Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Рвет, ломает, теряет: небрежное отношение к вещам↑ ⇐ ПредыдущаяСтр 7 из 7 Содержание книги
Поиск на нашем сайте
«Мой ребенок – неряха, он совершенно не умеет обращаться с вещами!»; «Никак не приучу его к порядку: все игрушки разбросаны, сломаны», «Боюсь давать ему деньги в школу, все равно потеряет или отдаст»; «Не могу же я покупать детские вещи каждую неделю? После него можно только все выбросить»; «Сколько ни напоминаю, что девочка должна быть аккуратной, бесполезно!»
1. Для 3‑летнего ребенка достижение – застегнуть пуговицы на куртке или завязать шнурки. В это время мы комментируем его действия вслух и помогаем малышу. 2. До 4–5 лет дети могут путать право‑лево, зад‑перед у свитера. Также они пока плохо ориентируются в пространстве и могут легко потеряться в незнакомом месте и даже на территории детского сада. 3. Важным навыком является планирование начала и завершения игры. Дети учатся готовить стол для занятий, раскладывают игру, а в конце помогают взрослым убрать игрушки, кубики, детали «Конструктора», краски и карандаши. Если не научить завершать игру, то ребенок будет с ощущением «открытого финала»: когда в любой момент можно бросить занятие и в любой момент продолжить. Так растет человек, который почти одновременно начинает заниматься разными делами, но ни одно из них не заканчивает. 4. Помимо игры ряд важных навыков аккуратности дети приобретают, копируя родителей, помогая им убирать со стола, мыть посуду, лепить что‑то из теста. Если мы будем оберегать детей от того, чтобы они «запачкали руки», они и дальше будут избегать «грязной работы» и не научатся делать все аккуратно. Комплекс белоручки – когда ребенок ничего не умеет и считает это своим достижением. 5. Дети очень различаются по темпо‑ритму: есть те, кто делает быстро, но неаккуратно (холерики); быстро и точно чаще всего делают сангвиники; медленно и неуверенно выполняют задание меланхолики; флегматики очень дотошны, скрупулезны, поэтому им потребуется много времени, зато результат будет превосходным! 6. В 5–6 лет дети могут проводить элементарное планирование и соотносить свои действия с действиями других детей и взрослых. Они учатся договариваться, подстраиваться, распределять роли, делать что‑то вместе и по очереди. Они тянут руку на занятиях, чтобы, получив разрешение, ответить на вопрос или прочитать любимое стихотворение. Ребенок соотносит свои желания с общим порядком, с его ограничениями и предписаниями. 7. Поход в школу связан с серьезным усложнением распорядка жизни ребенка. Ему сообщают о новом режиме, правилах, последовательности занятий, помогают составить распорядок дня. Не всем это дается сразу. Утомляемость, растерянность, неуверенность мешают ребенку адаптироваться в школе, что проявляется в неаккуратности и рассеянности. На этом этапе дети могут проявить «снижение», вести себя дурашливо, как маленькие, жаловаться на то, что «болит животик». Они могут терять или портить вещи, рисуя на учебниках любимых героев мультиков. В это время ребенка нужно хвалить за любые проявления самостоятельности и старания. Надо помочь ему организовать свое рабочее место, вместе придумать «порядок» на столе, показать, как складывать книги в портфель, как распределять принадлежности на полке. Игрушки теперь перекочевывают в уголок; они будут ждать выходных, когда их хозяин придет «с работы».
Ситуация 1. Неряшливость
Мама привела к психологу свою 6‑летнюю дочку Тому с жалобой на особую неаккуратность девочки. По словам мамы, Тома все делает плохо, медленно, неохотно: «Она – как будто чужой ребенок в семье. Моя мама вспоминает меня как аккуратную примерную девочку, с которой не было проблем». Тесты показали, что у Томы высокий уровень общего развития. Она быстро собирала сложные пазлы, складывала в уме, довольно бегло читала. Никак не назовешь такую девочку недоразвитой. Когда мама вышла, в дружеской беседе с психологом девочка пожаловалась, что на нее все время кричат. А когда ей предложили нарисовать семью, нарисовала только себя и бабушку. А маму и папу «забыла». Как выяснилось, Тома до пяти лет росла у бабушки в деревне и ее воспитывали «в крестьянской манере»: она помогала вести хозяйство, и только поздно вечером, после того как все дела переделаны, бабушка грела воду и они мылись.
