Резюме конвенции розенкрейцеров, состоявшейся в 1777 году 


Мы поможем в написании ваших работ!



ЗНАЕТЕ ЛИ ВЫ?

Резюме конвенции розенкрейцеров, состоявшейся в 1777 году



 

Нижеследующие материалы по алхимии входят в состав редкого манускрипта, написанного частично на латинском, частично на древнегреческом языках, а также шифром розенкрейцеров. Состоит он из четырех разделов, озаглавленных следующим образом: А – Введение, I – Первая Ступень, II – Вторая Ступень и III – Третья Ступень.

Рукопись эта была привезена в Америку, наряду с первым изданием книги «Secret Symbols of Rosiecrucians», вдовой господина Клатчера. Родившись в Праге, он достиг высших масонских степеней, собирая в течение многих лет различные сведения о розенкрейцерах. Вторжение в ходе Второй мировой войны немцев в Чехословакию побудило его эмигрировать в Америку вместе с супругой. При этом им удалось захватить с собою лишь самое ценное из имеющегося, включая и две вышеупомянутые рукописи.

Значение первого из этих манускриптов, который долго хранился в одном из пражских монастырей, просто невозможно переоценить. Как известно, формально Прага располагалась на территории Богемии, бывшей в течение весьма длительного времени центром всей алхимической работы в Европе. Насколько нам известно, сам оригинал исчез, а имеющиеся у нас фотокопии – это все, что от него осталось. Об этих материалах упоминает в своей книге «Братство розенкрейцеров» Артур Уайт (см. стр. 457 o.c.). Соответствующее упоминание имеется также в материалах Конвенции Розенкрейцеров, состоявшейся в 1777 году в Германии. Описываемые нами фотокопии включают общее описание алхимической доктрины, связанных с нею ритуалов, а также – методы алхимической работы, используемые розенкрейцерами и по сей день.

Как сами эти копии, так и первое издание книги «The Secret Symbols of the Rosycrucians» были переданы Американскому Ордену Розенкрейцеров (AMORC) поверенным господина Клатчера, умершего либо по пути в Америку, либо сразу же по прибытии в нее. Что же касается вдовы г‑на Клатчера, то она передала имеющиеся у нее документы в юридическую контору «Френкель и Ко», весьма старую фирму, имеющую свои отделения в Лондоне, Париже, Амстердаме и Гамбурге.

«Введение», содержащее в целом тридцать пять страниц, подразделяется на три части. Из них первая часть занимает 22 страницы (т. е. с первой по двадцать вторую), вторая 6 (с двадцать третьей по двадцать восьмую) и третья также 6 (с двадцать девятой по тридцать пятую). При этом материалы самой младшей, или Первой Ступени, касающиеся так называемых «ревнителей», включают девять страниц, к которым добавлены четыре таблицы (из них две по 4 страницы каждая и одна из двух страниц). При этом одна из них (под номером 4) представляет огромный интерес, ибо содержит все символы розенкрейцеров, выработанные ими на протяжении нескольких веков алхимической деятельности.

Первая Ступень содержит инструкции, относящиеся к четырем алхимическим элементам и соответствующим им символам. Помимо этого там приводится весьма древний материал, касающийся алхимических работ, проводившихся задолго до времен царя Соломона.

Взаимоотношения между углами треугольника, символизирующими начало, середину и конец любого деяния, обусловили то, что именно он и был принят, правда, с небольшими видоизменениями, для обозначения всех четырех алхимических элементов. Поэтому глубоко постигшие заложенные в их основу принципы легко могут вывести из них (суть) СОЛИ, РТУТИ и СЕРЫ. На более высоких ступенях практики подвизающимся даются инструкции, поясняющие, каким образом эти три составляющие могут быть объединены в одно целое. Одновременно ученика ознакамливают с основными законами Ордена, дабы, получив Философский Камень, он смог бы его использовать во благо Добродетели и Мудрости, а не для поклонения Маммоне.

Успех в получении Камня зависит от того, получат ли ученики соответствующие инструкции от представителей более высоких ступеней или нет, поскольку они используют в своей работе не только свою собственную энергию, но и помощь со стороны Господа.

