Виды философского иррационализма 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Виды философского иррационализма



Предшественниками иррационализма в философии были Ф. Г. Якоби, и, прежде всего, Г. В. Й. Шеллинг. Но, как утверждал Фридрих Энгельс, работа Шеллинга Философия откровения (1843) представляет собой «первую попытку сделать из преклонения перед авторитетами, гностических фантазий и чувственной мистики свободную науку мышления».

Ключевым элементом иррационализм становится в философиях С.Кьеркегора, А. Шопенгауэра и Ф. Ницше. Влияние этих философов обнаруживается в самых различных направлениях философии (прежде всего немецкой), начиная с философии жизни, неогегельянства, экзистенциализма и рационализма вплоть до идеологии немецкого национал-социализма. Даже критический рационализм К. Поппера, часто называемый автором самой рациональной философией, характеризовался как иррационализм (в частности, австралийским философом Д. Стоувом). Необходимо мыслить дислогично, соответственно, иррационатьно, чтоб познать иррациональное. Логика - рациональный способ понания категорий бытие и небытие, можно мыслить(на сколько это возможно), что иррациональный способ познания кроется в дислогикичных методах.

Иррационализм в современных философских системах

Современная философия во многом обязана иррационализму. Явно выраженные очертания современный иррационализм имеет прежде всего в философии неотомизма, экзистенциализме, прагматизме и персонализме. Элементы иррационализма можно найти в позитивизме и неопозитивизме. В позитивизме иррационалистические предпосылки возникают вследствие того, что построение теорий ограничивается аналитическими и эмпирическими суждениями, а философские обоснования, оценки и обобщения автоматически смещаются в сферу иррационального. Иррационализм обнаруживается везде, где утверждается, что существуют области, которые принципиально недоступны рациональному научному мышлению. Такие сферы можно условно разделить на субрациональные и трансрациональные.

Субрациональные области в иррационализме

Под субрациональными сферами иррациональных субъективно-идеалистических мировоззрений можно понимать, к примеру, такие понятия как:

воля (у Шопенгауэра и Ницше)

душа (у Л. Клагеса)

инстинкт (у З. Фрейда)

жизнь (у В. Дильтея и А. Бергсона)

Трансрациональные области объективно-идеалистических мировоззрений

К трансрациональным областям в объективно-идеалистических мировоззрениях могут относиться следующие классы понятий:

идея божества (во всех формах религиозной философии таких как, например, неотомизм)

понятия единого, первопричины, которые не поддаются рациональному постижению, характерные для самых различных философий от Плотина до М. Хайдеггера.

экзистенция (у С. Кьеркегора и К. Ясперса)

Арациональные воззрения в иррационализме

Философские системы, которые противопоставляют себя рационализму, не всегда являются антирационалистическими. Они могут характеризоваться как арационалистические в том случае, если утверждается что формы познания являются чем-то иным нежели разум и рассудок (подобно «просветлению экзистенции» («Existenzerhellung») у К. Ясперса), никак не соотносятся с последними и не могут быть сведены к ним.

Философский иррационализм объявляет недоступные объективному рациональному анализу области истинно творческим началом (например, жизнь, инстинкт, воля, душа) и противопоставляет их механицизму мёртвой природы или абстрактного духа (к примеру elan vital (жизненный порыв) у Бергсона, Wille zur Macht (воля к власти) у Ницше, Erlebnis переживание) у Дильтея и т. д.).

 

10. «Онтологический поворот» в философии ХХ века

 

11. Экзистенциально-феноменологическая философия: основные идеи и представители (Кьеркегор, Гуссерль)

 

Феноменоло́гия (нем. Phanomenologie — учение о феноменах) — направление в философии XX века, определявшее свою задачу как беспредпосылочное описание опыта познающего сознания и выделение в нем сущностных, идеальных черт.

Основателем направления был Эдмунд Гуссерль, к непосредственным предшественникам можно отнести Франца Брентано и Карла Штумпфа. Исходный пункт феноменологического движения — книга Гуссерля «Логические исследования», ядром которой выступает понятие интенциональности.

