Система государственных органов в Российской Федерации 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Система государственных органов в Российской Федерации



 

Термин «система» от греч. system может трактоваться как "план, порядок расположения частей целого, предначертанное устройство, ход чего-либо в последовательном, связном порядке». В толковом словаре термин "система" понимается в том числе и как форма организации чего‑либо, совокупность организаций, однородных по своим задачам или учреждений, организационно объединенных в одно целое.

Система органов власти представляется как совокупность взаимодействующих самоуправляющихся систем, которые выступают в качестве составных частей. Система органов власти в Российской Федерации представляет собой, основанную на принципах федерализма и разделения властей совокупность органов, включающую органы государственной власти – общефедеральные и региональные и муниципальные. Последние не относятся к органам государственной власти, в соответствии с положениями ст. 12 Конституции РФ. Но при этом они входят в систему публичных органов власти, осуществляющих властные полномочия на определенной территории в рамках определенных законодательством о муниципальных органах власти.

«Система государственных органов без постоянного взаимодействия не сможет функционировать как единое целое, как система. Поэтому принцип разделения власти на практике и в теории дополняют другими принципами»[13]. В частности система государственных органов в России строится на основе принципа федерализма и предметов ведения и полномочий между федеральными органами власти и органами власти субъекта и включает в себя два блока: федеральные органы и региональные органы, которые в свою очередь делятся исходя из принципа разделения властей и далее по видам органов (см. схему 1).

Схема 1: Система государственных

органов Российской Федерации

Федеральные органы государственной власти Государственные органы субъектов Российской Федерации
Законодательный орган Федеральное собрание РФ – две палаты: Государственная Дума и Совет Федерации. Законодательный орган субъекта Законодательное собрание, Областная дума, Государственное собрание, Государственный совет, Собрание депутатов и др.
Исполнительные органы ‑ Правительство РФ; ‑ Министерства; ‑ Службы; ‑ Агентства. Исполнительные органы ‑ высший исполнительный орган государственной власти субъекта; ‑ высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации (руководитель высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации); ‑ иные органы исполнительной власти (управления, департаменты, министерства).
Судебные органы ‑ Конституционный Суд РФ; ‑ Верховый Суд РФ (суды I, II, III и IV инстанции, специализированные суды). Судебные органы ‑ Конституционные (уставные) суды субъектов РФ; ‑ Мировые судьи, входящие в систему судов общей юрисдикции.
Органы с особым статусом ‑ Президент РФ (Администрация Президента); ‑ Прокуратура РФ; ‑ Счетная палата РФ; ‑ Следственный комитет РФ; ‑ Уполномоченный по правам человека в РФ; ‑ Центральный Банк РФ; ‑ Центральная избирательная комиссия. Органы с особым статусом ‑ Счетная палата; ‑ Уполномоченные по правам; ‑ Избирательная комиссия субъекта.  

 

Система законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ устанавливается ими самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя Российской Федерации (ч.3 ст. 11 Конституции РФ).

Образование, формирование и деятельность законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов РФ, их полномочия и ответственность, порядок взаимодействия между собой и с федеральными органами государственной власти основываются на Конституции Российской Федерации и регулируются федеральным законодательством, конституциями (уставами), законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.

 

1.4 Способы образования органов власти

 

Нормативное регулирование всех способов образования органов власти образует самостоятельный институт конституционного права, который «состоит из норм конституционного права, закрепляющих способы и процедуры образования органов государственной власти, иных государственных органов и регулирующих отношения, складывающиеся в связи и по поводу выборов, назначения на государственные должности, различных их сочетаний, а также наследования должностей и других правил образования государственных органов и замещения государственных должностей. В системе конституционного права институт формирования государственных органов включается в комплексный институт системы государственных органов. Способ формирования конкретного государственного органа является одновременно важнейшей нормативной характеристикой его конституционно-правового статуса и входит в институт формирования государственных органов»[14].

Существует три способа образования государственных органов:

избрание (Президент РФ, Государственная Дума, законодательный орган субъекта РФ),

назначение (Председатель Правительства РФ, члены Правительства, судьи высших и иных федеральных судов, Уполномоченный по правам человека, члены Счетной палаты, глава высшего исполнительного органа власти субъекта РФ и др.);

формирование (Совет Федерации, Администрация Президента РФ и Совет Безопасности).

Избрание  ‑ это способ, при котором орган власти образуется в результате голосования граждан за или против определенного кандидата или партию, которая выдвигает список кандидатов. В частности процесс выборов в Российской Федерации происходит в соответствии с процедурами, установленными в законе:

‑ выборы Президента РФ на основании федерального закона от 10.01.2003 № 19-ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»;

‑ выборы депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ на основании федерального закона от 22.02.2014 № 20-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»;

‑ выборы депутатов законодательного (представительного) органа субъектов РФ на основании федерального закона от 6.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации»;

‑ выборы высшего должностного лица субъекта Российской Федерации на основании федерального закона от 6.10.1999 № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации».

Принципами российского избирательного права являются всеобщность, равенство, прямое и тайное голосование, кроме этого к ним относят состязательность, альтернативность, гласность, добровольность, принцип территориальной организации выборов.

Избирательное право РФ допускает организацию выборов и определение их результатов с использованием как мажоритарной, так и пропорциональной систем. Мажоритарная система включает две разновидности: систему абсолютного большинства и систему относительного большинства. По данной системе могут избираться лишь персонифицированные органы власти (Президент РФ, глава муниципального образования, депутат представительного органа).

Пропорциональная избирательная система включает систему свободных (открытых) списков и систему жестких (связанных) списков. По пропорциональной избирательной системе образуются коллегиальные органы, как правило, представительные.

Назначение – это самый распространённый способ образования органов власти всех ветвей власти. Он обладает рядом «характерных особенностей, отражающих его конституционно-правовую природу, … на двух уровнях государственной власти в связи с формированием органов исполнительной и судебной власти, органов прокуратуры, других государственных органов ‑ Центрального банка РФ, Счетной палаты РФ, Центризбиркома России и должностных лиц — Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, а также при формировании аналогичных органов в субъектах РФ»[15].

Формирование – представляет собойпроцесс образования органа при котором происходит сочетание выборности и назначаемости, когда в состав определенного органа могут входить как избранные лица, так и назначенные. Термин «формирование» применятся для образования таких органов как Совет Федерации, Администрация Президента РФ и Совет Безопасности.

 



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 99; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.223.196.59 (0.006 с.)