Апофеоз Разума в Немецкой классической философии 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Апофеоз Разума в Немецкой классической философии



 

Эпоха Просвещения завершилась Великой французской революцией, однако вместо создания образцового государства Разума, напротив стало усиливаться агностическое влияние. Сомнения в разуме находят выражение в идее романтизма, предпочитающей разуму чувство, и в критической философии Канта, разум не отвергающей, но требующий ограничения. 

 

Иммануил Кант – виднейший представитель немецкой классической философии и один из крупнейших философов в истории человечества. Родился и всю свою жизнь провел в Кенигсберге (ныне – Калининград). Главные философские работы были написаны им в "критический" период - «Критика чистого разума», «Критика практического разума», «Критика способности суждения». Он утверждает, что мир объектов согласуется с формами нашего мышления, реальность как независимую от нашего разума и чувств константу, и является недоступной для познания. Познание начинается с опыта, но это не значит,. что оно целиком происходит из него. Знание оформляется в виде суждений об объектах.

Кант предлагает провести границу применимости разума: в этом состоит суть первого вопроса в Критике чистого разума. Что я могу знать?

Агностицизм – от греческого gnosis – знание и отрицательной приставки «а». Т.е., буквально, «незнание», «невозможность знания». Очень древняя философская установка, опирающаяся на вполне логичный тезис: «Мы можем полностью познать только то, что можем воспринимать нашими органами чувств – зрением, слухом, осязанием, обонянием. Все остальное мы можем только представлять или фантазировать с той или иной долей уверенности». То, что мы не видим, конечно, существует, но насколько наши представления о таком существовании соответствуют действительности, мы можем только предполагать. Примеров масса, как из микромира, так и из макромира. Например, атомы. Мы с использованием математических, физических и химических методов доказываем их существование и их поведение. Но никто и никогда не видел атомов воочию, а потому никто не может утверждать со 100-процентной вероятностью о том, что наши теории атомарного строения вещества полностью точны. То же самое можно сказать про черные дыры во Вселенной, про корпускулярно-волновую природу света, про многомерные пространства. Все это мы не ощущаем непосредственно, а потому только предполагаем, как именно они выглядят и как именно ведут себя. Но предположение не является 100-процентной действительностью. Мы можем угадать, а можем и не угадать. И даже не будем знать, угадали ли мы точно, как выглядят атомы, черные дыры, какие в них происходят процессы.

В результате знание заменяется верой. Мы верим в то, что есть атомы, что есть черные дыры. Хотя никто их никогда не видел. Сперва предполагали, что все это есть. Со временем наше предположение сменилось нашей устойчивой верой.

К настоящему времени агностицизм приобрел форму конвенционализма, т.е. договоренности о том, как должно выглядеть то, что мы не видим, а только предполагаем. Яркими примерами таких договоренностей между учеными являются представления об электрическом токе, как потоке электронов, конвенционной является Периодическая таблица химических элементов, расставленных в строгом порядке по атомным весам, т.е. количеству электронов в атомных оболочках, конвенционными являются представления о Большом взрыве, породившем нашу Вселенную. Примеров масса.

       Виднейшим представителем агностицизма в новое время являлся шотландский мыслитель Дэвид Юм (1711 – 1776), оказавший влияние на философию Канта. Именно он предложил оценивать человеческое знание того, что не может быть воспринято нашими органами чувств, как веру.

       Важно отметить, что агностицизм не отвергает науку как таковую, не отвергает роль научных гипотез, опытов. Научные опыты, математические расчеты, по мнению мыслителей агностического направления, являются дополнительными свидетельствами, которые подкрепляют веру в существование того, что мы не можем видеть и осязать.

       Агностицизм Канта. Агностицизм Канта следует взять в кавычки. Кант не был агностиком в смысле полного отрицания способности человека к познанию мира, иначе, как своими органами чувств (зрением, слухом, осязанием, обонянием). Кант не отрицал важность науки и научных методов. Наоборот, сам агностицизм Канта возник как плод его размышлений о совершенных Ньютоном открытиях основных законов механики. Открытия Ньютона показали, что человек может раскрывать законы природы, которые он не может ощущать непосредственно. Например, законы движения космических тел. Для таких открытий человек использует свое, как говорил Кант, априорное знание мира, т.е. знание, которое изначально содержится в разуме человека, а не приобретено на основе личного опыта. Например, априорным знанием является утверждение, что не могут существовать тела, не имеющие массу.

       Используя свое априорное знание, человек познает вещи, которые никак не контактируют с человеком. Не видимы, не слышимы, не ощущаемыми им. Но они, тем не менее, существуют, и человек пытается их понять.

