Формы функциональной дислалии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Формы функциональной дислалии



 

В современной логопедии принято выделять три основные формы дислалии.

 

 

Акустико‑фонематическая дислалия

 

В основе этого нарушения лежит недостаточная сформированность фонематического слуха.

В этом случае ребенок не опознает тот или другой акустический признак сложного звука, по которому одна фонема противопоставлена другой (твердые – мягкие, глухие – звонкие и т. д.). Вследствие этого при восприятии речи происходит уподобление одной фонемы другой на основе общности большинства признаков.

 

В таком случае малыш будет говорить «снешок» вместо «снежок», «мыля» вместо «мыло» и пр.

 

В связи с неопознанием признака звук узнается неправильно, что приводит к неправильному восприятию слов. В тех случаях, когда тот или иной акустический признак является дифференциальным для группы звуков (глухость – звонкость), дефектным оказывается восприятие всей группы.

При такой дислалии у ребенка нет нарушений обычного слуха. Все сводится к тому, что избирательно не формируется функция слухового различения некоторых фонем.

 

Артикуляторно‑фонематическая дислалия

 

К этой форме относятся дефекты, обусловленные несформированностью операций отбора фонем по их артикуляторным признакам.

Выделяют два основных варианта нарушений.

В первом случае артикуляторная база оказывается не полностью сформированной. При выборе фонемы вместо нужного отсутствующего звука отбирается звук, близкий к нему по набору артикуляторных признаков (замена одного звука другим). В роли заменителя выступают более простые по артикуляции звуки.

 

В этом случае «машина» будет звучать как «масина», «рябина» – «лябина» и пр.

 

При втором варианте нарушения артикуляторная база оказывается полностью сформированной, но при отборе звуков принимается неправильное решение, вследствие чего звуковой облик слова остается неустойчивым (может произноситься правильно и неправильно).

 

В этом случае «машина» может быть и «машиной», и «масиной».

 

Это приводит к смешениям звуков, неоправданному их употреблению.

Замены и смешения при этой форме дислалии осуществляются на основе артикуляционной близости звуков, но, как и в предыдущей группе, эти явления наблюдаются преимущественно между звуками и классами звуков, различающимися по одному из признаков (шипящие – свистящие, переднеязычные и заднеязычные («Т» – «К») и т. д.).

При этой форме дислалии фонематическое восприятие у ребенка чаще всего сформировано полностью (различает все фонемы, узнает все слова, в том числе паронимы), ребенок осознает свой дефект и пытается преодолеть его, и часто такая самокоррекция проходит успешно.

 

Артикуляторно‑фонетическая дислалия

 

К этой форме относятся дефекты звукового оформления речи, обусловленные неправильно сформировавшимися артикуляторными позициями.

При этом звуки произносятся ненормированно, искаженно. Чаще всего неправильный звук по акустическому эффекту близок к правильному.

 

В этом случае мы имеем дело, например, с так называемой «картавостью» при произнесении звука «Р».

 

При другом типе искажения звук не опознается. В таких случаях принято говорить о пропуске звука (случай пропуска при этой форме – редкое явление).

 

Если брать в качестве примера звук «Р», то слово «мороз» у ребенка с такой формой искажения будет звучать как «маоз».

 

Аналог звука сугубо индивидуальный по акустическому эффекту и выполняет в речевой системе ребенка ту же фонематическую функцию, что и нормированный звук. Нарушаются не все звуки: при различных индивидуальных особенностях произнесения аккустический эффект при произнесении губных (взрывных и сонорных) и переднеязычных взрывных и сонорных согласных оказывается в пределах нормы. Практически не встречается искажений губно‑зубных («Ф» – «Ф’», «В» – «В’»).

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.85.178 (0.006 с.)