Основы алхимической лабораторной практики 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Основы алхимической лабораторной практики



 

 

 

Глава 1

МАЛЫЙ КРУГ

 

Основная сложность в понимании алхимической терминологии для начинающего алхимика заключается в том, что, в отсутствие должной интеллектуальной и духовной подготовки, он будет интерпретировать известные спагирические символы в меру своего собственного понимания, что направит его лабораторную работу в ложном направлении, т. е. он с самого начала совершит ошибку, исправить которую способны лишь годы кропотливого труда. И здесь полезно сразу же заметить, что, как показано нашим опытом, все новички предпринимают ее с одной‑единственной целью: получение Философского Камня. Однако сколь бы законным ни было подобное желание, в отсутствие вышеупомянутой подготовки работа довольно скоро будет оставлена в связи с отсутствием каких‑либо практических результатов. И тогда неофит начинает проклинать алхимию, называя ее мошенничеством, хотя, как уже было сказано, его неудача будет обусловлена лишь отсутствием необходимой подготовки, обусловившей неверное понимание нашей дисциплины.

Читая данную главу, посвященную лабораторной алхимической практике, начинающий должен уделить как можно больше времени терпеливому изучению инструкций по получению подлинных алхимических тинктур, экстрактов и солей растительного происхождения. При этом он должен обратить самое пристальное внимание на то, что слова «тщательно изучить» мы выделили особым шрифтом, ибо здесь неофит сталкивается с основным требованием алхимической лабораторной практики, а именно с ТЕРПЕНИЕМ. Это есть то слово, написав которое буквами покрупнее, он должен повесить над своим Атанором. Ибо в отсутствие бесконечного терпения в лабораторной алхимии попросту ничего невозможно достигнуть. Правда, истинный смысл этого требования ученик алхимии сможет понять лишь много позднее. Но уж коль он и вправду считает себя достаточно терпеливым, я готов распахнуть перед ним двери своей лаборатории, дабы прилежный ученик смог обозреть своим умственным взором самые различные процессы, обеспечивающие получение искомого результата.

Но прежде всего ему необходимо узнать, как следует собирать травы в целях врачебного использования, а также ознакомиться с их свойствами и способами применения.

 

Как следует собирать и обрабатывать растения

 

Различные части растения должно собирать в разное время года, соответствующее времени, когда они наполняются специфическими флюидами.

 

Древесная кора. Независимо от конкретного места сбора (ствол, ветви или корни) ее следует собирать лишь с молодых деревьев осенью или ранней весной. При этом вначале с нее следует соскоблить самый внешний слой, а затем аккуратно отделить от ствола. Мелко нарезанную срезанную кору следует сушить в тени, но на ветерке.

Древесные корни. Корни деревьев и растений следует выкапывать лишь после опадания листьев, когда в них сосредоточивается вся сила дерева. Однако еще предпочтительнее выкапывать корни ранней весной, до начала движения сока.

Семена и цветы деревьев. Их следует собирать соответственно лишь после полного созревания или в период полного цветения. Сорванные части следует быстро высушивать в тени, но на ветерке.

 

Лечебные травы

 

Листья трав. Собираются в период полного цветения растения и быстро высушиваются.

Плоды и ягоды. Собираются после полного созревания, при необходимости разрезаются и быстро сушатся[8]. Один из наилучших способов сушки трав заключается в том, что они располагаются тонким слоем на листьях бумаги в тени, где имеется постоянный приток свежего воздуха.

Готовые травяные лекарственные препараты следует хранить в сухом темном месте. Для хранения порошкообразных препаратов лучше всего использовать сосуды из олова (типа консервных банок) с плотно закрывающимися крышками. Корни следует хранить в плотно закрытых картонных коробках. Настойки и экстракты надо хранить в бутылках темного стекла, чтобы защитить активные компоненты от разлагающего воздействия света.

А теперь предположим, что вы собрали траву, известную под названиями Мелисса лекарственная или Лимонная мята, и собираетесь получить из нее какой‑либо действенный медико‑алхимический препарат. При этом вы можете использовать один из нижеописанных способов.

Настаивание или вымачивание. Свежая или высушенная трава помещается в воду и настаивается некоторое время при комнатной температуре.

