Заглавная страница Избранные статьи Случайная статья Познавательные статьи Новые добавления Обратная связь FAQ Написать работу КАТЕГОРИИ: АрхеологияБиология Генетика География Информатика История Логика Маркетинг Математика Менеджмент Механика Педагогика Религия Социология Технологии Физика Философия Финансы Химия Экология ТОП 10 на сайте Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрацииТехника нижней прямой подачи мяча. Франко-прусская война (причины и последствия) Организация работы процедурного кабинета Смысловое и механическое запоминание, их место и роль в усвоении знаний Коммуникативные барьеры и пути их преодоления Обработка изделий медицинского назначения многократного применения Образцы текста публицистического стиля Четыре типа изменения баланса Задачи с ответами для Всероссийской олимпиады по праву Мы поможем в написании ваших работ! ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?
Влияние общества на человека
Приготовление дезинфицирующих растворов различной концентрации Практические работы по географии для 6 класса Организация работы процедурного кабинета Изменения в неживой природе осенью Уборка процедурного кабинета Сольфеджио. Все правила по сольфеджио Балочные системы. Определение реакций опор и моментов защемления |
Изгой: не складываются отношения со сверстникамиСодержание книги
Поиск на нашем сайте
«У моего ребенка нет друзей»; «Он все время играет один, даже если вокруг много детей»; «Воспитатели в детском саду обратили внимание на то, что он не проявляет инициативу, его не видно и не слышно»; «Он странный: может разговаривать с собой, играть в своей комнате подолгу»; «Он не любит ходить с нами в гости, с удовольствием остается один дома».
Одиночество многолико, даже в детстве. Ученые установили, что каждому из нас нужна своя мера активного взаимодействия с миром. Не всегда ребенок, который играет один, – повод для родительских беспокойств и психологических заключений. 1. Есть ли интерес и потребность в общении у вашего ребенка, становится видно, когда на площадке играют его сверстники. Если каждый возится сам по себе, то и ребенок будет играть «рядом», но не «вместе». Именно так играют дети 3–4 лет. Психологи выделяют период «детского аутизма», потому что ребенок не пытается согласовать свою игру с другими детьми. Особо настораживает то, что он разговаривает сам с собой и его речь обрывочна, непонятна, непоследовательна. При этом ребенок может выглядеть спокойным и сосредоточенным, причем настолько, что не реагирует на реплики родителей. 2. На следующем этапе дети начинают делить игрушки и территорию, договариваются о том, во что играть. Но общение может проходить с конфликтами и даже с проявлением агрессии. Если ролевая игра возникает непроизвольно, по инициативе одного из детей, она развивается стихийно, дети перебивают друг друга, «играют» по очереди. Кому‑то удается стать «главным» режиссером и исполнителем, кто‑то предпочитает наблюдать со стороны. 3. Детство стало более «одиноким» и потому, что взрослые, включая бабушек и дедушек, заняты на работе, и потому, что основной «нянькой» становится телевизор и компьютер. Если ситуация развития вашего ребенка именно такая, можете не волноваться: у него будут быстро развиваться технические навыки, но навыки общения с другими детьми – вряд ли. Дети остаются на этапе «аутичного» или «конфликтного» общения в том случае, если никто не научил их общению с друзьями и не «заразил» идеей дружбы и совместной игры. 4. По мере подготовки к школе и во время начального обучения важным оказывается не только «потенциал» общения, но и показатели. Умение ребенка читать, писать, пересказывать определяет его положение в группе, интерес к нему со стороны одноклассников, его авторитет у учителей. Дети с низкими достижениями редко становятся лидерами. Но на «обочине» остаются и дети‑вундеркинды: им скучно выполнять слишком простые задания – для «малышей». 5. Со временем нарастает избирательность в общении ребенка. Он может конфликтовать с братом или сестрой, отказываться играть с бабушкой, но с удовольствием уносится во двор играть с чужими. С 9 до 11 лет начинается так называемый «монашеский период» – когда мальчики и девочки играют отдельно и всячески демонстрируют свое небрежение к сверстникам другого пола. 6. Случаи настоящего аутизма – психологического статуса, при котором общение затруднено по причине болезни или нарушения характера ребенка, – редки. Чаще всего это несформированность навыков взаимодействия, т. е., попросту говоря, педагогическая запущенность.