ЧТО ПРОИСХОДИТ Мама: «Ты – неряха, кто же моется только вечером?» Дочка: «Я так много делаю, а меня даже не хвалят. Их интересует только моя чистая одежда».
Семьи различаются по манере воспитания детей и месту, которое они уделяют гигиене, чистоте и внешнему порядку. При высокой занятости уборку в квартире может делать приглашенный работник, а могут «мобилизоваться» все члены семьи, включая детей. Умение бережно обращаться с вещами не зависит от интеллекта, это – социальный навык. Дети умеют делать то, чему их научат близкие. Если ребенка воспитывала бабушка, родители могут предъявлять претензии к «странным манерам» ребенка. Но лучше – «переучить». Для этого придется пройти весь путь заново: показать, как нужно делать, объяснить, почему, сделать вместе несколько раз. Одних словесных порицаний недостаточно!
Если родители и в четыре, и в пять лет торопливо натягивают на ребенка пальтишко, толкают в спину, чтобы он наклонился и натянул сапожки, сам процесс одевания будет восприниматься негативно. Дети часто не любят одевание‑раздевание, потому что от них это требует усилий. Строгие родители проявляют активное внимание к детям только во время режимных процедур. Нужно резервировать время, чтобы не торопиться по утрам, и не подгонять ребенка, для которого время неструктурированно. Отсутствие навыков аккуратности в детстве переносится потом на другие сферы деятельности, и уже у взрослого человека будет царить беспорядок в кабинете, разбросаны вещи дома, а на кухне – гора немытой посуды.
Ситуация 2. Агрессия
Саша, 4 года, периодически впадает в гневливость и в это время может кидаться кубиками, разбрасывать конструктор «Лего», топтать ногами фигурки солдатиков. Такую «страшную» картину видят только мама и бабушка. В саду никогда не жаловались на плохое поведение и непослушание Саши. Он не обижает никого из детей, с удовольствием участвует в совместных играх. Мама Саши считает, что это хитрость. Бабушка, что это – дурной характер или даже болезнь. Папа уверен, что только строгость поможет «держать парня в узде». Когда мама при психологе прочитала Саше нотацию о том, как важно беречь вещи, приговаривая: «Ну‑ка, расскажи, как ты разбил дорогую чашку! А кроссовки, которые тебе папа привез из‑за границы?» – стало ясно, что в коррекции нуждаются и родители.
ЧТО ПРОИСХОДИТ Родители: «Мы зарабатываем не для того, чтобы ты все ломал и портил!» Сын: «Я не хотел. Вы меня просто ненавидите!»
Ребенок может ревновать к вещам, если почувствует, что они для вас дороже, чем его самочувствие. Вещизм в самых разных вариантах (кредитомания, шопоголизм) сказывается на детях. Даже во внешне благополучных семьях дети воспринимаются как статья расходов, долгосрочная кредитная линия. Рыночные отношения проникли и в воспитание. Нам кажется, что мы учим детей бережливости, а на самом деле отказываем им в бескорыстной любви, теплоте, заботе. Когда мы ругаем детей, они могут воспринимать это как агрессию и отвечать тем же. Поскольку мы более сильные соперники, детская злость может вымещаться на вещах, игрушках, домашних животных. Эту отсроченную агрессию мы считаем немотивированной, опасной, симптомом начинающегося заболевания. А это – лишь разрядка напряжения, в котором ребенок пребывает дома.
Строгие предупреждения и чтение морали некоторыми специалистами приравниваются к психологическому насилию, принуждению обслуживать интересы взрослых. Когда ребенок приходит из гостей и мы спрашиваем его, какой марки там телевизор и как называется компьютерная приставка, он понимает, что для родителей главное – гонка за вещами. Ребенок – только «шпион» в чужом доме. Раньше спрашивали: «Вы интересно провели время? Во что удалось поиграть?»
Ситуация 3. Порядок
А вот жалоба мамы 8‑летней Сонечки: «Моя дочка не признает порядок, у нее всегда бардак в комнате. Как мы ни заставляем, все равно упрямо занимается только тем, что ей нравится. Мне кажется, она такая же, как свекровь. Они и дружат. Это гены!» На вопрос, убирает ли она в комнате, Соня однозначно отвечает: «Конечно!» Простой тест на порядок: спросить, где лежат вещи. Девочка его выдержала с блеском. Т. е. для мамы в ее комнате завалы мусора, а для Сони – упорядоченное, хотя и подвижное множество вещей. Идеальный порядок бывает только у вялых, тревожных детей, а подвижные, любопытные все время что‑то изучают, переставляют, во что‑то играют, складывают‑раскладывают. Это очень не нравится маме Сонечки, но на вопрос, кого бы она предпочла – слабого тревожного ребенка или живого и подвижного, она ответила правильно. Т. е. того, кто устраивает беспорядок.