Перколяция или дистилляция. Свежая или сухая трава перколируется через систему, объединяющую колбу с растворителем, куда погружается лекарственное сырье, и холодильник. При этом испаряющаяся из колбы влага конденсируется в холодильнике, по каплям стекая в соединенный с холодильником приемник. Для получения более чистого продукта этот процесс, называемый также отгонкой, может быть повторен.

Экстракция или экстрагирование. Свежая или сухая трава помещается в мешочек из фильтровальной бумаги, вставляемый в специальный узел экстрактора фирмы «Сокслет» для последующего экстрагирования.

При получении одним из вышеописанных способов травяного экстракта в качестве экстрагирующей среды или растворителя обычно используют воду, спирт или эфир.

При этом следует иметь в виду, что настойка, полученная посредством дистилляции в водной среде, содержит гораздо меньшее количество квинтэссенции, нежели полученная путем вымачивания травы и последующей дистилляции в спиртовой или эфирной среде. Поэтому для получения максимально совершенной травяной сущности, включая и присущую данной траве маслянистую субстанцию, предпочтительнее всего использовать метод экстракции в аппарате фирмы «Сокслет» (или каком‑либо ином аппарате подобного типа). (См. рис. 1.)

После вышеописанного экстрагирования Сущности одним из трех вышеописанных способов в аппарате остаются лишь мертвые останки травы, полностью лишенные присущей данному растению жизненной силы.

Этот остаток, называемый алхимиками также «мертвою головою», затем сжигается до получения пепла, для чего он помещается над огнем на фарфоровом или глиняном сите. При этом остатки вначале чернеют, приобретая затем светло‑серый цвет. Осветленный подобным образом пепел помещают в ступку и перетирают в тонкий порошок.

В целом, все вышесказанное помогает осознать разницу между аллопатическим, гомеопатическим и биохимическим методами приготовления лекарств. Если в аллопатической практике используются главным образом настои или выделенные чистые соли (алкалоиды), то в гомеопатической и биохимической практиках используются, главным образом, соли, т. е. растертые или «разбавленные» минеральные составляющие.

 

 

Рис. 1. Прибор для проведения экстракций (аппарат Сокслета)

 

 

Глава 2

ОСНОВЫ ТЕОРИИ АЛХИМИИ

 

Нижеприведенная схема в виде треугольника помогает наглядно объяснить необходимость соединения Сущности и Соли для получения подлинного Проявления, что имеет место исключительно в алхимии.

 

 

Отсюда становится ясно, что если простое вымачивание или кипячение травы в воде позволяет получить настой, обладающий определенным лечебным действием, то последнее многократно усиливается в случае получения экстрактов или смесей экстрактов с солями.

Однако в целях более ясного уяснения дальнейшего материала читателю надлежит несколько ближе ознакомиться с тремя основными царствами Природы (растительным, животным и минеральным), а также со связующими их взаимоотношениями. Ибо наиболее обычной и часто встречающейся ошибкой учеников является смешивание Сущностей растительного происхождения с Солями происхождения животного или минерального. Поскольку, однако, каждому из этих царств соответствует своя группа (диапазон) вибраций, подобные неправильно подобранные смеси не могут дать Проявления. Причем все вышесказанное особенно важно знать применительно к использованию Эликсиров животного и минерального царств. Ибо именно непониманием этих жизненно важных принципов алхимии и бывает вызвана обычно ярость псевдоалхимиков перед отсутствием Проявления, хотя они, казалось бы, сделали все для этого необходимое. Новичок сможет лучше всего понять этот фундаментальный принцип алхимии на примере следующей аналогии: вещество, вполне безвредное в разбавленном виде, может стать сильнейшим ядом, будучи сконцентрировано. Иными словами, из одного и того же исходного вещества можно получить продукты, диаметрально противоположные по своим свойствам[9].

Но если читатель пройдет до конца лабиринт этих кажущихся противоречий, он непременно будет достойно вознагражден в конце своего многотрудного пути. Ибо, тщательно избегая любых предрассудков и не оставляя ничего для себя непонятым, он рано или поздно увидит свет. Ибо, хотя алхимический процесс действительно протекает крайне медленно, целью его является всегда пробуждение вибраций, причем для осознания этого одних лишь интеллектуальных усилий явно недостаточно.