Главные моменты в развитии феноменологии: возникновение её многообразных интерпретаций и противостояние её основных вариантов, учений Гуссерля и Хайдеггера; применение феноменологического метода в психологии и психиатрии (Бинсвангер), этике (Шелер), эстетике (Ингарден), праве (Райнах) и социологии (феноменологическая социология А. Щюца, социальный конструктивизм), философии религии, онтологии, философии математики и естествознания, истории и метафизике (Ландгребе), теории коммуникаций (Вилем Флуссер); влияние на экзистенциализм, персонализм, герменевтику и другие философские течения; широкое распространение в Европе, Америке, Японии и некоторых других странах Азии. Крупнейшие центры феноменологии — Архивы Гуссерля в Лувене (Бельгия) и Кёльне (Германия), Международный институт перспективных феноменологических исследований и образования (США), издающий ежегодник «Analecta Husserliana» и журнал «Phenomenology Inquiry».

Феноменология началась с тезиса Гуссерля «Назад, к самим вещам!», который противопоставляется распространенным в то время призывам «Назад, к Канту!», «Назад, к Гегелю!» и означает необходимость отказаться от построения дедуктивных систем философии, подобных гегелевской, а также от редукции вещей и сознания к каузальным связям, изучаемым науками. Феноменология, таким образом, предполагает обращение к первичному опыту, у Гуссерля — к опыту познающего сознания, где сознание понимается не как эмпирический предмет изучения психологии, но как «трансцендентальное Я» и «чистое смыслообразование» (интенциональность).

Выявление чистого сознания предполагает предварительную критику натурализма, психологизма и платонизма и феноменологическую редукцию, в соответствии с которой мы отказываемся от утверждений относительно реальности вещественного мира, вынося его существование за скобки.

Экзистенциализм

Экзистенциали́зм (фр. existentialisme от лат. exsistentia — существование), философия существования — направление в философии XX века, рассматривающее человека как уникальное духовное существо, способное к выбору собственной судьбы. Экзистенция трактуется как противоположность эссенции (сущности). Если судьба вещей и животных предопределена, то есть они обладают сущностью прежде существования, то человек обретает свою сущность в процессе своего существования. Основным проявлением экзистенции является свобода, которая подразумевает тревогу за результат своего выбора.

Необходимо признать, что экзистенциализм как философское направление никогда не существовал и не существует. Противоречивость этого исходит из самого содержания «экзистенции», так как она по определению индивидуальна и неповторима, означает переживания отдельно взятого индивида, непохожего ни на кого. Неким аналогом экзистенции можно считать душу человека.

Исходя из этой противоречивости, следует уточнять, что практически никто из мыслителей, причисляемых к экзистенциализму, не был в действительности философом-экзистенциалистом. Единственным, кто четко выражал свою принадлежность к этому направлению, был Ж-П. Сартр. Его позиция была обозначена в докладе «Экзистенциализм — это гуманизм», где он и предпринял попытку обобщить экзистенциалистские устремления отдельных мыслителей начала XX века.

Содержание учения

Идейные истоки экзистенциализма — философия жизни, феноменология Гуссерля, религиозно-мистическое учение Кьеркегора. Различают экзистенциализм религиозный (Марсель, Ясперс, Бердяев, Бубер) и атеистический (Хайдеггер, Сартр, Камю).

В философии существования нашёл отражение кризис оптимистического либерализма, опирающегося на технический прогресс, но бессильный объяснить неустойчивость, неустроенность человеческой жизни, присущие человеку чувство страха, отчаяния, безысходности.

Экзистенциализм — иррациональная реакция на рационализм Просвещения и немецкой классической философии. По утверждениям философов-экзистенциалистов, основной порок рационального мышления состоит в том, что оно исходит из принципа противоположности субъекта и объекта, то есть разделяет мир на две сферы — объективную и субъективную. Всю действительность, в том числе и человека, рациональное мышление рассматривает только как предмет, «сущность», познанием которой можно манипулировать в терминах субъекта-объекта. Подлинная философия, с точки зрения экзистенциализма, должна исходить из единства объекта и субъекта. Это единство воплощено в «экзистенции», то есть некой иррациональной реальности.

Согласно экзистенциалистскому учению, чтобы осознать себя как «экзистенцию», человек должен оказаться в «пограничной ситуации» - например, перед лицом смерти. В результате мир становится для человека «интимно близким». Истинным способом познания, способом проникновения в мир «экзистенции» объявляется интуиция («экзистенциальный опыт» у Марселя, «понимание» у Хайдеггера, «экзистенциальное озарение» у Ясперса), которая являет собой иррационалистически истолкованный феноменологический метод Гуссерля.