Ситуация 1
Антону 5 лет, он уже второй год ходит в детский сад, но ему так и не удалось подружиться с другими детьми. Он не шумит, но и не играет с другими. Год назад это не бросалось в глаза, а теперь играющий в одиночку мальчик кажется странным. Он также пассивен на занятиях, а когда его спрашивают, подолгу соображает, что нужно говорить. Дети начинают его дразнить: «Антошка‑картошка!» Однажды он в ответ ударил своего соседа за столом. Воспитательница поставила его в угол, а вечером пожаловалась родителям. «Он никогда не дрался! Наверное, его сильно обидели?» – предположила мама. Но дома папа не стал рассуждать на тему, кто виноват, он отругал маму за то, что плохо воспитала сына, а сына – за то, что он позорит семью.
ЧТО ПРОИСХОДИТ Родитель: «Иди играть с другими детьми. Что ты, как гадкий утенок, стоишь в стороне?» Сын: «Если все считают меня гадким утенком, как же я буду с ними играть?»
Одна из печальных традиций нашего воспитания – «пускать пар в гудок». Вместо того чтобы вместе найти причины вялости, пассивности сына, папа «включил сирену», выдал агрессию. Если жизнь семьи сопровождается систематическими вспышками агрессии и гнева, жена и дети стараются вести себя тише воды, ниже травы. Отец с таким темпераментом может быть абсолютно приличным человеком, успешным бизнесменом, капитаном в отставке, хирургом. Более того, все с пониманием будут относиться к его «припадкам»: ведь у него трудная, нервная работа. Но с психологической точки зрения он репрессирует, подавляет других. Ребенок в такой дисгармоничной среде с неожиданными всплесками эмоций начинает воспринимать любое взаимодействие как проблему. У него формируется барьер в общении, в основании которого – страх взаимодействия. Самое лучшее, решают такие дети, вообще ничего не делать, сидеть тихо в углу. Бесполезно у пятилетнего ребенка выспрашивать причины, но можно сесть рядом с ним и предложить игру. Психолог быстро обнаружит проблему. Неблагоприятная среда общения в семье может послужить причиной самоизоляции ребенка. Можно попросить кого‑то из детей взять под опеку «изгоя», пригласить играть, ходить парой на прогулку. Ну а с дразнилками совсем просто: поиграйте в ассоциации, предложите группе для каждого ребенка придумать «название» и объяснить почему. Тогда все снова окажутся в равном положении.
Ситуация 2
Даше всего 4 года, а она уже читает и считает, как первоклассница. А еще она пишет стихи: «На бочонке, где квасок, нарисован колосок!» Внешне она такая же девочка, как все, и ничто не помешало бы ей дружить и играть со сверстниками. Родители Даши давно развелись, и девочка – утешение мамы, которая решила посвятить свою жизнь единственному позднему ребенку. В этом ее поддерживают дедушка – отставной генерал и бабушка‑педагог. Но в группе с Дашей никто не дружит, да и сама девочка общается только с воспитателями и нянечкой, пытается подсказывать им во время занятий, возражает и спорит, если с нею не соглашаются. А дома жалуется на то, что воспитатели не слушают ее, поэтому и она не будет их слушать. Однажды Даша объявила, что не пойдет в детский сад, потому что там скучно. «Этот детский сад для дураков!» Мама и бабушка пошли выяснять, почему детям не уделяют внимания. В ответ воспитатели предложили перевести Дашу в другой детский сад, для одаренных детей.
ЧТО ПРОИСХОДИТ Родители: «Ты умнее своих сверстников. Помни об этом и держись с достоинством!» Дочка: «Все должны меня слушаться. А с дураками и вовсе не нужно общаться!»
Любой, даже самый яркий гений, скорее всего, будет работать в коллективе и должен уметь эффективно взаимодействовать. Воспитатели группы, в которой была Даша, пошли на уловку, потому что договориться с родителями, которые одержимы гениальностью своих детей, очень трудно. Если ребенок опережает сверстников в 4 года, это вовсе не значит, что со временем не произойдет выравнивания. И если мы сформируем у ребенка завышенную самооценку и очень высокий уровень притязания, то обречем его на высокую конфликтность. Как правило, с такими детьми дружат внушаемые, неуверенные дети. Еще труднее будет найти партнера по браку. Амбициозное и бескомпромиссное поведение не приведет и к профессиональному успеху. И уж самое печальное последствие – саморазрушение, отказ от выполнения любых внешних требований в знак протеста против несправедливо устроенного мира.