И, наконец, там описываются меры, необходимые для осуществления постоянного контроля за экспериментальной работой, позволяющие добиваться успеха, не подрывая материального благополучия учеников. При этом важное значение имеет как совместная работа, так и обмен полученной учениками информацией, значительно удешевляющие стоимость эксперимента. Нарушение установленных Орденом правил карается временным или окончательным изгнанием из него.

Вторая Ступень, соответствующая «братьям‑теоретикам», насчитывает всего пять страниц текста, пятая из которых написана шифром розенкрейцеров, ей соответствующим. Как было сказано выше, помимо ступеней, в манускрипте используется понятие «классов», разделяющих членов Ордена на «ревнителей» и т. п. Так вот, «братья‑теоретики» изучают теоретические основы знаний, которые понадобятся им для перехода на следующую ступень. При этом они имеют право разрабатывать собственные теории и даже изменять словесное выражение инструкций, если это будет способствовать более глубокому их пониманию. Однако они еще не имеют права работать с аппаратурой.

Представителям этой ступени рекомендуются для тщательного изучения труды Василия Валентина, Анри Медатанаса, Арнольда де Вилланова, Реймонда Луллия и некоторых других. Причем время от времени они собираются вместе для совместного обсуждения прочитанного материала.

Применительно к плану духа, «философское ядро» алхимической теории может быть сформулировано следующим образом: Квинтэссенция небес и нетленная настойка души может быть приготовлена лишь посредством огня любви. Здесь же приводятся детальные инструкции розенкрейцеров, относящиеся к семи планетам n находящимся под их влиянием металлам. Так, постепенно, члены этой ступени подготавливаются для работ следующей ступени, являющейся уже чисто экспериментальной. На этой стадии они должны быть полностью ознакомлены с принципами алхимии в изложении розенкрейцеров. Они также должны знать все касающееся различных процессов и способов, необходимых для получения сущностей всех трех (земных) царств, быть хорошо ознакомлены с различными минералами и рудами, а также владеть умением получать из них чистые металлы. Кроме того, они должны уметь зрительно узнавать все необходимые аппараты и знать их назначение.

Третья ступень, соответствующая братьям‑практикам и содержащая шестнадцать страниц текста, подразделяется на две части. В первой из них содержатся инструкции, касающиеся «Подготовительных операций, необходимых для выполнения алхимической работы». В первых четырех главах этой части рассматриваются проблемы, связанные с приобретением необходимых для работы материалов, выбором нужного помещения, созданием необходимого оборудования и т. п. Пятая глава, озаглавленная «Как из продуктов минерального, животного и растительного царств можно получить базовую или универсальную среду растворения», содержит уже чисто практические инструкции и включает в себя три процесса.

Первый из них описывает получение минерального менструма, используемого при работе с металлами и драгоценными камнями. Коротко об этом сказано так: Возьми две равные части «стенной селитры» и медного купороса и очисти их посредством воды (перекристаллизации?). Воду удали посредством выпаривания, а оставшиеся в колбе соли прокали на огне. (Причем для этой операции следует использовать лишь особый вид купороса, добываемого в Вест‑Индии, Японии или Мексике, что связано, по‑видимому, с некими особыми их свойствами.) Полученный остаток солей подвергается сложному процессу переработки посредством возгонки и дистилляции, следуя описаниям, приведенным Соckren'ом. Полученный подобным образом конечный продукт, будучи смешан с металлами и солями, способен извлекать их Сущности.

Второй процесс касается приготовления базового растворителя для представителей растительного царства. С этой целью отобранные образцы какого‑либо растения помещаются в колбу и заливаются смесью равных частей слабой уксусной кислоты и очищенного винного спирта для «усвоения». Затем содержимое колбы подвергается перегонке. Полученный материал снова подвергается «удвоению» и снова перегоняется. Всего выполняется три подобных цикла, в результате чего «кающийся дух наконец одерживает верх», в результате чего в колбе должно остаться небольшое количество мертвой земли и nitrum. Затем необходимо еще выполнить 2–3 сковывания, т. е. объединения мертвой земли с Сущностью или Духом.

Третий этап, т. е. получения универсального растворителя животного царства, начинается с поисков мочи человека совершенного здоровья. Соответствующий всем необходимым требованиям образец также помещают в колбу, подвергая его семикратной перегонке. Затем твердый остаток со дна колбы смешивается с половиной дистиллята, полученного при последней перегонке. Как утверждает текст, полученное средство оказывает мощное лечебное воздействие на любые язвы и раны. Более того, утверждается (возможно, в шутку), что оно способно оживить даже мумию.