ЧТО ПРОИСХОДИТ Мама: «Ты такая же, как бабушка, все превращаешь в помойку!» Дочка: «Зато у бабушки интересно, она играет, а не ругается!»
Что такое порядок? Чаще всего родители отвечают так: это то, что я смогу проконтролировать. Ну, так это не порядок, а режим, т. е. самый жесткий, почти военный, несовместимый с жизнью ребенка свод правил и распоряжений. Когда мы просим жалующихся мам показать, как должны лежать вещи, они демонстрируют свои способности к классификации и упорядочиванию: «Книжка к книжке. Карандаши к карандашам. Носочки к носочкам. Игрушки к игрушкам!» Молодцы. Но дело в том, что карандаши нужны, чтобы рисовать на бумаге, бумага в альбоме, а альбом – под стопкой учебников. И лучшее место для рисования – на подоконнике, особенно если рисовать город, птиц, машины. А лучшее место для игры – на полу. Дети, особенно мальчики, стараются занять как можно большую территорию. Поэтому даже если вместо детской им предоставить спортзал, ваш сын все равно «захватит» всю территорию. Поместите ребенка в комнату с большим количеством свободных поверхностей и подсмотрите, как он себя ведет. Он оглянется, найдет игрушку и начнет ею елозить везде, где только можно. Если он сядет в углу и будет тихо сидеть и ждать вас – вы сочтете его гением? Ровно наоборот! Так что нужно распрощаться со старыми представлениями о порядке… и начать жить спокойно в «бардаке». Как учит Карнеги, хватит беспокоиться, пора начать жить!
Почему дети проявляют небрежное отношение к вещам, деньгам, а в результате – и к нашим усилиям? 1. Дети не знают истинную цену вещей. Все наши разговоры об усилиях, затрачиваемых на то, чтобы заработать и купить, до поры до времени слишком абстрактны. Мы правильно сделаем, если возьмем их на работу! Но если постоянно жаловаться на усталость, дети подумают, что жизнь взрослых ужасна, несмотря на то что у них много денег! Так почему же они так дрожат над своими богатствами? 2. Они ревнуют нас к вещам и могут проявлять агрессию по отношению к ним, если чувствуют, что вещи нас волнуют больше . Дети поменяли бы все на свете за любовь близких. Они искренне обижаются, когда вместо заботы и внимания мы ругаем их за нечаянно разбитую вазу или испачканный передничек. 3. Дети портят вещи или пачкаются не из злого умысла, а потому что у них не сформированы навыки аккуратности. Ребенок может прекрасно считать, но в его уголке будет царить беспорядок. Дети используют разные стратегии, чтобы упорядочить свои знания и окружающие их предметы. Кто‑то группирует, складывает по внешнему сходству, кто‑то основывается на последовательности действий в игре, кто‑то – просто по интересам. Неинтересные вещи игнорируются, забрасываются, теряются. Стереотип, при котором все сложено аккуратно в ряды, «не прививается» детям, потому что не отвечает их потребностям и уровню обобщения. 4. У малышей может не хватить элементарной координации . Они падают с велосипедов, качелей, шлепаются на пол, когда пытаются обуть сапожки. Здесь норма вызревания очень индивидуальна. Кроме того, темпераментные характеристики существенно влияют на темп и качество обучения, исполнения. 5. До шести лет дети могут испытывать трудности при переносе навыков в другие условия. Дома подвижные и ловкие, они могут смущаться в детском саду или в гостях. Обычная история: дети аккуратно выполняют домашние задания, но теряются среди сверстников. 6. Дети с повышенной тревожностью, связанной в том числе с конфликтами в семье, хуже обучаются, иногда демонстрируют «снижение»: вдруг становятся беспомощными, неловкими, отказываются сами одеваться, жалуются на неудобную обувь. За неаккуратностью и неловкостью могут скрываться серьезные психологические проблемы семьи. 