Судьба покончившей с собой в 27 лет юной поэтессы Ники Турбиной – иллюстрация к вышесказанному. С 6 лет – признание и полное забвение – в 17… Пока контраст между способностями и юным возрастом очевиден, внимание публики обеспечено. Но когда‑то непременно наступает период самостоятельных взрослых шагов – с учетом интересов «обычных» людей. Еще один урок трагических судеб вундеркиндов: дети с любыми способностями должны уметь играть и в одиночку. Взаимодействие с самим собой – один из важнейших навыков общения.
Ситуация 3
Родители 5‑летнего Сережи до недавнего времени работали в цирке. От профессии остался вкус к яркой одежде и громкой речи. «Артист должен выделяться!» – говорила мама, когда одевала Сережу в розовую куртку и зеленые брюки. Сережа ни за что не хотел надевать желтую кепку, и тогда ему предложили пеструю вязаную шапку. «Не хочу, это девчачья!» Каждое утро сопровождалось криками и препирательствами. Иногда папа доставал хлыст для дрессировки животных и многозначительно тряс им в воздухе. О том, что Сережа из семьи клоунов, знала вся группа; его дразнили: «Клоун!» Сережа отказывался от прогулок, не любил выступать и отвечать на занятиях. А с какого‑то момента стал систематически терять вещи. На вопросы, где его оранжевый шарф, равнодушно отвечал: «А, украли, наверное. Ты сама говорила, что он красивый…» После того как состоялся разговор с психологом, родители стали интересоваться, как одеваются дети в группе, – и постепенно заменили гардероб Сережи на более сдержанный.
ЧТО ПРОИСХОДИТ Родители: «Посмотри, какая яркая куртка! Все будут завидовать!» Сын: «Ага, все будут дразнить!»
Самое трудное – это осознать, что наши родные дети, которых мы любим и с которыми связываем большие надежды, все‑таки не во всем совпадают с нами. Почти у каждого ребенка есть «кличка» в группе, но не всегда она унизительная, как то: «Пирожок!», «Топтыга!», «Клоун!»… Сереже повезло, потому что мальчиков, одевающихся на «девчачий манер», обзывают еще более хлестко, и чувствуют они себя не просто изгоями, а преследуемыми, жертвами, неудачниками. Неужели из‑за материнской прихоти и страсти к экстравагантности ребенок обречен на вечное одиночество и гонения?
Иногда детям не нравится та или иная одежда и потому, что она неудобна – сползающие колготки, жмущие сандалики, кусающаяся кофта, тесные штанишки. Ребенок чувствует себя неловко целый день, терпя до вечера. Как бы нам ни было жалко потраченных средств на неудачную покупку, лучше ее отбраковать, передарить, отдать в гуманитарную помощь. Работа с психологом по коррекции самооценки обойдется вам или вашему ребенку дороже. Вы ведь не будете носить кирзовые сапоги своего отца только потому, что родители отдали их вам за ненадобностью, «на дачу»? Если вы пришли поговорить с педагогом о проблемах ребенка, не забудьте заглянуть в класс или группу, чтобы посмотреть, как одеты дети. Одежда вашего ребенка не должна сильно отличаться. Не забывайте спрашивать, нравится ли сыну или дочке обновка, чтобы избежать неприятных сюрпризов. А еще лучше покупать одежду вместе с детьми.
