Стертая дизартрия и дислалия – в чем отличие? 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Стертая дизартрия и дислалия – в чем отличие?



 

Как же отличить стертую дизартрию от дислалии, если внешние проявления этих расстройств во многом схожи? Специалисты выделяют ряд признаков, которые, прямо или косвенно, могут помочь такой диагностике.

В раннем возрасте малыши‑дизартрики плохо берут грудь, вяло сосут, их дыхание поверхностное и учащенное, аритмичное. В дальнейшем может наблюдаться незначительная задержка речевого и психомоторного развития. Невропатологи выявляют наличие неврологической микросимптоматики (стертые парезы, ММД, особенности общей и речевой моторики и др.).

При дислалии нарушено только произнесение звуков, а при стертой дизартрии – вся фонетическая сторона речи (голосообразование, дыхание, просодика, звуки).

При дислалии страдают, как правило, только сложные по артикуляции согласные звуки. При стертой дизартрии страдают как сложные, так и простые согласные, гласные звуки. Косноязычие в этом случае всегда затрагивает множество звуков и их групп.

Динамика коррекции и результат более благоприятны при дислалии (за исключением механической).

При стертой дизартрии более выражены нарушения речевой моторики.

 

Необходимо еще раз подчеркнуть, что хороший специалист‑логопед в большинстве случаев обязательно рекомендует дополнительное неврологическое обследование. Не отмахивайтесь от этой рекомендации и проведите полную диагностику!

Сам логопед наверняка обратит внимание на определенные клинические признаки, помогающие подтвердить стертую дизартрию. Обычно в этом случае у малышей наблюдаются:

нарушения мышечного тонуса в речевой мускула туре;

ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений из‑за параличей и парезов мышц артикуляционного аппарата;

нарушения голосообразования и дыхания.

Дизартрия нередко сочетается с недоразвитием других компонентов речевой системы (фонематического слуха, лексико‑грамматической стороны речи).

 

 

«Домашняя» диагностика дизартрии

 

Помимо общего осмотра ребенка логопед наверняка проведет так называемые функциональные пробы, которые помогут в точной диагностике дизартрии. Кстати, эти пробы вы вполне можете провести и дома, а затем поделиться своими наблюдениями со специалистом. Но точно поставить диагноз по этим пробам может только специалист.

 

Проба 1

Попросите ребенка открыть рот, высунуть язык и удерживать его прямо и неподвижно. Одновременно возьмите какую‑нибудь игрушку и перемещайте ее в боковых направлениях, побуждая ребенка следить за ней глазами. Если в момент движения глаз вы наблюдаете какие‑либо отклонения языка в ту же сторону, это говорит о большой вероятности наличия дизартрии.

 

Проба 2

Положите руку на шею ребенка и в то же время попросите его выполнить некоторые движения языком (например, повторить за вами какое‑то артикуляционное упражнение). О дизартрии будет свидетельствовать появившееся в момент таких движений ощутимое напряжение шейной мускулатуры. В некоторых случаях могут наблюдаться даже непроизвольные движения, такие как закидывание головы назад.

Родителям, которые подозревают у своего малыша дизартрию, чтобы подтвердить или опровергнуть свои опасения, нужно обратить внимание на следующие моменты.

1. Как ребенок ест. Такие малыши плохо берут грудь, вяло сосут, обычно плохо прибавляют в весе, потому что ограничение подвижности лицевой мускулатуры не позволяет им в полной мере использовать «мощности» материнской груди, и они банально не наедаются. Дети с дизартрией сравнительно поздно начинают жевать, так как этот процесс требует от них значительных усилий. Очень часто подросший ребенок с дизартрией плохо ест и особенно горячо протестует против твердой пищи: моркови, яблок и пр. Опасность в том, что, ограничивая или вообще не давая ребенку такую пищу, можно еще больше затормозить развитие жевательной мускулатуры.

2. Такие малыши довольно неуклюжи в движениях, которые требуют точной и скоординированной работы различных групп мышц. Мелкая моторика в таком случае тоже развита недостаточно, и над проблемой застегивания пуговиц и завязывания шнурков родителям требуется изрядно потрудиться. Непросто дается малышам рисование, лепка, вырезание – в общем, те занятия, которые требуют определенной сосредоточенности и координации.

3. Страдает и общая моторика. У детей могут отмечаться некоторые нарушения координации и чувства равновесия, им сложно выполнять определенные двигательные упражнения и танцевать, потому что соотнесение движений с музыкой и быстрый переход с одного движения на другое для них – серьезная проблема.

Если вы заметили у малыша такие особенности, это существенный повод для консультации с невропатологом.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 59; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.118.126.241 (0.007 с.)