7. Если взрослые используют разные, зачастую противоречивые стратегии обучения, навыки аккуратности начинают «конкурировать» друг с другом. Например, мама говорит, что нужно платье вешать на стульчик, а бабушка настаивает на вешалке, а папа и вовсе считает, что все это чепуха. Хороший расклад, чтобы ничего не делать! Учить нужно постепенно, шаг за шагом, повторяя и подбадривая. 1. Плохая координация может сохраняться вплоть до школы. Мелкая моторика зависит от общей координации движений, поэтому развивающие занятия, зарядка, катание на велосипеде, плавание, танцы ускорят обучение ребенка и другим навыкам, требующим большей точности, терпения и уверенности. 2. Сказки тоже учат бережному отношению к вещам . Сюжет строится вокруг магических вещей – ковер‑самолет, цветик‑самоцветик, скатерть‑самобранка. Если бы такие вещи оказались у ребенка, вряд ли он стал бы бросать их, где попало. Но у каждой вещи – не только в сказке, но и в жизни – может быть своя история и своя душа! Если вы научите ребенка обращаться с вещами как с одушевленными существами, его отношение к ним наполнится теплом и детским азартом. Пуговицы станут подружками, шнурки – юркими змейками. А ботиночки – родными братиками‑близнецами, которые не могут жить друг без друга, поэтому их нужно всегда ставить вместе, аккуратно, носик к носику. Одежда, игрушки, книжки – все может быть окрашено симпатией. Чтобы вещи не мешали, не пугали, не сердили, с ними нужно дружить и договариваться. Так не только упорядочится мир ребенка, но и будет развиваться сюжетное мышление! 3. Дети гораздо быстрее усваивают «порядок», если они его сами придумали или участвовали в разработке, шаг за шагом. Вместо того чтобы в приказном порядке давать детям команды, которые большинство не любит, лучше научить малыша распределять пространство в своей комнате, подсказывая «правильные» решения. Вы заметили, что у очень занятых, креативных людей в кабинетах царит «творческий беспорядок», в котором они быстро находят все, что им нужно? Как им это удается? Они помнят последовательность своих действий, потому что сами продумывали и исполняли план работы. У взрослых он может быть очень сложным, многоходовым и многовариантным. Но если зайти в такой кабинет и разбросать «завалы» и «кучи» на ровные аккуратные стопки, можно нарушить историю деятельности, а вместе с нею потерять находки и достижения. Помните об этом. В уголке малыша должно хватить места для фишек, наклеек, деталей конструктора. 4. Порядок вещей лучше запомнится, если будет повторяться изо дня в день, а вместе с ребенком делать зарядку, умываться и учиться будет любимая кукла или медвежонок. Девочки потому более аккуратны, что, воспитывая их, мы чаще прибегаем к приему куклы‑двойника. Ребенок не только учится, но и учит свою «младшую сестричку» или «братика», как нужно делать, а значит, повторяет последовательность и тренирует контроль. 5. Хороший прием научить детей что‑то делать быстро – соревнование: кто лучше, аккуратней или быстрей выполнит задание? Кто быстрее оденется на прогулку? Кто быстрее уберет конструктор в коробку?
РЕЗЮМЕ
Навыки аккуратного обращения с вещами формируются в общении с родителями, сверстниками. Их нельзя «выучить наизусть» как стихотворение – раз и навсегда. Они накапливаются и изменяются вместе с тем, как ребенок осваивает новые контакты, новые виды деятельности, переходит из группы в группу, из класса в класс.