Откуда берутся «изгои»? 1. Основная причина детского одиночества в группе сверстников – не сформированные у ребенка навыки общения. Мы понимаем: чтобы ребенок научился читать и писать, нужна систематическая тренировка, и «не догадываемся», что и для общения нужны упражнения и опыт. Первые взаимодействия целиком организуются родителями. Если в гости к вашему ребенку никогда не приходят другие дети, он будет испытывать напряжение и даже тревогу, когда столкнется с одноклассниками. Если вы неохотно встречаете гостей, испытываете смущение и даже агрессию, когда заходят соседи или вдруг нагрянут родственники, не удивляйтесь, что именно этот тип реакции «срисует» ребенок. 2. Воспитатели сталкиваются с большим количеством конфликтов в группах, потому что несформированность навыков совместной игры и разрешения конфликтов – проблема большей части детей . Родители могут считать, что это забота воспитателя – научить детей общаться и играть. При критическом отношении к педагогу трудно прививать культуру взаимодействия детям. Они могут упрямо отказываться играть с кем‑то из детей: «Он – плохой! Мама не разрешает играть с плохими детьми!» 3. Ребенок может опережать основную группу своих сверстников или отставать от нее и именно поэтому испытывать сложности в установлении и поддержании контактов. В таком случае ему нужно уделять особое внимание. Некоторые «вундеркинды» – очень активные коммуникаторы: они готовы играть сразу с несколькими детьми, отвлекают внимание воспитателей и все время ищут новой информации. Миф о сидящем в углу гении обеспечивает изоляцию многим талантливым девчонкам и мальчишкам. Они не играют не потому, что не хочется, а потому что им мало одной игры. Они не тянут руки на занятиях, потому что им скучно отвечать на такие простые вопросы. И они ждут чего‑то более интересного. 4. Приклеивание детям отрицательных ярлыков тоже обеспечивает их изоляцию. Дети чувствуют, как распределены предпочтения и симпатии взрослых, и стараются чаще общаться с любимчиками и держаться подальше от «плохих» детей. 5. Если стиль воспитания в семье непоследовательный: родители то сжимают детей в объятиях, то грозят сдать их в детский дом – ребенок растет неуверенным и тревожным . Ему трудно понять, насколько дружелюбно относятся к нему другие, он пытается угадать их настроение. И решается играть только тогда, когда его активно приглашают к общению. 6. В зависимости от темперамента дети «выдерживают» разные нагрузки в общении. Сангвиники живут общением, это их стихия. Холерики отличаются неуравновешенностью: легко вступают в игру, но так же легко ломают взаимодействие. Флегматики любят делать что‑то монотонное, им не нравится носиться по улице, впутываться в рисковые истории. Меланхолики – художники в душе: для них важно быть понятым и одобренным кем‑то одним – другом, мамой, папой. Коллективные игры не для них. Но зависимость между уровнем общения и темпераментом не фатальна. Любой ребенок может научиться поддерживать оптимальный уровень общения. 7. У ребенка может быть физический недостаток или он плохо (бедно, безвкусно, нелепо) одет. Тогда он станет не только изгоем, но и объектом насмешек и гонения.
Что делать? 1. Если есть реальная проблема, которая осложняет общение с другими детьми (болезнь, инвалидность, отставание в развитии, особенность внешности – полнота, кожные заболевания), нужно предупредить педагога и попросить его помочь ребенку «влиться в коллектив». Такой ребенок обязательно окажется в центре внимания, вызовет интерес. Как он будет отвечать на простой вопрос: «Что с тобой?» Варианты ответов: «Мне ничего не мешает играть. Я люблю играть со всеми!», «Этот секрет я обязательно расскажу моему другу. Со мной интересно дружить!», «Все дети особенные, я – тоже!». 2. Конфликт должен решаться как можно более локально. Консолидация с педагогом, выработка общей стратегии по включению ребенка в группу, как правило, помогает. Если педагог занял излишне критическую позицию и вы видите, что именно он стал причиной «круга отчуждения», стоит подумать о переводе в другую группу или класс. Такая процедура проводится в любом детском учреждении, но ею не удастся воспользоваться дважды. Иногда мы сами своими активными действиями усугубляем конфликт, вовлекая не только педагогов, но и родителей всего класса. 3. Самое важное – оставить право голоса самому ребенку. Мы не сможем всю жизнь сопровождать его в трудных ситуациях, но мы можем постепенно научить его тактикам поведения. Всегда можно повысить интерес к своему ребенку. Если только вы сами не страдаете от одиночества в группе. Тогда нужно начинать с себя, посетить психолога, тренинг общения… 4. Чтобы поменять радикально положение ребенка в группе, педагог берет его под опеку: сидит рядом на занятиях, показывает ему и другим, как общаться, выступает его «делегатом», перераспределяя ресурсы группы в его пользу. Со временем все привыкнут к новой роли бывшего «изгоя». 5. Мы действительно программируем детей на положение в обществе. Как мы обращаемся к ним в семье? «Ты опять грязный, как свинья!», «Ты посмотри, на кого похож!», «Сто раз говорила тебе, что…», «Таких у нас во дворе били!», «Повторяю для тупых…». Может ли ребенок с низкой самооценкой стать лидером? Даже если в группе дружеская атмосфера и отличные педагоги, ребенок будет сторониться, а при попытке вовлечь его в групповые игры может, как загнанный волчонок, проявлять агрессию. 6. Для выявления «изгоев» в группе психологи проводят социометрию . Метод строится на том, как дети выбирают друг друга: с кем они хотят ходить в поход, отмечать день рождения, а с кем – никогда. Те, кого никто не выбирает, как будто их нет, попадают в зону профессионального интереса. Поинтересуйтесь у психологов результатами социометрии, чтобы узнать статус вашего ребенка в группе. Спросите: а кто лидер в группе? Это поможет понять, какие качества являются популярными и желательными. 7. Даже если ваш ребенок гений и дистанция между ним и другими детьми определяется разницей в уровнях развития, не усугубляйте ситуацию: поддерживайте установку на нормальные дружеские отношения, подсказывайте, как ваш ребенок может помочь другим «подтянуться» или попросить о помощи и поддержке, в которой нуждаются все дети. И взрослые!
