Ох уж этот компьютер: «помешательство» на компьютерных играх 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Ох уж этот компьютер: «помешательство» на компьютерных играх



 

 

«Мой ребенок проводит все свободное время за компьютером»; «Он может часами висеть перед экраном, не обращая внимания на мои строгие предупреждения»; «Когда никого нет дома, он сам включает компьютер, а если мы прячем провод, он находит и снова играет»; «Я не знаю, что у него на уме, по‑моему, одни «стрелялки»…

 

Только ленивый родитель сегодня не жалуется на то, что ребенок проводит все свободное время за компьютером, предпочитая его прогулкам, играм со сверстниками, еде и сну.

Давайте признаемся, что до поры до времени нас устраивает то, что наши дети тихо сидят у себя в комнате, играют и не отвлекают нас от домашних дел или отдыха. Компьютер и телевизор стали своего рода теленянями, а новое поколение получило название «экранного»! Более того, мы гордимся тем, что наши дети технически более «продвинуты», чем мы сами. Нас восхищает то, что они не боятся техники, ловко справляются с клавиатурой, преодолевают сложные уровни в играх и переигрывают даже взрослых. Именно этот «комплекс неполноценности» перед компьютером, которого мы не знали в детстве, заставляет с восторгом и опаской относиться к увлечению наших детей.

Детям нравится самим манипулировать образами – точно так же как рисовать, лепить, пускать мыльные пузыри. Принцип управления изображением на экране дети усваивают благодаря удобному джойстику и пульту. Создатели игр тратят огромные средства на создание новых идей, персонажей и сценариев, учитывая особенности восприятия и моторные навыки малышей.

Компьютер также стал признаком семейного достатка и объектом детской зависти. Это довольно дорогое удовольствие, особый подарок на день рождения!

Специалисты по детскому развитию сразу взяли под контроль компьютерные игры. Появились данные о том, что технологическое устройство развивает оперативную память, тренирует внимание и моторику, т. е. является увлекательным тренажером детского развития. Однако даже оптимисты призывали ограничивать время игр, опасаясь вначале за зрение, а потом за интеллект и социальные навыки детей. Позже, когда проблема накопилась, стало ясно, что дети «уходят в компьютер с головой», теряя интерес к творчеству и ролевым играм. Соответственно, у них не развиваются воображение и эмпатия (способность сопереживать). Механический перебор вариантов, высокая эмоциональная вовлеченность в игру – и полное равнодушие к мнениям и чувствам всех, кто не играет! Родители отчаялись восстановить контакт с детьми…

Может, им не нужно покупать компьютеры, пока не окрепнет психика? Но кто захочет, чтобы ребенок рос в отрыве от сверстников, отставал, вырос «диким» и «старомодным»? Установить норму на продолжительность игр? Но как заставить их соблюдать эту норму?

Клинические психологи дают нам шанс: предрасположенность к хронической игромании обнаруживается только у 5 процентов маленьких пользователей. Остальные могут быть отнесены к «педагогически запущенным»… Значит, можно исправить ситуацию!

 

Ситуация 1

 

Однажды папа‑программист взял свою 3‑летнюю дочку Дину на колени и показал простую компьютерную игру. Дина ловко освоила клавиатуру. Родители решили поддержать одаренного ребенка: ей была куплена собственная приставка… Дина сосредоточенно играла, радуя всех своими достижениями, упорством, умением концентрироваться. Беспокойство родителей проявилось только через два года. В пять лет девочка не только не научилась читать, отказываясь от занятий; она не научилась членораздельно говорить. Конечно, родители ее понимали, но остальные… Логопед в детском саду поставил диагноз «дизлексия», а психолог предположил элементарную педагогическую запущенность, обратив внимание на то, что с девочкой трудно установить даже зрительный контакт: она ищет глазами компьютер и не обращает внимания на слова и реакции людей. Когда родители стали ограничивать компьютер, у Дины начались истерики. В истерику впали и родители… На исправление ситуации ушло два года методической совместной работы родителей и специалистов.

 

ЧТО ПРОИСХОДИТ

Родитель: «Ты не умеешь читать и писать, как все дети твоего возраста! Нужно заниматься!»