Но прежде чем ученик сделает следующий шаг, т. е. попытается объединить Сущность и Соль с целью получения алхимического проявления, ему необходимо как следует уяснить, что же именно каждое из них представляет.

1) Сущность есть общая для всех растений активная сила растительного царства.

2) Напротив, Соль или пепел разных растений друг другу неэквивалентны.

Сущность эта или, как ее называют алхимики, Ртуть соответствует проявляющейся во всем сущем жизненной энергии. Иными словами, одна и та же Ртуть действует во всех земных царствах, хотя не следует забывать и о том, что, несмотря на общность происхождения, частота ее вибраций в вышеперечисленных царствах различна, повышаясь при переходе от растительного царства к минеральному. Вот почему и не следует смешивать Ртуть растительного царства с Солями двух других царств, ибо каждое из них представляет собою отличные целокупности. Поэтому когда заболевшее животное начинает есть определенного рода траву, дабы излечиться, следует понимать, что и то и другое его состояния (болезнь и здоровье) бывают вызваны одним и тем же источником, а если оно все же не излечивается, то помочь ему может лишь Ртуть с более высокими вибрациями (т. е. относящаяся к животному или минеральному царству). Правда, не следует забывать и о том, что в случае человека действие самого совершенного Эликсира будет неизбежно ограничено, если ум его пребывает в недолжном состоянии.

Являясь членами животного царства, люди употребляют как животную, так и растительную пищу. Следовательно, они могут лечиться продуктами обоих этих царств, причем вначале им следует давать эссенции растительного происхождения, а уж затем (т. е. в случае неудачи) назначать (используя аркан крови) смеси Солей и Сущностей животного царства. Однако наивысшей лечебной потенцией обладает форма земного Проявления, образованная Солями и Сущностями, относящимися к царству минералов и металлов. Причем эта высочайшая форма Проявления, осуществить которую способен один лишь человек, носит название Философского Камня. Впрочем, не следует забывать о том, что Эликсиры любого из трех вышеназванных царств Природы никогда не являются результатом естественной эволюции, т. е. они могут быть реализованы одною лишь силой искусства (алхимии). Говоря проще, Философский Камень не может вырасти сам, наподобие природных кристаллов.

Кратко подытожим все вышесказанное:

1) Трехсоставная Природа состоит из растительного, животного и минерального царств.

2) Каждому из этих царств присуща своя Ртуть. Ибо, хотя все они и происходят из Единого Источника, каждая проявляется в виде специфического вида вибраций (определенного диапазона частот).

3) Все Соли растительного происхождения отличны друг от друга (по свойствам). То же самое верно и в отношении Солей животного и минерального происхождения.

4) Поэтому при изготовлении алхимических средств не следует смешивать Соли и Сущности различного происхождения.

5) Все алхимические эликсиры являются результатом искусства, а не действий Природы.

Неискушенный читатель может задаться вопросом: почему человек занимает в вышеприведенной схеме некое промежуточное (между минеральным и растительным царствами) положение? Мы хотели бы подчеркнуть, что нижеприведенный ответ основан начисто физических аспектах алхимии, ибо объяснение некоторых других человеческих способностей, и в частности мыслительных, лежит в сфере алхимии трансцендентальной.

Как мы полагаем, место человека в Природе является далеко не случайным, будучи обусловлено Божественным Провидением. Человек занимает центральное (по отношению ко всем трем царствам) положение, имея свою долю в каждом из них и являя своим телом как бы алхимическую лабораторию, способную преобразовывать неорганическую материю в органическую, а органическую материю – в духовную.

Следует сказать, что, сталкиваясь с непонятными для нас реальностями внешнего мира, мы должны не отвергать их, но стараться понять. То же самое можно сказать относительно фундаментальных законов алхимии, которые соответствуют ценностям универсального порядка. В алхимии нет места ни для малейших спекуляций, она основана исключительно на строгих фактах и любой искренний ученик сможет в этом убедиться посредством терпеливого и настойчивого экспериментирования. Ибо для всех истинных алхимиков существует лишь один путь развития и это – путь эксперимента.