Глава 14 «Разорит и пустит по миру»: ребенок не ценит деньги
«Мой ребенок не понимает, что мы не можем покупать все, что ему вздумается!»; «Боюсь давать ему деньги в школу, все равно потеряет или отдаст»; «Он не понимает, что такое «дорого»!»; «Он все время клянчит!»; «Он покупает всякую ерунду и тут же теряет к ней интерес!»; «Он вырастет паразитом, потому что даже не интересуется, откуда они берутся!»; «Он почему‑то уверен, что вырастет и станет миллионером…»
1. Личность ребенка – проявление теневой части личности родителя. Дети открыто борются за наши тайные, но подавляемые желания копить и стяжать. Дошкольники определяют деньги как бумажки, фантики, которые берут в одном месте (на работе, в кассе, у товарищей, у дедушки с бабушкой) и перекладывают в другое, чтобы получить что‑то по‑настоящему интересное. «Это – бумажки, на которые мы покупаем». До 6–7 лет у них конкретно‑образное мышление, а деньги – это абстрактное понятие, «эквивалент» всему, что покупается и продается. Точно так дети не очень понимают, что такое «счастье», «будущее», «выгодно». Но они могут понять, что такое «смеяться», «после того, как мы встанем утром», «у тебя будет еще больше, целая гора конфет». В качестве «эквивалента», меры всех вещей для ребенка могут выступить «вкуснятина», любимое занятие («Если ты поможешь мне помыть посуду, мы сможем посмотреть телевизор!»). 2. Первый способ «заработать», получить что‑то важное, интересное, забавное – это попросить. Дети могут проявлять настойчивость в просьбах. Они быстро запоминают, кто и как себя ведет в ситуации многократных просьб с их стороны. На этом этапе они действуют с наивностью и ловкостью обезьянок, методом «проб и ошибок», просто запоминая «слабых» и «добрых» людей. Чаще всего это бабушка, мама, няня. 2. Еще один способ «заработать» – обмен. Начиная с 5–6 лет ребята активно обмениваются. Предметом обмена могут быть куклы или одежки к ним, машинки, желуди, красивые стеклышки. Предметы обладают магией притяжения, а присвоение вещи, обмен «навсегда», успокаивает ребенка, гарантируя, что никто не отберет у него «такую красивую штучку». 3. Дети начинают копить, складывать под подушку, прятать в карманчиках, коробочках свои приобретения. Копилка – первый детский банк. Одни дети любят складывать монетки и копить, другие – наоборот: все время стремятся «открыть» копилку, проявляя нетерпение. Туда складывают мелкие монетки, сдачу от похода в магазин, потерянные или оставленные родителями копейки, подаренные «на мороженое» деньги и более крупные взносы родственников на день рождения. 4. Если не учить детей зарабатывать, помогая по дому, соотносить свои желания с потребностями других, распоряжаться самостоятельно маленькими суммами карманных денег («Вырастешь, тогда и будут свои деньги!»), они научатся скрывать и желания, и свои источники доходов. Уже с 7–8 лет мальчишки могут играть на деньги, продавать игрушки или домашние задания, брать без спросу чужие деньги.
Ситуация 1
Андрей ходит во второй класс, но до сих пор ему не доверяют деньги. Он их теряет! Как и всем, Андрею давали деньги на завтраки и пирожки, но когда дети становятся в очередь в столовую, мальчик стоит в стороне. Учительница думала, что ему не дают денег, потому что у семьи финансовые трудности. Родители пришли к выводу, что Андрей их теряет. А может, кто‑то отбирает? «Да, я потерял!» – подтвердил Андрей. Мама возмущалась, а отец решил наказать – не давать денег вообще! «Пусть берет с собой бутерброды!» Психолог несколько раз встречался с Андреем в школе и выяснил, что мальчик не теряет, а копит деньги на скутер. Он боится, что когда скажет родителям, зачем ему деньги, они откажутся давать мелочь. Андрей просил скутер у родителей, но они сказали, что купят его не раньше, чем в пятом классе, если все оценки будут хорошими.
ЧТО ПРОИСХОДИТ Родители: «Тебе нельзя доверять деньги, ты их все равно потеряешь!» Сын: «Если им для меня жалко мелочи, то нет никакой надежды на то, что мне купят скутер!»
На языке экономики Андрей перераспределил бюджет: закрыл одну статью расходов – «завтраки» и открыл другую – «скутер». Эту статью он скрывал от родителей. Почему? Потому что они вряд ли разрешили бы ему копить на скутер, а других систематических доходов у мальчика не было. Как только дети открывают возможности денег, они становятся особо ценными. Научившись простым арифметическим расчетам, дети начинают планировать покупки сами. Но мы все еще не разрешаем им делать это. Контроль над деньгами ребенка становится способом контроля над его поведением, мыслями, пристрастиями. Родители чаще всего отстают в понимании покупательных амбиций и возможностей детей, недооценивают их навыки денежных операций. Проблема не в том, что они беспорядочно и бездумно тратят; суть в том, что они не зарабатывают. А шальные деньги ценятся меньше и тратятся легче, чем заработанные. Переживать нужно не потому, что ребенок хочет купить скутер, а потому что он не знает других способов исполнить вполне нормальное детское желание. Самый главный способ получить деньги – заработать. Получается, что Андрей «зарабатывал» обманным путем. Все, что было нужно сделать, – оценить потребность в скутере и подсказать, как можно заработать и накопить на него денег, не отказываясь от еды.