Дочка: «Я – необычная девочка. Зачем мне делать то, что и все, если я умею играть на компьютере лучше всех?!»

 

В том‑то и дело, что мы формируем высокую самооценку, едва заметив прогресс в игре. Детям нравится, когда ими восхищаются взрослые. Для них это – признак любви! Мы считаем, что если уж ребенок справляется с таким сложным устройством, то простые навыки письма, чтения, общения сформируются сами. Это ошибка: компьютер – сложное устройство, но требует простых моторных навыков и зрительного контроля. Кроме того, почти каждое действие в игре подкрепляется удовольствием от приближения к призу. Так построены все азартные игры! Да, компьютерные игры не столько интеллектуальное занятие, сколько способ получения выигрыша, награды легким путем! Легкость, с которой ребенок привыкает получать результат, может стать привычкой, а потом и образом жизни. После того как привычки сформированы, а игра за компьютером стала единственным способом поддержать положительную самооценку, вы нарветесь на детское упрямство, агрессию или апатию, пытаясь взывать к разуму. Ребенок замкнется, предпочтет жить со своей страстью в одиночестве. Альтернативой может быть только любовь и внимание. Одиночество за монитором можно вытеснить интересными совместными занятиями, но начать придется с совместной игры на компьютере. Так мы дадим понять, что нам важны интересы и чувства ребенка.

 

 

 

 

Ситуация 2

 

Семен – средний, но самый непослушный сын из трех. Он ловко увиливает от домашних дел, не делает уроки, старается пораньше явиться домой, чтобы играть на компьютере. Уговоры и наказания не действуют. Семену запрещают играть на компьютере, даже прячут провод, чтобы никто из детей не мог включить монитор без спроса и контроля. Но Семен тайком стал брать провод и возвращать на место ровно в шесть вечера, перед приходом старших… Самое удивительное для родителей было то, как не похож Семен на своих братьев. И с младшим Петей, и старшим Сергеем можно было договориться…

 

ЧТО ПРОИСХОДИТ

Родители: «Ты – самый трудный ребенок в семье! Если бы не внешнее сходство, мы бы подумали, что ты подкидыш…»

Сын: «Вы меня никогда не любили. Все, что мне нужно от вас, – это компьютер. Но и его вам жалко!»

 

Компьютер – это повод выразить свое отношение к ребенку. По тому, как мы относимся к интересам и чувствам детей, они судят о том, как мы их любим. Если в доме несколько детей, сравнений не избежать. Наиболее очевидна конкуренция в обучении. Школьные отметки определяют ранг ученика в классе и дома. Родители чаще всего используют компьютер как награду за послушание, старательность и высокие оценки. Получается, что детей поощряют и наказывают дважды – в школе и дома. Конечно, мы должны выражать свое отношение к играм и свои ожидания, но лучше рассматривать его как отдельную активность, в которой стартовые условия всех равны. А тот, кто проигрывает, отстает и не заслуживает оценки! Ему нужно помочь. Мы уже говорили, что петь дифирамбы или, наоборот, гасить детей руганью только на основании успехов в отдельных видах деятельности – чрезмерность. Следует помогать детям решать конкретные задачи. И единственный способ помочь – показать, подсказать, как это делается, оценить результат и прогресс в обучении, а не приклеивать ярлыки вроде «незнайка», «бездельник», «самый худший ребенок в семье». Компьютер может стать единственным источником радости в семье, а игра – способом выживания в атмосфере неприятия, давления и высокомерия со стороны старших. И так существует много поводов для ревности между детьми. Принцип равенства трудно соблюсти, когда в семье трое детей разного возраста. Они могут стать командой, построенной на принципах взаимопомощи, а могут стать стаей, в которой побеждает сильный. Любовь к детям – это наша готовность понимать и помогать им.