Итак, все разделы алхимического искусства основаны на единых фундаментальных принципах. И здесь следует прежде всего иметь в виду, что любое из алхимических Проявлений основано на числе три (т. е. тройственно по своей Природе). А если мы и употребляли до сих пор лишь два из них (т. е. Ртуть и Соль), то лишь в целях простоты изложения, дабы не смутить еще неопытного новичка. Таким образом, в полном соответствии с тремя царствами Природы, алхимик работает с тремя субстанциями, или с Серой, Ртутью и Солью.

 

СЕРА (SULPHUR)

РТУТЬ (MERCURY)

СОЛЬ (SALT)

 

Причем, как уже говорилось, наша Ртуть не имеет ничего общего со ртутью из градусника, наша Сера никак не есть всем известная самородная сера, а наша Соль вовсе не является солью поваренной.

Обычно алхимическая Сера проявляется в лаборатории в виде смеси Ртути с (эфирным) маслом, которые следует разделить посредством перегонки или дистилляции. Полученная в результате этого субстанция желтого цвета (которая не может быть полностью высвобождена за счет одной лишь спиртовой экстракции) и есть Растительная Сера алхимиков. Что же касается Металлической Серы, то ее высвобождение связано со значительно большими трудностями.

Впрочем, при работе с травами разделение Серы и Ртути не является столь же существенным, как при работе с металлами. А потому новичок вполне может использовать смесь неразделенных Серы и Ртути (что соответствует растительной Сущности или Эссенции) с Солью. Таким образом, объединив полученную в ходе экстракции жидкость с Солью, он получит искомое алхимическое средство или Растительный Эликсир. Впрочем, используя любую траву, обладающую тем или иным лечебным свойством, он сможет получить Эликсир, более действенный по своим лечебным свойствам, нежели любая настойка, экстракт или соль, используемые современными фармацевтами.

Итак, мы попытались кратко изложить основы алхимии или, если хотите, основные положения теории этого искусства. Далее мы перейдем к практическим рекомендациям и описанию методики получения алхимических эликсиров из лечебных трав. Хотя в принципе процесс работы с травами мало чем отличается от работы с продуктами животного или минерального происхождения.

Мы также полагаем, что до начала собственно лабораторной работы ученик успел основательно ознакомиться с лечебными травами и их целебными свойствами.

 

Глава 3

ПОЛУЧЕНИЕ ЭЛИКСИРА ИЗ ТРАВ

 

Для приготовления травяных эликсиров используются различные части целебных растений, в качестве каковых могут выступать листья, стебель, корень и т. п., выбор которых требует, разумеется, от ученика наличия определенных познаний. Чаще всего при этом используются либо свежесорванные, либо недавно высушенные растения. При использовании свежесорванных растений приходится сталкиваться с тем, что они содержат слишком много воды, которая затрудняет процесс, поскольку, смешиваясь со спиртом, она будет увеличивать время экстракции. Напротив, сухие растения ее практически не содержат, в то время как полностью сохраняющиеся при сушке Сера и Сущность легко могут быть из них извлечены. В ходе этой работы ученик должен придерживаться следующей последовательности операций:

1) Прежде всего следует очистить[10] потребное для дальнейшей работы количество спирта.

2) Затем следует тщательно растереть в ступке отобранную вами траву.

3) Поместив порошок травы в приемник экстрактора, подсоедините к нему колбу, заполненную очищенным спиртом[11], подводя, наконец, под нее необходимый для осуществления экстракции источник огня.

4) После трех– или четырехкратной экстракции вы заметите изменение цвета содержимого колбы, что свидетельствует об успешной экстракции. При появлении на колбе темного ободка следует ослабить силу огня, дабы получаемое средство не потеряло свою лечебную силу за счет выгорания Серы или растительного масла. Поэтому вместо открытого пламени лучше всего использовать водяную баню, что исключает выгорание Серы.

Когда прогоняемый через трубку сифона аппарата Сокслета спирт вновь осветляется, это служит сигналом для окончания экстракции.