РЕЗЮМЕ
«Изгоями» становятся дети с низкой самооценкой, у которых не сформированы навыки общения. Никакие особенности развития или внешности не являются окончательным приговором на одиночество в группе.
Глава 11 Детское воровство: случайность или…
«Среди игрушек сына мы иногда находим посторонние предметы: клубок с нитками, гвоздь, крышку от бутылки пепси‑колы, монетки. А если он вырастет и станет брать нечто более серьезное?»; «Моя Маша взяла у соседской девочки куклу, как выяснилось, без спроса»; «Мой Кирюшка постоянно тащит со стола нужные мне инструменты, а потом говорит, что это не он!» «Племянник приносит домой чужие вещи, уверяет, что они ему совсем даже и не нужны…».
Дорогие родители, поднимите руку: кто из вас никогда ничего не брал без спроса? Вас ожидает детектор лжи! Потому что в детстве эпизодически «воруют» все… Настоящее, осознанное и систематическое воровство у детей – большая редкость. Не стоит впадать в панику и после единичного случая приклеивать ребенку криминальные ярлыки, называя его «воришкой». Эпизоды мелкого «воровства» сопровождают взросление ребенка. Почему же они делают это? 1. До трех лет ребенок берет в руки все, что видит. Он не различает «свое» и «чужое». В этом возрасте основной вопрос воспитания – вопрос безопасности. Важно, чтобы дети не брали опасные, колющие и режущие предметы, не соприкасались с электричеством. 2. С 3 до 6 лет ребенок может брать чужие вещи в детском саду или у других детей во дворе. К четырем годам формируется представление о собственности на уровне «мое – чужое». Поскольку эгоцентризм еще не преодолен, ребенок может не только ревниво удерживать свое, но спокойно брать, присваивать чужое. 3. С 6 до 9 лет, пока не сформируются произвольные внимание и память, а также сюжетное мышление, помогающее предвидеть последствия своих поступков, ребенку трудно удержаться от порывов очень сильных желаний. Мальчики внимательно следят за тем, какие вещи и как использует отец или дядя. Девочки – за тем, как одеваются их мамы. В это время происходят эпизоды осознанного воровства. Особым «спросом» пользуются деньги: взрослые постоянного говорят о деньгах, создавая ажиотаж вокруг монеток и купюр. Дети понимают, что они поступают плохо, но они также рассчитывают на понимание взрослых, которым подражают. 4. Криминальное (преследуемое законом) поведение обычно культивируется в группах малолетних преступников, к которым могут примыкать и наши дети. Только в том случае, если ребенок попал в дурную компанию старших ребят, можно опасаться, что воровство станет способом регулярного и осознанного стяжательства. Такие группы могут быть и в школе, в среде одноклассников, и во дворе. Дети начинают не только периодически уносить вещи из дома, но и врать, придумывать невероятные истории. Чтобы точно реагировать, нужно понять, в какой тип связи со сверстниками включен ребенок. Является ли он инициатором, или он изгой, которого эксплуатируют более сильные ребята? Не обозначает ли его упрямое молчание потребности в защите? 5. Клептомания – навязчивое неудержимое воровство, после которого ребенок теряет интерес к вещи, забрасывает ее, является следствием невротических нарушений. Случается крайне редко. Исправить эту особенность без помощи доктора вряд ли удастся. Но делать это лучше уже взрослому человеку, который сам осознает, что у него есть проблема.