 

 

 

 

 

Ситуация 3

 

Родители 9‑летней Даши с самого начала заняли принципиальную позицию: пока ребенок не вырастет – никаких компьютеров! Детям трудно справляться со своими страстями, родителям некогда контролировать время за монитором… Да и для здоровья лучше – никаких сколиозов, ожирений, близорукости, о чем предупреждает пресса… Даша была скромной девочкой и никогда не просила, чтобы ей купили компьютер. Она очень хорошо училась и надеялась, что за прилежание когда‑нибудь будет вознаграждена. Но в третьем классе что‑то случилось… Даша стала болеть, жаловаться на головную боль, просить, чтобы ее оставили дома, а потом и вовсе отказалась ходить в школу, не желая отвечать, почему. Психолог предположил депрессию. И только через три занятия стала ясна причина: над Дашей смеялись в классе, потому что она не умела играть на компьютере и уверяла, что от компьютера можно заболеть и даже умереть. «Ты хотела бы, чтобы у тебя был компьютер?» – спросила психолог. Даша разрыдалась: «Мне никогда его не купят!»

 

ЧТО ПРОИСХОДИТ

Родители: «Мы никогда не купим тебе компьютер. Это очень дорогая и вредная вещь!»

Дочка: «Я никогда‑никогда не буду счастливой…»

 

История с Дашей разрешилась после того, как школьный психолог показал девочке, как управлять курсором, как играть, как искать информацию… на самом деле, психолог вернул девочку в школьный контекст, из которого она выпала только потому, что ее образ жизни слишком отличался от образа жизни других детей. Если вы занимаете такую радикальную позицию по отношению к новым технологиям, лучше отдать ребенка в религиозную школу. Но предупреждаем: в некоторых из них есть компьютерные классы. В воспитании нужно придерживаться некоторого оптимума. Компьютер сам по себе не создает проблем; проблемы возникают из‑за того, что ему уделяют чрезмерное внимание или игнорируют… В первом случае проявляется опасная гиперопека по отношению к ребенку, во втором – отказ учитывать его интересы, отслеживать школьную ситуацию, поддерживать в минуты отчаяния… Ведь родители Даши так и не купили ей компьютер…

 

 

Технологии быстро меняются, но чаще всего это касается интерфейса и скорости передачи информации. Если у вас ограничен бюджет, не стоит спешить за новинками и на каждый новый год дарить ребенку компьютер. Для решения детских задач достаточно старой модели.

 

 

Как мы видим, компьютер включен в семейные отношения. Компьютерная «зависимость» (готовность проводить неограниченное время за монитором) поддерживается разными мотивами. Вот некоторые из них.

1. Компьютер компенсирует недостаток внимания и любви.   Компьютерные игры всегда сопровождаются положительными эмоциями, а общение с родителями – далеко не всегда. На фоне компьютерных игр общение в семье может выглядеть блеклым, неинтересным. Признаемся, что до сих пор мы не стремились быть интересными для своих детей. Ведь их потребность в нашей защите, поддержке и любви и так очевидна…

2. Компьютер чрезвычайно расширяет возможности ребенка.   Посредством простых манипуляций он может управлять мирами, переходить из одного пространства в другое, вести себя экспансивно. Еще раньше было замечено, что именно эти стороны совместных ролевых игр привлекают мальчиков. Девочек интересуют отношения между персонажами, нюансы поведения. Готовность мальчишек к риску, быстрой смене ракурсов, движению вперед удовлетворяется в компьютерной игре!

3. Удовольствие от игры контрастирует со строгим воспитанием. Игра взывает к интересу ребенка, расширяет его возможности, вознаграждает за скорость реакций.   Строгий родитель, напротив, контролирует ребенка, чтобы тот не переходил границ дозволенного, исполнял внешние требования, и наказывает за отступление от «программы». Очевидно, что в любовном треугольнике «ребенок‑компьютер‑родитель» у родителя мало шансов на абсолютный и единоличный успех. Но успех можно разделить с компьютером, если заставить его работать на свой авторитет.

4. Компьютер стимулирует конкурентные отношения в семье в том случае, если каждый ребенок играет отдельно.   В основе игр – мотив соревнования. А это подстегивает интерес к своим собственным достижениям, разогревает азарт. Компьютерные игры содержат простые приемы определения победителя. Но в реальной жизни для людей важнее психологическая близость и симпатия.

5. Для детей с высоким формальным интеллектом компьютер просто волшебное избавление от скуки.   Они начинают скучать и теряют интерес к жизни, если их мозг не перерабатывает большое количество информации. Их математические способности будут обнаружены, но, скорее всего, гораздо позже, когда в школе начнут предлагать по‑настоящему серьезные задачи!