5) После этого мешочек из фильтровальной бумаги удаляется, а его содержимое помещается на глиняное или фарфоровое сито. Затем подожгите пропитанный спиртом остаток от экстракции, поместив над ним проволочную сетку (и предварительно удалив на безопасное расстояние все легковоспламеняющиеся продукты). Полученный остаток следует вначале прокалить до черного пепла, а затем, тщательно растерев его в ступке, до серого пепла[12].

6) Затем прокаленный пепел помещается в нижнюю колбу экстрактора, которая заполняется достаточным количеством экстракта и вновь подсоединяется к экстрактору для возобновления процесса, который продолжается до тех пор, пока Соль не поглотит полностью Сущность и Серу, признаком чего является осветление экстракта в нижней колбе, ибо отсутствие изменений в его цвете является признаком того, что Соль поглотила все. В этом случае экстракт необходимо вылить, заменив его новой порцией Сущности, и так следует делать до тех пор, пока Соль перестанет ее поглощать.

7) В этом случае, отсоединив колбу, извлеките ее содержимое, которое соответствует алхимическому продукту начальной степени, который становится текучим при нагревании и застывает при охлаждении.

 

Для того чтобы стать менструмом в операциях получения минеральных экстракций, вышеописанный менструм растительного царства должен претерпеть ряд специальных операций, поскольку «дух вина мудрецов» существенно отличен по своим свойствам от спирта‑ректификата, используемого в операциях Малого Круга.

Предупреждение: Ни в коем случае не используйте в алхимической работе метанол!

 

Сила полученного эликсира может быть увеличена за счет повторного его прокаливания на фарфоровом сите и повторной обработки в колбе экстрактора с использованием дополнительных количеств Сущности. Причем с каждым последующим прокаливанием сила Эликсира будет все более и более возрастать.

На более высокой стадии обучения процесс может быть усложнен за счет помещения трех объединенных алхимических субстанций в плотно закрытую (а еще лучше – запаянную) колбу, которая подвергается умеренному нагреву с целью дальнейшего усвоения, за счет чего адепт может получить «камень растительного царства», который, однако, не следует путать с «Камнем Философов». Получение «камня растительного царства» вовсе не является обязательным, хотя эта процедура может быть весьма полезна на более продвинутой стадии практики, в особенности в том случае, если ученик еще недостаточно ясно себе представляет, как должно выглядеть возогнанное вещество. Однако сила этого камня намного превышает силу Растительного Эликсира. Причем «растительный камень» способен притягивать Серу, Сущность и Соль других растений за счет одного лишь контакта с ними (скажем, при погружении его в настой соответствующей травы). Однако мы повторяем, что делать это в чисто лечебных целях вовсе не обязательно, поскольку эликсиры обладают вполне достаточной целебной силой. Впрочем, уже самые первые практические результаты дадут вам возможность проникать все глубже и глубже в тайны алхимии. Однако не следует забывать о том, что в любой алхимической работе важны в первую очередь только ваши личные усилия.

Те, кто не имеет возможности обеспечить себя вышеописанным аппаратом Сокслета для экстракций, могут использовать значительно более простое оборудование, которое было впервые описано в «Alchemical Laboratory Bulletin», 1 st. Quartor, N. 1 (1960). Впрочем, оно вполне сгодится для тех, кто уже изучал алхимические книги и обладает необходимой подготовкой для лабораторных работ. Ниже мы приводим схему прибора для проведения экстракций (аппарат Сокслета) и схему прибора для дистилляции (см. рис. 1 и 2).

Собственный опыт легко убедит вас в том, что алхимическая работа не только интересна, но и весьма поучительна. Однако к ней следует серьезно подготовиться. Прежде всего, следует выбрать надлежащее место для лаборатории, каковым может стать угол в подвале или на чердаке или даже гараж, при условии, что там есть источник постоянного нагрева и проточная вода (для охлаждения конденсатора). Несколько бутылок и колб, а также ступка и пестик будут хотя и не обязательными, но весьма желательными.

Обстановку лаборатории завершают стол и стул. Стол, а еще лучше верстак, должен быть расположен вблизи источников огня (в качестве какового может выступать либо газовый баллон с горелкой Бунзена или Фишера, либо электрический нагреватель) и воды. В качестве посуды лучше всего использовать плоскодонные колбы Эренмейера, которые следует закрывать либо корковыми, либо резиновыми пробками. При наличии некоторого разнообразия в узлах установки, последняя может служить вам очень долго. Помимо этого вам необходимы еще штативы или держатели, для того чтобы подвергающийся воздействию пламени прибор мог удерживаться в строго фиксированном положении.