В наши дни подобные практики могут вызывать отвращение, однако многие старые книги по медицине и фармакопее содержат описания подобных процедур. Известен, например, скандал, связанный с именем знаменитого Парацельса, вызвавшего негодование и презрение многих коллег своими опытами над человеческими экскрементами.

Полученный продукт растирается вместе с 1/2 фунта натрона (nitrum salt or Na2CO3 × 10 H2O) и снова подвергается перегонке. Полученное при этом вещество смешивается с конечными продуктами, полученными в результате трех вышеописанных процессов, и снова подвергается семикратной перегонке, благодаря чему и получают в конечном счете универсальный растворитель животного царства.

Вторая часть Третьей Ступени, начинающаяся с девятой страницы текста, содержит многочисленные дополнения, касающиеся вышеописанных четырех этапов. Далее следует предостережение, смысл которого заключается в том, что все полученные философские эликсиры, масла, сущности, алкагест, а также и сам Камень, должны использоваться исключительно во благо людям и ради Божьей Славы. Плоды всех алхимических трудов должны естественно предлагаться в первую очередь самим философам, а помимо чисто лечебного использования могут быть использованы, главным образом, для получения драгоценных камней и металлов в целях обеспечения финансового могущества ордена.

Для того чтобы избежать возможных ошибок в прочтении, подвизающиеся должны также как следует ознакомиться с тайной алхимической символикой и многочисленными способами шифрования. Для изучивших «физическую химию» даются необходимые инструкции по «духовной алхимии». Можно предполагать, что лица, обеспечившие себе идеальное здоровье и добившиеся материальной независимости, получают доступ к работе с редкими документами и более продвинутым экспериментам в потаенных местах, что позволяет им достигать в конечном счете степени адептов алхимии, т. е. высочайших степеней психического развития.

Не следует также забывать, что все приведенные в манускриптах формулы следует понимать иносказательно, поскольку они излагают истину лишь «в сокрытом виде». И все же нет никакого сомнения в том, что все искренние ученики, не считающие изучение алхимических трудов и проведение соответствующих экспериментов за пустую трату времени, несомненно, рано или поздно «узрят ее свет».

Нижеследующий текст «Мудрости мудрейших» составляет часть «Collectania Chimica». Целью его является подготовка наиболее серьезных учеников к более сложной работе. Ибо ученики, добившиеся успеха в работе с травами, найдут для себя вовсе не трудной и работу с минералами и металлами. Во всяком случае, тщательное изучение нижеследующего текста, сопровождаемое углубленною медитацией, помогут раскрыть эту тайну тем, кто уже подготовлен к этому.

Все истинные философы согласятся с тем, что Первоматерия металлов представляет собой некий влажный пар, вызванный к бытию действием центрального, или внутреннего, огня земных недр. Пар этот, просачиваясь сквозь поры земли и встречаясь с неочищенным (грубым) воздухом, конденсируется под его воздействием в маслянистую жидкость (воду), которая, в свою очередь, объединяясь с играющей роль ее вместилища землею и вбирая в себя более или менее чистую Серу или приносимую вышеназванным воздухом более или менее чистую Соль и достигая тем самым той или иной степени «вываренности», с помощью внутреннего или же солнечного тепла переходит в породы и (их составляющие) кристаллы, металлы и минералы. Иными словами, все они имеют в качестве своего первородителя один и тот же влажный пар, отличаясь лишь степенью пропитанности их семенем, качествами их зафиксировавших Серы и Соли, также как и чистотою земли, что являлось их матрицей. Часть подобного пара, что сгущается весьма быстро за счет внезапного поступления на земную поверхность и смешивания его с нечистотами и теряет под резким воздействием внутреннего и солнечного жара как свои наиболее тонкие, так и наиболее грубые части, переходит в то клейкое (слизеобразное) вещество, что являет собою основу для формирования самых обычных пород и камней. Часть же другая, что сгущается медленно при прохождении сквозь более тонкую землю, не содержащую в себе серной слизи, преобразуется в горный хрусталь. Ибо сперма столь пестрых камней, каковыми являются мрамор и алебастр, не нарушающая первозданное™ и чистоты сего первозданного пара, позволяет им зарождаться и разрастаться, формируя большие скопленья. Так же и драгоценные камни формируются из того же влажного пара, смешивающегося с чистейшею солевою водой при их фиксации в охлаждаемом месте.