Ситуация 1
8‑летняя Ларочка вместе с мамой была в гостях у тети Светы, маминой подруги. Ей разрешили изучить содержимое полок в гостиной, полистать журналы мод. В распоряжении девочки оказалась вся квартира, за исключением кухни, на которой секретничали взрослые подружки. Ларочка заглянула в спальню и увидела на туалетном столике невиданные пузырьки. Душистый запах был и сладким, и горьким… Она взяла и спрятала в карман самый маленький флакончик‑пробник… По возвращении домой Ларочка забыла о своей тайне, устала, уснула… А утром – в школу. Не заметила пропажи и тетя Света. А вот мама, когда взяла постирать дочкину кофточку, обнаружила чужую вещь. Вечером в доме разразился скандал. Родители Лары решили навсегда отучить ее красть. Отец нешуточно бил ее по рукам со словами: «Моя дочь – воровка!» – а мама требовала немедленно идти к тете Свете, чтобы извиниться. С тех пор осталось унизительное правило выворачивать карманы у Ларочки после каждого визита в гости. Девочка стала отказываться ходить в гости.
ЧТО ПРОИСХОДИТ Дочка: «У красивых женщин много духов, а у меня пока ничего… Наверное, тетя Света даже не заметит и не будет обижаться, если я возьму самые маленькие? Не буду отвлекать их от беседы с мамой…» Мама, обнаружив пробник: «Ужас, моя дочь воровка! Теперь все узнают, что я плохая мать. Нужно пресекать любые попытки воровства. За что мне такой позор?»
Многие дети берут без спроса чужие вещи в гостях. Как правило, это мелочи, которые легко спрятать в кармане, в ладошке или засунуть в ботинок. Действуют они импульсивно, под влиянием очень сильного желания. Они думают, что никто не только не обнаружит, но и не расстроится из‑за такой ерунды. Да и разрешат ли взрослые взять так понравившуюся игрушку, вещь, деталь?
Если родители росли в обстановке строгой морали, их реакция на первый же случай «кражи» оказывается чрезмерной. В ход идут самые жесткие высказывания, угрозы, применяется физическое наказание. К разбору случая привлекаются все члены семьи, что удваивает давление на ребенка. Опыт унижения отбивает охоту у ребенка не только брать чужие вещи, но и делиться самыми яркими впечатлениями и заветными желаниями с родителями, а в последующем – и со всеми близкими людьми. Ребенок растет одиноким и непонятым.
Ситуация 2
7‑летний Вова после развода родителей жил с мамой. Он расстроился, когда однажды мама пришла домой с незнакомым дядей Петей. Стало понятно, что теперь Вова лишний. Захотелось бежать из чужого теперь дома. И Вова начал «копить деньги». С этого момента в доме стало пропадать все, что плохо лежит: сдача после похода в булочную, оставленная на кухонном столике, мелочь в карманах пальто, чаевые электрику. Конечно, мама заметила: Вова прячет деньги под крыльцом в жестяной коробке. Эту коробку и предъявила она сыну со словами: «Так вот она, твоя благодарность!»
ЧТО ПРОИСХОДИТ Первое, что подумал сын: «Мама меня не любит. Она нашла себе другого дядю. Она прогнала папу, прогонит и меня. Нужно собрать денег и уйти самому, пока не поздно!» Мама испугалась: «Он избалованный ребенок. Не понимает, как мне трудно растить его одной. Если Петр узнает, что мой сын вор, он меня бросит. Ужас: я – одинокая женщина, мать вора!»
Самый опасный мотив систематических денежных краж детей – побег. Они бегут из дома, проявляя протест, в поисках приключений, просто потому что они кому‑то пообещали, а также за компанию. Как только дети понимают, что на деньги можно купить все, они становятся самыми ценными. Желание «накопить и купить» может стимулироваться разговорами взрослых о поиске новых заработков, нехватке денег и т. д. Если ребенок взял без спроса вещь, мы можем с уверенностью сказать, что ему нужна была именно она. В случае денег родители могут теряться в самых страшных догадках. На ум приходят наркотики, выпивка…
Самая распространенная причина денежных краж – нехватка любви и внимания. Если родители используют стратегию «откупиться» от своего ребенка, предлагая взамен дорогие игрушки, он привыкает к суррогатным проявлениям чувств. Чем выше дефицит любви, тем выше потребность в замене. Хотя мы понимаем и говорим, что любовь и добрые отношения не продаются, на деле демонстрируем своим детям как раз обратное. Обнаруживая, что пропадают деньги, родители воспринимают это как свое собственное оскорбление: «Я работаю день и ночь, чтобы у тебя было все! Мы вырастили паразита…» На языке психологии такие тирады являются не чем иным, как родительским программированием. Ребенок действительно вырастет паразитом, если не научить его правильно обращаться с деньгами, считать, копить, планировать покупки.