Изложив основные сведения относительно оборудования, мы опишем (для тех, кто не имеет аппарата Сокслета) упрощенный способ приготовления первичной субстанции, необходимой для дальнейшей алхимической работы. Для этого следует избрать какое‑либо легкодоступное растение, вроде мелиссы лекарственной, поскольку этот весьма полезный представитель растительного царства имеется практически в любой аптеке.

Как уже говорилось, на начальном этапе работы лучше всего пользоваться сухими травами, предварительно твердо убедившись в том, что вы используете нужное вам растение. Выполнение этого требования крайне важно, поскольку, например, дикий (луговой) и культурный шалфей представляют собою два совершенно отличных вида сырья. Кроме того, листья шалфея оказывают совершенно иное лечебное действие, нежели цветы. Итак, ученик должен быть твердо уверен в том, что он взял именно то растение, которое ему необходимо.

Следующей стадией является измельчение (растирание) травы, что можно сделать либо посредством ладоней, либо – ступки с пестиком, ибо чем мельче частицы травы, тем легче осуществляется экстракция. Затем растертая трава помещается в колбу, бутыль или какой‑то иной плотно закрывающийся сосуд (но лучше всего стеклянный) и заливается растворителем (менструмом). Лучше всего для этого использовать крепкий этиловый спирт. Никогда не используйте денатурат или метиловый спирт, а также виноградную водку.

Плотно закрыв сосуд, его следует поместить в верхнюю часть печи или поблизости от нее. Независимо от используемого источника тепла, помните, что температура вымачивания не должна превышать той, при которой выводятся цыплята. При этом над растворителем в колбе должно оставаться пустое пространство, составляющее от 1/2 до 1/3 общего объема (для того, чтобы воспрепятствовать созданию избыточного давления).

Уже через несколько дней раствор окрашивается в зеленый цвет, интенсивность которого зависит от сорта мелиссы, а также от чистоты и силы спирта. По окончании вымачивания жидкость переливают в чистый сосуд, а остатки травы сжигают на фарфоровом сите или металлической сетке. При этом пропитывающий остатки спирт мгновенно вспыхивает и они превращаются в черный пепел. (Поскольку этот процесс обычно сопровождается выделением дыма и сильного запаха, его лучше проводить на открытом воздухе.)

После подобного предварительного обжига следует длительно прокаливать на огнеупорной сетке до тех пор, пока они не приобретут светло‑серый цвет. Посредством периодического растирания и повторного обжига их следует довести до белесого оттенка. По достижении этой стадии пепел удаляется с сетки и помещается в предварительно подогретую (чтобы она не треснула) колбу, в которую затем выливается полученная путем вымачивания и временно отставленная в сторону Сущность. Плотно закрыв колбу (чтобы предотвратить испарение спирта) ее подвергают умеренному нагреву в целях усвоения Сущности. Если этот процесс длится не менее 2 недель, то Соль полностью усвоит Сущность, что необходимо для того, чтобы лечебное средство приобрело необходимую силу. В этом случае оно будет совершенно безопасно для здоровья и полностью готово для применения. Однако не забывайте о весьма высокой степени его эффективности, что требует его использования в весьма небольших количествах. Несколько зернышек Соли в смеси с чайной ложкой Сущности вполне достаточны для дневной дозы, обеспечивающей бодрость в течение всего дня. Таков наипростейший способ приготовления алхимического лекарства.

Время, потребное для завершения мацерации, может быть с успехом использовано для получения менструма из чистого виноградного спирта, ибо он является наиболее совершенным растворителем. Поскольку, однако, вино может содержать не более 20 % этого спирта, его еще необходимо извлечь, ибо мы повторяем, что алхимиков интересует лишь спирт, полученный из винограда, тогда как всеми остальными его видами (яблочный, зерновой и т. п.) они пренебрегают.