Значительное место в экзистенциализме занимает постановка и решение проблемы свободы, которая определяется как «выбор» личностью одной из бесчисленных возможностей. Предметы и животные не обладают свободой, поскольку сразу обладают «сущим», эссенцией. Человек же постигает своё сущее в течение всей жизни и несёт ответственность за каждое совершённое им действие, не может объяснять свои ошибки «обстоятельствами». Таким образом, человек мыслится экзистенциалистами как самостроящий себя «проект». В конечном итоге, идеальная свобода человека - это свобода личности от общества.

 

12. Категориальные структуры бытия и мышления

 

Философия в отличие от естественных и гуманитарных наук не связана с какими-то отдельными наблюдениями или экспериментами в отношении конкретных объектов или явлений. Философия, опираясь на результаты науки и вообще на весь человеческий опыт, пытается выстроить цельную картину мира. При этом философия использует свой собственный научный аппарат исследования – систему категорий.

Философские категории – это обобщенные и отвлеченные, т.е. абстрактные понятия. Они не соотносятся непосредственно ни с каким конкретным предметом или явлением. Для того, чтобы такое соотнесение произвести, эти категории необходимо преобразовать в конкретные понятия и образы чувственного познания, в понятия и умозаключения рассудочной и разумной деятельности, применимые именно к тому объекту или явлению, которое познает, изучает, исследует человек.

Мышление – это способ практического и теоретического познания человеком действительности. Размышляя, человек оперирует категориями. Категории – это элементы, кирпичики человеческой мысли. Человек думает и решает умственные задачи с помощью категорий, может быть, даже не вполне осознавая этого. 

Категории мышления – это фундамент, на котором выстраивается множество понятий, выражаемых словами того языка, на котором говорит и на котором думает человек. Например, философская категория возможности в русском языке выражается понятиями «мочь», «быть способным», «иметь возможность», «реальная возможность», «хорошая возможность» и т.п., и их антонимами – «быть не в состоянии», «не мочь», «не иметь возможность» и т.п. Когда человек говорит: «Я могу», он, сам того не осознавая обращается к философской категории возможности. Точно также в своей обыденной речи и в научном языке человек выстраивает свои мысли и свой устный разговор на основе множества других философских категорий, подразумевая их: целое и часть, всеобщее, общее, частное, качество, мера, количество, движение, пространство, время, явление, результат, действительность и т.п. Понятия соответствуют категориям, но не существует четкой зависимости «одна категория – одно понятия». Понятий, относящихся к одной категории может быть много, как в прниведенном выше примере, когда к категории возможности относится целый ряд понятий

Мышление осуществляется посредством языка. И именно язык является основным способом выражения категорий и основанных на них понятий. Помимо этого категории могут выраждаться образами, возникающими в сознании человека без использования языка. Например, образ золотой середины – т.е. наилушей меры, или образ течения времени, т.е. всеобщего изменения, или образ брошенного жребия, т.е. случайного выбора, случайности.

Но мышление не осуществляется ни о чем. Оно осуществляется о бытии, о том, что окружает человека. Поэтому категории мышления одновременно явлются категориями бытия.

       Фундаментальной философской категорией является категория бытия. Вся философская проблематика вырастает из категории бытия, причем вырастает также в своих собственных категориях - небытие, существование, сущность, сущее, субстанция, пространство, время, материя, становление, качество, количество, мера, конечность, бесконечность, реальность и т.п.

       Сама категория бытия ничего не характеризует и не определяет. Эта категория фиксирует существование мира, человека, его мышления, а также указывает на всеобщую связь между зафиксированными объектами и явлениями. В этом смысле бытие – это сумма множества других категорий, с помощью которых фундаментальная категория бытия раскрывается и объясняется, познается. Это множество категорий называется категориями бытия, которые одновременно являются и категориями мышления, поскольку бытие не присутствует для человека как нечто запредельное. Бытие осмысливается и познается человеком. Благодаря категориям бытия человек способен анализировать отдельные происходящие в бытие процессы и явления, отдельные вещи или комплексы вещей, наполняющих собой бытие. Основные категории бытия – движение (способ существования материи), пространство и время (формы существования материи), качество, количество, мера, причина, следствие – характеристики бытия.