Если же пар сей сгущается медленно, проходя сквозь горячие чистые области, где с ним соединяется серное масло, то он переходит в то клейкое (вязкое) вещество, что зовется философами «Нашею ртутью». Вещество это, достигающее мест, уже очищенных вышеуказанным паром, там где земля стала тонкою, чистой и влажной, образует, при заполнении пор в этой чистой земле, благородное золото. При поступлении сей вязкой материи в более холодные и загрязненные места формируется Сатурн, или свинец. Если ж земля холодна и чиста и к тому ж еще смешана с Серой, то мы имеем Венеру, или медь. Что же касается серебра, то оно формируется тем же паром в местах, содержащих не так много Серы и отличающихся «меньшей проваренностью». Напротив, места формирования олова характеризуются значительно большим количеством Серы, но земля там является значительно менее чистой. Значительно чище бывает земля в местах формированья железа, но там она смешана не простой, но «сожженною Серой».

Отсюда становится ясно, что Первоматерия всех металлов является единой и однородной, т. е. не множественной, хоть она и подвергается измененьям, связанным с местом формированья того иль иного металла, т. е. с различием в свойствах к ней присоединяемой серы. И Первоматерия эта описывалась многими философами. Сендивогиус ее называл «рук не смачивающей небесной водой», т. е. водой необычною, хоть в чем‑то и сходною с дождевой. Неплохо ее охарактеризовал и Гермес, что назвал ее «птицей бескрылою», дабы отметить летучесть ее природы. Когда же он говорил, что «Солнце является ей отцом, а Луна – матерью», то имел в виду тот очевидный факт, что она была порождена посредством воздействия тепла (жара) на влагу. Выражение «ветер носил ее в чреве своем» следует понимать в том смысле, что приемником ее является воздух. Истинность выражения «нижележащее уподобляется вышележащему» состоит в том, что веющий над земною поверхностью влажный пар порождает и дождь и росу, что питают все сущее как в животном, так и в растительном царствах. Вот и все, что мы можем сказать вам о «Ртути Философов», уверявших, что ее можно найти в любой из вещей (что действительно так и есть). Это позволило некоторым из них утверждать, желая подчеркнуть крайнюю тонкость алхимической философии, что Ртуть находится равно и в человеческом теле, и в куче навоза. Правда, многие неискушенные ученики поняли это неправильно и бросались из одной крайности в другую, толком не осознавая, что же именно они ищут и надеясь сыскать в животном и в растительном царствах то, что присуще лишь минеральному царству. Впрочем, подобным заблуждениям часто способствовали и сами философы, пожелавшие спрятать подход к нашей Первоматерии от непосвященных, в чем они, надо сказать, преуспели. Во всяком случае, Сендивогиус сокрушался о том, что, хотя он неоднократно излагал Доктрину, что называется «один к одному», многие из возомнивших себя знатоками и привыкшие употреблять понятия, далеко превзошедшие простоту и безыскусность Природы, оказались уже неспособными понимать смысла им сказанного. А потому он и говорил, что никогда не боялся раскрыть тайну непосвященным, ибо понять ее сможет лишь тот, кто угоден Господу и кто Господом будет ведом.

И именно это благожелательное расположение к искателям истины и побудило его дать более ясное определение Первоматерии, направляя их в область минерального царства. Ибо, цитируя Альберта Великого, писавшего, что в его время зерна золота находили между зубами у мертвеца, т. е. в его могиле, Сендивогиус высказывает уверенность (поскольку сам Альберт никак не объясняет нам этого чуда), что сие подтверждает наличие в человеке определенных свойств минерального царства. То же самое утверждает Морьен, говоря: «Вещество сие, царь, извлекается из самого тебя». Разумеется, все это следует понимать в философском, а не в буквальном смысле, ибо минеральные свойства присущи лишь представителям минерального царства, отличающегося от царства животного. Правда, верно и то, что в животном царстве Ртуть является скорей веществом, тогда как Сера иль костный мозг – скорей некой силой, хотя все же животное царство никогда не было тождественно минеральному и vice versa. Но в отсутствие в человеке сил, свойственных Сере животного царства, его кровь не имела б возможности загустевать в виде мышц и костей. Равным образом, в отсутствие Серы в растительном царстве свойственная последнему влажность или Ртуть не могла бы сгущаться, образуя и стебли, и листья. И подобное же рассужденье применимо вполне и к минеральному царству.