Обеспечив себя запасом чистого виноградного (красного) вина, его следует залить в колбу (но не более половины объема) перегонного аппарата (см. рис. 2). Затем колба закрывается пробкой, содержащей отверстия для термометра и коленообразной трубки, соединяющей ее с конденсатором (холодильником). При этом кончик термометра не должен касаться поверхности вина, лишь слегка выступая из пробки. И термометр и трубка должны входить в пробку без малейших зазоров. Все это вместе взятое и составляет перегонный аппарат, схема которого приведена на рис. 2. Дабы оставаться постоянно холодным, холодильник должен постоянно омываться проточной водой, благодаря чему поднимающийся из колбы пар будет конденсироваться, стекая по каплям в приемник.

Первую перегонку следует осуществлять при температуре, не превышающей 80 °C. Причем по достижении нужной температуры вы должны дать возможность вытечь из концевой трубки примерно 15 каплям менструма, прежде чем соединять ее с приемником. Это делается для выравнивания давления в системе, дабы избежать чрезмерного испарения и возможного загорания спирта.

Подъем температуры свыше 85 °C (при устоявшемся режиме) свидетельствует о том, что перегонка спирта полностью закончена и в приемник начала поступать вода. В этом случае, по угасании пламени и охлаждении прибора, он разбирается на составные части.

Жидкий остаток в колбе после первой перегонки выливается, поскольку он не представляет для нас никакой ценности. Для получения менструма необходимой чистоты перегонка собранного в приемнике спирта неоднократно повторяется точно таким же образом, как и первая (при этом следует иметь в виду, что необходимое для дальнейшей работы количество спирта несколько превышает 100 мл), при температуре, не превышающей 78 °C. Остающийся в колбе мутный осадок каждый раз следует выливать. Последняя перегонка (обычно семи перегонок при 78 °C оказывается вполне достаточно) выполняется при температуре не выше 76 °C. Поскольку этот последний дистиллят практически не содержит воды, он способен извлекать в максимально короткое время Сущность травы в ее наиболее благоприятствующей здоровью форме.

Помимо этого винный спирт может очищаться, как это уже говорилось, посредством безводного карбоната калия. Однако на начальных этапах работы вам лучше воздержаться от использования этого метода.

Итак, как мы сказали, очищенный винный спирт позволяет добиваться наилучшей экстракции растительной Сущности, сокращенное описание которой приведено в книге Гроссмана («Die Pflanze im Zauberglauben und in der spagyrischen (okkulte) Heilkunst», Verlag K. Sigismund, Berlin, 1922).

 

 

Рис. 2. Прибор для перегонки жидких веществ и разгонки смесей

 

Пятьдесят фунтов свежесорванного растения в цвету (включая корень, стебель, семена и листья) очищаются от сухих листьев и земли и тщательно промываются. Затем порезанная мелкими кусочками растительная масса заливается водой и подвергается медленной дистилляции. При этом всплывающее масло сливается и помещается в отдельный сосуд, а полученный дистиллят выливается обратно на растение и в эту жидкость добавляются 1–2 ложки дрожжей для закваски. Все это помещается в неплотно закрытую деревянную посуду и ставится на ферментацию. По прекращении последней содержимое сосуда перемешивается, помещается в перегонный аппарат и дистиллируется до полного исчезновения жидкости. Метод подобной паровой перегонки следует считать наилучшим. Остаток из колбы вначале подвергается прокаливанию, а затем подвергается выщелачиванию водой. Полученная жидкость фильтруется и фильтрат подвергается медленному выпариванию. Сухой остаток следует тщательно сохранять.

Объем первого дистиллята уменьшается до тех пор, пока 2 его части не сравняются (по весу) с одной частью выщелоченной соли. Обе жидкости перегоняются еще раз, а затем к ним добавляется полученное при первой дистилляции масло.

Можно также использовать более простой метод. Смешав 1 часть сухого растения с 6 частями воды, поставить смесь на 3–4 дня в теплое место, а затем перегнать смесь вышеописанным способом.