       Категории бытия взаимосвязаны между собой и в определенных условиях переходят друг в друга: случайное становится необходимым, единичное — общим, количественные изменения влекут за собой изменения качества, следствие превращается в причину.

       Путем использования категорий мышления человек воспринимает самые различные стороны бытия, его закономерности. Все вместе категории мышления и бытия отражают единство мира, всеобщую связь, взаимодействие и развитие явлений, процессов, вещей и организмов, включая человека.

       Категориальная структура мышления достаточно устойчива – значительная часть категорий была сформулирована еще в античной философии. С другой стороны, содержание категорий подвижно. Например, совершенно различно содержание категории времени в античной философии, в Новое время и в наши дни. Такое изменение содержания категорий связано с накоплением человечеством знаний, с успехами науки.

Категории мышления и соответствующие им категории бытия не являются хаотичным награмождением слов. Категории располагаются парами или триадами – например, «пространство – время», «необходимость – случайность», «причина – следствие», «качество – количество – мера». В философии пытаются установить связи между категориями еще более высокого порядка – не между отдельными категориями в парах или триадах, а между самими парами (триадами) категорий, между семействами категорий.

       Каждая категория сама по себе является системой, поскольку в нее входят другие – более частные, более конкретные категории – субкатегории. Например, в категории пространства можно выделить субкатегории размерности, протяженности, взаиморасположенности, выражаемые, в свою очередь, в русском языке различными понятиями – длинна, ширина, высота, граница, горизонт и т.п.

       Существуют также межкатегориальные понятия, т.е. понятия, относящиеся сразу к нескольким различным категориям, являющиеся связкой между ними. Например, понятие длинны одновременно относится и к категории количества, и к категории пространства. Аналогично – понятие объема.            

       Если посмотреть внимательно на все категории бытия и мышления, которые используются человеком для осмысления самого себя и окрыжающего его мироздания, то можно заметить, что эти категории могут переходить одна в другу, и уж во всяком случае они четко взаимсвязаны и взаимозависимы. Например, категория целого и категория части. Очевидно, что без одного не может быть другого. При этом то, что является частью одного, одновременно является целым для другого. Например, моя рука – это часть тела и одновременно она моя конечность, т.е. само по себе некое целое. Или категории действительности и возможности. Очевидно, что возможность может стать действительностью и наоборот. Или категории причины и следствия. Каждое следствие имеет свою причину, и, одновременно, является причиной для следующего следствия. Все категории плавно и органично переходят одна в другу. Каждая категория зависит от другой категории в своей паре. Без причины нет следствия и наоборот. Не может быть только действительности и не быть возможности и т.п.

       Иными словами, категории связаны между собой какими-то закономерностями. Эти закономерности носят название категориальных законов или законов диалектики. Первооткрывателем этих законов явился великий немецкий философ Георг Фридрих Гегель.

       Он рассматривал диалектику, т.е. связи, переливы и переходы одна в другую между категориями. Определял как одна категория может развиться в другую. В результате им было сформулировано три основныхэ диалектических (или категориальных) закона:

1) Закон отрицания отрицания.

Данный закон утверждает, что в процессе развития каждая следующая ступень является отрицанием предыдущей ступени, и, одновременно, отрицанием самого этого отрицания, так как на новой ступени все равно воспроизводятся пусть и в изменившемся предмете (явлении) его прежние качества. Проще говоря, в любом развитии (и прогрессивном и регрессивном) в живой или неживой природе, в человеке и в обществе всегда сочетаются моменты разрушения старого и моменты преемственности по отношению к старому. Новое – есть обогащенное и измененное старой, напоминающее собой старое. Например, феодальное общество явилось отрицанием рабовладельческого и, одновременно, сохранило его черты, поскольку и в феодальном обществе существовал класс лично зависимых (крепостных) крестьян. Или, домашнее, прирученное животное есть отрицание дикой жизни его предков. Но при этом домашнее животное сохраняет многие биологические особенности своих диких предков.