6. Компьютер – показатель статуса ребенка среди сверстников.   Дети чувствуют себя включенными в жизнь группы, если понимают, о чем говорят вокруг. Сегодня во многих школах домашние задания рассчитаны на наличие Интернета. Мы не уверены, что это правильно, но это наше ближайшее будущее: компьютеры быстро дешевеют.

7. Стоит напомнить, что компьютерная игромания стимулируется извне.   Недостаток любви, детское одиночество, нежелание родителей напрягаться и тратить время на детей, стремление переложить ответственность на нянь или бабушек выталкивают детей в холодное компьютерное пространство. Дети привыкают жить без человеческого тепла – на искусственных, но сильных эмоциях игрового азарта.

Как снизить напряженность вокруг ситуации? Как совладать с компьютерной игроманией у детей?

1. Педагоги и психологи разработали нормы для каждого возраста.   Дошкольникам вменялось проводить за монитором не более получаса; тем, кто уже умеет читать и писать, – час; младшим школьникам – полтора часа ежедневно. Но как научить ребенка соблюдать установленную норму? Навык контроля времени должен формироваться, как только ребенок впервые оказался перед монитором. Есть простой прием. Расскажите малышу сказку про обезьянку, которая очень любила апельсины, но каждый раз, когда объедалась, ей становилось плохо. И тогда мама‑обезьянка взяла самый большой апельсин и разделила его на дольки – по одной на каждый день и по две на выходные. Ведь в апельсине 9 долек! Эту притчу вы легко сможете продемонстрировать. А еще лучше нарисовать домашний календарь, где напротив каждого дня будет нарисована аппетитная долька… Одна долька – полчаса! Пусть ребенок сам делает пометки и учится управлять своим временем. Элементарный тайм‑менеджмент, господа!

2. Не стоит возводить малыша на постамент только потому, что он отличается хорошей реактивностью и смекалкой при манипулировании джойстиком.   Современному человеку, даже если он выдающийся пианист (профессия, которая требует сходных оперативных характеристик), в большей мере нужны социальные навыки, способность договариваться с людьми и учитывать их интересы! Чрезмерная хвала останавливает развитие ребенка. Он думает, что вершина уже достигнута, нечего напрягаться. В основу самооценки не может быть положена одна‑единственная способность!

3. Лучше занять умеренную позицию и формировать отношение к компьютеру как к техническому устройству, которое помогает человеку решать свои задачи.   «Компьютер – это наш технический помощник, как телевизор или мобильный телефон!»; «У меня тоже есть компьютер на работе, он помогает мне организовать свою деятельность!».

4. Совместные игры детей и родителей снимают проблему соперничества в семье.   Игровые сюжеты могут быть предметом общего обсуждения. Ожидается, что «кураторами» детских игр станут отцы, ведь именно мужчины с самого начала существования компьютерной связи стали активными пользователями: военных сменили ученые, потом подключились программисты, студенты, сотрудники офисов. Ваш ребенок будет в восторге, услышав реплику: «После того как ты сделаешь уроки, мы сможем поиграть. Посмотрим, кто кого на этот раз!»

5. Запретительные меры (закрытие доступа через пароль, разъединение сети и пр.) – крайняя мера, которую нельзя использовать часто.   Лучше сослаться на перерасход энергии и показать на счетчике, как крутится колесико с цифрами. Кампания по экономии энергоресурсов семьи может произвести заметный эффект. Ребенок сам будет следить за показателями.

 

РЕЗЮМЕ

 

Компьютерные игры стали предметом агрессивного маркетинга. При всей пользе новых технологий они могут вытеснять нормальные человеческие отношения, стать суррогатом любви, эмоциональным допингом, а в результате – блокировать развитие ребенка, лишить его многих других радостей жизни. Поэтому не время расслабляться. Нужно методически «ставить компьютер на место», снижать его ценность до технического устройства, которое лишь помогает решать поставленные задачи. Сделать это можно, только начав играть с детьми! А на смену игре придут и более сложные формы взаимодействия с миром посредством компьютерной связи. И в какой бы стране ни оказались наши дети, когда вырастут, мы не потеряем с ними контакт…

 

Глава 13



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 62; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.12.108.236 (0.03 с.)