были изготовлены на «Авиакоре» по отдельным договорам.

Эта машина не отвечает полностью требованиям МО РФ, поскольку не является рамповой. У Ил‑112 рампа есть, что делает этот самолет более универсальным. Кроме того, поперечное сечение антоновского самолета меньше, чем у Ил‑112, он перевозит менее габаритные грузы. К тому же российские военные летчики считают Ан‑140 ненадежной машиной. В свое время ВВС уже приостанавливали ее полеты.

Весной 2011 года председатель совета директоров украинского ОАО «Мотор Сич», изготавливающего двигатели для Ан‑140, Вячеслав Богуслаев официально заявил, что принято решение не строить военно‑транспортную версию турбовинтового самолета Ил‑112, а вместо этого по заказу российского военного ведомства планируется сделать грузовой вариант Ан‑140Т. Программа предусматривает создание самолета все той же грузоподъемности шесть тонн для перевозки 36 десантников. Перспективы появления указанной военно‑транспортной модификации Ан‑140 сейчас абсолютно неясны. Статус проекта украинской стороной не раскрывается. Ряд российских специалистов вообще считают, что переделать грузопассажирский Ан‑140 в транспортный (рамповый) самолет – задача чрезвычайно трудная и пока ГП «Антонов» способностей решить эту задачу не проявляет. Председатель совета директоров «Авиакора» Сергей Лихарев заявил ранее журналистам, что Ан‑140Т получит рампу не раньше, чем к 2015 году.

 

 

Западные модели

 

Теоретически остается возможность появления в российских ВВС легкого ВТС С‑27. Все зависит лишь от политической конъюнктуры, которая, как известно, изменчива. Наряду с самолетом СN‑235 разработки консорциума Aritech во главе с испанской фирмой CASA, а также С‑295 (его более мощной версии) легкий ВТС С‑27 и его базовая итальянская модель Alenia G.222 (в США имеет обозначение С‑27А Spartan) являются самыми эксплуатирующимися самолетами этого класса за рубежом.

В конце 90‑х годов на рынок вышла глубокая модификация G.222 (грузоподъемность – девять тонн) – легкий военный транспортник укороченного взлета и посадки С‑27J Spartan II (грузоподъемность – 11,5 тонны). Самолет совместим по авионике и двигателям с американским средним ВТС Lockheed Martin C‑130 Hercules. Главное отличие С‑27J от предшественника – более мощные (4,6 тысячи л. с.) турбовинтовые двигатели Rolls‑Royce AE 2100‑D2 взамен старых General Electric T64‑P4D (3,4 тысячи л. с.) на G.222 (С‑27А). Транспортник быстро обрел популярность в Европе, первым заказчиком стала Италия. В Литве и Румынии новые самолеты как раз сменили старые Ан‑24/Ан‑26 советского производства. С‑27J победил в конкурсе вооруженных сил США по новому легкому ВТС Joint Cargo Aircraft (JCA). Существующий парк этих самолетов довольно разношерстный. Он также включает C‑12 Huron, C‑23 Sherpa, C‑26 Metro. Из‑за секвестра американского военного бюджета объем заказа по JCA сокращен с 78 до 38 машин.

20.03.2013

 

Ил‑78: в России он такой один

 

 

ФОТО: Ил‑78М (IL‑78M)

 

К самому знаковому военному контракту 2012 года на 39 военно‑транспортных самолетов (ВТС) Ил‑76МД‑90А (Ил‑476) Министерство обороны России намерено прибавить еще один и не менее значимый – на 31 самолет‑заправщик Ил‑78. Переговоры уже ведутся. Реализации оптимистичных планов могут помешать загруженность заказами и реальное состояние дел на ульяновском заводе «Авиастар‑СП».

Указанное количество в полтора раза превосходит число имеющихся в составе дальней авиации летающих танкеров. Таким образом, отечественное военное ведомство подтверждает намерение существенно повысить возможности Военно‑воздушных сил по выполнению боевых задач на большом удалении от авиабаз.