       2) Закон перехода количественных изменений в качественные. Этот закон проясняет механизмы развития, утверждая, что в процессе развития накапливаются количественные изменения, которые при определенных условиях однажды переходят в качественные. Т.е. возникает новый объект, новое явление. Причем, это новое явление может как прогрессивным, так и регрессивным. Не обязательно количественные изменения обязательно приводят к прогрессу. Например, количественное увеличение какой-либо определенной группы людей, всегда приводит к ее качественному преобразованию. Например, такая группа может стать партией, т.е. политической силой. Дальнейшее увеличение количества ее членов может привести к ее перерождению, к утрате ею авторитета и возникновению власти узкой группы партийного руководства. Другой пример – количественные изменения внешних признаков собаки, вызванные естественно или искуственно (например, при разведении новой породы) действительно приводят к появлению такой новой породы, т.е. к возникновению нового качества.

       3) Закон взаимодействия (единства и борьбы) противоположностей. Этот закон выражает саму суть развития, то, что является его движущей силой. Это – взаимодействие различных качеств и свойств предметов и явлений. Именно такое взаимодействие заставляет само явление или предмет развиваться. В человеческом обществе борються и одновременно взаимодействуют друг с другом, подстраиваются друг под друга индивиуальные желания и личные цели каждого и общая цель всех. В неживой природе одновременно действуют центробежные и центростремительные силы. Звездные тела одновременно испытывают притяжение друг к другу, но и отталкивание, поскольку обладают магнитным полем с разными полюсами. Противоположности – это противоречия. Победа одного из них ведет к переходу всей системы (явления или предмета) в новое состояние, т.е. к ее изменению, прогрессивному или регрессивному. Например, сопротивляющаяся вырубке лесов природа отвечает на это тем, что очищенные места заболачиваются или покрываются кустарником. Противоречия в обществе между индивидуальным и общественным могут разрушить все это общество путем революции, смены политической системы.

       Законы диалектики не существуют в отрыве один от другого. Они проявляют свою силу одновременно в каждом явлении, в каждом процессе. Например, противоречия в обществе между индивидуальным и общественным приведут к разрушению старой политической системы в том случае, если будет накоплено необходимое количество недовольства старыми порядками. И возникшая новая политическая система будет новым качеством, а также отрицанием старой системы, но при этом вберет в себя многое из старого.

Гегелевская диалектика была идеалистична, поскольку он разработал ее применительно именно к категориям, т.е. к философским абстракциям. Иными словами, Гегель вывел свои законы путем только размышления и безотносительно к реальному миру, он - Но ведь каждая такая абстракция, каждая категория имеет свое отражение в реальной жизни. Через соответствующие им понятия все философские категории отражают реальный мир. В реальном мире ведь есть целое и части целого, явления имеют причины и следствия, реальный мир пространственнен и подчинен течению времени и т.п. Следовательно, категориальные гегелевские законы диалектики распространяются на явления и процессы реального мира, причем, любого. И мира живой природы, и мира неживой природы. Естественно, распространяются они и в отношении человека и человеческого общества. Такое понимание диалектики – не как мира движения и перелива одна в другу философских абстракций, а как реального мира во всем его многообразии, мира постоянно развивающегося – является материалистическим.

 

13. Понятие и образ природы в философии и науке

       Понятие природы одновременно является философским понятием и понятием из области естествознания. Ни в философии, ни в естествознании нет точного определения понятия природы. В зависимости от контекста и целей это понятие используется в самых разных смыслах.

       В самом широком смысле природа – это весь мир, вся Вселенная, включая нашу планету и проживающее на ней человечество. В этом смысле понятие природы совпадает с философским понятием бытия.

       В узком смысле природа – это среда обитания человека и прочих живых существ. Именно в таком смысле обычно используется понятие природы в естественных науках – биологии, зоологии, ботанике. Такое понимание природы выражено в понятии биосферы.

       В философии в таком узком смысле природу понимают также как непосредственно окружающий человека мир планеты Земля. Иногда уточняют, что в данном случае речь может идти о двух природах. Первая природа – естественная живая и неживая природа нашей планеты. Вторая природа – искусственная природа – т.е. созданная человеком среда его обитания – населенные пункты и сеть транспортных магистралей между ними.

       В любом смысле понятие природы подразумевает окружающий человека мир, который существует вне человека и помимо человека, и одновременно с участием человека как важнейшего организма живой природы.

