Задачи, которые хорошо сочетаются 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Задачи, которые хорошо сочетаются



Так что же хорошо умещается в пространстве внимания?

Разные задачи в зависимости от сложности занимают разный его объем. Содержательная беседа (в отличие от обычной болтовни) забирает бóльшую его часть, если не все целиком. Течение беседы будет нарушаться, если вы постараетесь втиснуть в пространство внимания слишком много информации. Например, если оставить телефон на столе во время разговора, вас могут отвлечь поступающие сообщения.

Однако большой объем пространства внимания нужен не для всех задач. В жизни и работе есть два вида дел: привычные, которые можно выполнять, не особенно задумываясь и занимая ими минимум внимания, и сложные, с которыми можно справиться, только сосредоточившись. Многие специалисты утверждают, что многозадачность нам недоступна, и это справедливо для задач, которые требуют концентрации и по этой причине занимают большой объем пространства внимания. Но это правило не распространяется на привычки — более того, мы на удивление хорошо умеем сочетать привычные дела. Невозможно вести два разговора сразу, однако для нас не составляет труда одновременно идти, дышать, жевать жвачку и слушать аудиокнигу — эта последняя задача легко заполняет все, что осталось от нашего внимания.

Чтобы выполнять привычные действия, например стричь ногти, стирать белье, архивировать прочитанные электронные письма или ходить за продуктами, требуется гораздо меньше внимания, чем для более сложных задач. Поэтому можно практиковать такую многозадачность, не снижая качества работы. По воскресеньям я люблю объединять свои личные, относительно рутинные задачи, относящиеся к «текущему обслуживанию». Например, я готовлю еду, стригу ногти и убираю дома — и все это я делаю в специально выделенный промежуток времени, одновременно слушая подкасты или аудиокниги. И это одно из моих любимых еженедельных занятий. Вы можете делать то же самое, например, в транспорте: слушая аудиокниги во время ежедневной часовой поездки, то есть используя внимание, освобожденное привычной задачей, вы за неделю сможете ознакомиться еще с одной книгой.

Привычки занимают лишь малую долю пространства внимания, потому что, приступив к действию, мы не должны думать дальше. Станислас Деан, когнитивный нейробиолог и автор книги «Сознание и мозг»[4], однажды сказал мне: «То, что мы можем делать по привычке, например играть на фортепиано, одеваться, бриться или вести машину по знакомой дороге, становится настолько автоматическим действием, что, кажется, не мешает осознанным мыслям». Деан говорит, что иногда такого рода привычные действия должны быть сознательно инициированы, но потом процесс идет сам собой. Порой по ходу дела приходится принимать осознанные решения — например, когда нам нужно одеться и оказывается, что необходимый комплект одежды для работы сейчас в стирке, — но после этого можно вернуться к привычной последовательности действий, особенно над ней не задумываясь. Деан полагает, что этим процессом управляет последовательность команд, которые подает мозг. Более того, мозг помогает нам, когда мы пытаемся делать больше одного привычного дела одновременно, перенаправляя кровь от префронтальной коры — логического центра мозга — к базальным ядрам, которые помогают нам осуществлять рутинные повседневные действия.

Если работать над несвязанными задачами, в пространство внимания можно уместить еще больше. Например, сортировать и раскладывать выстиранное белье и одновременно говорить по телефону. Эти виды деятельности задействуют разные органы чувств: сортировка белья связана с двигательными и зрительными ощущениями, а разговор по телефону — со слуховыми. Поскольку мы используем разные участки мозга, чтобы их обрабатывать, задачи не конкурируют за одни и те же умственные ресурсы14.

Конечно, здесь имеется предел: если делать слишком много привычных дел одновременно, пространство внимания окажется перегруженным. Это особенно актуально, когда вы действуете не совсем «на автомате» и приходится прикладывать умственные усилия. Так или иначе, факт в том, что в пространство внимания можно уместить гораздо больше привычных задач, чем затратных.

Вещи, которые мы не можем делать по привычке, — например, читать книгу, участвовать в содержательной беседе или готовить доклад для начальства — занимают значительно больше пространства внимания, ведь, чтобы выполнять их хорошо, нужно постоянно оперировать информацией на ходу. Если попытаться вести разговор с любимым человеком по привычке, вероятно, не получится ни обработать информацию, ни запомнить сказанное, и все сведется к фразам вроде «да, дорогая».

Если вы поделили рабочие задачи на четыре категории, которые я описал в главе 1, — что я настоятельно рекомендую, потому что вернусь к этому ниже, — то заметите, что самую необходимую и целенаправленную работу нельзя делать по привычке[5]. Именно поэтому подобные задачи так продуктивны. Выполняя их, вы всегда добиваетесь большего, потому что они требуют сосредоточенности и умственных ресурсов, а также задействуют уникальные навыки. Кто угодно может по привычке делать бездумную работу. Это одна из многих причин, по которым отвлекающая деятельность обходится настолько дорого: хотя она привлекает и стимулирует нас (представьте, что после долгого рабочего дня вы смотрите кинофильм вместо того, чтобы отправиться поужинать с другом), она крадет драгоценное время у самой продуктивной работы.

Когда мы тратим время на самые продуктивные задачи, у нас, как правило, остается очень мало свободного времени — если остается вообще.

В отличие от привычных задач, в пространство внимания нельзя уместить две сложные задачи одновременно. Как вы помните, мы можем сосредоточиться только на 40 битах информации, и одно сложное задание заберет бóльшую их часть. Кроме этого ограничения важно еще то, что наша возможность обрабатывать информацию невелика. Поскольку даже умеренно сложные задачи забирают большую часть внимания, со сложной задачей в лучшем случае можно сочетать что-то привычное.

Нет легкого способа предсказать, сколько пространства внимания займет задача — например, если взять вождение, то опытному водителю для поездки потребуется гораздо меньше внимания, чем ученику автошколы. Группировать информацию на ходу получится гораздо лучше, если у вас уже есть опыт в этом деле. Тогда остается больше свободы сосредоточиться на других вещах. Еще одна переменная — собственно, размер пространства внимания. У каждого этот показатель будет своим.

Обычно возможны три комбинации задач, которые хорошо умещаются в пространство внимания.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 146; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.145.93.136 (0.006 с.)