Заправочная авиация – самый молодой род ВВС, который в условиях современных войн из вспомогательного уже давно превратился в один из ключевых. Начавшие поступать в войска с начала 50‑х годов специализированные самолеты‑топливозаправщики в первую очередь всегда обеспечивали действия стратегических бомбардировщиков. Сейчас от них зависит работа всех родов авиации – от тактической до военно‑транспортной и роль заправочной авиации продолжает неуклонно возрастать. Новым общемировым трендом становятся конвертируемые транспортно‑заправочные самолеты.

 

 

Для холодной войны

 

Первые эксперименты по дозаправке в воздухе проводились в СССР в начале 30‑х годов. В танкер переоборудовали самолет‑разведчик Р‑5, топливо в воздухе принимал бомбардировщик ТБ‑1. Испытания в целом прошли успешно, но сама процедура была признана громоздкой и слишком сложной для обычных строевых летчиков.

С началом холодной войны необходимость в самолетах‑заправщиках стала объективной реальностью. Основной стратегический бомбардировщик (дальность полета – 5,1 тысячи километров) – туполевский Ту‑4 не мог достичь без дозаправки территории США. Именно эта машина и была с успехом переделана в летающий танкер.

Еще более удачным проектом стал созданный на базе дальнего бомбардировщика Ту‑16 самолет‑заправщик Ту‑163 (Ту‑16Ю), который прослужил в рядах советских и российских ВВС до 1995‑го. С конца 50‑х годов в топливозаправщики были переоборудованы все стратегические бомбардировщики М‑4 разработки ОКБ Мясищева, названные М‑4‑2, которые стали работать со «стратегами» ЗМ (радикально модернизированный М‑4), Ту‑22 и Ту‑95. Со временем в танкеры переделали и самолеты ЗМ. Они получили обозначение ЗМС‑2. Часть из них почти до конца 90‑х оставалась на вооружении 230‑го полка топливозаправщиков в Энгельсе.

В 1983 году на вооружение принят унифицированный подвесной агрегат заправки (УПАЗ), разработанный НПП «Звезда». Это оборудование может устанавливаться на различные типы самолетов тактической авиации. Таким образом была решена задача увеличения радиуса действия многоцелевых истребителей и фронтовых бомбардировщиков за счет дозаправки с аналогичных самолетов.

 

 

В современных условиях

 

Устройства УПАЗ‑1А были установлены на единственном теперь специализированном авиазаправщике Ил‑78 (шифр «Сахалин»), созданном на базе ВТС Ил‑76МД. Работы по этой программе начались еще в начале 70‑х годов и длились фактически более десяти лет. Прототип машины поднялся в воздух 26 июня 1983 года, а в войска танкеры стали поступать в 1987‑м. В грузовую кабину установили два бака емкостью по 14 тонн керосина, включенных в общую топливную систему. Горючее передается как из фюзеляжных, так и из собственных баков в кессоне (силовой элемент. – Прим. ред.) крыла. Самолет оснащен тремя устройствами УПАЗ – под консолями крыла и в хвостовой части. При взлетной массе 190 тонн Ил‑78 был способен передать до 65 тонн топлива, пролетев тысячу километров. На расстоянии 2,5 тысячи километров он передавал уже вдвое меньший объем. Ил‑78 заправлял за раз один тяжелый или два тактических самолета.

Модификация Ил‑78М (прототип взлетел 7 марта 1988 года) обладает значительно улучшенными характеристиками. Каждый бак увеличил вместимость на четыре тонны, почти вдвое выросла дальность. До 1991 года Ташкентским авиационным производственным объединением было изготовлено 45 Ил‑78 и Ил‑78М.

Ил‑78 успели активно поработать до распада Советского Союза. Заправщики прежде всего обеспечивали боевое патрулирование советских стратегических самолетов‑ракетоносцев дальней авиации в арктических широтах, в акваториях Индийского, Атлантического и Тихого океанов. Средняя продолжительность патрулирования – 16–24 часа с одной‑двумя дозаправками в воздухе. После развала СССР интенсивность этих полетов довольно быстро снизилась до нуля. Лишь с 17 августа 2007 года патрулирование стратегической авиации России было возобновлено на регулярной основе и соответственно – вылеты топливозаправщиков Ил‑78.