Ситуация 2
После рождения братика 5‑летняя Маша отгородилась ото всех членов семьи. Раньше веселая и общительная, она стала тихой, насупленной девочкой. Стала ревниво следить, чтобы никто не трогал ее игрушки. И вдобавок выпрашивать монетки: «Мне нужно!» На вопрос: «Что ты хочешь купить?» – отвечала: «Это мой секрет!» Во время уборки монетки были обнаружены в разных местах: под ковром, в углу на подоконнике, под коробкой с игрушками. Когда Маша приходила из детского садика домой, первым делом проверяла, все ли на месте. В преддверии новогодних праздников родители предложили Маше потратить копеечки на сюрпризы для всей семьи. Маша закричала: «Нет! Нет! Нет!» – и заплакала. «Хорошо, ты купишь что‑то себе и братику!» Маша разрыдалась. Родители готовы были понять ревность девочки к братику, но почему она отказывалась от похода в магазин и от покупок для себя? «Что она скрывает?!»
ЧТО ПРОИСХОДИТ Родители: «Давай потратим твои денежки на подарки?» Дочка: «Они хотят отобрать у меня мои любимые, дорогие денежки! Я останусь совсем одна!»
Как мы скрываем свои финансовые операции и планы от детей, так и они ведут тайную бухгалтерию. Они не берегут наши деньги, но это не значит, что они не дорожат своими. Деньги становятся интимными, если это самое дорогое и сокровенное, что есть у ребенка. Мы и сами, часто негласно, придерживаемся принципа: «Люди разочаровывают, деньги остаются!» Когда родители пропадают на работе, мало общаются с ребенком, забывают его приласкать, единственным доказательством того, что его любят и заботятся, могут стать деньги, которые они на него тратят. Их остров выживания и стабильности – игрушки и деньги, на которые можно купить новые игрушки. Дети проводят больше времени наедине с игрушками, чем с родителями. Когда они в одиночку играют на компьютере, они, конечно, помнят, что компьютер – «дорогая игрушка». Если ребенку не хватает тепла и заботы, он наделяет неживые предметы человеческими качествами и начинает обращаться с ними, как с друзьями. То же происходит и с деньгами. Он может воспринимать деньги как нечто сакральное, неприкосновенное, тождественное ему самому. Когда вы просите у него деньги, ребенку кажется, что у него вырывают сердце. Он плачет, он чувствует, что без денег он никому не будет нужен, что деньги – главное, что вас интересует.
Ситуация 3
«Мой сын – настоящая жадина!» – пожаловалась мама 8‑летнего Игоря. По ее словам, он ни с кем не делится, думает только о себе. Во дворе с Игорем не играют, потому что он не дает другим детям покататься на своем велосипеде или поиграть с мячом. Да и сам не играет. Может подолгу стоять и смотреть, как играют другие. Однажды к нему подошел мальчик и предложил рубль за то, чтобы покататься на велосипеде. Игорь подумал и ответил: «Десять рублей!» Так за один день Игорь из жадного одинокого мальчика стал самым богатым мальчиком во дворе. Мама с радостью наблюдала в окно, как вокруг Игоря в последнее время толпятся мальчишки в очереди на велосипед. Пока не пришла соседка и не пожаловалась на то, что Игорь дает покататься за деньги. Состояние мальчика составило к этому времени 3 тысячи 600 рублей. Неслыханная сумма для второклассника! Деньги пришлось возвращать.
ЧТО ПРОИСХОДИТ Родители: «Ты жадный, поэтому у тебя не будет друзей! Немедленно отдай все деньги детям обратно!» Сын: «Но я поступил честно: они сами согласились!»