       В истории философии образ природы воспринимался по-разному. С одной стороны, природой являлось все сущее, т.е. весь окружающий человека земной и космический мир. С другой стороны под природой подразумевалась сущность каждого отдельного предмета большой природы. Отсюда идут выражения «о природе вещей», «о природе явлений», «о природе человека». Родоначальниками такого разносмыслового использования понятия природы являются античные философы, и эти смыслы природы сохранились до наших дней и широко используются и в философском языке, и в научном языке, и в обыденном общении.

       Нельзя не отметить, что европейская философия обязана природе как таковой своим рождением, поскольку именно в качестве философии природы – натурфилософии возникла и первые столетия своего существования развивалась философия. Первые философские учения возникли именно в результате наблюдения античных мудрецов за предметами и явлениями окружавшей их живой и неживой природы. Таковы милетская и элейская школы натурфилософии, таковы пифагорейцы и первые атомисты.

       Своим непосредственным предшественником античная натурфилософия имела миф, в котором природное и человеческое были слиты воедино. Мифилогическое мировоззрение античного человека исходило из того, что в целом природные стихии господствуют над человеком и неподвласты ему. Но при этом сам человек является безусловной частью природы. И, наконец, что природные явления имеют человеческое подобие, т.е. свое лицо, свой характер, свою индивидуальность. За каждым природным явлением скрывается божество. У древних греков таких божеств было исключительное множество – боги лесов, боги полей и лугов, боги отдельных выдающихся деревьев, боги океана и морей, боги отдельных рек, боги домашнего очага, боги ветров и т.п. Исключительной заслугой древних, утраченной в последующие эпохи, было четкое представление о полной гармонии человека и природы, их равноправных отношений, понимание красоты природы как таковой и природной красоты человека.

       Средневековье принесло новое понимание природы. Теперь природа рассматривалась как божье творение, что означало совершенство и красоту природы. Но человек имел приоритет над природой, поскольку также являлся божьим творением, но при этом – по образцу и подобию божиему. Т.е. человек был сотворен не одновременно с природой, а отдельно от нее особым актом творения. Человек, таким образом, становился надприродным существом. Смыслом жизни человека было теперь не поддержание гармонии с природой, а ценности религиозного характера – отдание всего себя служению Богу, познание Бога, укрепление в вере и т.п.

       Эпоха Возрождения потребовала возврата к идеалам античности, но только в части утверждения гуманистических ценностей, освобождения человека от статуса раба Божьего. Возрождение не вернулось не пониманию гармонии природы и человека, но, наоборот, заложило основы идей подчинения и преобразования природы, которые стали господствующими в Новое время, а также в течение всего 20 века. Природа стала рассматриваться просто кладовой и подсобным помещением для индустриального человека. Очень сильно такие настроения были выражены в совестком социалистическом обществе, прямо призывавшем своих членов на борьбу с природой.

       Новое время также дало начало механистическому представлению о природе. Она воспринималась в качестве сложно механизма, подобного часам, в котором нет ничего одухотворенного.

       Сегодня начатый в эпоху античности круг замыкается и человек снова подходит в осознанию необходимости жизни в гармонии с природой, с ее бережным использованием, с идеей помощи природе в воспроизводстве и взятия у природы только минимально необходимого, что позволит не нарушить биологический баланс. Теперь природа мыслиться не механизмом, а организмом. Однако основным мотивом для утверждения экологических ценностей теперь уже является страх в том, что окончательно погубив природу, человек уничтожит собственную среду обитания, а значит – и себя самого.

       Важным вопросом философского осмысления природы является вопрос о соотношении природного и социального в развитии человека. Природное является непременным условием существования человечества. Природа – естественная среда обитания человека. Само развитие человеческого общества является частью процесса развития природы. Связь человеческого общества с природой заключается не только в удовлетворении потребностей людей за счет природы, но и в удовлетворении культурных, творческих, эстетических потребностей.

       В истории философии и в науке присутствуют теории, указывающие на определяющую роль природных условий в развитии человека и общества. Это так называемые географические или климатические теории. Например, различия в технологическом и культурном уровне между народами северных стран и южных стран объясняется тем, что южная природа гораздо более удобна для жизни человека, поэтому южные народы менее активны в труде, менее предприимчивы, а потому и менее развиты в экономическом и культурном плане по сравнению со своими северными соседями.