В то же время ни сами вышеназванные три царства, ни характерные для каждого из них разновидности Ртути не отличаются по своей внутренней сути, ибо каждой из них присуща способность сгущать свою Ртуть, а каждой Ртути – способность сгущаться под действием своей Серы, но именно собственной, а не принадлежащей другому царству.

Следовательно, причина нахождения золота между зубами умершего заключается в том, что попадающая в живой организм ртуть (либо посредством втираний, либо за счет каких‑то иных причин) поднимается, в силу присущих сему металлу свойств, в рот, где она и фиксируется, не находя себе выхода, после его смерти между зубами. То есть тело умершего как бы становится естественной маткой для его созревания. При этом ртуть словно бы длительно запирается в его теле, до тех пор пока она не будет сгущена своей собственной серой, очищающейся воздействием естественно порождаемой теплоты гниения под влиянием имеющейся там едкой слизи. Но все сие не могло бы произойти в отсутствие предварительно введенной в тело ртути минерального царства.

Истинные философы единодушны в своем утверждении, что всем металлам присуще семя, посредством которого они могут расти. Но, хотя эта способность к росту свойственна им всем, полная степень сего созревания достигается только в золоте, объединительные узы которого столь прочны, что сей предмет разлагается с наибольшим трудом (применительно к его использованью в алхимическом Делании). И все же некоторые адепты избирали именно сей многотрудный путь, т. е. используя в качестве мужского принципа золото, а в качестве женского – ртуть, извлеченную, впрочем, из менее плотных металлов. И действовали они так не простоты ради, а для разнообразия, и, широко пропагандируя этот метод, старались тем самым сокрыть сущность используемого ими истинного Делания, которое намного легче понять и гораздо проще осуществить. Говоря об этом, мы как бы ставим на пути ищущего читателя некий знак, помогающей ему окончательно не свихнуться, решая проблему отыскания семени, из которого и произрастают металлы, и избежать никому не нужной потери времени, обращаясь к трудам многомудрых предшественников на сем непростом пути, написавших немало по данной проблеме.

Итак, «семя металлов», равнозначное Ртути Философов, было названо так Сынами мудрости, дабы ты смог бы ее отличить от обычной ртути, во многом весьма на нее похожей. Это есть «коренная влажность металлов», которая, будучи извлечена из них надлежащим образом, т. е. в отсутствие разлагающих и разжижающих примесей, заключает в себе ту способность к росту, совершенное удовлетворенье которой приводит к формированию именно золота. В случае всех же других металлов сие свойство полностью не удовлетворяется в связи с тем, что она не была там в достаточной степени «усвоена» иль «проварена» под действием как солнечного тепла, так и тепла элементов, благодаря чему их иногда уподобляют незрелым плодам. Ибо, хотя мы уже и сказали выше, что «корневая влажность металлов» и «семя металлов» тождественны, верно сие лишь отчасти. На самом же деле, влага сия есть не столько само семя, сколько его семенная жидкость, в коей жизненный принцип «разлит», оставаясь невидимым глазу. Но проницательный ум Мастера все же воспринимает его в виде центра сгущенного воздуха, ибо, по воле Господней, заключила Природа свои первопринципы во все ею произведенное, независимо от принадлежности к конкретному царству (растительному, животному иль минеральному).

Семенная жидкость животных видима глазом, чего нельзя сказать о пропитывающем ее принципе, представляющем по отношению к ней нечто вроде сгустившейся точки, окруженной оболочкою спермы до тех пор, пока благодаря активизирующей и ферментирующей силе матке точка эта, в которую Природа заключила свой жизненный принцип, не начинает сама по себе расти, пока она не начинает восприниматься в качестве зародышевых форм того или иного животного.