Случай 3
Катя из интеллигентной семьи, в которой принято не баловать детей. «Только терпение и труд все перетрут!» – часто повторяет бабушка, учительница музыки, заставляя Катю репетировать гаммы. «Настоящая девочка должна быть аккуратной!» – говорит мама, проверяя чистоту рук, меняя белые подворотнички на форме. «Без труда не выловишь и рыбку из пруда!» – подбадривает дочку папа‑военный, когда та моет посуду. И вот однажды семейная идиллия была нарушена… Катя украла iPod у своей одноклассницы. Мама заметила свет в комнате дочки: Катя увлеченно играла с чужим устройством, отвернувшись спиной к дверям. «Ты у кого взяла?» – «Лиза дала мне поиграть». Звонок родителям Лизы обнаружил, что их вещь пропала или потерялась. А оказывается, она у Кати… «Как получилось, что наша дочь, выросшая в презрении к материальным ценностям, украла дорогую, ненужную игрушку?!» – недоумевали родители и бабушка. Это пример того, как чрезмерная строгость в воспитании может привести к эффекту «сжатой пружины». Спонтанные детские желания постоянно подавляются и пресекаются взрослыми. Взамен ребенку предлагается делать что‑то полезное по указанию взрослых. Но в какой‑то момент они не выдерживают этого напряжения и совершают поступки, которые трудно объяснить предыдущим опытом воспитания…
ЧТО ПРОИСХОДИТ Родители: «Нужно поменьше баловать! Подумаешь, девочка!» Дочка: «У меня никогда не будет ничего интересного и красивого. Я никогда не буду счастливой. Сколько «пятерок» ни получай, сколько ни трудись, никто не скажет: «Ты самая лучшая!»
Послушные, трудолюбивые и аккуратные девочки растут Золушками. Их приучают к большому количеству черной работы – взамен на призрачное счастье в будущем. Но даже Золушки готовятся к балу. И если очень долго не появляется Фея с подарками, они не выдерживают и берут то, что заслужили долгими годами послушания и упорной работы. Катя устала ждать того, что другие девочки получают просто так. Просто потому, что их любят и радуют. Две крайности в воспитании – чрезмерное потакание и чрезмерное ограничение – приводят к тому, что дети переоценивают вещи.
Итак, детское «воровство» может скрывать глубоко личностные мотивы. 1. Одиночество. Ребенок постоянно находится дома один, и ему просто не у кого спрашивать. Необычные «чужие» вещи заменяют ему мир людей. Он с ними «общается», разговаривает, фантазирует, укладывает спать, превращает в космические или сказочные объекты и т. д. Взятая со стола отца ручка может использоваться как волшебная палочка, а мамино кольцо с бриллиантом – как магический ключ в другой, более счастливый мир. 2. Отсутствие должного уровня любви и принятия. Семья может быть вполне нормальной: оба взрослых работают, а с ребенком сидит бабушка или няня. Если бабушка, то это везение. Няня сегодня – временная фигура, к которой не успевают привыкнуть. В доме может не быть ни одного человека, к которому у ребенка была бы истинная, устойчивая и глубокая эмоциональная привязанность. Одиночество может быть не физическим, а психологическим. И тогда вещи снова заполняют пустоту. 3. Стремление привлечь к себе внимание. Дети отличаются по силе потребности во внимании окружающих. Некоторым нужно, чтобы с ними постоянно кто‑то возился, других достаточно ласково разбудить и уложить спать. Чтобы «дернуть одеяло на себя», ребенок может «заимствовать» какую‑то важную для папы или мамы вещь: красивый носовой платок, язычок для обуви, пуговицу от пиджака, записную книжку… 4. Жажда стать значимым для своих сверстников также толкает к «воровству». Обладание некоторыми предметами – «символами престижа» – может быть «пропуском» в группу. Так, дошкольники в детских садах обмениваются вкладышами от жвачек, бусинами, элементами одежды для Барби. Такие «символы» – показатель статуса ребенка в группе. Что удивляться, если и для взрослых важна марка автомобиля и духов. 5. Попытки использовать вещи как деньги . Вещи, которые дети «берут» дома, «продаются», т. е. обмениваются на домашние задания и прочие услуги. Это может быть любая привлекательная вещь – гель для душа, губная помада, сигареты из папиного кармана или маминой сумочки, еда, билеты в цирк на это воскресенье… 6. Попытка исполнить заветное желание. У каждого из нас есть заветное желание. Трудно объяснить, почему из десятков игрушек малыш прижимает к себе именно маленького лягушонка или машинку с синими бортами? «Мне очень нравится!» Ребенок живет, постоянно удивляясь новому и необычному, но некоторые вещи производят более сильное впечатление. Они обладают силой инсайта, озарения. 7. Желание обладать как можно большим количеством вещей. Дети определенного психотипа отличаются особым «вещизмом». Они «гребут» все подряд, прячут в укромных местах и впадают в истерику, если у них отбирают даже не принадлежащую им вещь. Психика таких детей отличается одновременно инертностью и силой реакции. Они легко хватают, но тяжело отдают.