В связи с научными открытиями Ньютона перед Кантом возник важнейший вопрос о том, где пролегают границы познания человеком мира. До какой степени мы можем понять природу и сущность вещей, которые нами не ощущаются. В эпоху Канта такими вещами были атомы, вселенная. Сегодня это – кварки, черные дыры.

Агностицизм Канта опирался на очень простую идею – то, что мы не можем проверить опытным путем, т.е. непосредственно зафиксировать зрением, слухом, ощущениями, - не может быть познано нами до конца, со 100-процентной определенностью. Оно остается в области наших предположений, одни из которых более основательны, а другие – менее.

Кант полагал, что главную трудность в познании мира являет собой сам человек, точнее – его разум. Он противоречив. Пытаясь познать мир все глубже и глубже, разум рождает противоречия (как их называл Кант – антиномии). Можно убедительно доказывать, что мир бесконечен, но можно доказывать, что мир – конечен. Можно доказывать, что Бог есть, но можно доказывать, что Бога нет. И никто из спорящих сторон не будет прав или не прав.

Центральным понятием агностической философии Канта является понятие «вещи в себе» или «вещи самой по себе». Любые предметы материального мира одновременно являются «вещами в себе» и явлениями, т.е. имеют двойственную природу. Любой предмет материального мира познаваем только как явление, и в этом смысле он – феномен или «вещь для нас», но как вещь в себе он не познаваем до конца в принципе.

       В качестве примера кантовской «вещи в себе» и явления можно взять любой, даже самый обыденный предмет. Например, стеклянный стакан. Он имеет определенную форму, массу, цвет или бесцветность, прозрачность, на ощупь он гладкий. Все это мы понимаем, разглядывая и ощупывая стакан. Все перечисленные характеристики стакана – это его явления, которые мы можем познать своими органами чувств. Форма станка – цилиндрическая, стакан цветной или прозрачный и т.п. То, как мы ощущаем предмет, это – его явление нам. Но в стакане есть нечто, что мы не видим и не ощущаем. Мы не видим атомов, из которых состоит стакан, но мы верим, что он состоит именно из атомов, поскольку это предположение об атомарном строении любого вещества является всеобще признанным, стало верой. Если однажды станет возможным с использованием специальных приборов увидеть атомы, из которых состоит стакан, немедленно встанет проблема о наличии еще более мелких частиц – кварков, из которых состоят атомы стакана. Мы снова будем предполагать и верить, что такие кварки существуют в реальности. И так до бесконечности. Стакан как совокупность атомов или еще более мелких частиц – кварков – является вещью в себе. И в этом своем качестве он не познаваем до конца в принципе, поскольку ни атомы, ни кварки никак не ощущаются нами.

       Реальный мир – это мир вещей в себе. Он не может быть познан нами полностью и со 100-процентной достоверностью. То, что мы познаем – это мир явлений, т.е. тех характеристик вещей, которые мы воспринимаем из нашего опыта контактирования с ними. Таким образом, с одной стороны познанию мира препятствует наличие в нем вещей в себе, а с другой – логические тупики и противоречия, в которые заходит разум.

Агностицизм Канта – заложен в центральной мысли его философии, что мы знаем этот мир не таким, каким он является сам по себе, но только таким, каким он отражается в наших чувствах и осмысливается нашим разумом. И сколь бы бурно ни развивалась наука, расширяя наши представления об окружающем мире, всегда будет нечто, что мы еще не знаем и только можем предполагать.

       В целом можно говорить о том, что Кант, размышляя о силе науки, о возможностях человеческого мышления, ни в коем случае не отрицал значение научного познания мира, но пришел к выводу, что такое познание имеет свои границы. Этой границей является мир «вещей в себе». В этом и заключается агностицизм Канта – убежденность в том, что всегда есть и останется нечто, что в принципе не будет познано человеком. Хотя человек и будет все глубже и точнее познавать мир, всегда будет существовать некий горизонт познания, за который невозможно будет переступить.

       Спорность учения Канта заключается в том, что сама деятельность человека постоянно опровергает идею агностицизма. Примеры очень просты и очевидны. Мы не знаем в точности, что такое электрический ток, но выдвигаем предположение, что ток – это электромагнитная волна, создаваемая электронами. Исходя из этого предположения, человеком были созданы электростанции и электрические лампочки, появилось радио и телевидение, телефония. В основе всех этих изобретений лежала гипотеза о природе электрического тока как электромагнитной волне. Поскольку наши телефоны, радио и телеприемники работают, это означает, что гипотеза была верной, и мы смогли проникнуть в понимание сути электрического тока.

       С точки зрения того, что всегда в мире будет существовать нечто, еще не познанное человеком, агностицизм как философская идея вечен. Но поскольку человек постоянно расширяет свои границы знания о мире и особенно быстро это происходит в наши дни, постоянно существовать будут и доводы в опровержение агностицизма.

 

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 150; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.141.47.221 (0.008 с.)