Точно так же мягкость или сперма любого съедобного плода (скажем, яблока) содержится в гораздо большей пропорции, нежели семя. Более того, даже принимаемое нами за таковое (т. е. семечки) есть не что иное, как сгущенная сперма, содержащая в себе запас жизненных сил. Спермой является точно так же и полученная из зерен пшеницы мука, тогда как подлинным центром (ее) роста является заключенный в ней воздух, предохраняемый своей спермой от экстремальных воздействий холода и тепла до тех пор, пока он не отыщет для себя необходимую матрицу, где благодаря смоченной влажностью и согретой теплом оболочке окружающая данное семя сперма не начнет разлагаться, создавая условия для расширения или роста сгустившегося воздуха или семени, благодаря чему он разрывает оболочку (и выходит наружу), увлекая за собой молочную субстанцию, являющуюся продуктом ассимиляции разложившейся спермы. При этом заключающий в себе стремление воздуха к сгущению центр заключается в пленку, затвердевая в виде зародышей (в данном случае семечек), в соответствии с конкретными природными целями. И если бы все эти наичудеснейшие в своем действии проявления не возобновлялись бы непрерывно перед нашими глазами, то (любой) процесс элементарного роста стал бы совершенно невозможен, как и само Философское Дело. В самом деле, разве могли бы в отсутствие семени расти металлы, да и вообще, разве могло бы иметь место какое‑либо размножение? Поэтому истинный мастер никогда не стал бы утверждать, что он способен обойтись без семени, и кто решится опровергнуть то утверждение, что Природа лишь извечно следует своим исходным предначертаниям. Иными словами, она всегда оплодотворяет семя, которое смогло попасть в надлежащую матку. Но тогда почему бы ей не подчиниться искусному мастеру, который, в совершенстве зная все ее действия и возможности, никогда не будет ей противоречить?

Так, земледелец удобряет свою землю навозом, выжигая на ней сорные травы и выполняя целый ряд других необходимых работ. Точно так же он подвергает необходимой обработке и свои семена, позаботившись при этом о том, чтобы не уничтожить содержащийся в них жизненный принцип. В самом деле, ему никогда не придет в голову предварительно их сварить или изжарить, и в этом он проявляет гораздо большее благоразумие, чем многие из претендующих на звание философа. Вот почему Природа, которую мы с полным правом можем уподобить щедрой матери, одаривает его урожаем, прямо пропорциональным проявленной им заботе о зерне и почве.

А теперь пусть прилежные исследователи Природы прислушаются с предельным вниманием к тому, что я скажу дальше. Подумайте сами: если уж Природа с такою любовью создает даже самые тленные свои творения, то сколь много она вкладывает ее в творения более долговечные, т. е. устойчивые к воздействию огня? Воззрите же с вниманием на ее деяния! Ибо, если вы отыщете семя металлов и создадите все условия для его созревания, применяя способ, совершенствуемый в течение многих столетий, то Природа одарит и вас плодами, прямо пропорциональными совершенству вашего труда.

Здесь искушенный читатель может воскликнуть: «Все это прекрасно! Но где же возможно отыскать это пресловутое семя металлов и почему столь немногим известен способ его получения?» На это я могу ответить, что разные философы хранят сию тайну по разным причинам. Одни, будучи в целом неплохими людьми, не раскрывали ее другим из чувства собственничества. Другие же, полагавшие, что ее можно открывать лишь людям достойным, не могли того сделать потому, что нашим миром правит, главным образом, тщеславье и алчность. Иными словами, будучи мудры и зная, что в намерения Создателя входило не столько поощрение столь низменных чувств, т. е. потакание самолюбию и гордыне, но, напротив, полное их устранение из природы человека, они были вынуждены хранить молчание. Что же касается нас самих, то, не будучи связанными никакими предрассудками, мы скажем все то, что нам известно, ибо, по нашему мнению, подошло время для уничтожения золотого тельца, столь долго почитавшегося людьми всех сословий и классов. К сожалению, давно уже значимость человека у нас определяется количеством имеющихся у него денег, и имущественное неравенство достигло ныне столь крайнего выражения, что человечество разделено на предающихся всем излишествам богачей и живущих в нужде под железной пятой угнетения бедняков. Причем нечестие богачей превзошло все пределы и вопль угнетенных «Кто даст нам пищи для насыщения?» достиг престола Господня. Следовательно, открыть эту тайну следует для того, чтобы богач увидел всю тщету того, чем он владеет, поскольку все его богатства служат орудием угнетения людей, тогда как сокровище алхимиков является Божьим благословением. И все же главная его ценность – это возможность приготовления снадобья, способного не только исцелить любые человеческие болезни, но и продлить человеку жизнь до крайних пределов, дозволенных нам Творцом Всех Вещей.