Что же делать, если «самое страшное» уже произошло: вы обнаружили у ребенка чужую вещь? 1. Первая разумная акция – вернуть вещь хозяину. «Надо вернуть!» Вместе с ребенком нужно не только придумать план возврата, но и реализовать его. Научите его извиняться: «Извини, я нечаянно взял твою игрушку!» Если ребенок испытывает страх, панику, достаточно просто взять его с собой, держать за руку, но извиняться и разговаривать самим. Особенно если хозяин вещи – взрослый человек, например воспитательница детского сада, из которого была незаметно унесена игрушка. «Нам очень хотелось поиграть, но мы не знали, как спросить». 2. У детей должно быть сформировано табу на воровство. «Нельзя брать чужое!» – мораль многих притч и сказок. Суть их – не испугать или сформировать чувство вины (такие жестокие табу, рассказы об отрубленных руках и головах содержатся в средневековых легендах и сказках), а подсказать, как выбираться из сложных ситуаций. Помните морализаторский рассказ Льва Толстого о сливе, которую ребенок взял со стола. Акцент был сделан на подвиге мальчика, который сознался в содеянном. Внимание: не переборщите с публичностью. Если все‑таки приходится проявлять строгость и назидательность по отношению к ребенку, не нужно делать этого на людях. 3. Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок жил с вещами, которые напоминают вас, а не с вами, придется все‑таки уделять ему регулярное внимание , а не кормить рассказами о том, что «в следующее воскресенье пойдем в зоопарк». Ребенок хочет, чтобы его брали с собой, ласкали, обнимали, и он с удовольствием вернет ваши заколки и запонки. Разве он их прятал? Он пытался оставить у себя хотя бы немножко родительской любви и заботы. 4. Чтобы урезонить «упрямых» детей, нужно набраться большого терпения и использовать метод «постоянных повторов». «Нельзя брать чужое!», «Нельзя обижать малышей»… О, скажете вы, да мы как раз этот метод и используем! Сколько раз приходится повторять? Кажется, только если отшлепать по попе, что‑то изменится». 5. Если вы видите, что для вашего ребенка очень важен унесенный без спроса предмет, у него на глаза наворачиваются слезы не от того, что он будет наказан, а от того, что придется расстаться с бесполезной, но такой важной вещью, постарайтесь найти способ оставить ее. Лучше купить такую же. Или вместе с ребенком договориться о том, как попросить ее у хозяина – хотя бы на время. Или совершить что‑то вроде обряда прощания с вещью. Например, положить ночью под подушку, чтобы она потом снилась.
РЕЗЮМЕ
Детские кражи поражают своей неожиданностью. Но это означает, что мы потеряли контакт со своими детьми и не очень понимаем, что у них в головах. Чаще всего своими экстравагантными поступками дети пытаются напомнить о себе, приблизиться к взрослым. Они рассчитывают на любовь, понимание, признание. И, не дождавшись, идут на риск быть окончательно отвергнутым. Что бы ни случилось: «Спокойствие! Главное – спокойствие!» Потому что ваш ребенок никогда не сделает того, чему вы его не учили!
Глава 12
|
||||
Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 137; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы! infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.15.34 (0.017 с.) |