       Климатические условия, конечно, влияют на развитие общества, но считать такие факторы определяющими нет оснований, в противном случае наиболее развитыми народами являлись бы не жители умеренных широт, а эскимосы.

       Если для философии природа – это феномен осмысления закономерностей человеческого бытия и развития человеческого сознания, то для естественных наук природа в целом и отдельные составляющие ее элементы – это объекты научного познания. В связи с исключительной специализацией естественных наук сегодня фактически каждый уголок природы, каждый природный объект имеет «своего ученого», является отдельной областью научного познания – окенология, лимнология, геология, спелеология, вулканология, метеорология, ботаника, зоология и т.п. Сам человек как часть природы является предметом изучения антропологии, социобиологии, психологии, медицинских наук. Наконец, отдельную область науки составляют исследования о влиянии человека на природу – экология.

 

14. Понятие закона природы: типология представлений о законе

 

Законы природы – это утверждения, которые выражают постоянное свойство или постоянную связь каких-либо явлений в живой или в неживой природе. Например, законом природы является закон сообщающихся сосудов, закон притяжения, теплопроводность металлов и т.п.

       Существенной характеристикой закона природы является его всеобщность. Описание единого факта не является законом природы. Законр всегда служит для выражения свойств, являющихся общими для целого ряда явлений или объектов. Например, то, что сегодня идет дождь – это не закон природы, а указание на единичный факт. Но то, что вода в состоянии пара составляет существенную часть атмосферы и участвует в круговороте воды в природе – это закон природы.

       Другая существенная черта закона природы – его необходимость. Само явление природы, либо связь между явлениями или связь между объектами должна быть обязательной. Одно должно определять другое или вытекать из другого, т.е. должна быть строгая причинно-следственная связь. Если хотя бы в одном случае такая связь не прослеживается, то закон природы перестает быть таковым, либо, по крайней мере, к нему формулируют исключение, и закон из абсолютного становиться относительным. Например, утверждение, что повышение температуры жидкости увеличивает скорость ее испарения, является законом природы. Между этими явлениями – увеличением температуры и скоростью испарения жидкости – существует жесткая зависимость. Но если однажды будет обнаружена жидкость с уникальным свойством безразличия к испарению вследствие любого повышения температуры, сформулированный нами закон природы перестанет быть таковым, либо будет сформулировано исключение из него.

       Если говорить кратко, что законами природы являются существенные, необходимые и повторяющие связи между объектами реального мира.

       В законах природы раскрывается сущность объектов, характер их существования и развития.

       Законы природы объективны, они существуют до нас и вне нас. Они не являются субъективным порождением нашей фантазии.

       По своему методологическому уровню законы природы деляться на эмпирические и теоретические. Эмпирические законы выражают связи между объектами и явлениями, которые мы можем наблюдать и оценивать опытным путем, в том числе с использованием специальной научной аппаратуры. Теоретические законы открывают нам более глубокие внутренние связи явлений. Мы формулируем теоретические законы общелогическими и специльно научными методами, в том чисе математическими, посредством введения теоретических понятий.

       Законы природы можно также классифицировать в зависимости от той области научного знания, в которой такие законы познаются. Так, можно говорить о физических законах, биологических законах, законах человеческой психики.

       Кто установил законы природы или ято является их причиной? На этот вопрос материалисты отвечают, что причиной этих законов является сама сущность объектов и явлений, их объективные свойства. Например, причиной закона электропроводности металлов является наличие свободных электронов в атомных оболочках. Другой ответ на поставленный вопрос заключается в том, что законы природы установлены Богом непосредственно в момент сотворения мира. Этой точки зрения придерживаются религиозные философы. В качестве сверхъестественной силы, установившей законы природы может фигурировать Высший Разум или Абсолют. Это – точка зрения идеалистов. Изначально в философии выражение «законы природы» использовалось именно для противопоставления «божественным законам».

       Среди законов природы имеются такие, в которые человек способен вмешиваться. Эта тема является сегодня исключительно актуальной в связи с проблемами экологии на планете. Также следует упомянуть важные этические аспекты вмешательства человека в законы наследственности живых организмов. Возможность и необходимость вмешательства человека в действие законов природы должна оцениваться с точки зрения морали, нравственности, а также вопроса о самом выживании человечества на планете.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 493; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.139.79.59 (0.05 с.)