Такова, пожалуй, наиважнейшая причина необходимости обнародования нашего процесса, ибо порожденный всесилием богатства и угнетения скептицизм начинает оспаривать ныне сами основы всех известных в настоящее время религиозных систем. Хотя, судя по текстам, религия всегда ценилась очень высоко мастерами алхимии, поскольку сам алхимический процесс является в целом лишь иллюстрацией принципа любой религии: поскольку, будучи посажено в нужную среду разложения, наше изначально чисто природное семя преобразуется в духовное, формируя нетленное растение. Как нам известно, семя это было привнесено вначале на Землю в качестве орудия Божьего гнева, в наказание за людские грехи, ибо оно имеет в составе своем смертельный яд, от которого оно может быть очищено лишь восстановлением его в огне и воде. Однако будучи тщательно очищено и облагорожено, оно мгновенно окрашивает все неблагородные металлы, приводя их к совершенству, будучи таким образом живою эмблемою женского семени и того Победителя Дракона, что взошел к славе смертью и страданием своим, обретя силу и власть очищать, претворять и вводить во славу всех последовавших за ним как за истинным посредником между Богом и людьми.

Изложив эти соображения, мы приоткроем завесу умолчания относительно семени металлов, сообщив, что оно сокрыто, подобно зернам пшеницы, в рудах, несмотря на то что некоторые из претендующих на звание алхимиков нечестивых безумцев направляют людей на ложный след, уверяя их в том, что оно пребывает в обычных металлах, являющихся не исконным произведением Природы, но лишь ее подделкой. Поэтому ищущего там семя можно уподобить тому, кто ожидает урожая, посеяв в землю выпеченный хлеб, или же надеется вырастить цыпленка из вареного яйца. Но, несмотря на то что истинные философы устали повторять, что прошедшие через металлургический процесс обычные металлы (включая сюда и золото) мертвы, люди никак не могли осознать, что семя металлов следовало искать исключительно в рудах, ибо такова уж противоестественная природа человеческой мудрости, оставляющей торные пути Природы и Истины, дабы плутать в хитросплетениях собственного ума.

Все истинные испытатели Природы возрадуются этому откровению, в основе которого лежит здравый ум и подлинная философия, тогда как глупцы не смогут извлечь из этого пользы даже в том случае, когда сама Мудрость возопила бы на площадях публичных. А посему, оставив их упиваться собственной ложной значимостью, перейдем к рассмотрению того, из каких же металлических руд состоит наша первоматерия или содержащая зародыши металлов сперма, помня при этом, что ключом нашего искусства является умение растворять надлежащим образом эти руды в жидкой субстанции, называемой философами «нашей Ртутью», так же как и в субстанции земляной, известной среди них как «наша Сера».

И первую из них они называют также женою, женщиной, Луною и другими именами, поскольку ее семени присущи женские свойства, тогда как вторую они называют мужем, мужчиною, Солнцем и т. п., дабы подчеркнуть ее мужские качества. В ходе их разделения и должного объединения посредством огня и тщательной обработки и рождается тот благородный плод, который они называют в силу его совершенства Предметом или квинтэссенцией, ибо в нем четыре элемента объединяются столь совершенным образом, что порождают этот пятый, не убывающий количественно в огне и не теряющий в нем своих свойств, отчего он и зовется Саламандрой, Фениксом или Сыном Солнца.

Все подлинные Сыны Доктрины всегда считали основным этапом нашего искусства именно растворение металлов, давая самые тщательные инструкции касательно самого процесса, но оставляя читателя в неведении относительно того, какие именно руды или искусственно полученные металлы следует для этого избирать. Если же они несколько приоткрывали покров, то чаще всего называли не руды, но металлы, дабы запутать тех, кого они считали недостойными этого знания. Так, автор «Философской дуэли», написанной в форме диалога между Камнем, Ртутью и Золотом, говорит об этом так: «О Ревнители Истины, раскрываю вам, оценив серьезность ваших намерений, именем Всемогущего Господа и ради спасения собственной души, процесс Философского Делания, из одного‑единственного Предмета исходящего и в одной‑единственной вещи совершенствующегося. Ибо мы берем эту медь, разрушая ее незрелое и грубое тело, дабы извлечь присущий ей чистый дух и, очистив (таким образом) ее земляные части, соединяем их вновь, делая таким образом из яда целительный бальзам».