Как бы поступили вы? В рыночных категориях Игорь сдавал свой велосипед в аренду. Для тысяч взрослых аренда – источник доходов. Игорь на время стал бизнесменом, воспользовавшись ситуацией повышенного спроса. Давайте похвалим мальчика! Но мама расстроена: «С ним и раньше никто не дружил, потому что он был жадным. А сейчас все видят, что его жадность перешла пределы, он торгует дружбой!» Но ведь у Игоря не было опыта дружбы. Может, в этом все дело? На вопрос психолога: «Зачем нужны друзья?» – Игорь пожал плечами. У него никогда не было друга, а значит, не сформирована ни потребность в дружбе, ни представление о ее ценности. Это проблема многих современных детей: представление о пользе денег, способах их получения есть, а представления о важности любви и дружбы размытые. Мальчишки и девчонки испытывают интерес к взаимодействию со своими сверстниками. Но то, как они будут общаться, зависит от глубинной мотивации. Если ребенок – объект активной заботы со стороны взрослых, он привыкнет только брать, но не отдавать. Если в семье интересы ребенка на первом месте, он привыкает ставить свой интерес на первое место. Вот и получается, что у добрых, отзывчивых родителей ребенок может расти в изоляции от сверстников, без потребности и навыков дружбы. Если семья ведет довольно изолированную жизнь и родители уходят из дома только на заработки, в картине мира ребенка он сам будет ее эпицентром, а отношения с дальним окружением будут строиться на принципах личной выгоды. Поэтому на возглас родителей: «Ты променял дружбу на деньги!» – он ответит: «А разве дружат не для того, чтобы получать деньги?»
Для начала давайте разберемся, что значат деньги в жизни ребенка. 1. То, как дети распоряжаются деньгами, отражает наши с вами скрытые финансовые стратегии. Наша прижимистость и интерес к вещам указывает детям на то, что деньги очень важны, важнее других потребностей и фантазий человека. Они точно так начинают копить, скрывать свои деньги и жадничать. А родителей воспринимают как угрозу своим потребностям, а не как источник радости и заботы. 2. Экономить, с точки зрения ребенка, – значит отказываться от чего‑то приятного и интересного. Дети могут экономить свои деньги, но они с удовольствием потратят ваши. Потому что им, как и нам, денег всегда не хватает. Исполнение желаний порой только распаляет фантазию. 3. У детей мало источников дохода: они могут попросить, получить в подарок, найти на улице или в магазине, обменять . Очень редко мы предоставляем им возможность заработать деньги. А ведь это – единственно правильный источник доходов у взрослых. Поэтому они усваивают другие, «неправильные» способы «заработка»: играют на деньги, отбирают у других, продают вещи и услуги. Если ценность денег высокая, а способы получения ограничены или неизвестны, потребность в них будет только расти, даже если ребенок растет в обеспеченной семье. Для детей деньги важны здесь и сейчас! 4. Нередко родителей как раз устраивает «откуп». Вместо любви и внимания – подарки, игрушки. Дети привыкают дорожить вещами, а не людьми. Они не столько жадничают, сколько боятся, что у них отнимут последнее, пусть суррогатную, но любовь, выраженную в вещах и денежных единицах. 5. Потребительская психология гласит: главная задача – заработать, все остальное можно купить! Такой простой и универсальный способ решить все проблемы. Когда мы отказываем детям в покупках, ссылаясь на то, что нет денег, мы фактически говорим: деньги – ключ к исполнению самых заветных желаний. И постепенно все фантазии и желания сосредоточиваются вокруг денег! Важно не только отказать, но и объяснить, на что и почему вы планируете потратить деньги прежде всего. 6. Жалуясь на то, что ребенок не бережет копейку, не экономит или, наоборот, проявляет жадность, мы признаем, что не научили его учитывать наши возможности и желания. «В старости стакан воды не принесет!» Но дети учатся у нас! Когда мы отказываем им в чем‑то, не объясняя своих решений, мы тоже проявляем равнодушие к их потребностям. 7. Дети завистливы. Зависть – это детское стремление обладать тем, что принадлежит другому. Мы выносим это яркое чувство из детства. И если с ним не разобраться, оно будет преследовать всю жизнь. Нужно напоминать ребенку о его преимуществах и особенностях, хвалить за достижения. Дети с высоким уровнем достижений и с хорошей самооценкой не клянчат по мелочи и не берут чужого – своего некуда девать, да оно дороже и милее. Нормальная реакция ребенка на чужие игрушки: «Давай поиграем вместе!», «А хочешь, я тебе дам поиграть своей машинкой?». Ненормальная: украсть, отобрать, разломать чужую игрушку. 8. Если ребенок постоянно просит что‑то чужое – это сигнал о дефиците любви и внимания. Если ребенок завидует и клянчит, значит, собственная жизнь не кажется ему привлекательной. А почему? Может, просто потому, что у него никто ничего не просит и ничего не спрашивает? Похвалите его игрушку, попросите поиграть, и он почувствует себя значимым.