Хорошо известный в среде спагиристов доктор философии и медицины Зимпель приводит в своем «Карманном справочнике для спагиристов» следующий метод: «Собранные цельные дикорастущие растения или отдельные их части следует мелко порезать и, добавив к ним воды и специальной закваски, поставить их на ферментацию, целью которой является высвобождение эфирных масел и проявление некоторых специфических свойств данного растения. Образовавшийся в результате ферментации спирт тщательно перегоняется, а остатки высушиваются и прокаливаются. Затем полученная в результате этого соль выщелачивается дистиллятом. Затем полученная в результате этих операций жидкость, содержащая в себе растворенные минеральные вещества и летучее масло, фильтруется и хранится в плотно закрытой посуде. Причем чем больше время выдержки этого средства, тем эффективнее оно действует».

Отсюда видно, что все вышеописанные методы имеют много общего, хотя доктор Зимпель и предпочитает выщелачивать свою Соль первым же полученным дистиллятом.

Впрочем, подобные маловажные методические отличия, довольно характерные для разных авторов алхимии, не должны смущать ученика, который должен определить опытным путем наиболее оптимальный для него способ работы.

 

Глава 4

АЛХИМИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ

 

Таинственные и непонятные символы поражали умы неискушенных людей со времен глубочайшей древности. Ибо во все известные нам времена различные религиозные, магические и алхимические школы весьма широко их использовали. Этим странным, а зачастую галлюцинаторным или фантастическим знакам приписывались самые разные смыслы, хотя чаще всего их относили к «сатанинским знакам» или «дьявольским отметинам». Однако в алхимии эти знаки совершенно не связаны с чем‑либо нечистым или дьявольским. Более того, для тех, кто способен их понимать, они обладают весьма высоким, а вернее, священным смыслом. И смысл этот старались скрыть от непосвященных как можно тщательнее. Иными словами, алхимики и в особенности члены братства розенкрейцеров, использовали эти священные символы лишь в своем строго ограниченном круге, дабы исключить возможность раскрытия алхимических, мистических и оккультных тайн теми, кто мог бы их использовать во зло. Судя по некоторым источникам, адепты общества креста и розы на протяжении веков владели силами и методами, позволявшими им совершать то, что профаны называют чудесами. В качестве примера я могу назвать опубликованную на немецком языке прекрасную работу В. Г. Сурьи «Камень Мудрых», описывающую невероятные, но вполне реальные деяния подобных мудрецов. Да и сегодня еще братья алхимики используют в случае необходимости подобные символы.

В частности, они совершенно необходимы им при чтении старинных книг и манускриптов, которые изобилуют алхимическими символами. Вот почему мы приводим ниже перечень наиболее важных знаков вместе с их латинскими и русскими названиями. Новичку, правда, может показаться, что они не имеют к нему никакого отношения, однако со временем, он, несомненно, поймет, что был не прав. В деятельности же членов древнего общества братьев‑розенкрейцеров алхимия до сих пор составляет весьма существенную часть их мистической и оккультной работы. Однако здесь необходимо проводить четкое различие между так называемыми псевдо‑розенкрейцерами, которые принадлежат к различным одноименным организациям внешнего круга, от членов внутреннего ядра Ордена, продолжающего осуществлять свою деятельность как на Западе, так и на Востоке. И как я уже говорил, попытки установить контакт с последними являются совершенно бесполезными. Что же касается подлинных алхимических символов розенкрейцеров, то они периодически обнародование и будут обнародоваться далее, в связи с тем большим интересом, который проявляют к ним все ученики оккультной и мистической науки. Мы публикуем их здесь для того, чтобы неофиты алхимии могли осознать хотя бы их основной смысл, для чего и расположили их в компактном и вполне понятном порядке.

Разумеется, они далеко не исчерпывают всех используемых в алхимии знаков. Так, Василий Валентин использовал, наряду с нижеприведенными, знаки своего изобретения. Да и многие другие алхимики часто начинали использовать совершенно новый набор символов, узнав, что использованные ими ранее попали в руки шарлатанов от алхимии, стремящихся направить ищущих в ложном направлении.

Мы лишь хотели бы заметить, что глубокое внутреннее сосредоточение всегда поможет ученику обнаружить их истинный смысл. Более того, вся глубина несомого ими смысла просто не может быть передана с помощью печатного слова, а потому все попытки «утонченных интеллектуалов» это сделать заранее обречены на провал.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 148; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 18.222.69.152 (0.062 с.)