Здесь примечательно то, что, не называя какую‑либо определенную руду, он говорит о Предмете как о «меди», называемой алхимиками также «металлом черни», хотя последняя уже прошла искусственную обработку и не пригодна для приготовления Камня, потеряв в пламени присущую ей «осеменяющую способность». Однако еще Сендивогиус указывал на то, что описание самого процесса является одним из наиболее точных.

Однако из этого, читатель, ты вовсе не должен заключить, что медная руда является предпочтительнее всех других. Вовсе нет, ибо являющаяся семенем всех металлов Ртуть может быть извлечена из любого из них, и легче всего из свинца, что подтверждают и все истинные посвященные, советуя нам искать «благородное дитя» в презренной с первого взгляда форме, скрывающей его «под печатью Сатурна». В самом деле, вспомним, в порядке обсуждения интересующего нас предмета, что, желая приготовить пивной солод, мы можем исходить из самых разных зерновых, хотя чаще всего при этом используется ячмень, в силу того, что для распускания его зародыша (завязи) потребен менее утомительный процесс, несмотря на то что он и удовлетворяет всем требованиям, предъявляемым к извлечению Ртути. Более того, все эти процессы в принципе одинаковы, различаясь лишь степенью фиксированности руд или той легкостью, с которой отдает свою семенную жидкость ячмень, что обусловлено лишь более слабым сцеплением составляющих его частиц.

Пусть ученик также понаблюдает за садовником, подвергающим свои зерна смачиванию, дабы ослабить силу сцепления составляющих их частиц, предоставив остальное Природе, ибо он знает, что она вскоре даст все необходимое для этого тепло. (При условии, что он не испортит процесс сам, либо положив зерно слишком тонким слоем, либо позволив ферментации зайти слишком далеко.) В самом деле, сейчас уже хорошо известно, что истинный огонь может быть возожжен и за счет ферментации растительных соков и что, будучи подвержено подобной обработке, зерно будет годиться разве что для свиней, а то и просто для навозной кучи. А теперь представим, что нашею целью является доведение ферментации до степени, необходимой для извлечения растительной Ртути, не испортив ее при этом ни для посадки (если нашею целью является ее оплодотворение), ни для пивоваренной печи (если она предназначена для приготовления солодового спирта, т. е. для выдержки с целью извлечения избыточной влаги, при сохранении присущей ей силы).

А теперь представим себе, что, желая извлечь минеральную ртуть из руды, ученик избрал в качестве Предмета свинцовую руду. Ясно, что в этом процессе он может лишь содействовать Природе, перемешивая содержащееся во всем (в виде корня жизни) еще не разложившееся центральное тепло, благодаря которому она и произрастает. Итак, способ активизации этого огня называется разложением и, как это нам известно, все руды этому разложению как бы сопротивляются. В самом деле, будучи разжижены в огне, они покрываются окалиною, что и обусловливает постепенность разложения составляющего их вещества. Однако процесс этот равносилен скорее естественному распаду мертвого тела, чем разложению их спермы, результатом чего является их размножение. По потребному для расплавления руды жару и по длительности ее разложения (в процессе лишения ее осеменяющих свойств) мы можем понять, что жар, способный разрушить растительное семя, необходим нам на первой стадии разложения руды для того, чтобы она, достигнув стадии красного каления, не расплавлялась и не теряла из своего состава ничего, кроме примеси серы и мышьяка. Короче говоря, подобный нагрев необходим для того, чтобы избавить ее лишь от чуждых ее семени металлов, представляя собою что‑то вроде очистки зерна от мякины. Ибо именно тщательное отделение последних от руды, посредством обжига или какого‑либо иного процесса, справедливо рассматривается алхимиками как начальная операция ее разложения. При этом, открывая в процессе подобного обжига свои поры, руда втягивает в себя воздух и другие, способствующие ее разложению растворители.



Поделиться:


Последнее изменение этой страницы: 2021-01-14; просмотров: 88; Нарушение авторского права страницы; Мы поможем в написании вашей работы!

infopedia.su Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Обратная связь - 3.144.238.20 (0.024 с.)