Общая характеристика речевых нарушений 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Общая характеристика речевых нарушений



 

Речевые нарушения характеризуются следующими особенностями:

возникнув, нарушение, как правило, закрепляется, а не исчезает самостоятельно;

нарушение может отражаться на общем психическом развитии;

нарушение обязательно требует логопедического вмешательства.

 

Логопедическое воздействие, как правило, проводится комплексно и затрагивает следующие направления:

развитие сенсорных функций;

развитие общей речевой моторики;

развитие внимания, памяти и познавательной деятельности в целом;

коррекцию нарушения речи и развитие речи;

формирование и коррекцию личности;

воздействие на социальное окружение ребенка (работа с родителями).

 

Что может и должен делать логопед:

«пробудить» речь при полном ее отсутствии;

«перевоспитать» неправильно сформированную речь;

работать в контакте с другими специалистами, рекомендовать и опираться на другие формы лечения в тех случаях, когда это необходимо. Это может быть медицинское воздействие, включающее лекарственную терапию, хирургическое вмешательство, психотерапию, массаж, ЛФК.

 

Виды нарушений речи

 

Виды нарушений речи классифицируются по‑разному, однако принято выделять некоторые общие направления.

Нарушения устной речи:

нарушения произносительной стороны речи (дислалия, дизартрия, ринолалия, нарушения темпоритмической организации речи, нарушения голоса);

системные нарушения речи (алалия у детей, афазия у детей и взрослых).

 

Нарушения письменной речи:

• дисграфия (нарушение письма),

• дислексия (нарушение чтения).

 

Безусловно, работать с нарушениями речи, проводить диагностику и назначать терапию должен специалист. Но и в домашних условиях у вас есть возможность помочь своему ребенку научиться говорить чисто и правильно.

В следующих главах этой книги вы узнаете, как работать с некоторыми наиболее распространенными речевыми нарушениями дома.

Мы вполне сознательно не рассматриваем тяжелые нарушения речи, поскольку в этом случае однозначно необходима консультация специалиста, а любая «самодеятельность» может навредить.

Ну а если проблема не столь серьезна, вы уже получили консультацию и необходимые назначения и чувствуете в себе потребность и силы работать и победить – начинайте, а мы вам в этом поможем.

 

Часть 2

Самые распространенные нарушения речевого развития

 

Дислалия

 

Что общего у мило картавящей барышни и незадачливого логопеда «с улицы Кой‑кого»? На первый взгляд, конечно, ничего, но если мы присмотримся, а точнее, прислушаемся, мы поймем, что оба этих персонажа в разной степени страдают одним и тем же нарушением речи, которое называется нарушение звукопроизношения, или дислалия.

Дислалия – такое нарушение звукопроизношения, при котором произнесение искажено как бы само по себе.

То есть ребенок или взрослый не страдает никакими нарушениями слуха, его речевой аппарат в порядке, но тем не менее нарушение речи налицо.

Дислалия проявляется в искаженном произнесении звуков, заменах одних звуков другими, смешениях звуков и даже их пропусках при полной сохранности остальных речевых операций.

По данным отечественных и зарубежных исследований, недостатки произношения имеются у 25–30% детей дошкольного возраста (5–6 лет), у 17–20% детей школьного возраста (1–2‑й класс). У детей более старшего возраста недостатки произношения занимают не более 1%. Как видим, случай распространенный, но при этом не критический. Сегодня нарушения произношения успешно искореняются в 99% случаев – конечно, не сами по себе, а с помощью работы по исправлению этих нарушений.

И еще такой момент. Чем раньше вы приступите к коррекционной работе, тем быстрее вы увидите ее результат. Исправлять звукопроизношение подростка, которое годами закреплялось в положении «неправильно», значительно тяжелее, чем устранить проблему, когда ребенок только начинает говорить.

 

Формы дислалии

 

Дислалия – распространенное нарушение речи и, конечно, весьма многообразное. В среде специалистов принято выделять несколько ее форм, которые обусловлены локализацией нарушения и причинами их возникновения.

 

Функциональная дислалия

 

О ней мы можем говорить в тех случаях, когда не наблюдается нарушений строения периферического речевого аппарата (челюстей, языка, нёба, зубов). Эта форма дислалии возникает в детском возрасте в процессе усвоения системы произношения. При этом нарушается воспроизведение одного или нескольких звуков.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 171; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.21.233.41 (0.005 с.)