Как же научить ребенка пользоваться деньгами? 1. Отношение к деньгам должно быть спокойно‑уважительным. Спокойным, потому что ребенку не грозит голод и нищета. Уважительным, потому что деньги – результат вашего труда и усилий. Они заслуживают внимания и аккуратного обращения. 2. Учите ребенка копить. Даря ребенку копилку, не забудьте придумать вместе с ним, для чего она нужна. Не для того, чтобы копить! А для того, чтобы, накопив, можно было купить подарок себе или кому‑то очень дорогому! Детям редко удается копить долго. Они могут быть разочарованы тем, как долго терпели – и как мало накопилось. Умные родители поступают так. Они спрашивают, о чем мечтает именинник, и после того, как копилка торжественно разбивается и обсчитывается, в качестве бонуса за терпение добавляют недостающие денежки. И планируется праздничный поход в магазин! 3. Учите отказываться от внезапных покупок . Отказывайте, называя причины и подчеркивая, что понимаете эмоции ребенка: «Я тебя понимаю, мне тоже хочется поиграть на компьютере. Но сначала нам нужно научиться хорошо читать», «Мне тоже хочется купить одну вещь, я тебе покажу, но пока нам придется немного подождать», «Ах, как жалко, что у нас нет лишних денежек! Мы бы купили эту игрушку. А пока давай постоим и внимательно ее разглядим». 4. Учите планировать покупки и оценивать расходы. Это проще сделать, если играть в магазин. Перед «походом в магазин» составьте список покупок (их можно нарисовать или использовать картинки из лото). Затем попросите ребенка выбрать самые важные для него вещи. Пусть объяснит, почему он выбрал именно их? Разделите список на самые «важные», «нужные» и «лишние». Потом на «дорогие», «доступные», «дешевые». Снова составьте список. А еще предложите, чем можно заменить одну покупку на другую, если нужной не окажется в магазине или она будет очень дорогой. Например, машинку можно заменить игрушечным мотоциклом. Ребенок быстрее научится, если будет «тратить» свои деньги, а не ваши. Поэтому с самого начала ему нужно выделить «бюджет». Планирование покупок может быть не менее интересным, чем игра с уже купленными игрушками. 5. Учите зарабатывать. Детям важны не суммы, а признание за ними права зарабатывать и тратить. За дополнительную домашнюю работу можно присваивать несколько баллов, а по выходным выдавать им небольшую премию за успехи. На свою премию ребенок может сам купить билет в кино или мороженое, а может опустить мелкие деньги в барабан сбора помощи сиротам. 6. Напоминайте, что деньги – не самое главное . Есть еще дружба, любовь, природа, космос, красивая музыка и многое, многое другое! Сегодня самыми желанными профессиями у детей из относительно благополучных семей считается «программист», «дизайнер», «бизнесмен», «менеджер», «фотомодель», «редактор», «переводчик», «экономист». Дети выбирают денежные профессии. Это мы им подсказали. Но сами‑то мы хотели быть актерами, учеными, космонавтами и делали ставку на «интеллект и талант». Так что вы хотите: чтобы ребенок прожил напряженную, но интересную жизнь, реализовал свое призвание или чтобы у него просто «было все», без разбору и жизнь состояла из всплесков радостного потребления?
РЕЗЮМЕ
Деньги для дошкольников – это только «бумажки, на которые можно купить» интересные игрушки, вкусную еду, красивую одежду. Деньги сами по себе не обладают ценностью. Дети не понимают, почему родители так дорожат тем, что можно немедленно поменять на нечто более интересное. Деньги становятся особо ценными, когда мы постоянно отказываем детям в покупках, ссылаясь на нехватку денег, или когда восхищаемся очень богатыми людьми. Постепенно они учатся считать, копить, обменивать деньги, планировать свои расходы. Финансовая активность ребенка усложняется. Очень важно научить его не только тратить, но и зарабатывать честным трудом.
Глава 15 «Он все делает мне назло»: попытка достучаться
«Я не могу достучаться до него. Он все делает мне назло!»; «Он не понимает слова «нельзя!»; «Он внимательно выслушает и тут же сделает по‑своему!»; «Кажется, он специально не учится, чтобы довести до белого каления мать и отца!»; «Бесполезно: я пробовала и лаской, и ремнем, упрется, молчит, кулаки сжимает…»; «Чем больше просишь, тем больше он садится на голову!»
Отчаянные вопли родителей, которые «дошли до ручки» в попытках достучаться до сознания своих детей. И дети, которые что‑то хотят сказать своим упрямством и молчанием, но их не слышат, не понимают. Разго<
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 190; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.187 (0.013 с.) |