В постсоветское время в условиях серьезного сокращения парка боевых самолетов резко возросло значение маневра тактической авиации между театрами военных действий – переброски ее на дальние расстояния. Это во времена СССР считалось совершенно излишним. В скудные 90‑е годы Минобороны РФ тем не менее нашло финансы для учений «Восход‑93», на которых впервые фронтовые бомбардировщики Су‑24 заправлялись от Ил‑78, а не от танкеров своего типа.

Десять Су‑24 с дозаправками пролетели почти восемь тысяч километров из Воронежа в Джиду (Бурятия) и провели учебное бомбометание. Этот результат был превзойден только через 17 лет в ходе оперативно‑стратегических учений «Восток‑2010», когда на Дальний Восток были переброшены 26 фронтовых бомбардировщиков Су‑24М и Су‑34. Дозаправки осуществляли два Ил‑78М, временно базировавшихся в Екатеринбурге.

Еще один заметный эпизод совместной работы Ил‑78М и тактической авиации – беспосадочный перелет 8 сентября 2006 года тяжелого многоцелевого истребителя Су‑30 по «чкаловскому» маршруту (Раменское – остров Удд, Камчатка – Раменское) в честь празднования 70‑летия перелета Валерия Чкалова.

Всего в составе дальней авиации в настоящий момент восемь Ил‑78 и двенадцать Ил‑78М. До начала военной реформы в 2008 году они входили в состав 203‑го гвардейского Орловского авиационного полка (Дягилево, Рязанская область), затем полк был включен в состав 43‑го Центра боевого применения и переучивания летного состава дальней авиации ВВС РФ.

 

 

Индийский афронт

 

Экспортный вариант машины Ил‑78МКИ стал героем последней в целой цепи неудач России на традиционно лояльном индийском авиационном рынке. После проигрышей в авиатендерах многоцелевого истребителя поколения «4++» МиГ‑35, ударного вертолета Ми‑28НЭ и тяжелого Ми‑26Т2 наш Ил‑76МКИ отдал победу в конкурсе на поставку шести топливозаправщиков (стоимость контракта – около миллиарда долларов) европейскому А330 MRTT концерна Airbus.

Индийцы, по‑видимому, решили, что несмотря на относительно низкую цену, Ил‑78МКИ намного дороже обходится в эксплуатации. К тому же у них не самый лучший опыт в послепродажном обслуживании российских воздушных танкеров. В 2002 году Индия уже приобрела шесть Ил‑76МКИ с израильским оборудованием перекачки топлива типа «шланг‑конус». Через несколько лет эксплуатации посыпались жалобы на российское обслуживание, поставки запчастей и расходных материалов.

Впрочем, результаты тендера отражают скорее тот факт, что российский проект устарел. «Европеец» летает в два раза дальше, полезной нагрузки берет на треть больше, скорость перекачки топлива – в три раза больше, экипаж – в два раза меньше (три в A330 MRTT против шести в Ил‑78МКИ), у него цифровое оборудование. Кроме того, A330 MRTT представляет собой самый модный тренд данного сегмента авиарынка – конвертируемые транспортно‑заправочные самолеты (ТЗС), способные и заправлять другие машины в воздухе, и осуществлять перевозку грузов и десантирование войск.

 

 

Транспортно‑заправочные универсалы

 

Ирония судьбы состоит в том, что изначально Ил‑78 тоже проектировался с учетом требований к универсальному ТЗС. Проект транспортно‑заправочного Ил‑78МК отвергли, остановились исключительно на специализированном варианте.

Понадобилось более сорока лет, чтобы вернуться к старым наработкам. Те самые самолеты‑заправщики Ил‑78М‑90, которые намерены закупить наши военные в дополнение к Ил‑476, будут производиться на ульяновском авиазаводе «Авиастар‑СП» в конвертируемом варианте со съемными дополнительными фюзеляжными баками. После их быстрого демонтажа самолет сможет работать как классический транспортник. Вес новой машины будет значительно снижен благодаря применению длинномерных панелей кессона крыла, отсутствию грузового люка и рампы. Установка двигателей ПС‑90А‑76 позволит увеличить дальность полета при снижении удельного расхода топлива.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 52; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.113.197 (0.087 с.)